Выступление «Духовно-нравственное воспитание в начальной школе»
Духовно-нравственное воспитание в начальной школе.
Начальная школа – самоценный, принципиально новый период в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией – ролью ученика, школьника.
Возрастает интерес детей к социальному миру, истории, культуре, религии. Младшие школьники вступают в период более широкого освоения духовных ценностей не только русского народа, но и других народов России, разных стран мира. Дети являются членами коллективов, в которых есть представители разных национальностей, конфессий и национальных культур. Они участвуют в традиционных народных праздниках, обрядах, религиозных действиях. Тем самым приобщаются к духовной культуре разных народов.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. Прежде всего изменилась социальная ситуация развития детей.
Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объёма информации, воспринимаемой детьми, порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессистемна, чрезмерна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребёнка, его личностному развитию. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным, развивающим потенциалом информационной среды.
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Невостребованным оказывается богатство мировой культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовно-нравственного опыта от поколения к поколению.
Не случайно Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.
Программа УМК «Планета знаний», по которой я работаю, способствует формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.
Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения.
Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. При работе с пословицами, поговорками объясняется нравственный смысл пословиц и поговорок путём подбора интересных примеров.
Знакомясь с языком, дети входят в мир народной мысли, народной жизни. Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен дети знакомятся с народным творчеством, воспитывается тем самым частичка духовности и нравственности.
Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего мира. Этот предмет как никакой другой погружает детей в мир как малой родины, так и великой страны в целом. Чувство гордости за страну, ее богатства, историю, достижения прослеживается на каждом уроке данной дисциплины.
Огромные возможности для реализации духовно-нравственного развития и воспитания дают занятия курса внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность – творческая среда, которая дает дополнительные возможности для формирования патриотических чувств младших школьников. Воспитание духовности и нравственности прослеживается периодически в каждом курсе внеурочной деятельности.
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Книжкин дом» в нашей школе осуществляется в рамках духовно-нравственного направления.
Курс внеурочной деятельности «Книжкин дом» является актуальным курсом для учащихся начальных классов. Данный курс предполагает формирование осмысленной нравственной позиции, познавательного интереса к художественным произведениям, определение аргументированной личностной оценки в выборе произведений для чтения. Очень важно научить учащихся понимать гуманистические, духовно-нравственные, этические идеалы, отраженные в произведениях художественной литературы. Одним из ведущих направлений является развитие у учащихся потребности в творческом самовыражении посредством овладения навыками смыслового чтения. Курс дает детям уникальную возможность для личностного духовно-нравственного роста и эмоционально-эстетической самореализации на основе прочитанных книг.
Огромные возможности для реализации духовно-нравственного развития и воспитания дают и занятия курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность».
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.
Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Работая над проектами, учащиеся получают представления о способах получения знания, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее. У них формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.
Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Мне хочется остановиться лишь на некоторых направлениях. Это воспитание нравственных чувств и этического сознания, а также формирование ценностного отношения к семье.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека».
Значит, моя задача – привлечь внимание родителей к внутреннему миру собственных детей, к их интересам, проблемам, найти интересное дело, объединяющее детей и взрослых общей заботой и деятельностью.
Именно поэтому большое внимание на протяжении всего периода с первого по четвертый класс я уделяю изучению историй семей. С первого класса начинаю практическую работу по сбору материалов о родословной семьи.
Работая над проектами «Моя родословная», «Я и моя семья», «Традиции моей семьи», каждый ребенок составил рассказ о своей семье. Дети воспользовались фотографиями из семейного альбома и с удовольствием совместно с родителями выполнили большой объем работы. Вместе с родителями они создали герб семьи – объяснили, что обозначает каждый элемент и символ. Представили род по линии матери, род по линии отца, уделили особое внимание значимой личности семьи, включили в проект старые фотографии из семейного архива. Все ученики остались довольны результатом своего труда. Проект «Я и моя семья» был достойно представлен на региональной научно-практической конференции «Старт в науку».
Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Таким образом, воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей духовно-нравственного воспитания. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
В нашем классе учатся ребята из разных сёл. Проживая на территории уникальных мест, дети не только не посещают их, но и мало знают о них. А ведь именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению своего родного края. Значит, моя задача – помочь им в познании своего родного края, привить любовь к своей родине, уважение к ее культуре, чтобы повзрослев, они стали активно участвовать в преобразовании и обновлении своей малой родины.
Именно поэтому я провожу с детьми беседы, классные часы, экскурсии, которые направлены на изучение местных достопримечательностей, истории родного села. Экскурсии в храмы Святой Троицы и Николая Чудотворца в селе Чуфарово, беседа о храме Петра и Павла в заброшенном селе Еделево произвели на детей неизгладимое впечатление. Дети захотели больше узнать об этих храмах. Так появились темы следующих исследовательских проектов.
1. Исследовательский проект «Заброшенный храм».
Объект данного исследования – церковь в селе Еделево. Предметом исследования является изучение исторической судьбы церкви с. Еделево, её архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности.
Цель исследования – получение исторических сведений о прошлом церкви, определение её роли в жизни людей, воспитание патриотизма, чувства любви и уважения к прошлому своего Отечества, народа.
Задачи:
-возродить национальное и духовное самосознание;
-воспитать достойного гражданина и патриота России;
-пробудить интерес к изучению прошлого своего Отечества;
-проанализировать имеющиеся научные источники по изучаемой проблеме исследования;
-разработать план основных мероприятий исследовательской деятельности;
-сформировать фотоотчет по проведенному исследованию.
Для достижения цели исследования были использованы следующие формы и методы исследовательской работы:
-изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, опрос очевидцев;
- знакомство с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала;
- социологический опрос;
- фотосъемка объектов исследования.
Проводя исследование, дети узнали много нового и интересного об исчезнувшем селе Еделево, о том, что полуразрушенный храм Петра и Павла является архитектурным и историческим памятником старины.
В ходе работы над проектом были сделаны следующие выводы:
1. Информация о заброшенных храмах нужна для расширения кругозора.
2. Нужно сохранять и восстанавливать заброшенные храмы, ведь это то, что создали наши предки, это наша история.
3.Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков - одна из сторон нравственной характеристики человека.
2. Исследовательский проект «Экскурсия в храм»
Цель работы: рассказать о православных храмах Святой Троицы и Николая Чудотворца в селе Чуфарово для того, чтобы расширить кругозор, информационные границы культурного и религиозного наследия.
Задачи:
-исследовать храм Святой Троицы, ознакомиться с его архитектурой, росписью;
-ознакомиться с историческими фактами создания храма;
-провести анкетирование среди учащихся четвертых классов с целью узнать, что им известно о православных храмах нашей области;
-ознакомить окружающих с проблемой заброшенных храмов и выяснить, нужно ли сохранять заброшенные храмы и как это сделать.
В работе мы использовали методы практического исследования (экскурсия), методы опроса (анкетирование), методы эмпирического исследования (изучение литературы, беседа, обсуждение)
Во время экскурсии мы с детьми вели фотосъемку. Из этого материала сделали презентацию, который, по нашему мнению, можно использовать на уроках и на классных часах.
3. Исследовательский проект «Моя малая родина»
Цель проекта:
изучение истории малой родины через исследование истории села, в котором я живу.
Задачи:
- ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью родного села;
-найти исторические памятники и достопримечательности своей малой родины;
-собрать материал о малой родине (иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.);
- оформить собранный материал в виде презентации;
-научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.
Проведенная работа способствовала:
- изучению учащимися своих корней, традиций; способствовала познанию себя, своей малой родины, людей;
- формированию у детей уважительного отношения к родному селу;
- возрождению русских традиций;
- укреплению сотрудничества семьи и школы.
В ходе работы над проектом дети сделали фотографии достопримечательностей села и природы нашего родного края. С помощью родителей искали материал в сети Интернет и в различных других источниках. Собранный материал по родному селу оформили в виде презентации, которую можно использовать на уроках и на внеклассных мероприятиях.
Проекты были представлены на научно-практической конференции в начальной школе «Я - исследователь» в марте 2017 года.
Духовно-нравственное воспитание в нашей школе осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах, выставках, конференциях и соревнованиях.
Мы – активные участники районных, областных, всероссийских и международных конкурсов, конференций и олимпиад.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Литература:
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Москва «Просвещение» 2011.
3.Данилюк А.Я. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших
школьников. Методические рекомендации. М.: Просвещение,2011
4.Организация внеурочной деятельности в начальной школе. А.П. Мишина, Н.Г. Шевцова, 2011
5. Примерные программы внеурочной деятельности. В. А. Горский, 2011.