НОД с элементами экспериментирования «Почему улетают птицы»

1
0
Материал опубликован 8 November 2017 в группе

НОД с элементами экспериментирования «Почему улетают птицы»

Цель: уточнить и углубить знания детей об осенних изменениях в природе;

воспитывать бережное отношение к природе;

расширить знания детей о перелетных птицах, их повадках и образе жизни;

воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

 Развивать познавательную активность детей, способность устанавливать причинно-следственные связи.

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений, заучивание стихотворений об осени и перелетных птицах.

загадывание загадок про птиц, времена года;

рассматривание иллюстраций;

беседы на темы: «Признаки осени», «Перелетные птицы»;

дидактические и подвижные игры: «Совушка - сова», «Когда это бывает?», «Зимующие и перелетные птицы», «Покажи без слов».

Задачи:

1. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни перелетных птиц.

2. Вызвать интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности.

3. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.

4. Уточнять пространственные представления детей.

5. Активизировать в речи детей слова, обозначающие названия перелетных птиц и действия с ними.

6. Формировать умение детей договаривать за взрослым слова и словосочетания.

7. Расширять чувственный опыт детей, стимулировать тонкие движения рук.

8. Развивать навыки совместного выполнения действий в ходе экспериментирования.

Материалы: проектор, маски птиц (на столах), схематические изображения признаков осени, тряпочки с перьями, кусочки льда, ведерко (мусорное),  салфетки, прозрачный контейнер с замороженной водой  (в ней лягушка, водоросли, рыбка), прозрачный контейнер с замороженной землёй (по стенкам изнутри изображения червячков и личинок), указка.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие в лес. Закройте глаза и попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет сегодня речь».

Дети сидят на стульчики, звучит музыка «Осенняя песнь» П.И. Чайковского из сборника времена года.

Воспитатель: - «В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родной реки.

Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым, синим морям... ».

Воспитатель:- О каком времени года идет речь? А теперь давайте посмотрим презентацию о перелётных птицах

.

Презентация «Перелетные птицы»

Физ. минутка

(Появляется птица воробей) «Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

 (садятся на стульчики)звучит музыка чириканье воробья

Воспитатель: Ребята посмотрите кто к нам прилетел в гости? 

Воробей: Здравствуйте ребята. Хотите узнать почему зимой птицы улетают в теплые края?

Воробей приглашает детей к столу с перьями и льдом. Показывает кусочек льда а затем перья.

Воробей: Давайте превратим левую руку в крыло. (Воспитатель раздает всем тряпочки с перьями, при необходимости помогает.) Что это? Показывает лед

Воробей: Какой он? Проводит кусочком по оголенным участкам тела детей

Дети: Лед мокрый, холодный

Воробей: Все так думают??

Воробей: Теперь положите по кусочку льда в руку и крыло. Помогает разложить в руки лед

Воробей: Чему холоднее руке или крылу?

Воробей: Почему?

Дети: потому что крыло покрыто перьями

Воробей: Перелетные птицы улетают в тёплые края потому что им холодно.

 Давайте мы с вами вспомним чем питаются птицы.

Дети: Птицы питаются насекомыми, жуками, личинками, тлей, гусеницами. Птицы, которые живут на воде любят вылавливать водных насекомых и тех, что летают над поверхностью водоёмов. Вылавливают мелкую рыбу и мальков, лягушек, щипают водные растения.

Питательные вещества птицы также получают из воды.

Воробей: Смотрите какой у нас замечательный водоем! А в водоеме кто-то живёт, давайте вы внимательно посмотрите и расскажите кого вы увидели.

Дети: Рыбки, лягушки, водоросли.

Воробей: Ребята что случилось с водой?

Дети: Вода в водоёме замёрзла.

Воробей: А как вы думаете почему вода замёрзла?

Дети: Вода замерзла потому что наступила зима, на улице мороз.

Воробей: Ребята давайте мы с вами превратимся в птиц.

Сделайте из своих пальчиков острые клювы как у аиста и попробуйте достать из озера лягушку! Воспитатель показывает как сложить клюв из пальцев. Дети пытаются продолбить лед в чаше.

Воробей: А может лебедь достанет? Сделайте широкие клювы.

Ну что ребята получается? Почему?

Воробей: А теперь попробуйте достать насекомых из земли! Сделайте острые клювы как у галки и попробуйте достать насекомых. Получается?

Дети: Нет.

Воробей: А теперь сделайте широкий клюв как у вороны. Получается?

Дети: Нет.

Воробей: Почему ребята не получается достать насекомых?

Дети: Земля очень твёрдая, мёрзлая.

Воробей: Действительно, с приходом холодов вода замерзает и земля становиться очень твердой. Птицам себе корм не добыть?

Воробей: Что же делать перелетные птицам.

Дети: Птицам нужно улетать в тёплые края.

Воробей: Молодцы! Так почему же перелетные птицы улетают?

Дети: Птицы улетают в тёплые края потому что становится холодно, им нечем питаться.

Воспитатель: Да! Спасибо ребята, вы были замечательными исследователями, наблюдательными и старательными! А что понравилось вам?

Воробей: Ребята я хочу угостить вас вкусными червячками!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.