12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иволга Светлана Николаевна61
В 1985 году окончила Петропавловское педагогическое училище и пошла работать в детский сад воспитателем. С 2002 года работаю старшим воспитателем. В 2005 году окончила Новосибирский государственный педагогический университет.
Россия, Новосибирская обл., бердск
3

Доклад из опыта работы «Инновационный опыт работы с детьми дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию»

Доклад из опыта работы

«Инновационный опыт работы с детьми дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию»

Автор: Иволга Светлана Николаевна, старший воспитатель МАДОУ № 21 «Искорка»

В данной работе представлены материалы, раскрывающие инновационный опыт работы детского сада с детьми дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию, а также проектные и программные материалы по совершенствованию и развитию дошкольного образования. Особое внимание уделяется работе с воспитанниками через все виды детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде, в быту), интеграции со специалистами и учреждениями дополнительного образования и др. В приложении представлен богатый практический материал (конспекты занятий, проекты, сценарии, консультации, доклады, тематическое планирование по возрастам и мн.др.).

Введение

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Д.С.Лихачёв

Патриотизм –  любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.

В дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, экологическим и др.

Одним из главных направлений воспитательно-образовательной работы в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении - детском саду № 21 "Искорка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художетсвенно-эстетическому и социально-личностному развитию детей (МАДОУ № 21 «Искорка») является гражданско-патриотическое воспитание детей.

1. Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей МАДОУ

Задачи гражданско-патриотического воспитания детей МАДОУ № 21 «Искорка»:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    развитие интереса к русским традициям и промыслам;

    формирование элементарных знаний о правах человека;

    расширение представлений о городах России;

    знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

    развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

    формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Гражданско-патриотическое воспитание детей осуществляется через следующие формы работы: досуги, театрализованные представления, выставки детских работ, спортивные праздники, детские проекты, участия в конкурсах, занятия, экскурсии, подготовка и проведение патриотических праздников.

Принципы гражданско-патриотического воспитания:

целостности – единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;

деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;

интеграции – этот принцип позволяет совместить аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.

культуросообразности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;

возрастного и индивидуального подхода, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей;

рациональности - рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Отбор содержания работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать).

Работа с педагогами по гражданско-патриотическому воспитанию организована в следующих формах:

консультации: «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края». «Формирование коллективных взаимоотношений у детей в процессе физического воспитания». «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников». «Русские культурные традиции и нравственно - патриотическое воспитание дошкольника»;

семинар-практикум «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»;

выступления на педагогических чтениях: Программа взаимодействия МАДОУ № 21 «Искорка» и МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» «Формирование гражданско-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры». «Психолого-педагогическое сопровождение деятельности МДОУ по духовно-нравственному воспитанию»;

VIII всероссийская научно-практическая конференция: доклад «Формирование духовно-нравственных внутрисемейных отношений»; презентация «Формирование духовно-нравственных внутрисемейных отношений, традиций здорового образа жизни»;

Проекты: «Воспитание у детей любви к Родине в раннем возрасте». «Что такое героизм?». «Русские воины – защитники Отечества». «Город, в котором я живу»;

ознакомление с методической литературой по гражданско-патриотическому воспитанию: «Нравственное воспитание в детском саду» В.И. Петрова, Т.Д. Стульника. «Дни воинской славы» М.Б. Зацепина. «Система работы по воспитанию чувства патриотизма» автор-составитель Т.В. Иванова. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н.Г Комратовой, Л.В. Грибановой и др.

По утверждению академика Н.Г.Веселова семья отражает все особенности современной структуры общества, господствующих в нём идей и несёт в себе специфические черты того или иного образа жизни людей. Сегодня в нашем обществе обострены многие противоречия политические, социально-экономические, национальные. В этих условиях особенно повышается роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности ребенка. Педагоги МДОУ используют следующие формы работы с родителями:

консультации: «Герб семьи». «Воспитание любви к Родине в раннем возрасте». «Семья и гражданское воспитание». «Нравственное формирование личности внутри семьи»;

психологический тренинг для родителей: «Огонёк моей души»;

просвещение (статьи и памятки в уголках для родителей): «Граждане и патриоты». «Формирование основ нравственности». «Азбука нравственности». «Нравственное воспитание дошкольников». «Учите детей беречь природу». «Трудовое воспитание в семье». Памятки: «Правила для родителей». «10 правил хорошего настроения». «Знаете ли вы своего ребенка?»;

совместные физкультурные досуги, праздники с участием родителей: «День защитника отечества». «Весёлые старты». «Русские богатыри». «Папа, мама, я – спортивная семья».;

музыкальные развлечения и праздники совместно с родителями: «Поклонимся великим тем годам». «Клуб весёлых и находчивых». «Живи в веках моя Россия»;

детские работы, выполненные вместе с родителями: мини-музей участников ВОВ города Бердска - «Дети за мир на планете «Земля». «Подвиг наш бессмертен»;

составление фотоальбома «Город, достойный любви». «Загляните в семейный альбом»;

фотовыставка: «Они защищали нашу Родину». «Маму я люблю за то…». «Наши защитники»;

детские альбомы: «Война глазами детей». «Город, достойный любви»;

тематические выставки: «Рисуем всей семьей». «Мой любимый город». «Полеты во сне и наяву». «Праздник Победы». «Мы не хотим, чтоб пушки грохотали…»;

газеты и книги, выпущенные детьми и родителями: «Любимый город», «Город будущего», «Не забудем их подвиг великий», «С праздником Великой Победы!»;

совместные с родителями проекты: «Моя семья». «Здравствуйте – это я!».

В МАДОУ проводится анализ состояния гражданско-патриотического воспитания детей. Оцениваются следующие критерии и показатели:

эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);

когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);

мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);

практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).

О положительной тенденции развития гражданско – патриотического воспитания в МАДОУ  свидетельствуют также следующие факты:

Увеличилось количество творческих работ педагогических работников, методических материалов (сценарии праздников, конспектов, консультаций, проектов);

Педагоги и дети МДОУ активнее и результативнее участвуют в выставках и конкурсах разного уровня.


 

2. Содержание работы с детьми

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков:

 

2 блок Детский сад

 

 

 

3 блок

Родной город и родная природа

1 блок

Я и моя семья

 

 

 

4 блок

Родная страна

 

 

5 блок Культура страны

 


 

Блок «Я и моя семья»

Образ «Я» начинает формироваться с раннего возраста в результате взаимодействия с близкими людьми. Общение со взрослыми - важный источник знаний ребенка о себе.

В младших и средних группах помогали ребенку раскрыть сущность человека, осознание своей индивидуальности, особенность, неповторимость. На занятиях по ознакомлению с окружающим «Я и моё тело» давали знания о себе: своем теле, здоровье и безопасности, эмоциях, путях получения знаний.

В старших группах помогали ребёнку осознать себя, свои достоинства и недостатки, воспитывали у детей уважение к себе, развивали способность решать проблемы и преодолевать неудачи. Учили верить в себя, свои силы и возможности, гордиться тем, что он уже имеет делать («Я и моя семья» см.приложение 8). Учили детей сопереживать, замечать боль других, совершать по собственной воле добрые поступки («Цветик - семицветик»).

В подготовительной к школе группе формировали доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования «Я есть!». Учили защищать и знать свои права («Да здравствуют дети на всей планете»).

Мир ребенка начинается с его семьи, где он впервые осознает себя членом человеческого общества.

В первой младшей и второй младшей группах через занятия по развитию речи учили узнавать дом, квартиру, где живет ребенок, знать имена членов своей семьи, воспитывали отзывчивость на состояние близких (пожалей, не делай больно) («Моя семья»). Воспитывали у детей доброе отношение к папе, маме, себе («Портрет семьи»).

В средней группе дети получали знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточнялись представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях через составление рассказов («Как мы проводили выходные», «Что мы делаем вместе», «Кто, что любит в нашей семье»). Через сюжетно-ролевые игры («Мой день рождения» «В гости к бабушке») закрепляли опыт поведения в семье. Дети рассматривали картины («Бабушкины помощники», «Мамин праздник»), составляли рассказы, делились личным опытом. Через дидактические игры («Что делает мама», «Кому это нужно?», «А что, у вас?») дети приобретали знания, выражали свои чувства к близким.

В старшей группе на занятиях по ознакомлению с окружающим формировали представление о семье как о людях, которые живут вместе, развивали самопознание и чувство гордости за свою семью, воспитывали у детей доброе отношение к родным и близким («Я и моя семья»).

В подготовительной к школе группе воспитывали чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины – матери («Образ матери»), тематические праздники способствовали укреплению семьи, развитию более близких, теплых отношений между мамой и детьми («Вместе с мамой целый час»).

Блок «Детский сад»

В младших и средней группах через игры, экскурсии, прогулки, занятия учили ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережному отношению к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе («Осень на участке детского сада», «Наш детский сад», «Мои любимые игрушки в детском саду»).

В старших и подготовительной к школе группах учили свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщали к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, учили соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, учили быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. Воспитывали интерес и любовь к своему району, бережное отношение к детским игровым постройкам («Моя любимая игровая площадка», «Строительство детского сада»).

Блок «Родной город. Родная природа»

Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.

В младших группах знакомили детей с природой участка детского сада, проводили целевые прогулки в разные времена года («Осень на участке детского сада»), рассматривали деревья, закрепляли их название в игровой форме («Добеги до дерева, которое назову», «С какого дерева упал листик?»), чтобы дети увидели красоту природы читали отрывки из стихотворений И.А. Бунина, А.С. Пушкина, А.Н. Плещеева, Е.Ф. Трутневой. Дети получали краеведческие сведения о природе родного края через рассматривание фотоальбомов, картинок животных наших лесов, дидактические игры («Сложи картинку», «У кого какой домик», «Узнай животных»).

В средней группе знакомили детей с многообразием животного и растительного мира России через устный рассказ педагога, чтение книг В.В. Бианки, А.Н. Плещеева, Г.А. Скребицкого, дидактические игры («Чей хвост», «Узнай птицу», «Узнай по описанию», «Что растет в лесу»). Закрепляли и расширяли знания о жизни животных («У кого какой дом?», «Кто, где живет?», «Узнай по силуэту», «Чьи припасы?»). Познакомили детей с «Красной книгой. Провели беседу с детьми «Как растения лечат», конкурс загадок о растительном и животном мире. Дети составляли гербарии лекарственных растений.

Старались воспитывать положительное отношение детей к родному городу («Родной город»).

В старшей и подготовительной группах работа велась о том, как сберечь природу. Детей знакомили с родным городом, его историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми («Знакомство с гербом города Бердска», «Экскурсия по родному району»). Педагоги показывали детям картинки с видами растений, птиц, животных, находящихся на грани вымирания, рассказывали о заповедниках нашей страны. Через игры («Разные ситуации») закрепляли правила поведения в природе. Составляли кодекс правил поведения в лесу, составляли рассказы («Что будет, если исчезнут леса, птицы»).

Блок «Родная страна»

Дети получали сведения о территории России (глобус, карта), знакомились с символами России (герб, флаг, гимн), столицей и другими городами России, известными людьми, защитниками Отечества (богатыри, солдаты) и знаменательными датами, государственными праздниками.

В средней группе детей рассматривали карту России, иллюстрации с разными климатическими зонами, читали стихотворение З.Александровой «Родина», заучивали пословицу «Нет земли краше, чем Родина наша». На занятиях дети узнали, что каждая страна имеет свой флаг, рассматривали иллюстрации государственного флага и герба, а затем закрепляли полученные знания через дидактические игры «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб». Знакомили детей с защитниками родины. Рассматривали альбом «Защитники Отечества», иллюстрации воинов различных родов войск. Составляли рассказы по картине «Храбрый танкист», читали былины о русских богатырях.

В старшей и подготовительной к школе группах, расширяли представления о значении государственных символов России, воспитывали уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации («Государственные символы»). На занятиях знакомили со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами («Кто основал Москву», «Моя Родина-Россия»). На тематических праздниках формировали чувство патриотизма, знакомили с вехами военной истории России («Живи в веках, моя Россия!»). Расширяли представление о защитниках Отечества в разные исторические эпохи («Знакомство с биографией М.И. Рогачева»). Углубляли знания о Российской армии, воспитывали уважение к мужеству русских солдат («Будем в армии служить»). Формировали у детей образ героя, защитника своего государства, прививали любовь к Отечеству и родному краю («Знаем! Помним! Не забудем!», «Боевая слава нашего народа»).

На тематических праздниках воспитывали чувство гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину («День Победы!», «Поклонимся великим тем годам», «Клуб весёлых и находчивых», «Русские богатыри», «Весёлые старты», «День защитника Отечества»). Воспитывали уважительное отношение к защитникам Отечества. Знакомили с мифами о полете человека, историей освоения космоса («Космос – вселенная», «Космос. Вселенная. Звёзды»).


 

Блок «Культура страны»

Специфика воспитательно-образовательной работы МАДОУ № 21 «Искорка» заключается в создании особого воспитательного пространства, в котором созданы условия для активного приобщения ребенка к русским традициям и обычаям, к национальной истории и духовной культуре.

Педагоги стараются привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях дети получали общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, народной мудрости.

В первой и второй младших группах знакомили детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.

В средней и старшей группах детей знакомили с пословицами, небылицами, былинами, загадками, родными жанрами устного народного творчества, приобщали к общечеловеческим ценностям.

В подготовительной к школе группе дети получали элементарные знания о быте наших предков («Семейные обычаи на Руси»), развивали интерес и любознательность к историческому прошлому, расширяли представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем, формировали уважительное отношение, бережное отношение к культурным ценностям («Знакомство с русским народным костюмом»).

Для работы по каждому блоку составлен тематический план (для всех возрастных групп). Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями (в июне «День защиты детей», в феврале « День защитника Отечества», в мае «День Победы» и т.д.), обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Мы уверены, что тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае.

Работа по каждому блоку:

включает занятия, игры, продуктивные виды деятельности, экскурсии, праздники, индивидуальные занятия;

заканчивается открытым показом для педагогов и родителей, мультимедийным показом проекта, тематическими занятиями.

Каждый блок включает в себя несколько разделов.

3. Решение задач гражданско-патриотичекого воспитания детей МАДОУ в системе дополнительного образования

Решение задач гражданско-патриотичекого воспитания детей МАДОУ возможно не только через интеграцию воспитательно-образовательной деятельности, но и в системе дополнительного образования, организованного в МАДОУ через кружково-студийную работу, через выстраивание отношения партнерства МАДОУ со всеми субъектами социума (социальными институтами воспитания).

В МАДОУ № 21 «Искорка» силами специалистов и педагогов данного учреждения организованы дополнительные образовательные услуги в форме кружково-студийной работы:

Фольклорное кружковое объединение «Посиделки» и «Веселинка»,

Кружковое объединение «Умелые руки» (занятия рукоделием).

Занятия детей Кружкового объединения «Умелые руки» проводятся педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории Кирилловой З.С. по педагогической технологии «Развитие тонких движений пальцев рук у детей через занятия рукоделием» (рецензия дана кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности и специальной психологии ФП НГПУ, профессором ПФ Новосибирского гуманитарного института Соколовой Е.В.).

План работы фольклорной группы «Посиделки» (старшая группа), фольклорной группы «Веселинка» (подготовительная к школе группа), кружка «Керамика», фольклорного кружка «Искорка», кружкового объединения «Умелые руки» - к программе взаимодействия «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к народной художественной культуре».

Сценарии фольклорных праздников, развлечений («Осенины – у осени именины», «Алёнушкина сказка», «Весенние посиделки», «Посиделки») - к программе взаимодействия «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к народной художественной культуре».

Сценарии музыкальных сказок («Козлятушки и волк», «Красная шапочка», «Кошкин дом», «Теремок», «Кот и лиса», «Гуси-лебеди») - к программе взаимодействия «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к народной художественной культуре».

МАДОУ № 21 «Искорка» осуществляет продуктивное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, расширяя образовательное пространство на основе договора о сотрудничестве с определением задач по развитию ребёнка в конкретной деятельности.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Берегиня» (МОУ ДОД ДШИ «Берегиня») на протяжении десяти лет является нашими бессменными социальными партнёрами и помощником в решении задачи воспитания детей посредством их приобщения к русской народной культуре.

В содружестве с МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» раз­работана программа взаимодействия «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к народной художественной культуре» (рецензия дана кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности и специальной психологии ФП НГПУ, профессором ПФ Новосибирского гуманитарного института Соколовой Е.В.). Данная программа - результат многолетней совместной работы по приобщению детей к народной художественной культуре на основе ознакомления с бытом и жиз­нью родного народа, его характером, присущими ему нравственны­ми установками и ценностями, традициями, особенностями его куль­туры.

Основные принципы программы:

Работа по приобщению детей к русской народной культуре долж­на проводиться системно как на специальных занятиях, так и в разных видах деятельности в течение всего дня.

Программа построена в соответствии с народным календарем, куда входят все циклы жизнедеятельности человека на земле, празд­ники и ремесла. Осенью — уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, ярмарки, Осенины, посиделки, Покров день, свадьбы. Зимой — свят­ки, Рождество, колядки, Новый год, зимние праздники и обряды. Вес­ной — Масленица, Вербное воскресенье, подготовка к севу, к посад­кам. Летом - Троица, хороводы и песни вокруг зеленой березки, день Ивана Купала. Оптимизм народного календаря, где одно сменяет дру­гое, дает детям понять, что жизнь вечна и прекрасна.

Программа предполагает, прежде всего, формирование у детей нрав­ственных качеств, эмоциональной отзывчивости. Ее результаты долж­ны иметь практический характер и использоваться в повседневной жизни.

В МАДОУ стало традицией проведение совместных с МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» праздников и досугов «Широкая масленица», «Кузьминки» и др.), совместное участие в Сибирской ярмарке «УчСиб», Региональном конкурсе «Через прошлое к будущему», Городском открытом детско-юношеском фестивале «Творчество» и открытом фестивале-конкурсе фольклорных коллективов и солистов «На красную горку», городском конкурсе «Декоративно-прикладного искусства» и мн.др.

В МАДОУ преподавателями МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» организованы дополнительные образовательные услуги в форме кружково-студийоной работы:

Фольклорный кружок «Искорка»,

Кружковое объёдинение «Керамика» (лепка из глины).

Занятия детей Фольклорного кружка «Искорка» проводит педагог МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» в соответствии с программой Зенковой Л.Г. «Славянская мифология и календарно-обрядовые праздники» (рецензенты: кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории НГПУ Зверева К.Е., научный сотрудник ИАЭ СО РАН Черемисин Д.В.) по курсу: «Музыкальное воспитание и фольклор» (см. приложение 8 к программе взаимодействия «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к народной художественной культуре»).

«Методическая разработка по предмету «Керамика» для детей 5-6 летнего возраста», «Методическая разработка по предмету «Музыкальный театр» с детьми 5-7 лет на учебный год» – раздел 7 программы взаимодействия «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к народной художественной культуре».

Педагоги МАДОУ с удовлетворением отмечают, что дети, которые занимаются по программе взаимодействия:

обладают большим объемом информации культурологического характера и что более важно — высоким уровнем мотивации к занятиям, содержание и формы которых ориентированы на познание и приоб­щение к русской национальной и региональной культуре;

в поведении детей отмечается более высокий (по сравне­нию с обычными группами) уровень культуры отношений (уступить место девочке, подать руку, помочь без напоминания воспитателя);

в ситуациях ролевой игры — выбор и предпочтение роли «сильного, доброго» для мальчиков, «заботливой, доброй, красивой» — для де­вочек. Ориентация в игре, поступках — на героев национального фоль­клора.

Специалисты детского сада считают, что сотрудничество МАДОУ и МОУ ДОД ДШИ «Берегиня» способствует обогащению процесса глубокого познания духовного богатства своего народа и освоение народной культуры детьми МАДОУ.

С целью приобщения детей к мировой и национальной культуре заключен договор о сотрудничестве с Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования “Детская музыкальная школа” (МОУ ДОД “Детская музыкальная школа”).

Мероприятия проводятся по курсу “Приобщение детей к мировой и национальной музыкальной культуре” по тематическому плану, согласованному обеими сторонами. Совместными усилиями решаются следующие задачи курса:

познакомить детей с произведениями классической и народной музыки;

развить представления у детей о различных видах музыкального искусства и различных жанрах музыкальных произведений;

познакомить детей с различными выразительными средствами в музыке;

познакомить детей с различными классическими и народными музыкальными инструментами.

МОУ ДОД “Детская музыкальная школа” (далее Школа) проводит мероприятия на территории МАДОУ, используя потенциал учащихся и преподавателей Школы, музыкальные инструменты Школы:

исполнение музыкальных произведений, беседы по их содержанию, библиографическая справка о композиторе, истории создания произведения;

исполнение произведений народной музыки;

знакомство с музыкальными (в том числе народными) инструментами.

Сотрудничество со Школой позволяет детям, их родителям, сотрудникам приобщиться к миру музыки, слушать, слышать и понимать “живую” музыку, знакомиться с музыкальными инструментами, с особенностями игры на них.

С целью расширения знаний детей об окружающей среде (о природе, животных, растениях и др.) осуществляется сотрудничество с Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей Станцией юных натуралистов (МОУ ДОД СЮН). В рамках сотрудничества педагоги МДОУ имеют возможность получать программно-методическую и информационную поддержку в области формирования экологической культуры, совершенствовать формы, средства и методы экологического образования, активизировать экспериментальную и исследовательскую деятельность воспитанников. Педагоги и воспитанники МАДОУ посещают Музей "Природа", пользуются ресурсами библиотеки (экология, животные, растения, методические рекомендации, программы), видеотекой (краеведение, география, биология), участвуют в конкурсах, акциях, операциях: экологической выставке-конкурсе «Осенние фантазии», городской акции «Добрая зима», экологическом марафончике «Путешествие в страну Чудес и приключений» и т.д. Дети МАДОУ получили возможность получать дополнительные краеведческие сведения о природе родного края, познакомиться с многообразием животного и растительного мира России.

О положительной тенденции развития дополнительного образования в МАДОУ  за последние 5 лет  свидетельствуют следующие факты:

Увеличилось количество творческих работ педагогических работников, методических материалов (сценарии развлечений, музыкальных сказок, фольклорных праздников);

Увеличилось количество разработанных и апробированных педагогических технологий, программ (программа взаимодействия «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников и младших школьников через приобщение к народной художественной культуре», педагогическая технология «Развитие тонких движений пальцев рук у детей через занятия рукоделием», педагогическая технология «Развитие у дошкольников умения ориентироваться в пространстве», «Модель взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках социально-педагогического комплекса микрорайона г. Бердска»);

Педагоги и дети МАДОУ активнее и результативнее участвуют в выставках и конкурсах разного уровня.


 

Заключение

Опыт работы МАДОУ № 21 «Искорка» убеждает нас в том, что на формирование у детей патриотического сознания оказывают влияние самые разнообразные воздействия. Максимальный результат воспитательно-образовательной работы достигается только при условии, что эти воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую воспитательную функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательно-образовательного процесса. Наличие такой системы позволило создать условия для организации комплексных воздействий, которые взаимодополняют друг друга и дают наилучший воспитательный эффект.

Мы уверены, что единство требований детского сада и семьи обеспечивает ребёнку условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнить детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.