Занятие «О Лирика! Души моей отрада...»

5
0
Материал опубликован 18 January

 

Урок творчества по теме:

 

«О Лирика! Души моей отрада…»

Цель: Создание условия для развития творческого потенциала воспитанниц

Задачи:

Познакомить учащихся с особенностями лирических произведений.

Развивать интерес к лирике как роду литературы

Способствовать развитию творческих способностей учащихся, активизации мышления.

Воспитывать чувство прекрасного через внимание к слову, толерантность по отношению к другим участникам творческого процесса

Тип урока: урок творчества.

Оборудование: раздаточный материал

План урока:

Оргмомент – 1 мин.

Постановка целей и задач урока – 1 мин.

Вступительное слово учителя – 5 мин.

Чтение наизусть стихотворений – 5 мин.

Актуализация знаний – 5 мин.

Особенности лирики, творческие задания – 15 мин.

Анализ работ учащихся – 5 мин.

Подведение итогов работы, домашнее задание – 3 мин.

 

Ход урока.

Оргмомент. t1705548388aa.png

-Сегодня необычный урок. Мы станем на время воспитанниками Лицея времен А.С.Пушкина. Выберите себе листочки и посмотрите , как вас зовут. А в конце урока вы узнаете, кем вы стали. Это великие имена, и вы можете гордиться ими.

3. Постановка целей и задач урока.

-А что же объединяло всех лицеистов? Чему научались они за годы своего лицейства? (сочинять стихи)

Это был обязательный момент. Не уметь сочинять стихи считалось дурным тоном.

Тема нашего урока «О Лирика! Души моей отрада…»

«Но рифма не должна со смыслом жить в разладе…»

Н.Буало «Поэтическое искусство»

t1705548388ab.png

Определим задачи урока:

Осмыслить отличие лирики от прозы .

Усвоить основные понятия стихосложения.

Научиться рифмовать строчки.

А поскольку мы будем творить, то нам понадобятся карандаш или ручка. Итак, начинаем.

Вступительное слово учителя.

Посмотрите на слайд(№2). Что мы видим? (природа, чувства, танец). Выберите из этих слов одно, обозначающее то, что мы не сможем ни потрогать, ни совершить. (Чувство) Лирика – это особый чувственный мир. В ней нет особых событий, интересного сюжета, но она способна увлечь за собой силой чувства. Она может заставить нас грустить и смеяться, печалиться и радоваться, плакать и веселиться.

? -А как вы думаете, ребята, как появилось это слово?

- От какого слова оно образовано? ( выслушать мнения ребят).

Слово «ЛИРА» уносит нас в далёкую Грецию, когда поэтические произведения исполнялись под сопровождение музыкального инструмента, который по-гречески звучит «лира». Вот как это происходило: ( знакомство с мифом «Аполлон и музы»)

 

t1705548388ac.png Весной и летом на склонах лесистого Геликона Аполлон – Бог – покровитель искусств – водит хороводы с девятью музами. Юные, прекрасные музы– постоянные спутницы Аполлона. Он руководит хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой лире.

Когда Аполлон в сопровождении муз появляется на Олимпе и раздаются звуки его инструмента и пение муз, замолкает всё: прекращаются войны, не сверкает молния Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе.

Такова чудодейственная сила искусства.

4. Чтение наизусть.

- У каждого из вас есть, наверное, любимые стихотворения или отдельные строчки, которые то и дело всплывают в вашей памяти. Давайте послушаем (чтение наизусть 1-2 стих-ий или ЗАПИСЬ).

5. Актуализация знаний.

- Искусство слова продолжает пленять нас и сегодня. И не последняя роль в этом отводится поэзии. В мире литературы лирика заметно выделяется среди других родов литературы, т.е. имеет свои отличительные признаки. И сегодня мы попробуем разобраться в них.

 

- Подумайте и скажите, как вы отличаете поэзию от прозы, т.е. стихотворение от рассказа? (можно пропеть, читается «складно»).

6 – 7.Особенности лирики. Творческие работы.

Такое «складное» звучание достигается не просто, а по определённым законам стихосложения. У каждого стихотворения есть своя мелодия, свой ритм. Даже не называя слов, мы можем узнать стихотворение по ритму. Вот послушайте и определите, ритм какого стихотворения я вам хочу передать:

Та-та-та-та-та та та-та-та

Та-та-та та та-та-та та

(«У лукоморья дуб зелёный»)

t1705548388ad.pngРитм – это сердце лирики. Вы возбуждены, радостны – сердце бьётся чаще, грустны, задумчивы – медленнее. Поэтому важно слышать ритм, музыку стихотворения. Итак, одна из особенностей лирики – это ритм. (запись в тетрадь).

Давайте вместе с вами попробуем определить ритм стихотворения

t1705548388ae.png

Прокатилась весна тротуаром,

                  1

Расколола ………… льды.

Скоро, скоро зелёным пожаром

                   2

Запылают …………… сады.

1 – суровые, наскучившие, поднявшиеся

2 – от тепла, на солнце, радостные

ТВ. Р.№ 1. А теперь сделайте то же самое, но самостоятельно (работа с карточками).

t1705548388af.png

Миновало лето, осень наступила.
На полях и ………..1…………пусто и уныло.

Птички улетели, стали дни короче,
…………2……….не видно, темны, темны ночи.

 

В лесу, в огородах, в рощах,

Звезд, солнышка, неба

 

А ещё у стихотворения есть рифма. Давайте вспомним, что это такое? (выслушать ребят). Очень хорошо рифму можно услышать, разгадывая загадки-складки:

Я антоним к слову зной,

 

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - ………..(прохлада).

t1705548388ag.png Рифма – это одинаковое звучание последних звуков в словах в конце строки. Давайте попробуем угадать рифму в следующем отрывке, но при этом важно помнить, что слова должны не только рифмоваться, но и подходить по смыслу, а также совпадать с ритмом стихотворения. (обращение к эпиграфу урока)

t1705548388ah.png

Шумит как прежде …1…..,

Вчерашний вздох тая,

Моя родная сторона

Смоленщина …2……..

1- весела, зелена, скромна

2 - моя, родная, дорогая

ТВ. Р. № 2. «Угадай рифму».

t1705548388ai.png

Ты, высокое, небо далёкое,

Беспредельный простор голубой!

                             1

Ты, зелёное поле …………….!

                                         2

Только к вам я стремлюся …………...!

1 – придумайте рифму сами

2 – с тоской, душой, весной

 

t1705548388ag.png

Пр. итог: рифма – это созвучие на концах стихотворных строк. Это вторая особенность стихотворения. (запись в тетрадь)

t1705548388aj.png

А вот теперь мы подошли к самому главному. Послушайте отрывок из рассказа И.А.Бунина «Весёлый двор» и попробуйте рассказать, что вы увидели.

 

Весь май, весь июнь перепадали дожди. Хлеба и травы в нынешнем году чудесные. День был облачный, ветер дул мягкий, но сильный,- усыплял пчёл, мешал им, путал их, сонно жужжавших в её кустистой заросли, обдавал порою запахом гретого мёда.(рассказ детей о том, что они увидели)

t1705548388aj.png

А теперь давайте прочитаем отрывок из стихотворения И.А.Бунина

 

Шире, грудь, распахнись для приятия

Чувств весенних – минутных гостей!

Ты раскрой мне, природа, объятия,

Чтоб я слился с красою твоей!

t1705548388ak.png

- Что вы представляете?

Стихотворение ничего не изображает, а выражает мысли и чувства автора. Их увидеть нельзя. Здесь надо уметь слушать слово. Услышишь слово – поймёшь душу автора. Лирика не изображает, а выражает чувства –это ещё одна отличительная особенность лирики. (запись в тетрадь).

? –Какие чувства выражает это стихотворение? Как вы это почувствовали? Что вам в этом помогло? (наличие восклиц. предложений, обращения и т. д.)

Именно поэтому в стихотворении велика роль художественных средств, одним из которых является эпитет. Давайте вспомним, что это такое? Приведите примеры. Давайте посмотрим, какую роль играют эпитеты в отрывке из стихотворения «Листопад» И.А.Бунина (ТВ.Р. №2):

 

Ты, высокое небо, далёкое,

Беспредельный простор голубой!

Ты, зелёное поле широкое,

Только к вам я стремлюся душой!

? – Назовите мне эпитеты. Как значение их связано с настроением стихотворения? Назовите эпитеты, создающее это настроение . Именно наличие эпитетов создаёт настроение, и они же помогают нарисовать картину. Поэтому правильный выбор эпитета – дело ответственное и трудоёмкое.

Давайте попробуем приобщиться к творчеству, почувствуем себя немного поэтами.

Попробуем подобрать эпитеты, соответствующие содержанию стихотворного отрывка .

t1705548388al.png

       1

О ……………. ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

      2

С …………. ветвей.

1 – страшные, буйные, славные

2 – корявых, докучных, весёлых

? – Все ли слова вам понятны? Что значит докучных?

При выполнении следующего задания прислушайтесь к совету Н. Буало:

t1705548388ab.png

Как вы понимаете эти слова?

(Это значит, что мало просто рифмовать строчки, они должны содержать смысл).

t1705548388am.png

ТВ. Р. № 3. «Угадай эпитет».

 

………..1…..….картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца...
………2………рябина мокнет под окном,
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла!.... 

1 - Веселая, унылая, скучная

2 - Чахлая, красная, спелая

 

7.Анализ работ учащихся.

8.Подведение итогов урока.

Давайте, ребята, вспомним, с какими особенностями лирики мы сегодня познакомились? Продолжите предложение: «Чтобы понять стихотворение, уловить его чувства – нужно …(уметь слышать каждое слово).

t1705548388an.png t1705548388ao.png

Рефлексия.

Проанализируем,

Осмыслить отличие лирики от прозы !

Усвоить основные понятия стихосложения!

Научиться рифмовать строчки!

ОЦЕНКИ ВСЕМ!

Воспитанники Царскосельского лицея неплохо потрудились на первом занятии. Было приятно, что урок прошел в теплой, дружеской обстановке, мы старались поддержать друг друга.

Кем вы были, вы можете посмотреть на обороте вашей карточки.

Желаю вам свершиться в этой жизни, не обидев стоящего рядом.

(Если останется время: под музыку сложить стих из строчек (или сочинить стих самим).

«Рассыпанные строки»

В, края, государстве, ромашек, у

_______________________________ _____________

Где, поёт, задыхаясь, ручей.

____________________________________________

Пролежал, я, до, ночь, утра, бы, всю,

____________________________________________

Запрокинув, небосвод, в, лицо,

____________________________________________)


ВидеороликMP4 / 14.3 Мб
ПрезентацияPPTX / 5.74 Мб

 

 

Горчаков, Александр Михайлович
(1798—1883)

 

 

видный российский дипломат, канцлер

Маслов, Дмитрий Николаевич
(1799—1856)

статс-секретарь, протоколист канцелярии Государственного Совета при статс-секретаре А. Н. Оленине.

Успешную служебную карьеру окончил в чине действительного тайного советника

Кюхельбекер, Вильгельм Карлович
(1797—1846)

 

 

русский поэт, писатель и общественный деятель, декабрист; друг А. С. Пушкина[4]

Ломоносов, Сергей Григорьевич
(1799—1857)

 

 

дипломат, чрезвычайный посланник и полномочный министр при Нидерландском дворе

барон Корф, Модест Андреевич
(1800—1876)

директор Санкт-Петербургской публичной библиотеки (1849—1861), государственный секретарь, член Государственного совета, историк, почётный член Петербургской Академии наук

Стевен, Фёдор Христианович
(1797—1851)

 

 

выборгский губернатор (с 1839), товарищ министра статс-секретаря великого княжества Финляндского

Комовский, Сергей Дмитриевич
(1798—1880)

 

 

стал последним из первокурсников, посещавшим все лицейские годовщины

Гревениц, Павел Фёдорович
(1798—1847)

 

 

чиновник канцелярии Министерства иностранных дел, где большого стремления к карьерному росту не проявлял, но дослужился до чина статского советника и нескольких орденов

Матюшкин, Фёдор Фёдорович
(1799—1872)

 

 

адмирал, полярный исследователь, сенатор; друг А. С. Пушкина

Илличевский, Алексей Демьянович
(1798—1837)

 

 

способный рисовальщик, составивший «портретную галерею» первого лицейского выпуска, писал стихи и прозу

Яковлев, Михаил Лукьянович
(1798—1868)

 

 

популярный салонный композитор и певец; сенатор; друг А. С. Пушкина

Юдин, Павел Михайлович
(1798—1852)

 

 

управляющий Санкт-Петербургским главным архивом иностранных дел

Дельвиг, Антон Антонович
(1798—1831)

 

 

русский поэт, издатель; друг А. С. Пушкина

Костенский, Константин Дмитриевич
(1797—1830)

 

служил в Государственном ассигнационном банке

Мартынов, Аркадий Иванович
(1801—1850)

 

 

сын директора департамента народного просвещения И. И. Мартынова; всю жизнь прослужил в министерстве народного просвещения, дослужился до чина статского советника

Пушкин, Александр Сергеевич
(1799—1837)

 

 

поэтдраматург и прозаик

Вольховский, Владимир Дмитриевич
(1798—1841)

 

генерал-майор

Пущин, Иван Иванович
(1798—1859)

 

 

декабрист, коллежский асессор, друг А. С. Пушкина

Малиновский, Иван Васильевич
(1796—1873)

 

 

старший сын первого директора Лицея, В. Ф. Малиновского; предводитель дворянства Изюмского уезда; друг А. С. Пушкина

Данзас, Константин Карлович
(1801—1870)

 

 

секундант на дуэли А. С. Пушкина с Жоржем Геккереном (Дантесом)

Тырков, Александр Дмитриевич
(1799—1843)

 

 

штаб-ротмистром уже в 1822 году вышел в отставку; жил в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, где часто принимал своих лицейских товарищей

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации