Урок на тему «Обращения, вводные слова и вставные конструкции» (9 класс)
Обращения, вводные слова и вставные конструкции
Цель: повторить обращения, вводные слова и вставные конструкции
Задачи: знать способы выражения обращения, правила выделения обращения, группы вводных слов, вставные конструкции, уметь находить обращение, вводные слова, вставные конструкции, выделять на письме обращения, вводные слова, вставные конструкции.
Разминка. Соотнести фразеологизмы и их значения
Бить баклуши |
Очень далеко |
Белая ворона |
Пешком |
Как дважды два |
Лгать, хитрить, обманывать |
Седьмая вода на киселе |
Опытный человек |
На одиннадцатом номере |
Дальний родственник |
Вешать лапшу на уши |
Непохожий, не такой , как все |
За тридевять земель |
Бездельничать |
Стреляный воробей |
Очень легко, просто |
Новый материал. Познакомиться со справочным материалом, дополнить схему.
Закрепление.
а) §6, упр.38. Вставить недостающие слова и знаки препинания, найти обращения (О) и другие обособленные члены предложения.
б) §6, упр. 39 найти и обозначить вводные слова (ВВ) и вставные конструкции (ВК).
4. Контроль
1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).
а) Пусть для вас сияет солнце.
б) Шумит шумит высокая пшеница.
в) Ты помнишь ли былое Неман?
г) Гори вовеки нерушимо тот добрый жар у вас в груди.
2. Найдите лишнее значение вводных слов.
а) большая или меньшая степень уверенности
б) порядок мыслей и их связь
в) источник сообщения
г) сравнение
3. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
а) Дождь, казалось, зарядил надолго.
б) К несчастью частые дожди мешали успешному сбору урожая.
в) По народному поверью аист стережёт счастье, не подпускает беду.
г) Дождь прекратился, но должно быть временно: лохматые тучи крутились низко, прямо над вершинами влажного леса.
5.Домашнее задание. §6, упр.40
Справочный материал
Особенности обращения
1. Имеет форму И. п., произносится с особой, звательной интонацией. Пётр, не забывайте нас.
2. Различаются нераспространённые и распространённые обращения. Берёза (нераспростр.), о тебе я в тропических чащах скучал. Берёза родная (распростр.), со стволом серебристым, о тебе я в тропических чащах скучал. (К. Д. Бальмонт)
3. В разговорной речи выражено одушевлёнными существительными, прилагательными или причастиями (в значении существительных), В художественной речи возможно использование неодушевлённых существительных. Отпусти ты, старче, меня в море! (А. С. Пушкин) Что ты рано в гости, осень, к нам пришла. (А. Н. Плещеев)
4. Может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Папа, приезжай скорей.Соберите, пожалуйста, тетради, дежурные.Сегодня, дети, пойдём в музей.
Знаки препинания при обращении
Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то отделяется восклицательным знаком, а предложение начинается с прописной буквы:
Москва! Москва!Люблю тебя как сын.(М. Ю. Лермонтов)
Если перед обращением стоит частица о и сливается с ним в произношении, то запятой она от него не отделяется:Как хорошо ты, о море ночное! (Ф. И. Тютчев)
Группы вводных слов по значению
1. Различная степень уверенности-неуверенности: разумеется, действительно, конечно, безусловно, бесспорно и др.; возможно, вероятно, кажется, пожалуй, очевидно, может быть и др.
2. Вежливые слова: Здравствуйте, добрый день.
3. Порядок мыслей: во-первых, во-вторых, далее, стало быть, как было сказано, между прочим, одним словом, следовательно, итак, наоборот и др.
4. Источник информации (кому принадлежит оно): как известно, по сообщению (кого-либо), по мнению, по-вашему, по сведениям, по слухам и др.
Вставные конструкции
Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения) содержат дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки к основному высказыванию.
Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные, и потому резко выпадают из его структуры. Выражая дополнительные сообщения, они требуют более значительного выделения в составе предложения, нежели вводные конструкции, как правило, заключающие в себе отношение к высказанному, его оценку. Именно эта смысловая самостоятельность вставных конструкций объясняет необходимость использования для их выделения скобок и тире.
Например: С 1851 года деятельно работал Сибирский (затем Восточно-Сибирский) отдел Географического общества (Расп.); Нас хорошо кормили, но воды – не питьевой, а для умывания – было мало (Кав.); Иногда дни сверкали лучше летних – белизна замороженного снега в упор сопротивлялась солнечному огню – и чистый воздух остро мерцал от колкого холода и тягучего тепла (Плат.); Валерия – так звали девушку, от тоски по которой я сбежал из деревни в Москву, – слушала меня, мечтательно глядя перед собой (Сол.).
(Из Интернета)
3