Статья «Проектная деятельность — приоритет НОО в рамках ФГОС»
В разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, так как именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт работы школ, решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.
Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета.
Благодаря проектной деятельности происходит освоение обучающимися начальной школы окружающей среды. Основная работа по проекту осуществляется детьми дома вместе с родителями. Дети свободны в выборе материала на заданную тему; как правило, не ограничены во времени, могут реализовать свои творческие возможности. Проектная деятельность развивает самостоятельность и коммуникабельность, формирует ответственность, предполагает развитие сотрудничества между детьми, педагогом и родителями. Ведь по всем вопросам проекта необходимую консультацию оказывает учитель. В начальной школе особенно много проектов в 1 классе. В последующих классах их меньше. Поэтому важно заинтересовать проектной деятельностью на самом начальном этапе обучения. Проекты по окружающему миру направлены на углубление знаний по истории Родины, семьи; на знакомство с одноклассниками, профессиями. Проекты по математике способствуют установлению взаимосвязей между наукой математикой и жизнью. Проектная деятельность по русскому языку направлена на углубленное изучение программного материала, на знакомство с различными видами словарей. Я считаю, это важно и необходимо, так как программный материал объёмный и в рамках урока таких возможностей нет. Проекты по литературному чтению направлены на расширение читательского кругозора, на знакомство с детскими периодическими изданиями, на усвоение литературоведческих понятий. Как правило, в 1 классе проекты включают в себя иллюстрации и фотографии, по которым обучающиеся делают сообщения. Во 2 классе в проектах ребята используют текст, так как уже владеют навыками письма. А в 3-ем и 4-ом классах проектные работы уже содержат печатные сообщения, количество иллюстраций становится меньше.
Метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность.
Проект – это форма организации учебного процесса. Каждый проект предполагает защиту (своего рода отчёт о проделанной работе) в рамках урока, предусмотренного программой.
Важно выбрать нужный объём проекта, который соответствует и
возрастным ,и индивидуальным возможностям. Главное - поставить перед собой выполнимую цель.
Этому должен учить педагог. Тогда проектная деятельность будет ребёнку доставлять радость и будет для ребёнка желанной. В противном случае, интерес у детей к проектной деятельности угаснет. В своей педагогической деятельности самые лучшие проекты я поощряю. Таким образом, у ребят появляется желание следующий свой проект сделать ещё лучше.
Анализируя свой педагогический опыт, могу сказать, что большинству моих учеников проектная деятельность нравится, некоторые ждут новых проектов, в отдельных случаях говорят: «Я люблю работать над проектами».
Подчёркивая важность проектной деятельности в современной начальной школе , хочется вспомнить китайскую народную мудрость, которая гласит:
«Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».