Реализация проектного метода как условие развития познавательной активности младших школьников
Реализация проектного метода как условие развития познавательной активности младших школьников
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе. Для успешного решения этих задач в начальной школе, необходима не только разработка и совершенствование нового учебного содержания; но и исключение непродуктивных форм и методов обучения, и применение новых методов, в том числе проектного метода обучения.
Основные неоспоримые достоинства проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, это высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной активности; развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретение детьми опыта познавательной деятельности; междисциплинарная интеграция знаний, умений, навыков. Учитывая безусловное достоинство проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, считается реальным и целесообразным его применение в процессе развития у младших школьников познавательной активности.
В зависимости от целей проектной деятельности школьников (точнее, целей для школьников разных возрастных групп) различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям еще надо учиться).
В педагогической литературе под «проектной деятельностью» понимается, прежде всего, исследовательская деятельность. Именно исследовательская проектная деятельность ставит целью проекта получение в качестве результата новых знаний, что соответствует целям обучения. В этом случае детям предлагается проектная исследовательская деятельность, ориентированная на получение в результате исследований новых знаний в соответствии с учебными программами.
Одна из тенденций современного образования носит характер системной обработки информации. В нашей формирующей работе мы объединяли комплекс мероприятий в проект, соответствующий в одной теме триединым задачам обучения и воспитания. Проект может быть организован в рамках одного предмета - (монопроект), а может объединять несколько предметов (межпредметный проект).
Именно при осуществлении межпредметных проектов может проводиться исследовательская, поисковая, творческая, прикладная (практико-ориентированная) деятельность. Проект осуществлялся в рамках класса. Проект носил кольцевой характер. Это означает, что при подведении итогов работы над проектом дети вновь возвращались к цели, которая была поставлена вначале, и убеждались, насколько пополнились их знания, и обогатился жизненный опыт. Это влияло на положительную мотивацию в учении.
Любой проект должен носить динамичный характер, иметь разумные временные рамки и учитывать возрастные особенности младших школьников.
Таким образом, проект обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, произведений поэтов и художников, дает толчок к самостоятельной деятельности. Проектный метод обучения, способствует развитию самостоятельности, инициативности, развивает социальные навыки школьников в процессе группового взаимодействия; способствует приобретению детьми опыта познавательной деятельности, коммуникативных способностей, новых знаний, развитию познавательной активности; межпредметной интеграции знаний, умений, навыков.