Справочный материал «Правовые акты, закрепляющие право лиц с ОВЗ на образование»
Правовые акты, закрепляющие право лиц с ОВЗ на образование
№ пп |
Наименование документа |
Дата принятия |
Где и кем принят |
Основное содержание |
МЕЖДУНАРОДНЫЕ |
||||
«Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» |
14.12.1960 |
Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры (ЮНЕСКО) |
Конвенцией определено понятие «дискриминация», которое означает «всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение». Согласно ст. 1 этой Конвенции, запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности: закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему правилу; создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования. Конвенция определяет равные для всех права и возможности получения образования, т.е. обозначает важность экономической и физической доступности образования. |
«Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» |
7-10.06.1994 |
Саламанка, Испания |
Сформулированы основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями. Признание необходимости действовать в направлении создания «Школ для всех» - учреждений, которые объединяют всех, учитывают различия, содействуют процессу обучения и соответствуют индивидуальным потребностям. В соответствии с принятой декларацией школы должны отвечать потребностям всех детей независимо от их материальных, интеллектуальных, социальных, эмоциональных или иных особенностей. Они должны обучать как детей с инвалидностью, так и одаренных детей, детей из отдаленных районов, детей, относящихся к языковым, этническим и культурным меньшинствам, и других детей, находящихся в неблагоприятном положении или принадлежащих к маргинальным группам. |
|
«Конвенция о правах инвалидов» - принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года |
13.12.2006 |
Резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН |
Создана с целью «поощрения, защиты и обеспечения полного и равного осуществления всеми инвалидами, включая детей, всех прав человека и основных свобод». − уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; − недискриминация (равное отношение ко всем); − полное и эффективное вовлечение и включение в общество; − уважение особенностей людей с инвалидностью и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; − равенство возможностей; − доступность (свободный доступ к транспортным средствам, местам и информации и невозможность отказа в доступе по причине инвалидности); − равенство мужчин и женщин (мальчики и девочки также имеют равные возможности); − уважение развивающихся способностей детей с инвалидностью и уважение их права сохранять свою индивидуальность (право на уважение ваших способностей и право гордиться собой) В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на: 1) развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; 2) обеспечение людям с инвалидностью возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества. 3) доступ людей с инвалидностью к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; 4) предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; 5) создание условий для освоения социальных навыков; 6) обеспечение подготовки и переподготовки педагогов. |
|
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ |
||||
«Об образовании в Российской Федерации» |
29.12.2012 |
Закон Российской федерации |
Данный федеральный закон содержит положения о системе образования Российской Федерации, об общем, профессиональном и дополнительном образовании, о профессиональном обучении, об основании возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений, об экономической деятельности и финансовом обеспечении в сфере образования, а также о международном сотрудничестве. |
|
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» |
3.07.1998 изм: 21.12.2004 26.06.2007 30.06.2007 |
Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации |
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Закон определяет ответственность педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка. Законом предусмотрены возможности указанных представителей по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка. Закон устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, в т. ч. и в образовании. |
«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» |
1.06.2012 |
Указ Президента Российской Федерации № 761 |
Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Защита прав каждого ребенка. Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. Сбережение здоровья каждого ребенка. Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. Особое внимание уязвимым категориям детей. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. Партнерство во имя ребенка. В РФ политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей. |
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ |
||||
12.03.1997 N 288 |
Постановление Правительства РФ |
Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья. |
||
«Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» |
31.07.1998 N 867 ред: |
Постановление Правительства РФ |
Типовое положение регулирует образовательную, реабилитационную, оздоровительную и финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений для детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Настоящее Типовое положение является типовым для государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - центров: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и других. |
|
«Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 300, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 23.04.2012). |
12.09.2008 N 666 |
Постановление Правительства РФ Приказ Минобрнауки РФ |
Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. ДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, а также присмотр и уход за ними. К таким учреждениям относятся детские сады для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), предшкольного (старшего дошкольного) возраста (от 5 до 7 лет). Кроме того, это детские сады присмотра и оздоровления, центры развития ребенка и др. Определены основные задачи учреждений. Структурной единицей учреждения является группа. Язык, на котором ведется обучение и воспитание, устанавливается в уставе. Не допускается создавать в детских садах политические партии, общественные и религиозные объединения. Установлен порядок организации деятельности и управления ДОУ. Для обеспечения образовательной деятельности за учреждением закрепляются объекты права собственности (здания, сооружения, оборудование, имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения). Учреждения вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юрлиц. |
ВЕДОМСТВЕННЫЕ |
||||
«О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития» |
30.05.2003 N 27/2887-6 |
Письмо Минобразования РФ |
Разъяснение по наименованию классов: компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов для обучающихся с отклонениями в развитии. Функционирование в общеобразовательных учреждениях классов иных наименований Типовым положением не предусмотрено. При этом в наименовании специального (коррекционного) класса может указываться его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся, воспитанников, обозначаемый следующим образом: "I вид" - для глухих, "II вид" - для слабослышащих, "III вид" - для слепых, "IV вид" - для слабовидящих, "V вид" - для детей с тяжелыми нарушениями речи, "VI вид" - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, "VII вид" - для детей с задержкой психического развития, "VIII вид" - для умственно отсталых. Также даны ссылки на другие информационные письма Министерства по организации таких классов. |
|
«Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» |
24.03.2009 N 95 |
Приказ Министерства образования и науки РФ |
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии, включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей. |
|
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
6.10.2006 N373 |
Приказ Министерства образования и науки РФ |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений; к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении начального общего образования, самоценность начального общего образования как фундамента всего последующего образования. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применяется настоящий Стандарт с учетом специальных требований и (или) федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
|
РЕГИОНАЛЬНЫЕ |
||||
«Об общем образовании в городе Москве» |
10.03.2004 N14 |
Закон города Москвы |
Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан на общедоступное, бесплатное и качественное общее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в различных формах и объеме, установленном федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями (для лиц, поступивших на обучение до 31 декабря 2010 года, - государственными образовательными стандартами), с учетом региональных особенностей субъекта Российской Федерации - города Москвы. |
|
«О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве» |
26.10.2005 N55 |
Закон города Москвы |
Закон на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных правовых актов города Москвы регулирует отношения, связанные с предоставлением инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности дополнительных мер социальной поддержки по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации, обеспечению техническими средствами реабилитации, воспитанию и образованию, содействию их занятости. |
|
«Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» |
28.04.2010 N16 |
Закон города Москвы |
Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование любого уровня и направленности в соответствии с их способностями и возможностями, в целях социальной интеграции указанных лиц, включая приобретение ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни. |