Урок на тему «Обращения, вводные слова и вставные конструкции» (9 класс)

5
0
Материал опубликован 8 March в группе

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Цель: повторить обращения, вводные слова и вставные конструкции

Задачи: знать способы выражения обращения, правила выделения обращения, группы вводных слов, вставные конструкции, уметь находить обращение, вводные слова, вставные конструкции, выделять на письме обращения, вводные слова, вставные конструкции.

Разминка. Соотнести фразеологизмы и их значения

Бить баклуши

Очень далеко

Белая ворона

Пешком

Как дважды два

Лгать, хитрить, обманывать

Седьмая вода на киселе

Опытный человек

На одиннадцатом номере

Дальний родственник

Вешать лапшу на уши

Непохожий, не такой , как все

За тридевять земель

Бездельничать

Стреляный воробей

Очень легко, просто

Новый материал. Познакомиться со справочным материалом, дополнить схему.

t1709876851aa.jpg

Закрепление.

а) §6, упр.38. Вставить недостающие слова и знаки препинания, найти обращения (О) и другие обособленные члены предложения.

 

t1709876851ab.jpg t1709876851ac.jpg

 

 

 

б) §6, упр. 39 найти и обозначить вводные слова (ВВ) и вставные конструкции (ВК).

 

t1709876851ad.jpg

 

4. Контроль

1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).

а) Пусть для вас сияет солнце.

б) Шумит шумит высокая пшеница.

в) Ты помнишь ли былое Неман?

г) Гори вовеки нерушимо тот добрый жар у вас в груди.

2. Найдите лишнее значение вводных слов.

а) большая или меньшая степень уверенности

б) порядок мыслей и их связь

в) источник сообщения

г) сравнение

3. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

а) Дождь, казалось, зарядил надолго.

б) К несчастью частые дожди мешали успешному сбору урожая.

в) По народному поверью аист стережёт счастье, не подпускает беду.

г) Дождь прекратился, но должно быть временно: лохматые тучи крутились низко, прямо над вершинами влажного леса.

5.Домашнее задание. §6, упр.40

 

 

 

 

 

Справочный материал

Особенности обращения

1. Имеет форму И. п., произносится с особой, звательной интонацией. Пётр, не забывайте нас.

2. Различаются нераспространённые и распространённые обращения. Берёза (нераспростр.), о тебе я в тропических чащах скучал. Берёза родная (распростр.), со стволом серебристым, о тебе я в тропических чащах скучал. (К. Д. Бальмонт)

3. В разговорной речи выражено одушевлёнными существительными, прилагательными или причастиями (в значении существительных), В художественной речи возможно использование неодушевлённых существительных. Отпусти ты, старче, меня в море! (А. С. Пушкин) Что ты рано в гости, осень, к нам пришла. (А. Н. Плещеев)

4. Может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Папа, приезжай скорей.Соберите, пожалуйста, тетради, дежурные.Сегодня, дети, пойдём в музей.

Знаки препинания при обращении

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то отделяется восклицательным знаком, а предложение начинается с прописной буквы:

Москва! Москва!Люблю тебя как сын.(М. Ю. Лермонтов)

Если перед обращением стоит частица о и сливается с ним в произношении, то запятой она от него не отделяется:Как хорошо ты, о море ночное! (Ф. И. Тютчев)

Группы вводных слов по значению

1. Различная степень уверенности-неуверенности: разумеется, действительно, конечно, безусловно, бесспорно и др.; возможно, вероятно, кажется, пожалуй, очевидно, может быть и др.

2. Вежливые слова: Здравствуйте, добрый день.

3. Порядок мыслей: во-первых, во-вторых, далее, стало быть, как было сказано, между прочим, одним словом, следовательно, итак, наоборот и др.

4. Источник информации (кому принадлежит оно): как известно, по сообщению (кого-либо), по мнению, по-вашему, по сведениям, по слухам и др.

Вставные конструкции

Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения) содержат дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки к основному высказыванию.

Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные, и потому резко выпадают из его структуры. Выражая дополнительные сообщения, они требуют более значительного выделения в составе предложения, нежели вводные конструкции, как правило, заключающие в себе отношение к высказанному, его оценку. Именно эта смысловая самостоятельность вставных конструкций объясняет необходимость использования для их выделения скобок и тире.

Например: С 1851 года деятельно работал Сибирский (затем Восточно-Сибирский) отдел Географического общества (Расп.); Нас хорошо кормили, но воды – не питьевой, а для умывания – было мало (Кав.); Иногда дни сверкали лучше летних – белизна замороженного снега в упор сопротивлялась солнечному огню – и чистый воздух остро мерцал от колкого холода и тягучего тепла (Плат.); Валерия – так звали девушку, от тоски по которой я сбежал из деревни в Москву, – слушала меня, мечтательно глядя перед собой (Сол.).

(Из Интернета)

 


 


 

3

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации