Обобщение опыта «Духовно-нравственное воспитание в начальной школе»
Обобщение опыта «Духовно-нравственное воспитание в начальной школе»
учителя начальных классов Первезенцевой Алевтины Валентиновны МОУ СШ № 8 г. Богородицк
Идеологической и методологической основой ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет систему базовых национальных ценностей, современный национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности. Среди базовых национальных ценностей особо выделяются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. Под патриотизмом в Концепции понимается любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, а под гражданственностью - служение Отечеству, жизнь в условиях правового государства и гражданского общества, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Мой опыт работы показывает, что патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество, рассвет. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину в бою, честно работать у станка, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства и дела.
Урочная и внеурочная работа направлена на содействие общему развитию, развитию ума, воли чувств, на личностное становление и общественно-значимую самодеятельность младших школьников.
Работа ведётся в следующих направлениях:
«Я познаю мир»
«Я и мое здоровье»
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью через формирование представлений о ЗОЖ, развитие физических качеств и умений, формирование основ безопасности собственной жизни, обеспечение благоприятного психологического климата
«Я и мои ценности»
Воспитание любви и уважение к семье, как основной ценности; приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; приобщение к общечеловеческим ценностям; воспитание ценностного отношения к труду.
«Я и мои ценности»
Семья
Познавательные беседы о семье
Праздники с участием родителей
Творческие проекты
«Моя семья», «Традиции моей семьи»,«Здравствуй, здравствуй Новый год», «Моя школа»
Альбом
«Наша дружная семья»
Информационный стенд для родителей
Оформление выставок с участием родителей: «Моя мама рукодельница», «Моя любимая игрушка», «Лесная красавица», «Школьные годы чудесные»
Родительские гостиные
«Веселые игры детей и родителей»,
«День Матери»
«Я и мои ценности»
Труд
Беседы о профессиях родителей
Экскурсии по городу
Проектная деятельность
Творческие конкурсы
Чтение художественной литературы, работа с пословицам и поговорками
Трудовые поручения
Взаимопомощь
Ручной труд
Коллективный труд
Хозяйственно-бытовой труд
«Я и моя Родина»
Воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного города, страны, наполнение конкретным содержанием понятий: «малая родина», «родная земля», «Отечество», «родной язык», «моя семья»
Школьный музей им. 10 Армии:
«Москва-столица Росси», «Древняя Русь»,
«Русская изба», «Тула веками оружие ковала»
Праздники посвященные русским обычаям и традициям:
«Масленица», «Проводы зимы», «Рождество», «Русь первозданная»
Совместные праздники с родителями «День Победы», «День защитника Отечества»
Посещение библиотеки
Экскурсии по памятным местам города
Тематические недели «О тебе моя Россия», «Наши защитники»
Просмотр кинофильмов
и презентаций
Встреча с ветеранами и военнослужащими
Посещение краеведческого музея
Уголок «Россия – родина моя»
Проект «Моя Родина Россия»
«Я и моя Родина»
Природа
Участие в конкурсе поделок из природного материала.
Клуб «Мы и окружающий мир»
Участие детей и родителей в акции по защите и охране окружающей среды
Экологическая неделя «Земля наш общий дом»
Просмотр видеофильмов о природе, рассматривание картин и иллюстраций
Знакомство с праздниками «Международный день птиц», «Всемирный день охраны окружающей среды».
Работа над художественным словом.
Уголки «Тайны природы», «Волшебные ручки»
Духовно – нравственный портрет ребенка
Добрый, не причиняющий зла живому
Честный и справедливый
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Творящий и оберегающий красоту мира
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
Смелый и решительный
Свободолюбивый и ответственный
Самостоятельный и законопослушный
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами)
Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Хочется надеяться, что мой скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих учащихся. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что мои ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины.