12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Глушецкая Елена Витальевна35
3

НОД для старшего дошкольного возраста с использованием «здоровьесберегающих технологий» на тему: «Спасатели здоровья» Подготовила: педагог-психолог Глушецкая Елена Витальевна

НОД для старшего дошкольного возраста

с использованием «здоровьесберегающих технологий»

на тему: «Спасатели здоровья»


Подготовила: педагог-психолог Глушецкая Елена Витальевна


В современном обществе проблема здоровья и его сохранение стоит очень остро. Такие словосочетания как «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли важное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. В сoвременном обществе предъявляются очень высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, ведь для нашей страны нужны личности творческие, активные, гармонично развитые, инициативные, а главное здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. [1] Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Данное занятие проводится со всеми детьми старшего дошкольного возраста. (5-6 лет) В него включены различные виды заданий, спланированных в игровой форме с использованием разнообразного здоровьесберегающего материала, что способствует эффективности физической направленности и укреплению здоровья дошкольников.


Цель: формирование элементарных знаний и навыков здорового образа жизни; вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье.


Задачи:

 Продолжать формировать у детей осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья, формировать желание заботиться о своем здоровье, избегать привычек, приносящих вред здоровью.

Закреплять элементарные культурно-гигиенические навыки. 

Развивать мышление, внимание, воображение, связную речь, активизировать и расширять словарный запас.

Развивать двигательную активность.

Обучать элементам самомассажа.

Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, уважение друг к другу. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. 


Здоровьесберегающие технологи: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, контрастотермия, самомассаж, гимнастика для глаз, массаж ступней.

Предварительная работа: беседы: «Как стать сильным», «Откуда берутся болезни», «Как победить простуду», «О пользе витаминов», «Зачем делать зарядку», «Для чего чистить зубы», «Почему щиплет мыло»; рисование на тему: «Здоровье»

Просмотр мультфильмов: мультсериал «Смешарики»: «Руки», «ОРЗ», «Ёжик и здоровье».

Материалы и оборудование: магнитная доска, предметы гигиены (зубная щетка, мыло, расческа, зубная паста, полотенце), «ручей», мостик – массажная дорожка, муляжи фруктов и овощей, картинки (зарядка, предметы личной гигиены, овощи и фрукты, контейнеры (желтый и синий), разрезная картинка – ключ.

Ход.

I. Организационный момент.


Педагог: Ребята, какой сегодня чудесный день! У нас хорошее, радостное настроение. Мы бодрые и здоровые.

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся,

Ты мой друг и я твой друг, дружат все друзья вокруг.

Педагог: Мы сегодня с вами будим спасателями. Согласны? Я сегодня получила страшное письмо, в котором говорится, что злая волшебница Простуда Микробовна схватила Здоровье и хочет ее погубить. Сидит сейчас Здоровье у неё в заточении в темнице, и ему очень плохо и страшно. Что-же нам делать? (Надо выручать Здоровье! Надо его вызволить из плена!)

- Здесь в конверте ещё что-то лежит. Это карта, по которой мы найдем дорогу. Дверь в темницу закрыта на ключ, и чтобы его найти, нам нужно преодолеть много препятствий и собрать все части от ключа, которые Простуда Микробовна разбросала.

- Отправляемся с вами в путь. (Воспитатель обращает внимание на следы, лежащие на полу.)


II. Основная часть.

Педагог: Что это такое? Как вы думаете, чьи это красные, горячие следы? (Ответы детей.)

- Я согласна с вами. Это действительно дорожка болезней и вирусов. Если мы пойдем по этой дорожке, то непременно заболеем. И тогда не надо будет ходить в детский сад, можно будет лежать целый день в кровати и ничего не делать, а мама с папой будут давать вкусный сироп от температуры и горькие таблетки. Красота! 

Педагог: Ребята, смотрите, а здесь есть еще одна дорожка – разноцветная. Ее называют дорожкой здоровья. На этой дорожке микробов, вирусов и болезней мы не встретим. А как вы думаете почему она разноцветная? (Ответы детей.). Ребята, а одинаковые ли дорожки по длине? Дорожка здоровья длиннее, потому что на пути к здоровью, необходимо выполнять много правил.

- Пойдем по длинной дорожке здоровья. Ведь мы не хотим болеть. Посмотрим на нашу карту. Она говорит, что сначала мы должны найти старый пень.

Дети подходят к магнитной доске с изображением «пня».

- Обойдем пень и посмотрим, что под ним находится. (картинка)

- Что на ней изображено? (Дети делают утреннюю гимнастику, делают зарядку, занимаются физкультурой.) Правильно, а это полезно для здоровья? Ответы детей.

- Ребята, чтобы нам получить первую часть от ключа, мы должны сделать супер-зарядку.


Выполняется зарядка в соответствии с текстом.


Ручки потянули вверх,
Словно там висит орех.        (Потягивания — руки вверх.)
Тянем  в стороны потом,
Словно обнимаем дом.         (Потягивания — руки в стороны.)
Ноги  врозь, на пояс руки.
Влево плечи разверни.
А теперь направо. Ну-ка!
Упражненье повтори.             (Вращение туловищем в стороны.)
А теперь пора попрыгать,
Как лягушка: прыг-прыг-прыг.
Кто устать боится мигом,
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)

Зарядку сделали, молодцы! [2]

- А вы знаете, что на свежем воздухе гулять очень полезно. Давайте представим, что мы в горах, где дует ветерок. (звучит звук спокойного ветра) Подышим чистым воздухом: глубоко вдохнем через нос, а на выдохе скажем «Хорошо». И еще раз вдохнем медленно, глубоко, а на выдохе скажем радостно «Как хорошо». Молодцы! Первую часть от ключа мы получили.

- Куда же дальше нам идти? Давайте посмотрим на карту. Мы с вами должны найти ручеёк, и контейнер, который поможет нам получить еще одну часть сломанного ключа. И мы спасем Здоровье из рук гадкой Простуды Микробовны.

Звучит звук: журчание воды.

Около «ручейка» дети находят контейнер.

- Он не пустой. Интересно, что в нем? Кажется, тут крупа. Наверное, тут что-то спрятано. Проверим? Кто же самый смелый?

(В контейнере с крупой спрятаны предметы гигиены (мыло, зубная щетка, салфетка, расческа, зубная паста и др.) Детям наощупь нужно найти предмет и угадать что это. Затем, когда все предметы будут найдены, нужно объяснить для чего он нужен, в чем его польза.)


Дидактическая игра «Узнай и опиши!»

- Чтобы нам получить следующую часть ключа, нужно рассказать зачем нам нужны эти предметы? Помогут ли они быть здоровыми?

Для чего нужно мыло? (Чтобы мыть руки и смывать с них микробов.)

Когда нужно мыть руки? (Перед едой. После прогулки. После туалета. После рисования и лепки.)

Для чего нужно салфетка? (Чтобы вытирать руки после мытья.)

Для чего нужна расческа? (Чтобы расчесывать волосы. Быть красивыми. Быть аккуратными.)

Для чего нужна зубная паста и зубные щетки? (Чтобы чистить зубы. Чтобы зубы были чистыми и здоровыми.)

Педагог: Ребята, что ещё нужно делать для того, чтобы мы с вами были здоровыми, чистыми и пригожими? (Ухаживать за своей одеждой, быть опрятными.)

- Теперь мы все знаем о предметах личной гигиены и нам не страшны микробы. И получаем вторую часть волшебного ключика.

- Нам пора отправляться дальше. Посмотрим на карту. Чтобы найти следующую часть от ключа, мы должны перейти через ручей по мостику. Но этот мостик не простой, а полезный. Он помассирует ваши ножки, чтобы они не уставали и не болели.

