Проектно-исследовательская работа «Духовно нравственное воспитание»
Государственное образовательное автономное учреждение
среднего профессионального образования Ярославской области
Рыбинский педагогический колледж
Выпускная квалификационная работа
ПМ.03 «Педагогика»
Формирование нравственных качеств
Лаврова Анастасии Александровны
Рыбинск
2014
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств у младших школьников ….................................................................................6
1.1 Нравственность как духовность…………………………………………..6
1.2 Нравственные качества младших школьников……………………….....10
1.3 Этапы формирования нравственных качеств младших школьников….14
Глава II. Содержание опытно-практической работы по формированию нравственных качеств у обучающихся 1 «А» класса................................................................................................................24
2.1 Организация опытно-практической работы.............................................24
-
Проведение опытно практической работы..............................................
Анализ опытно-практической работы.....................................................
Заключение.......................................................................................................
Библиографический список ….....................................................................2
Приложение......................................................................................................
Введение
« Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличения числа и разнообразия контактов между людьми, все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Нравственное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Определяющую роль в этом процессе играет социальная среда. Само формирование нравственных качеств происходит в социальной среде, в его реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них выплескивается. »
( Д.А. Костькин )
Во все века люди высоко ценили нравственность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника.
Младший школьник знает доступные его разумению нормы поведения. Эти знания усваиваются в практике общения со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Ребенок знает обязанности и понимает их значение, он может объяснить, почему, для чего и зачем нужно вести себя тем или иным образом. Знание норм поведения само по себе еще не обеспечивает нравственного развития личности. У ребенка в практике общения со взрослыми и сверстниками должны сложиться привычки правильного поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребенок действует, нарушая привычное поведение, у него возникает чувство тревоги, дискомфорта .
Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации ребенка огромна.
Младший школьный возраст - это благоприятный период для усвоения моральных норм, то есть для формирования когнитивного компонента духовно-нравственного становления ребенка, так как для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих.
В рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
При этом учитель должен использовать различные методы.
Проблема: Какие методы воспитания способствуют формированию нравственных качеств у младших школьников?
Объектом исследования является формирование нравственных качеств младших школьников.
Предметом исследования являются методы воспитания способствующие формированию нравственных качеств у младших школьников.
Цель исследования: Изучить процесс формирования нравственных качеств младших школьников.
Для достижения данной цели выделены следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия нравственности как духовности.
Описать нравственные качества младших школьников.
Изучить методы воспитания, способствующие формированию нравственных качеств младших школьников.
Разработать и апробировать серию образовательных событий с целью формирования нравственных качеств у обучающихся 1 «А» класса.
Теоретическую основу исследования составили работы Н.М.Болдырева, А.С.Макаренко, и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития методов воспитания.
Методы исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы.
Беседа с учителем начальных классов
Анализ программы по воспитательной работе младших школьников
диагностики сформированности нравственных качеств у младших школьников
Наблюдение за деятельностью школьников, анкетирование, опрос
Опытное апробирование.
Глава I. Формирование нравственных качеств у младших школьников
1.1 Нравственность как духовность
В современном обществе для успешного развития человека необходимо его системное нравственное воспитание. В системе российского образования должна быть создана целостная сфера нравственного воспитания.
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда имела чрезвычайную значимость; ее, по мнению Н.К. Крупской, необходимо осмыслить как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.[17].
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». [2].
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).» [6].
Даль В.И. толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». [11].
В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь .
С годами понимание нравственности изменилось. У С.И. Ожегова: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». [20].
Билич Г.Л. считает: «Нравственность - это устойчивое объективное понятие, «абсолютная непререкаемая ценность жизни», «абсолютная мораль», фундаментальные законы жизни на которых основаны три великих мировых религий — иудаизм , крестьянство и ислам».[5].
По мнению А. Никонова «Нравственность - это жизненная установка определенного человека, включающая в себя индивидуальные формы поведения в тех или иных ситуациях, ценности, цели, понятия о добре и зле и т. д. в понимании конкретного человека».
Целью формирования нравственного воспитания младших школьников, выражающая его наивысшее предназначение – обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Её отчётливая формулировка встречается уже у философов и педагогов – эпохи Возрождения, но корнями эта цель уходит в античные философские учения. В нашей стране в качестве главной цели учебно – воспитательного процесса традиционно выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве на благо государства. Нравственный подход требует, чтобы в качестве цели рассматривалось создание предпосылок для самореализации личности. Для этого должна быть изменена система ценностных ориентаций и акценты смещены на удовлетворение потребностей личности, создание предпосылок для реализации её потенциала. На сегодняшний день, одна из главных целей современной российской школы – всестороннее развитие личности ребёнка.
Таким образом, изучив работы В.И. Даля, С.И. Ожегова, Г.Л. Биличь можно сделать вывод о том, что нравственность - сугубо индивидуальное понятие, включающее в себя нормы поведения определяемые качествами. Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Нравственное воспитание это одна из главных задач, которую ставит перед собой современная школа, здесь очень важно сформировать глубокую человеческую нравственность. Это воспитание включает в себя формирование у школьников нравственных понятий, суждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам современного общества, направлено на формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать своё поведение с интересами общества .
Нравственность и нравственные отношения – основа бытия и основа развития общества. Нравственное поведение человека зависит от наличия определённых положительных и отрицательных качеств и черт характера.
Положительные (нравственные) качества характера человека (доброта, милосердие, внимание к младшим, старшим, трудолюбие, терпение, честность, справедливость, мужественность и другие) позволяют человеку жить чистой жизнью по законам Бога, чтобы выполнить своё духовное предназначение – Богоуподобление.
Отрицательные (безнравственные) качества характера человека определяют его нравственную неустойчивость, неуверенность в жизни. Такой человек постоянно колеблется в поведении, выборе действия, и может быть искушаем Дьяволом на всякого рода преступления.
Хитрость, жадность, обман, склонность к воровству и другие отрицательные качества, коренящиеся в человеке, толкают его на безнравственные поступки, нарушение законов общества и делают преступником.
Человек, у которого большое количество отрицательных качеств , склонен к их проявлению в определённых жизненных ситуациях. Такой человек становится бездуховным в своей индивидуальности и безнравственным в обществе как личность.
Таким образом, нравственность определяет духовность, а безнравственность – бездуховность. Степень духовности человека определяется наличием у него отрицательных или положительных качеств. Человек, обладающий большим количеством положительных качеств , является в своей индивидуальности духовным, а в общественной жизни личности нравственным. Ему не свойственны ложь, хитрость, обман, жадность, воровство и другие плохие качества. Формирование нравственности начинается в начальной школе и является одной из главных задач, которую ставит перед собой современная школа, здесь очень важно сформировать глубокую человеческую нравственность. При этом учитель должен знать нравственные качества младших школьников.
1.2 Нравственные качества младших школьников
Младший школьный возраст (7—11 лет) не является возрастом решающих сдвигов в развитии личности (каким например является подростковый), тем не менее в этот период достаточно заметно происходит формирование личности. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, поскольку меняется ведущая деятельность. Складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в целую систему коллективов (в общешкольный, классный, в малые группы, в них существующие). По мнению З.Н. Васильевой включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности, другим людям, к учению и связанным с ним обязанностями, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей.[10].
Аналогичной точки зрения придерживается и И.С. Марьенко подчеркивая, что младший школьный возраст - этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте. В этот период закладывается основа становления личностных качеств ученика, складываются механизмы познания им окружающего мира и себя. У младшего школьника возникают следующие психологические новообразования, лежащие в основе формирования его личностного отношения к нравственности, ценностям и поведению в соответствии с ними: повышенная восприимчивость к внешним влияниям; вера в истинность всего чему учат; способность к усвоению образца; становление воли; осознанность; способность оперировать отвлеченными понятиями; способность к внутреннему планированию, руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами и др. Нравственное развитие ребенка в большой мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.[18].
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к IV классу. Моральные знания и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I–II классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь, то учащиеся III–IV классов, помимо опыта собственного поведения (который, естественно, обогащается) и указаний старших (они воспринимаются теперь более осознанно), пытаются анализировать опыт других людей. Дети совершают моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям взрослых, учителя (7–8 лет). И.А. Каирова считает, что ученики III–IV классов в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.[14].
Козлов Э.П. считает, что в младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению.[16].
По мнению С.Л. Рубинштейна младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.[21].
Ребенок не создает нового опыта нравственного поведения, а усваивает тот, который накоплен предыдущими поколениями, но усвоение этого опыта – не пассивный процесс, а активный, творческий. В нравственный опыт постоянно вносятся коррективы и дополнения, поэтому он не всегда является конечным результатом отношений и взаимоотношений, а развивается, находится в движении. В процессе формирования нравственного опыта следует учитывать ценность мотивов, полезность результатов поведения, само действие, его характер, т.е. весь совокупный результат поступка, поведения.
В этом возрасте происходит усвоение моральных норм и правил поведения: ребенок овладевает собственным поведением, более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома, в общественных местах, проявляет повышенное внимание к нравственной стороне поступков, стремится дать поступку нравственную оценку, нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе.
Тем не менее, для младшего школьника характерна неустойчивость нравственного облика: сознательно принимая правила и «обучая» им других, он как бы сам утверждается в том, что действительно соответствует образцу, а при противоречии между образцом и собственным поведением легко утешает себя тем, что он «сделал так случайно». Представление о формальном характере норм и правил препятствует нормальному становлению моральной сферы. Поэтому условием нравственного развития ребенка является знание нравственных норм и понимание их ценности и необходимости .
Вежливость - это самая простая и необходимая форма общения человека с другими людьми. Дети должны хорошо усвоить формы вежливого отношения к разным людям: к родителям и близким, к учителям и другим работникам школы, к незнакомым.
Учащиеся I-III классов не могут сразу усвоить такие общие требования, как «будь вежлив», «веди себя прилично». Ребенок должен сначала узнать, что значит быть вежливым и как надо поступать в целом ряде конкретных случаев. Так, правило «будь вежлив» прежде следует расчленить для младшего школьника на многие отдельные правила: обращайся к взрослым на «вы», называй их по имени и отчеству, уступай им место; не забывай при просьбах говорить «пожалуйста», благодарить за услугу, говорить «спасибо» и т. д.
Младшие школьники нередко считают, что вежливыми они должны быть только со взрослыми, и забывают о правилах культурного поведения при общении со сверстниками. На это следует обращать особое внимание, потому что в подростковом возрасте привить эти навыки и привычки будет намного сложнее.
Система нравственных убеждений складывается иногда всю жизнь, ведь человека можно переубедить, разубедить в том, в чём он, казалось, был уверен.
Таким образом,в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания младшего школьников позволяет сделать нам вывод о том, что основу нравственности составляют нравственные качества младшего школьника, а именно: знание нравственных норм и понятий их ценности и необходимости; понимание норм поведения дома и в общественных местах; стремление дать поступку нравственную оценку; нормы поведения, как внутренние требования к себе; вежливость не только со взрослыми, но и со сверстниками; и т.д.
1.3 Этапы формирования нравственных качеств.
Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека.
Сухомлинский В.А. говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».
Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». [1]. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.
Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.
По мнению Н.И. Болдырева в первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.[8].
Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.
Сегодня значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. И каждый раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство, так как фраза «Все начинается с детства» не только журналистская, публицистическая, она имеет и глубокий научный смысл и обоснование.
Итак, вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами. [8].
Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая - подвижна. На ее содержание оказывает влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.школьник
В практике существуют эффективные методы воспитания, способствующие формированию нравственных качеств младших школьников. По мнению Ю.И. Бабанского весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами.[4].
Овладение нравственными соотносящими действиями приводит к тому, что ребенку становится мучительно осознавать идентичность своих поступков и действий отрицательной модели. Эмоционально негативное отношение к отрицательной модели организует волю ребенка и приводит к стремлению больше соответствовать положительной модели.
Оценка ребенком того или иного персонажа чаще всего опосредована отношением окружающих людей. В процессе общения с близкими взрослыми происходит усвоение первых нравственных эталонов.
Божович Л.И. считает, что следующий метод - это моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.[7].
По мнению Н.В. Архангельского первоначально ребенок поступает нравственно не потому, что осознает общественную значимость выполнения определенных правил, а потому, что у него возникла потребность считаться с мнением и выполнять требования людей, связанных с ним. Если окружающие считаю ребенка хорошим, то есть соответствующим положительному эталону, то тем самым они как бы задают ребенку положительный образ его самого. [3].
Отсюда с одной стороны возникает желание не разрушать этот образ в глазах близких, а с другой – идет присвоение этого образа и осознания через него себя.
Важным методом воспитания нравственных качеств является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, сказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.
Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Содержание воспитательной работы учителя, классного руководителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений.
По мнению Л.Р. Болотиной группа отношений к другим людям предполагает воспитание, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола. [9].
Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых, учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отношение к природе состоит в бережном отношении к ней, в нетерпимом отношении к нарушениям экологических норм и требований. Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества.
Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему.В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Дробницкий О.Г. Считает, что нравственность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми.[13]. Она раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии — умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности — терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Таким образом, воспитание нравственых качеств младших школьников осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений с помощью определенных методов. По мнению К.Д. Ушинского ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Пример нравственного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.[24]. нравственный
Средства нравственного воспитания школьников можно объединить в несколько групп.
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н.С.Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.М.Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В.А.Елисеева, Г.Н.Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно школьнику. Матвеева Л.И. считает, что художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств. [19].
По мнению А.К. Уледова средством нравственного воспитания школьников является собственная деятельность детей: труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения. [22].
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).
Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
Нечаева В.Г. выделяет две группы методов нравственного воспитания младших школьников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у младших школьников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.
Болдырев Н.И. Считает, что классификация, предложенная В.И.Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В.Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания). [8].
Вероятно, можно избрать и другие основания для классификации методов нравственного воспитания, хотя наиболее целесообразна та, которая соответствует его механизму.
Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста - и младенческого, и дошкольного, и школьного;
метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым;
для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства. Например, учитель или воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам для этого хочет использовать метод организации совместной деятельности детей - организовать «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать;
метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;
методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие - большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;
при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;
проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию - от выбранного метода следует отказаться;
-применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем;
-преобладающими в нравственном воспитании младших школьников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Так, обратимся к хорошо известному методу примера взрослого как образца для подражания. Рассчитывать на воздействие этого метода без организации наблюдения, а также практики поведения ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у ребенка;
методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.[8].
Таким образом, учитель использует методы нравственного воспитания младших школьников: многообразные виды деятельности,в различных межличностных отношениях, организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, становление ребенка в условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами, моральное просвещение, метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности; формирование у младших школьников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций) и т.д.
Вывод по I главе:
Таким образом, изучив теоретические основы формирования нравственности у младших школьников можно сделать вывод о том, проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Нравственность определяет духовность, а безнравственность – бездуховность. Степень духовности человека определяется наличием у него отрицательных или положительных качеств. Человек, обладающий большим количеством положительных качеств , является в своей индивидуальности духовным, а в общественной жизни личности нравственным. Ему не свойственны ложь, хитрость, обман, жадность, воровство и другие плохие качества. Формирование нравственности начинается в начальной школе. При этом учитель должен знать нравственные качества младших школьников.
Духовно-нравственное направление ориентировано на духовные ценности, и нравственное поведение являющееся одним из основных показателей уровня развития общества. В современных условиях важно строить воспитание нравственно развитой, эстетически и духовно богатой личности, воздействуя на системообразующую сферу сознания школьника, формируя этические принципы личности, её моральные качества и установки, согласующиеся с нормами и традициями социальной жизни. Содействие развитию устойчивого интереса школьников к кругу проблем, решаемых средствами художественного творчества, и осознания потребностей личности в восприятии и понимании произведений искусства.
Нравственное воспитание это одна из главных задач, которую ставит перед собой современная школа, здесь очень важно сформировать глубокую человеческую нравственность. Это воспитание включает в себя формирование у школьников нравственных понятий, суждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам современного общества, направлено на формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать своё поведение с интересами общества . Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания младшего школьников позволяет сделать нам вывод о том, что основу нравственности составляют нравственные качества младшего школьника, а именно: знание нравственных норм и понятий их ценности и необходимости; понимание норм поведения дома и в общественных местах; стремление дать поступку нравственную оценку; нормы поведения, как внутренние требования к себе; вежливость не только со взрослыми, но и со сверстниками;.
Используемые методы нравственного воспитания младших школьников: многообразные виды деятельности,в различных межличностных отношениях, организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, становление ребенка в условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами, моральное просвещение, метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности; формирование у младших школьников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций) и т. д.
Глава II.
2.1 Содержание опытно-практической работы по формированию нравственных качеств у обучающихся 1 «А» класса.
Для осуществления опытно-практической работы по данной теме базой исследования выбрана МОУ СОШ № 24 им. Б. Руковицина , 1 «А» класс в количестве 31 человека, классный руководитель Солина Неля Васильевна.
Обучение в данной школе ведется по образовательным программам министерства образования. Так же используются программы по воспитательной работе.
Воспитательный процесс осуществляется с помощью различных методик, и современных технологий, согласно требованиям новых ФГОС НОО. В основу этой программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые ценности российского народа. Воспитательно — методическая база находится на хорошем уровне, что позволяет использовать различные способы формирования нравственных качеств у младших школьников.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для разработки и апробирования серии образовательных событий с целью формирования нравственных качеств у обучающихся в 1 «А» классе созданы все условия.
На первом этапе опытно-практической работы использовались следующие методы исследования:
беседа с учителем начальных классов МОУ СОШ №24 города Рыбинска Солиной Нелей Васильевной;
анализ плана воспитательной программы;
анкетирование сформированность нравственных понятий у обучающихся 1 «А» класса;
педагогическая диагностика сформированности нравственных качеств у обучающихся 1 «А» класса.
С целью изучения опыта по формированию нравственных качеств у обучающихся 1 «А» класса и выявлением особенностей сформированности нравственных качеств у младших школьников, проведена беседа с учителем начальных классов МОУ СОШ №24 Солиной Н. В. Вопросы беседы представлены в Прил.1
По мнению Нели Васильевны, задача учителя — воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности и саморегулированию отношений.
Неля Васильевна считает , что сущность нравственности заключается в формировании нравственных качеств. Нравственность это способ поведения человека, его отношение к окружающему, а духовность — это внутренняя мотивация на те или иные действия. Поэтому идет уклон на формирование интелектуальных, эмоциональных качеств, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно — деятельностному взаимодействию с окружающим миром .
Говоря о формировании нравственных качеств у обучающихся 1 «А» класса, Неля Васильевна отмечает, что в младшем школьном возрасте школьники любят подражать и симпатию вызывают смелые и находчивые люди. По мнению Нели Васильевны дети этого возроста сильно верят в добро. Это самый благодатный возраст.
