«Обобщение по теме «Синонимы, антонимы, омонимы» (урок проектной деятельности в рамках ФГОС)

0
0
Материал опубликован 27 April

Урок русского языка, 2 класс

По теме «Обобщение по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

(урок проектной деятельности в рамках ФГОС)


Составитель: Пчельникова Е.А

Паспорт проектной задачи

Название проектной задачи

«Синонимы, антонимы, омонимы»

Предмет

Русский язык, технология, ИЗО

Класс

2

Тип задачи

межпредметная, одновозрастная, повторительно-обобщающий

Цели и задачи

Образовательные: создать условия, способствующие повторению и обобщению знаний по теме " Синонимы, антонимы, омонимы " и применению их в нестандартных учебных ситуациях.

Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению, самостоятельному поиску для решения учебных задач; способствовать формированию умений работать в группе, развитию информационной компетенции, творческих возможностей.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к слову, активную жизненную позицию.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Предметные: повторить и обобщить знания по теме "Синонимы, антонимы, омонимы» и применять их в нестандартных учебных ситуациях; совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать умение работать с разными типами лингвистических словарей, определяя особенности употребления в нем синонимов, антонимов, омонимов; расширить словарный запас учащихся; развивать навыки устной и письменной речи.

Метапредметные: овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала, умением извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания

Способ и формат оценивания результатов работы

В процессе решения задачи оценивается:

владение учащимися необходимым предметным материалом;

умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить их с помощью решения проектной задачи в целом;

уровень сформированности УУД

Оценка индивидуальных возможностей учащихся (по выполненным заданиям)

Оценка стартовых коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом.

Оценка уровня сформированности УУД проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа




Замысел проектной задачи.

В ходе решения проектной задачи «Синонимы, антонимы, омонимы» детям для получения результата, необходимо проанализировать подготовленный материал, отобрать нужный материал по теме, оформить странички журнала и собрать его, устно презентовать. Раздать задания старшим научным сотрудникам групп.

Данная проектная задача рассчитана на участие 4 групп по шесть человек в каждой. Список состава групп расположен на доске объявлений, на столах указаны номера групп. Продолжительность выполнения проектной задачи – 1 урок.



Содержание проектной задачи

Этапы урока:

1.Организационный момент:

Учитель приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас сегодня видеть на уроке русского языка.

-Чтобы быть успешным на уроке создадим формулу успеха

…….+………=……..= успех.

Добавьте нужные слова: старание, внимание, лень, сообразительность, раздражительность, неуверенность. (Старание+внимание+сообразительность =успех)


Воспользуемся этой формулой на уроке


2.Актуализация знаний:

Перед вами предложения (на слайде).

В глаза хвалит, а за глаза бранит.

Жди горя от моря, а беды от воды.

Где умному горе, там глупому веселье.

Добрый плачет от радости, а злой от зависти.

Знать не знаю, ведать не ведаю.

Солнце на ели, а мы еще не ели.

Лодырь и бездельник – им праздник в понедельник.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Задаёт вопросы:

- Попробуйте разделить данные предложения на 3 группы.

3. Целеполагание:

- Ребята, попытайтесь предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

(Повторение по теме Синонимы, антонимы, омонимы.)

4. Мотивация к учебной деятельности:

Сегодня у нас будет необычный урок.. Мы перевоплотимся в исследователей, которые изучают языковые явления, а полученные результаты представим в виде страниц детского журнала «Грамотенйка» на научно-практической конференции.

- Перед началом исследования ученые должны выдвинуть гипотезы. Что сегодня на уроке нам предстоит доказать?

5. Обобщение изученного: проектная работа в группах, презентация проектов

Учитель предлагается ребятам перевоплотиться в исследователей Поработать над изданием страниц журнала. Попробовать себя в роли журналистов, редакторов, художников-иллюстраторов.

В конце урока каждая группа представит и защитит свою страничку в журнал и опираясь на рабочие материалы, докажет или опровергнет одну из выдвинутых гипотез. За это отвечает старший научный сотрудник лаборатории.

Планирование деятельности

- Для этого вам потребуется информация, я для вас подготовила информационные пакеты с материалом, они лежат на столах ваших групп.

- Найдите листок с инструкцией.

- Давайте определим план действий нашей работы:

1. Ознакомиться с информацией;

2. Выполнить задания;

3. Оформить результат своей работы.

4. Защита проекта

Повторение правил работы в группе

- Давайте проговорим правила работы в группе.

Повторяют правила работы в группе (Приложение 1)


Раздает задания старшим научным сотрудникам групп (приложение №1).

Следит за ходом работы, при необходимости своевременно оказывает помощь. Если участник группы досрочно справился с заданием, учитель может оценить его, предложив другие виды работы (приложение №2).

6. Самостоятельная работа в группах:

Выполнение и оформление проекта

Группы выполняют проект, вывешивают на доску свой конечный продукт.

7.Презентация. Защита проекта.

Капитаны или представили групп выходят и защищают одну из рубрик страниц будущего журнала «Грамртейка»

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Учитель анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации

Обучающиеся оценивают свою работу в листах самооценивания (приложение 3)

8. Рефлексия по методике «Незаконченное предложение» (продолжить любое из понравившихся предложений):

- На этом уроке я узнал, что...

- Мне было сложно, когда...

- Я удивился, когда...

- Я едва не отчаялся, но...

- Я наконец-то понял, что...

