Обобщение опыта работы «Создание кружка по ознакомлению с нетрадиционными видами изобразительной деятельности в компенсирующей группе для детей с ДЦП»

0
0
Материал опубликован 12 September























Обобщение опыта работы «Создание кружка по ознакомлению с нетрадиционными видами изобразительной деятельности в компенсирующей группе для детей с ДЦП»























Романова О.Н.

Воспитатель высшей категории

компенсирующей группы для детей с ДЦП

МБДОУ№9, г. Миасс

Часть 1. Теоретическое обоснование необходимости создания кружка по ознакомлению с нетрадиционными видами изобразительной деятельности в компенсирующей группе для детей с ДЦП

Детский церебрaльный пaрaлич (ДЦП) - это сложнaя пaтология рaзвития, обусловленная оргaническим поражением двигательных отделов центрaльной нервной системы. Проблема коррекционно-педагогической работы с детьми ДЦП рассмотрена в работах: Архиповой Е.Ф. (1989), Бадалян Л.О., Журбы Л.Т., Тимониной О.В. (1989), Мастюковой Е.М. (1987), Даниловой Л.А. (1997).

Один из признаков ДЦП - задержка и нарушение развития кинестетического анализатора, то есть мышечно-суставного и тактильного чувства.  Это означает, что дети без зрительного контроля не могут определить направление движений пальцев рук и их положение в пространстве. Часто присутствует астереогноз – когда ребенок с трудом узнает предмет на ощупь. У детей слабо развито осязание, манипулирование с предметами, действенное познание. Большой процент детей с ДЦП имеет проблемы с восприятием пространственных взаимоотношений.

Трудности возникают с конструированием по образцу (составить композицию при создании аппликации, собрать картинку из частей, счетных палочек, поделку из конструктора). У них нарушен целостный образ предметов. Свойственны этим детям и оптико-пространственные нарушения. Это означает, что детям трудно рисовать. Чaсто вырaжена недостaточность фонемaтического восприятия, стереогнозa, всех видов прaксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных движений).

Между тем, формирование общей моторики тесно связано с развитием функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Чтобы ребенок правильно воспринимал окружающий мир и имел возможность познавательной деятельности, ему необходимы навыки захвата предметов, манипуляции и предметные действия с ними. Тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук. Таким образом, тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и развитие психики и речи. В свою очередь, формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентации, координации движений.

Мы работаем именно с такими детьми, в нашем дошкольном учреждении функционирует группа компенсирующей направленности, где воспитываются дети с ДЦП. Наши основные задачи – социальная адаптация детей, оказание педагогической, логопедической, психологической помощи. Мы поняли, что интеграция изобразительной деятельности с другими видами деятельности заинтересует наших детей и облегчит нам решение этих задач. Дети с ДЦП, как и их ровесники без такого заболевания, проявляют интерес к художественной деятельности – ведь для них это наиболее доступное занятие.

Но тут мы столкнулись с проблемой – общепринятые способы рисования не давали должного эффекта. Двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия приводили к тому, что их рисунки были непривлекательны, а ведь рисование графических форм и раскрашивание требовали от них существенных и длительных усилий. Так как захват предметов и удерживание их в руке затруднено, детям с ДЦП сложно рисовать карандашами. Графическая деятельность часто сводилась к доизобразительному черканию. Дети выходили за пределы листа бумаги, зачастую даже не пытались воспроизводить графические формы, не могли верно рассчитать силу нажима, прорывали листы бумаги. Естественным следствием стало то, что несоответствие затраченных сил и полученного непривлекательного результата ослабляли интерес наших воспитанников к художественной деятельности.

Нам не хотелось этого допускать, так как сoвременные психолoгo-педагoгические исследования свидетельствуют, что изoбразительная деятельнoсть является важным фактором развития личности ребенка. Она предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков и т.д. (Жукова О., 2009, с.38). Изобрaзительная деятельность способствует не только эстетическому и нрaвственному воспитaнию, рaсширению кругозора, но и умственному рaзвитию. Зaнятие творчеством aктивизируют сенсорное рaзвитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формировaние речи, игры, помогaют ребенку подготовиться к школьному обучению.  

