Доклад на тему «Обобщение опыта на уроках производственного обучения»

2
0
Материал опубликован 2 September 2020

t1599056823aa.gif

t1599056823ab.gif


 

t1599056823ac.gif

t1599056823ad.gif

t1599056823ae.gif

t1599056823af.gif


 


 

 

 

t1599056823ag.gif


 


 


 

с. Шира, 2019 год


 

Введение.

Сегодня интенсивно обновляются содержание начального профессионального образования и технологии обучения, формы организации учебного процесса. Значительно возрос интерес педагогической общественности к проблеме учебно-методического обеспечения предметов, профессий. И это закономерно. Ведь педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество и результативность образовательного процесса повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно.

Модернизация профессионального образования должна обеспечить формирование новой кадровой стратегии, направленной на подготовку рабочих и специалистов, обладающих такими качествами, как способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности; готовность к проявлению ответственности за выполняемую работу; готовность к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний; стремление к самосовершенствованию, творческой самореализации. Контроль знаний и умений обучающихся – один из важнейших элементов учебного процесса. Эффективность учебно-воспитательного процесса и качество подготовки специалиста во многом зависит от правильной организации контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Благодаря контролю между мастером и обучающимся устанавливается обратная связь, которая позволяет объективно оценивать динамику усвоения учебного материала, уровень владения обучающимися системой знаний, умений и навыков и при необходимости вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.

Традиционные методы контроля при наличии определенных положительных сторон имеют ряд недостатков, основными из которых являются субъективизм и ограниченные возможности проведения сравнительного анализа учебных достижений отдельных обучающихся, разных групп.

Одним из основных путей объективизации контроля является создание и внедрение тестов (заданий тестового типа).

Цель работы: определение и проверка в практической деятельности тестовых форм контроля на примере производственного обучения по профессии «Повар, кондитер».

Разработать комплекс тестовых заданий и внедрить тестовый контроль на уроках производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»

Тест состоит из двух частей - задания и эталона. Сравнивая этот эталон с ответов обучающегося можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.

Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах времени проверить всех обучающихся.

В производственном обучении тестирование является самостоятельным методом контроля. В процессе профессионального обучения тестирование может проводиться на всех этапах учебного процесса.

Тестовый контроль - это применение тестов достижения для оценки уровня усвоения знаний, умений обучающихся. Метод тестового контроля позволяет оперативно получать информацию о готовности обучающихся к восприятию нового материал о специальных знаниях, которые они получили ранее. «Тест» - в переводе с английского означает «проба», «испытание», «проверка». Это определенный вид задания, ограниченный во времени выполнения, который может быть реализован в устной или письменной форме. Результаты педагогических тестов дают возможность мне оперативно получать информацию о качестве профессиональных знаний и умений, о проблемах, которые необходимо устранить общими усилиями, о готовности обучающихся воспринимать новый материал. Кроме того, тесты позволяют конкретизировать цели дальнейшей учебной деятельности и способы ее организации.

Краткость заданий в тестовой форме вытекает из преимуществ логической формы высказывания, поэтому задания всегда короче задач и вопросов. Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться ясности смысла содержания задания. Исключаются повторы, малопонятные, редко употребляемые, а также не известные обучающимся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.

Виды тестов

Тест-напоминание или тест на различие: задания в этом формулируются в виде прямого простого ответа. Обучающиеся должен дать однозначный единственно правильный ответ. Вариант ответа может альтернативный: «да» - «нет». Модификацией этого теста является тест на распознавание; с иллюстрациями.

Тест с пробелами (дополнениями) или тесты-подстановки: в этих заданиях содержатся в виде формулировки, предложения, абзаца, где имеется пробел, который должен заполнить обучающийся. Например, записать формулу, недостающее слово, индекс, цифру и т.д. следует заметить, что пробел не должен искать предложения, должен быть существенным, иметь один правильный вариант.

