Обобщение педагогического опыта по теме «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
Обобщение педагогического опыта
1. Информационный блок
Коровина Ольга Валерьевна, воспитатель Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Новоисетский детский сад». Педагогический стаж работы-8 лет, в данном учреждении-5 лет. Первая квалификационная категория.
Участники: дети средней группы «Почемучки».
1.1 Тема опыта: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста».
1.2 Актуальность :
«... Это правда! ну чего же тут скрывать?
Дети любят рисовать, очень любят рисовать!
на бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне...»
Э. Успенский
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему я считаю одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду изобразительную, художественно- продуктивную деятельность, создающую условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что - то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты мониторинга по изобразительной деятельности, и поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками. Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций
И я выбрала направлением в своей работе – использование нетрадиционных техник, как на занятиях по рисованию, так и в самостоятельной художественной деятельности. Знания детей не должны ограничиваться рамками программы. Дети, знакомясь с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Мои занятия –это импровизация, игра и очень важно, чтобы они стали устойчивым увлечением каждого ребенка. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества.
Поэтому тему своего опыта и работы считаю актуальной и перспективной
Цель и задачи опыта:
В своей работе по использованию нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности дошкольников поставила перед собой цель:
создать условия для развития художественно – творческих способностей детей.
Исходя из данной цели, сформулировала задачи:
- развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- обучать детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами, техниками, способами изобразительной деятельности;
- совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
Длительность работы над опытом
Обучение детей нетрадиционным техникам рисования проводила поэтапно:
- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: игровой, наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Мною был составлен алгоритм знакомства детей с нетрадиционными техниками рисования:
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
В работе с детьми придерживаюсь разных приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.
Для того, чтобы выполнить задачу по развитию творческих способностей у детей, необходима база, так называемый, фундамент – это хорошо развитые руки детей. Поэтому в своей работе использую пальчиковые игры, массажи для развития мелкой моторики рук.
Описание технологии опыта
Ребенок живет в огромном реальном мире, в котором многое для него пока еще недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между детьми и окружающим миром. Роль воспитателя - педагога при этом, состоит не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки. Главное помочь детям увидеть мир, пережить вместе с ними красоту, вселить в них уверенность в свои силах и зажечь огонек радости творчества.
Новизна опыта
На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники рисования используются редко. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Адресность опыта
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, внимательным и заинтересованным в развитии детей родителям.
Трудоемкость опыта
Данную работу может провести любой заинтересованный педагог дошкольного учреждения. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека.
Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:
планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
подборе оборудования и материалов;
применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
Технология опыта
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг» (в переводе с английского – «случаться»). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».
Сущность опыта: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.
Описание сути опыта
В основу моей работы положена идея обучения без принуждения, основанная на искреннем интересе ребенка в выполнении задания. Это придает ребенку уверенности в своих силах, ставит его в позицию творца. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, могучее дерево, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Организация развивающей предметно – пространственной среды
В группе создана предметно – развивающая среда, которая опирается на принципы, выделенные в моей работе. Центр творчества и вдохновения оснащен разнообразным изобразительным материалом, подобран наглядный и информационный материал. Созданы условия для творческого экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами и способами рисования. Для систематизации работы я так же изготовила и разместила центре дидактические игры, которые способствуют развитию творческих способностей детей. Их я применяю в совместной и самостоятельной работе с детьми.
Развивающая предметно-пространственная среда играет важную роль в развитии ребенка, поэтому при ее организации я учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, было доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. В оснащении развивающей предметно – пространственной среды активно участие приняли родители. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчёски, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Вышли погулять- присмотрелись, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить центр творчества . Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
В своей работе я использовала:
- комплексные занятия - расширение знаний об окружающем мире, эстетического восприятия, интереса к природе, совершенствование техники рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук;
- комбинированные занятия - используются традиционные и нетрадиционные техники;
- коллективную и индивидуальную форму работы: детей радуют коллективные занятия, совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, особое удовлетворение доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что вместе могут создать более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с воспитателем, а по завершении работы ребята радуются результатам совместной деятельности – одни и те же чувства объединяют их;
- для самостоятельной деятельности я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляя детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому в совместной деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Творческая деятельность ребенка станет еще успешней, если педагог оценивает ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание я уделяю обсуждению детских работ, обязательно ввожу в практику анализ работ ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараюсь оценивать достижения ребенка в соответствии с его же прежними, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.
Развивая интерес к деятельности, я стараюсь предоставлять детям как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. В данном случае я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у ребенка желание творить самому, изменять, усовершенствовать.
Несомненно, в процессе занятий главную роль отвожу игре и созданию атмосферу увлеченности. В процессе работы использую такие техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники просты и напоминают игру с сочетанием разных техник и материалов.
У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и потребность рисовать.
Во время образовательного процесса для сохранения работоспособности ребенка, для удовлетворения потребности детей в движении провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, танцетерапию, рефлексию, игротерапию, сказкотерапию.
Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы.
На занятиях по изобразительной деятельности рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
В работе с детьми использовала техники:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками;
- рисование ладошками;
- рисование жесткой полусухой кистью;
- рисование манкой ;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- печать поролоном;
- печать пробками;
- рисование на льду;
-печать овощами и фруктами;
- граттаж;
- отпечатки листьями;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование улем и мелом;
- рисование песком, солью;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия обычная;
- рисование бумажными или пластиковыми султанчиками;
- пластилиновая живопись;
- рисование фольгой;
-рисование вилкой;
- использование смешанных техник.
Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ, целью которых является демонстрация достижения детей. Проводятся консультации, на которых я рассказываю родителям, как рисовать нетрадиционными техниками. Для более глубокого ознакомления предоставляю им памятки о техниках нетрадиционного рисования.
Родители воспитанников заинтересовались моей работой. Многие из них стали активными участниками педагогического процесса: участвуют в создании выставок совместного творчества, находят оригинальные идеи для творчества и охотно делятся ими. Многие родители более бережно и с интересом стали относиться к продуктам детского творчества, экспонируют их дома.
Показателем повышения уровня заинтересованности родителей данным вопросом является и тот факт, что дети чаще стали заниматься дома с родителями. Приносят интересные работы и демонстрируют их воспитателям, сверстникам. Это, несомненно, является также отличным средством развития у них начальных ключевых компетентностей.
Родители стали активными субьектами творческого процесса, повысили психолого – педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности. Активно участвуют с детьми в различных дистанционных конкурсах, фотографируют и отправляют работы. Ждут с нетерпением оценки своего труда и труда своих ребятишек. С радостью приносят дипломы, грамоты и сертификаты.
Мною подготовлены консультации для родителей «Развитие творческих способностей ребёнка через использование нетрадиционных техник рисования»; «Изобразительная деятельность в семейном воспитании»; «Как организовать домашнее занятие по рисованию»; «Волшебные пальчики» и др.
Своим положительным опытом в данном направлении я также делюсь и с коллегами нашего ДОУ. Мною были проведены мастер-классы : «Использование техники «пуантилизм» в изобразительной деятельности детей», «Использование технологии ТРИХ в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста», «Нетрадиционные техники рисование в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста» Актуальность и результативность педагогического опыта по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования выражается в новых подходах, которые раскрепощают ребенка. Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным. Ребенок остается доволен своим результатом, а следовательно, вовлекается в собственное творчество.
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах, а также способствует проявлению инициативности и самостоятельности детей. Мой опыт работы показал, что знакомство с нетрадиционными техниками рисования доставляет детям истинную радость. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно выполнять то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, демонстрируя свой успех.
Результативность и эффективность опыта
Такая целенаправленная работа дает положительные результаты. Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей - это данные мониторинга по изобразительной деятельности детей.
Я считаю, что такая положительная динамика свидетельствует об эффективности применения нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей. Показателем и результатом работы можно считать то, что в детском саду постоянно устраиваются выставки и конкурсы рисунков, украшаются группы своими картинами и панно. В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.
Результатом работы можно считать не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы видно, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.
Перспективы развития опыта.
В дальнейшем планирую продолжить работу над использованием нетрадиционных техник рисования, так как на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию.
разнообразить и усложнить техники нестандартного раскрашивания на занятиях;
показать способы их сочетания между собой, учитывая возможности детей;
ввести ранее не используемый материал для рисования;
разработать больше занятий работ по подгруппам или коллективных;
использовать разнообразные техники рисования для занятий на улице;
принимать участие в различных конкурсах и выставках образовательного учреждения и различного уровня.
В работе с родителями:
дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы;
проводить анкетирование на интересующие темы и последующими разъяснительными беседами;
организовывать различные выставки работ, выполненных детьми с родителями в домашних условиях;
создать групповой альбом “Мы и краски”.
Я убеждена, что нельзя останавливаться на достигнутых результатах, ведь только творческий педагог может сформировать творческую личность
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
Литература
Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1. - М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008.
Лыкова И.А. – «Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» издательство «Цветной мир»-2015г.
Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2005.
Коровина Ольга Валерьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна