12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Боровикова Светлана Александровна890
Учитель информатики и математики МБОУ "СОШ № 12"
Россия, Архангельская обл., Северодвинск
Материал размещён в группе «Аттестация»
8

Доклад «Обобщение опыта внедрения инновационных направлений на уроках математики»

Обобщение опыта внедрения инновационных направлений на уроках математики

Боровикова Светлана Александровна, МБОУ «СОШ №12», учитель информатики и математики, Архангельская область, город Северодвинск, e-mail: server.teacher@gmal.com

Аннотация. В статье рассмотрен опыт применения инновационных технологий с использованием интерактивной геометрической системы GeoGebra в преподавании математики в 5 классах образовательной школы.

Ключевые слова: инновации, методическая работа, учебные материалы, урок математики, GeoGebra.

МБОУ «СОШ № 12» г. Северодвинска осуществляет образовательную деятельность с 1961 года. С 1 сентября 2011 года начальные классы нашей школы перешли на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов.

Одной из важнейших задач обучения в нашей школе является формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать опыт практической деятельности, полученный в школе, в реальной жизни, за рамками учебного процесса, при этом здоровьесбережение является основой образования. Для эффективного достижения поставленной задачи в школе ведётся научно-методическая работа, инновационная деятельность учителей является её неотъемлемой частью.

В 2017 г. МБОУ «СОШ № 12» продолжает работу по внедрению ФГОС ООО на основе преемственности, использования передового педагогического опыта, анализа, обобщения и распространения собственных наработок педагогического коллектива.

С сентября 2017 г. обучающиеся 5 классов МБОУ «СОШ № 12», продолжили обучение по ФГОСам, приступили к изучению курса математики по рабочей программе, составленной автором на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 12», учебно-методического комплекса авторской группы А.Г. Мерзляка, в соответствии с требованиями ФГОС ОО.

Цели обучения математике определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого обучающегося. Назначение математического образования определяется двумя аспектами. Практическим, когда обучение математике формирует инструментарий, необходимый человеку в его продуктивной деятельности (вычислительные навыки при решении практических задач, оперирование понятиями различных геометрических фигур, построение (изображение) геометрических фигур, выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни и др.), и духовным аспектом, связанным с мышлением человека, с овладением математическими методами познания и преобразования мира.

Среди различных математических разделов, изучаемых в школе, особое место занимает геометрия, поскольку она обладает наибольшим развивающим потенциалом. В условиях традиционного урока научить детей искать что-то новое, наблюдать, экспериментировать и на основе этого делать выводы весьма проблематично.

Основной проблемой является недостаточная наглядность, а значит и доступность материала. Несмотря на то, что в настоящее время школы имеют хорошее техническое оснащение, зачастую учителя математики не пользуются экранами и интерактивными досками из-за отсутствия готовых демонстрационных моделей для использования в образовательной деятельности и инструкций для их создания. Между тем, существует бесплатная и удобная в использовании программа GeoGebra, позволяющая решить данную проблему.

Интерактивная геометрическая система GeoGebra - это программа с универсальным набором функций для полноценного геометрического проектирования, с разнообразными инструментами для построения геометрических фигур (точек, отрезков, лучей, прямых, углов, многоугольников и др.). На рисунке 1 представлен интерфейс программы GeoGebra.

Рис. 1. Графический интерфейс геометрической системы GeoGebra

Автор применяет возможности данной программы на уроках математики в 5 классе при изучении тем «Отрезок. Длина отрезка», «Плоскость. Прямая. Луч», «Шкала. Координатный луч», «Виды углов. Измерение углов», «Многоугольник. Треугольник и его виды».

Целью инновационных разработок автора является повышение качества знаний обучающихся 5 классов на уроках математики через развитие ИКТ-компетенций. Сущность инновации заключается в разработке методических материалов для освоения учебной программы по математике. Прогнозируемый результат – повышение качества знаний по предмету, а также положительная динамика удовлетворенности учащихся и родителей качеством преподавания предмета. Перед началом работы был разработан план реализации инновации, в котором были определены четыре основных этапа, представленных в таблице1.

Таблица 1. План реализации инновации в 2017 – 2018 гг.

п/п

Этап

Содержание работы

Примерные сроки выполнения

 

Подготовительный

1. Сбор информации о программе GeoGebra, ее применении в образовательной деятельности.

2. Вводный инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе для обучающихся 5 класса.

3. Вводное анкетирование обучающихся 5 классов.

Сентябрь – первая половина октября 2017 г.

 

Технологический

1. Освоение стадии опытного внедрения учебно-дидактических материалов: создание методических разработок с помощью GeoGebra по темам: «Отрезок. Длина отрезка», «Плоскость. Прямая. Луч», «Шкала. Координатный луч», «Виды углов. Измерение углов», «Многоугольник. Треугольник и его виды».

2. Проведение практических работ по указанным темам в программе GeoGebra.

3. Промежуточное анкетирование обучающихся 5 классов.

4. Анализ результатов практических работ и промежуточного анкетирования обучающихся: подготовка отчета о результатах обученности в количественных и качественных показателях в рамках инновационной деятельности.

5. Систематизация учебно-методического материала.

Октябрь 2017 г. – январь

2018 г.

 

Контрольный

1. Промежуточный отчет инновационной деятельности на заседании ШМО учителей математики.

2. Размещение методических разработок (технологических карт урока, практических работ) в сети Интернет.

3. Доработка промежуточного отчета инновационной деятельности с учетом замечаний, полученных на ШМО.

4. Анализ инновационной деятельности.

5. Подготовка итогового отчета инновационной деятельности.

Февраль 2018 г.

Март – апрель

2018 г.

 

Заключительный

Выступление с итоговым отчетом на ШМО учителей математики

Май 2018 г.

Разработанные методические материалы будут размещены на сайте Урок.рф. Личная страница участника в сообществе - https://урок.рф/user/182503.

Рис. 2. Личная страница автора в сообществе Урок.рф

Разработанный методический материал в полной мере соответствует требованиям ФГОС, изложен наглядно, в доступной форме, что облегчает обучающимся самостоятельно выполнять практическую работу в GeoGebra. На рисунках 3 и 4 представлены фрагменты практических работ по темам «Виды углов. Измерение углов» и «Многоугольник. Треугольник и его виды».

Рис 3. Фрагмент задания практической работы по теме «Виды углов. Измерение углов»

Рис 4. Фрагмент задания практической работы по теме «Многоугольник. Треугольник и его виды»

В таблицах 2 и 3 представлены материалы вводного и промежуточного анкетирования обучающихся, которые показали, что необходимость использования программы GeoGebra на уроках математики достаточно высока.

Таблица 2 - Актуальность применения программного обеспечения GeoGebra

Классы

Количество опрошенных, чел.

Хотели бы вы использовать возможности компьютерных программ на уроках математики при изучении геометрических фигур?

«Да»

«Нет»

«Не знаю»

         

5 А

24

75,00 % (18 чел.)

0%

25,00 % (6 чел.)

5 Б

23

86,96 % (20 чел.)

0%

13,04 % (3 чел.)

Таблица 3 - Анализ предпочтений по применению программного обеспечения GeoGebra

Вопросы

Количество, чел.

%

Всего опрошено учащихся

45

100

1. Испытывали ли вы затруднения при работе с программой GeoGebra?

   

да

31

68,89

нет

14

31,11

2. Понятно ли было изложено задание в практической работе?

   

всегда понятно

14

31,11

чаще да

28

62,22

чаще нет

3

6,67

не понятно

0

0

3. Практическая работа по какой теме вызвала наибольшие затруднения?

   

Все темы понятны, затруднения не вызвали

14

31,11

«Отрезок. Длина отрезка»

4

8,89

«Плоскость. Прямая. Луч»

3

6,67

«Шкала. Координатный луч»

5

11,11

«Виды углов. Измерение углов»

16

35,36

«Многоугольник. Треугольник и его виды»

0

0

Все темы вызвали затруднения

1

2,22

4. Хотели бы вы в дальнейшем работать на уроках математики с программой GeoGebra?

   

Да

44

97,78

Нет

1

2,22

По результатам таблицы 3 видно, что большая часть обучающихся справилась с практической работой в программе GeoGebra и желает продолжить обучение на уроках математики, используя при изучении геометрических фигур данное программное обеспечение. Один обучающийся, у которого работа с программой вызвала наибольшие затруднения, часто пропускал занятия по математике по причине болезни, поэтому необходимо провести дополнительные занятия с этим ребенком, чтобы отработать навыки создания геометрических фигур в программе GeoGebra.

Работая в программе GeoGebra, индивидуально или в парах, обучающиеся открывают новые знания. Практический вид деятельности на уроке способствует развитию познавательной и исследовательской активности обучающихся.

Таким образом, использование программы GeoGebra на уроках математики, предоставляет учителю новые возможности для оптимизации образовательной деятельности, создания содержательных и наглядных практических заданий. Применение программы GeoGebra на уроках позволит более рационально использовать время на уроке, применять дифференцированные подходы в обучении, вносить в урок элементы игры, расширять эрудированность учащихся.

Программную среду GeoGebra с легкостью могут освоить обучающиеся, имеющие базовые навыки работы на компьютере и впоследствии разрабатывать под руководством учителя исследовательские проекты.

В дальнейшем планируется продолжение работы по данному направлению.

 Список использованных источников

Левкович А. А., Клюева И. В. Обобщение опыта внедрения инновационных направлений на уроках технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S6. – С. 46–50. – URL: http://e- koncept.ru/2014/14565.htm .

Мордашева Т.Ю. Использование приложения GeoGebra на уроках математики. // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 14 окт. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – 2016. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 4 (9). – С. 170-173. – ISSN 2412-0529.

Опубликовано в группе «Аттестация»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.