Обобщение опыта работы по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся»

5
0
Материал опубликован 11 January 2018 в группе

«Инновационные формы методической работы

в условиях внедрения ФГОС»

Обобщение опыта работы по теме

«Формирование духовно – нравственных

ценностей учащихся»

  Мое педагогическое кредо:                                                                                                                                                                          Всегда в делах, всегда в заботах.

                                                             Учить детей – моя работа. 

Актуальность проекта.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В условиях России требование готовности к переменам конкретизируется необходимостью подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Другой общественный фактор, который также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те, кто способен оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения возникающих проблем.

Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения задачи: современный ученик должен комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, необходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются инновационные технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками.

Проблемы и противоречия.

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? Один из предлагаемых путей решения данной проблемы – формирование духовно-нравственной личности. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. Конкурентоспособность

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, школой и государством в целом. Наблюдая за отношениями ребят в нашей школе, заметила, что у достаточно большого количества ребят отсутствуют четкие положительные жизненные ориентиры, ухудшилась морально-нравственная обстановка не только у учеников моего класса, но и у старшеклассников. Заметен спад культурно-досуговой работы с детьми. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня. Такие уроки, как ОРКСЭ, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку способствуют формированию духовно – нравственной личности.  

Сформировать целую мировоззренческую систему ценностей, опираясь только на курс ОРКСЭ у учащихся 11-12 лет невозможно. Эта работа более длительная, она будет продолжена и в среднем, и в старшем звене. Поэтому перед собой я поставила более реальные, узкие цели и задачи.

Главная цель моей работы:

создание условий для развития представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.  

Задачи:

          изучение книги для учителя, книги для родителей «Основы религиозных культур и светской этики 4-5 классы» В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой-М.:Просвещение,2010 справ. материалы для общеобразоват. учреждений [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.]– М.: Просвещение, 2010.

    формирование у учащихся положительной мотивации

    создание комфортных условий обучения;

    применение эффективной методики объяснения (закрепления, отработки и т.д.) нового материала.

Гипотеза: формирование духовно – нравственных ценностей школьников, будет эффективным, если

- во-первых, будет обеспечена интеграция социально-педагогического, образовательно-содержательного и организационно-методического аспектов программы;

- во-вторых, при организации учебной и внеурочной деятельности по развитию личности школьников будут учтены принципы духовно – нравственного воспитания школьников;

- в-третьих, будет обеспечена взаимосвязь работы предметника по ОРКСЭ с классными руководителями школы, родителями, учениками.

Новизна опыта состоит в том, что современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя - поиск средств и методов воспитания духовно-нравственных ценностей учащихся.

Формирование универсальных учебных действий на уроках ОРКСЭ

Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Уроки ОРКСЭ дают большие возможности для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.

Вид УУД

Характеристика УУД

Личностные

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных и межличностных отношениях.

Регулятивные

Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные

Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. 

Коммуникативные

Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Ценностные ориентиры ОРКСЭ

- формирование гражданской идентичности - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремления следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения

- доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать

формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

- формирование установок на здоровый образ жизни

- формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Содержание опыта.

 Учителем курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы светской этики» я работаю с 2012 года по разработанной и утвержденной рабочей программе «Основы религиозной культуры и светской этики» - модуль «Основы светской этики». Как учитель начальных классов и преподаватель данного курса, считаю, что именно на уроках ОРКСЭ вырабатывается иммунитет духовной нравственности подростков.  

Документы министерства образования говорят о том, что данный учебный курс является культурологическим и направленным на развитие у школьников десяти - одиннадцати лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также в своей сопричастности к ней.

  Являюсь постоянным читателем методической газеты «Начальная школа» издательского дома «1сентября», научно-методического журнала «Начальная школа».  С развитием информационных технологий использую информацию сети Интернет. Постоянно пользуюсь опытом коллег, размещённым на сайтах: Сеть творческих учителей, www.4stupeni.ru, www.openclasse.ru,, www.metod-kopilka.ru и др. В мае 2012 году в СИПКРО прошла курсы в объеме 72 часа « Основы религиозных культур и светской этики», получила удостоверение, в июне 2016 года - повторные курсы в объёме 80 часов.  

   В качестве обмена опытом участвую в работе школьного педагогического совета, МО учителей начальных классов, принимаю активное участие в проведении круглых столов по курсу ОРКСЭ, обсуждении проблем обучения и воспитания на уровне района, области.

В своей работе, решая поставленные задачи, я использую разнообразные формы и методы:

    метод моральных дилемм и дискуссий

    эвристические беседы

    проектирование

    уроки – экскурсии

    деловые и ролевые игры

    различные викторины и другие конкурсные события

    творческие мастерские

    использование информационно-коммуникационных технологий

Формы работы:

- коллективная

- групповая

- индивидуальная

Основные принципы, которых я придерживаюсь:

    сформированность у учащихся общественно значимых ценностных ориентаций в деятельности, социальных мотивов общения и поведения, активной жизненной позиции, потребность в самовоспитании.

    в центре обсуждения должна быть понятная (близкая, повседневная) проблемная ситуация;

    высказаться может каждый;

    нет неправильных мнений;

    свою точку зрения надо доказать;

    ребёнок имеет право поменять свою точку зрения в ходе обсуждения.

    принцип здоровьесбережения.

