Доклад «Устный счет как способ формирования познавательной активности у младших школьников»

1
0
Материал опубликован 18 March 2020

 

Устный счет как способ формирования познавательной активности у младших школьников.

 

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность позволили нам определить тему доклада – «Устный счет как способ формирования познавательной активности у младших школьников».

Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования ориентированы на результаты, на развитие личности каждого учащегося, которые достигаются с помощью усвоения универсальных учебных действий и способов познания, что является целью и основным результатом образования.

За последние десять лет процесс образования претерпел значительные изменения. На сегодняшний день проблема активизация познавательной деятельности младших школьников занимает одно из ведущих направлений в психолого-педагогических исследованиях и является одной из самых актуальных.

Изучением проблемы активизации познавательной деятельности, поиском путей для ее решения занимались и занимаются многие ученые, психологи, педагоги и методисты.

Пропагандируя активизацию, самостоятельность, интерес к знаниям, современная дидактика одновременно критически переосмысливает и уточняет теоретические положения по этому вопросу выдающихся педагогов прошлого –И.Ф. Герберта, А. Дистервега, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского.

В период развития национальной школы выдвинут ряд принципиальных положений, которые свидетельствуют, что педагогическая теория и практика подходят к общей идее необходимости активизации учения не с точки зрения узко дидактических позиций, а с точки зрения возможностей системы школьного образования для всестороннего развития личности, преодоления противоречий между интересами ребенка и целями общества. Поиски теоретиков и практиков направлены на создание благоприятных условий для обучения, имеют цель вызвать у детей желание к активной мыслительной и практической деятельности.

Проблема развития познавательной активности личности на основе идеи самовоспитания, самообразования и самодеятельности школьников как условия их умственного и нравственного развития находила отражение в работах П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Л. Н.Толстого.

Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида в младшем школьном возрасте отражены в исследованиях, проведенных Э.И. Александровой, В.В. Давыдовым, Л. В. Занковым, Н.Б. Истоминой, Ю.М. Колягиным, Л.Г. Петерсон, Л.П. Стойловой, М.Н. Скаткиным, Д.Б. Элькониным и другими учеными.

Однако, несмотря на многочисленные завершенные исследования в этой области, многие ученые (например, В.А. Беликов, В.А. Далингер, Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина и др.) отмечают, что познавательная деятельность современных младших школьников недостаточно активна. В связи с этим проблема поиска способов формирования познавательной активности младших школьников является актуальной.

В основе любой учебной деятельности учащихся лежит, в первую очередь, их активность. Процесс их активизации является процессом преобразования субъекта (в нашем случае – ученика) в состояние активности.

Активность определяется как  свойство личности, которое проявляется в деятельном инициативном отношении к окружающему миру и самому себе.

Активность учащихся выражается через вопросы, стремление думать, познавательную самостоятельность в процессах восприятия, воспроизведения, понимания и творческого применения.

Познавательная активность является  важным  фактором  улучшения  и  одновременно  показателем эффективности  и  результативности  процесса  обучения,  поскольку  она  стимулирует развитие  самостоятельности,  поисково-творческий  подход  к  овладению  содержанием образования, побуждает к самообразованию.

Признаками познавательной активности в любой деятельности выступают такие показатели, как готовность к работе, стремление к самостоятельной деятельности, качество работы, пути выбора оптимальных способов решения задач.

Познавательная активность в учебном процессе является составной объективного закономерного обучения как активного процесса познания. Это выступает важным фактором необходимости активной деятельности учащихся в познании. Однако характер и степень активности учащихся в обучении могут быть разными.

Повысить активность младших школьников можно через систему устных упражнений. Устные упражнения ускоряют темп работы. Они помогают быстро включиться в урок, служат своеобразной разрядкой в середине урока, т.е. устные упражнения должны «пронизывать» весь урок. Цель использования устных упражнений - вовлечение всех учащихся в активную познавательную деятельность.

