Нестандартное домашнее задание по обучению грамоте: карточка-раскраска
Карточка-раскраска по обучению грамотеDOCX / 167.13 Кб
Автор ресурса | Соколова Елена Борисовна, учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП им. В. И. Десяткова г. Белая Холуница Кировской области |
Тип задания | Карточка-раскраска |
Аудитория | Старшие дошкольники, 1 класс, дети с ОВЗ |
Предмет | Литературное чтение |
УМК | Любой, ориентация на порядок изучения букв по УМК “Школа России” |
Место в учебном процессе | Период обучения грамоте |
Тема | Чтение слов и текстов с изученными буквами. |
Цели | Развитие навыка правильного слогового чтения и чтения целыми словами. Формирование основ смыслового чтения. Расширение словаря и кругозора. |
Форма использования | Нестандартное домашнее задание; самостоятельная работа на уроке |
Форма проверки | Фронтальная: выборочное чтение слов блока по заданиям для раскрашивания. Самопроверка рисунка по образцу, взаимопроверка. Выполнение и защита проектных заданий. |
Метапредметные связи и пропедевтика | Русский язык: грамматическое значение числа существительных; написание имён собственных; родственные и сложные слова; работа с толковым словарём; развитие мелкой моторики. Литература: русские народные сказки; произведения А. С. Пушкина и К. И. Чуковского. Окружающий мир: классификация животных; виды транспорта; виды водоёмов; географическая карта России. |
Степень сложности | Средний уровень – для основного задания. Повышенный уровень – для проектных заданий. |
Рекомендуемое количество времени на выполнение | 20 минут- на основное задание (чтение слов, раскрашивание) |
На начальном этапе овладения чтением дети, а вместе с ними и учитель, сталкиваются с несколькими противоречивыми ситуациями.
Ребёнок хочет читать, но из-за малого числа знакомых букв для чтения доступен очень ограниченный набор слов. По этой же причине тексты, предлагаемые в букварях и азбуках, примитивны и неинтересны детям. Мотивация к самостоятельному чтению начинает пропадать, не успев зародиться.
Вторая проблема состоит в том, что для развития навыка чтения нужны систематические занятия. Но перечитывание доступных текстов быстро наскучивает, а после 2-3-кратного прочтения ребёнок уже не читает, а воспроизводит текст по памяти.
Часто у начинающего читателя возможна ещё одна проблема: при относительно высокой скорости чтения обнаруживается низкий уровень понимания прочитанного.
В условиях школьного обучения работа осложняется тем, что в одном классе оказываются дети с разным уровнем техники чтения. Необходимо создать условия каждому ученику для развития и технической, и смысловой стороны чтения, развить положительную читательскую мотивацию.
Для решения указанных противоречий были разработаны карточки с блоками слов для чтения в период обучения грамоте.
https://урок.рф/library/obuchayushie_kartochki_k_azbuke_vg_goretckogo_umk_124157.html
Карточки содержат слова, состоящие только из знакомых на данный момент букв. Слова расположены на карточке по степени усложнения чтения. Чем дальше расположен столбик – тем сложнее структура слова.
Карточки с блоками слов используются как на уроке, так и в качестве нестандартного домашнего задания. Чтобы повысить интерес и мотивацию к чтению слов на карточке, можно предложить детям не просто блок слов, а карточку-раскраску.
Общее задание к любой карточке одинаковое – прочитать слова по столбикам и строчкам. На этом этапе отрабатывается техническое чтение слов разных по степени сложности. Наличие слов в разном числе, однокоренных слов ориентирует ученика на внимательное чтение каждого слова, предупреждает ошибки в окончаниях слов, чтение по догадке.
Все последующие задания направлены на формирование читательской грамотности: ориентация в блоке слов, выборочное смысловое чтение, расширение пассивного и активного словаря.
Карточка-раскраска
Карточка-раскраска для печатиPNG / 40.93 Кб
Инструкция по выполнению нестандартного домашнего задания
с карточкой-раскраской.
Примечание: задания записаны на оборотной стороне раскраски, их читает взрослый.
Для самостоятельной работы ребёнка даны символьные знаки заданий.
Знаки-символы могут зарисовываться детьми самостоятельно под руководством педагога при выдаче домашнего задания. Письменная инструкция при этом может отсутствовать.
Инструкция для печатиPNG / 55.38 Кб
После выполнения основного задания (чтения слов, раскрашивания) ученикам предлагаются задания повышенного уровня. Они выполняются по желанию в форме проектного задания с участием родителей.
Дидактические задания к карточке направлены как на овладение техникой чтения, так и на расширение и уточнение словаря и кругозора учащихся, развитие ассоциативного мышления и связной речи, пропедевтическое знакомство с материалом по разным предметам.
Образец для самопроверки
Задания повышенного уровня (выполняются по желанию, по выбору)
Придумай историю со словами карточки. |
Вспомни сказки о герое раскраски. |
Вспомни сказку А. С. Пушкина о герое раскраски. Найди на карточке слова из этой сказки. |
Узнай, в каком произведении Пушкина говорится о сказочном существе с карточки. Выучи отрывок наизусть |
Вспомни сказку К. Чуковского про реку или животных, названных на карточке. Сделай рисунок к сказке. Выучи наизусть отрывок. |
Найди на карте России реки, названные на карточке. Научись их показывать. |
Нарисуй или найди картинку с одним из животных, названных на карточке. Найди или придумай загадку о нём |
Горбачёва Марина Юрьевна
Соколова Елена Борисовна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Соколова Елена Борисовна
Морозова Татьяна Леонидовна
Соколова Елена Борисовна