НОД для старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий на тему «Спасатели здоровья»
НОД для старшего дошкольного возраста
с использованием «здоровьесберегающих технологий»
на тему: «Спасатели здоровья»
Подготовила: педагог-психолог Глушецкая Елена Витальевна
В современном обществе проблема здоровья и его сохранение стоит очень остро. Такие словосочетания как «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли важное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. В сoвременном обществе предъявляются очень высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, ведь для нашей страны нужны личности творческие, активные, гармонично развитые, инициативные, а главное здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. [1] Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Данное занятие проводится со всеми детьми старшего дошкольного возраста. (5-6 лет) В него включены различные виды заданий, спланированных в игровой форме с использованием разнообразного здоровьесберегающего материала, что способствует эффективности физической направленности и укреплению здоровья дошкольников.
Цель: формирование элементарных знаний и навыков здорового образа жизни; вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье.
Задачи:
Продолжать формировать у детей осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья, формировать желание заботиться о своем здоровье, избегать привычек, приносящих вред здоровью.
Закреплять элементарные культурно-гигиенические навыки.
Развивать мышление, внимание, воображение, связную речь, активизировать и расширять словарный запас.
Развивать двигательную активность.
Обучать элементам самомассажа.
Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, уважение друг к другу. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Здоровьесберегающие технологи: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, контрастотермия, самомассаж, гимнастика для глаз, массаж ступней.
Предварительная работа: беседы: «Как стать сильным», «Откуда берутся болезни», «Как победить простуду», «О пользе витаминов», «Зачем делать зарядку», «Для чего чистить зубы», «Почему щиплет мыло»; рисование на тему: «Здоровье»
Просмотр мультфильмов: мультсериал «Смешарики»: «Руки», «ОРЗ», «Ёжик и здоровье».
Материалы и оборудование: магнитная доска, предметы гигиены (зубная щетка, мыло, расческа, зубная паста, полотенце), «ручей», мостик – массажная дорожка, муляжи фруктов и овощей, картинки (зарядка, предметы личной гигиены, овощи и фрукты, контейнеры (желтый и синий), разрезная картинка – ключ.
Ход.
I. Организационный момент.
Педагог: Ребята, какой сегодня чудесный день! У нас хорошее, радостное настроение. Мы бодрые и здоровые.
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся,
Ты мой друг и я твой друг, дружат все друзья вокруг.
Педагог: Мы сегодня с вами будим спасателями. Согласны? Я сегодня получила страшное письмо, в котором говорится, что злая волшебница Простуда Микробовна схватила Здоровье и хочет ее погубить. Сидит сейчас Здоровье у неё в заточении в темнице, и ему очень плохо и страшно. Что-же нам делать? (Надо выручать Здоровье! Надо его вызволить из плена!)
- Здесь в конверте ещё что-то лежит. Это карта, по которой мы найдем дорогу. Дверь в темницу закрыта на ключ, и чтобы его найти, нам нужно преодолеть много препятствий и собрать все части от ключа, которые Простуда Микробовна разбросала.
- Отправляемся с вами в путь. (Воспитатель обращает внимание на следы, лежащие на полу.)
II. Основная часть.
Педагог: Что это такое? Как вы думаете, чьи это красные, горячие следы? (Ответы детей.)
- Я согласна с вами. Это действительно дорожка болезней и вирусов. Если мы пойдем по этой дорожке, то непременно заболеем. И тогда не надо будет ходить в детский сад, можно будет лежать целый день в кровати и ничего не делать, а мама с папой будут давать вкусный сироп от температуры и горькие таблетки. Красота!
Педагог: Ребята, смотрите, а здесь есть еще одна дорожка – разноцветная. Ее называют дорожкой здоровья. На этой дорожке микробов, вирусов и болезней мы не встретим. А как вы думаете почему она разноцветная? (Ответы детей.). Ребята, а одинаковые ли дорожки по длине? Дорожка здоровья длиннее, потому что на пути к здоровью, необходимо выполнять много правил.
- Пойдем по длинной дорожке здоровья. Ведь мы не хотим болеть. Посмотрим на нашу карту. Она говорит, что сначала мы должны найти старый пень.
Дети подходят к магнитной доске с изображением «пня».
- Обойдем пень и посмотрим, что под ним находится. (картинка)
- Что на ней изображено? (Дети делают утреннюю гимнастику, делают зарядку, занимаются физкультурой.) Правильно, а это полезно для здоровья? Ответы детей.
- Ребята, чтобы нам получить первую часть от ключа, мы должны сделать супер-зарядку.
Выполняется зарядка в соответствии с текстом.
Ручки потянули вверх,
Словно там висит орех. (Потягивания — руки вверх.)
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом. (Потягивания — руки в стороны.)
Ноги врозь, на пояс руки.
Влево плечи разверни.
А теперь направо. Ну-ка!
Упражненье повтори. (Вращение туловищем в стороны.)
А теперь пора попрыгать,
Как лягушка: прыг-прыг-прыг.
Кто устать боится мигом,
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)
Зарядку сделали, молодцы! [2]
- А вы знаете, что на свежем воздухе гулять очень полезно. Давайте представим, что мы в горах, где дует ветерок. (звучит звук спокойного ветра) Подышим чистым воздухом: глубоко вдохнем через нос, а на выдохе скажем «Хорошо». И еще раз вдохнем медленно, глубоко, а на выдохе скажем радостно «Как хорошо». Молодцы! Первую часть от ключа мы получили.
- Куда же дальше нам идти? Давайте посмотрим на карту. Мы с вами должны найти ручеёк, и контейнер, который поможет нам получить еще одну часть сломанного ключа. И мы спасем Здоровье из рук гадкой Простуды Микробовны.
Звучит звук: журчание воды.
Около «ручейка» дети находят контейнер.
- Он не пустой. Интересно, что в нем? Кажется, тут крупа. Наверное, тут что-то спрятано. Проверим? Кто же самый смелый?
(В контейнере с крупой спрятаны предметы гигиены (мыло, зубная щетка, салфетка, расческа, зубная паста и др.) Детям наощупь нужно найти предмет и угадать что это. Затем, когда все предметы будут найдены, нужно объяснить для чего он нужен, в чем его польза.)
Дидактическая игра «Узнай и опиши!»
- Чтобы нам получить следующую часть ключа, нужно рассказать зачем нам нужны эти предметы? Помогут ли они быть здоровыми?
Для чего нужно мыло? (Чтобы мыть руки и смывать с них микробов.)
Когда нужно мыть руки? (Перед едой. После прогулки. После туалета. После рисования и лепки.)
Для чего нужно салфетка? (Чтобы вытирать руки после мытья.)
Для чего нужна расческа? (Чтобы расчесывать волосы. Быть красивыми. Быть аккуратными.)
Для чего нужна зубная паста и зубные щетки? (Чтобы чистить зубы. Чтобы зубы были чистыми и здоровыми.)
Педагог: Ребята, что ещё нужно делать для того, чтобы мы с вами были здоровыми, чистыми и пригожими? (Ухаживать за своей одеждой, быть опрятными.)
- Теперь мы все знаем о предметах личной гигиены и нам не страшны микробы. И получаем вторую часть волшебного ключика.
- Нам пора отправляться дальше. Посмотрим на карту. Чтобы найти следующую часть от ключа, мы должны перейти через ручей по мостику. Но этот мостик не простой, а полезный. Он помассирует ваши ножки, чтобы они не уставали и не болели.
Ходьба по массажной дорожке (профилактика плоскостопия).
- Ребята, у мостика нас ждёт следующее испытание. Сейчас мы будим отгадывать загадки. Отгадаем правильно – получим третью часть от ключа.
Дети подходят к столу, на котором разложены муляжи фруктов и овощей, отгадывают загадки. Кто отгадал - берёт отгаданный фрукт или овощи.
Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
- Желтый, круглый. Ты откуда
- Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож,
Можешь съесть меня,
Но только раздели меня на дольки. (Апельсин)
В шкуре желтой, кислый он,
Называется... (Лимон)
Бордовый этот корнеплод
– На свете слаще нет!
Готовит весь честной народ.
С ней борщ и винегрет. (Свекла)
Маленький, горький
Луку – брат. (Чеснок)
Пышный хвост схватил я ловко,
Потянул – и вот… (морковка).
Юбки свои накрахмалив до хруста,
Гордо расселась на грядке…(капуста).
Скинули с Егорушки
Золотые перышки
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка. (Лук)
За стеклом сидит синьор,
Толстый, красный... (помидор).
Красная мышка
С белым хвостом.
В норке сидит
Под зеленым листом. (Редис). [3]
- Ребята, какие вы молодцы. Все загадки верно отгадали. А скажите пожалуйста, какую пользу приносят здоровью овощи и фрукты? (Фрукты и овощи богаты витаминами. Они помогают нам расти здоровыми, крепкими и умными…)
Педагог: Какие вы умные!!! Все верно! Все фрукты и овощи содержат много витаминов, они помогут нам уберечься от вирусов и болезней, которые охраняют дом Простуды Микробовны. Давайте фрукты соберём в желтую коробочку, а овощи в синюю. Дети выполняют задание.
- Вот мы и нашли третью часть ключика, для освобождения Королевы Здоровья из темницы. Теперь нам никакие вирусы не страшны.
- Ребята, кажется мы заблудились. Кто же нам поможет? Кажется, там летает стрекоза! Пойдем узнаем может она нам поможет. Мы должны замереть на месте и проследить за ее полетом только глазками. И тогда увидим куда нам идти, где искать четвертую часть от ключа.
Гимнастика для глаз «Стрекоза»
Вот какая стрекоза - как горошины глаза.
(Пальцами делают очки.)
Влево - вправо, назад- вперед-
(Глазами смотрят вправо- влево.)
Ну, совсем как вертолет.
(Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко.
(Смотрят вверх.)
Мы летаем низко.
(Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко.
(Смотрят вперед.)
Мы летаем близко.
(Смотрят вниз.)
