12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мамаева Эльвира Владимировна72 |
Рабочая программа по возрождению традиций и обычаев славянского народа
Рабочая программа по возрождению традиций и обычаев
славянского народа
для учащихся коррекционной школы – интернат VIII вида
5-9 класс
Содержание программы
Пояснительная записка 3-4 стр.
Задачи программы 5 стр.
Прогнозируемый результат 6 стр.
Тематическое планирование 7-21 стр.
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Требование к знаниям, умениям воспитанников 22 стр.
Условия реализации программы 23-224стр.
Список использованной литературы 25 стр.
Пояснительная записка
В настоящее время в детско – юношеской среде происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которой приходит культ силы, богатства, получение удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, настроений в жизни детей и подростков заключается в незнании ими смысла жизни, умении отделять хорошее от плохого, умение определить нравственные ценности жизни. Оказание помощи воспитанникам в правильном выборе духовно-нравственных ценностей, ориентации на общечеловеческие и национальные ценности, построение такого воспитательного пространства, которое «формировало бы жизненность личности, т.е. способность выживать в условиях нынешней реальности, не деградируя, а, развиваясь в созидательном направлении» (Н.Д. Никандров) являются одним из приоритетных направлений в работе педагога. Сейчас, когда современная цивилизация постепенно разрушает многие культурно-нравственные ценности нашего народа, знание русских традиций дает возможность подрастающему поколению по-новому взглянуть не только на историческое прошлое своих предков, но и очиститься от всего фальшивого.
Исследованием данной проблемы занимались С. Шмаков, Н.И. Дегтярева, М.Н. Матвеева, И.Н. Васильева, Н.П. Горохова, Б.Т. Лихачев. Они, считают, что изучение традиционной народной культуры России в образовательном процессе способствует развитию у детей исторической памяти, их духовно-нравственному воспитанию и формированию эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающей действительности, становлению творческих качеств личности. Б.Т. Лихачев выделяет в качестве актуальной проблемы определение «путей наиболее эффективного и целесообразного внедрения, воплощения идеи народности, национального духа каждого народа, в практику воспитания и образования детей»
В соответствии Концепции модернизации дополнительного образования, целью образования должны стать развитие у воспитанников самостоятельности и способности к самореализации; умение отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности. Базируясь на данное положение, мною составлена модифицированная программа «Традиции и обычаи славянского народа», которая способствует формированию духовно-нравственного самосознания подрастающего поколения, ориентированного на общественные ценности, и формированию глубоких гражданских чувств – любви к Родине, культуре, традициям, истории.
Данная программа призвана обогащать знания, расширять кругозор воспитанников в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитывать их на примерах мудрости нашего народа, а также развивать интеллектуальные способности обучаемых, чувство коллективизма.
Без знания основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Все блоки моей программы взаимосвязаны между собой и способствуют реализации поставленной цели.
Особенностью моей разработки является то, что знания носят личностный характер. В процессе занятий каждый воспитанник узнает, что-то новое о традициях славянского народа. В рамках программы идет усвоение элементов народной культуры: музыкального и прикладного творчества, кулинарии. Создаются благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием, духовно- нравственным ценностям и устойчивыми гуманистическими стереотипами поведения.
Основанием для разработки программы послужили следующие документы: Закон РФ «Об образовании»; Конвенция модернизации российского образования; Конституция РФ; Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правах инвалидов.
Цель программы – формирование национального самосознания и развития духовно – нравственных ценностей на основе изучения народных праздников, обрядов и традиций славянского народа.
Задачи программы:
целенаправленно и систематически приобщать воспитанников к истокам народной культуры;
формировать у воспитанников черты русского характера: трудолюбие, честность, смекалку, коллективизм;
формировать у воспитанников знания об истории, культуре славянского народа;
развивать художественный вкус и культуру воспитанников на примерах духовных традиций славянского народа;
совершенствовать организацию досуга, приобщать к художественному творчеству.
Данная программа рассчитана на пять лет (5-9 класс). Занятие проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут. Содержание занятий углубляет и расширяет воспитанников в соответствии с данным возрастом. Для проведения занятий используется различные виды деятельности.
Прогнозируемый результат
повышается уровень знаний и расширение кругозора у воспитанников в области исторического прошлого нашего Отечества
проявляются способности к пониманию, уважению и сопереживанию по отношению чувства других людей, в том числе героям художественных произведений
формируются у воспитанников качества русского характера: трудолюбие, честность, смекалку и коллективизм
возникает интерес у воспитанников о культурном наследии славянского народа
повышаются коммуникабельные навыки и умения
расширяется словарный запас воспитанников
у воспитанников укрепляются способы эффективного взаимодействия с окружающими
Тематическое планирование
5класс
№ | Мероприятие | Форма работы | Примечание |
1. | Введение в курс | беседа - ознакомление | инструктаж, знакомство |
2. | Устное народное творчество | беседа - знакомство | стихи, иллюстрации |
3. | Русские народные сказки и былины | беседа - диалог | народные сказки, былины, иллюстрации, DVD |
4. | Пословицы и поговорки | беседа - игра | русские народные поговорки и пословицы, иллюстрации |
5. | Загадки | беседа - информация | загадки, призы, иллюстрации |
6. | Семейно-бытовые традиции славянского народа | беседа - знакомство | наглядный материал, иллюстрации |
7. | Народные праздники на Руси | беседа - знакомство | наглядный материал, иллюстрации, DVD |
8. | Былины | беседа - ознакомление | народные былины |
9. | Русские народные песни, частушки | занятие – праздник «Русские посиделки» | частушки, песни, народные инструменты |
10. | Масленичные традиции | беседа - знакомство | иллюстрации, наглядный материал |
11. | Дымковская игрушка | ознакомление | иллюстрации, наглядный материал |
12. | Хохлома | беседа-знакомство | иллюстрации, наглядный материал |
13. | Гжель | ознакомление | иллюстрации, наглядный материал, загадки, сказки о народном творчестве |
14. | Матрешка | беседа - знакомство | иллюстрации, наглядный материал, загадки и сказки |
15. | «Не перевелись еще на Руси мастера…» | беседа - информация | иллюстрации, сказки, былины, загадки |
16. | Деревенские посиделки | занятие - праздник | наглядный материал, иллюстрации, песни, загадки |
17. | Народный календарь | ознакомление | иллюстрации, календари |
18. | Домашний очаг | беседа - диалог | наглядный материал, загадки о доме, семье |
19. | Русская кухня | беседа - знакомство | наглядный материал, иллюстрации |
20. | «Без березы не мыслю России…» | посиделки | иллюстрации, загадки, песни о России, березе |
21. | Рукоделие - вышивка | ознакомление, практика | мулине, пяльцы, иллюстрации, наглядный материал |
22. | Образ жизни и нравственные устои крестьянской семьи | беседа - информация | загадки и пословицы о славянской семье, иллюстрации |
23. | «Лен, ты мой лен….» | ознакомление | песни, загадки, иллюстрации |
24. | Общие истоки русской нации | беседа - информация | иллюстрации |
25. | Поклонение природе у древних славян | беседа - ознакомление | наглядный материал, иллюстрации |
26. | Мифология древних славян | беседа - знакомство | иллюстрации |
27. | Жилище древних славян | ознакомление | иллюстрации, загадки |
28. | Нравственность в русской народной культуре | беседа - знакомство | пословицы, поговорки |
29. | История славянской письменности | знакомство | иллюстрации |
30. | Древнейший памятник русской письменности | беседа - информация | наглядный материал, иллюстрации |
31. | История русского театра | ознакомление | наглядный материал, иллюстрации |
32. | Колорит и орнамент русского народного костюма | познавательное занятие | наглядный материал, иллюстрации, народные песни, стихи, загадки |
33. | Русское ковроткачество | занятие - ознакомление | иллюстрации, пословицы и поговорки о труде |
34. | Гончарное дело | занятие - информация | иллюстрации, пословицы и поговорки о труде |
35. | Посуда славян | знакомство | наглядный материал, иллюстрации, пословицы и поговорки о труде |
36. | Изразцы | беседа - ознакомление | иллюстрации, библия |
37. | Итоговое занятие | беседа - закрепление | загадки, сказки, иллюстрации |
6 класс
1. | Введение | беседа - ознакомление | инструктаж |
2. | Праздник Наума Граммотника | беседа | иллюстрации, пословицы |
3. | Внутреннее убранство избы | знакомство | наглядный материал, иллюстрации |
4. | Красный угол | беседа - ознакомление | наглядный материал, иллюстрации |
5. | На чем спали в старину | беседа - дискуссия | иллюстрации, загадки |
6. | В купеческом доме XVII веке | беседа - ознакомление | иллюстрации, загадки, наглядный материал |
7. | Русский образ жизни | знакомство | иллюстрации, загадки, стихи |
8. | Щи да каша - еда наша | беседа - дискуссия | наглядный материал, иллюстрации, поговорки |
9. | Блины | знакомство | наглядный материал, иллюстрации, приметы |
10. | Сок с росы небесной | беседа | иллюстрации |
11. | И я там был – мед пиво, пил | беседа - ознакомление | наглядный материал, иллюстрации, приметы |
12. | Сбитень на русский лад | беседа - знакомство | иллюстрации |
13. | Русское застолье | беседа - дискуссия | наглядный материал, иллюстрации, сказки |
14. | Пир на весь мир | ознакомление | наглядный материал, иллюстрации, загадки |
15. | Русский чай | занятие - посиделки | русские песни, стихи, пословицы, наглядный материал, загадки |
16. | Одежда в древней Руси | беседа - ознакомление | иллюстрации, загадки, стихи |
17. | Свита – киевский кафтан | беседа - информация | иллюстрации |
18. | Обереги | знакомство | приметы, иллюстрации |
19. | Шейные гривны | беседа - знакомство | иллюстрации |
20. | Украшение и косметика | беседа - дискуссия | наглядный материал, иллюстрации, загадки, приметы |
21. | Девичья краса – длинная коса | беседа - информация | ленты, иллюстрации, приметы |
22. | Головной убор замужней женщины | беседа - ознакомление | наглядный материал, иллюстрации, загадки |
23. | Кика и кокошник | беседа - знакомство | иллюстрации |
24. | Исподнее белье | ознакомление | наглядный материал, иллюстрации, загадки |
25. | Русская женская одежда | беседа - информация | наглядный материал, иллюстрации |
26. | Сарафан и телогрея | ознакомление | иллюстрации |
27. | Колпак и шапка | беседа - знакомство | наглядный материал, иллюстрации, загадки |
28. | Русская мужская одежда | ознакомление | наглядный материал, иллюстрации |
29. | Распоясаться стыдно | беседа - дискуссия | иллюстрации |
30. | Зипун и кафтан | беседа - информация | иллюстрации |
31. | Верхняя накидная одежда | знакомство | наглядный материал, иллюстрации |
32. | Шуба с плеча | беседа - ознакомление | наглядный материал, иллюстрации, загадки |
33. | Что носили на ногах? | беседа - дискуссия | иллюстрации |
34. | По одежке встречают | беседа | загадки, иллюстрации, наглядный материал |
35. | Семейные традиции, обычаи, обряды | ознакомление | загадки, иллюстрации, наглядный материал, народные приметы, стихи |
36. | Истоки русской старины | знакомство | загадки, народные приметы |
37. | Итоговое занятие | беседа - закрепление | загадки, сказки, иллюстрации |
7 класс
1. | Введение | беседа - ознакомление | инструктаж |
2. | Крестины | беседа - дискуссия | народные приметы |
3. | Защита новорожденных | беседа - знакомство | народные обряды, стихи, загадки |
4. | Время свадеб | информация | иллюстрации, стихи, народные приметы |
5. | Возраст вступления в брак на Руси | беседа - ознакомление | народные приметы, обряды |
6. | Запреты на брак на Руси | беседа - ознакомление | иллюстрации |
7. | Воля родителей - закон | беседа - знакомство | народные приметы, народные обряды |
8. | В ожидании сватовства | беседа - информация | народные приметы, народные обряды |
9. | Сватовство | знакомство | загадки, народные приметы |
10. | Смотрины | ознакомление | народные приметы, загадки, песни, поговорки |
11. | Приданое | беседа - информация | наглядный материал, иллюстрации |
12. | Покои невесты | ознакомление | наглядный материал, иллюстрации, загадки |
13. | Свадебный поезд | беседа - информация | иллюстрации, загадки, свадебные песни |
14. | Венчание | ознакомление | наглядный материал, иллюстрации |
15. | Свадебные игры и приметы | беседа - знакомство | иллюстрации, народные песни, поговорки |
16. | Свадебный пир | беседа - дискуссия | иллюстрации, народные свадебные игры |
17. | На второй день свадьбы | ознакомление | свадебные игры, песни, иллюстрации |
18. | Юбилеи свадеб | беседа - знакомство | свадебные игры, песни |
19. | Лекари на Руси | беседа - знакомство | народные приметы |
20. | Баня – мать вторая и лечебный дом | беседа - дискуссия | наглядный материал, иллюстрации, приметы |
21. | В избе древнерусского знахаря | ознакомление | наглядный материал, иллюстрации, приметы |
22. | Народные средства от простуды | беседа - знакомство | загадки о лекарственных растениях, иллюстрации |
23. | Поверья и суеверия | беседа - информация | наглядный материал, иллюстрации |
24. | Банник | ознакомление | наглядный материал, иллюстрации |
25. | Добродушный Водяной | беседа - знакомство | сказки, иллюстрации |
26. | Славянские боги | беседа - дискуссия | мифология, иллюстрации |
27 | Святовид и Перун | ознакомление | мифология, иллюстрации |
28. | Свягор, Хорс, Даждьбог | беседа - знакомство | иллюстрации, сказки народов мира |
29. | Верес и Макошь | беседа - знакомство | иллюстрации |
30 | Ярило и Купало | беседа - дискуссия | иллюстрации, сказания |
31. | Лада, Лень и Жива | беседа - знакомство | иллюстрации, народные сказания |
32. | Смерть, Кощей Бессмертный | знакомство | народные сказки, иллюстрации, DVD |
33. | Черт и Баба Яга | ознакомление | народные сказки, иллюстрации, DVD |
34. | Домовой, Кикимора | беседа - знакомство | народные сказки, иллюстрации |
35. | Леший, Полевик, Полуденница | информация | народные сказки, иллюстрации |
36. | Подведение итогов | «круглый стол» - посиделки | стихи, песни, чаепитие |
8 класс
1. | Введение | ознакомление | инструктаж |
2. | Водяной, Болотник, Русалка | ознакомление | иллюстрации, народные сказки |
3. | Ведьма и Колдун | беседа - знакомство | иллюстрации, DVD |
4. | Скиф, Рус и Словен | беседа - информация | иллюстрации, народные сказки |
5. | Великое переселение народов Восточных славян | ознакомление | иллюстрации, отрывки из исторических фильмов |
6. | Князь Буривой. Кий, Гостомысл | беседа - знакомство | иллюстрации, народные сказы |
7. | Прозвище | беседа - дискуссия | приметы |
8. | Новоселье | ознакомление | приметы, иллюстрации, поговорки |
9. | Народные приметы | беседа - знакомство | поговорки, обряды |
10. | На посадском дворе | беседа - знакомство | иллюстрации, |
11. | Курная изба | беседа - дискуссия | иллюстрации, народные приметы |
12. | Русская печь | беседа - знакомство | наглядные материалы, иллюстрации, загадки |
13. | Домбра и балалайка | знакомство | наглядный материал, музыка, иллюстрации |
14. | Как играли на ложках | ознакомление | музыкальное сопровождение, иллюстрации, наглядный материал |
15. | Рубель и дрова | беседа - знакомство | иллюстрации, музыка |
16. | Веселая русская пляска | информация | музыкальное сопровождение |
17. | Хоровод | беседа - информация | иллюстрации |
18. | Волынка «коза» | ознакомление | иллюстрации, наглядный материал |
19. | Гудок | беседа - знакомство | иллюстрации, наглядный материал |
20. | Танцы и пляски на Руси | беседа - дискуссия | музыкальное сопровождение |
21. | Звончатые гусли | ознакомление | иллюстрации, наглядный материал |
22. | Народная кукольная комедия | беседа - знакомство | иллюстрации, стихи, песни |
23. | Пословица к слову молвится | беседа - знакомство | народные пословицы |
24. | Скоморохи | беседа - дискуссия | сюжеты сказок, иллюстрации |
25. | Гонение на скоморохов | беседа - знакомство | иллюстрации, история |
26. | Музыкальные инструменты медведя | знакомство | наглядный материал |
27. | Медвежий бой | ознакомление | иллюстрации, загадки |
28. | Медвежья комедия | беседа - знакомство | народные сказки, иллюстрации |
29. | Фольклор | информация | музыка, пение |
30. | Русские богатыри. Вольга | беседа | народные сказания, иллюстрации |
31. | Микула Селянинович, Святогор | беседа - знакомство | народные легенды, иллюстрации |
32. | Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович | информация | народные легенды, иллюстрации |
33. | Ставр Годинович, Соловей Будимирович | беседа | народные легенды, иллюстрации |
34. | Садко – богатый гость, Василий Буслаевич | ознакомление | сказания, иллюстрации |
35. | Как перевелись богатыри на Руси | информация - дискуссия | иллюстрация, сказания, фрагменты видеофильмов |
36. | Итоговое занятие | посиделки | чаепитие |
9 класс
1. | Введение | ознакомление | инструктаж |
2. | Быт крестьянской и городской семьи | ознакомление | наглядные материалы, иллюстрации |
3. | Девичьи посиделки | беседа - знакомство | хороводы, песни |
4. | Обучение грамоте мальчиков и рукоделию девочек | беседа - информация | иллюстрации |
5. | Письменные принадлежности. Песочница и чернильница | ознакомление | наглядность |
6. | Школы при церквях и монастырях | беседа - информация | история, иллюстрации |
7. | Учебные книги и предметы | беседа | наглядность, иллюстрации |
8. | «Заморское» платье | ознакомление | иллюстрации |
9. | Принудительное бритье бород | беседа - знакомство | наглядные материалы |
10. | Наряды дам, украшения | беседа - знакомство | иллюстрации |
11. | Сложные прически дам | беседа, практика | иллюстрации |
12. | Косметика дам на Руси | беседа – знакомство, практика | наглядность |
13. | Шляпки и перчатки | знакомство | иллюстрации, история |
14. | Шелка и бархат | ознакомление | иллюстрации, история |
15. | Модные туфельки | беседа - знакомство | иллюстрации, история |
16. | Одежда дворян - мужчин | информация | история |
17. | Одежда купчих и мещанок | беседа - информация | иллюстрации |
18. | Быт дворянских семей | ознакомление | история, наглядные материалы |
19. | Балы и праздники | беседа – знакомство, практика | музыка |
20. | Литературно – музыкальные салоны на Руси | беседа - дискуссия | стихи, песни |
21. | Светский этикет | ознакомление | иллюстрации, наглядный материал |
22. | Традиционные званые обеды | беседа - знакомство | иллюстрации, наглядный материал |
23. | Домашние театры | беседа - знакомство | иллюстрации |
24. | Детские балы | беседа - дискуссия | музыкальное сопровождение |
25. | Маскарад | беседа - знакомство | иллюстрации костюмов |
26. | Институт благородных девиц | знакомство | наглядность, история |
27. | Кадетские корпуса для мальчиков | ознакомление | наглядность, история |
28. | Русские народные праздники | беседа - знакомство | иллюстрации, наглядный материал |
29. | Зимушка – зима, Новый год, Рождество | информация | история праздников |
30. | Святки, крещение | беседа | иллюстрации, наглядный материал |
31. | Великий пост, пасха | беседа - знакомство | история праздников |
32. | Троица, Духов день | информация | история праздников |
33. | Русские народные промыслы | беседа | история, иллюстрации |
34. | Жостово, Павловские шали | ознакомление | иллюстрации |
35. | Вятская и Богородская игрушка | информация | наглядность |
36. | Подведение итогов | посиделки | чаепитие |
Требования к знаниям и умениям воспитанников
Воспитанники должны знать:
русскую историю и культуру, традиции, обряды, обычаи;
основные народные праздники, обряды и понимать их символическое значение;
русскую кухню;
народный фольклор, народные песни, частушки, танцы, народные игры, забавы.
Воспитанники должны уметь:
рассказывать о нашей истории, традициях и культуре;
петь народные песни, частушки, рассказывать сказки и предания;
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Методическое обеспечение
Народные традиции способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступая важнейшим средством личностного развития. Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-эстетические нормы составляющие основу программы. Занятия объединены общей целью. Каждое занятие имеет свои цели и задачи. В конце каждого занятия используется групповая оценка. Роль педагога – вырабатывать у воспитанников новое историческое сознание, новое понимание исторического процесса, которое должно базироваться на любви к Отечеству, культуре, традициям, религии, людям, раскрывая их роль в истории и жизни человека.
В процессе работы по программе используются следующие методы:
методы стимулирования поведения и деятельности;
методы формирования сознания личности;
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
методы убеждения: словесное объяснение, разъяснение, убеждение;
метод наблюдения;
наглядные видеоматериалы;
рассказ на этическую тему.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
личностно-ориентированный подход;
принцип ориентации воспитанников на общечеловеческие ценности;
принцип эмоционального комфорта;
соблюдение принципа «педагогического сотрудничества» и «педагогической поддержки»;
принцип систематичности, последовательности.
Условия реализации программы
Основным условием реализации программы является сотрудничество воспитанников и педагога при выполнении творческой поисковой деятельности. Занятия проходят с использованием активных методов обучения – «мозговой штурм», дискуссия, моделирование ситуаций. В процессе реализации программы на занятия приглашаются специалисты: педагог – психолог, социальный педагог, учитель истории.
Содержание программы предполагает активное использование средств технического обеспечения, наглядного и дидактического материалов, работа с литературой в соответствии с тематикой программы.
Программа предусматривает использование групповой и индивидуально – коллективной формы организации проведения занятий.
Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, творческое общение.
Индивидуально – коллективная форма предусматривает подачу материала всему коллективу, где есть возможность каждому воспитаннику оценивать самостоятельно свою работу, ее результаты.
Использование игровой деятельности способствует активному вовлечению воспитанников в воспитательный развивающий процесс.
Материал программы основан на современных научных знаниях, изложен в простом и доступном виде, с отражением всего многообразия народного творчества.
Список использованной литературы
Нидерле Л. «Славянские древности» / Пер. с чеш. М.: Наука, 2000 – 528с.
Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. Гл. ред. Бромлей Ю.В. М.: Наука, 1987 – 559с.
Л.Д. Гуткина «Планирование и организация воспитательной работы в школе». – М. – Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
И.Д. Демакова «Воспитательная деятельность педагога// Воспитание школьников» – 2002
В. Бутромеев «Мифы и легенды древних славян». – М.: Вече, 2009
С.М. Соловьев. «Чтения по истории России». Москва Издательство «Правда» 2004 год
И. В. Алферова Смоленск Русич 2002 год
А. В. Хуторской Современная дидактика Санкт-Петербург Издательский дом «Питер» 2001 год
Журнал «Наука и жизнь», № 3, 2004 г. Грехов В.Н., Бледный С.Н. «История России с древнейших времен до начала ХХ века». Учебное пособие - М.: Экслибрис-Пресс, 2004г.
Данилов А.А. «История России с древнейших времен до конца ХVI века»- М.: Просвещение, 2006г.
Ляшевский С. «Русь доисторическая» - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003г.
Преображенский А.А. «История Отечества»: М.: Просвещен