НОД с элементами экспериментирования «Почему улетают птицы»
НОД с элементами экспериментирования «Почему улетают птицы»
Цель: уточнить и углубить знания детей об осенних изменениях в природе;
воспитывать бережное отношение к природе;
расширить знания детей о перелетных птицах, их повадках и образе жизни;
воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
Развивать познавательную активность детей, способность устанавливать причинно-следственные связи.
Предварительная работа:
Чтение художественных произведений, заучивание стихотворений об осени и перелетных птицах.
загадывание загадок про птиц, времена года;
рассматривание иллюстраций;
беседы на темы: «Признаки осени», «Перелетные птицы»;
дидактические и подвижные игры: «Совушка - сова», «Когда это бывает?», «Зимующие и перелетные птицы», «Покажи без слов».
Задачи:
1. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни перелетных птиц.
2. Вызвать интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности.
3. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
4. Уточнять пространственные представления детей.
5. Активизировать в речи детей слова, обозначающие названия перелетных птиц и действия с ними.
6. Формировать умение детей договаривать за взрослым слова и словосочетания.
7. Расширять чувственный опыт детей, стимулировать тонкие движения рук.
8. Развивать навыки совместного выполнения действий в ходе экспериментирования.
Материалы: проектор, маски птиц (на столах), схематические изображения признаков осени, тряпочки с перьями, кусочки льда, ведерко (мусорное), салфетки, прозрачный контейнер с замороженной водой (в ней лягушка, водоросли, рыбка), прозрачный контейнер с замороженной землёй (по стенкам изнутри изображения червячков и личинок), указка.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие в лес. Закройте глаза и попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет сегодня речь».
Дети сидят на стульчики, звучит музыка «Осенняя песнь» П.И. Чайковского из сборника времена года.
Воспитатель: - «В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родной реки.
Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым, синим морям... ».
Воспитатель:- О каком времени года идет речь? А теперь давайте посмотрим презентацию о перелётных птицах
.
Презентация «Перелетные птицы»
Физ. минутка
(Появляется птица воробей) «Лебеди»
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся.
(садятся на стульчики)звучит музыка чириканье воробья
Воспитатель: Ребята посмотрите кто к нам прилетел в гости?
Воробей: Здравствуйте ребята. Хотите узнать почему зимой птицы улетают в теплые края?
Воробей приглашает детей к столу с перьями и льдом. Показывает кусочек льда а затем перья.
Воробей: Давайте превратим левую руку в крыло. (Воспитатель раздает всем тряпочки с перьями, при необходимости помогает.) Что это? Показывает лед
Воробей: Какой он? Проводит кусочком по оголенным участкам тела детей
Дети: Лед мокрый, холодный
Воробей: Все так думают??
Воробей: Теперь положите по кусочку льда в руку и крыло. Помогает разложить в руки лед
Воробей: Чему холоднее руке или крылу?
Воробей: Почему?
Дети: потому что крыло покрыто перьями
Воробей: Перелетные птицы улетают в тёплые края потому что им холодно.
Давайте мы с вами вспомним чем питаются птицы.
Дети: Птицы питаются насекомыми, жуками, личинками, тлей, гусеницами. Птицы, которые живут на воде любят вылавливать водных насекомых и тех, что летают над поверхностью водоёмов. Вылавливают мелкую рыбу и мальков, лягушек, щипают водные растения.
Питательные вещества птицы также получают из воды.
Воробей: Смотрите какой у нас замечательный водоем! А в водоеме кто-то живёт, давайте вы внимательно посмотрите и расскажите кого вы увидели.
Дети: Рыбки, лягушки, водоросли.
Воробей: Ребята что случилось с водой?
Дети: Вода в водоёме замёрзла.
Воробей: А как вы думаете почему вода замёрзла?
Дети: Вода замерзла потому что наступила зима, на улице мороз.
Воробей: Ребята давайте мы с вами превратимся в птиц.
Сделайте из своих пальчиков острые клювы как у аиста и попробуйте достать из озера лягушку! Воспитатель показывает как сложить клюв из пальцев. Дети пытаются продолбить лед в чаше.
Воробей: А может лебедь достанет? Сделайте широкие клювы.
Ну что ребята получается? Почему?
Воробей: А теперь попробуйте достать насекомых из земли! Сделайте острые клювы как у галки и попробуйте достать насекомых. Получается?
Дети: Нет.
Воробей: А теперь сделайте широкий клюв как у вороны. Получается?
Дети: Нет.
Воробей: Почему ребята не получается достать насекомых?
Дети: Земля очень твёрдая, мёрзлая.
Воробей: Действительно, с приходом холодов вода замерзает и земля становиться очень твердой. Птицам себе корм не добыть?
Воробей: Что же делать перелетные птицам.
Дети: Птицам нужно улетать в тёплые края.
Воробей: Молодцы! Так почему же перелетные птицы улетают?
Дети: Птицы улетают в тёплые края потому что становится холодно, им нечем питаться.
Воспитатель: Да! Спасибо ребята, вы были замечательными исследователями, наблюдательными и старательными! А что понравилось вам?
Воробей: Ребята я хочу угостить вас вкусными червячками!