НОД: «Земля - мать. Умей за неё постоять»

6
1
Материал опубликован 28 April 2020 в группе

НОД: «Земля - мать. Умей за неё постоять».

Цель: обеспечение  условия развития поисковой активности детей, подвести к пониманию того, что человек - часть природы; упражнение в обобщении, анализе, умении поддерживать беседу.

Ход НОД

Воспитатель. Он сиреневый такой,
                     Машет весело рукой.
                       Он свалился к нам с луны –
                      Его знают малыши.

(Ответ - Лунтик) 

Воспитатель.  Нам письмо прислал Лунтик(читает письмо)

- Ребята поможем Лунтику

-Почему лес опустел? (Животные обиделись на Лунтика и ушли).

-На что они обиделись? (Лунтик сказал, что они бесполезные и вредные). Прав ли он? Ребята сегодня, я предлагаю, поговорит о природе.

Кто скажет, что такое природа? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Итак, мы с вами установили, что такое природа - это растительный и животный мир,- небо, земля, реки, озера, камни, а значит, вода и воздух-то же часть природы.

Для чего же человеку нужна природа?

(Правильно, она кормит, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни.)

Воспитатель: Давайте вспомним, а за чем Лунтик пошел в лес? (Погулять, полюбоваться природой).

Любуясь красотой природы, человек становится добрее. Но природа хочет, научит человека мудрости. (чтение стих)

Береги природу

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.

Терзал за веком век,

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов.

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек !

 Чему же нас учит природа?

Воспитатель: Я хочу вам сказать, что человек тоже часть природы. И вы, и я, и ваши родители - все люди на Земле - часть природы. Ведь мы так же, как растения, животные, питаемся, дышим.

Но человек отличается от животных тем, что у него есть разум. Он умнее животных и растений. Поэтому весь животный и растительный мир служит человеку, а человек, если он умный и добрый, заботится о животных и растениях.

Когда-то давным - давно, когда еще не было ни городов, ни даже сел, а люди жили в пещерах, все животные были дикими - домашних не было. Дикие коровы бродили по лесу, кошки тоже были лесными. Человек догадался, что надо приручать полезных животных, чтобы они жили рядом, чтобы не надо бегать по лесу и искать, например, корову.

Так он и сделал. Приручил нужных ему животных и птиц - с тех пор они стали домашними.

Назовите домашних животных, птиц?

Какую пользу они несут?

А вы знаете, что куры не такие уж глупые, если к ним присмотреться, то выясняется, что они очень умны и полезны. Они склёвывают насекомых непосредственно с животных и людей, причём делают это очень аккуратно.

Человек каждому должен заготовить корм на зиму, построить жилье.

Может ли человек обойтись без домашних животных?

Дети: Нет.

А домашние животные?

Дети: Нет.

Воспитатель: Мы можем сказать все взаимосвязано.

Давайте вспомним, где гулял Лунтик. (В лесу).

Что растет в лесу? (Деревья, кусты, трава, грибы.)

Какую пользу приносят деревья?

Кто живет в лесу? (Звери).

Назовите диких животных?

Чем питаются лисы, волки. Ребята волки и лисы не только питаются зайцами, но и мышами?

А ведь полчища мышей в лесу и поле страшнее волчьей стаи!

А зайцы?

Когда их много тоже беда. Заячьи набеги на сады и огороды не раз

заставляли человека искать защиту от длинноухих. И мы порой просим помощи волков. Волка называют санитаром леса. Знаете почему?

Дети(ответы.)

Нужны нам хищники? Да.

Они приносят пользу? Да.

Воспитатель: Во многих странах существует законы, охраняющие хищных зверей, птиц. Ведь без них не справится с грызунами на полях, в лесу. Недаром сотворила их природа такими сильными и ловкими.

- Вот и получается, что животные помогают человеку, а он о них заботится. Человек заботится не только о домашних, и о диких животных, но должен заботится и о птицах.

Какие бывают птицы? (Перелетные и зимующие).

Назовите зимующих?

Назовите перелетных?

Игра «Птицы».

Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д.  Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.

 -А какую пользу приносит нам птицы?

А кто еще живет в лесу? Мы их можем, увидит на деревьях, на траве. (Насекомые). Назовите.

Муравьи. Из чего они строят муравейники? Чем питаются и почему их называют«санитарами леса?» (Муравьи собирают для строительства муравейника иголки, ветки, остатки растений, поедают гусениц, различных жуков, которые точат деревья; разносят семена лесных растений, рыхлят почву.)

-Где живут дождевые черви, чем питаются, какую пользу они приносят? (Рыхлят землю, затаскивают в свои норки травинки и тем делают ее питательной для растений).

Может ли жить лес, если в нем не будет насекомых, птиц, зверей?

Какой совет мы дадим Лунтику?

(Помириться с животными, извиниться, попросить вернуться в лес, прочитать об их пользе в книгах, бережно относиться, помогать им). Давайте и мы дадим слово, что не будем обижать насекомых, а только будем наблюдать за ними и любоваться издали

Воспитатель: Вот и опять получается, что животные помогают человеку жить, а он о них заботится. Человек и о лесе заботится. Есть такие специалисты - лесничие. Они сберегут лес и даже новый сажают. Есть специальные машины, механизмы, которые им в этом помогают.

- Теперь мы с вами знаем, что такое природа.

В природе все зависит друг от друга. А наука, которая изучает связь растений, животных между собой и окружающим, называется экология.

Ученых, которые эти связи изучают, называют экологами, а их помощников -детей - юными экологами.

-Вы хотите стать друзьями и защитниками природы?

А как вы можете ее охранять, защищать?

(Убирать мусор, не ломать деревья, кормить птиц, ухаживать за животными, поливать комнатные растения, и. д).

Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу?

Их много, но выполнять их надо обязательно, чтобы лес всегда радовал нас своей красотой.

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся!


Комментарии

Наиля Гадельжановна, очень интересная разработка! Спасибо за Вашу работу!

30 April 2020