- Хотелось бы, чтобы этот урок...

- Как вы думаете, ребятам понравятся наши работы?

- Вы сами довольны своей работой?

- Спасибо за такую плодотворную работу! Спасибо за урок!




Приложение №1



Инструкция к выполнению проектной задачи (2)

Возьмите конверт, познакомьтесь с его содержимым

Плакат расположите вертикально. Напишите заголовок в верхней части листа

Выберите правило к вашей страничке из предложенных вариантов. Допишите пропущенные слова. Приклейте на ватман (будущую страничку журнала)

Найдите ответ на вопрос и запишите его на ватмане.

Из какого языка пришло к нам слово АНТОНИМ?

Вспомни и запиши 5 пар антонимов.

Выберите картинки в соответствии с вашей темой

Прочитай. Выпиши предложения, где есть слова-антонимы.


1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2) Береги платье снову, а честь смолоду.

3) От доброго не бегай, а худого не делай.


1) Век живи – век учись.

2) Волков бояться – в лес не ходить.

3) От нужды умнеют, а от богатства глупеют.


Задание «Редактор».

Восстанови текст, добавляя слова – антонимы. Текст приклей на страничку.

Сегодня утром на улице была ______________ погода, а вечером было __________.

У меня было _____________ денег, а вечером_____________.

Котёнок был совсем ___________________, а щенок ____________________.

Утром моя мама была __________, а вечером _____________.


Подготовьтесь к защите проекта


Инструкция к выполнению проектной задачи (1)

Возьмите конверт, познакомьтесь с его содержимым

Плакат расположите вертикально. Напишите заголовок в верхней части листа

Выберите правило к вашей страничке из предложенных вариантов. Допишите пропущенные слова. Приклейте на ватман (будущую страничку журнала)

Найдите ответ на вопрос и запишите его на ватмане.

Из какого языка пришло к нам слово СИНОНИМ?

Подберите к словам синонимы.

Смелый, ___________________

Маленький, ____________________________

Защитник_______________________________

Дети,_____________________

Выберите картинки в соответствии с вашей темой

Прочитай. Подчерни синонимы, которые наиболее удачно подходят в предложении.


Зима (спряталась,скрылась,притаилась) в дремучем лесу. (кружатся,вьются,вращаются) в воздухе(лёгкие,невесомые)снежинки.(мохнатые,косматые,)ели(укрылись,укутались )белые пушистым одеялом.снег (светится,сверкает,сияет)на солнце .и (дремучий,густой,глухой.)лес теперь уже не кажется таким(мрачный,тёмный)одеты в зимний кружевной наряд,он стоит(тихий,бесшумный,безмолвный)и торжественный


Задание «Редактор».

Восстанови текст, добавляя слова – антонимы. Текст приклей на страничку.

Сегодня утром на улице была ______________ погода, а вечером было __________.

У меня было _____________ денег, а вечером_____________.

Котёнок был совсем ___________________, а щенок ____________________.

Утром моя мама была __________, а вечером _____________.


Подготовьтесь к защите проекта



Придумай 5 пар слов, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Составь по 2 предложения к каждой картинке, чтобы был понятен смысл.



Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами.

1)годы прошли – студенты прошли;

2)площадь прямоугольника – городская площадь;

3)сборка деталей – сборка на юбке;

4)счастливый брак – производственный брак;





АНТОНИМЫ


Слова, близкие по значению, - это ______________________.


Слова, противоположные по значению, – это______________________.

Слова, одинаковые по звучанию и (или) написанию, - это _________________________.



Слово синоним в переводе с древне-греческого языка значит «одноимённый».


Слово антоним произошло от древне-греческих слов анти – «против» и онимо – «имя».


Слово омоним произошло от двух древнегреческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя».

Приложение № 2




Приложение 1. Картинки с многозначными словами


t1745778953aa.jpg

t1745778953ab.jpg

t1745778953ac.jpg

t1745778953ad.jpg

t1745778953ae.jpg

t1745778953af.jpg

t1745778953ag.jpg

t1745778953ah.jpg

t1745778953ai.jpg

t1745778953aj.jpg





















Приложение № 3

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, на сколько интересной показалась тебе проектная задача

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


5. Хотел бы ты работать ещё раз в этой же группе? (Обведи.) Да Нет

Почему? ________________________________________________________________


Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, на сколько интересной показалась тебе проектная задача

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


5. Хотел бы ты работать ещё раз в этой же группе? (Обведи.) Да Нет

Почему? ________________________________________________________________















Экспертный лист для оценки работы группы

Ф.И.О. эксперта ________________________ № группы

Вопросы

Ответы

Как группа сформулировала задачи своей деятельности?


Планирование деятельности в группе (сразу стали выполнять задание 1, распределили задания, приступили к решению все вместе, ознакомились со всеми заданиями и т.п.)


Понимают ли обучающиеся, что задания для групп – это составные части единого целого – рабочий материал для проектирования? Да/Нет


Оперируют ли понятиями: «симметрия», «ось симметрии, симметричные фигуры»»


Умеют ли находить из предложенного симметричные объекты, раскрывать связи математики с живой природой, русским языком, архитектурой, бытом?


Был ли лидер в группе? Если да, то каким образом он появился (по собственной инициативе, стихийно, по решению всей группы и т.п.)


Взаимодействие членов группы в ходе работы (отсутствие взаимодействия, обсуждение своих решений, помощь друг другу по запросу, др.)


Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым обучающимся и т.п.)








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.