Николай Иванович Вавилов
Николай Иванович Вавилов | известный учёный-генетик, ботаник, селекционер XX века, создатель учений о мировых центрах происхождения культурных растений и иммунитете растений, а также закона гомологических рядов в наследственной изменчивости. |
Ранние годы
Николай Иванович Вавилов родился 25 ноября 1887 года на Средней Пресне в Москве. Его отец был зажиточным купцом, владеющий обувной мануфактурой. Младший брат и две сестры в дальнейшем стали известными учёными. Их отец мечтал, чтобы его сыновья продолжили семейное дело. Однако его детей не интересовала торговля: Николая занимала ботаника и география, а младший, Сергей углублённо изучал математику и физику. И в дальнейшем стал основателем научной школы физической оптики.
1896 год 1991 год
Мама Александра Михайловна с сыновьями Николаем и Сергеем
Образование
По воле отца Николай поступает в Московское коммерческое училище. После окончания Московского коммерческого училища, Николай не захотел учить латинский язык для поступления в Императорский Московский университет, поэтому продолжил своё обучение в Московском сельскохозяйственном институте (МСХИ) (ныне Тимирязевская сельскохозяйственная академия). Еще, будучи студентом, занимался научной работой. В 1908 году он участвовал в студенческой экспедиции по Северному Кавказу и Закавказью. В 1911 году Вавилов заканчивает институт. За годы студенчества им было опубликовано четыре работы. Одна из них стала дипломной работой и была удостоена премии. В 1911-1912 году Николай Иванович Вавилов отправляется в Санкт-Петербург на стажировку с целью ознакомления с систематикой и географией культурных злаков и их болезней. В 1913 году Н. И. Вавилов был отправлен во Францию для завершения образования. Во французской коммуне Вильморен он узнал, что такое селекционное семеноводство, в городах Йена (Германия) и Мертон (Великобритания) он работал в лаборатории. На протяжении шести месяцев стал партнером известного биолога Уильяма Бэтсона. В.Бэтсон, автор книги «Менделевские основы наследственности» (1902), которую он для верности снабдил подзаголовком «В защиту менделизма». Бэтсон — английский биолог, один из основателей генетики, автор термина «генетика», которого Вавилов впоследствии называл своим учителем. В Кембриджском университете Н.И. Вавилов работал над исследованием хлебных злаков. Для этого он посеял на его ферме семена зерновых, которые специально привез из России. Затем работал во Франции, в крупнейшей семеноводческой фирме Вильморенов, и в Германии у Э.Г. Геккеля. Немецкий естествоиспытатель и философ. Автор терминов «питекантроп», «филогенез» и «онтогенез», разработал теорию происхождения многоклеточных (1866), сформулировал биогенетический закон, согласно которому в индивидуальном развитии организма как бы воспроизводятся основные этапы его эволюции, построил первое генеалогическое древо животного царства. Командировку зарубеж пришлось прервать - помешала Первая мировая война. Вавилова не призвали в армию доктора из призывной комиссии нашли у него травму глаза, полученную в детстве. Однако ведет свою войну, но с невидимым врагом! Николай Иванович был привлечен в качестве консультанта по вопросу массового заболевания солдат русской армии в северных районах Персии. Которых косит странная болезнь, она сопровождается обмороками и судорогами. Есть случаи летального исхода. Оказалось, что в местную муку попадают частицы семян плевела опьяняющего, а с ними и гриб, который способен вызвать серьёзное отравление с возможным летальным исходом. Как только продовольствие стали возить из России, болезнь остановилась.
Научная деятельность
В 1915 году Николай Вавилов начал заниматься изучением иммунитета растений. Первые опыты он проводил в питомниках совместно профессором Сергеем Ивановичем Жегаловым (русский и советский растениевод, генетик-селекционер, педагог). С этого момента можно сказать начинаются успешные и самые плодотворные годы. С сентября 1917 г. по 1921 г. преподавал на Саратовских высших сельскохозяйственных курсах, где в 1918 г., с преобразованием курсов в институт, был избран профессором и заведовал кафедрой генетики, селекции и частного земледелия. Там он собрал коллектив молодых последователей своих идей, студентов университета, и вместе с ними провел исследования районов Среднего и Нижнего Поволжья. Эти работы легли в основу труда «Полевые культуры Юго-Востока», издать который удалось лишь в 1922 г.
Н.И. Вавилов в рабочем кабинете агрофака СГУ. 1919-1921
На III Всесоюзном селекционном съезде (июнь, 1920 г.), проходившем в Саратове, Вавилов выступил с докладом «Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости», который был воспринят слушателями как крупнейшее событие в мировой биологической науке. Так, физиолог растений профессор В.Р. Заленский произнес широко известные слова: «Съезд стал историческим. Это биологи приветствуют своего Менделеева». Закон вскрыл важную закономерность эволюции: у близких видов и родов возникают сходные наследственные изменения. Закон гомологических рядов облегчает селекционерам поиск новых форм для скрещивания и отбора.
