Классный час «Умей сказать НЕТ!» (развитие волевого усилия)
Пояснительная записка к презентации
Цель – самовоспитание, развитие волевого усилия, осознание своей способности повышать эффективность собственной жизни через преодоление негативных качеств, расширение доверия к себе.
Здравствуйте.
Хотя сегодня у нас с вами классный час, но я хотел бы начать его со вчерашнего урока геометрии. Проверим, насколько успешен был урок. Отвечаем громко хором.
Слайд 1.
Перед вами календарь майя? (да)
Майя строили пирамиды? (да)
Мы искали высоту пирамиды? (да)
Мы нашли эту высоту с помощью синуса? (да)
Я подарил вам за хорошую работу на уроке диск с фильмами о цивилизации майя? (да)
И я просил вас найти в Интернете примеры применения косинуса и тангенса. Вы выполнили это задание? (нет)
(вы можете привести эти примеры)
Я заметил на ваших лицах нерешительность. И я вас хорошо понимаю: не всегда легко произнести это короткое слово «нет». Но часто это так важно – «уметь сказать НЕТ» - щелчок.
И вы поступили сейчас честно, вы сказали «нет» той лжи, которая живёт внутри каждого из нас, в том числе и внутри меня. И мне так же приходится, превозмогая себя, говорить «нет», когда удобнее было бы солгать.
А на самом деле – умеем ли мы говорить «нет»? Чему именно стоит сказать «нет»? Как это сделать?
Упражнение 1.
Давайте поиграем в игру, которая называется «А давайте…».
Я говорю действие, которое мы выполняем все вместе до тех пор, пока кто-нибудь не предложит другое действие. Тогда мы начинаем делать другое действие и т.д. (если игра затягивается, никто не говорит «а давайте прекратим» - абсурдное предложение – «а давайте разрисуем цветочками классный журнал», «группа должна сказать «нет»)
Обсуждение: 1) почему сказал «нет», 2) почему не сказал «нет», 3) почему было видно, что хочет сказать, но промолчал.
В жизни каждого из нас бывают ситуации, когда сложно, но важно произнести «нет» - пойти против мнения большинства, заставить себя сдержать обещание, выполнить свой долг.
Сейчас не очень принято говорить «нет», это не одобряется, это психологически сложно, потренируемся говорить «нет».
Упражнение 2.
Два участника. Один убеждает различными способами другого подарить свой мобильник. Другой объясняет так же различными способами, почему он отказывается это сделать. Остальные помогают, когда участникам нечего сказать.
Упражнение 3 «Заезженная пластинка».
Все участвуют по парам. Первый вариант убеждает различными способами второй покупать ему каждый день булочку и стакан чая в столовой. Второй отвечает одной фразой «извини, нет».
Потом поменяться ролями – второй просит первого разбить стекло в школьном коридоре.
Слайд 2.
Существуют две разные стратегии говорить «нет»:
объясняя свой отказ,
категорично (без объяснения), но вежливо.
Какая стратегия вам больше понравилась, более эффективная, приемлемая.
Почему?
Тяжело сказать нет близкому человеку, а самый близкий для нас человек – это мы сами. Тяжелее всего сказать нет самому себе. Как вы считаете, нужно ли уметь это делать?
Давайте вместе напишем на листочках, каким своим недостаткам и слабостям вы хотели бы сказать «нет» в первую очередь. Задумайтесь и будьте честными, ведь вы уже сказали «нет» лжи.
Я не знаю, что вы написали на своих листочках, пусть это останется вашей тайной, но чаще всего люди хотели бы сказать «нет» следующим недостаткам и слабостям:
Слайд 3.
Страх, Ложь, Лень, Жадность, Безволие, Грубость, Высокомерие, Гнев, Зависть.
Итак, мы знаем, от чего хотим избавиться, и как это сделать.
Если вы научитесь говорить «нет» своим слабостям и недостаткам, то вам будет легко сказать «нет» и плохим словам, поступкам и даже вредным привычкам.
Но природа не терпит пустоты, и если, отказавшись от своих недостатков, мы не заполним образовавшееся место в своей душе теми качествами, которых нам не хватает, то враги вернутся опять.
Давайте напишем на другом листочке эти качества. А теперь заклеим ими первый список и заберём с собой, чтобы помнить. К чему нам стремиться.
И ещё я оставлю вам несколько способов того, как можно сказать «нет».
Слабости, которым надо сказать «нет» у каждого человека свои. Но научиться произносить это слово мы сможем, когда научимся контролировать себя, управлять собой. Мы сегодня попробовали для реализации этой цели смоделировать свое поведение в различных жизненных ситуациях. Но не стоит забывать, что формирование самого себя происходит каждый день и множеством других способов. Могу вам предложить следующие:
спорт
русская и зарубежная художественная литература (русские народные сказки и басни, «Старик Хоттабыч», книги П. Коэльо, Р. Бредбери)
кинофильмы («Всегда говори «да», «Вам и не снилось», «Королевство кривых зеркал»)
музыка «Я выбираю только…»
Из всех цветов я выбираю тёмно-синий,
Из всех цветов я выбираю сладкий клевер,
Из всего, что есть на свете, из переплетений линий
Я выбираю только солнце, дождь и ветер.
Из всех имён я выбираю твоё имя,
Из всех времён я выбираю это время,
Из всего, что есть на свете, из переплетений линий
Я выбираю только лук, стрелу и стремя.
Из всех богов я выбираю тех. что с Богом,
Из всех врагов я выбираю тех, что злее,
Из всего, что есть на свете непонятном и убогом
Я выбираю только жить, любить и верить.
презентация к классному часу
PPT / 549 Кб