Задачи устных упражнений:

-повышать вычислительную культуру учащихся;

-формировать навыки самоконтроля;

- формировать умения и навыки анализировать, обобщать, делать выводы;

- способствовать развитию устной речи. Каким требованиям должны отвечать устные упражнения.

Развитие навыка устного счета способствует усилению выраженности всех компонентов познавательной активности у младших школьников; наиболее резко усиливается эмоциональный компонент, слабее – деятельностный компонент, еще слабее – когнитивный компонент.

При развитии навыка устного счета у младших школьников на уроках математики происходит резкое усиление выраженности эмоционального компонента познавательной активности. Данный компонент становится более выраженным, чем когнитивный и деятельностный компоненты.

Повышение уровня развития навыка устного счета у младших школьников способствует формированию познавательной активности.

В докладе была выявлена роль устного счета в развитии познавательной активности младших школьников, направленных на повышение эффективности процесса обучения в начальной школе.

Особая роль в формировании познавательной активности у младших школьников отводится математике как точной науке. Математика имеет огромное прикладное значение, а один из ее разделов в начальной школе – устный счет – является обязательным для усвоения. Обучаясь устному счету, младший школьник, прежде всего, приобретает полезные навыки; у младшего школьника развиваются основные психические функции.

Отмечено усиление эмоционального компонента познавательной активности у младших школьников в процессе обучения устному счету. На наш взгляд, это связано с повышением мотивации к процессу осуществления учебно-познавательной деятельности.

Мы можем предложить следующие методические рекомендации для учителей.

Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом, учениками (математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые» примеры и многое другое). В него входит алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию и др.

Постановка занятий устным счётом в начальной школе предполагает ежедневные и непродолжительные, от 5 до 10 минут, упражнения в устных вычислениях, которые могут быть разбиты на следующие группы:

- устные вычисления, которые не сопровождаются записями (беглый слуховой счёт);

- устные вычисления, сопровождаемые предварительной записью примеров (зрительный счёт);

- устные вычисления с последующей записью результатов произведённых вычислений (комбинированная форма счёта);

- устное решение задач.

При проведении устного счета нужно учитывать следующие требования:

- Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.

- Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».

- Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.

- К устному счету должны привлекаться все ученики.

- При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

Постановка дополнительных вопросов познавательного характера к задачам не только помогает детям в решении, но и усиливает практическое содержание задач, способствует выработке умения применять полученные знания в жизни, на практике.

Мы подобрали различные упражнения для устного счета и сгруппировали их по цели.

В первую группу вошли упражнения, цель которых: повторение знаний о натуральном ряде чисел.

Вторая группа упражнений: повторение знаний о составе числа.

Третья группа упражнений: повторение вычислительных навыков в пределах 10 (Сложение, вычитание).

Четвертая группа упражнений: повторение умения решать простые текстовые арифметические задачи.

Пятая группа упражнений: развитие логического мышления, смекалки.

Чтобы увлечь детей, заинтересовать и мотивировать на работу, мы использовали наглядность: карточки с цифрами, иллюстрации, плакаты, таблицы, презентации

Таким образом, устный счет служит эффективным способом формирования познавательной активности у младших школьников. Однако при обучении устному счету с целью формирования познавательной активности необходимо создавать соответствующие психолого-педагогические условия осуществления целостного образовательного процесса, отбирать продуктивные методы и приемы обучения, учитывать возможности обучающихся.

 

Список литературы:

  1. Соколов Е. Психология познания. Методология и методика преподавания. - М., 2007.
  2. Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников: дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.01. – Киров, 2004.
  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Издательство: Питер, 2002.
  4. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. [Электронный ресурс] https://search.rsl.ru/ru/record/01001087464 (дата обращения 26.09.2018)
  5. Маловичко Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. – Вып. № 1.
  6. Морозова И.С., Штепина И.С. Познавательная активность младших дошкольников // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12.
  7. Рыжова И.Г. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – 2013.
  8. Царева С.Е. Математика и методика обучения математике младших школьников. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003.
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации