Доклад «Опыт внедрения международного сотрудничества в школе»
«Опыт внедрения международного сотрудничества в школе»
Моя совместная деятельность с учащимися началась несколько лет назад с участия моих учеников в проекте «Американские каникулы» и «Модель ООН» проводимыми генеральным Консульством США в г.Екатеринбурге. Эта деятельность предполагала поиск школы-партнера из США для совместного проекта. Эта деятельность так увлекла моих учеников, что мы решим продолжать международное сотрудничество.
Основными видами международного сотрудничества являются:
- школьно-ученический обмен;
- обучающе-развивающие проекты;
- поисковые экспедиции, познавательные экскурсии.
Главная цель реализации международного сотрудничества в образовательном учреждении: воспитание учащихся как достойных представителей своей страны, готовых к участию в межкультурном диалоге.
Международное сотрудничество помогает решать следующие задачи:
- обогащение содержания образования с учетом историко-культурной, геополитической специфики области;
- расширение сферы общения учащихся через взаимодействие с предметной, социальной, информационной средой края и страны-партнера;
- формирование личности, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур;
- формирование коммуникативных компетенции.
Как реализуется международное сотрудничество в нашем лицее:
- школьно-ученический обмен;
Школьно-ученический обмен для учащихся средних школ представляет собой обучение в течение полугода или года в обычных государственных средних школах за границей совместно с зарубежными сверстниками. Это программы культурного обмена. Проживают студенты в принимающих семьях, причем в одной семье не могут проживать одновременно два студента, говорящих на одном языке. Отсутствие русскоговорящих сверстников положительно влияет на овладение языком.
Такой вид деятельности можно достичь личным результатом. Например, одна из моих учениц выиграла международный конкурс «FLEX» и год обучалась в США.
2.обучающе-развивающие проекты;
Специфика международных проектов заключается в том, что они в большинстве своем межпредметны в том смысле, что какую бы проблему мы не взяли, все обсуждение будет вестись на английском языке. Речь идет о создании языковой среды и создании условий для формирования потребности в использовании английского языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия.
Проектно-исследовательская деятельность является личностно - ориентированной деятельностью, где в центре образовательной системы стоит личность ребенка, она же и является основной целью образовательной системы.
Работа над проектами позволяет формировать такие личностные качества как:
- Умение работать в коллективе
- Способность ощущать себя членом команды
- Умение брать на себя ответственность за выбор, решение
- Умение анализировать результаты
- Умение разделять ответственность
Работа над международными проектами предполагает следующие этапы.
- Выбор команды для осуществления проекта, мотивация участников
- Поиск страны-партнера, знакомство с группой учащихся.
- Выбор проблемы, обоснование международной значимости ее результата.
- Определение цели и поэтапных задач, разработка содержания этапов, определение форм и методов контроля
- Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, сроков, этапов работы
- Формирование гипотезы проекта
- Информационное обеспечение проекта
- Обмен информацией
- Переработка информации
- Готовый продукт
Роль учителя не является доминирующей.тУчитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
Как организовывается проектная деятельность в нашем лицее. После многочисленных поисков сайтов мы остановились на самом удобном для нас. Это www.epals.com, где можно найти страны-партнеров, присоединиться к международному проекту или предложить свой проект и искать желающих присоединиться. При этом при поиске партнеров учитывается возраст и состав участников.
Зарегистрировавшись на этом сайте, я зарегистрировала своих учеников. Таким образом учащимся дается полная самостоятельность. Они могут вести переписку, обмениваться информацией с учащимися других стран, а я могу полностью контролировать весь процесс, т.к. у меня есть доступ к почте учащихся. По окончанию проектов, мы получаем готовый продукт который будет служить информационным инструментом для последующего изучения на уроках иностранного языка и самое главное, друзей по переписке, с которыми можно просто общаться и обмениваться праздничными открытками.
3). Познавательные экскурсии.
Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Я придерживаюсь такому же принципу. Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от много раз слышанного. Три года я с группой учащихся проводила каникулы в Европе. Мы посетили такие страны как Германия, Чехия, Франция, Италия, Голландия, Австрия, Швеция, Бельгия, Польша. Опытные гиды провели нас по самым историческим и загадочным местам Европы. Мы получили информацию, какую не найти ни в одном учебнике. Увидели историю и искусство своими глазами.
Прежде чем отправиться в увлекательное путешествие мы:
- Выбирали маршрут, страны и города, которые хотели бы посетить;
- Выбирали экскурсии
- Изучали информацию о памятных местах.
После познавательной поездки, учащиеся публиковали статью в лицейской газете «Лик» и создавали маршрутный лист с изложением услышанной информации.
Анализируя свою работу, следует отметить повышение уровня развития исследовательских способностей и познавательной мотивации учащихся, рост уровня их саморазвития и самообразования, развитие инновационных характеристик личности, умение находить нестандартные решения, потребность и способность выстраивать личные планы на различную временную перспективу, умение работать с любой информацией, используя знания родного и иностранных языков.
Не смотря на то, что последние события в мире усложняют реализацию международного сотрудничества в школе, есть страны, которые готовы продолжать обмениваться информацией и участвовать в совместных проектах.
Потамошнева Наталья Алексеевна