Нормативно-правовая база образования детей и подростков с ОВЗ

2
0
Материал опубликован 2 April 2018 в группе

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. «Всеобщая декларация прав человека». Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.

2. «Декларация прав ребенка». Принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.

3. «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования». Принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее одиннадцатой сессии (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года).

4. «Декларация о правах умственно отсталых лиц». Принята резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года.

5. «Декларация о правах инвалидов». Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года.

6. «Всемирная программа действий в отношении инвалидов». Принятая Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 года.

7. «Конвенция о правах ребенка». Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

8. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей». Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 1990 года.

9. «Рекомендация №R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов» - принята Комитетом министров Совета Европы 9 апреля 1992 года.

10. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Приняты резолюцией 48/96Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года.

11. «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», Принята на Всемирной конференции по образованию для лиц с особыми потребностями: доступ к образованию и его качество (Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года).

12. «Конвенция о правах инвалидов» (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря2006 года), ст. 24

13. «Осуществление Всемирной программы действий в отношении инвалидов: достижение провозглашенных в Декларации тысячелетия целей в области развития, касающихся инвалидов - принята резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН № 62/127 от 18.12.2007 г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Конституция Российской Федерации. Раздел первый, глава 2: Права и свободы человека и гражданина. Статья № 43.

2. Федеральный закон Российской Федерации «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», от 3 мая2012г. N 46-ФЗ.

3. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

4. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан прри ее оказании», от 02.06.1992г. № 3185-1.

5. Федеральный Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 ноября 1995г. № 18 –ФЗ.

6. Федеральный Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24.07.1998г. № 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000 года, 22 августа, 21 декабря 2004 г., 30 июня 2007 года).

7. Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья», от 30 июня 2007 года № 120-ФЗ.

8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271).

9. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 года № 175.

10. Указ правительства РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» №761 от 01.06.2012г.

11. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

ДОКУМЕНТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 года «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.200г. № 212, от 23.12.2002г. №919).

2. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (с изменениями и дополнениями от: 23.12.2002г., 18.08.2008г., 10.03.2009г.).

3. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 года N 212 «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (в ред. Постановление Правительства РФ от 10.03.2000г. N 212, от 23.12.2002г. N 919, от 01.02.2005г. N 49, от 18.08.2008г. N 617, от 10.03.2009г. N 216,).

4. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 года «О национальной доктрине образования вРоссийской Федерации».

5. Постановление Правительства РФ от 20 февраль 2006 года «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

6. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р (с изменениями от 08.08.2009г.)

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» -

7. Распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 года N 163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы».

8. «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» - Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 года № 1916-р.

ВЕДОМСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. «Концепция реформирования системы специального образования», принятая коллегией Министерства образования РФ 9 февраля 1999 года.

2. Приказ Минобразования РФ «Об утверждении примерного положения классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. от 08.09.1992г. № 333).

3. Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(Mинздравсоцразвития России) от 22 августа 2005 года N 535 г. Москва «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(Mинздравсоцразвития России) от 04.08.2008г. N 379н г. Москва «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 2357 г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».

8. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

9. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 года N 761н г. Москва «Об утверждении Единого

квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования».

11. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения» (утв. приказом Минобразования России от 15.02.2012г. № 107.

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 сентября 2013 года N 1035 «О признании не действующим на территории РФ письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 года N 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 года N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 года № 1082 г. Москва «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от

19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья».

Письма:

16. Письмо Министерство просвещения РСФСР от 03.06.1988г. № 10-136-6 «О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития».

17. Инструктивное Письмо МНО РСФСР от 30.06.89г. №17-154-6 «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания с задержкой психического развития».

18. Письмо министерства общего и профессионального Образования от 04.09.1997г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений» (в ред. От 26.12.200г.)

19. Письмо МО РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) в образовательном учреждении».

20. Инструктивное письмо МО РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

21. Письмо МО РФ «О Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)», от 26.04.2001г. N 29/1524-6.

22. Письмо МО РФ от 03 апреля 2003 года №27-2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».

