Нестандартное домашнее задание по теме: «Я — исторический детектив: Расследуем дело “Альбигойского крестового похода”»
Конкурсная методическая разработка
Нестандартное домашнее задание по теме:
«Я — исторический детектив: расследуем дело “Альбигойского крестового похода”»
Преподаватель: Крапивин Е.В.
Предмет: История
Класс: 10-11 (гуманитарный профиль)
1. Пояснительная записка
Тема открытого урока: «Средневековая Европа на перекрестке культур и религий: конфликт и диалог».
Идея задания: Вместо пассивного заучивания фактов ученики становятся «следователями», расследующими одно из самых сложных и драматичных событий европейского Средневековья — Альбигойский крестовый поход (1209–1229 гг.). Их задача — не просто пересказать события, а проанализировать мотивы сторон, достоверность источников и последствия, используя профессиональные навыки историка.
Цель задания: Способствовать профессиональному самоопределению учащихся через погружение в методы работы историка-исследователя: критический анализ источников, построение доказательной базы, публичную защиту своей позиции.
Задачи:
Образовательные: Углубить знания о религиозной и политической истории средневековой Европы.
Развивающие: Развивать навыки критического мышления, анализа текстовых источников, ведения дискуссии и создания презентаций.
Воспитательные: Формировать понимание ценности диалога культур, толерантности и трагических последствий религиозной нетерпимости.
Характеристика задания:
По дидактической цели: Направлено на формирование УУД (умение работать с информацией, строить речевое высказывание, сотрудничать в группе).
По степени сложности: Высокий уровень, с внутренней дифференциацией ролей в группе.
По типу: Исследовательско-ролевой проект.
По уровню мотивации: Высокий, благодаря игровой детективной метафоре и выбору роли.
По числу участников: Групповое (3-4 человека).
По способу организации: Творческо-проектное.
Рекомендуемое время:
Домашняя работа: До 1,5 часов на каждого участника группы.
Выступление на уроке: До 3 минут на каждого участника группы (общее выступление до 12 минут).
Форма проверки: Публичная защита «отчетов следственной группы» на открытом уроке с использованием мультимедийной презентации.
Инструкция для учащихся
Тема: «Я — исторический детектив: Расследуем дело “Альбигойского крестового похода”»
Уважаемые детективы-историки! Вам предстоит расследовать сложное и запутанное «дело» XIII века. Вам нужно не просто собрать улики-факты, но и понять мотивы преступления, назвать виновных и оценить последствия.
Шаг 1. Сформируйте следственную группу и распределите роли
Каждый из вас — эксперт в своей области. Распределите роли в вашей группе:
Аналитик-архивист: Ответственный за поиск и первичный отбор информации. Ищет надежные исторические источники и научные статьи в библиотеках и интернете.
Следователь-критик: Анализирует достоверность источников. Кто их автор? Каковы его цели? Можно ли ему доверять? Выделяет ключевые факты и противоречия.
Обвинитель / Адвокат: Готовит основную аргументацию для выступления. «Обвинитель» фокусируется на действиях папства и северофранцузских баронов. «Адвокат» — на мотивах и позиции катаров и южнофранцузской знати.
Докладчик-визуализатор: Оформляет результаты расследования в виде убедительной презентации, подбирает карты, репродукции, цитаты.
Шаг 2. План вашего расследования
Ваш отчет должен содержать следующие пункты:
Контекст дела: Что происходило в Лангедоке накануне конфликта? (Культура, религия, политика).
Жертвы и обвиняемые: Кто такие катары? Почему католическая церковь объявила их еретиками? Кто участвовал в крестовом походе и почему?
Ключевые улики (события): Что такое «резня в Безье»? Осада Каркассона и Тулузы. Суды Инквизиции.
Вердикт: Каковы были непосредственные и долгосрочные последствия этого крестового похода для Франции и Европы?
Ваше экспертное мнение: Был ли этот конфликт исключительно религиозным? Какую роль в нем играли политические и экономические интересы?
Шаг 3. Проведите совещание и подготовьте защиту
После самостоятельной работы проведите онлайн или офлайн-встречу. Соедините все части в единый логичный доклад. Отрепетируйте выступление, уложившись в регламент.
Шаг 4. Консультация
При необходимости обратитесь за консультацией к вашему «руководителю» — учителю истории.
Шаг 5. Публичная защита
Представьте результаты вашего расследования на открытом уроке. Будьте кратки, убедительны и готовы ответить на каверзные вопросы от других «коллег-детективов» (одноклассников и родителей).
Удачи в расследовании! Пусть ваши аргументы будут железными, а выводы — обоснованными!