Овладение духовно-нравственными ценностями учащимися возможно при соблюдении целого ряда требований:

1. Дидактические требования

    Чёткое формирование воспитательных задач

    Определение оптимального содержания урока

    Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний

    Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля

    Реализация на уроке всех дидактических принципов.

2. Психологические требования

    Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения

    Особенности самоорганизации учителя

    Организация познавательной деятельности

    Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений

    Организованность учащихся

    Учёт возрастных особенностей

3. Требования к технике проведения урока

    Урок должен быть эмоциональный

    Темы и ритм урока должен быть оптимальным

    Полный контакт учителя и учащихся.

    Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.

    Смена видов деятельности

    Обеспечение активного учения каждого ученика.

4. Требования к гигиене урока

    Температурный режим

    Проветривание

    Освещение

    Предупреждение утомления

    Чередование видов деятельности

    Физкультминутка

    Правильная рабочая поза учащихся.

    Соответствие роста школьной мебели.

Различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения, эмоциональные паузы позволяют сделать каждое из занятий особенным, интересным и неожиданным.

Вместе с этим, использую различные игровые методики. Стараюсь проявлять творчество при составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использовать ресурсы интернет, где нахожу необходимые песни, репродукции, мультфильмы. Постоянно использую компьютер, так как на каждом уроке работаем с диском к учебнику, составляю презентации с новыми терминами, иллюстрации к текстам учебника. Мои ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующий. В процессе дискуссий каждый высказывает ценностные суждения, выдвигает собственное обоснование тех или иных норм действия, делится своими представлениями о добре и зле, о должном и недолжном. Этому способствуют и совместные игры, групповые задания, творческие работы, эмоциональные паузы. Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрываются, т.к речь идет не об абстракциях, а о вполне обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были.

Дети часто задают каверзные вопросы. Это очень подстегивает, заставляет самосовершенствоваться. Хочу отметить, что для меня многие факты из этого курса стали открытием. Очень важно учесть возрастные особенности ребят.

  Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Например, на уроке «Альтруизм и эгоизм» некоторые ребята возмутились оказанию помощи человеку, который тебя обидел. Они бурно выражали свое несогласие покорно переносить обиды. На занятии возникла проблемная ситуация: как быть? Каким быть? В ходе самостоятельного поиска родилась мысль: месть ожесточает и опустошает человека. Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Это очень подстегивает, заставляет меня самосовершенствоваться. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительнаяия мотивация. Диалог с детьми я стараюсь строить через реализацию их активности, инициативы, самостоятельности. Ребёнок должен чувствовать, что его опыт (в семье, на улице, в школе) важен, интересен. И неважно: положительный это опыт или отрицательный.

Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на котором мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители положительно поддержали введение нового учебного курса. При заполнении заявлений на изучение одного из модулей курса, все родители обучающихся 100% изъявили желание, чтобы их ребенок изучал модуль «Основы светской этики». Родительские собрания, книги для родителей, беседы с учителем о данном курсе, развеяли сомнения. Постоянно приглашаю родителей на свои уроки, провожу консультации. Родители получают возможность познакомиться с учебниками, по которым обучаются их дети, активно помогают своим детям готовить домашние задания, создают вместе с детьми небольшие презентации, проекты к урокам. После каждого урока многие дети делятся дома информацией, сразу готовят домашнее задание, рисуют, читают книги.

Результативность опыта.

Последним шагом в изучении данного модуля стало создание каждым учащимся своей собственной презентации на выбранную тему.

Итоговые проекты стали для меня некой детской рефлексией. Дети самостоятельно выбирали тему, которая их заинтересовала, над которой они хотели бы поработать ещё потому, что она им близка, понятна, есть что рассказать, чем поделиться. В моих классах были выбраны следующие темы итоговых мероприятий: «Вместе весело шагать» (дружба), «Что в имени тебе моем», «Моя родословная», в виде презентаций, газет с фотографиями, поделок, сделанными руками детей и родителями.

Результатом моей работы по данному курсу стало также обогащение детей за счет личностных, метапредметных и предметных УУД.

В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной;

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Выводы.

Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Нравственная культура необходима каждому человеку.

Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Я – не исключение. Постоянно занимаюсь повышением профессионального уровня через изучение специальной литературы, периодической печати, посещения школьной и районной библиотеки с целью ознакомления с последними изданиями моего профиля. Изучая опыт учителей школы, района, области имею возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. 

Но проблем остается еще много. Среди учеников есть такие, кто, отвечая на уроке правильно, отличая нравственные и безнравственные поступки людей, в реальной жизни не всегда поступают должным образом. В дальнейшем хочется поставить такие цели и задачи, чтобы изучая этот курс, ребята и в реальной жизни были по - настоящему порядочными людьми. Современная школа не стоит на месте, а вместе с ней совершенствуемся и мы. Поэтому одной из главных задач на ближайшее время для меня остается изучение возможности интерактивных, инновационных технологий в целях повышения эффективности учебного процесса. Проанализировав свою работу за предыдущий год, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребенка».

Данный опыт работы может быть использован педагогами школы
1 ступени любого общеобразовательного учреждения на уроках, педагогическая деятельность которых направлена на формирование духовно-нравственных ценностей учащихся.

Закончить хочу высказыванием В.А.Сухомлинского: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…!»

Список используемой литературы.

-Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2010.

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.

- Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди - и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО Издательство «Просвещение» 2010.

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.- Черемисина, В.Г. - Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

14

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации