Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции карачаевского народа. Свадебные обряды»
Карачаево-Черкесская республика
Малокарачаевский муниципальный район
МБОУ СОШ №8 им.Ш.Х.Джатдоева
Внеклассное мероприятие : Обычаи и традиции карачаевского народа.
Выполнила учитель истории и обществознания
Темибулатова Урзана Джетуловна
Тема внеклассного мероприятия:
История и культура карачаевского народа
Цели урока:
1.Обучающая: Рассказать о происхождении карачаевского народа, об адатах карачаевцев, о свадебном обряде.
2. Развивающая: развитие интереса к богатому культурному наследию предков.
3. Воспитывающая: воспитание любви к своей малой Родине, национальности, культуре. Воспитание духовно-нравственных ценностей на примере древних обычаев своего народа.
тип урока: изучение нового материала, выходящего за рамки учебных предметов.
Оборудование урока:
1. карта Карачаево-Черкессии.
2. Гоппан- круглая чашша с двум ручками.
3. Ау джаулукъ - специальный платок невесты (на голову)
4. Хота джаулукъ передний платок невесты (повязывается как передник)
5. Къол джаулукъ -маленькие платки невесты в руках.
6. Очаг с очажной цепью.
7. Диск со свадебной песней орайда
8. Презентация : слайды ,показывающие этапы формирование карачаевского народа:
1 слайд: Древние коренные кавказкие племена
2 слайд: ираноязычные аланы конец 4 века
3 слайд: тюркоязычные болгары 6-7 века
4 слайд: тюркоязычные кипчаки 11-13 века
5 слайд: тюркоязычная карачаево-балкарская народность 14 век
9. надпись на доске:
" ... у наших горцев ...высшей мере развит культ воспитания..."
(начало 20 века ,парижский журнал Мусульманин )
10. плакат раскладушка
1страница -Знатная балкарка в национальном костюме (фото)
2страница -традиционная одежда карачаевцев
3страница- праздничный наряд карачаевской женщины (увеличенное фото)
4страница -карачаевские тамги(печать рода, фамилии)
11. праздничный костюм карачаевцев юноши и девушки
12. алгъыш аякъ ( праздничная чаша с конфетами , орехами,деньгами,зерном)
Ход урока
I. История происхождения карачаевского народа
II. Карачаевская свадьба
1.Виды знакомств
2.Обряд сватовства
3.Отправление невесты в дом жениха
4. В доме жениха
5. Обряд ввода невесты в большой дом (ау алгъан)
6. Правила поведения после свадьбы
III. Заключение
Вступительное слово.(Презентация )
1 ученик:
Кто есть я? Что ест мои корни? Подобные вопросы, задает себе каждый воспитанный человек. Ведь со знания своих корней обычаев и традиций начинается народ...
2 ученик: Наш народ сложился как река из слияния нескольких племен.
3 ученик :Первый основной компонент в формировании карачаевцев - коренные кавказские горские племена , проживающие в предгорьях и горных долинах Кавказа с глубокой древности –«кобанцы».
4 ученик:В конце 4 века с кобанцами смешались часть ираноязычных алан
5 ученик: С 6-7 века к ним проникают тюркоязычные болгары - часть кобано-аланского племени тюркоизировалась .
6 ученик : С 11 века здесь селятся кипчаки , с 13 века в больших количествах население после их прихода стало полностью тюркоязычным
7 ученик: К 14 веку сформировались карачаево-балкарская народность имеющая свой язык культуру , занимающую территорию у отрогов Эльбруса
В письменных источниках название «Карачаецы» возникло с 17 века
8 ученик: Западную ветвь карачаево-балкарской народности называли аланы т.е. карачаевцы , а восточную ветвь асы т.е. балкарцы
9 ученик: Показывает карту КЧР
Карачаевцы издавна населяют северные склоны центральной части главного кавказского хребта. Сейчас карачаевцы живут в Карачаево-Черкесской республике, малая часть в Казахстане, Средней Азии. Карачаевцы с древних времен соседствуют с кабардинцами, черкесами , осетинами , абазинами , ногайцами , сванами .
Смена учеников
10 ученик: Каждый имеет свои особые черты , глубокое своеобразие , яркий национальный колорит
Богатейшим культурным наследием карачаевцев является свадебный обряд
11 ученик:
а) Девушки и парни часто знакомились у родника, ручья , реки. Почти у всех Кавказских народов есть танец «у ручья» или «у родника».
б) Знакомились и во время смотрин, на которых показывались девушками селения вещи , приготовленные ими блюда . Выборные из стариков решали, чья дочь будет лучшей хозяйкой . Заканчивались смотрины танцем «Ийнай».
в) Молодой человек, посещая общественные места, веселья, торжества, мог присмотреть себе невесту. Юноша и девушка приглянувшиеся друг другу держали свои отношения в тайне о родителей и друзей ,(те тоже делали вид, что не знают)
А когда возникал вопрос о женитьбе юноша сообщал родителям через сестру или друга. Узнав имя невесты и откуда она, родные посылали в селение невесты близкого человека для сбора сведений о ней.