Ходьба по массажной дорожке (профилактика плоскостопия).

- Ребята, у мостика нас ждёт следующее испытание. Сейчас мы будим отгадывать загадки. Отгадаем правильно – получим третью часть от ключа.

Дети подходят к столу, на котором разложены муляжи фруктов и овощей, отгадывают загадки. Кто отгадал - берёт отгаданный фрукт или овощи.


Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)


- Желтый, круглый. Ты откуда

- Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож,

Можешь съесть меня,

Но только раздели меня на дольки. (Апельсин)


В шкуре желтой, кислый он,

Называется... (Лимон)


Бордовый этот корнеплод

На свете слаще нет!

Готовит весь честной народ.

С ней борщ и винегрет. (Свекла)


Маленький, горький

Луку – брат. (Чеснок)


Пышный хвост схватил я ловко,

Потянул – и вот… (морковка).


Юбки свои накрахмалив до хруста,

Гордо расселась на грядке…(капуста).


Скинули с Егорушки

Золотые перышки

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка. (Лук)

 

За стеклом сидит синьор,

Толстый, красный... (помидор).


Красная мышка

С белым хвостом.

В норке сидит

Под зеленым листом. (Редис). [3]

- Ребята, какие вы молодцы. Все загадки верно отгадали. А скажите пожалуйста, какую пользу приносят здоровью овощи и фрукты? (Фрукты и овощи богаты витаминами. Они помогают нам расти здоровыми, крепкими и умными…)

Педагог: Какие вы умные!!! Все верно! Все фрукты и овощи содержат много витаминов, они помогут нам уберечься от вирусов и болезней, которые охраняют дом Простуды Микробовны. Давайте фрукты соберём в желтую коробочку, а овощи в синюю. Дети выполняют задание.

- Вот мы и нашли третью часть ключика, для освобождения Королевы Здоровья из темницы. Теперь нам никакие вирусы не страшны.

- Ребята, кажется мы заблудились. Кто же нам поможет? Кажется, там летает стрекоза! Пойдем узнаем может она нам поможет. Мы должны замереть на месте и проследить за ее полетом только глазками. И тогда увидим куда нам идти, где искать четвертую часть от ключа.


Гимнастика для глаз «Стрекоза»

Вот какая стрекоза - как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево - вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

А там лежит картинка.

- Ребята, посмотрите, что на ней нарисовано? Ответы детей: закаливание. 

Это полезно для здоровья? Расскажите, как нужно закаляться?

Ответы детей: ходить по ребристой доске, полоскать горло, обтираться влажным полотенцем, купаться, принимать воздушные и солнечные ванны…


Контрастотермия.

- Мы сейчас с вами будем закаляться, чтобы стать здоровее и победить злую Простуду Микробовну вместе с ее помощниками: вирусами и микробами. Дети подходят к столам, на которых находятся мисочки со льдом. Дети берут по одной льдинке в руки и водят по ладоням, проговаривая стихотворение:


Мы научимся ледок.

Между пальцами катать,

Это в школе нам поможет

Буквы ровные писать.

(Дети вытирают руки.)


- Чтобы забрать следующую часть ключика нам надо вспомнить пословицы о здоровье и объяснить, о чем они говорят. (ответы детей).

В здоровом теле – здоровый дух.

Болен – лечись, а здоров – берегись.

Здоровье дороже золота.

Чистота – залог здоровья

Здоровому все здорово.

Обед без овощей – праздник без музыки.

Здоров будешь – все добудешь.

Ум да здоровье дороже всего.

Педагог: Я знаю ещё одну пословицу о здоровье: «Движение – спутник здоровья»

Ребята, мы в конце пути. Нам нужно найти высокое дерево с дуплом. Вот это дерево, а вот и дупло. Давайте туда заглянем и узнаем, что же там нас ждет. (карточка с часами)

Что это? (Часы!)