Тогда мы выдвинули гипотезу – чтобы сохранить интерес к изобразительной деятельности у детей с ДЦП, мы должны прибегнуть к нетрадиционным видам художественного творчества. Это могло бы помочь нам решить следующие задачи:

- повысить привлекательность продуктов детского творчества, минимизировав усилия, необходимые для их производства;

- развивать мелкую моторику;

- развивать пространственную ориентацию;

- интегрировать рисование с другими видами деятельности, чтобы повысить знания детей об окружающем мире, социализацию наших воспитанников. Последняя задача особенно важна, в связи с тем, что дети с ДЦП зачастую ограничены в общении и передвижении.

Мы решили открыть в нашей группе кружок «Волшебные краски», где знакомили детей с различными видами изобразительной деятельности. Мы посчитали, что нетипичные формы занятий помогут нам реализовать идею обучения без принуждения, позволят развивать детей при выполнении тех заданий, которые им искренне интересны. Продукты творчества, привлекательные для самих создателей и их родителей, могли бы придать детям уверенность в своих силах, поставить их в позицию творца. Если создать условия, при которых ребенок захочет творить и будет уверен в своих силах, то можно раскрыть его креативность, творческие наклонности. Новые подходы раскрепощают детей.

Работу по приобщению детей к нетрадиционному художественному творчеству мы проводили на основе дидактических принципов:

- принцип связи с жизненным опытом;

- принцип доступности;

-принцип гуманности;

- принцип поэтапности;

- принцип наглядности;

- принцип интеграции

- принцип научности.

Часть 2. Этапы работы по созданию кружка

«Волшебные краски»

Первым этапом нашей работы стало внесение в предметно-развивающую среду группы пособий и материалов, которые привлекли бы детей к выбранной нами теме, заинтересовали и стимулировали активную деятельность. Естественно, изменения в первую очередь коснулись центра изобразительной деятельности. Оформление этого центра для детей с ДЦП потребовало от нас особого подхода, где ключевыми факторами стали безопасность, доступность и стимуляция интереса. Мы разместили его в удобном месте, в шаговой доступности к столам, что важно для наших детей. Открытый стеллаж с материалами в прозрачных контейнерах был всегда на виду и в легком доступе.

При оформлении центра мы руководствовались следующими принципами:

- структурированность: у каждого предмета есть свое место, пространство понятно и предсказуемо;

- минимизация отвлекающих факторов;

- доступная демонстрация – в приемной мы оформили место, где работы детей были выставлены на уровне их глаз, что важно для формирования самооценки;

- хорошее освещение;

- доступность.

Дети самостоятельно могли пользоваться всеми материалами как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. В соостветствии с сезонностью и темами недели материал менялся и обновлялся. Осенью, например, особой популярностью пользовались разноцветные листья, травинки, шишки, а летом детям нравилось рисовать на ракушках или плоских камнях.

Кроме того, центр изобразительной деятельности мы обогатили тактильными материалами разной фактуры, с целью привлечь к нему внимание детей. Это, например, были крупные пайетки, различная тесьма, блестки, крупы, макароны, ткань, пуговицы, фольга, шерстяные нитки, желуди и многое другое.

Материалы и инструменты были адаптированы для детей с ДЦП. Так, например, кисти мы использовали утолщенные, потому что их легче обхватить пальцами. Первое время вместо карандашей пользовались укороченными восковыми мелками – детям их легче контролировать, и правильный захват укороченного карандаша происходит автоматически. Далее мы перешли на треугольные карандаши и пользовались специальными насадками. Так же на первое время мы предпочли пользоваться гуашью, а не акварелью. Гуашь лучше подошла нашим детям по консистенции – не растекалась, как акварель, и давала яркий цвет, что сказывалось на внешней привлекательности получившихся рисунков. Параллельно мы использовали пальчиковые краски – густые, безопасные, гипоаллергенные, помогающие развить тактильные ощущения.

Для лепки мы использовали мягкий восковой пластилин, так как он не требовал чрезмерных для наших детей усилий при разминании и скатывании. Пользовались так же тестом для лепки, кинетическим песком, соленым тестом, изготовленным самостоятельно.

Пришлось учесть тот факт, что детям с ДЦП сложно рассчитать силу нажима, поэтому бумагу мы использовали плотную – ватман, альбомные листы или обрезки обоев, так как она не скользит и не рвется от сильного нажима. Использовали скотч, чтобы зафиксировать листы бумаги на столе. Так мы предотвращали скольжение, что помогает детям с нарушением координации.

Параллельно проводилась работа по обогащению сенсорных представлений детей, развивались навыки тактильного восприятия. Нужно было учитывать особенности развития воспитанников нашей группы. Приходилось ориентироваться на индивидуальные возможности ребенка (особенности восприятия, степень двигательных нарушений). Проводилась работа по преодолению сенсорной дезинтеграции. Первоначально многим детям было сложно составить картинку даже из двух частей, выбрать предмет на основании двух признаков (не только маленький, но и желтый).

Нам очень помогли дидактические игры и упражнения в различных областях. Наиболее популярные тактильные игры в нашей группе - «Узнай на ощупь» (с использованием тактильного ящика), «Сенсорное домино», «Чудесный мешочек», «Загадки» (дети должны составить загадку про предмет, называя его характеристики – гладкий, пушистый, деревянный, маленький и т.д.).

Появилась в группе игра «Сухой бассейн» - в пластиковый контейнер мы насыпали сушеную фасоль, в фасоль спрятали мелкие игрушки. В крышке сделали круглые отверстия для рук. Детям понравилось играть парами – по очереди доставать игрушки, сравнивать, кто нашел больше. Еще одна из игр с сыпучими материалами – стол с подсветкой для рисования песком.

Конечно, на постоянной основе мы проводим слуховые игры на развитие слухового внимания, локализацию звука, различение звуков по громкости, тембру, высоте. Учим запоминать и повторять ритмический рисунок с помощью различных музыкальных инструментов. Цели проведения зрительных игр – стимулировать фиксацию взгляда, слежение за движущимся предметом, классификация по цвету, форме, размеру.

Одной из самых любимых игр на ориентацию стала игра «Путешествие» - дети должны были привести игрушечного персонажа к одному из объектов, находящихся в углах или середине листа.

Для развития умения воспринимать целостный образ предметов использовались разрезные картинки, крупные пазлы, мозаики, выкладывание предметов из счетных палочек, геометрических фигур. Особенно детям понравилось создавать животных и дома с помощью Даров Фребеля.

Мы ответственно отнеслись к отбору нетрадиционных изобразительных техник, с которыми собирались знакомить детей во время деятельности художественного кружка. Ведь нужно было учесть уровень изобразительных навыков и умений воспитанников и имеющиеся у них отклонения в познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферах. Было важно не пренебречь всеми видами изобразительной деятельности, не ограничиваясь рисованием, так как аппликация и лепка нашим детям давались легче, а воображение, восприятие и другие психические процессы развивали так же хорошо.

Наиболее доступными нетрадиционными видами художественных техник при работе с пластилином оказались:

- пластилинография;

- комбинированная лепка;

- лепка из соленого теста.

В разделе «аппликация» было запланировано знакомство с такими техниками:

- аппликация на готовой клеевой основе (использовали двусторонний скотч);

- аппликация с дорисовыванием элементов;

- аппликация из природных материалов;

- аппликация с использованием бумаги в нестандартных форматах (кружевные салфетки, соломка и т.д.)

В раздел рисование были отобраны следующие художественные техники:

- рисование пальчиками;

- набрызг;

- монотипия;

- кляксография;

- рисование на мокрой бумаге;

- рисование тычком (кисть, ватные палочки).

Дaнные техники нaиболее доступны детям с ДЦП, рaзвивaют творчество, мелкую моторику; способствуют рaзвитию эмоционально – волевой сферы, снятию нaпряжения, гaрмонизации эмоционального состояния, дaрят чувство успешности. Рaбота с выбранными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию изобразительной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед рисованием, способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Любая творческая деятельность – это отличная тренировка для рук, пальцев, координации движений. Это не просто занятие, а увлекательная терапия, которая проходит в игровой форме. Создание работы требует планирования, фантазии, решения задач (какой цвет выбрать, как расположить элементы). Это развивает мышление, внимание и концентрацию.

Прежде чем непосредственно приступить к занятиям с детьми, мною были самостоятельно изучены приемы и тонкости выбранных техник, изучена научная литература по нетрадиционным видам художественного творчества. Так же интересовалась опытом педагогов, работающих в данном направлении. Перед началом работы провела диагностику детей и на ее основе составила систему работы с опорой на уже существующие разработки Лыковой И.А, Утробиной К.К., Казаковой Р.Г. , Давыдова Г.Н.

Мы определили следующие цели деятельности нашего кружка:

- развитие творческих способностей, воображения;

- формирование композиционных навыков, ознакомление с эмоциональной значимостью цвета;

- знакомство с новыми методами изобразительной деятельности.

Планировалось решить ряд задач :

Образовательные:

- обучение детей способам и приемам изображения с помощью использования различных материалов;

- учить замечать красоту природы, родного края, окружающего мира, знакомить с произведениями классического искусства;

- учить с помощью дополнительных деталей придавать выразительность создаваемому ребенком изображению предметов и явлений окружающей действительности;

- формировать умение доводить начатое дело до конца и оценивать результаты своего труда.

Развивающие:

- развивать эмоциональную отзывчивость (во время рассматривания иллюстраций замечать художественные приемы, используемые художником, обращать внимание на композицию, сюжет, цвета, выражения лиц);

- развивать творческие способности;

- развивать мелкую моторику;

- развивать пространственную ориентацию

- развивать у способность передавать одну и ту же форму или образ в разных  техниках.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к художественному творчеству;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, умение слышать и запоминать инструкции;

- воспитывать эстетический вкус;

- воспитывать умение передавать собственные художественные идеи и переживания с помощью выразительных деталей;

- воспитывать нравственные качества (патриотизм, бережное отношение к природе, доброжелательность, коммуникабельность) ;

- воспитывать умение организовать рабочее место и убрать его.

Так как уровень развития изобразительных навыков в нашей группе весьма неоднороден, первоначально пришлось использовать индивидуальную форму организации занятия. Это позволило определить направление коррекционно – развивающей работы с каждым ребенком, изучить особенности эмоционально-волевой сферы, подобрать наиболее эффективные методы работы, изучить интересы и склонности детей.

Далее сочла возможным добавить парные занятия для создания коллективных работ, чтобы сблизить детей и научить их работать в команде. Например, при создании коллективной аппликации из геометрических фигур «Город, вид сверху» мне показалось целесообразным объединить двух мальчиков, наиболее интересовавшихся этой темой. Я предложила им заранее заготовленный макет, где на листе большого формата были наклеены черные полосы – дороги, разделявшие будущий город на районы. Детям нужно было застроить этот город, украсить деревьями, наклеить на дороги машины, но только так, как это увидела бы летящая птица. Заранее построенные из конструктора дома, машины и деревья мы рассмотрели сверху, определили их геометрические формы. Достаточно сложная тема, тем не менее дети ее хорошо поняли, очень заинтересовались работой, и возвращались к ней неоднократно в свободной деятельности по собственному желанию.

Ближе к концу года, когда было усвоено достаточное количество приемов и способов изображения, сформировано умение слушать инструкции, с частью детей перешли на подгрупповую форму работы. Такой способ организации деятельности кружка позволил нам ввести коллективные работы, что дополнительно стимулировало детей, так как им очень понравилось работать вместе. Кроме того, получалось создать более интересные и сложные поделки с помощью разделения заданий, ведь дети с ДЦП быстрее утомляются.

Как пример можно привести созданную коллективную композицию «Утиное озеро».

t1757655666aa.jpg

Все дети вылепили утку с утятами, а потом, при сборе поделки, получили дополнительные задания: кто-то делал кочки, обклеивая бруски пластилина бумажной соломкой, кто-то вылепливал листья кувшинок или делал камыши из зубочисток и коричневого пластилина. В результате коллективного творчества получилась сказочное озеро, впечатлившее не только детей, но и их родителей.

Еще один пример коллективной работы – изготовление открытки для участия в городской онлайн-акции к Дню Рождения города. Мы делали аппликацию с дальнейшим дорисовыванием элементов. Благодаря слаженной работе группы детей на листе большого формата мы разместили целый город. Семьям наших воспитанников было очень приятно увидеть их работу на общем сайте. Дети получили комментарии и одобрение от незнакомых людей, их наградили дипломами. Для них было важно почувствовать себя частью большого городского сообщества, конкурировать наравне со всеми. Участие в творческих онлайн-акциях, проводимых библиотеками нашего города, стало доброй традицией нашей группы, так как для детей с ДЦП это не просто развлечение, а инструмент социализации и личностного роста.

У детей с наиболее тяжелыми нарушениями так и сохранилась необходимость в индивидуальных занятиях, но и у них к концу года наметился существенный прогресс.

Так как в основу работы нашего кружка была положена идея об обучении без принуждения, нам нужно было заинтересовать детей. Для ребенка с ДЦП процесс создания поделки – сложная физическая работа. Если он увлечен идеей, он сам прилагает усилия, старается преодолеть неточность движений, чтобы достичь цели. Принуждение приводит к сопротивлению, негативным эмоциям и нулевому эффекту.

Занятие через интерес вызывает радость, предвкушение и азарт. Положительный эмоциональный фон напрямую влияет на мышечный тонус. Расслабленный, заинтересованный ребенок сможет добиться гораздо больших результатов, чем напряженный и тревожный. Интерес подстегивает ребенка самому придумать, как сделать лучше, какой материал выбрать, как решить возникшую проблему. Это запускает активные мыслительные процессы: планирование, анализ, креативность. Интерес позволяет дольше удерживать внимание на деятельности, сто критически важно для выработки и закреплении моторных навыков. Скучное задание будет брошено через пять минут.

Мы использовали методы привлечения и удержания внимания, основанные на понимании мотивации ребенка. В первую очередь мы старались сформировать личную заинтересованность ребенка, так как это самый мощный стимул. Так, например, несколько занятий были посвящены поделкам родным к праздничным датам: «Весенний амулет для мамочки», «Бабушкин портрет», «Открытка для папы». Ко Дню матери мы изготовили клатчи для мамочки с использованием блесток, тесьмы, страз и других украшений. Это занятие оказалось очень увлекательным.

Еще один эффективный метод – мотивация достижением, когда работа ребенка приносит значимый и быстрый результат. Процесс изготовления поделок мы разбивали на этапы, каждый из которых давал видимый и ценный результат. Например, при изготовлении новогодней открытки мы сначала сделали елочку. Затем нужно было украсить ее. Потом с помощью набрызга нарисовать снегопад. А еще в левом уголке приклеить месяц. И пальчиком нарисовать звезды. С каждым заданием открытка становилась все красивее, и внимание детей легко получилось удержать до конца занятия.

Так же помогло нам использование техник с быстрым и зрелищным результатом. Например, нанося краски на пластиковую подложку, а затем делая отпечатки на листе, мы быстро получали красивые пейзажи («Закат», «Ромашковое поле»). Конечно, детям было несложно выполнить это задание, а полученный красивый результат вселял уверенность в своих силах. Кляксография, монотипия, использование штампов идеально подходят как варианты творчества с детьми с ДЦП.

