Рабочая программа факультатива «Объекты ЮНЕСКО в России» (8 класс)
Рабочая программа факультатива
«Объекты ЮНЕСКО в России»
1. Пояснительная записка
Общая характеристика рабочей программы
Факультативный курс «Объекты ЮНЕСКО в России» является междисциплинарным: география, биология, экология, история, МХК. Он рассчитан на 34 часа (1 час в неделю в течение года)
В данном курсе изучаются природные объекты и объекты культуры России, составляющие достояние всего человечества и заслуживающие специального отношения, охраны и внимания мирового сообщества.
Программа факультатива «Объекты ЮНЕСКО в России» предназначена для учащихся 8 класса, изучающих предмет география.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по курсу «география». В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой среднего общего образования.
Программа содержит следующие разделы:
Пояснительная записка
общая характеристика рабочей программы
общая характеристика курса
цели и задачи изучения курса
описание места курса в учебном плане
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Основное содержание
Тематическое планирование
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Планируемые результаты изучения курса
Контрольно-оценочные средства
В основу данной программы положены следующие педагогические и дидактические принципы:
личностно - ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности;
культурно - ориентированные принципы: принцип целостности картины мира; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;
деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Программа позволяет обеспечивать формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, достижение целей в направлении личностного развития, в метапредметном направлении и предметном направлении.
Общая характеристика курса
Факультативный курс «Объекты ЮНЕСКО в России» разработан для углублённого изучения вопросов данной тематики, направлен на более углубленное изучение «Географии России» для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы. Тема памятников Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, культурно-исторических и социально- экономических объектов, находящихся на территории России, рассматривается на протяжении всего периода изучения географии в обучении школьников. Работа с учащимися в рамках данного курса направлена на ознакомление с природными памятниками и культурно-историческими объектами России. Результатом этой деятельности учащиеся расширяют и закрепляют свои знания об истории и географии, о прошлом и настоящем важнейших природных и культурных объектах нашей Родины. Учителю необходимо стремится сформировать у учащихся определенные природоохранные умения, направленные на защиту, рациональное использование природных ресурсов; умения научно – исследовательской работы, умения пропаганды экологических знаний, умения организации разнообразных природоохранных акций.
Цели и задачи изучения курса
Цель: формирование у учащихся знаний о природном и культурном наследии России, развитие их гражданственности и патриотизма.
Элективный курс помогает реализовать следующие задачи:
Познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия.
Продолжить воспитание любви к своей стране; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Показать главные черты объектов Всемирного населения родной страны.
Формировать у учащихся убеждение в необходимости сохранения природного и культурного наследия.
Углубление знаний о своей стране и методах её научного познания.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации.
Овладение умениями анализировать, критически оценивать полученную информацию, развитие способностей давать морально-этическую оценку фактам и событиям, делать выводы.
Сформировать у обучающихся потребность в географических знаниях, способствующих повышению культурного и интеллектуального уровня, возможности применить их в области будущей профессиональной деятельности
Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы.
Формирование умения излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Выслушивать другие мнения, обсуждать их.
Расширить географический кругозор учащихся.
Развитие у обучающихся эстетического вкуса к красоте родной природы и культурным объектам на территории России.
Формирование интереса у учащихся к изучению географии и воспитания гордости за родную страну.
Включение учащихся в социально значимую практическую деятельность по изучению, восстановлению и охране объектов природного и культурного наследия России.
Особенностью курса является изучение природного и культурного наследия России, обладающие ценностью для всего мира (т. е. объекты всемирного наследия). Именно они формируют уникальные, самобытные черты России, отличающие ее от других стран мира.
В целом программа факультатива включает три раздела. Первый представлен вводным занятием (два урока), цель которого — мотивировать учащихся и способствовать осознанию ими своей причастности к проблемам сохранения природного и культурного наследия. Второй – «Культурное наследие России» - раскрывает специфику культурного наследия родной страны, а также знакомит с объектами наследия России общемирового значения. Третий - «Природное наследие России» — раскрывает специфику и особенности природного наследия родной страны.
В работе с данным содержанием возможны такие виды деятельности, как пресс – конференция, работа со статистическим материалом, заслушивание сообщений и докладов, просмотр презентаций, лекции, беседы, экскурсии на местности, виртуальные экскурсии, занятия в компьютерном классе, заседание “круглого стола”, ролевые игры, викторины, фото-отчёты, практические работы.
Программа факультатива реализуется путём:
Предоставления обучающимся достаточного количества информационного и демонстрационного материала об объектах, рассматриваемых в ходе изучения материала программы;
Посещение музеев, экскурсии по областям-соседям, экскурсии по регионам и городам России.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения, изученные на лекциях и семинарах, сопровождаются выполнением практических работ. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность (или её элементы), включающая в себя работу, где каждый ученик может выполнить задание самостоятельно и принять участие в работе группы. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
Место элективного курса в учебном плане.
Программа факультативного курса «Объекты ЮНЕСКО в России» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования в рамках компонента образовательного учреждения или может быть реализована за счёт часов внеурочной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Метапредметные:
Регулятивные:
-
Ставить учебные задачи,
Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями
Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями
Владеть различными способами самоконтроля.
Познавательные:
-
Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
Систематизировать информацию;
Структурировать информацию
Определять проблему и способы ее решения;
Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации
Владеть навыками анализа и синтеза;
Поиск и отбор необходимых источников информации;
Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
Работа с текстом и внетекстовыми компонентами:
Составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;
Перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
Использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
Создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами.
Коммуникативные:
-
Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
Уметь вести дискуссию, диалог;
Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Предметные:
-
Уметь работать с различными источниками информации;
Ориентироваться по карте;
Составлять описания и давать характеристику объектов всемирного культурного и природного наследия на основе анализа разнообразных источников географической информации;
Разбираться в вопросах определения достопримечательностей
Выделять антропогенные причины возникновения экологических проблем на территории объектов всемирного наследия.
Личностные:
-
Учащиеся будут иметь опыт общения в процессе учебной деятельности, опыт сотрудничества, взаимопомощи;
Формулировать своё отношение к объектам культурного и природного наследия.
Осознавать значимость географических знаний об объектах всемирного наследия сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту.
Самостоятельно формулировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог.
2. Основное содержание
Содержание курса
Введение (2 часа)
ООН. ЮНЕСКО. Что такое Всемирное наследие. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Внесение в Список всемирного наследия. Эмблема всемирного наследия. Объекты Всемирного наследия в России. Понятие о природном и культурном наследии; понятия, термины и их определения, сущность, классификация. Всемирное культурное и природное наследие на карте России.
Культурные объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России (17 часов)
Особо охраняемые природные территории России как объекты природного наследия: виды и особенности размещения. Биосферные заповедники России в системе природного наследия России и мира: значение, характеристика, география.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (Свято-Троицкий собор, Успенский собор, Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, Церковь преподобного Никона Радонежского, Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой, Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи, Церковь Явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами Преподобному Сергию Радонежскому, Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, Серапионова палатка, Успенская часовня над колодцем);
Церковь Вознесения в Коломенском (Государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей–заповедник, Вознесенский шатровый храм);
Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента (Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Древний Дербент", Нарын-кала — древняя, доарабская цитадель);
Историко-культурный комплекс Соловецких островов (Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, Соловецкий кремль, Спасо-Преображенский монастырь, Успенская церковь, Преображенский собор, Благовещенская церковь, колокольня и церковь Филиппа митрополита Московского, Троицкий собор, церковь Святого Николая, деревянная церковь апостола Андрея Первозванного, Макарьевская пустынь и Свято-Вознесенский скит, Голгофо-Распятский и Троицкий скиты);
Куршская коса (Национальный парк «Коса»);
Ансамбль Ферапонтова монастыря (Ферапо́нтов Белозе́рский Богоро́дице-Рожде́ственский монастырь, уникальные памятник ансамбля - собор Рождества Богородицы);
Ансамбль Новодевичьего монастыря ( Новоде́вичий Богородице-Смоленский монасты́рь, Смоленский собор, Успенская церковь, церкови Покрова Богородицы и Преображения Господня, Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери, Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной, Храм Спаса Преображения, Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Храм святого Амвросия Медиоланского);
Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля (Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», Башни кремля: Спасская башня, Юго-Западная башня, Преображенская башня, Многогранная (пятигранная) башня, Безымянная круглая башня, Северо-Западная башня, Тайницкая башня, Северная круглая башня, Воскресенская башня, Северо-восточная круглая башня, Дмитриевская проездная башня, Консисторская башня, Юго-Восточная круглая башня, Башня Сююмбике; Дворцовая (Введенская) церковь, Президентский дворец, Мечеть Кул-Шариф, Благовещенский собор, Спасо-Преображенский монастырь);
Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников (Исторический центр Санкт-Петербурга, Старая часть города Кронштадт, Форты Кронштадта, Старая часть города Петрокрепость, Крепость Орешек, Дворцово-парковые ансамбли города Пушкин и его исторический центр, Дворцы и парки города Павловск и его исторический центр, Пулковская обсерватория, Дворцово-парковый ансамбль в Ропше, Дворцово-парковый ансамбль в Гостилицах, Дворцово-парковый ансамбль в Тайцах, Дворцово-парковый ансамбль города Гатчина и его исторический центр, Сергиева Приморская пустынь, Дворцово-парковый ансамбль поселка Стрельна и его исторический центр, Дворцово-парковый ансамбль Михайловка, Дворцово-парковый ансамбль Знаменка, Дворцово-парковые ансамбли города Петергоф и его исторический центр, Дворцово-парковый ансамбль Собственная Дача, Дворцово-парковый ансамбль Сергиевка, Дворцово-парковый ансамбль города Ломоносов и его исторический центр, Научный городок И. П. Павлова в Павлово, Усадьба Богословка, Шуваловский парк, Усадьба Вяземских, Сестрорецкий Разлив, Сестрорецкие «Дубки», Сестрорецкий оружейный завод, Дом-музей И. Репина «Пенаты», Комаровское поселковое кладбище, Линдуловская роща, Река Нева с берегами и набережными, Ижорский уступ, Дудергофские высоты, Колтушская возвышенность, Юкковская возвышенность, Дороги: Московское шоссе, Киевское шоссе, железная дорога Ленинград — Павловск, шоссе Пушкин — Гатчина, Волхонское шоссе, Таллинское шоссе, Петергофская дорога, Ропшинское шоссе, Гостилицкое шоссе, Приморское шоссе, Выборгское шоссе, Колтушское шоссе, Лиговский канал, Фарватеры: Петровский, Кронштадтский, Зеленогорский, а также Морской канал, Зелёный пояс Славы с Дорогой жизни);
Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей (Новгородский Детинец, Ярославово Дворище, Знаменский собор, Зверин монастырь, Антониев монастырь, Церковь Рождества Христова на Красном поле, Церковь Спаса на Нередице, церковь Благовещения на Городище, Перынский скит, Юрьев монастырь, Церковь Иоанна Милостивого на Мячине и Церковь Благовещения на Мячине, Церковь Петра и Павла на Синичьей горе.
Постройки Кремля и памятники искусства: Ансамбль Новгородского Кремля (Софийский собор, звонница Софийского собора, надвратная церковь Сергия Радонежского, церковь Покрова, церковь Андрея Стратилата, палата Грановитая (Владычная) Архитектурный комплекс Ярославова дворища (Никольский собор на Дворище, колокольня Никольского собора, церковь Параскевы Пятницы, церковь Иоанна Предтечи на Опоках, церковь Успения Пресвятой Богородицы на Торгу, церковь Жен Мироносиц, церковь Прокопия, церковь Георгия на Торгу, гриница с надвратной башней, аркада Гостиного двора)
Оборонительные сооружения Окольного города (вал, ров, Белая (Алексеевская) башня, церковь Николы на Липне).
Церковь Спаса на Нередице. Церковь Благовещения на Городище. Церковь Рождества Богородицы. Монастырь Юрьев (Георгиевский собор, Спасский собор, Крестовоздвиженский собор, колокольня надвратная)
Памятники истории: Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Мячине, Церковь Апостолов Петра и Павла на Синичьей гореэ
Монастырь Воскресенский на Мячине (церковь Иоанна Милостивого, церковь Уверения Фомы в светлый праздник Воскресения Христова, Церковь Троицы в Ямской слободе, Церковь Власия, Церковь Двенадцати Апостолов на Пропастех, Церковь Апостолов Петра и Павла в Кожевниках). Монастырь Николо-Бельский (церковь Николы Белого). Монастырь Зверин (церковь Симеона Богоприимца, церковь Покрова, собор Покрова Богородицы). Монастырь Свято-Духов (церковь Святой Троицы с трапезной, Церковь Федора Стратилата на Щиркове улице с колокольней, Церковь Апостолов Петра и Павла на Славне). Храмовый комплекс,, XIII-XVII вв. (церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Торгу, колокольня с переходом, церковь Михаила Архангела, Церковь Филиппа Апостола с приделом Николая). Храмовый комплекс Знаменского собора (Знаменский собор, колокольня, Церковь Спаса Преображения, Церковь Климента на Иворове улице. Храмовый комплекс, XV-XVII вв. (церковь Великомученика Дмитрия Солунского, Церковь Федора Стратилата на Ручью). Монастырь Михалицкий Богородицкий (церковь Рождества Богородицы, трапезная с церковью Михаила Малеина с колокольней, Церковь Рождества Христова на Красном поле, Церковь Бориса и Глеба в Плотниках, Церковь Иоанна Богослова на Витке). Монастырь Антониев (собор Рождества Богородицы, церковь Сретения с трапезной);
Исторический центр города Ярославля (Волжская набережная, Волжская, или Арсенальная башня, ансамбль Губернаторского дома 1820-х-1860-х гг., Советская площадь, Площадь Волкова,Улица Ушинского (бывшая Стрелецкая), усадьба Вахрамеева, дом Шипулиных- Сорокиных и др.), Спасо-Преображенский монастырь, Гостиный двор, дом Духовного ведомства,Стрелка двух рек, – там где располагался кафедральный собор);
Кижский погост (Церковь Преображения Господня, Церковь Покрова Богородицы, Шатровая колокольня);
Московский Кремль и Красная площадь (Государственный исторический музей, Никольская башня, Некрополь у Кремлёвской стены, Сенатская башня, Мавзолей В. И. Ленина, Спасская башня, Храм Василия Блаженного, Памятник Минину и Пожарскому, Средние торговые ряды, Лобное место, Казанский собор, Дом губернского правления);
Геодезическая дуга Струве (остров Гогланд);
Белокаменные памятники городов Владимира и Суздаля (Церковь Бориса и Глеба, Успенский собор, Золотые ворота и Дмитриевский собор, Дворец Андрея Боголюбского и Церковь Покрова на Нерли, Кремль с Рождественским собором и Спасо-Евфимиев монастырь);
Болгарский историко-археологический комплекс (Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник,Соборная мечеть, Северный мавзолей, Восточный мавзолей, Ханская усыпальница, Чёрная палата, Белая палата, Большой минарет, Малый минарет);
Природные объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России (12 часов)
Особо охраняемые природные территории России как объекты природного наследия: виды и особенности размещения. Биосферные заповедники России в системе природного наследия России и мира: значение, характеристика, география.
Центральный Сихотэ-Алинь (Сихотэ́-Али́нский государственный природный биосферный заповедник имени К. Г. Абрамова);
Золотые горы Алтая (Алтайский государственный природный биосферный заповедник, Катунский государственный природный биосферный заповедник, Природный парк «Зона покоя Укок», Природный парк «Белуха», гора Белуха, озеро Телецкое);
Озеро Байкал (Баргузинский биосферный резерва, Байкальский биосферный резерват, Байкало-Ленский заповедник, Прибайкальский национальный парк, Забайкальский национальный пар, Тункинский национальный парк);
Природный парк «Ленские столбы» (Природный парк «Ленские столбы», пески-тукуланы, мерзлотные экосистемы);
Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля» (Государственный природный заповедник «Остров Врангеля»);
Плато Путорана (Путоранский государственный природный заповедник, «Край десяти тысяч озёр и тысячи водопадов»; водопады: Тальниковый, Большой Курейский; озера: Лама, Кета, Глубокое, Хантайское, Аян.);
Убсунурская котловина (Государственный природный биосферный заповедник «Убсунурская котловина», Трансграничный объект);
Девственные леса Коми (Печоро-Илычский природный заповедник (биосферный резерват), первая в мире лосеферма, Национальный парк Югыд бореальные леса);
Вулканы Камчатки (Кроноцкий биосферный заповедник, Быстринский природный парк, Природный парк Налычево, Южно-Камчатский природный парк, Южно-Камчатский федеральный заказник, Ключевской природный парк, вулканические пояса, действующие и потухшие вулканы, гейзеры, фумаролы (паро-газовые струи), горячие источники, грязевые котлы);
Западный Кавказ (Сочинский национальный парк, Кавказский государственный природный биосферный заповедник, заповедник Рица, заповедник Псху, Природный парк Большой Тхач, памятник природы «Хребет Буйный», памятник природы «Верховье реки Цица», памятник природы «Верховье рек Пшеха и Пшехашха»,Тебердинский заповедник);
Основные угрозы для объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО
«Девственные леса Коми» (Национальный парк «Югыд ва», Печоро-Илычский биосферный заповедник), «Озеро Байкал» (Байкальский ЦБК, Развитие Холодненского месторождения полиметаллических руд, Состояние Баргузинского заповедника, Ситуация в Прибайкальском национальном парке), «Вулканы Камчатки», «Золотые горы Алтая», «Западный Кавказ»;
Территории, включенные в предварительный список объектов наследия России.
Ландшафты Даурии, Командорские острова, Магаданский государственный природный заповедник, Красноярские столбы, Большое Васюганское болото, Ильменские горы, Долина реки Бикин, Башкирский Урал, Валаамский архипелаг, Заповеданное Кенозерье
Обобщение и закрепление (3 часа)
3. Тематическое планирование материала.
Тематическое планирование материала утверждается отдельно на каждый учебный год в соответствии потребностям обучающихся (см. приложения № 1).
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Оснащение процесса обучения географии обеспечено библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения.
Библиотечный фонд:
нормативные документы: Стандарт по географии, Примерная программа основного общего образования по географии;
научная, научно-популярная, историческая литература, учебная литература, необходимая для подготовки докладов, сообщений, творческих работ;
справочные пособия (атласы, энциклопедии, словари и т.п.);
методические пособия для учителя.
Технические средства обучения:
мультимедийный компьютер;
проектор;
экран;
интерактивная доска
принтер,
сканер
документ-камера.
Интернет ресурсы:
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия
Официальный сайт ЮНЕСКО (на 6 языках)
Официальный сайт комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО
Официальный сайт Бюро ЮНЕСКО в Москве
Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
Официальный сайт Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева
Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Страница Церкви Вознесения Господня в Коломенском на портале Минкультуры России «Культура.рф»
Церковь Вознесения на sobory.ru
Фотографии по церкви Вознесения в Коломенском
д/ф «Крепость Нарын-Кала»
http://www.solovki-land.ru/ Сайт о природе Соловецких островов и Севера России
Официальный государственный портал Соловецкого архипелага Мои-Соловки.рф
Соловки — Соловецкий музей-заповедник, официальный сайт
Вебкамеры на Соловках
Соловецкий монастырь
Спасо-Преображенский собор
Соловки — красивые и уникальные телевизионные съёмки. Видео с воздуха. Аэродром
Научные статьи по живой природе Соловков
http://www.park-kosa.ru/
Официальный сайт Национального парка «Куршская коса». ..
Ferapontovo.ru — сайт об истории Ферапонтова монастыря, о селе Ферапонтово и его округе
Виртуальный тур по монастырю
Сайт Музея фресок Дионисия
Сайт Ферапонтова Богородице-Рождественского Мартинианова монастыря
Ферапонтов монастырь: время великих подвижников (статья; фото монастыря и фресок Дионисия)
Сайт Историко-просветительского общества «Наследие Ферапонтова монастыря»
Церковный музей Московской eпархии Русской Православной Церкви
Новодевичий монастырь На сайте православие.ru
Официальный сайт Музея-Заповедника «Казанский Кремль»
Прогулки по Казани. Казанский Кремль (фото и видео)
Виртуальный тур по Казани. Путешествие по Кремлю
Фотографии казанского кремля XIX—XX века
3D-стерео вид у Кремля
Аудиогид-путеводитель по Санкт-Петербургу
Музей-заповедник «Кижи» (официальный сайт)
Остров Кижи — фото и статьи
Фотоальбом «Кижи. Деревянное зодчество Руси»
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Белокаменные памятники Владимира
Белокаменные памятники Суздаля
Болгарский историко-архитектурный музей заповедник
Официальный сайт заповедника
Информация о заповеднике на сайте ООРТ России
Сихотэ-Алиньский заповедник Страничка на лихенологическом сайте Алексея Пчелкина
Любительский отчёт о посещении заповедника в 2009 году
Гринпис России http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/world-heritage/altai-mountains/
Объект всемирного наследия «Золотые горы Алтая» на сайте Центра...
Официальный сайт Алтайского заповедника
Официальный сайт Катунского заповедника
Официальный сайт природного парка «Зона покоя Укок»
Природа Байкала
Проект «Озеро Байкал» // Гринпис
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал» на сайте Фонда «Охрана природного наследия»
Национальный природный парк «Ленские столбы» (рус.)
Ленские столбы — National Geographic Россия
Ленские столбы. Фоторепортаж
Ленские столбы. Фотоархив (рус.) (англ.)
Природные особенности заповедника // Государственный природный заповедник «Остров Врангеля»
Остров Врангеля на сайте Центра всемирного наследия ЮНЕСКО
Официальный сайт заповедника «Остров Врангеля»
Путоранский заповедник
Полуостров Таймыр
Природа и реки Плато Путорана
Фотографии Плато Путорана
Экспедиция в Западные Путораны
Рельеф плато Путорана, Плато Путорана. Эвенкия
Плато Путорана // geosfera.info, 3.04.2013
Объект всемирного наследия «Плато Путорана» на сайте Центра всемирного...
Официальный сайт ФГБУ «Объединенная дирекция заповедников Таймыра»
Убсунурская котловина. Биосферный резерват
Убсунурская Котловина, государственный природный биосферный заповедник
Объект всемирного наследия «Девственные леса Коми» на сайте Центра...
Официальный сайт Печоро-Илычского заповедника
Официальный сайт Национального парка «Югыд ва»
Медвежья пещера
Один из наиболее полных списков вулканов Камчатки
Global Volcanism Program, Volcanoes of Kamchatka and Mainland Asia (англ.)
Вулканы Камчатки на сайте Фонда «Охрана природного наследия» (рус.) (англ.)
Объект всемирного наследия «Западный Кавказ» на сайте Центра...
Официальный сайт Кавказского заповедника
Брошюра об основных угрозах для объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО
Рекомендуемая литература:
Заграевский с. В. Первый каменный шатровый храм и происхождение шатрового зодчества
Вагабов М. М., Тюрин Р. Ф. Опыт использования объектов исторического и культурного наследия государственного историко-архитектурного художественного музея-заповедника «Нарын-кала» в учебном процессе // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2016. — № 1 (январь — февраль) (архивировано в WebCite).
Кудрявцев А. А. Древний Дербент. Монография. М.: Наука, 1982.
Кудрявцев А. А. Дербенту — 5000 лет. Монография. М., 1989.
Кудрявцев А. А. Феодальный Дербент. Монография. М., 1993
Мельник А. Г. Ансамбль Соловецкого монастыря в XV—XVII веках: история, архитектура, оформление храмовых интерьеров. — Ярославль, 2000. — 200 с.
Журнал «GEO» № 3, март 2008 г.
Антушев Н. Историческое описание Московского Новодевичьего монастыря. — М.: тип. Л.Ф. Снегирева,, 1885.
Борисенко И. Г. Новодевичий монастырь. — М., 2003.
Власюк А. И. Новодевичий монастырь. — М.: Искусство, 1958. — 64с. — 6 000 экз.
Московский Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь. — М., 2004..
Сто военных парадов / Под ред. ген.-полк. К. с. Грушевого.. — М.: Воениздат, 1974. — 264, [96] с. — 50 000 экз. (в пер., суперобл.) (О военных парадах на Красной площади с 1918 до 1972 года)
Бондаренко И. А. Красная площадь Москвы: Архитектурный ансамбль. — М.: Вече, 2006. — 416с. — (Московский хронограф). — 5 000 экз. — ISBN 5-9533-1334-9.
Ополовников А. В. Кижи. Изд. 2-е. (Изд. 1-е — 1970). — М., Стройиздат, 1976. 159с. (Памятники зодчества).
Город Болгар: Очерки истории и культуры./ Отв. ред. Г. А. Фёдоров-Давыдов. — М., «Наука», 1987. — 232с.
Фехнер М. В. Великие Булгары. Казань. Свияжск. — М., «Искусство», 1978. — 280с. (Архитектурно-художественные памятники).
Ветренников В. В. Геологическое строение Сихотэ-Алинского заповедника и Центрального Сихотэ-Алиня.//Тр. Сихотэ-Алинского заповедника,1976, вып.6. 167с.
Растительный и животный мир Сихотэ-Алинского заповедника. М.: «Наука», 1982. 304с.
Смирнов Е. Н., Подушко М. В., Васильев Н. Г. Сихотэ-Алинский заповедник.// Природа, 1981, N3.с.32-45.
Галазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах. — 1989.
Грушко Я. М. По Байкалу: Путеводитель / Проф. Я. М. Грушко. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1967. — 252с. — 1 500 экз. (в пер.)
Гусев О. К. Вокруг Байкала. Фотоальбом. — М.: Советская Россия, 1979. — 240с.
Гусев О. К. Священный Байкал. Заповедные земли Байкала. — М.: Агропромиздат, 1986. — 184с.
Кожов М. М. Биология озера Байкал / Отв. ред. Г. И. Галазий. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — 316с.
Россолимо Л. Л. Байкал. — М.: Наука, 1966. — 170с. — (Научно-популярная серия). — 20 000 экз. (обл.)
Тиваненко А. В. Вокруг Байкала. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1979.
Девственные леса Коми / Под ред. А. И. Таскаева. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2005. — 352с. — 2000 экз.
Рудич К. Н. Каменные факелы Камчатки. — Новосибирск: Наука, 1974. — 176с.
Рудич К. Н. Каменные факелы Камчатки. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Новосибирск: Наука, 1978. — 192с. — (Научно-популярная серия).
Журналы: Вокруг Света, Гео, География в школе, National geographic.
5. Планируемые результаты изучения курса
Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира (на примере России), для построения индивидуального самоопределения и успешного выбора дальнейшего обучения. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в разновозрастных группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
понятие «культура»;
понятие «культурное и природное наследие;
понятие «природное наследие»;
основные положения «Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия»
виды охраняемых природных территорий: национальные парки, природные заповедники, уникальные ландшафты;
классификацию объектов Всемирного культурного наследия;
географию природного наследия России
географию культурного наследия России
В результате выполнения данной программы обучающиеся должны уметь:
называть и показывать объекты, упоминающиеся в программе;
описывать географию природного наследия и культурного наследия;
извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма)
самостоятельно составлять и оформлять картосхемы, диаграммы, таблицы;
исследовать несложные реальные связи в зависимости; определять характеристики изучаемых объектов (объектов природного и культурного наследия);
участвовать в проектной деятельности по разработке туристического маршрута; оформлению рекламного плаката о туристическом маршруте; по разработке проект-предложения о включении в список других объектов.
6. Контрольно-оценочные средства
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему для оценивания в объеме курса. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (защита проектов) и выставлением зачетных оценок.
Приложение № 1 к рабочей программе
тематическое планирование факультатива «Объекты ЮНЕСКО в России» в 8 классе
Тематическое планирование материала составлено для 8 класса и соответствует рабочей программе основного общего образования по географии.
На изучение данного курса в 8 классе учебный план (компонент образовательного учреждения или часы внеурочной деятельности) отводит 34 часа за год (1 час в неделю).
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Количество экскурсий (в т. числе виртуальные) |
Практические работы |
1 |
Введение. ООН. История ЮНЕСКО |
2 |
- |
1 |
2 |
Культурные объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России |
17 |
4 |
1 |
3 |
Природные объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России |
12 |
1 |
3 |
4 |
Обобщение и закрепление |
3 |
- |
- |
Итого: |
34 |
5 |
5 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятий |
Даты проведения |
Темы занятий |
Планируемые результаты изучения темы |
Форма занятия, виды работ |
||||
личностные |
метапредметные |
предметные |
||||||
Введение (2 часа) |
||||||||
|
ООН. ЮНЕСКО. Что такое Всемирное наследие. История вопроса. |
Формирование стартовой мотивации к изучению нового. |
Умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации. |
Расширять представления об особо охраняемые природных территории России как объектах природного и культурного наследия . Формулировать своё отношение к культурному и природному наследию. |
Лекция |
|||
|
Всемирное наследие в России. |
Практическая работа |
||||||
Культурные объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России (17 часов) |
||||||||
|
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад |
Формировать стремление к познанию того, что неизвестно, но интересно. Определение значимости географических знаний сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту. Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах. Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки. |
Формировать и развивать компетентности в использовании ИКТ. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт. Выявлять уникальность культурных объектов. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Смысловое чтение текста, умение анализировать информацию. |
Развивать пространственные представления. Составлять описания географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации. Определять на карте местоположение географических объектов. |
Доклады |
|||
|
Церковь Вознесения в Коломенском |
Составление презентации |
||||||
|
Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента |
Лекция |
||||||
|
Историко-культурный комплекс Соловецких островов |
Виртуальная экскурсия с посещение музея-заповедника |
||||||
|
Куршская коса |
Сообщения |
||||||
|
Ансамбль Ферапонтова монастыря |
Лекция |
||||||
|
Ансамбль Новодевичьего монастыря |
Доклады |
||||||
|
Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля |
Виртуальная экскурсия с посещением музея-заповедника |
||||||
|
Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников |
Создание визитной карточки городов |
||||||
|
Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников |
Выступление в роли гида |
||||||
|
Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей |
Практическая работа |
||||||
|
Исторический центр города Ярославля |
Экскурсия, фотоотчёт |
||||||
|
Кижский погост |
Составление презентации |
||||||
|
Московский Кремль и Красная площадь |
Занятие- беседа с просмотром видеоматериалов |
||||||
|
Геодезическая дуга Струве |
Лекция |
||||||
|
Белокаменные памятники городов Владимира и Суздаля |
Фотовыставка |
||||||
|
Болгарский историко-археологический комплекс |
Виртуальная экскурсия |
||||||
Природные объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России (12 часов) |
||||||||
|
Центральный Сихотэ-Алинь |
Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Планировать деятельность, оценивать способы достижения цели. Самостоятельно формулировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог. Организовывать работу в паре, планировать деятельность, оценивать. |
Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Выявлять уникальность природных объектов. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Умение работать индивидуально и в группе. |
Составлять описания географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации. Выделять антропогенные причины возникновения экологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях(озеро Байкал) |
Лекция |
|||
|
Золотые горы Алтая |
Занятие- беседа с просмотром видеоматериалов |
||||||
|
Озеро Байкал |
Ролевая игра |
||||||
|
Природный парк «Ленские столбы» |
Виртуальная экскурсия |
||||||
|
Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля» |
Лекция |
||||||
|
Плато Путорана |
Практическая работа |
||||||
|
Убсунурская котловина |
Составление презентации |
||||||
|
Девственные леса Коми |
Доклады |
||||||
|
Вулканы Камчатки |
Практическая работа |
||||||
|
Западный Кавказ |
Сообщения |
||||||
|
Основные угрозы для объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО |
Круглый стол |
||||||
|
Территории, включенные в предварительный список объектов наследия России | Лекция, практическая работа | ||||||
Обобщение и закрепление (3 часа) | ||||||||
|
Викторина «Объекты ЮНЕСКО в кинематографе, филателии и нумизматике» |
Анализировать и обобщать, делать выводы. Представлять информацию в разных формах. Планировать деятельность, оценивать способы достижения цели. Создавать устные тексты, излагать свое мнение. |
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение. Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
Учиться применять приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности |
Викторина |
|||
|
Составление памятки туристу, путешествующему по уникальным местам России |
Творческая работа |
||||||
34. |
Итоговое занятие «Путешествие моей мечты» |
Защита проектов |
Касимова Людмила Михайловна
Зобова Марина Юрьевна