12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Боровикова Светлана Александровна890 Учитель информатики и математики МБОУ "СОШ № 12" Россия, Архангельская обл., Северодвинск Материал размещён в группе «Аттестация» |
Доклад «Обобщение опыта внедрения инновационных направлений на уроках математики»
Обобщение опыта внедрения инновационных направлений на уроках математики
Боровикова Светлана Александровна, МБОУ «СОШ №12», учитель информатики и математики, Архангельская область, город Северодвинск, e-mail: server.teacher@gmal.com
Аннотация. В статье рассмотрен опыт применения инновационных технологий с использованием интерактивной геометрической системы GeoGebra в преподавании математики в 5 классах образовательной школы.
Ключевые слова: инновации, методическая работа, учебные материалы, урок математики, GeoGebra.
МБОУ «СОШ № 12» г. Северодвинска осуществляет образовательную деятельность с 1961 года. С 1 сентября 2011 года начальные классы нашей школы перешли на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов.
Одной из важнейших задач обучения в нашей школе является формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать опыт практической деятельности, полученный в школе, в реальной жизни, за рамками учебного процесса, при этом здоровьесбережение является основой образования. Для эффективного достижения поставленной задачи в школе ведётся научно-методическая работа, инновационная деятельность учителей является её неотъемлемой частью.
В 2017 г. МБОУ «СОШ № 12» продолжает работу по внедрению ФГОС ООО на основе преемственности, использования передового педагогического опыта, анализа, обобщения и распространения собственных наработок педагогического коллектива.
С сентября 2017 г. обучающиеся 5 классов МБОУ «СОШ № 12», продолжили обучение по ФГОСам, приступили к изучению курса математики по рабочей программе, составленной автором на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 12», учебно-методического комплекса авторской группы А.Г. Мерзляка, в соответствии с требованиями ФГОС ОО.
Цели обучения математике определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого обучающегося. Назначение математического образования определяется двумя аспектами. Практическим, когда обучение математике формирует инструментарий, необходимый человеку в его продуктивной деятельности (вычислительные навыки при решении практических задач, оперирование понятиями различных геометрических фигур, построение (изображение) геометрических фигур, выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни и др.), и духовным аспектом, связанным с мышлением человека, с овладением математическими методами познания и преобразования мира.
Среди различных математических разделов, изучаемых в школе, особое место занимает геометрия, поскольку она обладает наибольшим развивающим потенциалом. В условиях традиционного урока научить детей искать что-то новое, наблюдать, экспериментировать и на основе этого делать выводы весьма проблематично.
Основной проблемой является недостаточная наглядность, а значит и доступность материала. Несмотря на то, что в настоящее время школы имеют хорошее техническое оснащение, зачастую учителя математики не пользуются экранами и интерактивными досками из-за отсутствия готовых демонстрационных моделей для использования в образовательной деятельности и инструкций для их создания. Между тем, существует бесплатная и удобная в использовании программа GeoGebra, позволяющая решить данную проблему.
Интерактивная геометрическая система GeoGebra - это программа с универсальным набором функций для полноценного геометрического проектирования, с разнообразными инструментами для построения геометрических фигур (точек, отрезков, лучей, прямых, углов, многоугольников и др.). На рисунке 1 представлен интерфейс программы GeoGebra.
Рис. 1. Графический интерфейс геометрической системы GeoGebra
Автор применяет возможности данной программы на уроках математики в 5 классе при изучении тем «Отрезок. Длина отрезка», «Плоскость. Прямая. Луч», «Шкала. Координатный луч», «Виды углов. Измерение углов», «Многоугольник. Треугольник и его виды».
Целью инновационных разработок автора является повышение качества знаний обучающихся 5 классов на уроках математики через развитие ИКТ-компетенций. Сущность инновации заключается в разработке методических материалов для освоения учебной программы по математике. Прогнозируемый результат – повышение качества знаний по предмету, а также положительная динамика удовлетворенности учащихся и родителей качеством преподавания предмета. Перед началом работы был разработан план реализации инновации, в котором были определены четыре основных этапа, представленных в таблице1.
Таблица 1. План реализации инновации в 2017 – 2018 гг.
№ п/п | Этап | Содержание работы | Примерные сроки выполнения |
| Подготовительный | 1. Сбор информации о программе GeoGebra, ее применении в образовательной деятельности. 2. Вводный инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе для обучающихся 5 класса. 3. Вводное анкетирование обучающихся 5 классов. | Сентябрь – первая половина октября 2017 г. |
| Технологический | 1. Освоение стадии опытного внедрения учебно-дидактических материалов: создание методических разработок с помощью GeoGebra по темам: «Отрезок. Длина отрезка», «Плоскость. Прямая. Луч», «Шкала. Координатный луч», «Виды углов. Измерение углов», «Многоугольник. Треугольник и его виды». 2. Проведение практических работ по указанным темам в программе GeoGebra. 3. Промежуточное анкетирование обучающихся 5 классов. 4. Анализ результатов практических работ и промежуточного анкетирования обучающихся: подготовка отчета о результатах обученности в количественных и качественных показателях в рамках инновационной деятельности. 5. Систематизация учебно-методического материала. | Октябрь 2017 г. – январь 2018 г. |
| Контрольный | 1. Промежуточный отчет инновационной деятельности на заседании ШМО учителей математики. 2. Размещение методических разработок (технологических карт урока, практических работ) в сети Интернет. 3. Доработка промежуточного отчета инновационной деятельности с учетом замечаний, полученных на ШМО. 4. Анализ инновационной деятельности. 5. Подготовка итогового отчета инновационной деятельности. | Февраль 2018 г. Март – апрель 2018 г. |
| Заключительный | Выступление с итоговым отчетом на ШМО учителей математики | Май 2018 г. |
Разработанные методические материалы будут размещены на сайте Урок.рф. Личная страница участника в сообществе - https://урок.рф/user/182503.
Рис. 2. Личная страница автора в сообществе Урок.рф
Разработанный методический материал в полной мере соответствует требованиям ФГОС, изложен наглядно, в доступной форме, что облегчает обучающимся самостоятельно выполнять практическую работу в GeoGebra. На рисунках 3 и 4 представлены фрагменты практических работ по темам «Виды углов. Измерение углов» и «Многоугольник. Треугольник и его виды».
Рис 3. Фрагмент задания практической работы по теме «Виды углов. Измерение углов»
Рис 4. Фрагмент задания практической работы по теме «Многоугольник. Треугольник и его виды»
В таблицах 2 и 3 представлены материалы вводного и промежуточного анкетирования обучающихся, которые показали, что необходимость использования программы GeoGebra на уроках математики достаточно высока.
Таблица 2 - Актуальность применения программного обеспечения GeoGebra
Классы | Количество опрошенных, чел. | Хотели бы вы использовать возможности компьютерных программ на уроках математики при изучении геометрических фигур? | ||
«Да» | «Нет» | «Не знаю» | ||
5 А | 24 | 75,00 % (18 чел.) | 0% | 25,00 % (6 чел.) |
5 Б | 23 | 86,96 % (20 чел.) | 0% | 13,04 % (3 чел.) |
Таблица 3 - Анализ предпочтений по применению программного обеспечения GeoGebra
Вопросы | Количество, чел. | % |
Всего опрошено учащихся | 45 | 100 |
1. Испытывали ли вы затруднения при работе с программой GeoGebra? | ||
да | 31 | 68,89 |
нет | 14 | 31,11 |
2. Понятно ли было изложено задание в практической работе? | ||
всегда понятно | 14 | 31,11 |
чаще да | 28 | 62,22 |
чаще нет | 3 | 6,67 |
не понятно | 0 | 0 |
3. Практическая работа по какой теме вызвала наибольшие затруднения? | ||
Все темы понятны, затруднения не вызвали | 14 | 31,11 |
«Отрезок. Длина отрезка» | 4 | 8,89 |
«Плоскость. Прямая. Луч» | 3 | 6,67 |
«Шкала. Координатный луч» | 5 | 11,11 |
«Виды углов. Измерение углов» | 16 | 35,36 |
«Многоугольник. Треугольник и его виды» | 0 | 0 |
Все темы вызвали затруднения | 1 | 2,22 |
4. Хотели бы вы в дальнейшем работать на уроках математики с программой GeoGebra? | ||
Да | 44 | 97,78 |
Нет | 1 | 2,22 |
По результатам таблицы 3 видно, что большая часть обучающихся справилась с практической работой в программе GeoGebra и желает продолжить обучение на уроках математики, используя при изучении геометрических фигур данное программное обеспечение. Один обучающийся, у которого работа с программой вызвала наибольшие затруднения, часто пропускал занятия по математике по причине болезни, поэтому необходимо провести дополнительные занятия с этим ребенком, чтобы отработать навыки создания геометрических фигур в программе GeoGebra.
Работая в программе GeoGebra, индивидуально или в парах, обучающиеся открывают новые знания. Практический вид деятельности на уроке способствует развитию познавательной и исследовательской активности обучающихся.
Таким образом, использование программы GeoGebra на уроках математики, предоставляет учителю новые возможности для оптимизации образовательной деятельности, создания содержательных и наглядных практических заданий. Применение программы GeoGebra на уроках позволит более рационально использовать время на уроке, применять дифференцированные подходы в обучении, вносить в урок элементы игры, расширять эрудированность учащихся.
Программную среду GeoGebra с легкостью могут освоить обучающиеся, имеющие базовые навыки работы на компьютере и впоследствии разрабатывать под руководством учителя исследовательские проекты.
В дальнейшем планируется продолжение работы по данному направлению.
Список использованных источников
Левкович А. А., Клюева И. В. Обобщение опыта внедрения инновационных направлений на уроках технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S6. – С. 46–50. – URL: http://e-
Мордашева Т.Ю. Использование приложения GeoGebra на уроках математики. // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 14 окт. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – 2016. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 4 (9). – С. 170-173. – ISSN 2412-0529.