Нестандартные задания на уроках обществознания (9 класс)
Место проведения :МОУ «СОШ56УИМ»
Учитель :Иванцова С. М.
Класс: 9В
Данное внеклассное мероприятие проводилось на школьном обучающем семинаре: «Нестандартные задания на уроках обществознания»с целью ознакомления с нестандартными задания по предметам.
Была представлена групповая работа обучающихся 10Бкласса(класс был поделен на две группы)
Ход мероприятия:
«Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям»
И.Этвеш
-О чем говорит в своем высказывании Этвеш?
-Дайте определение термину»прогресс»
-Назовите особенности прогресса(по мнению автора)
Отработка темы: «Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы»:
Для наиболее успешного усвоения темы помимо традиционных методов закрепления целесообразно использовать и нестандартные задания, задействующие зрительную, ассоциативную память и метапрепредметные связи
1.1Если сделать попытку графически изобразить прогресс человечества, то получится не восходящая прямая, а ломаная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран были периоды, когда общественный прогресс замирал, а прогрессивные силы общества подвергались гонениям.
Схема 1
примеры из отечественной истории, соответствующей этому графическому рисунку.
Схема2
1.2 Соблюдая стихотворный размер, рифму заполните пропуски в отрывках.
11.1. Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То ___________ жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы. (Г.Р. Державин) |
11.2. Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним __________. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый.
(А.С. Пушкин) |
Философская позиция:
|
Философская позиция:
|
2.1Отработка терминов
Для наиболее прочного усвоения и разнообразия работы по закреплению знаний терминов по разным разделам помимо словарных диктантов, тренажеров по датам возможно использование следующих типов заданий:
Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения.
В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.
Перевод латинского и греческого термина |
Общественные явления |
«Кошелек» |
Экономическая инфраструктура |
«Невминяемый» |
Убеждение |
«Порча» |
Власть |
2.2 Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков:
1. Вал…в…й национальный продукт – сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителем данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.
2. Т…л…рантность – терпимость к другим мнениям, верованиям. Поступкам.
3. Экстр... мизм – проявление крайних взглядов на мир. Поведение
4. Д…прессия – застой в чем-либо
5 Т…н…йджер – подросток, юноша или девушка в возрасте 13-19 лет.
6. Н……сфера – новое эволюционное состояние биосферы
3.Отработка темы: «Государство как политический институт»
Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово (выражение) выпишите и объясните, почему вы так решили
1. Аграрное общество, традиционное общество, доиндустриальное общество, постиндустриальное общество
2. Национально - государственное устройство, форма правления, политический режим, тоталитарный режим.
4Для развития устойчивого интереса к изучаемому предмету и в целях подготовки к предметной олимпиаде в работе возможно использовать для решения логические задачи и ознакомление способов решения их :
В семье четверо детей, причем все мальчики в ней (если таковые есть) лгут, а все девочки (если таковые есть) говорят правду. Один ребенок сказал: «У меня сестер и братьев поровну», другой: «У меня ровно один брат», третий: «У меня ровно два брата», четвертый: «У меня ровно две сестры». Определите, сколько в этой семье мальчиков. Обоснуйте свой ответ.
5Для проверки усвоения изученной темы, для отработки навыка решения подобных заданий в ЕГЭ используются задания следующего типа:
Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
В настоящее время в отечественной …… ведутся дискуссии о…... . Качественными критериями здесь выступают уровень доходов, стандарты поведения и потребления, уровня образования, владение материальной или интеллектуальной собственностью. Значимой характеристикой является сравнительно высокий уровень материальной обеспеченности, что делает их достаточно автономной и относительно независимой от…… частью населения, что в условиях российской действительности пока невозможно.
……. предполагает выделение групп: по месту жительства, по времяпровождению, по любительским интересам, по склонностям к определенным свободным видам деятельности. …….. включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.
Особое место занимают в обществе……., которые характеризуются признаками потери ориентации в жизни. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. Сюда также можно отнести инвалидов, безработных, лиц без места жительства и определенных занятий.
1.государство |
2. страта |
3. маргинальные слои |
4. философия |
5. социальная стратификация |
6. социология |
7. средний класс |
8. социальная мобильность |
9. каста
|
10. люмпены |