Неля Васильевна так же отмечает, что воспитательная программа составлена так, чтобы формировать различные положительные качества личности.
Важнейшим этапом формирования нравственного воспитания Неля Васильевна считает создание нравственных идеалов, образов нравственного поведения путем этических бесед, воспитания на конкретных людях, выхода в театры и музеи.
Говоря о трудностях формирования нравственных качеств у обучающихся 1 «А» класса, Неля Васильевна отмечает, трудности заключаются в том, что не во всех семьях родители со своей стороны принимают участие в воспитании ребенка. Происходят противоречия в воспитании. Одним из путей преодаления таких трудностей используется работа с родителями, проводятся родительские собрания.
Таким образом , проанализировав ответы учителя, можно сделать вывод о том , что формирование нравственных качеств у младших школьников — это одна из главных задачь классного руководителя, которая должна формировать различные положительные стороны личности. Работа над формированием нравственных качеств у обучающихся 1 «А» класса начитается вместе с основной учебной деятельностью. Для осуществления данной задачи используется план воспитательной работы способствующий созданию образовательных событий с целью формирования нравственных качеств у младших школьников.
Чтобы определить наличие этапов для создания образовательных ситуаций , проведен анализ воспитательной программы. Данная программа имеет богатое содержание идей и мероприятий с детьми, обеспечивающие серии образовательных событий , тем самым и формирование нравственных качеств у младших школьников. Результаты проведения анализа воспитательной программы представлены в Прил.2
В ходе проведения анализа было выявлено , что значительное кол-во мероприятий для 1 класса, позволяет сознать образовательные события с целью формирования нравственных качеств у обучающихся 1 класса.
Особенностью воспитательной программы является то, что при работе над любым мероприятием можно организовать образовательное событие так, что будут формироваться нравственные качества младших школьников, например при проведении мероприятия «Ученик и его семья» принимая участие , реализуются такая задача как, создание условий для духовно-нравственного общения детей и родителей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в воспитательной программе , практически во всех мероприятиях можно организовать образовательное событие с целью формирования нравственных качеств у младших школьников.
Далее проведено анкетирование сформированности у детей «Нравственных понятий» обучающихся 1 «А» класса с целью выявить уровень сформированности нравственных понятий у младших школьников. В анкетировании участвовали обучающиеся 1 «А» класса в количестве 26 человек. С каждым учеником была проведена индивидуальная работа. С разработкой анкеты вы можете ознакомиться в Прил.3
Данная анкета разработана автором Е. М. Бондиной. В данной методике, дано задание на знание нравственных понятий. В ходе анкетирования учащимся было предложено пояснить, как они понимают предъявленные им слова : « добро, мудрость, умеренность, счастье, милосердие, вина, зло, мужество, справедливость, дружба, долг» , ответы которых занимали не более 3 минут. Для осуществления подсчетов данных использовалась диаграмма , так как с ее помощью можно увидеть спень сформированности нравственных понятий у обучающихся 1 класса.
В ходе анкетирования было выяснено , что учащимся проще всего было объяснить , что такое «добро, вина, зло, дружба, счастье, долг». Раскрывая смысл этих слов, дети давали четкие ответы, в них звучали конкретные проявления того или иного понятия. С диаграммой вы можете ознакомиться в прил.4
Труднее детям было объяснить такие понятия как « милосердие, умеренность» . Понимание этих слов было далеко от действительности.
Объяснили все понятия 5 человек : 1 девочка ( Трешкина Елизавета ) и 4 мальчика ( Торицын Игорь, Амелин Арсений, Затевахин Дмитрий, Масляков Константин). Так же можно отметить , что многие из детей были близки к максимальному количесву ответов и не смогли объяснить лишь значение одного из представленных слов. Количественные результаты стартовой диагностики представлены в Прил.5,6
Анализируя результаты анкетирования обучающихся 1 «А» класса, следует сделать вывод , что они достаточно хорошо объясняли данные им слова , многие обучающие приводили много примеров, но достичь максимального количества правильных ответов удалось не всем. В анкетировании так же были выявлены обучающиеся, которые набрали малое количество правильных ответов , многие обучающиеся возможно испытывали стеснение, чувства страха не наблюдалось.