При создании аппликаций мы заранее подготавливали сложные детали для тех детей, кто не мог пользоваться ножницами. Им оставалось выполнить ту часть работы, которая им по силам, сделать ключевые, самые интересные шаги. Например, поделка «Павлин». Мы заранее вырезали полукруги из тонированной бумаги и черные силуэты павлиньего тела с головой. Детям нужно было приклеить полукруг, а затем с помощью пальчиковых красок нанести на хвост любые узоры, которые подскажет фантазия. Варианты таких поделок дают детям ощущение авторства без переутомления.

Следующий метод привлечения внимания – сенсорная интеграция, когда в процесс творчества вовлекаются несколько органов чувств: комментирование действий или фоновая музыка подключают слух; яркие, контрастные цвета привлекают зрение. Игровой сценарий вместо обычного показа стимулирует произвольное внимание и фантазию.

Внимание получалось удержать и потому, что оно строилось на контакте с социально значимым взрослым. Обязательно нужно давать эмоциональные комментарии, показывать и свою заинтересованность в успехе ребенка. Предоставлять ребенку право принимать решения на каждом шаге, а так же не скупиться на похвалу. Но хвалить нужно не поделки, а усилия ребенка и процесс изготовления.

В приемной мы оформили «Уголок успеха», куда прикрепляли грамоты и сертификаты об участии в различных творческих конкурсах. Детям не столько были важны дипломы, сколько гордость и похвалы родителей и сотрудников группы.

Чтобы удержать внимание, нужно сделать так, чтобы процесс для ребенка был осмысленным, игровым и успешным. Он должен чувствовать себя не исполнителем скучной задачи, а творцом, волшебником и главным героем своего маленького проекта

Тесная взаимосвязь с семьей, вовлеченность родителей тоже повышают эффективность проводимой работы. Одобрение и поддержка родителей, их активное участие в педагогическом процессе – один из ключевых факторов успеха. Они на регулярной основе помогают пополнять и обогащать предметно-развивающую среду, активно участвуют в конкурсах поделок с детьми. От воспитателей они узнают о нетрадиционных формах изобразительной деятельности и используют полученные знания при занятиях с детьми дома. Родители проявляют высокую заинтересованность в успехах детей, закрепляют полученные навыки с детьми в семье.

Часть 3. Выводы о проделанной работе

Регулярная работа по развитию художественных способностей детей принесла результаты: мы достигли поставленных целей. Благодаря правильно подобранным художественным техникам мы повысили привлекательность продуктов детского творчества, минимизировав усилия, необходимые для их производства. Несомненно, в разы улучшилась ручная умелость, расширился спектр навыков и умений, захват стал намного уверенней. Появились знания о композиции, возрос интерес к изобразительной деятельности. Дети стали рисовать, лепить, делать аппликации самостоятельно гораздо чаще, ведь у них появилась уверенность в своих силах и появились художественные навыки.

Использование нетрадиционных техник рисования помогло детям преодолеть чувство страха перед неудачей и способствовало эмоционально-положительному отношению к процессу рисования; расширило художественный опыт и возможности детей в воспроизведении знакомого изображения, способствовало улучшению содержания и качества детских рисунков, что позволило детям участвовать в конкурсах художественного творчества.

Создание кружка полностью оправдало наши ожидания, работа оказалась полезной и актуальной, мы намерены и дальше развивать способности детей с помощью нетрадиционных методов изобразительной деятельности. Своим опытом я постоянно делюсь в сообществе «Урок РФ», опубликовала уже более 30 мастер-классов для воспитателей компенсирующих групп для детей с ДЦП («Вестники весны», «Звезды и планеты», «Бетономешалка», «Мишкины сны» и т.д.)

Список используемой литературы:

Бадалян, Л.О. 2004. Детские церебральные параличи [Текст] / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимошина. – М.

Доронова Т. Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности» Москва, Школа – Пресс, 2005

Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992

Кузнецова, Г. В. 2006.Особенности изобразительной деятельности детей с церебральным параличом [Текст] / Г. В. Кузнецова // Комарова Т. С.

Нетрадиционные техники рисования в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста / Жукова О., Плюхин В. У.// Коррекционно-развивающее образование

Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники», Москва, 2005


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации