Справочный материал «Правовые акты, закрепляющие право лиц с ОВЗ на образование»

1
0
Материал опубликован 28 February 2018

Правовые акты, закрепляющие право лиц с ОВЗ на образование


 

пп

Наименование документа

Дата принятия

Где и кем принят

Основное содержание

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ

 

«Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования»

14.12.1960

Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры (ЮНЕСКО)

Конвенцией определено понятие «дискриминация», которое означает «всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение».

Согласно ст. 1 этой Конвенции, запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности:

закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;

ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;

создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему правилу;

создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования.

Конвенция определяет равные для всех права и возможности получения образования, т.е. обозначает важность экономической и физической доступности образования.


 

 

«Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями»

7-10.06.1994

Саламанка, Испания

Сформулированы основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями.

Признание необходимости действовать в направлении создания «Школ для всех» - учреждений, которые объединяют всех, учитывают различия, содействуют процессу обучения и соответствуют индивидуальным потребностям.

В соответствии с принятой декларацией школы должны отвечать потребностям всех детей независимо от их материальных, интеллектуальных, социальных, эмоциональных или иных особенностей. Они должны обучать как детей с инвалидностью, так и одаренных детей, детей из отдаленных районов, детей, относящихся к языковым, этническим и культурным меньшинствам, и других детей, находящихся в неблагоприятном положении или принадлежащих к маргинальным группам.

 

«Конвенция о правах инвалидов» - принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года

13.12.2006

Резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН

Создана с целью «поощрения, защиты и обеспечения полного и равного осуществления всеми инвалидами, включая детей, всех прав человека и основных свобод».
Основные принципы (положения) Конвенции:

уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор,

и независимости;

недискриминация (равное отношение ко всем);

полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

уважение особенностей людей с инвалидностью и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;

равенство возможностей;

доступность (свободный доступ к транспортным средствам, местам и информации и невозможность отказа в доступе по причине инвалидности);

равенство мужчин и женщин (мальчики и девочки также имеют равные возможности);

уважение развивающихся способностей детей с инвалидностью и уважение их права сохранять свою индивидуальность (право на уважение ваших способностей и право гордиться собой)

В соответствии с Конвенцией,

образование должно быть направлено на:

1) развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

2) обеспечение людям с инвалидностью возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества.

3) доступ людей с инвалидностью к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

4) предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

5) создание условий для освоения социальных навыков;

6) обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ

 

«Об образовании в Российской Федерации»

29.12.2012

Закон Российской федерации

Данный федеральный закон содержит положения о системе образования Российской Федерации, об общем, профессиональном и дополнительном образовании, о профессиональном обучении, об основании возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений, об экономической деятельности и финансовом обеспечении в сфере образования, а также о международном сотрудничестве.

 

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

3.07.1998 изм:
20.07.2000
22.08.2004

21.12.2004

26.06.2007

30.06.2007

Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Закон определяет ответственность педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка.

Законом предусмотрены возможности указанных представителей по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.

Закон устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, в т. ч. и в образовании.


 

 

«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

1.06.2012

Указ Президента Российской Федерации № 761

Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

Защита прав каждого ребенка.

Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. 

Сбережение здоровья каждого ребенка. 

Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. 

Особое внимание уязвимым категориям детей.

Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. 

Партнерство во имя ребенка. В РФ политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.


 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ

   
 

«Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

12.03.1997 N 288
ред:
10.03.2009

Постановление Правительства РФ

Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

«Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»

31.07.1998 N 867 ред:
23.12.2002 N 919
18.08.2008 N 617
10.03.2009 N 216

Постановление Правительства РФ

Типовое положение регулирует образовательную, реабилитационную, оздоровительную и финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений для детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Настоящее Типовое положение является типовым для государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - центров: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и других.

 

«Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 300, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 23.04.2012).

12.09.2008 N 666

27.10.2011 N 2562

Постановление Правительства РФ

Приказ Минобрнауки РФ

Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

ДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, а также присмотр и уход за ними.

К таким учреждениям относятся детские сады для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), предшкольного (старшего дошкольного) возраста (от 5 до 7 лет). Кроме того, это детские сады присмотра и оздоровления, центры развития ребенка и др.

Определены основные задачи учреждений.

Структурной единицей учреждения является группа. Язык, на котором ведется обучение и воспитание, устанавливается в уставе. Не допускается создавать в детских садах политические партии, общественные и религиозные объединения.

Установлен порядок организации деятельности и управления ДОУ.

Для обеспечения образовательной деятельности за учреждением закрепляются объекты права собственности (здания, сооружения, оборудование, имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения).

Учреждения вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юрлиц.


 

 

ВЕДОМСТВЕННЫЕ

 

«О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития»

30.05.2003

N 27/2887-6

Письмо Минобразования РФ

Разъяснение по наименованию классов: компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов для обучающихся с отклонениями в развитии. Функционирование в общеобразовательных учреждениях классов иных наименований Типовым положением не предусмотрено.

При этом в наименовании специального (коррекционного) класса может указываться его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся, воспитанников, обозначаемый следующим образом: "I вид" - для глухих, "II вид" - для слабослышащих, "III вид" - для слепых, "IV вид" - для слабовидящих, "V вид" - для детей с тяжелыми нарушениями речи, "VI вид" - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, "VII вид" - для детей с задержкой психического развития, "VIII вид" - для умственно отсталых. 

Также даны ссылки на другие информационные письма Министерства по организации таких классов.

 

«Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

24.03.2009 N 95

Приказ Министерства образования и науки РФ

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии, включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей.

 

«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

6.10.2006 N373

Приказ Министерства образования и науки РФ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;

к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении начального общего образования, самоценность начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применяется настоящий Стандарт с учетом специальных требований и (или) федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ

 

«Об общем образовании в городе Москве»

10.03.2004 N14

Закон города Москвы

Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан на общедоступное, бесплатное и качественное общее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в различных формах и объеме, установленном федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями (для лиц, поступивших на обучение до 31 декабря 2010 года, - государственными образовательными стандартами), с учетом региональных особенностей субъекта Российской Федерации - города Москвы.

 

«О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве»

26.10.2005 N55

Закон города Москвы

Закон на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных правовых актов города Москвы регулирует отношения, связанные с предоставлением инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности дополнительных мер социальной поддержки по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации, обеспечению техническими средствами реабилитации, воспитанию и образованию, содействию их занятости.

 

«Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»

28.04.2010 N16

Закон города Москвы

Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование любого уровня и направленности в соответствии с их способностями и возможностями, в целях социальной интеграции указанных лиц, включая приобретение ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни.



 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.