Статья «Инновации в воспитании. Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

0
0
Материал опубликован 12 December 2017

Тема: « Инновации в воспитании.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников».

 

«Кто идет впереди в знании,

но отстает в нравственности,

тот более идет назад, чем

вперед».

Аристотель

 

         В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско -пионерско-комсомольские традиции. Сегодня  подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания  так актуальна.

       Одним из важнейших элементов нашего бытия, создающих возможность возродить подлинно великую Россию, является школа. Окончив ее, ученики расходятся по разным дорогам, но они должны унести оттуда искру вдохновенной любви к России, ее духу, ее истории.

       Сегодняшняя наша жизнь напоминает блуждание по лесу с надеждой найти выход к людям. Причем заблудились мы все, но выход ищет каждый самостоятельно. Общество все больше расслаивается и крошится, а трудности взаимного непонимания стали нормой.

        Время поставило школу перед необходимостью скорректировать, а в чём-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе.

       Сегодня много говорится о духовно-нравственном воспитании школьника. А что значит духовно-нравственное воспитание? В словаре дается такое толкование: дух - обитатель не вещественного, а существенного мира, бесплотный житель недоступного нам духовного мира.

Есть понятия «Добрый дух», «Злой дух». Добрый дух - это ангел, дух света, чистоты. Злой дух - дух тьмы, нечистый дух. Нравственность - это особая форма сознания и общественных отношений, это способ регулирования поведения человека в обществе.

     Дети младшего школьного возраста активно накапливают нравственный опыт. Систематическое духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка и в дальнейшем обеспечивает его успешное социальное, гармоничное развитие, формирование личности.

В  педагогической работе  выделяются  такие основные цели духовно-нравственного воспитания:

- воспитывать в детях милосердие, сострадание, учить прощать и забывать обиды;

-учить замечать тех, кому сейчас нужна твоя помощь, развивать желание помогать нуждающимся, быть терпимым, толерантным, мирным во взаимоотношениях со всеми;

- формировать основы духовно-нравственной личности, способной общаться и взаимодействовать с внешним миром;

- побуждать девствовать и поступать честно, не на словах, а на деле, в повседневной жизни, избегать зла, зависти, учить довольствоваться и быть благодарным за то, что имеешь;

- способствовать сохранению чистоты и целомудрия.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

-формировать этические и моральные нормы и правила поведения,

-формировать самодисциплину;

- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека;

- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами педагогики и психологии, формировать представление о формах семейного уклада.

     Основной источник нравственного опыта - это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературному чтению  и окружающему миру. В темах эти предметов содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

     Хотя духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке и   сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным,  последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения,  духовной культуры.

     Бесспорно, духовно-нравственное воспитание начинается в семье. Но какой мы видим современную семью? А с кого же, как не с родителей, берут пример дети?

     «Русский без православия  дрянь, а не человек», - писал в свое время Федор Михайлович Достоевский.

     Безусловно, человек ищет в семье свое маленькое земное счастье. Семья является той частицей общества, где закладываются основы нравственности; тем духовным началом, от которого произошли народы и государства!

Но, к сожалению, все больше мы сталкиваемся с детьми, которые напичканы современной ложной информацией о понимании смысла жизни. Дети, которые живут в семьях без нравственных понятий, в социально-сложной среде, относятся к особому риску. Тяжелая ноша ложится на наши плечи в работе именно с такими детьми.

     Мы должны находить способы, как строить свою работу так, чтобы дети учились впитывать, воспринимать только нравственное содержание литературы и всей той информации, которая доходит до ребенка.

     Желательно так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы обеспечить «гармоничное сочетание работы разума и сердца». В.А. Сухомлинский писал:  «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Выводы.

     Младший школьный возраст – оптимальный период  для духовно-нравственного воспитания личности.  Процесс этот нелегкий, длительный, но необходимый.

     Духовно-нравственное воспитание должно быть везде: и на уроках, и на переменах, и на прогулках, и, конечно же, на классных часах, а работать в этом направлении необходимо как с детьми, так и с родителями. Анализ поступков (книжных персонажей и личных), результатов деятельности и отношений к окружающему миру – благодатный материал для данного направления работы. Обязательным условием является ежедневный анализ поступков, которые совершили дети.

     Российской школе нужен человек, одухотворенный идеалами добра и способный противостоять разрушительным идеям. Становится очевидным необходимость возрождения основ великой человеческой нравственности. Основная задача воспитания в Русской школе состоит в том, чтобы ребенок получил доступ  ко всем сферам духовного опыта, чтобы его духовное око открывалось на все значительное и священное в жизни.

     Наиболее эффективным решением проблемы воспитания высоконравственной личности является интеграция учебной и внеучебной деятельности, объединение их в целостный процесс. Только взаимодействие учебных и внеучебных форм работы помогут решить задачу развития интеллекта, мыслительной деятельности, совершенствования всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности, позволяет воспитать яркую личность, способную беречь и приумножать национальное достояние страны. Общее направление этого подхода тонко обозначено у И.А. Ильина: «К технике обучения должно присоединиться искусство воспитания. И самое обучение должно происходить на духовно воспитывающем материале сведений и фактов. Сама идея преподавания должна быть обновлена, а методика обучения должна быть разработана заново».

Комментарии
Комментариев пока нет.