Конспект урока по литературе в 1 классе «А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."»
План - конспект
урока
по литературному чтению
в 1 классе
МБОУ «ООШ п. Лощинный»
на тему «А.С.Пушкин «Сказка о Царе Салтане….»(отрывок)»
Разработала: учитель начальных классов Бутылкина Ю.Г.
Апрель 2018г
Цель: создать условия для осуществления поиска необходимой информации по выполнению учебных заданий, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний, развития навыков чтения, формировать нравственные понятия о добре и зле.
Планируемые результаты (УУД)
Личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать: учиться оценивать себя, уважать собеседника, формировать нравственные понятия о добре и зле;
Метапредметные:
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия по решению учебной задачи; выстраивают последовательность необходимых операций, оценивают результаты деятельности; высказывают свое отношение к произведению:
Познавательные – знакомятся с новой учебной книгой, умеют составлять несложные монологические высказывания о героях;
Коммуникативные – взаимодействуют с окружающими, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
Предметные: научатся читать вслух и отвечать на вопросы по содержанию произведения, сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок, читать по ролям отрывок из произведения в диалогической форме; получат возможность научиться сравнивать тексты сказок.
Оборудование: презентация к уроку, учебник « Литературное чтение: уроки слушания» Л.А. Ефросинина, слоги (карточки).
Сценарий урока
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности
Прозвенел для нас звонок –
Начинается урок.
Актуализация знаний. (повторение за учителем)
Летела муха около уха: ж-ж-ж-ж.
Летела оса около носа: с-с-с,
Летел комар и звенел: з-з-з,
Сел на лоб, а мы его хлоп!
И поймали (кулачок прижимается к уху) з-з-з
Пусть летит!
(читают слоги по карточкам)
Чтение слогов:
- простых слогов – слияний: па, ру, фю…
- сложных слогов: нра, мро, шны, кре…
2. Знакомство с учебником и тетрадью.
- Что вы чувствуете, когда держите в руках новую книгу, слышите шорох страниц, вдыхаете запах типографской краски?
(Высказывания детей)
- Смотрите, книга приветствует вас. Рассмотрите обложку, титульный лист, иллюстрации, содержание. Рисунки в книгах не живут сами по себе. Это иллюстрации к текстам учебника. Художник с помощью красок рассказывает историю, которую поэт или писатель рассказал при помощи слов.
Знакомство с условными обозначениями.
Литературная игра: «Вспомните и назовите».
(На слайдах даны тексты для упражнения в чтении)
- Самостоятельно прочитайте и ответьте на вопросы: что это? Как называется? Как надо читать?
Слайд 2. Потешка.
- Мальчик-пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел,
- С этим братцем песни пел.
Слайд 3. Скороговорка:
«Дали Клаше каши с простоквашей; ела Клаша кашу с прстоквашей».
Слайд 4. Загадка:
«Нет ног, а идет, нет глаз, а плачет». (Дождь)
Слайд 5-6. Авторские сказки в стихах.
…Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
«Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!...
…Белка песенки поёт
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут…
Слайд 7. Портрет А.С.Пушкина. (Дети рассматриваю портрет)
Саша получил хорошее домашнее образование. С детства он привык искать опору в себе самом, был терпеливым и целеустремлённым. Родители с детства приучали детей к книгам, много им сами читали. Пушкин мог часами находиться в библиотеке, он любил книги, они были верными друзьями. В большой библиотеке отца Саша проводил долгие часы за чтением. К семи годам он свободно читал, говорил и писал по-французски, а русской грамоте его выучила бабушка Мария Алексеевна. В долгие зимние вечера любил Саша слушать сказки няни.
Вопрос: А кто знает, как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна)
Поэзию будущий поэт любил с раннего возраста и начал сочинять стихи еще ребенком. Как-то мальчик долго не засыпал, его спросили: «Почему, Саша, не спишь?» - «Сочиняю стихи» - таков был ответ.
Объявление темы. Постановка целей.
- Прочитайте тему урока. Какой знак стоит в конце заголовка? (Многоточие)
- Что обозначает многоточие? (Заголовок сказки дан в сокращении)
Слайд 8. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне Лебеди».
Работа по теме урока.
Чтение отрывка учителем. Повторное самостоятельное чтение учащимися, беседа по содержанию.
Выполнение задания 1-3 в учебнике.
Подготовка к выразительному чтению.
Составление схематического плана.
- На сколько частей можно разделить данный отрывок? О чем рассказывается в каждой части? (В первой – о корабельщике и кораблике, во второй- остров Буян, в третьей – князь Гвидон и корабельщики.)
Физкультминутка.
А,б,в,г,д,е,ё – постираем мы бельё.
Ж,з,и,й,к,л,м – апельсинку быстро съем.
Н,о,п,р,с,т,у – погуляем по мосту.
Ф,х,ц,ч,ш,щ – ой, какая чаща.
Ъ,ы,ь – не запомнятся никак.
Э,ю,я – во и все мои друзья
Слайд 9-15.
Подбери к рисункам строки из сказки
Работа по тетради. Выполнение заданий. (Учащиеся самостоятельно читают задания и выполняют их)
Слайд 16. Составление памятки «Как правильно выполнять задание».
- Прочитайте задание. Подумайте, всё ли понятно. Если нет, перечитайте задание или спросите у учителя.
- Подумайте, как найти ответ. Перечитайте произведение или отрывок.
- Найдите нужный ответ, прочитайте или запишите.
- Перечитайте задание и ответ.
- Оцените свою работу.
5 Итог урока.
Слайд 17. Памятник А.С.Пушкину в Москве.
- Время не властно над памятью о поэте. В Москве на Пушкинской площади стоит памятник А.С.Пушкину. Вы еще не раз вернетесь к творчеству поэта.
(Рассматривание книги)
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Рефлексия.
Слайд 18.
Я молодец ,потому что |
Мне понравилось |
Для меня было: необычно..ценно..интересно..ново |
В следующий раз я постараюсь |
Моя оценка собственной работы на уроке (почему?) |
Для самостоятельной работы: выучить отрывок из сказки наизусть (по желанию).