Лэпбук «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Пояснительная записка
Пособие содержит практический материал для проведения занятий с одним ребенком или подгруппой детей на основе «лэпбука» с целью изучения нового и закрепления ранее изученного материала. Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность. Главной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям православной культуры. К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести: познание и прививание православной культуры и традиций; раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов; гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка; формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям; одухотворение жизненного пространства ребенка; защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
В лепбуке собрано несколько игр по духовно-нравственному воспитанию.
1.д/и «Самые знаменитые храмы России»
Цели и задачи: познакомить детей с самыми известными Храмами России;
с особенностями архитектуры; дать представление о различиях соборов и храмов;
расширять словарный запас детей; способствовать развитию образного восприятия Храма; воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым.
Материалы и оборудование: картинки с изображением Храмов, соборов..
Предварительная работа: рассказ воспитателя о храмах, соборах, просмотр картинок.
Ход игры: воспитатель показывает картинки, дети вспоминают названия храма или собора и рассказывают о нем.
2. д/и «Угадай праздник по картинкам»
Цели и задачи: закрепить знания детей о праздниках, их событиях и смыслах; побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии,
воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам.
1.Рождество.
2.Масленица
3.Пасха.
4.Зул
5.Цаган -Сар
Материалы и оборудование: карточки картинки с ассоциативным изображением праздников.
Ход игры: Воспитатель достает одну картинку, а ребенок пытается узнать, что праздник эта картинка обозначает. Если ребенок не справляется, достается вторая картинка, третья. Когда, ребенок отгадал, что за праздник изображен на картинке он рассказывает все, что знает об этом празднике.
3.д/и «Раскрась пасхальное яичко»
Программное содержание:
знакомить детей с православным представлением о пасхальном яичке, как о символе воскрешения Христа, победы жизни над смертью;
поддерживать в детях чувство пасхальной радости;
содействовать формированию привычки следовать праздничным традициям.
Ход игры:
Рассказ воспитателя о пасхальных традициях.
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". Пасха по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством торжеств".
В этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального приветствия: "Христос воскресе! - Воистину воскресе", которыми мы исповедуем веру Воскресение Господа. НаПасху предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза. Традиционно, после окончания богослужения верующие разговляются (т.е. прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой. Раскрашивание пасхального яйца — это самое настоящее искусство.
Рассматривание образцов узоров. Обсуждение выбранных узоров.
Изготовление пасхальных подарков.
Дети прячут изготовленные яички, затем ищут и находят их – кто больше найдет.
выставка готовых работ.
Можно разрезать готовые раскашенные яички а затем предложить детям собрать как пазл яичко.
5.д/и «Вспомни сказку»
Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела.
Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку.
Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.
Оборудование: цветные фишки, картинки героев.
6.д/и «Лабиринт»
Цель:
Развитие логического мышления, зрительного восприятия
Описание: Готовая карта-схема, в уголках которой изображены предметы, живые существа. Читают сказку или стихотворение, после чего просят ребенка помочь найти соответствующую тропинку к цели(ковчег, храм и т.д.)
«Православная азбука»
К каждой букве современной азбуки подобраны пословицы и поговорки, содержащие эту букву и подобраны соответствующие иллюстрации.
«Раскраска»
Раскраска для детей на православную тематику.
«Назови части Храма»
Цель: знакомить детей с внешним устройством Храма;
дать представление о расположении и назначении главных частей Храма; расширять словарный запас детей;
способствовать развитию образного восприятия Храма;
воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым.
Голубчикова Светлана Сергеевна