12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кондакова Галина Михайловна2246
Преподаватель химии
Россия, Ростовская обл., Шахты


Пt1698760730aa.jpg лан

проведения открытого урока по предмету «Химия»

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии

Цели урока:

Обучающая:

приведение знаний и умений полученных в процессе изучения курса органической химии в систему.

Развивающая:

Развитие логического мышления, (умения классифицировать, делать правильные умозаключения) как необходимое составляющее, характеризующее наличие необходимого фундамент зрелости мышления.

Развитие памяти, способности проводить аналогию в поставленных задачах, самостоятельности в решении возникающих проблем, монологической речи, самооценки и взаимоконтроля

Воспитывающая:

Формирование культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку

Формирование научного мировоззрения, аккуратности, повышение позитивной самооценки

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: Урок – консультация, химический языковой тренинг


Методическая характеристика урока:

По решению основных дидактических задач: формирование целостной системы знаний по курсу органической химии

По характеру познавательной деятельности: обобщающий, репродуктивный,, инструктивно-практический

Оснащение урока:

Наглядные пособия: справочные таблицы

Лист контроля знаний

Межпредметные связи:

Математика – преобразование математических формул и расчет по ним

Русский язык – принципы построения предложений

Спец предметы – логика в работе бухгалтера

Неорганическая химия: химический язык, алгоритм написании УХР, взаимосвязь строения свойств и применения.

Ход урока:

It1698760730ab.gif

5 минут

Оргмомент урока



II Целевая ориентация


III Формирование навыков умственного труда (33мин)

Номенклатура

Химический язык

УХР

Свойства представителей основных классов органических веществ

Самоконтроль знаний, закрепление умений и навыков взаимоконтроля знаний 5 мин


IV Итог урока (5 мин)


V Домашнее задание (2 мин)












этапы урока

деятельность учителя

деятельность учащихся

результат

I Оргмомент урока



















II Целевая ориентация



















проверяет готовность учащихся к уроку.

а) Мотивация.

С целью психологической настройки учащихся на сотрудничество, проводится оценка настроения с помощью небольшого теста “ мордашки”.

Ребятам предлагается нарисовать улыбку на выданном рисунке: ,t1698760730ac.png если есть желание сотрудничать с учителем на уроке: t1698760730ad.png ; если желания нет, то нарисовать t1698760730ae.png .

Урок проводится с учетом полученных данных от ребят.


б) Постановка целей для уч-ся

Называет тему урока и озвучивает цели, записанные на доске, доказывает необходимость этих знаний и умений для будущей профессиональной деятельности

Химия для будущих бухгалтеров не является профилирующей, однако , с одной стороны, мир окружающий нас наполнен всевозможными различными химическими соединениями, в том числе и относящихся к классу органических. Для того чтобы ориентироваться и легкостью пользоваться благами цивилизации просто необходимо иметь основы химических знаний. А с другой стороны изучение органической химии, как никакой другой предмет позволяет выработать и закрепить навыки логического мышления, умения производить действия по аналогии. А без этих навыков невозможно представить работу современного бухгалтера.

целью сегодняшнего урока является

1 Обобщить знания

химического языка

номенклатуры органических веществ

свойств представителей основных классов органических веществ

2. закрепить умения записи схем УХР.

3 Привести в систему умение классифицировать, делать правильные умозаключения, проводить действия по аналогии

При составлении тестов- достижений, для диагностики уровня усвоения материала по химии, будут использованы следующие типы заданий:

Классификацию (в задачах подобного типа требуется распределить данный набор формул на группы. Особое внимание уделяется умению выбрать обоснование для классифи-кации и построить иерархическую классификационную систему);

Исключение "лишнего" из предложенного набора объектов требуется исключить "лишний" (т.е. формулы, какие-то реакции не образующие с остальными однородную группу);

Установление сходства, аналогии, закономерности, конкретизации понятия (из предъявленного набора формул требуется выбрать те, которые включают необходимые и существенные признаки данного понятия);

Логическое умозаключение (требуется определить истинность и логичность суждения);

Задача на преодоление ригидности (инерционности) мышления. Цель их - формирование у учеников чувства "опасности " при некритическом переносе привычных способов действий на решение новых задач).

