Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Этот загадочный песок»
Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Этот загадочный песок».
Цель: знакомство дошкольников со свойствами песка, с помощью исследовательской деятельности, используя опыты.
Задачи:
Образовательные:продолжать знакомить детей со свойствами песка(сыпучесть, рыхлость ,происхождение-состав, способность пропускать воду, нерастворимость в воде, отсутствие запаха);прививать элементарное умение работать с песком в процессе экспериментирования.
Развивающие: уточнять знания о том, что песок относится к неживой природе, развивать умение рассматривать объекты, замечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, интерес к экспериментальной деятельности.
Материалы и оборудование:
Подносы с песком, лупы, стаканы с водой ,баночки с крышками,воронки,трубочки,пасочки.
Ход занятия:
Для создания положительного эмоционального настроя занятие можно начинать с приветствия. Дети становятся в круг, берутся за руки и произносят слова –приветствие:
Доброе утро!!!Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам!
И каждый становится
добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
длится до вечера...
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.(воспитатель просит прочесть кого-то из детей, или читает сам).
«Здравствуйте друзья! Пишет вам Незнайка. Помогите пожалуйста!
В лаборатории у Знайки лежали какие-то картинки. Там была ещё загадка. Помогите мне разобраться, что же это такое. Мне очень интересно, но сам я ничего не понял».
-Ребята ,поможем Незнайке?
Загадка:
Он жёлтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И с ним весело играть.(песок)
-Правильно, ребята. Вы помните ,где Незнайка нашёл картинки и загадку (в лаборатории).
- Кто знает что такое лаборатория? (ответы детей)
-Правильно ,лаборатория это место,где проводят разные исследования,опыты и эксперименты.
Вот и мы с вами сегодня проведём опыты с песком ,а что нужно делать,нам подскажут карточки ,которые составил Знайка.
-Ребята, прежде чем мы с вами начнём работать вспомним правила работы с песком в группе:
-На песок нельзя сильно дуть и брать его в рот.
-Нельзя близко подносить песок к лицу и вдыхать его.
-После работы с песком нужно вымыть руки.
Дети рассматривают оборудование на столах: воронки, стеклянная посуда, крышки с дырками, трубочки, лупы, стаканчики с водой.
Карточка №1
-Как вы думаете что здесь надо сделать?(ответы детей).
-Возьмите лупу и рассмотрите внимательно песок.Что вы видете?
(ответы детей).
-Песок состоит из крупинок (песчинок )разной величины. Под воздействием ветра,воды, солнца,температур камни разрушаются и образуется песок.
-Ребята,как вы думаете песок относится к живой или неживой природе?
Ответы детей.
Воспитатель подводит к выводу:песок относится к неживой природе он не дышит,не растёт, не даёт потомство.
Карточка№2
-А сейчас возьмите баночки с крышками в которые вставлены трубочки(в баночках насыпан сухой песок).
-Подуйте потихоньку,что вы наблюдаете? Ответы детей.
Воспитатель подводит детей к выводу, что песчинки лёгкие и переносятся с помощью ветра. Проговорить с детьми, что сыпучесть одно из свойств песка.
Карточка№3.
-Как вы думаете, что хотел нам сказать Знайка этой карточкой?
-Какое свойство песка мы можем исследовать?
Ответы детей.
Дети делают вывод ,что песок не имеет запаха.
Физминутка.
«Незнайкина зарядка»
(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений).
Вот Незнайкина зарядка –
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте
Вы, надеюсь, не устали?
Карточка№4
-Посмотрите, ребята на следующую карточку загадку. Как вы думаете о каком свойстве песка хотел рассказать нам Знайка?
Ответы детей.
Ребята на подносе делают пасочки из песка (одни дети из сухого, другие из мокрого).
Воспитатель подводит тетей к выводу о том , что только мокрый песок держит форму.
Карточка № 5
-А какое свойство песка здесь зашифровано?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям полить песок и посмотреть, что получится(для большей наглядности можно положить в воронку вату и насыпать песок; воронку поставить на стакан и налить в воронку воды)
Дети делают вывод ,что песок проводит воду.
Карточка№6
-А какой опыт мы с вами здесь проведём?
Ответы детей.
Ребятам предлагается насыпать песок в стакан с водой и понаблюдать ,что произойдёт.
Песок сразу осядет на дно, а на поверхности воды будет плавать только песчаная пыль. Детям предлагается помешать воду в стакане. Дети проводят опыт и высказывают свои предположения по поводу увиденного.
Воспитатель подводит детей к выводу, что песчинки тяжёлые и поэтому сразу тонут. Песок в воде не растворяется.
-Ребята, благодаря Знайке и Незнайке мы с вами узнали много интересного о свойствах песка. Расскажите о каких свойствах песка нам помогли узнать опыты.
А кто знает как люди используют песок?
Ответы детей.
Воспитатель подытоживает всё сказанное детьми и дополняет при необходимости.
Из песка делают стекло. Песок превращается в стекло только в расплавленном состоянии при t-1700С.
Песок очень широко используется в строительстве, он служит основой для насыпей и дорог. Песок входит в состав строительных растворов, используется при изготовлении кирпича. С помощью песка создают фильтры для очистки воды .Песок используют в декорировании территорий. Ещё он широко используется в медицине. Из мешочков с горячим песком делают грелки по горячему песку полезно ходить босиком, а ещё делают песочные ванночки для ног.
Сюрпризный момент.
-Вы были молодцы и справились со всеми заданиями. Теперь мы сможем рассказать Незнайке всё о песке и его свойствах .
-А я приготовила вам сюрприз.
Воспитатель достаёт волшебный мешочек , в который насыпан сахарный песок. Даёт детям пощупать мешочек и угадать, что в нём. После высыпает сахар в коробочку ,в которой заранее приготовлены конфеты леденцы.
-Сегодня вы узнали, что из расплавленного песка получается стекло, а из расплавленного сахарного песка получаются конфеты. Угощайтесь!
Используемые источники:
2.https://infourok.ru/prezentaciya-po-ekologii-v-starshey-ruppe-na-temu-pesok-2680466.html
3.http://www.logolife.ru/logopedy/konspekty-logopedicheskix-zanyatij/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-predlogi-v-pod-na-za.html
4. https://stihi.ru/2013/04/26/8783