Участники III Всероссийского селекционного съезда. Саратов, 10 июня 1920 г.
В марте 1921 г. переехал в Петроград, где возглавлял Отдел прикладной ботаники и селекции. Николая пригласили на Международный сельскохозяйственный конгресс в США, где он выступил с докладом на тему закона гомологических рядов. Его выступление и там стало настоящей сенсацией, портреты выдающегося ученого опубликовали все местные издания. Там же Николай познакомился с работой Бюро растениеводства в Вашингтоне и работой Колумбийской лаборатории Т.Г.Моргана (американский биолог-генетик, один из основоположников генетики, является Лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине «За открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности»).
С 1924 по 1927 год был проведён ряд внутрисоюзных и зарубежных экспедиций — Афганистан, Средиземноморье, Африка, в ходе которых Вавилов продолжал пополнять коллекцию образцов и изучение очагов возникновения культурных растений.
Николай Иванович объездил 50 стран – побывал на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. В конце 1920-х и начале 1930-х ученый посетил Японию, Китай и Южную Америку. После экспедиций вышла в свет его вторая важнейшая работа о центрах происхождения культурных растений, за которую ему присудили Премию имени В. И. Ленина. Он изучил растительный мир Греции, юга Франции, побывал в Испании, Португалии Алжире, Тунисе, Марокко, Ливане, Сирии, Палестине, Сомали и Абиссинии. Пешие маршруты Вавилова и его группы составили 2 тысячи километров, а собранный материал насчитывал тысячи образцов. Профессор побывал в Нуристане – закрытой для европейцев провинции Афганистана. Зарубежные экспедиции в Средиземноморье, Африку и Индию невероятно обогатили коллекцию семян. Ученый писал, что в Индии «нашли прарожь» и «четыре раза перевалили Гиндукуш, один раз по пути Александра Македонского».
Маршруты экспедиций и путешествий Н.И. Вавилова в 1916–1940 гг.
В 1930 г. в Ленинграде, одновременно с работой в Всероссийском институте растениеводства, Вавилов возглавил первое в стране академическое учреждение, занимающееся проблемами генетики - Лабораторию генетики АН СССР в которую пригласили молодых талантливых генетиков ленинградской школы, а также известных зарубежных учёных (в том числе Г. Дж. Мёллера американский генетик, ученик Томаса Ханта Моргана, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1946). Наиболее известен своими работами в области мутагенного действия рентгеновских лучей и радикальными политическими взглядами). Через три года лаборатория была преобразована в Институт генетики (в 1934 переведён в Москву), которым Вавилов руководил до 1940 г.
При нём в рамках множества экспедиций по СССР и зарубежным странам, организованных в этот период, была собрана основа гербария. Сейчас институт обладает уникальной коллекцией, в которой собрано свыше 200 000 образцов культурных и дикорастущих растений. А так же результатом которых станет создание уникальной, самой богатой в мире коллекции культурных растений, насчитывавшей в 1940 году 250 тысяч образцов. Эта коллекция нашла широкое применение в селекционной практике, стала первым в мире важным банком генов. К началу Великой Отечественной войны коллекция семян хранилась в здании Всероссийского института растениеводства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге. Часть семян сотрудники ВИР эвакуировали в ручной клади на самолете в Красноуфимск. Остальная часть должна была уехать поездом, но этому помешала начавшаяся блокада Ленинграда. Как и другие жители города, сотрудники института получали по 125 грамм хлеба, страдали от голода и дистрофии, но продолжали следить за сохранностью семян, охраняя их от воров и нападений грызунов.
Образцы семян и культур, привезенные Н.И. Вавиловым из экспедиций.
Но также эти годы жизни станут переломным, а в дальнейшим последствия станут невероятно трагическими, не только для Николая Ивановича Вавилова, но и для всей Российской генетики в целом. В это время Николай Вавилов знакомится, и общается с Трофимом Лысенко. Человеком, который ради своей карьеры и благополучия уничтожил и самого великого ученого, и дело всей его жизни. Ученый поддерживал его разработки в сфере яровизации, и не знал, какую роковую роль тот сыграет в его биографии. В 1940 году Николай Вавилов был назначен начальником Комплексной экспедиции в западные районы Украинской и Белорусской СССР.
При жизни Николай Иванович был избран членом и почетным членом многих зарубежных академий, в том числе Лондонского Королевского общества (1942), Шотландской (1937), Индийской (1937), Аргентинской академий, членом-корреспондентом АН Галле (1929; Германия) и Чехословацкой академии (1936), почетным членом Американского ботанического общества. Линнеевского общества в Лондоне, Английского общества садоводства и др.