Таким образом , можно сделать вывод о том, что с помощью анкетирования мы выяснили уровень сформированности нравственных понятий у обучающихся 1 «А» класса.
Далее проведена диагностика сформированности нравственных качеств обучающихся 1 «А» класса с целью выявления уровня сформированности нравственных качеств. В диагностике участвовали обучающиеся 1 «А» класса в количестве 28 человек. С каждым учеником была поведен индивидуальный опрос в количестве 10 вопросов. С диагностикой вы можете ознакомиться в Прил.7
Данная диагностика разработана автором Е. Н. Бондиной. В данной методике даны 10 вопросов и 4 варианта ответов направленные на диагностику нравственных качеств. Вопросы составлены на простом языке, в полне понятны детям. Диагностика по данной методике подразумевает 6 положительных и 4 отрицательных вопроса и были заданы в разнобивку. Данная диагностика помогает нам выявить на каком уровне находится обучающийся : высокий уровень, средний уровень, ниже среднего и низкий уровень. Для обработки данных использовался посчет баллов (1-4 балла).
Обрабатывая ответы обучающихся мы выяснили , что на высоком уровне находятся - 2 человека ( Волчуров Алексей, Добринов Алексей), на среднем уровне — 13 человек, ниже среднего уровня — 10 человек, низкий уровень — 3 человека.
Количественные результаты стартовой диагностики представлены в Прил. 8
В ходе диагностики было выявлено, что обучающиеся 1 «А» класса хорошо отвечали на данные им вопросы, так же за обучающимися было замечено, что при ответах дети хотели поставиться себя немного лучше чем они есть на самом деле, но некоторые обучающиеся отвечали на вопросы так, как есть.
Из этого следует, что нравственные качества обучающихся 1 «А» класса проявляюстя по разному, на разных уровнях сформированности нравственных качеств. Некоторые обучающиеся подошли к диагности со спокойствием и равнодушеем, а некоторые были заинтересованы в результате своих ответов и старались ответить лучше всех.
Таким образом, в ходе организации опытно-практической деятельности, можно сделать вывод о том , что организация образовательных событий используется для формирования нравственных качеств обучающихся 1 «А» класса. Данные события предполагают создание условий и реализацию идей по формированию нравственных качеств у младших школьников. Проведение правильно организованных мероприятий вызывает больший интерес у обучающихся, и повышает эффективность формирования нравственных качеств у обучающихся 1 «А» класса.
Библиографический список
1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. - 450 с.
2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 2001 , т.4. - 864 с.
3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1993. - 106 с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1998. - 199 с.
5. Билич Г.Л. Основы валеологии / Г.Л. Билич, Л.В. Назарова. - Спб. : Водолей, 2002. - 560 с.
6. Блауберг И.В. Краткий словарь по философии -М: 2009. - 89 с.
7. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2004. - 214 с.
8. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1998. - 48 с.
9. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2003. - 235 с.
10. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 2004. - 198 с.
11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка- М: 2002, т. 11. - 366 с.
12. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом. Гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 2008. - 78 с.
13. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1997. - 170 с.
14. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 2005. - 113 с.
15. Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания: Автореферат. - Алматы, КазГУ им. С.М. Кирова, 2003. - 257 с.
16. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 2003. - 350 с.
17. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед. соч., в шести томах Т.2. – М.: Просвещение, 2001. - 756 с.
18. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1998. - 205 с.
19. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2001. - 271 с.
20.Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 2005. - 159 с.
21.Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1999. - 283 с.
22. Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1998. - 138 с.
23. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 2006. - 223 с.
24. Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 2005,т.2. - 274 с.