«Обобщение по теме «Синонимы, антонимы, омонимы» (урок проектной деятельности в рамках ФГОС)
Урок русского языка, 2 класс
По теме «Обобщение по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
(урок проектной деятельности в рамках ФГОС)
Составитель: Пчельникова Е.А
Паспорт проектной задачи
Название проектной задачи | «Синонимы, антонимы, омонимы» |
Предмет | Русский язык, технология, ИЗО |
Класс | 2 |
Тип задачи | межпредметная, одновозрастная, повторительно-обобщающий |
Цели и задачи | Образовательные: создать условия, способствующие повторению и обобщению знаний по теме " Синонимы, антонимы, омонимы " и применению их в нестандартных учебных ситуациях. Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению, самостоятельному поиску для решения учебных задач; способствовать формированию умений работать в группе, развитию информационной компетенции, творческих возможностей. Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к слову, активную жизненную позицию. |
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача | Предметные: повторить и обобщить знания по теме "Синонимы, антонимы, омонимы» и применять их в нестандартных учебных ситуациях; совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать умение работать с разными типами лингвистических словарей, определяя особенности употребления в нем синонимов, антонимов, омонимов; расширить словарный запас учащихся; развивать навыки устной и письменной речи. Метапредметные: овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала, умением извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания |
Способ и формат оценивания результатов работы | В процессе решения задачи оценивается: владение учащимися необходимым предметным материалом; умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить их с помощью решения проектной задачи в целом; уровень сформированности УУД Оценка индивидуальных возможностей учащихся (по выполненным заданиям) Оценка стартовых коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом. Оценка уровня сформированности УУД проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа |
Замысел проектной задачи.
В ходе решения проектной задачи «Синонимы, антонимы, омонимы» детям для получения результата, необходимо проанализировать подготовленный материал, отобрать нужный материал по теме, оформить странички журнала и собрать его, устно презентовать. Раздать задания старшим научным сотрудникам групп.
Данная проектная задача рассчитана на участие 4 групп по шесть человек в каждой. Список состава групп расположен на доске объявлений, на столах указаны номера групп. Продолжительность выполнения проектной задачи – 1 урок.
Содержание проектной задачи
Этапы урока:
1.Организационный момент:
Учитель приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас сегодня видеть на уроке русского языка.
-Чтобы быть успешным на уроке создадим формулу успеха
…….+………=……..= успех.
Добавьте нужные слова: старание, внимание, лень, сообразительность, раздражительность, неуверенность. (Старание+внимание+сообразительность =успех)
Воспользуемся этой формулой на уроке
2.Актуализация знаний:
Перед вами предложения (на слайде).
В глаза хвалит, а за глаза бранит.
Жди горя от моря, а беды от воды.
Где умному горе, там глупому веселье.
Добрый плачет от радости, а злой от зависти.
Знать не знаю, ведать не ведаю.
Солнце на ели, а мы еще не ели.
Лодырь и бездельник – им праздник в понедельник.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Задаёт вопросы:
- Попробуйте разделить данные предложения на 3 группы.
3. Целеполагание:
- Ребята, попытайтесь предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
(Повторение по теме Синонимы, антонимы, омонимы.)
4. Мотивация к учебной деятельности:
Сегодня у нас будет необычный урок.. Мы перевоплотимся в исследователей, которые изучают языковые явления, а полученные результаты представим в виде страниц детского журнала «Грамотенйка» на научно-практической конференции.
- Перед началом исследования ученые должны выдвинуть гипотезы. Что сегодня на уроке нам предстоит доказать?
5. Обобщение изученного: проектная работа в группах, презентация проектов
Учитель предлагается ребятам перевоплотиться в исследователей Поработать над изданием страниц журнала. Попробовать себя в роли журналистов, редакторов, художников-иллюстраторов.
В конце урока каждая группа представит и защитит свою страничку в журнал и опираясь на рабочие материалы, докажет или опровергнет одну из выдвинутых гипотез. За это отвечает старший научный сотрудник лаборатории.
Планирование деятельности
- Для этого вам потребуется информация, я для вас подготовила информационные пакеты с материалом, они лежат на столах ваших групп.
- Найдите листок с инструкцией.
- Давайте определим план действий нашей работы:
1. Ознакомиться с информацией;
2. Выполнить задания;
3. Оформить результат своей работы.
4. Защита проекта
Повторение правил работы в группе
- Давайте проговорим правила работы в группе.
Повторяют правила работы в группе (Приложение 1)
Раздает задания старшим научным сотрудникам групп (приложение №1).
Следит за ходом работы, при необходимости своевременно оказывает помощь. Если участник группы досрочно справился с заданием, учитель может оценить его, предложив другие виды работы (приложение №2).
6. Самостоятельная работа в группах:
Выполнение и оформление проекта
Группы выполняют проект, вывешивают на доску свой конечный продукт.
7.Презентация. Защита проекта.
Капитаны или представили групп выходят и защищают одну из рубрик страниц будущего журнала «Грамртейка»
Синонимы
Антонимы
Омонимы
Учитель анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации
Обучающиеся оценивают свою работу в листах самооценивания (приложение 3)
8. Рефлексия по методике «Незаконченное предложение» (продолжить любое из понравившихся предложений):
- На этом уроке я узнал, что...
- Мне было сложно, когда...
- Я удивился, когда...
- Я едва не отчаялся, но...
- Я наконец-то понял, что...
- Хотелось бы, чтобы этот урок...
- Как вы думаете, ребятам понравятся наши работы?
- Вы сами довольны своей работой?
- Спасибо за такую плодотворную работу! Спасибо за урок!
Приложение №1
Инструкция к выполнению проектной задачи (2)
Возьмите конверт, познакомьтесь с его содержимым
Плакат расположите вертикально. Напишите заголовок в верхней части листа
Выберите правило к вашей страничке из предложенных вариантов. Допишите пропущенные слова. Приклейте на ватман (будущую страничку журнала)
Найдите ответ на вопрос и запишите его на ватмане.
Из какого языка пришло к нам слово АНТОНИМ?
Вспомни и запиши 5 пар антонимов.
Выберите картинки в соответствии с вашей темой
Прочитай. Выпиши предложения, где есть слова-антонимы.
1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
2) Береги платье снову, а честь смолоду.
3) От доброго не бегай, а худого не делай.
1) Век живи – век учись.
2) Волков бояться – в лес не ходить.
3) От нужды умнеют, а от богатства глупеют.
Задание «Редактор».
Восстанови текст, добавляя слова – антонимы. Текст приклей на страничку.
Сегодня утром на улице была ______________ погода, а вечером было __________.
У меня было _____________ денег, а вечером_____________.
Котёнок был совсем ___________________, а щенок ____________________.
Утром моя мама была __________, а вечером _____________.
Подготовьтесь к защите проекта
Инструкция к выполнению проектной задачи (1)
Возьмите конверт, познакомьтесь с его содержимым
Плакат расположите вертикально. Напишите заголовок в верхней части листа
Выберите правило к вашей страничке из предложенных вариантов. Допишите пропущенные слова. Приклейте на ватман (будущую страничку журнала)
Найдите ответ на вопрос и запишите его на ватмане.
Из какого языка пришло к нам слово СИНОНИМ?
Подберите к словам синонимы.
Смелый, ___________________
Маленький, ____________________________
Защитник_______________________________
Дети,_____________________
Выберите картинки в соответствии с вашей темой
Прочитай. Подчерни синонимы, которые наиболее удачно подходят в предложении.
Зима (спряталась,скрылась,притаилась) в дремучем лесу. (кружатся,вьются,вращаются) в воздухе(лёгкие,невесомые)снежинки.(мохнатые,косматые,)ели(укрылись,укутались )белые пушистым одеялом.снег (светится,сверкает,сияет)на солнце .и (дремучий,густой,глухой.)лес теперь уже не кажется таким(мрачный,тёмный)одеты в зимний кружевной наряд,он стоит(тихий,бесшумный,безмолвный)и торжественный
Задание «Редактор».
Восстанови текст, добавляя слова – антонимы. Текст приклей на страничку.
Сегодня утром на улице была ______________ погода, а вечером было __________.
У меня было _____________ денег, а вечером_____________.
Котёнок был совсем ___________________, а щенок ____________________.
Утром моя мама была __________, а вечером _____________.
Подготовьтесь к защите проекта
Придумай 5 пар слов, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Составь по 2 предложения к каждой картинке, чтобы был понятен смысл.
Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами.
1)годы прошли – студенты прошли;
2)площадь прямоугольника – городская площадь;
3)сборка деталей – сборка на юбке;
4)счастливый брак – производственный брак;
АНТОНИМЫ
Слова, близкие по значению, - это ______________________.
Слова, противоположные по значению, – это______________________.
Слова, одинаковые по звучанию и (или) написанию, - это _________________________.
Слово синоним в переводе с древне-греческого языка значит «одноимённый».
Слово антоним произошло от древне-греческих слов анти – «против» и онимо – «имя».
Слово омоним произошло от двух древнегреческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя».
Приложение № 2
Приложение 1. Картинки с многозначными словами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 3
Поставь галочку на оценочной шкале:
1. Оцени, на сколько интересной показалась тебе проектная задача
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий)
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Хотел бы ты работать ещё раз в этой же группе? (Обведи.) Да Нет
Почему? ________________________________________________________________
Поставь галочку на оценочной шкале:
1. Оцени, на сколько интересной показалась тебе проектная задача
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий)
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Хотел бы ты работать ещё раз в этой же группе? (Обведи.) Да Нет
Почему? ________________________________________________________________
Экспертный лист для оценки работы группы
Ф.И.О. эксперта ________________________ № группы
Вопросы | Ответы |
Как группа сформулировала задачи своей деятельности? | |
Планирование деятельности в группе (сразу стали выполнять задание 1, распределили задания, приступили к решению все вместе, ознакомились со всеми заданиями и т.п.) | |
Понимают ли обучающиеся, что задания для групп – это составные части единого целого – рабочий материал для проектирования? Да/Нет | |
Оперируют ли понятиями: «симметрия», «ось симметрии, симметричные фигуры»» | |
Умеют ли находить из предложенного симметричные объекты, раскрывать связи математики с живой природой, русским языком, архитектурой, бытом? | |
Был ли лидер в группе? Если да, то каким образом он появился (по собственной инициативе, стихийно, по решению всей группы и т.п.) | |
Взаимодействие членов группы в ходе работы (отсутствие взаимодействия, обсуждение своих решений, помощь друг другу по запросу, др.) | |
Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым обучающимся и т.п.) | |