Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в России
«Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в России»
(33 часа, 1 час в неделю) 9 классы
Яковлева Наталья Владимировна
МОУ Лицей 8 Олимпия г. Волгоград
2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменение концепций школьного образования, предполагающее возможность выбора учащимися (учителями и родителями) профильных предметов, элективных курсов, требует новых подходов к формированию учебных программ и курсов.
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Актуальность и сущность программы
Данная программа предназначена для учащихся 8-9 класса, которые проявляют интерес к изучению предметов естественнонаучного цикла. Программа рассчитана на 33 часа учебного времени.
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с объектами природного и культурно - исторического наследия на территории РФ. Узнать об истории ЮНЕСКО, о выдающихся культурных и природных ценностях, составляющие достояние всего человечества нашей страны, расширить географический кругозор школьников, повысить их культурный уровень.
Курс ««Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в России» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями о сохранности и целостности уникальных природных комплексов, «своего планетарного дома», необходимыми для понимания основных направлений развития современного мира. Также актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.
Основные идеи программы
Занятия по данному курсу дают возможность повысить уровень образованности учащихся, достигнуть уровня функциональной грамотности и компетентности в вопросах изучения и развития культурного наследия планеты.
На занятиях по этому направлению есть возможности получить навыки самостоятельной работы, исследовательской деятельности, умение анализировать результаты и делать выводы. Изучение курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя индивидуальную или коллективную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
В планировании элективного курса содержится примерное распределение материала по разделам и темам, сформулированы основные понятия и требования к знаниям учащихся по каждому разделу.
Цели и задачи курса
Цель данной программы: создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета география; целостного представления о культурном мировом наследии, основанного на приобретенных фундаментальных знаниях. Умениях, навыках и способах деятельности, составляющих основу миропонимания, всемерное развитие их географического мышления. Приобретение опыта разнообразной деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной), формирование практических знаний и умений для повседневной жизни, опыта познания и самопознания.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
выдвигать гипотезы и отстаивать их;
представлять результаты в виде презентаций, фото-выставок;
работать в группах, парах;
делать выводы.
Задачи образовательной программы
Образовательные:
Способствовать освоению системы географических знаний о культурных и природных памятных местах России, изучение и первичное осознание работы с картами.
Освоение навыков работы с периодической печатью, телеинформацией, пользоваться материалами Интернет, анализа информации.
Способствовать формированию блока фактологических знаний.
Научить самостоятельному применению полученных знаний и умений.
Воспитательные, развивающие:
Развитие навыков логического мышления, анализа и поиска информации в тексте учебника (дополнительной литературе, сети Интернет), умение выражать и отстаивать свою точку зрения, анализировать содержание картографических материалов.
Формирование межпредметных связей (география - история - МХК).
Способствовать развитию навыков создания презентаций, работы в команде, умения участвовать в дискуссии, работы в составе творческого коллектива, развитие коммуникативной компетенции, анализа содержания картографических материалов.
Развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам.
Одной из важнейших воспитательных задач курса является обучение учащихся навыкам умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира. Это, наряду с фактологическими знаниями, является неотъемлемой составной частью курса. Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.
Условия реализации программы
Программа будет реализована при условии занятия с детьми в соответствии с предъявляемыми требованиями:
- должна быть четко сформулирована цель каждого занятия;
- применение разнообразных методов и средств обучения;
- поддержание познавательного интереса и самостоятельной умственной активности детей;
- целесообразное расходование времени занятия;
- высокий положительный уровень межличностных отношений педагога и учащихся;
- дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
- практическая значимость полученных знаний и умений.
Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становился бы предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка. Поэтому на занятиях помимо традиционных словесных и практических методов обучения должны применяться другие формы работы: викторины, диспуты, познавательные игры, и др.
Большая роль на занятиях отводиться самостоятельной работе учеников. Педагог должен создать такие условия, при которых у ребенка появилась бы потребность заниматься поиском дополнительного материала по некоторым проблемам. И как результат этой работы может служить появление самостоятельной подготовки отдельных сообщений, докладов, проектов. Составление каталога новых объектов культурного и природного наследия в стране.
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по определению расположения памятных мест страны, строить прогнозы о новых памятных местах.
Принимать участие в интернет-конкурсах по теме.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать о значение ЮНЕСКО в сохранности культурных и природных объектах;
знать памятники ЮНЕСКО в России;
уметь пользоваться научно-популярной литературой, энциклопедиями, справочниками, Интернет;
давать характеристики памятных мест, их деление на две основные группы;
какая роль в их исследовании отводится школьному образованию.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
лекция | беседы, дискус. | прак. | ||||
1 | Введение. История ЮНЕСКО | 1 | 1 | | | Вводная беседа |
2 | Роль ЮНЕСКО в охране выдающихся культурных и природных ценностях | 1 | | 1 | | Участие в беседе |
3 | Выяснение памятников ЮНЕСКО на территории России | 2 | 1 | | 1 | Выполнение практической работы |
4 | Объекты культурно - исторического наследия на территории РФ (Европейская Россия) | 8 | 1 | 2 | 5 | Участие в беседе Практические работы Фотовыставка |
5 | Объекты природного наследия на территории РФ (Европейская Россия) | 4 | 1 | 1 | 2 | Презентации |
6 | Объекты природного наследия на территории РФ (Азиатская Россия) | 7 | 1 | 2 | 4 | Сообщения учащихся Фотовыставка |
7 | Основные причины постоянно возникающих угроз состоянию сохранности объектов ВПН | 2 | | 1 | 1 | Презентации Практические работы |
8 | Предварительный список объектов исторического наследия на территории РФ | 4 | | 1 | 3 | Практические работы Сообщения |
9 | Природные объекты, перспективные для включения в Предварительный список | 2 | | 0,5 | 1,5 | Подготовка сообщений |
10 | Предложения учащихся по объектам всемирного наследия по Волгоградской области | 1 | | | 1 | Сообщения учащихся |
11 | Обобщающее занятие | 1 | | 1 | | Участие в беседе |
| Итого: | 33 | 5 | 9,5 | 18,5 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. История ЮНЕСКО
ЮНЕСКО (UNESCO) - United Nations Educational, Scientific abd Cultural Organization - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
В 1942 г., в Великобритании, в разгар второй мировой войны, правительства европейских стран, сражающихся с нацистской Германией, и их союзники собирались на Конференцию министров образования стран-союзников. Война далека от завершения, но страны уже беспокоит вопрос о восстановлении систем образования с наступлением мира. В очень короткие сроки проект приобретает всемирные масштабы. Все новые государства, в том числе Соединенные Штаты Америки, изъявляют желание участвовать в этой работе. http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?id=1191497238&subaction=showcomments
Тема 2. Роль ЮНЕСКО в охране выдающихся культурных и природных ценностях
1-16 ноября 1945 г. в Лондоне проходит Конференция ООН по созданию Организации по вопросам образования и культуры, в работе которой принимают участие представители примерно 40 государств. По предложению Франции и Соединенного Королевства, делегаты принимают решение создать организацию, призванную установить подлинную культуру мира. Основные цели, декларируемые ЮНЕСКО: - содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, культуры; - обеспечение справедливости соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уcтаве Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка и религии.
Новая организация призвана содействовать обеспечению «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» и тем самым препятствовать развязыванию новой мировой войны.
http://unesco.ru/ru/?module=pages&action=view&id=56
http://xreferat.ru/18/3088-1-pamyatniki-prirody-zanesennye-v-spisok-yunesko.html
Тема 3. Выяснение памятников ЮНЕСКО на территории России
СССР стал членом ЮНЕСКО в 1954г., а в 1992г. его правопреемником стала Российская Федерация. 12 бывших республик Советского Союза стали государствами – членами ЮНЕСКО в период с 1991 по 1993 гг. в результате распада СССР. В России представителями этого списка ЮНЕСКО являются 27 объектов, которые объединены в две группы: Объекты культурно - исторического наследия и Объекты природного наследия.
http://redigo.ru/article/364/list.
Тема 4. Объекты культурно - исторического наследия на территории РФ (Европейская Россия)
Чтобы попасть в список Всемирного наследия, объект должен соответствовать множеству критериев. Культурно - исторический объект должен быть шедевром архитектуры, выражающим идеи и верования народа, или представлять собой редкий образец традиционного стиля жизни определенного периода истории, или уникальным по сложности сооружения зданием.
Культурно – историческими памятниками Всемирного наследия России являются:
Московский Кремль и Красная площадь (1990)
Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников
Архитектурный ансамбль Кижского погоста (1990)
Исторические памятники Новгорода и окрестностей (1992),
Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» (1992),
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля (1992),
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры (1993),
Церковь Вознесения в Коломенском (1994),
Историческо-архитектурный комплекс «Казанский кремль» (2000),
Ансамбль Ферапонтова монастыря (2000),
Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента (2003),
Куршская коса (Россия/Литва) (2003)
Ансамбль Новодевичьего монастыря (2004),
Исторический центр Ярославля (2005),
Геодезическая дуга Струве (2005, совместно с Норвегией, Швецией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Белоруссией, Молдавией, Украиной),
Древний город Херсонес Таврический и его хора (2013)
Архитектурно-исторический комплекс Булгар (2014)
Ландшафты Даурии (2017)
Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск (2017)
Храмы псковской архитектурной школы (2019)
В России представители Списка ЮНЕСКО условно объединили в несколько групп по
тому или иному признаку: http://www.tour52.ru/russia/unesco.html
Исторический центр Санкт-Петербурга
Исторический центр Великого Новгорода
Исторический центр Ярославля
Цитадель и Старый город Дербента
Древний город Херсонес Таврический и его хора
Архитектурно-исторический комплекс Булгар
Московский Кремль
Казанский Кремль
Кижский погост
Соловецкий архитектурный комплекс
Церкви Владимира и Суздаля
Троице-Сергиева лавра
Церковь Вознесения в Коломенском
Ферапонтов монастырь
Новодевичий монастырь
Тема 5. Объекты природного наследия на территории РФ (Европейская Россия) Природный объект должен быть или уникальным природным участком с редкими и исчезающими видами растений или животных, или представлять современные экологические и биологические процессы, или являться ландшафтом неповторимой природной красоты.
Девственные леса Коми (1995)
Западный Кавказ (1999)
Куршская коса (2003)
Тема 6. Объекты природного наследия на территории РФ (Азиатская Россия)
Озеро Байкал (1996)
Вулканы Камчатки (1996)
Золотые горы Алтая (1998)
Центральный Сихотэ-Алинь (2001)
Убсунурская котловина (Россия/Монголия) (2003)
Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля» (2004)
Плато Путорана (2010)
Ленские Столбы (2012)
Тема 7. Основные причины постоянно возникающих угроз состоянию сохранности объектов ВПН
Основными причинами постоянно возникающих угроз состоянию сохранности объектов ВПН являются:
отсутствие в РФ юридической базы в отношении объектов ВПН;
отсутствие четкой координации деятельности по выполнению Конвенции;
отсутствие необходимой информации о Конвенции и о текущей деятельности РФ в рамках Конвенции;
крайняя недостаточность пропаганды и популяризации российских объектов всемирного наследия;
отсутствие демонстрации позитивного зарубежного опыта по развитию альтернативного природопользования на объектах ВПН;
недостаток государственной поддержки работ в рамках Конвенции.
http://www.nhpfund.ru/world-heritage/russian-sites.html
Тема 8. Предварительный список объектов всемирного наследия на территории РФ
Решение об обязательном представлении предварительных списков (Tentative List) природных объектов от государств-сторон Конвенции, начиная с 2003г. Номинации природных объектов могут быть приняты к рассмотрению Центром всемирного наследия только при условии их заявки в предварительном списке. Предварительный список обозначает перспективные к номинированию природные комплексы.
Для формирования сбалансированного предварительного списка Российской Федерации МПР России были предложены следующие природные объекты, номинации которых находятся в стадии подготовки:
Европейская часть
Культурно-исторический ландшафт Асса-Джейрах Республика: Ингушетия Архитектурно-исторический комплекс «Странноприимный дом» графа Шереметьева Москва
Валаамский архипелаг Карелия
Комплекс исторических зданий в Свияжске Республика: Татарстан
Храм Христа Спасителя
Ростовский кремль Город: Ростов
Церковь Димитрия на крови Углич
Великий Псков
Ансамбль Астраханского кремля
Ильменские горы Миасс
Археологический музей-заповедник Танаис Ростов-на-Дону
Кремли России (Астраханский, Псковский, Угличский)
Архитектурно-парковый ансамбль Измайлово Москва
Комплекс Башкирский Урал (заповедник Шульган-Таш и заказник Алтын-Солок)
Заветы Кенозера Архангельская обл.
Девственные леса Коми (повторно номинация) (2014)
Западный Кавказ (повторное выдвижение) (2014)
http://whc.unesco.org/en/tentativelists/
Азиатская часть
Исторический центр Иркутска
Исторический центр Енисейска
Петроглифы Сикачи-Аляна Край: Хабаровский
Даурский заповедник
Командорские острова
Магаданский заповедник
Красноярские столбы
Васюганские болота
Бикин (расширение объекта Центральный Сихотэ-Алинь)
Тема 9. Природные объекты, перспективные для включения в Предварительный список Россия, безусловно, богата неповторимыми и, что очень важно, не затронутыми хозяйственной деятельностью природными комплексами. По приблизительным оценкам ученых, в нашей стране насчитывается около 20 территорий, достойных статуса объекта Всемирного природного наследия. Список наиболее перспективных территорий был определен в ходе совместного проекта ЮНЕСКО и Международного Союза Охраны Природы и природных ресурсов (МСОП) по бореальным лесам.Объекты и входящие в их состав территории | Состояние |
Государственный природный биосферный заповедник "Астраханский" | Рекомендован МСОП к включению в Список в соответствии с критерием N iv. Номинация подготовлена |
Государственный природный заповедник "Усть-Ленский" | Рекомендован МСОП к включению в Список в соответствии с критерием N iv. Номинация подготовлена |
1. Государственный природный заповедник "Курильский" и его буферная зона 2. Биологический заказник "Малые Курилы" 3. Заповедник областного значения "Остров Уруп" | Номинация подготовлена |
Зеленый пояс Фенноскандии (совместно с Финляндией и Норвегией) 1. Государственный биосферный заповедник "Лапландский" 2. Государственный природный заповедник "Костомукшский" 3. Государственный природный заповедник "Пасвик" 4. Национальный парк "Паанаярви" 5. Национальный парк "Калевальский" | Российская часть номинации подготовлена |
1. Национальный парк "Валдайский" 2. Государственный природный биосферный заповедник "Центрально-лесной" | Номинация подготовлена |
Тема 10. Предложения учащихся по объектам всемирного наследия по Волгоградской области
http://vetert.ru/rossiya/volgogradskaya-oblast/dostoprimechatelnosti.php
Волгоградская область: Волго-ахтубинская пойма, богатая рыбой и дичью, на территории области раскинулись семь природных парков («Донской», «Щербаковский», «Цимлянские пески» и другие, целебная соль и грязь озера Эльтон, рукотворные малообследованные пещеры Уракова бугра, аномальные зоны Доно-Медведицкой гряды.
Тема 11. Обобщающий урок
Рабочая программа элективного курса
«Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в России»
№ | Система уроков, Тип урока | Цели урока Содержание урока. | Содержание учебно-познавательной деятельности | Методы и приемы | Информационно методическое обеспечение | ||
| Тема 1: Введение. История ЮНЕСКО | ||||||
1 | Организационная часть Место курса «Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в России» в системе естественнонаучных дисциплин. Лекция с компьютерной поддержкой | Цели: Создать учащимся условия для знакомства с курсом «Памятники ЮНЕСКО на территории России», его значении в современном мире. Содержание: Предмет и место курса в системе естественнонаучных дисциплин. Понятие о ООН, ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). | Вводная беседа. Диалогическое общение. | Работа с дополнительной литературой. | Плакат «Структура ООН» | ||
Тема 2: Роль ЮНЕСКО в охране выдающихся культурных и природных ценностях | |||||||
2 | Роль ЮНЕСКО в охране выдающихся культурных и природных ценностях. Структура ЮНЕСКО. Лекция с элементами практической работы | Цели: Создать условия для развития познавательной активности при работе с дополнительной литературой Содержание: В составе ЮНЕСКО имеются три органа: ГЕНЕРАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ государств-членов, которая является высшим руководящим органом ЮНЕСКО, собирается, как правило, на свои сессии раз в два года. Следуя принципу, что каждое государство-член обладает одним голосом, Генеральная конференция утверждает Программу и бюджет Организации. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ насчитывает в своем составе 58 представителей государств-членов; собирается на сессии два раза в год. Выступая в качестве административного органа, он осуществляет подготовку работы Генеральной конференции и несет ответственность за эффективное осуществление решений Конференции. СЕКРЕТАРИАТ - исполнительный орган Организации. Функционирует под руководством Генерального директора, избираемого на шестилетний срок. | Диалогическое общение. Составление ЛОК: «Структура ЮНЕСКО». Карта «Памятники ЮНЕСКО в мире» | Работа с электронной литературой | Плакат «Структура ЮНЕСКО» http://xreferat.ru/18/3088-1-pamyatniki-prirody-zanesennye-v-spisok-yunesko.html | ||
Тема 3: Выяснение памятников ЮНЕСКО на территории России | |||||||
3-4 | Выяснение памятников ЮНЕСКО на территории России Защита проектов. | Цели: знакомство с основными критериями по классификации памятников. Развитие навыков логического мышления. Содержание: СССР стал членом ЮНЕСКО в 1954г., а в 1992г. его правопреемником стала Российская Федерация. В России представителями этого списка ЮНЕСКО являются 27 объектов, которые объединены в две группы: Объекты культурно - исторического наследия и Объекты природного наследия. В состав российских объектов всемирного природного наследия (ВПН) входят только те территории, которые имеют статус природоохранных на федеральном или региональном уровне: 12 государственных природных заповедников, 5 государственных природных национальных парков, 4 заказника федерального значения, 8 региональных природных парков, 3 региональных памятника природы. К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации включены 16 объектов, причём 6 из них признаны шедевром человеческого гения (критерий i). Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды: - памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями - ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников - достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы. | Групповая работа Проектная деятельность. | Работа с дополнительной электронной и печатной литературой. | http://redigo.ru/article/364/list http://xreferat.ru/18/3088-1-pamyatniki-prirody-zanesennye-v-spisok-yunesko.html http://www.tour52.ru/russia/unesco.html Карта России «Памятники ЮНЕСКО» Сайт Википедия | ||
Тема 4. Объекты культурно - исторического наследия на территории РФ (Европейская Россия) | |||||||
5 - 7 | Объекты культурно - исторического наследия на территории РФ (Европейская Россия) Практикум | Цели: Создание условий для знакомства с объектами культурно - исторического наследия на территории РФ (Европейская Россия) Содержание: Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: - объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия. | Работа в группах. Проектная деятельность учащихся: совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, направленная на достижение общего результата. | Работа с дополнительной литературой. | Карта памятников ЮНЕСКО Сайт http://www.tour52.ru/russia/unesco.html | ||
8-9 | Исторический центр Санкт-Петербурга Исторический центр Великого Новгорода Исторический центр Ярославля Цитадель и Старый город Дербента Древний город Херсонес Таврический и его хора Архитектурно-исторический комплекс Булгар | ||||||
10 | Московский Кремль Казанский Кремль | ||||||
11 – 12 | Кижский погост Соловецкий архитектурный комплекс Церкви Владимира и Суздаля Троице-Сергиева лавра Церковь Вознесения в Коломенском Ферапонтов монастырь | ||||||
| Новодевичий монастырь Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск | ||||||
Тема 5: Объекты природного наследия на территории РФ (Европейская Россия) | |||||||
13-16 | Объекты природного наследия на территории РФ (Европейская Россия) Лекция с компьютерной поддержкой | Цели: Создание условий для формирования новых и систематизация ранее полученных знаний о национальном достоянии России: парки, заповедники, географические объекты (природные) Европейской части России. Содержание урока. Природный объект должен быть или уникальным природным участком с редкими и исчезающими видами растений или животных, или представлять современные экологические и биологические процессы, или являться ландшафтом неповторимой природной красоты. Девственные леса Коми (1995) Западный Кавказ (1999) Куршская коса (2003) | Составление опорно-логического конспекта «Объекты природного наследия». | Работа с дополнительной литературой. | Карта Европейская Россия «Памятники культуры» Сайт http://www.tour52.ru/russia/unesco.html | ||
Тема 6: Объекты природного наследия на территории РФ (Азиатская Россия) | |||||||
17 | Объекты природного наследия на территории РФ (Азиатская Россия) Беседа + Практическая работа. | Цели: Создание условий для формирования новых и систематизация ранее полученных знаний о национальном достоянии России: парки, заповедники, географические объекты (природные) Азиатской части России. Содержание урока. Обратить внимание учащихся на отсутствие памятников культурно - исторического наследия в азиатской части страны и превосходство объектов природного наследия в Азиатской части. | Работа парами, группами. Работа с карточками на определение объекта по описанию | Анализ карт по географии и работа с дополнительным материалом. Сравнительная характеристика объектов ЮНЕСКО. | Карта Азиатская Россия Памятники ЮНЕСКО | ||
18 | Озеро Байкал (1996) | ||||||
19 | Вулканы Камчатки (1996) | ||||||
20 | Золотые горы Алтая (1998) Центральный Сихотэ-Алинь (2001) | ||||||
21 | Убсунурская котловина (Россия/Монголия) (2003) Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля» (2004) | ||||||
22 - 23 | Плато Путорана (2010) Ленские столбы (2012) Ландшафты Даурии (2017) | ||||||
Тема 7: Основные причины постоянно возникающих угроз состоянию сохранности объектов ВПН | |||||||
24-25 | Основные причины постоянно возникающих угроз состоянию сохранности объектов ВПН Практическая работа. | Цели: углубление знаний учащихся по теме. Содержание урока. Начиная с 1997 г. Бюро и Комитет всемирного наследия на своих ежегодных сессиях выражали обоснованную озабоченность по поводу состояния сохранности российских природных объектов. В последние годы реагирующий мониторинг предусмотренный Конвенцией (запросы Комитета ВН, экспертные выездные миссии Центра ВН/МСОП, ежегодная отчетность РФ) направлен на изучение существующих и планируемых хозяйственных проектов, ухудшающих состояние сохранности и угрожающих выдающейся мировой ценности целого ряда российских объектов. В решениях трех последних сессий Комитета ВН обозначены проблемы следующих объектов: «Озеро Байкал» (незаконное строительства на побережье, загрязнение прибрежных вод Байкала, проблемы функционирования БЦБК). «Вулканы Камчатки» (неэффективная система охраны и управления региональных природных парков, проекты поисково-разведочных работ вблизи границ объекта, планы изменения границ). «Западный Кавказ» (отсутствие правового охранного статуса буферной зоны, недостаток гарантий того, что Олимпийские Игры и связанное с ними развитие инфраструктуры не несут угрозы объекту, проекты хозяйственного освоения плато Лагонаки). «Золотые горы Алтая» (планируемое строительство трубопровода через плато Укок, браконьерская охота). «Девственные леса Коми» (планы разработки месторождений полезных ископаемых в границах объекта). | Беседа | Работа с дополнительной литературой | Интернет Карта «Экологические проблемы России». | ||
Тема 8: Предварительный список объектов исторического наследия на территории РФ | |||||||
26-29 | Предварительный список объектов исторического наследия на территории РФ Беседа с использованием компьютерной поддержки (слайд-лекция) | Цели: создать учащимся условия для знакомства с культурными и природными объектами России, перспективными для включения в список ЮНЕСКО. Содержание урока. Природные объекты, перспективные для включения в Предварительный список. Россия, безусловно, богата неповторимыми и, что очень важно, не затронутыми хозяйственной деятельностью природными комплексами. По приблизительным оценкам ученых, в нашей стране насчитывается около 20 территорий, достойных статуса объекта Всемирного природного наследия. Список наиболее перспективных территорий был определен в ходе совместного проекта ЮНЕСКО и Международного Союза Охраны Природы и природных ресурсов (МСОП) по бореальным лесам. | Диалогическое общение. | Таблица Природные объекты, перспективные для включения в предваритель-ный список | Интернет 8 класс Физическая география России | ||
Тема 9: Природные объекты, перспективные для включения в Предварительный список | |||||||
30-31 | Природные объекты, перспективные для включения в Предварительный список Лекция + практическая работа | Цели: Создание условий для работы над списком объектов и входящих в их состав территории. Содержание урока. Дельта Волги Государственный природный биосферный заповедник "Астраханский" Дельта Лены Государственный природный заповедник "Усть-Ленский" 1. Государственный природный заповедник "Курильский" и его буферная зона 2. Биологический заказник "Малые Курилы" 3. Заповедник областного значения "Остров Уруп" Зеленый пояс Фенноскандии (совместно с Финляндией и Норвегией) 1. Государственный биосферный заповедник "Лапландский" 2. Государственный природный заповедник "Костомукшский" 3. Государственный природный заповедник "Пасвик" 4. Национальный парк "Паанаярви" 5. Национальный парк "Калевальский" 1. Национальный парк "Валдайский" 2. Государственный природный биосферный заповедник "Центрально-лесной" | Учебно-познавательная деятельность | Работа с таблицами, дополнительным материалом | Интернет Карты России | ||
Тема 10: Предложения учащихся по объектам всемирного наследия по Волгоградской области | |||||||
32 | Предложения учащихся по объектам всемирного наследия по Волгоградской области Сообщения учащихся Беседа + практикум | Цели: создание условий для самостоятельной работы учащихся над списком Волгоградских объектов. Содержание урока. Волгоградская область: Волго-Ахтубинская пойма, богатая рыбой и дичью, на территории области раскинулись семь природных парков: («Донской», «Щербаковский», «Цимлянские пески» и другие, целебная соль и грязь озера Эльтон, рукотворные малообследованные пещеры Уракова бугра, аномальные зоны Доно-Медведицкой гряды. | Диалогическое общение Частично-поисковая деятельность | | Таблицы Интернет http://lyceum8.com http://vetert.ru/rossiya/volgogradskaya-oblast/dostoprimechatelnosti.php | ||
33 | Обобщающее занятие | Создание карты «Предлагаемые объекты ЮНЕСКО на территории Волгоградской области». | Работа группами | Работа по карте | |
ЛИТЕРАТУРА
А.А. Буторин Всемирное природное наследие в России: объекты, значение, проблемы, перспективы.// Экологическое планирование и управление. №4, Москва, 2010
А.А. Буторин Преимущества статуса Всемирного наследия в российской практике. Russian Conservation News, 2006. №40, c. 4-6
World Heritage Information Kit. UNESCO World Heritage Centre, 2008
Documents of 34-th, 35-th, and 36-th sessions of the World Heritage Committee
Investing in World Heritage: past achievements, future ambitions. A guide to International Assistance. UNESCO World Heritage Centre, 2002
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. ЮНЕСКО, 1972
Н. В. Максаковский, В. Р. Крогиус, А. А. Буторин Проблемы управления всемирным наследием: российский опыт в мировом контексте // Наследие и современность: информационный сборник. Выпуск №17, Москва, 2010. С. 22-48
Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention. UNESCO, 2010
Protected Areas - Benefits beyond Boundaries. IUCN, 2000
Сайт Фонда «Охрана природного наследия»: http://www.nhpfund.ru/
Достопримечательности и интересные места Волгоградской области
http://vetert.ru/rossiya/volgogradskaya-oblast/dostoprimechatelnosti.php
http://whc.unesco.org/en/tentativelists/
http://www.nhpfund.ru/world-heritage/russian-sites.html
http://redigo.ru/article/364/list
http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?id=1191497238&subaction=showcomments
http://phototravelguide.ru/top10/unesco-v-rossii/
http://www.tour52.ru/russia/unesco.html
8