А там лежит картинка.
- Ребята, посмотрите, что на ней нарисовано? Ответы детей: закаливание.
Это полезно для здоровья? Расскажите, как нужно закаляться?
Ответы детей: ходить по ребристой доске, полоскать горло, обтираться влажным полотенцем, купаться, принимать воздушные и солнечные ванны…
Контрастотермия.
- Мы сейчас с вами будем закаляться, чтобы стать здоровее и победить злую Простуду Микробовну вместе с ее помощниками: вирусами и микробами. Дети подходят к столам, на которых находятся мисочки со льдом. Дети берут по одной льдинке в руки и водят по ладоням, проговаривая стихотворение:
Мы научимся ледок.
Между пальцами катать,
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать.
(Дети вытирают руки.)
- Чтобы забрать следующую часть ключика нам надо вспомнить пословицы о здоровье и объяснить, о чем они говорят. (ответы детей).
В здоровом теле – здоровый дух.
Болен – лечись, а здоров – берегись.
Здоровье дороже золота.
Чистота – залог здоровья
Здоровому все здорово.
Обед без овощей – праздник без музыки.
Здоров будешь – все добудешь.
Ум да здоровье дороже всего.
Педагог: Я знаю ещё одну пословицу о здоровье: «Движение – спутник здоровья»
Ребята, мы в конце пути. Нам нужно найти высокое дерево с дуплом. Вот это дерево, а вот и дупло. Давайте туда заглянем и узнаем, что же там нас ждет. (карточка с часами)
Что это? (Часы!)
Физкультминутка. «А часы идут, идут»
Тик-так, тик-так, (Ходьба на месте.)
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.) [4]
- Ребята , а кто же догадается, как часы нам помогают быть здоровыми? (Чтобы знать, когда вовремя ложиться спать и вставать, выходить на прогулку, завтракать, обедать и ужинать, играть...)
- Правильно, часы нам помогают соблюдать режим дня. А это очень полезно для здоровья. Берём четвертую часть от потерявшегося ключа и идём дальше. По-моему, кто-то плачет. А вы слышите? Нет?
- Сделаем массаж нашим ушкам, чтобы лучше слышать.
Самомассаж «Взяли ушки за макушки.»
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади).
Взяли ушки за макушки Потянули… Пощипали… Вниз до мочек добежали Мочки надо пощипать: Пальцами скорей размять. Вверх по ушкам проведём. И к макушкам вновь придём». |
(большим и указательным пальцами с обеих сторон) (несильно потянуть вверх) (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз) (пощипывание в такт речи) (приятным движением разминаем между пальцами) (провести по краю уха, слегка сжимать большим и указательным пальцами) [5] |
- Теперь ваши ушки услышали плач? Надо поспешить. Это Здоровье плачет, зовёт на помощь. Мы почти пришли к темнице, где ее злая Простуда Микробовна держит. Но что это? Дорогу нам преградило болото с микробами и вирусами. (сухой бассейн с надутыми воздушными шарами.) Пройти его мы сможем, только если избавимся от вирусов и микробов. Для этого правильно определим, что можно, что нельзя, чтобы быть здоровыми.
Игра малой подвижности «Можно – нельзя»
Педагог показывает детям иллюстрации, на которых изображены: девочка с сосулькой во рту, мальчик без шапки в холодное время года, руки под водой с мылом, мокрая обувь, чипсы, овощи, сухарики, зубная щетка, лимонад, книга, мешок с конфетами, зарядка, компьютер, телевизор фрукты и т.д. Дети, посмотрев на картинку, определяют, что можно делать, а что нельзя (можно – хлопают в ладоши, нельзя – топают ногами). С каждым правильным ответом ребенок берет шарик из бассейна и лопает его. (убивает микроба или вирус).
Педагог: Соберём этих помощников Простуды Микробовны и прикрепим их на магнитную доску, чтобы все видели, что вредит Здоровью и никогда так не делали.
- А теперь, ребята, давайте же скорей соберем волшебный ключик и освободим Здоровье. Дети составляют картинку, на которой изображён ключ.
- Вот этим ключом мы откроем темницу, где заперто здоровье и освободим его.
Открывают сундучок. Там картинка Здоровье.
III. Итог занятия.
- Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Освободили Здоровье. Оно говорит вам большое спасибо, и дарит вам вот эти памятки-раскраски, чтобы вы никогда не забывали, как сохранить свое здоровье и не дать этой гадкой и противной Простуде Микробовне его похитить.
- Ребята, но нам пора отправляться обратно.
- Закройте глаза. (звучит спокойная музыка-релакс). Повернитесь вокруг себя 3 раза. Хлопнули в ладоши. Вот мы и вернулись обратно.
- Вам понравилось наше путешествие? Вы запомнили, что нужно делать, чтобы помогать своему здоровью? (ответы детей). Будите соблюдать все правила здорового образа жизни?
Желаю вам и всем вокруг крепкого здоровья!!!
Список используемой литературы и интернет-ресурсов.
1. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации".
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/04/10/zaryadka-dlya-malyshey-v-stihah