23. Письмо Управления специального образования МО РФ от 30 мая 2003 года № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития».

24. Письмо МО РФ от 27 июня 2003 года № 28-51-513/16. Приложение к письму МО РФ от 27 июня 2003 года N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».

25. Письмо Минобрнауки РФ от 06.04.2004г. № 26/188-би «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей инвалидов с отклонениями в умственном развитии».

26. Письмо Минобрнауки РФ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки от 15.04.2008г. № 01-186/08-01 «Об организации проведения ЕГЭ для лиц с ограниченными возможностями здоровья».

27. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

28. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 5 марта 2010 года № 02-52-3/10-ин «О методических рекомендациях по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья».

29. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 года N 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

30. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 года № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

31. Письмо МО РФ от 05.09.2013г. №07-1317 «Реализация дистанционного образования детей-

инвалидов».

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Закон «О защите прав детей Новосибирской области», принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 24.04.2003г. № 111-ОСД.

2. Закон «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области» от 12.03.1999 г. № 45-ОЗ (в ред. Законов Новосибирской области от 29.03.2010г. № 467-ОЗ).

3. Закон «О нормативах финансирования государственных бюджетных и автономных ОУ НСО и муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений на территории НСО» от 15.05.2006г. (в ред. Законов НСОО от 15.12.2007г. № 174-ОЗ, от 15.12.2007г. № 179-ОЗ, от 02.07.2008г. № 252-ОЗ, от 06.04.2009г. № 322-ОЗ).

4. Постановление Администрации Новосибирской области от 12 марта 2007 г. N 23-па «О социальной поддержке обучающихся и воспитанников областных государственных и муниципальных оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа и специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья (в ред. постановлений администрации Новосибирской области от 06.05.2008 N 130-па, от 29.01.2009 N 45-па, от 24.02.2009 N 68-па).

5. Постановление Администрации Новосибирской области от 02.05.2007г. № 45-па «О мерах социальной поддержки детей-инвалидов».

6. Письмо Департамента образования Новосибирской области от 29.09.2009г. № 5352-04-05/30, дополнение к письму «О лицензировании образовательных учреждений по специальным (коррекционным) общеобразовательным программам».

7. Постановление Правительства Новосибирской области от 11.07.2011г. № 301-п «Об утверждении Комплексных мер по модернизации системы общего образования Новосибирской области в 2011г.»,

8. Постановление Правительства Новосибирской области от 12.09.2011г. № 405-п «О нормативах финансирования государственных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного)общего образования».

9. Постановление Правительства Новосибирской области от 29.09.2011г. № 431-п «О внесении изменений

постановление Правительства Новосибирской области от 11.07.2011г. № 301-п».

10. Постановление Правительства Новосибирской области от 29.09.2011г. № 417-п «О перечне и размерах поправочных (повышающих) коэффициентов, используемых при расчете объемов финансирования

государственных образовательных учреждений Новосибирской области».

11. Проект постановления Правительства Новосибирской области, 01.10.2011г., «О нормативах финансирования государственных образовательных учреждений Новосибирской области и муниципальных образовательных учреждений на территории Новосибирской области, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».

12. Постановление Правительства Новосибирской области от 13.12.2011г. № 541-п «О нормативах финансирования государственных образовательных учреждений Новосибирской области и муниципальных ОУ, расположенных на территории НСО, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и перечне и размерах поправочных (повышающих) коэффициентов, используемых при расчете объемов финансирования ГОУ НСО и муниципальных ОУ, расположенных на территории НСО, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, применяемые к фонду оплаты труда, рассчитанному по нормативу финансирования».

13. Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 06.09. 2011 г. №1451/1549 «Об утверждении регламента взаимодействия детской психиатрической службы и психолого-медико-педагогических комиссий».

14. Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 08.09.2011г. № 1583 «Об итогах конкурсного отбора учреждений Новосибирской области на реализацию регионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области».

15. Инструктивное письмо МОНиИП НСО от 08.11.2011г. № 5461/30 «Об организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ».

16. Инструктивное письмо МОНиИП НСО от 14.12.2011г. № 6164-03/30 «О предупреждении нарушения прав граждан в ходе диагностической сессии и реализации образовательными учреждениями рекомендаций ПМПК

17. Письмо МОНиИП НСО от 26.03.2012г. « 11411-03/30 «Об расходовании субсидий на финансовое обеспечение модернизации муниципальной системы общего образования».

18. Приказ МОНиИП НСО от 23.07.2012 г. № 1602 «Об утверждении примерных региональных базисных учебных планов для государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов коррекционной направленности для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области всех видов на 2012-2013; 2013-2014 учебные годы».

19. Приказ Мэрии города Новосибирска от 21.12.2012г. № 1940-од «О порядке организации деятельности городской психолого-медико-педагогической комиссии».

20. Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 04.03.2013г. № 618 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей –инвалидов Новосибирской области на 2013 – 2015 годы».

21. Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 08.11.2013г. № 2565 «О порядке регламентации и оформления отношений государственной образовательной организации Новосибирской области и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным образовательным программам на дому и в медицинских организациях».

22. Инструктивное письмо МОНиИП НСО от 18.12.2013г. № 6032_03/25 «О направлении методических рекомендаций».__

Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6 "О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития"

Мониторинговое исследование, проведенное Министерством образования Российской Федерации в 2002/2003 учебном году, выявило наличие в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации классов различных наименований (коррекционно-развивающего обучения, адаптации, здоровья, педагогической поддержки, выравнивания, интенсивного развития, повышенного внимания и др.). Данный факт был подтвержден мнением участников всероссийской конференции по проблеме "Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение: задачи и перспективы развития", состоявшейся в феврале, 2003 года, зафиксированным в резолюции конференции, доведенной до сведения органов управления образованием субъектов Российской Федерации информационным письмом от 18.04.2003 N 27/2756-6.

В связи с поступающими запросами об организации деятельности этих классов Министерство считает необходимым разъяснить следующее.

Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196, предусмотрено открытие в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации классов компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов для обучающихся с отклонениями в развитии. Функционирование в общеобразовательных учреждениях классов иных наименований Типовым положением не предусмотрено.

Одновременно разъясняем, что деятельность классов компенсирующего обучения в настоящее время регламентируется Положением о классах компенсирующего обучения, утвержденным приказом Минобразования России от 08.08.92 N 333.

При организации работы специальных (коррекционных) классов общеобразовательное учреждение должно руководствоваться Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в редакциях постановлений Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 288 и от 10.03.2000 N 212.

В указанном Типовом положении перечисляются категории детей, для которых могут создаваться специальные (коррекционные) учреждения и соответственно специальные (коррекционные) классы общеобразовательных учреждений, а именно глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

Разъясняем, что наименование этих классов должно соответствовать пункту 30 Типового положения об общеобразовательном учреждении. При этом в наименовании специального (коррекционного) класса может указываться его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся, воспитанников, обозначаемый следующим образом: "I вид" - для глухих, "II вид" - для слабослышащих, "III вид" - для слепых, "IV вид" - для слабовидящих, "V вид" - для детей с тяжелыми нарушениями речи, "VI вид" - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, "VII вид" - для детей с задержкой психического развития, "VIII вид" - для умственно отсталых. Считаем целесообразным при организации деятельности этих классов использовать инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.97 N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов и приказ Минобразования России от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".

Наиболее часто в общеобразовательных учреждениях открываются классы для обучающихся с задержкой психического развития, в которых обучается более 195 тысяч детей. При организации работы специальных (коррекционных) классов VII вида можно использовать пакет документов об обучении в общеобразовательном учреждении детей с задержкой психического развития, разработанный Московским департаментом образования, одобренный III Всероссийской конференцией "Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения", состоявшейся в феврале 2000 года, и доведенный до сведения органов управления образованием субъектов Российской Федерации информационным письмом Минобразования России от 28.06.2000 N 27/1012-6, и письмо Министерства просвещения РСФСР от 03.06.88 N 10-136-6 "О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития", в части, не противоречащей действующим типовым положениям об общеобразовательном и специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждениях, инструктивному письму Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.97 N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов" и приказу Минобразования России от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".

Начальник Управления специального образования

Т.В. Волосовец

О КОРРЕКЦИОННОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07

В связи с реализуемой в рамках вступающего в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» реструктуризацией образовательных  учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья Минобрнауки Росси направляет разъяснения своей позиции в части коррекционного и инклюзивного образования детей.

И.М. РЕМОРЕНКО

В связи с обращениями депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ломакина-Румянцева А.В и коллективов образовательных учреждений ряда субъектов Российской Федерации по вопросу о реструктуризации образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №  273 «Об образовании в Российской Федерации», вступающего в силу 1 сентября 2013 года (далее  -  Федеральный закон), Департамент считает необходимым отметить следующее.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья, и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

В  рамках разработки нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона, подготовлены проекты приказов Минобрнауки России об особенностях организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, об установлении порядка выдачи свидетельства об обучении лицам с ограниченными возможностями здоровья, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптивным основным общеобразовательным программам, об установлении образца свидетельства об обучении, выдаваемого лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам (размещены на сайте: regulation.gov.ru).

Согласно статье 79 Федерального закона органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в России для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений. Она включает в себя специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (школы, школы-интернаты) (далее  - СКОУ).

В последние несколько лет в субъектах Российской Федерации произошло сокращение на 5 процентов СКОУ при одновременном росте на 2 процента количества обучающихся, воспитывающихся в них детей (по состоянию на начало 2009/2010 учебного года в России функционировало 1804 СКОУ, в которых обучалось 207 тыс. детей с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии, в 2012/2013 учебном году соответственно: 1708 – 211 тыс. детей).

Минобрнауки России обеспокоено наметившейся тенденцией к тому, что развитие форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в регионах не всегда носит спланированный, последовательный характер, зачастую не сопровождается созданием необходимых условий. Часть субъектов Российской Федерации неоправданно сориентированы на сокращение сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В указанный период времени в большинстве субъектов Российской Федерации прекращена образовательная деятельность от 1 до 3 СКОУ, в Хабаровском крае – 4, Калининградской области – 5, Ивановской области – 6, Красноярском крае – 7, Тверской области – 8, Пермском крае – 9, Свердловской области – 10, Краснодарском крае – 14, Новгородской области – 18.

Основные направления организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и сверстников, не имеющих нарушений развития, отражены в рекомендациях Минобрнауки России по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации, которые были направлены руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, в апреле 2008 года (письмо от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06).

Региональные программы, направленные на развитие образования детей этой категории, включая их интеграцию в обычную образовательную среду, разрабатываются и реализуются с учетом указанных рекомендаций.

В настоящее время в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2181-р (далее – Программа), реализуются мероприятия по оснащению обычных образовательных учреждений специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Реализация мероприятий Программы позволит в течение 5 лет (в 2011-2015 годах) создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов, совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, лишь в 20 процентах от общей численности общеобразовательных школ.

В этой связи Департамент обращает внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, на то, что инклюзивное (интегрированное) образование детей-инвалидов не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер – инклюзия (интеграция) ради инклюзии (интеграции).

Развитие инклюзивных (интегрированных) форм обучения инвалидов должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогических коллективов, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями). Иначе подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную инклюзию (интеграцию) обучающихся детей-инвалидов, но и негативно скажется на качестве работы образовательных учреждений с другими обучающимися.

Развитие совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, должен решаться психолого-медико-педагогическими комиссиями исходя, прежде всего, из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей.

Департамент считает необходимым обратить внимание на функционирование существующей сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений с учетом того, что для части детей более целесообразным является обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Такие учреждения на современном этапе могут выполнить функции учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям, координировать работу в этом направлении системы образования субъекта Российской Федерации.

Директор Департамента
Е.А. СИЛЬЯНОВ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.