НОД: «Земля - мать. Умей за неё постоять».
Цель: обеспечение условия развития поисковой активности детей, подвести к пониманию того, что человек - часть природы; упражнение в обобщении, анализе, умении поддерживать беседу.
Ход НОД
Воспитатель. Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Его знают малыши.
(Ответ - Лунтик)
Воспитатель. Нам письмо прислал Лунтик(читает письмо)
- Ребята поможем Лунтику
-Почему лес опустел? (Животные обиделись на Лунтика и ушли).
-На что они обиделись? (Лунтик сказал, что они бесполезные и вредные). Прав ли он? Ребята сегодня, я предлагаю, поговорит о природе.
Кто скажет, что такое природа? (Высказывания детей.)
Воспитатель: Итак, мы с вами установили, что такое природа - это растительный и животный мир,- небо, земля, реки, озера, камни, а значит, вода и воздух-то же часть природы.
Для чего же человеку нужна природа?
(Правильно, она кормит, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни.)
Воспитатель: Давайте вспомним, а за чем Лунтик пошел в лес? (Погулять, полюбоваться природой).
Любуясь красотой природы, человек становится добрее. Но природа хочет, научит человека мудрости. (чтение стих).
Береги природу
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек !
Чему же нас учит природа?
Воспитатель: Я хочу вам сказать, что человек тоже часть природы. И вы, и я, и ваши родители - все люди на Земле - часть природы. Ведь мы так же, как растения, животные, питаемся, дышим.
Но человек отличается от животных тем, что у него есть разум. Он умнее животных и растений. Поэтому весь животный и растительный мир служит человеку, а человек, если он умный и добрый, заботится о животных и растениях.
Когда-то давным - давно, когда еще не было ни городов, ни даже сел, а люди жили в пещерах, все животные были дикими - домашних не было. Дикие коровы бродили по лесу, кошки тоже были лесными. Человек догадался, что надо приручать полезных животных, чтобы они жили рядом, чтобы не надо бегать по лесу и искать, например, корову.
Так он и сделал. Приручил нужных ему животных и птиц - с тех пор они стали домашними.
Назовите домашних животных, птиц?
Какую пользу они несут?
А вы знаете, что куры не такие уж глупые, если к ним присмотреться, то выясняется, что они очень умны и полезны. Они склёвывают насекомых непосредственно с животных и людей, причём делают это очень аккуратно.
Человек каждому должен заготовить корм на зиму, построить жилье.
Может ли человек обойтись без домашних животных?
Дети: Нет.
А домашние животные?
Дети: Нет.
Воспитатель: Мы можем сказать все взаимосвязано.
Давайте вспомним, где гулял Лунтик. (В лесу).
Что растет в лесу? (Деревья, кусты, трава, грибы.)
Какую пользу приносят деревья?
Кто живет в лесу? (Звери).
Назовите диких животных?
Чем питаются лисы, волки. Ребята волки и лисы не только питаются зайцами, но и мышами?
А ведь полчища мышей в лесу и поле страшнее волчьей стаи!
А зайцы?
Когда их много тоже беда. Заячьи набеги на сады и огороды не раз
заставляли человека искать защиту от длинноухих. И мы порой просим помощи волков. Волка называют санитаром леса. Знаете почему?
Дети: (ответы.)
Нужны нам хищники? Да.
Они приносят пользу? Да.
Воспитатель: Во многих странах существует законы, охраняющие хищных зверей, птиц. Ведь без них не справится с грызунами на полях, в лесу. Недаром сотворила их природа такими сильными и ловкими.
- Вот и получается, что животные помогают человеку, а он о них заботится. Человек заботится не только о домашних, и о диких животных, но должен заботится и о птицах.
Какие бывают птицы? (Перелетные и зимующие).
Назовите зимующих?
Назовите перелетных?
Игра «Птицы».
Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.
-А какую пользу приносит нам птицы?
А кто еще живет в лесу? Мы их можем, увидит на деревьях, на траве. (Насекомые). Назовите.
Муравьи. Из чего они строят муравейники? Чем питаются и почему их называют«санитарами леса?» (Муравьи собирают для строительства муравейника иголки, ветки, остатки растений, поедают гусениц, различных жуков, которые точат деревья; разносят семена лесных растений, рыхлят почву.)
-Где живут дождевые черви, чем питаются, какую пользу они приносят? (Рыхлят землю, затаскивают в свои норки травинки и тем делают ее питательной для растений).
Может ли жить лес, если в нем не будет насекомых, птиц, зверей?
Какой совет мы дадим Лунтику?
(Помириться с животными, извиниться, попросить вернуться в лес, прочитать об их пользе в книгах, бережно относиться, помогать им). Давайте и мы дадим слово, что не будем обижать насекомых, а только будем наблюдать за ними и любоваться издали
Воспитатель: Вот и опять получается, что животные помогают человеку жить, а он о них заботится. Человек и о лесе заботится. Есть такие специалисты - лесничие. Они сберегут лес и даже новый сажают. Есть специальные машины, механизмы, которые им в этом помогают.
- Теперь мы с вами знаем, что такое природа.
В природе все зависит друг от друга. А наука, которая изучает связь растений, животных между собой и окружающим, называется экология.
Ученых, которые эти связи изучают, называют экологами, а их помощников -детей - юными экологами.
-Вы хотите стать друзьями и защитниками природы?
А как вы можете ее охранять, защищать?
(Убирать мусор, не ломать деревья, кормить птиц, ухаживать за животными, поливать комнатные растения, и. д).
Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу?
Их много, но выполнять их надо обязательно, чтобы лес всегда радовал нас своей красотой.
Давайте сохраним
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!
Медведева Татьяна Александровна