Обобщение педагогического опыта «Методика проблемного обучения как средство познавательной активности младших школьников»
Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов
МОУ «Новоульяновская средняя школа №2»
Вершининой Елены Сергеевны
«Методика проблемного обучения –как средство познавательной активности младших школьников»
План обобщения опыта:
1. Сущность и цели проблемного обучения в начальной школе…………………………....3-7
2. Адаптация методики проблемного обучения в собственной практике………………..…..................................................................................7-10
3. Технология проблемно – диалогического обучения. Создание проблемной ситуации на уроке………………………………….......................................................................10-13
4. Результативность и анализ эффективности проблемного обучения……………………..14
5.Заключение…………………………………....................................................................15
6. Литература…………………………………....................................................................16
I.Сущность и цели проблемного обучения в начальной школе.
В течение последнего десятилетия в России происходило коренное изменение жизни общества и функционирования государства. В настоящее время образование ориентировано не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Главным результатом образования является развитие функционально грамотной личности, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В настоящее время в начальной школе все шире применяется проблемное обучение. Сущность данного метода состоит в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится проблема для самостоятельного решения, в ходе которого они приходят к осознанным знаниям. Это один из методов активного обучения, способствующий организации поисковой деятельности обучаемых, формированию у них навыков продуктивного, творческого изучения дисциплины. Учитель исходит из того, что процесс усвоения знаний не может сводиться лишь к их простому восприятию, ознакомлению и воспроизведению.
Репродуктивные методы обучения не реализуют задачи формирования творческой самостоятельности обучаемых, слабо способствуют умственному развитию.
Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учеников к решению проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения в самостоятельном формировании задачи (проблемы), исходя из реальных условий.
В начальной школе проблемный и репродуктивный методы обучения, как правило, применяются в совокупности, они дополняют друг друга. При этом предполагается оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности детей по усвоению системы научных понятий и приемов, способов логического мышления и профессиональных действий.
Центральными понятиями проблемного обучения являются проблемная ситуация и проблема (задача).
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, которое возникает у ребенка, когда он не знает, как объяснить то или иное явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия, что побуждает его искать новый способ объяснения или действия.
Следовательно, проблемная ситуация – это такая ситуация, в которой оказывается ребенок, когда на пути достижения своей цели встречает какое-то затруднение или препятствие и его надо преодолеть. Проблемная ситуация служит началом, отправной точкой проблемного обучения в начальной школе.
Проблемная ситуация включает в себя 3 главных компонента:
а) потребность ребенка в новом знании или способе действия;
б) неизвестное знание, которое он должен усвоить;
в) достигнутые, усвоенные в ходе предшествующей учебы знания, умения и навыки ребенка, его интеллектуальные возможности.
В общем случае можно утверждать, что проблемная ситуация возникает тогда, когда известна цель, но неизвестны пути ее достижения.
Выделяю следующие варианты возникновения проблемной ситуации:
несоответственные между имеющимися у детей знаниями, которые требуются для ее решения;
необходимость выбора из системы знаний тех, которые могут обеспечить решение задачи вообще или оптимальным образом;
противоречия между теоретической возможностью известных способов решения и их практической возможностью.
Сложность проблемной ситуации (степень проблемности) во многом определяется уровнем знаний учеников, поэтому при широком использовании рассматриваемых методов в процессе всего обучения я повышаю сложность проблем.
Могут быть следующие варианты проблемных ситуаций (по возрастанию степени проблемности):
- ученики получают всю необходимую информацию;
- ученики получают не всю информацию, необходимы дополнительный анализ, сбор недостающих данных учителем или самостоятельно;
- ученикам бегло обрисовываю ситуацию и выдаю минимальную информацию, помимо сбора дополнительной информации для решения задачи от детей требуется профессиональное мышление, интуиция.
В любом случае для решения проблемных ситуаций ученики начальной школы должны иметь определенную систему знаний, определенное количество информации. Отсюда следует, что проблемное обучение не должно противопоставляться традиционным.
Важным в рассматриваемых методах является форма издания ситуаций. Она может быть в виде:
а) словесного описания (устно или письменно),
б) графического изображения (схемы, диаграммы),
в) фрагментов из видеофильма и т.д.
Для развития различных сторон творческой деятельности учеников начальной школы, повышения интереса и активности в процессе обучения я использую различные по своему внутреннему характеру проблемные ситуации. Такими ситуациями могут быть:
ситуация – выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать наиболее правильное, оптимальное решение;
ситуация – неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
ситуация – конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей;
ситуация – неожиданность, вызывающая удивление у детей своей парадоксальностью и необычностью;
ситуация – предложение, когда высказываю предположение о возможности новой закономерности или оригинальной идеи, что вовлекает детей в активный поиск;
ситуация – опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, проекта, решения;
ситуация – несоответствие, когда она «не вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.
Таким образом, можно утверждать, что все проблемно-ситуационные методы как методы активного обучения сводятся в конечном итоге к способам (методам) решения проблемных ситуаций.
Возникающие в процессе обучения в начальной школе проблемы чаще всего разрешаются через решение проблемных задач, вопросов, ситуаций.
Проблемное обучение в начальных классах предполагает последовательное и целенаправленное привлечение детей к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения в самостоятельном формировании задачи, исходя из реальных условий.
Структурными элементами педагогической задачи являются:
Известное – факт, пример, ситуация, взятые из учебно-воспитательной практики.
Неизвестное – существо проблемы, заложенной в данной ситуации.
Требование задачи – проанализировать сложившуюся ситуацию, найти оптимальные приемы и способы ее разрешения с учетом рекомендаций науки и передовой педагогической практики.
Для решения проблемной задачи в начальных классах я использую ряд дидактических материалов:
- системы проблемно-поисковых вопросов к данной задаче;
- схемы ориентировочной основы действий;
- дополнительных материалов, характеризующих проблемную ситуацию, детали обстановки;
- научную, методическую и учебную литературу по теме обсуждения;
- справочники, инструкции, другие нормативные акты.
Проблемный вопрос – это простейшая проблемная задача, требующая обычно «одноактового» действия.
Варианты проблемно-поисковых вопросов:
- Насколько типична данная ситуация? В чем заключается ее типичность?
- Какие явления в данной ситуации вступили в явное противоречие?
- В чем эта противоречивость проявилась?
- Каковы причины сложившегося противоречия? Какие объективные факторы и субъективные причины привели к возникновению противоречия?
- Какие причины являются ведущими, основными?
- Как обычно разрешается данное противоречие на практике?
- Можно ли изменить сложившуюся систему возникающих противоречий?
- Что нужно для этого сделать?
- Какие условия при этом необходимо соблюдать?
- Какой эффект можно получить в результате нововведений в практику?
Проблемное обучение предполагает не только активное усвоение детьми начальной школы определенных знаний путем постановки и разрешения проблемных ситуаций, но и овладение методами получения этих знаний.
Основными формами проблемного обучения являются:
а) проблемное изложение;
б) частично-поисковая деятельность;
в) самостоятельная исследовательская деятельность.
При проблемном изложении учебного материала последовательно и эмоционально раскрываю его основное содержание, вовлекая детей в активную мыслительную деятельность, не только разрешая ситуацию, но и показывая логику и методику этого процесса.
Все это требует от учителя начальных классов предварительной подготовки, которая может включать в себя следующие этапы:
Анализ и отбор основного материала, который должен составить логически законченный курс (раздел, тема, отдельное занятие).
Выбор основных проблем и формировка их в виде проблемных ситуаций (в течение одного занятия целесообразно рассматривать не более 3 – 4 проблемных ситуаций).
Продумывание логики (методики) разрешения каждой ситуации.
Компоновка всего материала в целостную систему знаний.
При частично-поисковой деятельности направляю работу детей с помощью специальных вопросов, побуждающих их к самостоятельному рассуждению и активному поиску правильного ответа.
Самостоятельная исследовательская деятельность детей заключается в самостоятельном поиске решения и предполагает наличие проблемы и
выполнение всей последовательности в организации процесса решения поставленной задачи
Проблемное обучение, в зависимости от состава и качества подготовки детей, может осуществляться на разных уровнях сложности и самостоятельности:
а) первый уровень – проблемное изложение учебного материала учителем;
б) второй уровень – учитель создает проблемные ситуации, а дети вместе с ним включаются в их разрешение;
в) третий уровень – учитель лишь создает проблемную ситуацию, а разрешают ее в ходе самостоятельной деятельности дети;
г) четвертый уровень – учитель сообщает неупорядоченные исходные данные, на основе которых дети самостоятельно формируют проблему и находят способы ее разрешения.
Проблемное обучение в начальных классах предполагает не только активное усвоение знаний, но и постановку, а также решение новых, в том числе нестандартных оригинальных задач. Тем самым оно способствует формированию и проявлению творческих возможностей детей. Именно к достижению этой цели я стремлюсь при организации и проведении занятия с помощью методов проблемного обучения.
II. Адаптация методики проблемного обучения в собственной практике.
Проблемное преподавание и проблемное обучение требуют специальной методической подготовки и учителя, и ребенка.
Особенностью проблемного обучения в начальной школе является творческая атмосфера обсуждения, свобода дискуссии: и учитель, и ребенок должны проявлять положительное отношение к участию в анализе проблемы, в выдвижении и обсуждении гипотез, а также в формировании новых проблем.
Учебно-проблемный способ имеет три разновидности (в зависимости от того, какая проблемная ситуация создается поставленной задачей): а) исследовательская; б) познавательная; в) учебная.
Таким образом, в зависимости от характера проблемных ситуаций я использую ту или иную разновидность учебно-проблемного способа решения задач.
Деятельность учителя при проблемном обучении включает:
Нахождение проблемы и создание проблемной ситуации.
Знание или нахождение наиболее эффективного способа ее решения.
Руководство этапом определения проблемы.
Оказание помощи детям в анализе условий и выборе плана решения задачи.
Уточнение формулировки проблемы.
Оказание помощи в нахождении способов самоконтроля детям.
Разбор допущенных отдельными детьми ошибок и определение их возможного влияния на решение задачи.
Организация коллективного обсуждения решенной проблемы с учетом возможных путей ее реализации на практике.
Основные формы и методы проблемного обучения.
Под проблемными методами обучения я понимаю такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают младших школьников к
мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода к поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности.
Проблемные методы обучения вызывают у детей стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий они вырабатывают оптимальное решение исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.
В настоящее время я использую в учебно-воспитательном процессе следующие методы обучения:
1) проблемный;
2) диалоговый;
3) игровой;
4) исследовательский;
5) модульный;
6) опорных сигналов;
7) критических ситуаций.
Эти и другие методы делю на две группы:
а) имитационные и б) неимитационные, а имитационные, в свою очередь – на игровые и неигровые.
Например, известно, что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Поэтому наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Это показывает целесообразность использования активных методов обучения.
Данные методы обучения формируют у детей не просто знания – репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и принятия правильных решений. Использование активных методов обучения, их выбор определяю целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями детей и рядом других условий. Опыт преподавания свидетельствует о целесообразности сочетания различных методов и форм.
Наиболее результативным, как подтверждает практика, является сочетание трех основных компонентов:
проблемность (выделение проблемы, ее постановка, поиск путей решения, решение через выявление и разрешение диалектических противоречий);
избранный метод проведения уроков;
соответствующая ему форма.
Для использования активных методов обязателен методический инструментарий: сценарий проведения учебных занятий, планы их проведения и учебно-методические разработки для самостоятельной работы детей.
Сценарий занятия – это комплексный методический документ по проведению конкретного урока по теме. Он представляет собой схематическое описание содержания темы и процесса его развертывания в деятельности детей с указанием времени, методических способов и средств исполнения.
В дополнение к этому разрабатываю комплексное задание по данной теме, которое включает:
а) целевые установки детям на самостоятельную работу;
б) методические рекомендации;
в) основную литературу, необходимую для подготовки;
г) проблемные задачи и задания;
д) вопросы для самоконтроля детей.
III. Технология проблемно-диалогического обучения.
Создание проблемной ситуации на уроке:
Методы постановки учебной проблемы Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.
Следовательно, поставить учебную проблему — значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
1) создания проблемной ситуации;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Приемы создания проблемной ситуации.
Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами 1 и 2. Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
В основе проблемных ситуаций «с удивлением» может лежать и другое противоречие - между житейским (т.е. ограниченным и даже ошибочным) представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется прием 3. В сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается приемами 4,5,6. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания. Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще. Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущие. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.
Постановка проблемных задач (вопросов)
Проблемные вопросы по окружающему миру:
Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках окружающего мира.
Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.
-Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.
-Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.
-Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.
-На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?
-Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?
-Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?
-Что случится, если растения исчезнут?
-Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил
-Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.
Проблемные вопросы по русскому языку:
1) Являются ли родственными (однокоренными) слова:
-Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
-Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
-Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.
При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.
2) Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?
-Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)
-Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)
Постановка проблемных задач по математике:
Это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.
-В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько --апельсинов съели они вместе? -Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему? Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
-Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч. Сколько километров он проехал? (Данных недостаточно, не указан отрезок времени, который велосипедист был в пути).
Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:
-Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.
(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).
Задачи с заведомо допущенными ошибками
Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Иногда предлагаю “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.
Другой приём: даю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагаю найти “верное” решение. Детям приходится проанализировать различные способы решения задачи, доказать, что все варианты верны, выбрать самый доступный или рациональный.
Задачи с противоречивыми данными
-На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?
В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?
(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)
Нестандартные тексты задач.
-Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности. Огромный интерес вызывает у детей решение задач из “Задачника” Г. Остера.
Творческие задачи.
-Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.
Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.
Проблемное обучение, как показывает опыт, можно успешно применять на всех видах занятий при условии, что учитель, дети и учебный материал подготовлены к занятию и учителем выработан четкий план его проведения.
Творчески мыслить, надо учить на всех занятиях, т.к. они требуют активности, волевых, эмоциональных качеств, длительной подготовки и напряженного труда.
По опыту лучших методистов, структура главной части урока следующая:
формирование проблемы;
поиск ее решения;
доказательство правильности решения;
указание проблем, которые должны быть решены на последующих занятиях.
Таким образом, проблемный урок, в отличие от традиционного учит думать. Приобщаясь к изменению учебных проблем, дети учатся видеть проблему самостоятельно, находят способы ее решения.
IV. Результативность и анализ эффективного проблемного обучения.
Методика проблемного обучения используется в моей практике с 2011 года. За этот период наблюдается устойчивая положительная динамика качества знаний учащихся: с 48 % в 2012-2013 учебном году до 71% в 2015-2016 учебном году.
У многих учеников к 4-го года обучения формируется устойчивая потребность в самостоятельном приобретении знаний.
Таким образом, мои школьники имеют хорошую интеллектуальную тенденцию, высокую познавательную активность, при переходе в среднюю
школу показывают высокие образовательные результаты – качество знаний по математике в 2015-16 учебном году – 73%; входного диктанта по русскому языку – 68%.
Приобщаясь к изучению учебных проблем, дети учатся видеть проблему самостоятельно, находят способы ее решения.
Все учителя-предметники отмечают сформированный еще в начальной школе навык самостоятельного приобретения знаний, повышенного интереса к процессу обучения.
Единство и взаимосвязь активных методов позволяет осуществлять обучение как совместную творческую деятельность преподавателя и обучаемого, сотворчество и сотрудничество, и что немаловажно повысить соответственный профессиональный уровень.
V. Заключение
При переходе на обучение детей по Образовательной системе «Перспективная начальная школа» многие педагоги сталкиваются с проблемой: большинство уроков надо строить с учетом использования проблемно-диалогической технологии, с которой они недостаточно хорошо знакомы. Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь специфика младших классов основана на формировании умений и навыков, а мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности.
Изучив технологию проблемно-диалогического обучения, я считаю, что можно применять её в любом классе школы и на любом предмете на уроках введения новых знаний. Проблемно-диалогическая технология принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он – не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Повышается познавательная мотивация учащихся, уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, творческих способностей, уровень развития компонентов учебной деятельности и в целом – повышается качество обученности учащихся.
Итак, я на собственном опыте убедилась, что открывать новые знания надо совместно с детьми, и надо воплощать это на своих уроках. Я считаю, что проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, поэтому овладевать этой технологией необходимо каждому педагогу.
Литература.
Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
Бадаев Л.А. Активные формы обучения. М., 1996 г.
Бондарев В.В. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985 г.
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1988 г.
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта преподавателей вузов: Методические рекомендации. Киев. 1988 г.
Ильина Т.А. Проблемное обучение. М., 1994 г.
Ильинская И.Я. Проблемные ситуации и пути их создания на занятиях. М., 1985 г.
Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. М., 2003.
Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991 г.
Кузнецов И.П. Проблемное обучение: содержание и реализация. Мн., 1994 г.
Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974 г.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972 г.
Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972 г.
Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. –М., 2006.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1979 г.
Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979 г.