Тест расположения по порядку: в таких тестах предлагают некоторое количество явлений, величин или других наименований расположить в определенном порядке (увеличения, уменьшения). В тесте рекомендуется использовать не более 7 показаний.

Тест дифференциации: в этих тестах формулируются несколько вопросов по одному и тому же факту (явлению, определению). Прочитав их, обучающийся напротив каждого ставит ответ «да» - «нет». Ответ должен быть единственно правильным. Тесты дифференциации способствуют выявлению осознанности воспитанию у обучающихся внимания при анализе задания.

Конструктивные тесты содержат вопросы, задания, ответы на обучающиеся конструируют (составляют) самостоятельно.

Тест-напоминание (на различие) и тест дифференциации (со сложности задания) можно использовать для контроля знаний на 1 уровне; остальные тесты - на 2 уровне усвоения.

Разработка и внедрение тестов на уроках производственного обучения по профессии «Повар, кондитер»

. Разработка тестов различных уровней усвоения

Тесты 1-го уровня усвоения. Для проверки качества усвоения на I уровне деятельности (уровне знакомства) должны использоваться тесты выборочные, т. е такие, в которых предполагаются ответы на выбор.

3 = Ц + С + Д- тесты 1-го уровня усвоения состоят из целей, ситуации, действия. Рассмотрим три типа тестов этого уровня:

на опознание; на различие; на классификацию;

Для тестов этого уровня необходимым и достаточным условием является то, что вся информация для правильного выбора ответа представлена в самом тесте. При этом задача обучающегося заключается в выполнении некоторого действия с "подсказкой", т. е. в сопоставлении предложенного в тесте решения с опознаваемым объектом и заключении об их совместимости.

Задание на опознание - вид тестового задания, наиболее точно определяющий естественную ситуацию действия. Прямо ставит вопрос на узнавание. Является самым простым, но не самым распространенным при составлении тестов. Это связано в основном со специфичностью того материала, которому в общей степени соответствует эта форма задания. Задание обычно содержит либо утверждение, который обучающийся должен оценить как истинное или ложное, либо вопрос, на который надо дать однозначный ответ: "да" или "нет". Задание должно тестировать только один фрагмент знаний, а утверждение (вопрос) формулироваться таким образом, чтобы на него можно было дать недвусмысленный ответ. В тестовых заданиях на опознание всегда одна существенная операция (Р=1) — выбор из альтернативы "да" — "нет".

Пример тестового задания на опознание по теме «Приготовление мясных блюд».

Ответьте на вопрос. Можно ли использовать говяжью вырезку для приготовления бифштекса с луком?

Ответы: 1. Да 2. Нет Эталон: 1 Р=1

Задание на различие - вид тестового задания, который несколько в; деятельность по узнаванию. Более сложный вид тестового задания. Эти отличаются от заданий на опознание тем, что их выполнение осуществляется

в условиях, когда "помехи", создаваемые рядом стоящими вариантами ответа, стороны, затрудняют выбор правильного решения, а с другой - контраст ним.

Пример тестового задания на различие

Тепловая обработка - это ...

Ответы:

а. изготовление полуфабрикатов высокой степени готовности

б. процесс нагревания продукта с целью доведения до состояния кулинарной готовности.

в. Опаливание сырья, позволяющее улучшить внешний вид сырья.

Эталон: б Р = 3

Задание на классификацию - вид тестового задания на дальнейшее развитие многократного опознания и различия. Ученику предлагается восстановить соответствие между элементами двух списков. Форма тестового на классификацию требует, чтобы испытуемый для каждого варианта ответа списка решил, соответствует ли данный ответ первому, второму и другого первого списка. Эти задания наиболее подходят для выявления фактической информации.

Пример задания на классификацию

Какие части говядины используют для:

Варки, жарки, тушения

а) вырезка

б) толстый и тонкий край

в) верхняя и внутренняя части задней ноги

г) боковая и наружная части задней ноги

д) лопаточная и подлопаточная части

е) грудинка

ж) покромка

Эталон: 1д, 1е, 1ж; 2а,2б; Зв, Зг Р=7

Тесты II уровня усвоения содержат лишь цель и, ситуацию, а обучающем памяти надо воспроизвести подходящую деятельность для достижения задание в заданной ситуации.

З = Ц + С + ?

Тесты II уровня усвоения включает задания:

на подстановку (тесты-подстановки).

конструктивные (тесты-копии).

на сравнение (тесты-сравнения).

типовые задачи (тесты - типовые задачи).

Тесты этого уровня предназначены для проверки умения воспроизводить необходимую информацию и решать типовые задачи по памяти без "подсказки".

Задание на подстановку - вид тестового задания, в котором намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой какой-либо существенный теста. От обучающегося требуется заполнить промежутки, давая свои ответы.

В заданиях на подстановку число существенных операций равно числу подстановок. При формулировке задания на подстановку необходимо учитывать два существенных момента:

слова должны подбираться тщательно и быть точными;

в заданиях, где необходимо дописать только один элемент текста, не оставлять столько многоточий, что задание становиться непонятным.

Пример тестового задания на подстановку. Заполните пропуски.

Вырезка - наиболее нежная часть мяса, используемая для жарки ....

Эталон: натуральными порционными кусками.

Конструктивное задание - вид тестового задания, требующий самостоятельного создания (конструирования) ответа. В конструктивных тестовых заданиях от обучающегося требуется воспроизвести целое высказывание, т. е. задать конкретный ответ на вопрос. Необходимо формулировать такие вопросы, на которые возможен только один правильный ответ. Число существенных операций в заданиях такого вида равно числу предполагаемых ответов.

Пример тестового конструктивного задания.

Для чего применяют Шпигование мяса?

Эталон: шпигуют мясо для повышения его сочности, улучшения вкусовых и ароматических качеств Р=1

Пример тестового конструктивного задания с несколькими ответами

Назовите требования к качеству панировочных полуфабрикатов.

Эталон: ровные края, толщина слоя панировки не более 2 мм. Р=2

Задание на сравнение - вид тестового задания, в котором задаются названия параметров для сравнения, а их характеристики необходимо привести испытуемому по памяти. Число существенных операций равно числу характеристик.

Пример задания на сравнение

Определить мелкокусковые полуфабрикаты из говядины.

1. Вырезка, толстый и тонкий края, верхний и внутренний куски тазобедерной части

брусочки толщина 0,5 см длина 3 - 4 см масса 5 – 7г

жаренье

2. Боковой и наружный куски тазобедерной части

брусочки толщина 1,5 - 2 см масса 10 – 15г

тушение

3. Толстый, тонкий края, верхний и внутренний куски тазобедерной части

брусочки толщина около 3 см масса - 10 – 15г

жаренье

4. Вырезка

кубики, лук репчатый (кружочки) масса 30 – 40г

жаренье без панировки

5. Лопаточная и подлопаточная части, грудинка, покромка

кубики масса 20 – 30г 4-5 шт.

тушение

Эталон: 1. бефстроганов, 2. азу, 3.поджарка, 4. шашлык, 5. гуляш. Р=5

Тесты III уровня усвоения состоят из заданий, в которых задана цель, но не ясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, а от обучающегося дополнить (уточнить) ситуацию и применить ранее усвоенные для решения данной нетиповой задачи.

З = Ц + С/? + ?

Тестовые задания этого уровня содержат задания на применение знаний в практической деятельности и позволяют диагностировать уровень овладения обучающимися программным материалом на уровне умений. Число существенных операций определяется по количеству дополненных ситуаций, по умению применить ранее усвоенные действия для решения данной нетиповой задачи, по количеству выполненных действий. Особенностью эталона тестового задания III уровня усвоения является то, что по нему можно определить правильность выполнения задания по отдельным выделенным критериям и по конечному результату, который является однозначным. Пути же выполнения задания не однозначны, хотя и не влияют на конечный результат.

Пример теста III уровня усвоения.

Пользуясь рецептурой № 591 «Гуляш», составьте технологическую карту

Эталон: критерии: раскладка на 1 порцию, приготовление, правила подачи, температура подачи, выход.

Тесты IV уровня усвоения состоят из заданий, в которых известна лишь в общей форме цель деятельности, а поиску подвергаются подходящая ситуация и действия, ведущие к достижению цели.

Это продуктивное действие творческого типа, условно названное творческим уровнем деятельности. В процессе выполнения деятельности добывается объективно новая информация. Человек действует "без правил", но в известной области, создавая новые правила действия, т. е. осуществляет творческую деятельность.

3 = Ц + ? + ? — схематичное изображение тестового задания IV уровня.

Пример.Пользуясь рецептурой № 582 «Печень по-строгановски», выполнить перерасчет на 650 порций для ученической столовой

 

Результативность:

Большое внимание в своей работе уделяю совершенствованию форм и методов контроля профессиональных умений и навыков обучающихся. Правильно организованный контроль помогает эффективно управлять учебно-воспитательным процессом и качеством подготовки обучающихся. Для получения наиболее полной и объективной информации об уровне обученности обучающихся используется сочетание традиционных и нетрадиционных методов контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся, включая методы самооценки, само- и взаимоконтроля. Уделяю большое внимание современному (тестовому) контролю умений и навыков обучающихся. В процессе целенаправленной систематической контрольно-оценочной деятельности получаю возможность скорректировать учебный процесс, методы обучения, опираясь на полученную информацию, индивидуализировать работу обучающихся с ориентацией на требования стандартов начального профессионального образования. Использование тестов на проверку качества учебно-производственных работ позволяет совместить письменный и практический методы контроля, так как тест предполагает описание технологии выполнения работы до начала выполнения практического задания или после него. Однако тестирование не может заменить другие (традиционные) методы контроля, основанные на взаимном общении мастера и обучающегося в ходе педагогического наблюдения и систематического изучения деятельности обучающегося в учебной мастерской или непосредственно на производстве. Каждый метод контроля на уроках производственного обучения имеет свои достоинства и недостатки, свою область применения. Ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты производственного обучения. Поэтому я использую сочетание всех методов контроля, что способствует повышению качества организации учебно-производственного процесса. Процесс контроля и его результаты позволяют мне оценить методы организации учебно-производственной деятельности, увидеть их сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты организации обучающей деятельности.


 


 


 


 


 

Заключение

Контроль - это проверка результата обучения, тестовый контроль - это применение тестов достижения для оценки уровня усвоения знаний, умений обучающихся. Педагогический тест — это система параллельных заданий равномерно возрастающей трудности, позволяющая оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности испытуемых. Тесты применяются для объективизации итогового контроля результатов обучения. Для активизации же текущей учебной деятельности используются не тесты, а совокупности заданий в тестовой форме, которые в отличие от тестовых заданий тест не образуют. Благодаря контролю между мастером и обучающимися устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала (действительный материал, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков) и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы организацию учебного процесса.

В результате проделанной работы мною было выявлено, что тесты позволяют: проверить овладение навыков и умений каждым обучающимся; не иметь отстающих обучающихся; проверить работу индивидуальную каждого обучающегося; закреплять и совершенствовать знания, полученные на уроках производственного обучения; развивать профессионализм обучающихся; приучать обучающихся к самостоятельности, ответственности, взаимовыручке, результат проведенной работы ведет к повышению успеваемости по производственному обучению.

Таким образом, можно говорить об успешности применения выбранной методики обучения и контроля, в том числе и контроля с помощью тестов. Данная форма контроля, на мой взгляд, позволяет своевременно выявить те затруднения, которые испытывают обучающиеся в процессе производственного обучения, устранить их, и скорректировать с учетом этих затруднений дальнейший процесс обучения профессии. Такой подход и обеспечивает успешность освоения профессии «Повар, кондитер».

 


 

 

 

 


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.