Свой «Кошмар Дженкина» или трагедия Российской генетики
Начиная с середины 1930-х годов, главным образом после известной IV сессии ВАСХНИЛ в декабре 1936 г., Вавилов стал главным и наиболее авторитетным оппонентом Т.Д. Лысенко. Намечавшийся на 1937 г. в Москве Международный генетический конгресс был отменен властями, разрешения на участие в VII Международном конгрессе в Лондоне и Эдинбурге (1939) не получил ни один из советских генетиков, в том числе и избранный президентом конгресса Вавилов. Т.Д. Лысенко уничтожил все на своем пути – генетику, генетиков и самого Вавилова, потому что тот, когда дело касалось науки, был непреклонен и стал большой помехой для Лысенко, который наобещал огромные урожаи, если применять его методы и приобрел некоторое влияние лично на Сталина. А если генетика утверждает, что методы плохие и результатов не будет, то долой генетику и ее исследователей.
Насколько был велик вклад Николая Вавилова и многих ученых в эту область науки, настолько же был велик ущерб для всего научного мира и сообщества генетиков. В 1940 году между Вавиловым и Лысенко произошло по меньшей мере два открытых конфликта, во время одного из которых Вавилов сказал Лысенко: «Из-за Вашей деятельности нашу страну обогнали по многим вопросам на западе». Научные исследования школы Вавилова шли вразрез утверждениям школы Т. Д. Лысенко. Лысенко отрицал генетику, которую он называл буржуазной теорией «Вейсманизма-морганизма», и, пользуясь поддержкой властей, систематически преследовал учёных-генетиков.
6 августа 1940 года Вавилов был арестован вблизи города Черновцы. 7 августа он был заключен в тюрьму в Москве. В постановлении на арест Вавилов Николай Иванович обвинялся как один из руководствующих контрреволюционной Трудовой крестьянской партии, вредительстве в системе ВИРа, шпионажа, борьбе против теорий и работ Лысенко и Цицина.
Директором Института генетики после ареста Вавилова был назначен Т.Д. Лысенко, который к лету 1941 г. завершил начатый еще в начале 1930-х годов и продолженный в 1936 г. и 1939 г. разгром «реакционной формальной генетики», сопровождавшийся арестами и физическим уничтожением друзей и сотрудников Вавилова. В тюрьме, после перевода в общую камеру, больной и измученный ожиданием смерти Вавилов написал (не сохранившуюся) книгу «История развития мирового земледелия», читал другим заключенным лекции по генетике.
Последние годы жизни
9 июля 1941 года Вавилов был приговорен к расстрелу. В книге "Суд палача" опубликовано более сотни документов из десятитомного следственного дела, которое находится в архиве ФСБ. Среди них справки НКВД, ордера и протоколы обысков и допросов. Теперь трудно себе представить, как безупречна была работа сталинских тюремщиков, как она была продуманна и организованна. Каждый скрип гильотины был пронумерован и документирован. Из справки о вызовах Вавилова на допросы можно узнать больше, чем из мировой энциклопедии пыток, если бы таковая существовала. 23 июня 1942 года по решению Президиума Верховного Совета СССР расстрел в порядке помилования был заменен на двадцать лет заключения в исправительно-трудовых лагерях. 26 января 1943 года от голода Николай Иванович Вавилов заболел дистрофией и умер, предельно истощенный в тюремной больнице. Человек, который всю жизнь стремился уменьшить нехватку продовольствия в мире, умер от голода. Сколько же всего он мог еще сделать, но не успел.
Фотография Н.И. Вавилова из следственного дела.
Был посмертно реабилитирован в 1955 году.
Лауреат Нобелевской премии Г.Д. Мёллер (американский генетик, ученик Томаса Ханта Моргана) выразился так: "Этот сказочно продуктивный человек сделал для генетического развития сельского хозяйства своей страны больше, чем сделал кто-либо другой для какой-либо другой страны в мире".
Список источников:
- https://www.vavilovsar.ru/novosti/05-june-2020-i44054-100-let-otkrytiu-zakona-gomolo
- https://www.mk.ru/editions/daily/article/2000/08/05/121103-smert-geniya.html
- https://vc.ru/flood/795241-uchenyy-mechtavshiy-nakormit-ves-mir-10-faktov-iz-zhizni-nikolaya-vavilova
- https://www.croptrust.org/news-events/news/the-vavilov-collection-connection/
- https://oldsaratov.ru/forum/vavilov?qt-comments=3#gsc.tab=0
- https://www.liveinternet.ru/users/5674892/post465679472
- https://arran.ru/exposition8_1
- https://vk.com/wall-20042184_510376
Легоцкая Вера Сергеевна
Блинов Сергей Викторович
Валентина Владимировна
Валентина Владимировна
Надежда Владимировна Боброва
Валентина Владимировна