12 ученик:
Если невеста устраивала сторону жениха (происхождение, нрав, домовитость) ,родители начинали переговоры о браке.
В главе сватов обычно был красноречивый родственник. Первое посещение дома невесты, сватов принимали как дорогих гостей, сажали у очага (самое почетное место)
Важное значение во время переговоров имели пища и напитки, а горячую пищу готовила невеста - это был ее экзамен.
Если на стол подавали парное молоко, сваты должны были понять, что невеста еще очень молода. Кипяченое молоко - не достигла брачного возраста . Если подавали айран(кисло-молочный продукт) - старшая сестра невесты не замужем, а по обычаю карачаевцы выходят замуж по старшинству. Если подали густой айран - старший брат не женат, а если угощают айраном, приготовленным в маслобойке - невеста отказывается от брака.
13 ученик:
При первом посещении сваты преподносят небольшие подарки невесте - платок, кольцо, серьги, бусы, браслет. Если дары принимаются -переговоры будут продолжаться.
Получив приглашение со стороны невесты сваты отправлялись на второй визит.
Девушку очень редко выдавали замуж против ее воли.
Через посредников у нее спрашивали "сен аны джаратамыса?",он тебе нравится? Если она отвечала "сиз джарата эсегиз, сиз айтханча этеим" - "Если вам нравится, то я сделаю так, как вы скажете" А это означало ,что жених ей не нравится ,но она уважает волю родителей.
Если невеста молчала - значит жених ей нравится. "Сюеме" -ответить "Люблю" - она могла только в присутствии женщины родственницы, и никогда в присутствии отца братьев , родственников мужчин .
Ответ сватам и своим родителям она могла дать и в скрытной форме "Аю балны бек сюеди"- "медведь очень любит мед" или "Киштик сютню бек сюеди" - "Кошка очень любит молоко" а значит жених ей по сердцу.
14 ученик:
При третьем посещении, если переговоры прошли удачно обе стороны выпивал бузу(напиток) из почетной чаши - гоппана (чаша с двумя ручками) ,а хозяйка дома правой рукой касалась очажной цепи в знак того ,что семьи породнились и что между ними будет царить мир и покой.
Как только достигалась договоренность о браке и уплачивалась часть калыма ( или весь) обе стороны готовились к свадьбе.
Сразу после устного рассказа о свадьбе сценка сватовства с участием учеников в национальных костюмах.
Участники :
Сваты - мужчины, женщины, родители невесты;
Невеста, родственница невесты
(сценка соответствует устному рассказу о сватовстве. диалоги на карачаевском языке).
15 ученик:
"За невестой ездили друзья жениха , в некоторых случаях с женихом . В главе свадебного картежа почетный мужчина (тамада кюеу дженгер)
Пока шла шуточная борьба за невесту между родней жениха и невесты, невесту одевали в национальный костюм (той чепкен)".Старшая подруга сообщала ,что невесте не хватает покрывала на голове .
Друг жениха преподносил покрывало ( ау джаулукъ) с обручальным кольцом. Затем исполняется обряд "перевода невесты с циновки" ( келинни джетгенден тюшюрюу) . Обычно это поручалось младшему брату . Он подходил к невесте , брал ее за руку и говорил :"Келиним, джаным , огъур аякъ бла атландырайым ( невеста , душа моя ,сопровожу тебя в добрый путь). Они делали несколько шагов к выходу за что шафер преподносил женщинам со стороны невесты определенную сумму денег (джегенден тюшюргенлик) .
После этого невеста отправлялась в путь - в дом жениха в сопровождении друзей жениха ,несколько родных и близких ей людей (къыз дженгерле) .
Показывается сценка отправления невесты в соответствии с устным рассказом ученика ( на карачаевском языке )
16 ученик:
Джигиты из свадебного картежа ,гарцевали на лошадях , пели песни , стреляли из ружей и пистолетов ,вся свадебная свита украшалась разноцветными платками, полотенцами, флагами ( байракъ) . Впереди везли флаги с изображением тамги невесты и жениха.
К дому жениха подъезжали с песней "Орайда".
Навстречу невесте выходила - родственница жениха (эки насыбы болгъан тиширыу) которая брала ее под руку и вела ее медленным шагом, в это время пели песню "орайда" и стреляли.
Когда невеста переступала порог (обязательно правой ногой) раздавались возгласы : "Входит в дом счатье" (Насып келди,келин кельди)
Чтобы оградить невесту о нечистой силы колдовства над головой девушки держали кинжал, а у порога ставили подкову. При входе молодой в дом жениха ее осыпали монетами, конфетами ,орехами, зерном,чтобы во всем было изобилие и богатство .
Дети все это собирали, а женщины ,свекровь ,девушки обнимали невесту . Почтенный старик , держа в руках чашу бузой (гоппан аякъ) произносил здравицу (алгъыш).
В комнате новобрачных "отоу" невесту ставили в угол , где она , накрытая шелковым платком (чилле джаулукъ) - находилась в течении всей свадьбы . С ней находилась обслуживающая ее женщина (къыз дженгер къатын) , а так же несколько юношей - родственников ( къыз дженгер джашла)
Сценка - "в доме жениха" ( в соответствии с рассказом, на карачаевском языке )
17 ученик :
Свадьба (той) - продолжался 3-4 дня , или 6-7 дней, в зависимости от материального состояния ,через месяц-два устраивался пир , посвященный вводу невесты в большой дом (юйге киргенлик адет) . В этот день прибывала большая свита со стороны невесты (джыйын) , которая привозила с собой подарки (юй къач) родтелям жениха , его многочисленным родственникам , а так же несколько платков (ау джаулукъла)
18 ученик:
Перед торжественным вводом невесты в дом жениха с нее снимали шаль, ту, что давали ей родственники жениха перед ее выходом из родительского дома (ау джаулукъ алыу). Молодую вели под двумя тремя покрывалами-платками, с надетыми на пальцах обеих рук кольцами, к которым привязывали (вдевали) по платку (къол джаулукъ). Впереди повязывали платок (хота джаулукъ), одетый как передник.
Под пение "орайда", молодую торжественно вводили в большую комнату (уллу юй). Молодую встречали родители мужа : свекровь с ритуальными пирогами (алгъыш сахан), свекор - с чашей бузы или медового напитка (бал аякъ) .
Новобрачная переступала порог правой ногой , это подтверждало ее согласие быть женой того, за кого она вышла замуж.
В честь молодых произносили здравицу. Затем кто-то из родственников снимал с молодой покрывало (ау), что он и делал кончиком обнаженного кинжала и только правой рукой. Свекровь подходила к снохе с чашкой, наполненной медом и обе мазали губы друг друга медом .Значение этого обычая –чтобы невестка и свекровь жили дружно, никогда не ссорились.
Произносилась здравица, обсыпали невесту орехами, конфетами, монетами ,зерном.
Чаша с бузой и поднос с пирогами передавали по кругу.
Причем первый глоток должен был сделать подросток - счастливо растущий мальчик (есюб келген насыблы сабийчик) , а затем , возвратившись к старшему чаша переходила от старших к более младшим.
При завершении ритуала снятия шали ( ау алгъан адет ). невесту возвращали в свою комнату. С этого дня невеста полчала право участвовать хозяйственной жизни семьи.
Сценка ( в соответствии с устным рассказом) - снятие платка -покрывала (ау джаулукъ)
1 ученик :
После этого выносили приданое невесты и подарки родственникам мужа.
Новобрачная не имела права разговаривать с родителями, дедушками , братьями близкими родственниками - мужчинами мужа.
Родственники молодой приезжали ее проведать. Чем чаще к ней приезжали, тем авторитетнее для нее.
Муж и жена встречаясь на людях, делали вид, что они не видят друг друга, но это не значило , что они не любят друг друга.
2 ученик:
Когда все обряды связанные с приобщением невесты к дому мужа завершались ,ее родители приглашали к себе зятя, чтобы поближе познакомиться с ним. Он в назначенный день, с несколькими товарищами и старшим из своего рода отправлялся к ним.
3 ученик:
Такой была карачаевская свадьба во времена наших прадедушек и прабабушек. К сожалению ,некоторые обычаи забыты , а ведь они были очень продуманными ,нужными и красивыми. Мы сегодня попытались вспомнить некоторые из них, ведь народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего.
4 ученик:
А в конце нашего внеклассного мероприятия мы хотим показать вам традиционные праздничные костюмы юношей и девушек.
Костюм девушки:
Длинная туникообразная рубаха (келек)
штаны (кенчек)
Кафтанчик(кюбетюб)
Платье(чепкен) длинное ,до земли,рукава от локтя переходят на расширяющую к низу округлую лопасть , доходившую до подола (дженг уч) Шапочка (берк)
Поверх шапочки большой шелковый платок
Свадебная обувь - агъач аякъ,высокие деревянные подставки на двух ножках , украшенные металлом.
Украшение костюма девушки.
1. нагрудник(тюйме)
2. пояс( бел бау)
3. серьги (сыргъала)
4. кольцо(джюзюк)
5. браслет( буунлукъ)
6. бусы (мынчакъла ,токъиакъ,(на платке , косе)
7. подвески (зынгырла) на груди разреза
8. треугольные футлярчики ( кюмюш дуа)
9. листовидные подвески (кеписле) от локтя до кисти
10. цепочки (билек - сынджыр - на рукавах
Костюм юноши:
Рубаха (келек)
Штаны (кенчек)
Платье (чепкен)
Месси ( носки из сафьяна)
Папаха (берк)
Украшение костюма:
1. нагрудник ( боюн тюйме)
2. украшение для пистолета с серебряным набором на кожаном ремешке
3. газыри (хазырла)
4. кинжал (къама)
5. пояс (бел сау) с серебряным набором
6. пистолет (герох)
7. сабля (къылыч)
8. подвязка (аякъ баула) с украшениеми
Учитель: Спасибо всем за внимание, на этом наше внеклассное мероприятие закончилось. До новых встреч!
(звучит для национальный танца-той)