Рабочая программа по возрождению традиций и обычаев славянского народа (5–9 класс)
Рабочая программа по возрождению традиций и обычаев
славянского народа
для учащихся коррекционной школы – интернат VIII вида
5-9 класс
Содержание программы
Пояснительная записка 3-4 стр.
Задачи программы 5 стр.
Прогнозируемый результат 6 стр.
Тематическое планирование 7-21 стр.
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Требование к знаниям, умениям воспитанников 22 стр.
Условия реализации программы 23-224стр.
Список использованной литературы 25 стр.
Пояснительная записка
В настоящее время в детско – юношеской среде происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которой приходит культ силы, богатства, получение удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, настроений в жизни детей и подростков заключается в незнании ими смысла жизни, умении отделять хорошее от плохого, умение определить нравственные ценности жизни. Оказание помощи воспитанникам в правильном выборе духовно-нравственных ценностей, ориентации на общечеловеческие и национальные ценности, построение такого воспитательного пространства, которое «формировало бы жизненность личности, т.е. способность выживать в условиях нынешней реальности, не деградируя, а, развиваясь в созидательном направлении» (Н.Д. Никандров) являются одним из приоритетных направлений в работе педагога. Сейчас, когда современная цивилизация постепенно разрушает многие культурно-нравственные ценности нашего народа, знание русских традиций дает возможность подрастающему поколению по-новому взглянуть не только на историческое прошлое своих предков, но и очиститься от всего фальшивого.
Исследованием данной проблемы занимались С. Шмаков, Н.И. Дегтярева, М.Н. Матвеева, И.Н. Васильева, Н.П. Горохова, Б.Т. Лихачев. Они, считают, что изучение традиционной народной культуры России в образовательном процессе способствует развитию у детей исторической памяти, их духовно-нравственному воспитанию и формированию эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающей действительности, становлению творческих качеств личности. Б.Т. Лихачев выделяет в качестве актуальной проблемы определение «путей наиболее эффективного и целесообразного внедрения, воплощения идеи народности, национального духа каждого народа, в практику воспитания и образования детей»
В соответствии Концепции модернизации дополнительного образования, целью образования должны стать развитие у воспитанников самостоятельности и способности к самореализации; умение отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности. Базируясь на данное положение, мною составлена модифицированная программа «Традиции и обычаи славянского народа», которая способствует формированию духовно-нравственного самосознания подрастающего поколения, ориентированного на общественные ценности, и формированию глубоких гражданских чувств – любви к Родине, культуре, традициям, истории.
Данная программа призвана обогащать знания, расширять кругозор воспитанников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитывать их на примерах мудрости нашего народа, а также развивать интеллектуальные способности обучаемых, чувство коллективизма.
Без знания основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Все блоки моей программы взаимосвязаны между собой и способствуют реализации поставленной цели.
Особенностью моей разработки является то, что знания носят личностный характер. В процессе занятий каждый воспитанник узнает, что-то новое о традициях славянского народа. В рамках программы идет усвоение элементов народной культуры: музыкального и прикладного творчества, кулинарии. Создаются благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием, духовно- нравственным ценностям и устойчивыми гуманистическими стереотипами поведения.
Основанием для разработки программы послужили следующие документы: Закон РФ «Об образовании»; Конвенция модернизации российского образования; Конституция РФ; Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правах инвалидов.
Цель программы – формирование национального самосознания и развития духовно – нравственных ценностей на основе изучения народных праздников, обрядов и традиций славянского народа.
Задачи программы:
целенаправленно и систематически приобщать воспитанников к истокам народной культуры;
формировать у воспитанников черты русского характера: трудолюбие, честность, смекалку, коллективизм;
формировать у воспитанников знания об истории, культуре славянского народа;
развивать художественный вкус и культуру воспитанников на примерах духовных традиций славянского народа;
совершенствовать организацию досуга, приобщать к художественному творчеству.
Данная программа рассчитана на пять лет (5-9 класс). Занятие проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут. Содержание занятий углубляет и расширяет воспитанников в соответствии с данным возрастом. Для проведения занятий используется различные виды деятельности.
Прогнозируемый результат
повышается уровень знаний и расширение кругозора у воспитанников в области исторического прошлого нашего Отечества
проявляются способности к пониманию, уважению и сопереживанию по отношению чувства других людей, в том числе героям художественных произведений
формируются у воспитанников качества русского характера: трудолюбие, честность, смекалку и коллективизм
возникает интерес у воспитанников о культурном наследии славянского народа
повышаются коммуникабельные навыки и умения
расширяется словарный запас воспитанников
у воспитанников укрепляются способы эффективного взаимодействия с окружающими
Тематическое планирование
5класс
№ |
Мероприятие |
Форма работы |
Примечание |
1. |
Введение в курс |
беседа - ознакомление |
инструктаж, знакомство |
2. |
Устное народное творчество |
беседа - знакомство |
стихи, иллюстрации |
3. |
Русские народные сказки и былины |
беседа - диалог |
народные сказки, былины, иллюстрации, DVD |
4. |
Пословицы и поговорки |
беседа - игра |
русские народные поговорки и пословицы, иллюстрации |
5. |
Загадки |
беседа - информация |
загадки, призы, иллюстрации |
6. |
Семейно-бытовые традиции славянского народа |
беседа - знакомство |
наглядный материал, иллюстрации |
7. |
Народные праздники на Руси |
беседа - знакомство |
наглядный материал, иллюстрации, DVD |
8. |
Былины |
беседа - ознакомление |
народные былины |
9. |
Русские народные песни, частушки |
занятие – праздник «Русские посиделки» |
частушки, песни, народные инструменты |
10. |
Масленичные традиции |
беседа - знакомство |
иллюстрации, наглядный материал |
11. |
Дымковская игрушка |
ознакомление |
иллюстрации, наглядный материал |
12. |
Хохлома |
беседа-знакомство |
иллюстрации, наглядный материал |
13. |
Гжель |
ознакомление |
иллюстрации, наглядный материал, загадки, сказки о народном творчестве |
14. |
Матрешка |
беседа - знакомство |
иллюстрации, наглядный материал, загадки и сказки |
15. |
«Не перевелись еще на Руси мастера…» |
беседа - информация |
иллюстрации, сказки, былины, загадки |
16. |
Деревенские посиделки |
занятие - праздник |
наглядный материал, иллюстрации, песни, загадки |
17. |
Народный календарь |
ознакомление |
иллюстрации, календари |
18. |
Домашний очаг |
беседа - диалог |
наглядный материал, загадки о доме, семье |
19. |
Русская кухня |
беседа - знакомство |
наглядный материал, иллюстрации |
20. |
«Без березы не мыслю России…» |
посиделки |
иллюстрации, загадки, песни о России, березе |
21. |
Рукоделие - вышивка |
ознакомление, практика |
мулине, пяльцы, иллюстрации, наглядный материал |
22. |
Образ жизни и нравственные устои крестьянской семьи |
беседа - информация |
загадки и пословицы о славянской семье, иллюстрации |
23. |
«Лен, ты мой лен….» |
ознакомление |
песни, загадки, иллюстрации |
24. |
Общие истоки русской нации |
беседа - информация |
иллюстрации |
25. |
Поклонение природе у древних славян |
беседа - ознакомление |
наглядный материал, иллюстрации |
26. |
Мифология древних славян |
беседа - знакомство |
иллюстрации |
27. |
Жилище древних славян |
ознакомление |
иллюстрации, загадки |
28. |
Нравственность в русской народной культуре |
беседа - знакомство |
пословицы, поговорки |
29. |
История славянской письменности |
знакомство |
иллюстрации |
30. |
Древнейший памятник русской письменности |
беседа - информация |
наглядный материал, иллюстрации |
31. |
История русского театра |
ознакомление |
наглядный материал, иллюстрации |
32. |
Колорит и орнамент русского народного костюма |
познавательное занятие |
наглядный материал, иллюстрации, народные песни, стихи, загадки |
33. |
Русское ковроткачество |
занятие - ознакомление |
иллюстрации, пословицы и поговорки о труде |
34. |
Гончарное дело |
занятие - информация |
иллюстрации, пословицы и поговорки о труде |
35. |
Посуда славян |
знакомство |
наглядный материал, иллюстрации, пословицы и поговорки о труде |
36. |
Изразцы |
беседа - ознакомление |
иллюстрации, библия |
37. |
Итоговое занятие |
беседа - закрепление |
загадки, сказки, иллюстрации |
6 класс
1. |
Введение |
беседа - ознакомление |
инструктаж |
2. |
Праздник Наума Граммотника |
беседа |
иллюстрации, пословицы |
3. |
Внутреннее убранство избы |
знакомство |
наглядный материал, иллюстрации |
4. |
Красный угол |
беседа - ознакомление |
наглядный материал, иллюстрации |
5. |
На чем спали в старину |
беседа - дискуссия |
иллюстрации, загадки |
6. |
В купеческом доме XVII веке |
беседа - ознакомление |
иллюстрации, загадки, наглядный материал |
7. |
Русский образ жизни |
знакомство |
иллюстрации, загадки, стихи |
8. |
Щи да каша - еда наша |
беседа - дискуссия |
наглядный материал, иллюстрации, поговорки |
9. |
Блины |
знакомство |
наглядный материал, иллюстрации, приметы |
10. |
Сок с росы небесной |
беседа |
иллюстрации |
11. |
И я там был – мед пиво, пил |
беседа - ознакомление |
наглядный материал, иллюстрации, приметы |
12. |
Сбитень на русский лад |
беседа - знакомство |
иллюстрации |
13. |
Русское застолье |
беседа - дискуссия |
наглядный материал, иллюстрации, сказки |
14. |
Пир на весь мир |
ознакомление |
наглядный материал, иллюстрации, загадки |
15. |
Русский чай |
занятие - посиделки |
русские песни, стихи, пословицы, наглядный материал, загадки |
16. |
Одежда в древней Руси |
беседа - ознакомление |
иллюстрации, загадки, стихи |
17. |
Свита – киевский кафтан |
беседа - информация |
иллюстрации |
18. |
Обереги |
знакомство |
приметы, иллюстрации |
19. |
Шейные гривны |
беседа - знакомство |
иллюстрации |
20. |
Украшение и косметика |
беседа - дискуссия |
наглядный материал, иллюстрации, загадки, приметы |
21. |
Девичья краса – длинная коса |
беседа - информация |
ленты, иллюстрации, приметы |
22. |
Головной убор замужней женщины |
беседа - ознакомление |
наглядный материал, иллюстрации, загадки |
23. |
Кика и кокошник |
беседа - знакомство |
иллюстрации |
24. |
Исподнее белье |
ознакомление |
наглядный материал, иллюстрации, загадки |
25. |
Русская женская одежда |
беседа - информация |
наглядный материал, иллюстрации |
26. |
Сарафан и телогрея |
ознакомление |
иллюстрации |
27. |
Колпак и шапка |
беседа - знакомство |
наглядный материал, иллюстрации, загадки |
28. |
Русская мужская одежда |
ознакомление |
наглядный материал, иллюстрации |
29. |
Распоясаться стыдно |
беседа - дискуссия |
иллюстрации |
30. |
Зипун и кафтан |
беседа - информация |
иллюстрации |
31. |
Верхняя накидная одежда |
знакомство |
наглядный материал, иллюстрации |
32. |
Шуба с плеча |
беседа - ознакомление |
наглядный материал, иллюстрации, загадки |
33. |
Что носили на ногах? |
беседа - дискуссия |
иллюстрации |
34. |
По одежке встречают |
беседа |
загадки, иллюстрации, наглядный материал |
35. |
Семейные традиции, обычаи, обряды |
ознакомление |
загадки, иллюстрации, наглядный материал, народные приметы, стихи |
36. |
Истоки русской старины |
знакомство |
загадки, народные приметы |
37. |
Итоговое занятие |
беседа - закрепление |
загадки, сказки, иллюстрации |
7 класс
1. |
Введение |
беседа - ознакомление |
инструктаж |
2. |
Крестины |
беседа - дискуссия |
народные приметы |
3. |
Защита новорожденных |
беседа - знакомство |
народные обряды, стихи, загадки |
4. |
Время свадеб |
информация |
иллюстрации, стихи, народные приметы |
5. |
Возраст вступления в брак на Руси |
беседа - ознакомление |
народные приметы, обряды |
6. |
Запреты на брак на Руси |
беседа - ознакомление |
иллюстрации |
7. |
Воля родителей - закон |
беседа - знакомство |
народные приметы, народные обряды |
8. |
В ожидании сватовства |
беседа - информация |
народные приметы, народные обряды |
9. |
Сватовство |
знакомство |
загадки, народные приметы |
10. |
Смотрины |
ознакомление |
народные приметы, загадки, песни, поговорки |
11. |
Приданое |
беседа - информация |
наглядный материал, иллюстрации |
12. |
Покои невесты |
ознакомление |
наглядный материал, иллюстрации, загадки |
13. |
Свадебный поезд |
беседа - информация |
иллюстрации, загадки, свадебные песни |
14. |
Венчание |
ознакомление |
наглядный материал, иллюстрации |
15. |
Свадебные игры и приметы |
беседа - знакомство |
иллюстрации, народные песни, поговорки |
16. |
Свадебный пир |
беседа - дискуссия |
иллюстрации, народные свадебные игры |
17. |
На второй день свадьбы |
ознакомление |
свадебные игры, песни, иллюстрации |
18. |
Юбилеи свадеб |
беседа - знакомство |
свадебные игры, песни |
19. |
Лекари на Руси |
беседа - знакомство |
народные приметы |
20. |
Баня – мать вторая и лечебный дом |
беседа - дискуссия |
наглядный материал, иллюстрации, приметы |
21. |
В избе древнерусского знахаря |
ознакомление |
наглядный материал, иллюстрации, приметы |
22. |
Народные средства от простуды |
беседа - знакомство |
загадки о лекарственных растениях, иллюстрации |
23. |
Поверья и суеверия |
беседа - информация |
наглядный материал, иллюстрации |
24. |
Банник |
ознакомление |
наглядный материал, иллюстрации |
25. |
Добродушный Водяной |
беседа - знакомство |
сказки, иллюстрации |
26. |
Славянские боги |
беседа - дискуссия |
мифология, иллюстрации |
27 |
Святовид и Перун |
ознакомление |
мифология, иллюстрации |
28. |
Свягор, Хорс, Даждьбог |
беседа - знакомство |
иллюстрации, сказки народов мира |
29. |
Верес и Макошь |
беседа - знакомство |
иллюстрации |
30 |
Ярило и Купало |
беседа - дискуссия |
иллюстрации, сказания |
31. |
Лада, Лень и Жива |
беседа - знакомство |
иллюстрации, народные сказания |
32. |
Смерть, Кощей Бессмертный |
знакомство |
народные сказки, иллюстрации, DVD |
33. |
Черт и Баба Яга |
ознакомление |
народные сказки, иллюстрации, DVD |
34. |
Домовой, Кикимора |
беседа - знакомство |
народные сказки, иллюстрации |
35. |
Леший, Полевик, Полуденница |
информация |
народные сказки, иллюстрации |
36. |
Подведение итогов |
«круглый стол» - посиделки |
стихи, песни, чаепитие |
8 класс
1. |
Введение |
ознакомление |
инструктаж |
2. |
Водяной, Болотник, Русалка |
ознакомление |
иллюстрации, народные сказки |
3. |
Ведьма и Колдун |
беседа - знакомство |
иллюстрации, DVD |
4. |
Скиф, Рус и Словен |
беседа - информация |
иллюстрации, народные сказки |
5. |
Великое переселение народов Восточных славян |
ознакомление |
иллюстрации, отрывки из исторических фильмов |
6. |
Князь Буривой. Кий, Гостомысл |
беседа - знакомство |
иллюстрации, народные сказы |
7. |
Прозвище |
беседа - дискуссия |
приметы |
8. |
Новоселье |
ознакомление |
приметы, иллюстрации, поговорки |
9. |
Народные приметы |
беседа - знакомство |
поговорки, обряды |
10. |
На посадском дворе |
беседа - знакомство |
иллюстрации, |
11. |
Курная изба |
беседа - дискуссия |
иллюстрации, народные приметы |
12. |
Русская печь |
беседа - знакомство |
наглядные материалы, иллюстрации, загадки |
13. |
Домбра и балалайка |
знакомство |
наглядный материал, музыка, иллюстрации |
14. |
Как играли на ложках |
ознакомление |
музыкальное сопровождение, иллюстрации, наглядный материал |
15. |
Рубель и дрова |
беседа - знакомство |
иллюстрации, музыка |
16. |
Веселая русская пляска |
информация |
музыкальное сопровождение |
17. |
Хоровод |
беседа - информация |
иллюстрации |
18. |
Волынка «коза» |
ознакомление |
иллюстрации, наглядный материал |
19. |
Гудок |
беседа - знакомство |
иллюстрации, наглядный материал |
20. |
Танцы и пляски на Руси |
беседа - дискуссия |
музыкальное сопровождение |
21. |
Звончатые гусли |
ознакомление |
иллюстрации, наглядный материал |
22. |
Народная кукольная комедия |
беседа - знакомство |
иллюстрации, стихи, песни |
23. |
Пословица к слову молвится |
беседа - знакомство |
народные пословицы |
24. |
Скоморохи |
беседа - дискуссия |
сюжеты сказок, иллюстрации |
25. |
Гонение на скоморохов |
беседа - знакомство |
иллюстрации, история |
26. |
Музыкальные инструменты медведя |
знакомство |
наглядный материал |
27. |
Медвежий бой |
ознакомление |
иллюстрации, загадки |
28. |
Медвежья комедия |
беседа - знакомство |
народные сказки, иллюстрации |
29. |
Фольклор |
информация |
музыка, пение |
30. |
Русские богатыри. Вольга |
беседа |
народные сказания, иллюстрации |
31. |
Микула Селянинович, Святогор |
беседа - знакомство |
народные легенды, иллюстрации |
32. |
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович |
информация |
народные легенды, иллюстрации |
33. |
Ставр Годинович, Соловей Будимирович |
беседа |
народные легенды, иллюстрации |
34. |
Садко – богатый гость, Василий Буслаевич |
ознакомление |
сказания, иллюстрации |
35. |
Как перевелись богатыри на Руси |
информация - дискуссия |
иллюстрация, сказания, фрагменты видеофильмов |
36. |
Итоговое занятие |
посиделки |
чаепитие |
9 класс
1. |
Введение |
ознакомление |
инструктаж |
2. |
Быт крестьянской и городской семьи |
ознакомление |
наглядные материалы, иллюстрации |
3. |
Девичьи посиделки |
беседа - знакомство |
хороводы, песни |
4. |
Обучение грамоте мальчиков и рукоделию девочек |
беседа - информация |
иллюстрации |
5. |
Письменные принадлежности. Песочница и чернильница |
ознакомление |
наглядность |
6. |
Школы при церквях и монастырях |
беседа - информация |
история, иллюстрации |
7. |
Учебные книги и предметы |
беседа |
наглядность, иллюстрации |
8. |
«Заморское» платье |
ознакомление |
иллюстрации |
9. |
Принудительное бритье бород |
беседа - знакомство |
наглядные материалы |
10. |
Наряды дам, украшения |
беседа - знакомство |
иллюстрации |
11. |
Сложные прически дам |
беседа, практика |
иллюстрации |
12. |
Косметика дам на Руси |
беседа – знакомство, практика |
наглядность |
13. |
Шляпки и перчатки |
знакомство |
иллюстрации, история |
14. |
Шелка и бархат |
ознакомление |
иллюстрации, история |
15. |
Модные туфельки |
беседа - знакомство |
иллюстрации, история |
16. |
Одежда дворян - мужчин |
информация |
история |
17. |
Одежда купчих и мещанок |
беседа - информация |
иллюстрации |
18. |
Быт дворянских семей |
ознакомление |
история, наглядные материалы |
19. |
Балы и праздники |
беседа – знакомство, практика |
музыка |
20. |
Литературно – музыкальные салоны на Руси |
беседа - дискуссия |
стихи, песни |
21. |
Светский этикет |
ознакомление |
иллюстрации, наглядный материал |
22. |
Традиционные званые обеды |
беседа - знакомство |
иллюстрации, наглядный материал |
23. |
Домашние театры |
беседа - знакомство |
иллюстрации |
24. |
Детские балы |
беседа - дискуссия |
музыкальное сопровождение |
25. |
Маскарад |
беседа - знакомство |
иллюстрации костюмов |
26. |
Институт благородных девиц |
знакомство |
наглядность, история |
27. |
Кадетские корпуса для мальчиков |
ознакомление |
наглядность, история |
28. |
Русские народные праздники |
беседа - знакомство |
иллюстрации, наглядный материал |
29. |
Зимушка – зима, Новый год, Рождество |
информация |
история праздников |
30. |
Святки, крещение |
беседа |
иллюстрации, наглядный материал |
31. |
Великий пост, пасха |
беседа - знакомство |
история праздников |
32. |
Троица, Духов день |
информация |
история праздников |
33. |
Русские народные промыслы |
беседа |
история, иллюстрации |
34. |
Жостово, Павловские шали |
ознакомление |
иллюстрации |
35. |
Вятская и Богородская игрушка |
информация |
наглядность |
36. |
Подведение итогов |
посиделки |
чаепитие |
Требования к знаниям и умениям воспитанников
Воспитанники должны знать:
русскую историю и культуру, традиции, обряды, обычаи;
основные народные праздники, обряды и понимать их символическое значение;
русскую кухню;
народный фольклор, народные песни, частушки, танцы, народные игры, забавы.
Воспитанники должны уметь:
рассказывать о нашей истории, традициях и культуре;
петь народные песни, частушки, рассказывать сказки и предания;
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Методическое обеспечение
Народные традиции способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступая важнейшим средством личностного развития. Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-эстетические нормы составляющие основу программы. Занятия объединены общей целью. Каждое занятие имеет свои цели и задачи. В конце каждого занятия используется групповая оценка. Роль педагога – вырабатывать у воспитанников новое историческое сознание, новое понимание исторического процесса, которое должно базироваться на любви к Отечеству, культуре, традициям, религии, людям, раскрывая их роль в истории и жизни человека.
В процессе работы по программе используются следующие методы:
методы стимулирования поведения и деятельности;
методы формирования сознания личности;
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
методы убеждения: словесное объяснение, разъяснение, убеждение;
метод наблюдения;
наглядные видеоматериалы;
рассказ на этическую тему.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
личностно-ориентированный подход;
принцип ориентации воспитанников на общечеловеческие ценности;
принцип эмоционального комфорта;
соблюдение принципа «педагогического сотрудничества» и «педагогической поддержки»;
принцип систематичности, последовательности.
Условия реализации программы
Основным условием реализации программы является сотрудничество воспитанников и педагога при выполнении творческой поисковой деятельности. Занятия проходят с использованием активных методов обучения – «мозговой штурм», дискуссия, моделирование ситуаций. В процессе реализации программы на занятия приглашаются специалисты: педагог – психолог, социальный педагог, учитель истории.
Содержание программы предполагает активное использование средств технического обеспечения, наглядного и дидактического материалов, работа с литературой в соответствии с тематикой программы.
Программа предусматривает использование групповой и индивидуально – коллективной формы организации проведения занятий.
Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, творческое общение.
Индивидуально – коллективная форма предусматривает подачу материала всему коллективу, где есть возможность каждому воспитаннику оценивать самостоятельно свою работу, ее результаты.
Использование игровой деятельности способствует активному вовлечению воспитанников в воспитательный развивающий процесс.
Материал программы основан на современных научных знаниях, изложен в простом и доступном виде, с отражением всего многообразия народного творчества.
Список использованной литературы
Нидерле Л. «Славянские древности» / Пер. с чеш. М.: Наука, 2000 – 528с.
Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. Гл. ред. Бромлей Ю.В. М.: Наука, 1987 – 559с.
Л.Д. Гуткина «Планирование и организация воспитательной работы в школе». – М. – Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
И.Д. Демакова «Воспитательная деятельность педагога// Воспитание школьников» – 2002
В. Бутромеев «Мифы и легенды древних славян». – М.: Вече, 2009
С.М. Соловьев. «Чтения по истории России». Москва Издательство «Правда» 2004 год
И. В. Алферова Смоленск Русич 2002 год
А. В. Хуторской Современная дидактика Санкт-Петербург Издательский дом «Питер» 2001 год
Журнал «Наука и жизнь», № 3, 2004 г. Грехов В.Н., Бледный С.Н. «История России с древнейших времен до начала ХХ века». Учебное пособие - М.: Экслибрис-Пресс, 2004г.
Данилов А.А. «История России с древнейших времен до конца ХVI века»- М.: Просвещение, 2006г.
Ляшевский С. «Русь доисторическая» - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003г.
Преображенский А.А. «История Отечества»: М.: Просвещен