Физкультминутка. «А часы идут, идут»

Тик-так, тик-так, (Ходьба на месте.)

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.) [4]

- Ребята , а кто же догадается, как часы нам помогают быть здоровыми? (Чтобы знать, когда вовремя ложиться спать и вставать, выходить на прогулку, завтракать, обедать и ужинать, играть...)

- Правильно, часы нам помогают соблюдать режим дня. А это очень полезно для здоровья. Берём четвертую часть от потерявшегося ключа и идём дальше. По-моему, кто-то плачет. А вы слышите? Нет?

- Сделаем массаж нашим ушкам, чтобы лучше слышать.


Самомассаж «Взяли ушки за макушки.»

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади).


Взяли ушки за макушки

Потянули…

Пощипали…

Вниз до мочек добежали

Мочки надо пощипать:

Пальцами скорей размять.

Вверх по ушкам проведём.

И к макушкам вновь придём».

(большим и указательным пальцами с обеих сторон)

(несильно потянуть вверх)

(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

(пощипывание в такт речи)

(приятным движением разминаем между пальцами)

(провести по краю уха, слегка сжимать большим и указательным пальцами) [5]


- Теперь ваши ушки услышали плач? Надо поспешить. Это Здоровье плачет, зовёт на помощь. Мы почти пришли к темнице, где ее злая Простуда Микробовна держит. Но что это? Дорогу нам преградило болото с микробами и вирусами. (сухой бассейн с надутыми воздушными шарами.) Пройти его мы сможем, только если избавимся от вирусов и микробов. Для этого правильно определим, что можно, что нельзя, чтобы быть здоровыми.

Игра малой подвижности «Можно – нельзя»

Педагог показывает детям иллюстрации, на которых изображены: девочка с сосулькой во рту, мальчик без шапки в холодное время года, руки под водой с мылом, мокрая обувь, чипсы, овощи, сухарики, зубная щетка, лимонад, книга, мешок с конфетами, зарядка, компьютер, телевизор фрукты и т.д. Дети, посмотрев на картинку, определяют, что можно делать, а что нельзя (можно – хлопают в ладоши, нельзя – топают ногами). С каждым правильным ответом ребенок берет шарик из бассейна и лопает его. (убивает микроба или вирус).

Педагог: Соберём этих помощников Простуды Микробовны и прикрепим их на магнитную доску, чтобы все видели, что вредит Здоровью и никогда так не делали.

- А теперь, ребята, давайте же скорей соберем волшебный ключик и освободим Здоровье. Дети составляют картинку, на которой изображён ключ.

- Вот этим ключом мы откроем темницу, где заперто здоровье и освободим его.

Открывают сундучок. Там картинка Здоровье.


III. Итог занятия.

- Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Освободили Здоровье. Оно говорит вам большое спасибо, и дарит вам вот эти памятки-раскраски, чтобы вы никогда не забывали, как сохранить свое здоровье и не дать этой гадкой и противной Простуде Микробовне его похитить.

- Ребята, но нам пора отправляться обратно.

- Закройте глаза. (звучит спокойная музыка-релакс). Повернитесь вокруг себя 3 раза. Хлопнули в ладоши. Вот мы и вернулись обратно.

- Вам понравилось наше путешествие? Вы запомнили, что нужно делать, чтобы помогать своему здоровью? (ответы детей). Будите соблюдать все правила здорового образа жизни?

Желаю вам и всем вокруг крепкого здоровья!!!

Список используемой литературы и интернет-ресурсов.

1. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации".

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/04/10/zaryadka-dlya-malyshey-v-stihah

3. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/03/29/sbornik-zagadok-ovoshchi-fruktygriby-yagody-dlya-raboty

4. https://7563.maam.ru/maps/news/58704.html

5. http://doshkolnik.ru/zdorove/35125-kartoteka-uprazhneniiy-igrovogo-samomassazha-dlya-deteiy-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.