Нестандартное домашнее задание по литературному чтению в 3 классе (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

13
3
Материал опубликован 1 August 2019 в группе

«Нестандартное домашнее задание»

Пояснительная записка

Разработала: учитель начальных классов Федотова Людмила Васильевна

Урок: литературное чтение.

Класс: 3

УМК «Перспектива».

Авторы: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий.

Тема: А.С. Пушкин " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". 6й урок (обобщающий) по произведению.

Цель: совершенствование работы с текстом, решая практические задачи, способствующие развитию познавательных потребностей у учащихся.

Планируемые  результаты при выполнении домашнего задания.

Способствовать формированию следующих результатов:

Предметные:

·        умение анализировать поэтическую сказку А.С. Пушкина;

·        развитие устной, связной речи учащихся;

·        умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе.

Регулятивные УУД:

·        умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

·         умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

·        умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

·        анализировать литературный текст с опорой на таблицу, паспорт литературного героя.

·         умение выявлять сущность, особенности объектов;

·         умение на основе анализа объектов делать выводы;

·         умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД:

·        строить рассуждение и доказательство своей точки зрения.

·         умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

·         умение оформлять свои мысли в устной форме;

·        умение работать в паре, в группах.

Личностные УУД:

·        развитие эмоционального восприятия художественного произведения   и поступков литературных героев;

·        развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Используемые технологии: ТРКМЧП (приём "Шесть шляп"),ТРИЗ (приём «Паспорт литературного героя»), технология лэпбук, дифференцированный подход.

Степень сложности: средний.

 Тип задания: групповое ( приветствуется помощь  родителей)

Рекомендуемое для выполнения домашнего задания время: в течение 5-7 дней.

После 1 урока по произведению, учителем назначаются лидеры творческих групп, затем каждый из них выбирает по одному однокласснику в свою группу, после этого выбирают те дети, которых уже выбрали. По условию девочка выбирает мальчика, мальчик выбирает девочку, и так до тех пор, пока класс не разобьётся на группы. Затем каждая группа получает в произвольном порядке лист с заданием для обсуждения. С одной стороны - это название направления деятельности с местом для записи состава группы, с другой  стороны - правила работы в группе, рекомендации по выполнению заданий.

В театр! В театр!

Форма защиты групповой работы:  инсценировка фрагмента сказки А. С. Пушкина " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

Этапы работы над заданием:

1. Этап: чтение сказки. Определение фрагмента для инсценировки.  Характеристика персонажей: мимика, жесты, характер, выразительность голоса

2. Этап: распределение ролей между участниками группы, на основе качеств человека и персонажа. Создание живых картинок. Подбор персонажа для каждого ребенка.

3. Этап: заучивание своих слов каждым участником группы. Инсценировка этюдов сказки при взаимодействии персонажей. Выбор выразительных средств ( чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; тренировка детей в воспроизведении ролей с использованием всех характеристик выразительности речи (интонация, логическое ударение, темп и ритм речи, логические паузы, сила голоса).

4. Этап:  подбор костюмов, аудио файлов сопровождения

5. Этап:  отработка всего спектакля в целом. Генеральная репетиция, корректировка.

6. Этап:  показ инсценировки

 

Наш диафильм!

Форма защиты групповой работы:  диафильм (это серия графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, а каждый рисунок снабжен титрами (подписями)) к сказке А. С. Пушкина " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

Этапы работы над заданием:

1. Этап: составление плана сказки. В пунктах плана должна выражаться главная мысль текста, чтобы было понятно, о чём (о ком) и что говорится в каждой части произведения. Пункты должны быть краткими; их лучше формулировать в повествовательной форме. Эти  «главные» предложения и будут титрами (подписями для каждого рисунка (кадра) диафильма.

2. Этап: обсудить словесно, что может быть нарисовано к каждому пункту плана.

3. Этап: графически изобразить кадры ( разобрать и выполнить по желанию).

4. Этап: проверить соответствие рисунка и титров.

5. Этап: разместить рисунки диафильма на кадровой ленте (можно заранее её нарисовать на каждом рисунке)

5. Этап: презентация диафильма

 

Портретная галерея

Форма защиты групповой работы:  составление «паспорта литературного героя» сказки А. С. Пушкина " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

Этапы работы над заданием:

1. Этап: определить тех героев произведения, на которых будут составлены паспорта.  Распределить их между участниками группы (по желанию, "случайным" образом- жребию).

2. Этап: внимательно перечитав произведение, найти всё, что относится к выбранному герою.

3. Этап: ориентируясь на приложение "Паспорт литературного героя", используя текст произведения, Словарик характеристик , составить «паспорта литературного героя»

Словарик характеристик:

Бесстрашный, вежливый, веселый, добрый, забавный, заботливый, интересный, опытный, помогающий, отзывчивый, смелый, смешной, спасает всех, обладает необычными способностями (исполняет желания, владеет магией, управляет водой, землей и т. д.), трудолюбивый, хороший, строгий, умный, забавный, наглый, боролся со злом, хитрый, щедрый, спокойный, скромный, мужественный, справедливый, опытный, самостоятельный, трудолюбивый, находчивый, оптимистичный, позитивный, ленивый, нежный, романтичный, незлопамятный, настойчивый, целеустремленный, решительный, свободолюбивый, отважный, спасает всех, терпеливый, сообразительный, надменный, ответственный, лживый, гуманный, общительный, замкнутый, чуткий,  мстительный, любознательный, горделивый, мягкий, простоватый, завистливый, доверчивый, гостеприимный, незлопамятный, несправедливый, гневный, злой, эгоистичный, благородный, самоотверженный, смекалистый, прямодушный.

Всё дело в шляпе!

Форма защиты групповой работы:  защитить проект по выявлению разных сторон восприятия и оценки сказки А. С. Пушкина " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" с помощью приёма "Шесть шляп".

Этапы работы над заданием:

1. Этап: чтение сказки.

2. Этап: уяснить зависимость направления  развития мысли от цвета шляпы.

3. Этап: распределение между участниками группы по одной шляпе (по желанию, "случайным" образом- жребию).

4. Этап: используя направления развития мысли, в зависимости от цвета своей шляпы, составить проект её защиты.

Наденьте белую шляпу. Белая — самая нейтральная. Это только факты, деловая речь. Какой мы обладаем информацией?   Доказать, почему всё произошло именно так, а не иначе.

Наденьте жёлтую шляпу. Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Это эпитеты, сравнения. Здесь употребляется речь художественная, образная.

Наденьте красную шляпу. Красная — это эмоциональное восприятие. Выскажите свои чувства по поводу  сказки. 

Наденьте чёрную шляпу. Чёрная — негативная, мрачная, надо найти и высказать сомнение, найти аргументы против.  В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Наденьте зелёную шляпу. Зеленая — творческая. Возможно предложить новые решения ситуаций, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными. Попробовать доказать, что сказка актуальна и в наши дни, чему он учит современных детей. Возможно вы предложите свой вариант конца сказки. (Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?)   

Наденьте синюю шляпу. Синяя — нейтральная, оценочная. Эксперт оценивает предложения всех участников группы. Обобщает  всё, что   узнали по сказке. 

 

Лэпбук? Лэпбук!

Форма защиты групповой работы: лэпбук -книжка-раскладушка с кармашками, подвижными деталями, окошками, конвертиками - секретиками, миникнижками - гармошками, дверками,  в которые помещаются разного рода материалы, задания,  связанные со сказкой А. С. Пушкина " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

Этапы работы над заданием:

1. Этап: составить план деятельности, выбрать или придумать формы подачи материала. (папка, шаблоны, фон, картинки, украшение, тексты, содержание заданий

2. Этап: создание макета (на разных элементах размещается информация). Продумайте, какой вид будут иметь ваши папка, шаблоны, фон, картинки, украшение, кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация (тексты, содержание заданий: перевёртыши, что лишнее?, вопросы-блиц, угадай по описанию, кроссворды, ребусы, пазлы, задания с устаревшими словами. антонимами, синонимами, средствами художественной выразительности, игры "Собери слова", "Потерянные слова").

3. Этап: создание шаблона лэпбука.

4. Этап: презентация лэпбука.

Способ проверки домашнего задания:  в ходе обобщающего урока по произведению А. С. Пушкина " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" каждая группа презентует свою работу.


Приложение 1 страница
DOC / 408 Кб

Приложение 2 страница рекомендации
DOC / 1.03 Мб

Приложение Паспорт литературного героя
DOC / 31 Кб

Приложение шаблоны для лэпбука
DOC / 95.5 Кб

Нестандартное домашнее задание по литературному чтению
DOC / 53.5 Кб

Комментарии

Людмила Васильевна, Вы молодец, отличное задание! очень понравились шаблоны, приложения яркие. Дети с удовольствием выполнят такое необычное домашнее задание!

1 August 2019

Спасибо, Елена Фёдоровна!

1 August 2019

Интересное задание!

16 November 2019