12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена19
Россия, р.п. Большое Мурашкино

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: высоко - низко – далеко - близко, мягкий - твёрдый – тёплый - холодный и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И. Савенков).

Исследовательская деятельность дошкольников включает следующие этапы:

- выделение и постановка проблемы;

- поиск и предложение возможных вариантов решений (гипотеза);

- сбор материала;

- обобщение полученных данных, формулировка выводов.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

1. создавать условия для исследовательской активности детей;

2. поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность;

3. углублять знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях;

4. развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни;

5. развивать познавательный интерес к природе, речь, мышление, память, умение формулировать выводы, математические умения, способствовать развитию понимания правильной картины мира;

6. воспитывать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношение ко всему живому.

Принципы работы:

работа небольшими группами;

создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

включение игровых упражнений;

активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

выполнение нетрадиционных заданий;

решение проблемных ситуаций;

моделирование и анализ заданных ситуаций;

показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

вопросы к детям.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

представления о свойствах веществ;

умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;

навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;

расширять знания об объектах и их свойствах.

План работы на 2021-2022 учебный год

Срок: 1 год.

Условия реализации: В группе «Ромашки» - среднего возраста (4-5 лет).

I этап

Подготовительный

Сроки Форма работы Практические выходы Работа с родителя

Сентябрь 1. Составление плана работы по самообразованию. Наличие плана работы по самообразованию

1. Анкетирование родителей на тему:

««Ваше отношение к детскому экспериментированию».

2. Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

1. Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г. 2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

3. Анкетирование родителей.

Проведение анкетирования родителей.

Октябрь 1. Консультации для родителей.

Проведение консультации для родителей.

1. Консультации для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!».

2. «Рекомендация для родителей на тему:

«Экспериментировать – это здорово!»

2. Проведение экспериментов с детьми: «Волшебница вода»: - «Какие свойства у воды?»; - “Делаем облако”, Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования

Дополнение развивающей среды: оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов.

II этап

Основной

Ноябрь 1. Формирование картотеки Наличие картотеки

1. Консультация для родителей на тему:

«Экспериментируйте с детьми дома»

2. Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений»

2. Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

1. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М. : ТЦ «Сфера», 2004. 2. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.

3. Проведение экспериментов с детьми: - “Есть ли у воды вкус?”, - «Тонет, не тонет. ” - “Чудесные спички” Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования

Декабрь 1. Оформление и пополнение уголка юного исследователя.

Изготовление и пополнение атрибутов для детского экспериментирования (Фартуки, перчатки, клеенка, лупа, меры: длинны, величины, объема; набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т. д.)

1. Памятка для родителей на тему:

«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

2. «Адвент – календаря» по теме:

«Твори добро» с «Домашними заданиями» для родителей.

2. Проведение занятия по теме: - «Удивительные свойства воздуха»; Наличие конспекта и атрибутов для детского экспериментирования.

3. Проведение экспериментов с детьми:- «Мы дышим воздухом»:

- «Сколько весит воздух?»

-«Можно ли поймать воздух?»

-«Может ли воздух быть сильным? Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования.

Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

Январь 1. Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой)

Пополнение «Адвент – календаря» по теме:

«Твори добро» с «Домашними заданиями» для родителей.

1. Консультация для родителей на

тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода)

2. Памятка для родителей на тему:

«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

3.«Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент»

Проведение с детьми НОД на тему: «Почему растаяла снежинка» Наличие конспекта и атрибутов для детского экспериментирования.

2. Проведение экспериментов с детьми: - «Воздух: как можно его увидеть и почувствовать». - «Узнай все о себе, воздушный шарик»; - «Бывает ли воздуху холодно» - «Упрямый воздух»; Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования

Февраль 1. Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду».

Выступление на педсовете с консультацией на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

1. Создание фотоколлажа:

«Мы экспериментируем».

2. Памятка для родителей на тему:

«Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию)

2. Проведение экспериментов с детьми: - «Мир бумаги, её свойства»; - «Можно ли склеить бумагу водой»; - «Цветы лотоса», Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования.

3. Обновление уголка детского экспериментирования. Презентация уголка

Март 1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

1. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г.

2. Изучение пособия Е. В. Лосевой:

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников».

3. Изучение пособия Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007

1. Предложить родителям изготовить книжку-малышку на тему: «Забавные эксперименты».

2. Консультация: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

2. Консультация для родителей. Проведение консультации для родителей.

3. Проведение экспериментов с детьми: - «В мире стекла»; «Таинственные стекла»,

«Знакомство с лупой», «Солнечные зайчики.

Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования

4. Проведение НОД по теме: «Жизнь растений. Растение – живой организм»

(Выявить значение тепла, влаги и света для роста растений;

уточнить представление о строении боба (фасоль, горох);

определить алгоритм деятельности по посадке растения;

установить, как растение ищет свет;

выявить потребность растения в воздухе, дыхании;

понять, как происходит процесс дыхания у растения)

Апрель 1. - «Мы – фокусник» (выявить материалы, взаимодействующие с магнитами); - «Почему все падает на землю?» «В мире пластмассы»; «Могут ли животные жить в земле?» Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования 1. Оформление папки «Мои открытия».

2. Конкурс «Удивительный эксперимент» среди родителей на самый интересный опыт для дошкольников.

2. Консультация для родителей. Проведение консультации для родителей. 3. Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

III этап

Итоговый (Практический выход) Оформление папки «Мои открытия».

Май 1. Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. Изготовление картотеки

1. Родительское собрание на тему:

Показ презентации «Юные экспериментаторы».

2. Отчет на педсовете по теме самообразования «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира». Наличие отчета и презентации

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.