Обобщающий урок по теме «Анализаторы. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов»
Обобщающий урок по теме «Анализаторы. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов»
Тип урока: систематизации и обобщения изученного материала.
Методы обучения: репродуктивный, исследовательский
Формы контроля: фронтальный опрос, работа с тестами, групповая работа.
Цель: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся об особенностях восприятия человеком окружающей среды с помощью анализаторов.
Задачи:
образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к изменяющимся условиям среды;
Развивающие:
Развивать умения сотрудничества, умения выступать, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать, слушать товарищей. Обеспечить развитие умения планировать свою деятельность, осуществлять взаимоконтроль; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
Развивать гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанными с естественными науками в целом и биологией в том числе, стремление интересоваться естественно научными идеями.
Воспитательные:
формирование добросовестного отношения к труду, проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.
Воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены.
Оборудование: иллюстрации по теме урока, раздаточный материал, учебники.
Ход урока:
(3 мин) Орг. Момент. Постановка целей урока, настрой детей на работу.
Здравствуйте, ребята! В начале нашего урока, я хочу пригласить вас на природу.
Вступительное слово учителя (под музыку):
На протяжении нескольких уроков мы изучаем тему, которая не только интересна, но и важна для повседневной жизни человека. Как сказал великий русский физиолог И.М. Сеченов «Психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения» Сегодня у нас заключительный урок, мы должны многое успеть. Что именно? (ответы учащихся), и сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания о строении, функциях анализаторов, их взаимодействии и роли в жизни человека.
2. Актуализации знаний
Начнем мы с разминки
Задание 1(3 мин): 1) «Инструктаж»: в группе терминов зачеркните лишнее понятие, выделите ключевое и дайте ему определение.
рецепторы
нервы
зона коры полушарий
анализаторы
рефлекс
= Какие вы знаете анализаторы?
Самопроверка (сверяют с ответами на слайде)
Задание 2 (5мин) Даны слова, объедините их: выберите из списка соответствующие прилагательные и существительные, которые характеризуют данные биологические термины..
Биологический термин | Прилагательные | Существительные |
1.Язык | А)Яркий Б)Солнечный В)Темный Г)Горький Д)Тихий Е)Резкий Ж)Острый З)Сладкий | I)Хрусталик II)Перепонка III)Молоточек IV)Сосочек |
2.Зрачок | ||
3.Слуховой проход |
Ответ:
Язык - горький, острый, сладкий, сосочек.
1- Г, Ж, З, IV
Зрачок - хрусталик, солнечный, яркий, темный.
2 – А, Б, В, I
Слуховой проход - перепонка, резкий, тихий, молоточек.
3 – Д, Е, II, III
Делаем вывод (с ошибкой): анализаторы отвечают только лишь на определенный раздражитель, информацию о предмете мы можем получить толь с помощью одного анализатора
Возражения: но все-таки часть информации мы можем получить как благодаря одному, так и благодаря другому анализатору. Какую же информацию мы получаем через органы чувств? (4 мин)
Вывод: благодаря анализаторам возникает целая гамма чувств, целостный образ предмета создается благодаря взаимодействию анализаторов.
Учитель: ребята, как вы считаете, что обычно происходит, если функция какого-либо анализатора нарушается? Могут ли другие анализаторы заменить их функцию?
Если по какой-либо причине, один или несколько органов чувств (анализаторов) пропадает, то другой усиливается. Например, глухонемые люди лучше видят. А у людей, лишенных зрения и слуха, осязание — основной источник информации о внешнем мире.
Итак,
при потере зрения обостряется слух, обоняние и осязание.
Слепоглухонемые по запаху определяют людей и даже названия газет, могут «слушать» музыку поверхностью тела, улавливая вибрацию воздуха.
Это доказывает, что повреждение одного из органов чувств компенсируется за счет других, то есть анализаторы взаимозаменяемы
Каждый из анализаторов несет свою функцию и очень важен для человека, но для людей определенных профессий необходимо, прежде всего, лучшее развитие одного или двух из них. Назовите мне профессии, где для человека очень важен слух (музыканты, певцы, танцоры, врачи, учителя), зрение (водители, программисты, конструкторы), вестибулярный аппарат (космонавты, летчики, моряки, гимнасты),
кожный (портной, столяр), вкус (кулинары, дегустаторы), обоняние (дегустаторы, парфюмеры).
Выполнение лабораторной работы
Тема: «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»
Цель: увидеть иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Оборудование: лист бумаги свернутый в трубочку, карандаш, резиновое кольцо.
Ход работы:
1.Один конец трубки приставьте к правому глазу. Ко второму концу трубки приставьте левую руку так, чтобы трубка лежала между большим и указательным пальцами. Оба глаза открыты и должны смотреть вдаль. Если изображения, полученные в правом и левом глазах, попадут на соответствующие участки коры больших полушарий, возникает иллюзия - «дырка в ладони».
Вывод: Если изображения, полученные в правом и левом глазах попадут на соответствующие участки коры большого мозга, возникнет иллюзия, дырка в ладони.
2.Подушечкой указательного пальца несильно надавите на веко у внешнего края глаза, сместив, таким образом, положение глазного яблока. Наблюдайте раздвоение изображения предметов.
Можно ли цвет описать ощущениями других органов чувств?
Оказывается МОЖНО!
Работа в группах
Задание: подумайте какими чувствами помимо зрения можно описать цвет.
Обсуждение 3 – 4 минуты, после чего каждая группа озвучивает выполненное задание.
Прослушивание звуков и определение цвета, которые они могут обозначать.
4. Подведение итогов урока.
У человека пять основных органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Каждый орган чувств является первым звеном соответствующего анализатора, который состоит из рецепторов, проводящих путей и чувствительных зон коры больших полушарий. Каждый анализатор обладает специфичностью. Он реагирует только на свои раздражители. Анализаторы дополняют друг друга и все вместе дают полные сведения о предмете. Восприятие окружающего мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов!
Повреждение одной из частей анализатора приводит к невозможности различать раздражители!
Повреждение одних органов чувств компенсируется за счёт усиления функций других анализаторов!
Рефлексивно-оценочный этап.
Выставление оценок учащимися самим себе по критериям:
Я на уроке (понял - не понял, остались вопросы)
Я в группе (вклад в работу группы)
Я в классе (мой вклад в общее дело на уроке)