Настраивают себя на сотрудничество




оценивают свой настрой на сотрудничество














Восприятие установок преподавателя





















восприятие поставленных преподавателем задач















актуализация навыков логического мышления, умения совершать аналогичные действия полученные на уроках химии (вспоминают подобного рода задания, предлагаемые раннее)
























определен уровень мотивации обучения

















Обозначена тема и цели урока










Усилена мотивация обучения,

обозначена связь с профессией









определен ход работы на уроке










С помощью таких заданий можно контролировать глубину усвоения учебного материала; целенаправленно формировать и тренировать логическое мышление учащихся. Нестандартность тестирующих форм заданий создает благоприятный эмоциональный настрой на уроке.

Такие тесты на, достаточно убедительно демонстрируют возможности активизации учебного процесса с помощью заданий тестового типа. Эти задания следует рассматривать не как противостоящие традиционным методам контроля знаний, а как дополняющие их, вносящие элементы проблемности, эвристичности в процессе обучения.


III Формирование навыков умственного труда


эпиграфом урока мне хочется взять слова Аристотеля “…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…”



















а) Вопросы к классу

Назовите основные классы органических веществ и признаки, по которым вещество можно отнести к тому или иному классу















Озвучьте алгоритм номенклатуры органических веществ



б) Информация учителя

1. Для того чтобы на практике доказать ваши знания номенклатуры органических веществ один учащийся на доске выполняет озвученные действия (называет вещество), а затем каждый учащийся в листке контроля выполняет аналогичные действия

предполагаемый ответ

алканы - общая формула СnН2n +2 имеют все простые связи

алкены- общая формула СnН2n имеют одну двойную связь

алкины- общая формула СnН2n -2 имеют одну тройную связь

диены- общая формула СnН2n -2 имеют две двойные связи

спирты- общая формула

СnН2n +1 ОН имеют гидроксильную группу ОН

альдегиды- общая формула СnН2n +2 СОН имеют группу СОН

кислоты- общая формула

СnН2n +1 СООН имеют карбоксильную группу СООН



предполагаемый ответ

1 одеть скелет

2. выбрать самую длинную цепь,

определить радикалы и назвать их, указав место расположения

3.назвать цепь и указать наличие и расположение кратных связей


один учащийся работает у доски, затем каждый учащийся работает в листке контроля


проводится взаимоконтроль результатов


учащиеся обобщают раннее полученные знания


Развитие устной монологической речи




















обобщаются знания номенклатуры органических веществ

Осуществляется объективный контроль знаний



























































«Всякое вещество от самого простого до самого сложного имеет три различные, но взаимо-связанные стороны: состав, строение, свойства».

Б.М. Кедров








переходим к следующему этапу - закрепим знания химического языка и умения логически мыслить

2. При подготовке к уроку в энциклопедии “Живое право” я обнаружила одну интересную формулу, которая помогает грамотно обосновывать собственное мнение. Формула PRES (Position – Reason – Example – Summary) которая впервые была предложена преподавателями ЮАР. В русском варианте формула эта называется ПОПС и имеет следующую структуру:

Суть каждого элемента

Ключевые слова

П – позиция

О – обоснование

П – пример

С – следствие

Я считаю, что

потому что …

например …

поэтому …

Давайте следующее задание выполним в соответствии с формулой ПОПС.


в) Вопросы к уч-ся

Исключите лишнее:
Ундекан, метан, пропан, гексен, октан





Предлагается следующая цепочка

метанол, додеканол, пропадиол, гексанол

Для контроля ваших навыков логического мышления и знаний номенклатуры органических веществ выполните задания, предложенные на листке контроля

г) Сообщение учителя

Теперь мы закрепим умения общаться на едином, специфическом – химическом языке

Я предлагаю провести химический диктант



Мало уметь назвать вещество или уметь написать его формулу, следует знать свойства этих веществ, то есть быть вооруженными знаниями, что можно ждать от того или другого вещества.

здесь мы применим принцип дедукции - от частного к общему

Вашим домашним заданием было придумать загадку о каком либо органическом веществе, по которой можно судить о свойствах целого класса.

я тоже приготовила такую домашнюю заготовку

Сегодня мы с вами, вспомним детство и послушаем сказку.

В большом царстве углеводородов случилась беда – разорился старый углеводород Гексан. От тоски и безысходности он начал чахнуть и болеть. Ему не могли ничем помочь самые лучшие лекари. И вдруг однажды перед ним оказалась красивая, белолицая девушка, она улыбнулась и сказала: “Не печалься, я помогу тебе вернуть богатство и силы! Я осыплю тебя серебром, только прикажи доставить сюда аммиачный раствор оксида серебра”. Удивился Гексан, но просьбу выполнил. И действительно, через некоторое время посыпались на пол серебряные монеты. От удивления старик даже рот открыл, сказать ничего не может. А девушка продолжает: “Чтобы твои силы восстановились – ешь виноград”. Гексан кое-как вымолвил: “Кто ты? Как тебя зовут?” Девушка ответила, что она его дальняя родственница, поскольку у них одна углеродная цепь, а живет она в царстве кислородсодержащих соединений, и ее имя в переводе с греческого значит “сладкая”. Больше она ничего не сказала, улыбнулась на прощание и исчезла. Только огромное количество серебра убеждало старика в том, что эта встреча была явью, а не сном. А когда старик стал есть виноград, к нему действительно вернулись силы.

Расшифруйте химический смысл этой сказки

предлагаю учащимся зачитать свои домашние заготовки, в случае нехватки времени учащиеся работают попарно, взаимно оценивая друг друга, либо преподавательпроверяет задание во внеурочное время













по таблице знакомятся с русской версией обоснования собственного мнения





















я считаю, что большинство предложенных формул относятся к классу алканов. потому, что имеет суффикс «ан» -например - пропан, ундека, исключение составляет гексен, значит его можно исключить из цепочки (в случае затруднения помогает учитель)






учащиеся самостоятельно проводят логическое заключение

в качестве тренинга учащиеся самостоятельно выполняют аналогичные действия на листке контроля












На листке контроля записывают предложенный учителем химический диктант, используя знания химического языка.


Самопроверка по формулам озвученным учителем и оценивание результатов











слушают сказку и поэтапно «отгадывают» ее химический смысл







































Речь идет о глюкозе, она относится к кислородсодержащим веществам, дает реакцию серебряного зеркала, в результате которой выделяется серебро(записать на доске УХР), глюкоза используется при истощении организма – придает силы. Формула глюкозы С6Н12О6

поэтому она действительно является дальней родственницей гексана, формула которого С6Н14


зачитывают свои загадки





























Активизируется логическое мышление, идет обощение знаний номенклатуры органических веществ







проводится объективный контроль знаний, активизируются умения производить действия по аналогии


проводится объективный контроль знаний
















проверяем исполнительскую дисциплину, способность литературно излагать свои мысли,

В процессе подготовки задания повторяем химические свойства различных классов











эпиграф:

«Силу уму придают упражнения, а не покой» А.Поп


д) Самоконтроль ЗУМ

В русском языке вы изъясняетесь при помощи слов, в химии - при помощи формул. Слова в русском языке слагаются в предложения, в химии – в уравнения химических реакций

Закрепим умения записывать УХР

С4Н9СООН +КОН

учащаяся на доске записывает уравнения хим реакции, «озвучивая» алгоритм действий

С4Н9СООН +КОН С4Н9СООК+ НОН

Реагирует кислота, т.е. идет отщепление Н, он замешается на первый член второго реагента. т.е. на «К»


На листке контроля проводят аналогичные действия.

Проводим взаимоконтроль


IV Итог урока

е) Учитель предлагает заполнить выходную карту Выходная Карта

- Самая «понятая» часть сегодняшнего занятия …


- Самая «проблемная» часть сегодняшнего занятия …


- Проблемы, вопросы, которые я хотел(а) бы обсудить на дополнительном занятии до итоговой контрольной работы по курсу органической химии

Рисуем «рожицу» удовлетворения итогами урока

Учащиеся подсчитывают свои баллы и выставляют отметки


учащиеся подсчитывают свои баллы и выставляют полученную отметку.

формулируют свои и успехи и затруднения

рисуем

проводится объективная оценка готовности учащихся к итоговой к\р

V Домашнее задание

Подготовится к итоговой контрольной работе по курсу органической химии, принимая во внимания результаты полученные на уроке

ликвидация обнаруженных пробелов знаний



Преподаватель химии.____________________________________







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.