Нестандартное домашнее задание по теме: «Я — исторический детектив: Расследуем дело “Альбигойского крестового похода”»

0
0
Материал опубликован 14 November

Конкурсная методическая разработка

Нестандартное домашнее задание по теме:

«Я — исторический детектив: расследуем дело “Альбигойского крестового похода”»

Преподаватель: Крапивин Е.В.
Предмет: История
Класс: 10-11 (гуманитарный профиль)



1. Пояснительная записка

Тема открытого урока: «Средневековая Европа на перекрестке культур и религий: конфликт и диалог».

Идея задания: Вместо пассивного заучивания фактов ученики становятся «следователями», расследующими одно из самых сложных и драматичных событий европейского Средневековья — Альбигойский крестовый поход (1209–1229 гг.). Их задача — не просто пересказать события, а проанализировать мотивы сторон, достоверность источников и последствия, используя профессиональные навыки историка.

Цель задания: Способствовать профессиональному самоопределению учащихся через погружение в методы работы историка-исследователя: критический анализ источников, построение доказательной базы, публичную защиту своей позиции.

Задачи:

Образовательные: Углубить знания о религиозной и политической истории средневековой Европы.

Развивающие: Развивать навыки критического мышления, анализа текстовых источников, ведения дискуссии и создания презентаций.

Воспитательные: Формировать понимание ценности диалога культур, толерантности и трагических последствий религиозной нетерпимости.

Характеристика задания:

По дидактической цели: Направлено на формирование УУД (умение работать с информацией, строить речевое высказывание, сотрудничать в группе).

По степени сложности: Высокий уровень, с внутренней дифференциацией ролей в группе.

По типу: Исследовательско-ролевой проект.

По уровню мотивации: Высокий, благодаря игровой детективной метафоре и выбору роли.

По числу участников: Групповое (3-4 человека).

По способу организации: Творческо-проектное.

Рекомендуемое время:

Домашняя работа: До 1,5 часов на каждого участника группы.

Выступление на уроке: До 3 минут на каждого участника группы (общее выступление до 12 минут).

Форма проверки: Публичная защита «отчетов следственной группы» на открытом уроке с использованием мультимедийной презентации.

Инструкция для учащихся

Тема: «Я — исторический детектив: Расследуем дело “Альбигойского крестового похода”»

Уважаемые детективы-историки! Вам предстоит расследовать сложное и запутанное «дело» XIII века. Вам нужно не просто собрать улики-факты, но и понять мотивы преступления, назвать виновных и оценить последствия.

Шаг 1. Сформируйте следственную группу и распределите роли
Каждый из вас — эксперт в своей области. Распределите роли в вашей группе:

Аналитик-архивист: Ответственный за поиск и первичный отбор информации. Ищет надежные исторические источники и научные статьи в библиотеках и интернете.

Следователь-критик: Анализирует достоверность источников. Кто их автор? Каковы его цели? Можно ли ему доверять? Выделяет ключевые факты и противоречия.

Обвинитель / Адвокат: Готовит основную аргументацию для выступления. «Обвинитель» фокусируется на действиях папства и северофранцузских баронов. «Адвокат» — на мотивах и позиции катаров и южнофранцузской знати.

Докладчик-визуализатор: Оформляет результаты расследования в виде убедительной презентации, подбирает карты, репродукции, цитаты.

Шаг 2. План вашего расследования
Ваш отчет должен содержать следующие пункты:

Контекст дела: Что происходило в Лангедоке накануне конфликта? (Культура, религия, политика).

Жертвы и обвиняемые: Кто такие катары? Почему католическая церковь объявила их еретиками? Кто участвовал в крестовом походе и почему?

Ключевые улики (события): Что такое «резня в Безье»? Осада Каркассона и Тулузы. Суды Инквизиции.

Вердикт: Каковы были непосредственные и долгосрочные последствия этого крестового похода для Франции и Европы?

Ваше экспертное мнение: Был ли этот конфликт исключительно религиозным? Какую роль в нем играли политические и экономические интересы?

Шаг 3. Проведите совещание и подготовьте защиту
После самостоятельной работы проведите онлайн или офлайн-встречу. Соедините все части в единый логичный доклад. Отрепетируйте выступление, уложившись в регламент.

Шаг 4. Консультация
При необходимости обратитесь за консультацией к вашему «руководителю» — учителю истории.

Шаг 5. Публичная защита
Представьте результаты вашего расследования на открытом уроке. Будьте кратки, убедительны и готовы ответить на каверзные вопросы от других «коллег-детективов» (одноклассников и родителей).

Удачи в расследовании! Пусть ваши аргументы будут железными, а выводы — обоснованными!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.