Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции карачаевского народа. Свадебные обряды»

3
0
Материал опубликован 18 April 2023

Карачаево-Черкесская республика

Малокарачаевский муниципальный район

МБОУ СОШ №8 им.Ш.Х.Джатдоева






Внеклассное мероприятие : Обычаи и традиции карачаевского народа.






t1681800361aa.jpg












Выполнила учитель истории и обществознания

Темибулатова Урзана Джетуловна




Тема внеклассного мероприятия:

История и культура карачаевского народа


Цели урока:


1.Обучающая: Рассказать о происхождении карачаевского народа, об адатах карачаевцев, о свадебном обряде.

2. Развивающая: развитие интереса к богатому культурному наследию предков.

3. Воспитывающая: воспитание любви к своей малой Родине, национальности, культуре. Воспитание духовно-нравственных ценностей на примере древних обычаев своего народа.

тип урока: изучение нового материала, выходящего за рамки учебных предметов.

Оборудование урока:

1. карта Карачаево-Черкессии.

2. Гоппан- круглая чашша с двум ручками.

3. Ау джаулукъ - специальный платок невесты (на голову)

4. Хота джаулукъ передний платок невесты (повязывается как передник)

5. Къол джаулукъ -маленькие платки невесты в руках.

6. Очаг с очажной цепью.

7. Диск со свадебной песней орайда

8. Презентация : слайды ,показывающие этапы формирование карачаевского народа:

1 слайд: Древние коренные кавказкие племена

2 слайд: ираноязычные аланы конец 4 века

3 слайд: тюркоязычные болгары 6-7 века

4 слайд: тюркоязычные кипчаки 11-13 века

5 слайд: тюркоязычная карачаево-балкарская народность 14 век

9. надпись на доске:

" ... у наших горцев ...высшей мере развит культ воспитания..."

(начало 20 века ,парижский журнал Мусульманин )

10. плакат раскладушка

1страница -Знатная балкарка в национальном костюме (фото)

2страница -традиционная одежда карачаевцев

3страница- праздничный наряд карачаевской женщины (увеличенное фото)

4страница -карачаевские тамги(печать рода, фамилии)

11. праздничный костюм карачаевцев юноши и девушки

12. алгъыш аякъ ( праздничная чаша с конфетами , орехами,деньгами,зерном)






Ход урока

I. История происхождения карачаевского народа

II. Карачаевская свадьба

1.Виды знакомств

2.Обряд сватовства

3.Отправление невесты в дом жениха

4. В доме жениха

5. Обряд ввода невесты в большой дом (ау алгъан)

6. Правила поведения после свадьбы


III. Заключение


Вступительное слово.(Презентация )

1 ученик:

Кто есть я? Что ест мои корни? Подобные вопросы, задает себе каждый воспитанный человек. Ведь со знания своих корней обычаев и традиций начинается народ...

2 ученик: Наш народ сложился как река из слияния нескольких племен.

3 ученик :Первый основной компонент в формировании карачаевцев - коренные кавказские горские племена , проживающие в предгорьях и горных долинах Кавказа с глубокой древности –«кобанцы».

4 ученик:В конце 4 века с кобанцами смешались часть ираноязычных алан

5 ученик: С 6-7 века к ним проникают тюркоязычные болгары - часть кобано-аланского племени тюркоизировалась .

6 ученик : С 11 века здесь селятся кипчаки , с 13 века в больших количествах население после их прихода стало полностью тюркоязычным

7 ученик: К 14 веку сформировались карачаево-балкарская народность имеющая свой язык культуру , занимающую территорию у отрогов Эльбруса

В письменных источниках название «Карачаецы» возникло с 17 века

8 ученик: Западную ветвь карачаево-балкарской народности называли аланы т.е. карачаевцы , а восточную ветвь асы т.е. балкарцы

9 ученик: Показывает карту КЧР

Карачаевцы издавна населяют северные склоны центральной части главного кавказского хребта. Сейчас карачаевцы живут в Карачаево-Черкесской республике, малая часть в Казахстане, Средней Азии. Карачаевцы с древних времен соседствуют с кабардинцами, черкесами , осетинами , абазинами , ногайцами , сванами .

Смена учеников

10 ученик: Каждый имеет свои особые черты , глубокое своеобразие , яркий национальный колорит

Богатейшим культурным наследием карачаевцев является свадебный обряд

11 ученик:

а) Девушки и парни часто знакомились у родника, ручья , реки. Почти у всех Кавказских народов есть танец «у ручья» или «у родника».

б) Знакомились и во время смотрин, на которых показывались девушками селения вещи , приготовленные ими блюда . Выборные из стариков решали, чья дочь будет лучшей хозяйкой . Заканчивались смотрины танцем «Ийнай».

в) Молодой человек, посещая общественные места, веселья, торжества, мог присмотреть себе невесту. Юноша и девушка приглянувшиеся друг другу держали свои отношения в тайне о родителей и друзей ,(те тоже делали вид, что не знают)

А когда возникал вопрос о женитьбе юноша сообщал родителям через сестру или друга. Узнав имя невесты и откуда она, родные посылали в селение невесты близкого человека для сбора сведений о ней.

12 ученик:

Если невеста устраивала сторону жениха (происхождение, нрав, домовитость) ,родители начинали переговоры о браке.

В главе сватов обычно был красноречивый родственник. Первое посещение дома невесты, сватов принимали как дорогих гостей, сажали у очага (самое почетное место)

Важное значение во время переговоров имели пища и напитки, а горячую пищу готовила невеста - это был ее экзамен.

Если на стол подавали парное молоко, сваты должны были понять, что невеста еще очень молода. Кипяченое молоко - не достигла брачного возраста . Если подавали айран(кисло-молочный продукт) - старшая сестра невесты не замужем, а по обычаю карачаевцы выходят замуж по старшинству. Если подали густой айран - старший брат не женат, а если угощают айраном, приготовленным в маслобойке - невеста отказывается от брака.

13 ученик:

При первом посещении сваты преподносят небольшие подарки невесте - платок, кольцо, серьги, бусы, браслет. Если дары принимаются -переговоры будут продолжаться.

Получив приглашение со стороны невесты сваты отправлялись на второй визит.

Девушку очень редко выдавали замуж против ее воли.

Через посредников у нее спрашивали "сен аны джаратамыса?",он тебе нравится? Если она отвечала "сиз джарата эсегиз, сиз айтханча этеим" - "Если вам нравится, то я сделаю так, как вы скажете" А это означало ,что жених ей не нравится ,но она уважает волю родителей.

Если невеста молчала - значит жених ей нравится. "Сюеме" -ответить "Люблю" - она могла только в присутствии женщины родственницы, и никогда в присутствии отца братьев , родственников мужчин .

Ответ сватам и своим родителям она могла дать и в скрытной форме "Аю балны бек сюеди"- "медведь очень любит мед" или "Киштик сютню бек сюеди" - "Кошка очень любит молоко" а значит жених ей по сердцу.

14 ученик:

При третьем посещении, если переговоры прошли удачно обе стороны выпивал бузу(напиток) из почетной чаши - гоппана (чаша с двумя ручками) ,а хозяйка дома правой рукой касалась очажной цепи в знак того ,что семьи породнились и что между ними будет царить мир и покой.

Как только достигалась договоренность о браке и уплачивалась часть калыма ( или весь) обе стороны готовились к свадьбе.

Сразу после устного рассказа о свадьбе сценка сватовства с участием учеников в национальных костюмах.

Участники :

Сваты - мужчины, женщины, родители невесты;

Невеста, родственница невесты

(сценка соответствует устному рассказу о сватовстве. диалоги на карачаевском языке).

15 ученик:

"За невестой ездили друзья жениха , в некоторых случаях с женихом . В главе свадебного картежа почетный мужчина (тамада кюеу дженгер)

Пока шла шуточная борьба за невесту между родней жениха и невесты, невесту одевали в национальный костюм (той чепкен)".Старшая подруга сообщала ,что невесте не хватает покрывала на голове .

Друг жениха преподносил покрывало ( ау джаулукъ) с обручальным кольцом. Затем исполняется обряд "перевода невесты с циновки" ( келинни джетгенден тюшюрюу) . Обычно это поручалось младшему брату . Он подходил к невесте , брал ее за руку и говорил :"Келиним, джаным , огъур аякъ бла атландырайым ( невеста , душа моя ,сопровожу тебя в добрый путь). Они делали несколько шагов к выходу за что шафер преподносил женщинам со стороны невесты определенную сумму денег (джегенден тюшюргенлик) .

После этого невеста отправлялась в путь - в дом жениха в сопровождении друзей жениха ,несколько родных и близких ей людей (къыз дженгерле) .


Показывается сценка отправления невесты в соответствии с устным рассказом ученика ( на карачаевском языке )


16 ученик:

Джигиты из свадебного картежа ,гарцевали на лошадях , пели песни , стреляли из ружей и пистолетов ,вся свадебная свита украшалась разноцветными платками, полотенцами, флагами ( байракъ) . Впереди везли флаги с изображением тамги невесты и жениха.

К дому жениха подъезжали с песней "Орайда".

Навстречу невесте выходила - родственница жениха (эки насыбы болгъан тиширыу) которая брала ее под руку и вела ее медленным шагом, в это время пели песню "орайда" и стреляли.

Когда невеста переступала порог (обязательно правой ногой) раздавались возгласы : "Входит в дом счатье" (Насып келди,келин кельди)

Чтобы оградить невесту о нечистой силы колдовства над головой девушки держали кинжал, а у порога ставили подкову. При входе молодой в дом жениха ее осыпали монетами, конфетами ,орехами, зерном,чтобы во всем было изобилие и богатство .

Дети все это собирали, а женщины ,свекровь ,девушки обнимали невесту . Почтенный старик , держа в руках чашу бузой (гоппан аякъ) произносил здравицу (алгъыш).

В комнате новобрачных "отоу" невесту ставили в угол , где она , накрытая шелковым платком (чилле джаулукъ) - находилась в течении всей свадьбы . С ней находилась обслуживающая ее женщина (къыз дженгер къатын) , а так же несколько юношей - родственников ( къыз дженгер джашла)

Сценка - "в доме жениха" ( в соответствии с рассказом, на карачаевском языке )

17 ученик :

Свадьба (той) - продолжался 3-4 дня , или 6-7 дней, в зависимости от материального состояния ,через месяц-два устраивался пир , посвященный вводу невесты в большой дом (юйге киргенлик адет) . В этот день прибывала большая свита со стороны невесты (джыйын) , которая привозила с собой подарки (юй къач) родтелям жениха , его многочисленным родственникам , а так же несколько платков (ау джаулукъла)

18 ученик:

Перед торжественным вводом невесты в дом жениха с нее снимали шаль, ту, что давали ей родственники жениха перед ее выходом из родительского дома (ау джаулукъ алыу). Молодую вели под двумя тремя покрывалами-платками, с надетыми на пальцах обеих рук кольцами, к которым привязывали (вдевали) по платку (къол джаулукъ). Впереди повязывали платок (хота джаулукъ), одетый как передник.

Под пение "орайда", молодую торжественно вводили в большую комнату (уллу юй). Молодую встречали родители мужа : свекровь с ритуальными пирогами (алгъыш сахан), свекор - с чашей бузы или медового напитка (бал аякъ) .

Новобрачная переступала порог правой ногой , это подтверждало ее согласие быть женой того, за кого она вышла замуж.

В честь молодых произносили здравицу. Затем кто-то из родственников снимал с молодой покрывало (ау), что он и делал кончиком обнаженного кинжала и только правой рукой. Свекровь подходила к снохе с чашкой, наполненной медом и обе мазали губы друг друга медом .Значение этого обычая –чтобы невестка и свекровь жили дружно, никогда не ссорились.

Произносилась здравица, обсыпали невесту орехами, конфетами, монетами ,зерном.

Чаша с бузой и поднос с пирогами передавали по кругу.

Причем первый глоток должен был сделать подросток - счастливо растущий мальчик (есюб келген насыблы сабийчик) , а затем , возвратившись к старшему чаша переходила от старших к более младшим.

При завершении ритуала снятия шали ( ау алгъан адет ). невесту возвращали в свою комнату. С этого дня невеста полчала право участвовать хозяйственной жизни семьи.

Сценка ( в соответствии с устным рассказом) - снятие платка -покрывала (ау джаулукъ)

1 ученик :

После этого выносили приданое невесты и подарки родственникам мужа.

Новобрачная не имела права разговаривать с родителями, дедушками , братьями близкими родственниками - мужчинами мужа.

Родственники молодой приезжали ее проведать. Чем чаще к ней приезжали, тем авторитетнее для нее.

Муж и жена встречаясь на людях, делали вид, что они не видят друг друга, но это не значило , что они не любят друг друга.

2 ученик:

Когда все обряды связанные с приобщением невесты к дому мужа завершались ,ее родители приглашали к себе зятя, чтобы поближе познакомиться с ним. Он в назначенный день, с несколькими товарищами и старшим из своего рода отправлялся к ним.

3 ученик:

Такой была карачаевская свадьба во времена наших прадедушек и прабабушек. К сожалению ,некоторые обычаи забыты , а ведь они были очень продуманными ,нужными и красивыми. Мы сегодня попытались вспомнить некоторые из них, ведь народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего.

4 ученик:

А в конце нашего внеклассного мероприятия мы хотим показать вам традиционные праздничные костюмы юношей и девушек.

Костюм девушки:

Длинная туникообразная рубаха (келек)

штаны (кенчек)

Кафтанчик(кюбетюб)

Платье(чепкен) длинное ,до земли,рукава от локтя переходят на расширяющую к низу округлую лопасть , доходившую до подола (дженг уч) Шапочка (берк)

Поверх шапочки большой шелковый платок

Свадебная обувь - агъач аякъ,высокие деревянные подставки на двух ножках , украшенные металлом.


Украшение костюма девушки.

1. нагрудник(тюйме)

2. пояс( бел бау)

3. серьги (сыргъала)

4. кольцо(джюзюк)

5. браслет( буунлукъ)

6. бусы (мынчакъла ,токъиакъ,(на платке , косе)

7. подвески (зынгырла) на груди разреза

8. треугольные футлярчики ( кюмюш дуа)

9. листовидные подвески (кеписле) от локтя до кисти

10. цепочки (билек - сынджыр - на рукавах


Костюм юноши:

Рубаха (келек)

Штаны (кенчек)

Платье (чепкен)

Месси ( носки из сафьяна)

Папаха (берк)

Украшение костюма:

1. нагрудник ( боюн тюйме)

2. украшение для пистолета с серебряным набором на кожаном ремешке

3. газыри (хазырла)

4. кинжал (къама)

5. пояс (бел сау) с серебряным набором

6. пистолет (герох)

7. сабля (къылыч)

8. подвязка (аякъ баула) с украшениеми


Учитель: Спасибо всем за внимание, на этом наше внеклассное мероприятие закончилось. До новых встреч!

(звучит для национальный танца-той)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.