Календарно-тематический план «Традиции и обычаи моего мордовского народа» (2 класс)

3
0
Материал опубликован 22 October 2017 в группе

Пояснительная записка

Данная авторская программа по внеурочной деятельности «Традиции и обычаи моего мордовского народа» составлена для учащихся 2 класса на основе следующих нормативно-правовых документов:

Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Образовательная программа школы НОО МОУ СОШ с.Кивать;

Положение о внеурочной деятельности МОУ СОШ с.Кивать;

Соглашением о сотрудничестве между МОУ СОШ с.Кивать и Храмом в честь иконы Казанской Божией Матери, именуемые в дальнейшем сторонами, руководствуясь Конституцией и законами РФ.

Программа внеурочной деятельности «Традиции и обычаи моего мордовского народа» разработана и составлена учителем начальных классов МОУ СОШ с.Кивать Кузоватовского района, Ереминой О.И., высшая квалификационная категория.

В последние годы проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. В послании В.В.Путина к Федеральному Собранию, он оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Он сказал: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». Развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели не только материальные. Не менее важны духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память.

И сегодня нам становится очевидно, что необходимо в корне изменить отношение к позитивному духовному наследию предшествующих поколений. Заложенный в традиционных обычаях и обрядах огромный гуманистический потенциал может стать фундаментом нравственного и духовного воспитания молодежи, привития ей устойчивых моделей поведения и общения, культурных норм и ценностей. Одним из способов достижения этих целей может быть включение традиционных обрядовых действий в современные празднества, что будет способствовать пробуждению интереса и внимания к ним подрастающего поколения.

Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ « Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Урочные и внеклассные занятия по краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

Наша Ульяновская земля - обладатель и хранитель сложившейся веками самобытной традиционной культуры. Духовная и нравственная сила этой культуры и в наши дни оказывает благотворное воспитывающее влияние на всех, кто к ней прикасается, сохраняя и оберегая традиционно нравственные и жизненные народные ориентиры.

Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания подрастающего поколения.

То, что утеряно обществом за многие годы в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени, которое характеризуется не только ростом национального самосознания народов, но и обострением межнациональных конфликтов. И сегодня каждый раз, прикасаясь к самобытной уникальной культуре наших предков, мы пробуждаем генетическую память, закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в гармонии с другими людьми.

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, исследования, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Данный курс даёт возможность младшему школьнику предоставить условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Уровень сформированности этих личностных проявлений во многом зависит от направленности учебно-воспитательного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.).

Создание условий для культурного самоопределения каждого обучающегося, его практической идентификации со своим народом должно быть обеспечено на начальных этапах его обучения в школе. Именно эту цель призван осуществить предлагаемый для ведения в рамках внеурочной деятельности по патриотическому направлению кружок «Традиций и обычаи моего народа".

В программе данного кружка содержатся сведения по истории, литературе, культуре России и Ульяновского края, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях мордовского народа, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по формированию базиса их духовной культуры и социокультуризации каждого школьника.

Цели и задачи кружка

Цель: социокультуризация (практическая идентификация со своим народом) обучающихся младшего школьного возраста на основе погружения в традиции и обычаи русского и мордовского народов с учётом особенностей возрастного развития обучающихся, воспитанников, приобщение их к культурному наследию своего народа.

Задачи:

формировать представления о семье, родном доме как составной составляющей общества;

формировать навыки продуктивных видов деятельности (в том числе игровой), коммуникативных умений;

расширять социальные контакты с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения на основе народных обрядов и традиций;

развивать интерес и потребность к процессу речевого общения;

знать народные праздники, игры, песни и танцы;

формировать элементы доступного пониманию анализа, синтеза, сравнения;

активизировать внимание и память;

формировать навыки соблюдения поведенческих норм семейной жизни.

Ценностные ориентиры программного содержания кружка

- отражают целевые установки системы начального образования:

- формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;

- уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;

- уважения к окружающим – умения слушать и слышать собеседника, признавать право каждого на собственное мнение;

обеспечения эмоционального благополучия ребенка;

приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям;

интеллектуального и духовного развития личности ребенка;

укрепления психического и физического здоровья;

формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе:

- принятия и уважения ценностей семьи и школы, коллектива, общества и стремления следовать им;

- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с народной культурой;

взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей.

развитие умения учиться, а именно:

создания условий для развития личности ребенка;

развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- развитие познавательных способностей и интересов, инициативы и любознательности, развитие творческого самовыражения;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, умению планировать работу, оценивать её;

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности на основе:

- развития самоуважения, самокритичности;

- ответственности за свои действия;

- готовности к преодолению трудностей;

профилактики асоциального поведения;

создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур.

Примерное содержание кружка

Реализация указанных целей и задач достигается в результате освоения следующего примерного содержания кружка:

1. Твой дом. Твоя семья.

2. Традиции семьи, традиции мордовского народа.

3. Праздники светские и духовные.

4.Мордовский народный костюм. Игры мордовского народа.

Практическая деятельность. Разучивание и проигрывание народных игр. Напевание русских и эрзянских народных песен. Разучивание потешек, пестушек (из детского фольклора). Организация праздника в стенах школы (с обязательным привлечением родителей, других родственников учащихся).

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

В соответствии с требованиями Стандарта кружок «Традиций и обычаи мордовского народа» организуется по социальному направлению развития личности. В данном случае это занятия для 2 класса, по 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Формы и режим занятий.

Используются разнообразные формы: урок, прогулка, исследование, экскурсия, игры на воздухе и в помещении, посещение концертов, выставок. Режим занятий соответственно выбранной форме может варьироваться.

Планируемые результаты освоения учащимися программы кружка

«Традиции и обычаи мордовского народа»

Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.

Формирование универсальных учебных действий.

1.Личностные результаты.

В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;

основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;

знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;

эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

установки на здоровый образ жизни;

чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.

В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;

проявлять познавательную инициативность;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;

различать способ и результат действия;

выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.

В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

обобщать;

устанавливать аналогии.

В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).

Выпускник получит возможность научиться:

правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;

задавать вопросы;

владеть диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.

2. Метапредметные результаты.

В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).

Выпускник получит возможность научиться:

организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,

определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученные объекты информации, сопоставлять и обобщать разные части информации;

пересказывать текст в разной форме, делать выписки, составлять небольшие по объёму письменные аннотации, отзывы;

участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;

осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;

различать государственные и духовные праздники

создавать иллюстрации, диафильмы по содержанию прочитанного или услышанного;

распознавать особенности построения малых фольклорных форм (загадки, сказки, пословицы и др.);

узнавать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности родного края и исторических мест России;

используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;

реализовывать свой творческий потенциал;

воплощать художественно-образное содержание и особенности народного творчества (в пении, слове, движении, играх)

различать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, игры, обряды);

различать виды декоративно-прикладного искусства, узнавать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского искусства;

передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России и своего региона;

понимать общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность), сравнивать различные виды декоративно – прикладного искусства, изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

знать известные центры народных художественных ремесел России и своего региона; ведущие художественные музеи России и своего региона;

адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека; распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей); влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте

Календарно-тематическое планирование

2 класс (первый год обучения)

п/п

Дата

Тема

Основное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Количество часов

теория

практика

I четверть – 8 часов

Твой дом. Твоя семья.

1-2

 

Что такое «мордовская народная культура»?

Человек и природа. Постоянный труд и стремление к красоте. Эстетизация быта. Многообразие видов и форм творческой деятельности.

Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи). Развитие восприятия, произвольного внимания, речи, мышления.

1

1

3-4

 

Твой дом. Твоя семья.

Пословицы, поговорки о доме, о семье.

Обустройство русской и мордовской избы. Понимание слова «Семья».Сходство и различия. Сходство и различие пословиц и поговорок.

Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи). Развитие речи, эмоциональной сферы, памяти, развитие творческих способностей

1

1

5-6

 

Традиции моей семьи – мои традиции.

Традиции и обряды, которые соблюдали конкретно в данной семье.

Основные правила поведения в семье, усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в семье,соблюдение семейных традиций и обрядов.

1

1

7-8

 

Загадки о доме, о семье, о предметах быта.

Турнир "загадочников". «Рисование» загадок

Речевая, коммуникативная деятельность, изобразительная деятельность.

1

1

9-10

 

Без хозяина дом сирота. Отец – кормилец дома, защитник дома.

Пословицы, поговорки, поверья, сказки об отце.

Речевая, познавательная, исследовательская деятельность, творческая деятельность. Развитие памяти, эмоциональной сферы. Фотовыставка.

1

1

11-12

 

Мама – заботница, мама – работница.

Пословицы, сказки, легенды, поверья о маме.

Речевая, познавательная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность.

1

1

13-14

 

«Жили – были дед да баба». Хранитель дома – домовой(знакомство с мордовскими поверьями)

Разучивание стихов о бабушке и дедушке. Забавы бабушек для внуков. Песни бабушек для внуков. Бабушкины сказки, легенды, поверья о домовёнке, хранителе очага . Легенды и поверья, связанные с домом.

Речевая, познавательная деятельность, творческая деятельность. Развитие памяти, эмоциональной сферы

1

1

15-16

 

Обобщающий урок –защита проектов«Каково в дому – таково и самому»

Оформление выставки рисунков «Моя семья», подборка фото- и видеоряда о традициях семьи. Выставка лучших «книжек – малышек» с произведениями устного народного творчества. Конкурсы для мам, пап, бабушек и дедушек, проводимые вместе с детьми. Концерт с самостоятельно подготовленными номерами худ самодеятельности от каждой семьи.

Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность. Развитие речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, умения общаться в коллективе сверстников и взрослых. Получение первоначального опыта самореализации в творческой деятельности.

1

1

II четверть – 8 часов

Традиции семьи, традиции народа.

17-18

 

Традиции мордовского народа. Традиции моей семьи – традиции моего мордовского народа.

 

Изучение традиций и обрядов, связанных с традиционными занятиями (земледелием, скотоводством, пчеловодством и др.), семейные (родильные, свадебные, поминальные), церковные.

Изучение мордовского обряда «Тарваз озкс»(Моление серпа)

Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений своего народа: от семью – к народу.

1

1

19-20

 

Кто они мои предки - мордва?

Сведения о язычниках. Принятие мордовским народом православия.

Добывание сведений о язычниках, о принятии православия.

1

1

21-22

 

Мордовские народные песни.

Встреча с коллективом «Пизёлне»(Рябинушка)

Народные песни - их особенности, функции. Слушание и разучивание. Рисунки к текстам песен.

Ознакомление с песенным народным творчеством. Развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы, памяти.

1

1

23-24

 

Боги мордвы

Боги мордвы: Ведь Ава (Богиня Воды),Пакся Ава(Богиня Поля),Мастор Ава (Богиня Земли)…

Речевая, читательская деятельность. Развитие эмоциональной сферы, внимания, слухового и зрительного восприятия, расширение кругозора

1

1

25-26

 

Экскурсия в местный храм Казанской Божией Матери.

История создания храма – исследование.

Ознакомление с историей местного храма.

1

1

27-28

 

Праздники мордовского народа по божественному календарю.

Диалог с настоятелем храма – отцом Александром.

Ознакомление с Христианским Божественным календарём.

1

1

29-30

 

Святой обряд «Крещение младенца».

Таинства крещения.Исследование – крещение в моей семье от поколения в поколение.

Просмотр обряда «Крещения» в храме. (Видеоролик)

1

1

31-32

 

Святой обряд «Причащение».

Исследование –причащение в моей семье.

Просмотр обряда «Причащения» в храме.(Видеоролик)

1

1

III четверть – 10 часов

Праздники светские и духовные.

33-34

 

Праздники светские и духовные. Проектирование.

Разделение праздников светских и духовных. Связующая их нить – традиции народа. Оформление альманаха «Наши любимые праздники»

Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России.

1

1

35-36

 

Семейные праздники: дни рождения, памятные события.

Правила проживания в семье. Современные отношения к родителям.

Сказки о доме, семейных традициях.

Приобретение опыта позитивного взаимодействия в семье. Развития навыков общения в коллективе. Развитие познавательной деятельности.

1

1

37-38

 

Государственные праздники.

Знакомство с символикой России. Знакомство с государственными праздниками – Днём народного единства, Днём Победы и др. Разучивание Гимна РФ.

Получение первоначальных представлений о государственной символике РФ.

1

1

39-40

 

Школьные традиционные праздники. Урок- презентация.

Знакомство традиционными школьными праздниками. День первого звонка, День Учителя, Прощание с Азбукой, Последний звонок. Подборка стихов и песен. Загадки о школе.

Речевая деятельность, коммуникативная, читательская, творческая деятельность.

1

1

41-42

 

Самый главный божественный праздник моего мордовского села – престол.

Исследования о иконе Казанской Божией Матери.

Овладение сведениями о истории иконы Казанской Божией Матери.

1

1

43-44

 

Рождественские святки.

Разучивание колядок, сбор материалов.

Познавательная, речевая деятельность. Получение первоначальных представлений о празднике.

1

1

45-48

 

Масленница.

Сырная неделя.

Традиции и обряды Масленницы. Что означает каждый день Масляничной недели.Блины – символ солнца. Традиция сжигания чучела

Добывание сведений о истории Масленницы.

1

3

49-50

 

Церковный праздник – Пасха. Как празднуют в нашем селе?

Знакомство с одним из главных праздников православной церкви – Пасхой. Библейские легенды. История праздника.Мастер класс- «Расписывание яиц».

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, духовных традициях русского народа. Речевая, творческая деятельность.

1

1

51-52

 

Пасхальные обряды, обычаи, игры и забавы. Урок - игра.

Пасхальный благовест. Знакомство с играми родного края. Разучивание пасхальной игры «Катание яиц».

Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр.

1

1

IV четверть – 8 часов

Народный костюм. Игры моего народа.

53-54

 

Народная одежда. Одежда повседневная и праздничная. Презентация проекта.

Знакомство одеждой своего своего села.. История одежды. Посещение школьного краеведческого музея.

Совершенствование правильного поведения при коллективном посещении общественного места (музея).

1

1

55-56

 

Мордовский мужской национальныйкостюм.

Одежда мордовского народа.

Иллюстрирование костюмов.

Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека. Развитие внимания, эмоциональной сферы, памяти. Коррекция мелкой моторики, развитие творческих способностей. Творческая деятельность.

1

1

57-58

 

Мордовский женский национальный костюм.

Знакомство с мордовским народным костюмом. Головной убор женщин-мордовок. Орнамент, украшающий элементы народного костюма, его символика. Рисование орнамента.

1

1

59-60

 

Декоративно –прикладное искусство мордовского народа.

Ручная работа: вышивание полотенец, занавесок…

Встреча с жителями села.

1

1

61-62

 

Декоративно –прикладное искусство мордовского народа.

Резчики по дереву.

Встреча с жителями села.

1

1

63-64

 

Мордовские народные игры. Обрядовые игры. Урок – игра.

Игры моего народа.

Разучивание народных игр.

Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр.

1

1

65-66

 

Мои достижения.

Творческие проекты «По тропинкам традиций и обрядов»

Работа над исследовательскими проектами.

1

1

67-68

 

Обобщающий урок «Что мы знаем» . Презентация детских проектов.

Исполнение народных песен, игры, исполнение диалоговых потешек, прибауток, небылиц. Конкурс пословиц, скороговорок, загадок…

Исполнение народных песен, игры, исполнение диалоговых потешек, прибауток, небылиц. Конкурс пословиц, скороговорок, загадок…

1

1

Итого – 68 часов

34

34

 

Требования к знаниям и умениям к концу первого года обучения

К концу первого года обучения в кружке «Тропинки традиций и обрядов моего народа " учащиеся должны знать:

- что такое устное народное творчество, загадки, скороговорки, считалки, прибаутки, пословицы и потешки;

- историю возникновения различных праздников;

- традиции и обряды России и родного края;

- особенности одежды мордовского народа;

-особенности декоративно-прикладного искусства родного края.

Учащиеся должны уметь:

- отличать пословицы и поговорки;

- исполнять народную песню;

- проводить русские и мордовские народные игры;

- изображать элементы мордовского национального костюма.

Литература для учителя

1. Обрядово – праздничные традиции в жизни мордовского народа: методический сборник. – Ульяновск: Симбирская книга, 2000.- 80с.

2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции.– СПб.: «Паритет», 2006, - 240 с. + вкл.

3. Мордовские пословицы и поговорки. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1986.-278с. В пер.- 10000 экз.

4. Алтаев А. В дебрях мордвы. – Саранск:- Мордовское книжное издательство.- 1991.- 72с.

5. Миронов Ю. Ю. Главная книга семьи // Дошкольная педагогика – ООО “Детство-пресс” - 2004 - № 5 – 55 с. – 6 – 49 с.

6. Мокшин Н. Мы - мордва! : Рассказы о родном крае и мордовском народе для маленьких читателей – жителей Мордовии и её гостей/ Николай Мокшин. – Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007. – 48 с.: -ил.- (Мой край мордовский.) Науменко Г.М Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами. Всесоюзное издательство «Советский композитор», М.: 1977 – 104 с.

7. Мокшин Н.Боги и сказания мордвы: Рассказы о родном крае и мордовском народе для маленьких читателей – / Н. Мокшин. – Саранск: Изд.центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007. – 48 с.: -ил.-(Мой край мордовский).

8. Корнева Т.А., Шмидт Е.А. Уроки истории в 3-ем классе. (Поурочные разработки). Методическое пособие для учителей начальных классов. Часть I, часть II. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2000.

9. Юрченков В.А. Мокшэрзянь раськенть историязо ды культуразо: общеобразовательной учреждениянь 6-9 классо тонавтницатнень учебнойпособия/В.А.Юрченков, Н.Г.Юрченкова;[переводось Н.В.Коломасовонь, О.Ю.Цыплякововань]; Мордовия Республикань Правительство гуманитарной наукатнень коряс НИИ-сь. – Саранск, 2009. – 168с. – Мордов.- эрзя яз.

10. Волжская радуга. «Мы разные, но мы – вместе!». Сб. ст. – Ульяновск: ООО «Регион- Инвест», 2007.-144с., илл.

11. Науменко Г.М Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами. Всесоюзное издательство «Советский композитор», М.: 1977 – 104 с.

12. Рыбников П.Н. Русские народные былины, песни: Ч. I. – М.: Сов. Россия, 1990. – 176 с. – (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 19)

13. Науменко Г.М.  Игры и игровые припевы. Русский детский игровой фольклор. Книга для учителей и учащихся. Издательство "Просвещение". - М., 1995.

14. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла культура, традиции, технология Издательство «Культура и традиции» Москва 2008 г.– 120с.

15. Тремасов Н.Чудо - веретено. Саранск: Мордовское региональное отделение Общероссийской , общественной организации писателей «Литературный фонд России».-2011.-284с. -300экз.

16. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла культура, традиции, технология Издательство «Культура и традиции» Москва 2008 г.– 120с.

 17. Науменко Г.М. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Всесоюзное издательство "Советский композитор". - М. Вып. V. - 1988.

Источники

1. http://politdozor.ru/objychai-i-traditsii-narodov-povolzhjya-otlichiteljnjye-chertjy-mestjyh-zhiteley.html

2. http://www.www.ddgim.ru/content/index.php/629-2014-12-02-13-37-34

3. http://studopedia.org/1-53141.html

4. http://igraemirastem.ru/vozrast/do5/poslovitsyi-i-pogovorki-o-seme

5. http://allforchildren.ru/kidfun/riddles_homethings.php

6. http://ezosite.ru/unknown/poverie/poverie_703.html

7. http://goloserzi.ru/etnos/traditsii/traditsii/

8. http://www.2rf.ru/rest/10815

Литература для учащихся

1. Обрядово – праздничные традиции в жизни мордовского народа: методический сборник. – Ульяновск: Симбирская книга, 2000.- 80с.

2. Мордовские пословицы и поговорки. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1986.-278с. В пер.- 10000 экз.

3. Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 224 с.

4. Брыжинский А.И. Лисьмаприне. Вишкинетнень туртов хрестоматия (хрестоматия для маленьких).Саранск. Мордовское книжное издательство.1993 – 288с.

 5. Науменко Г.М. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки Составление, запись и обработка Г.М. Науменко. Рисунки Л.Н. Корчемкина. Издательство "Детская литература". - М., 1988, - 208 с.: ил.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.