Презентация к уроку МХК «Образ человека — главная тема искусства» (5–6 классы)
Образ человека – главная тема искусства
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас. С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Её глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Её глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потёмки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Её прекрасные глаза. Н.Заболоцкий
В переводе с латыни «портрет» переводится как «извлечение сущности» — выявление внутреннего содержания. Художник обычно не ставит перед собой задачу воплотить эпоху, но он обязательно передаёт через призму своего времени и то, как он его (время) видит. А зритель воссоздаёт прошедшую эпоху по её лицам. В каждом образе можно увидеть идеалы эпохи, понимание окружающего мира, характер жизни. Именно это мы ценим в портретах.
Портрет — это самый антропоцентричный живописный жанр. Внимание художника полностью сосредотачивается на человеке. Смыслом работы живописца становится как минимум отображение на холсте внешности модели (до появления авангардных стилей — реалистичной), а как максимум — раскрытие души, характера. Следует заметить, что в современном искусстве на первый план выходит не портретное сходство, а погружение во внутренний мир человека. А вот классический портрет подразумевает ещё и высокую точность в изображении человека. Портрет. Франс Хальс. «Смеющийся кавалер»
Портрет в живописи — это всегда изображение реального человека. Недаром в старину на Руси портреты назывались парсунами — от латинского слова persona, что означает «личность». Как видим, парсуна и персона — родственные слова. Что же касается современного термина для обозначения данного жанра живописи, то в его основе лежит старофранцузское слово portraire. Оно означает воспроизведение чего-либо очень точно, «черта в черту». Но, что интересно, портретный жанр стал самостоятельным раньше, чем у него появилось отдельное название. Портрет. Иван Крамской. «Неизвестная»
Портрет в европейской живописи обособился от других жанров ещё в раннеренессансную эпоху. Однако применять термин portrait исключительно по отношению к изображению конкретного человека стали только в XVII столетии. Первоначально слова portrait, portraiture могли относиться к любым картинам. Портрет. Диего Веласкес. «Папа Иннокентий Х»
Теоретический базис под такое словоупотребление подвёл друг одного из первых классицистов Никола Пуссена (Nicolas Poussin) — историк Андре Фелибьен (André Félibien). Он закрепил современное, антропоцентричное понимание, что такое портрет, категорично отделив от него изображения животных и растений. Портрет. Валентин Серов. «Девочка с персиками» («Портрет Веры Мамонтовой»)
Классификация — какими бывают портреты?
По характеру их делят на две большие группы: парадный (репрезентативный) и камерный. Первый, обычно, представляет достаточно важную персону и подаётся художником в торжественном антураже. Портрет. Жан-Марк Натье. «Портрет Екатерины I»
Камерные портреты более лиричны, интимны. Портрет. Владимир Боровиковский. «Портрет Марии Ивановны Лопухиной»
Среди парадных выделяют: коронационные и их разновидность — тронные; придворные; конные; военные (они тоже могут быть конными). Портрет. Жак-Луи Давид. «Бонапарт на перевале Сен-Бернар»
Также иногда называют промежуточный вид — полупарадный. Такие работы часто делались для фамильных галерей. Портрет. Тициан. «Портрет Федерико II Гонгаза, герцога Мантуи»
Парадные картины писались, как правило, в полный рост. Полупарадные могли быть и ростовыми, и поколенными, и поясными. Камерные — поясными, погрудными, оплечными. Портрет. Питер Пауль Рубенс «Портрет камеристки инфанты Изабеллы
Особый вид — портретная миниатюра. Для неё часто выбиралась круглая или овальная форма. Портрет. Пармиджанино. «Автопортрет в зеркале» («Автопортрет в выпуклом зеркале»)
Виды портрета (поджанры)
Портретный жанр включает с десяток поджанров, выделившихся в различные эпохи. Давайте познакомимся с основными из них: Костюмированный — на нём герой предстаёт в образе исторического, литературного, театрального героя или в каком-либо особом наряде — охотничьем, маскарадном. Портрет. Зинаида Серебрякова. «Автопортрет в костюме Пьеро»
Исторический (portrait historié), на котором человек изображён в мифологическом или аллегорическом антураже. В терминологии имеются разночтения: так, в России portrait historié чаще объединяется с костюмированным, а под историческим портретом нередко понимается изображение известной личности, написанное в более позднюю эпоху. Портрет. Рембранд. «Саския в образе Флоры»
Ретроспективный — сделан по прижизненным изображениям умершего человека или даже создан на основе описаний. Как уже сказано, из-за проблем с терминологией ретроспективные полотна иногда называются историческими. Портрет. Виктор Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный»
Религиозный (его также называют ктиторским или донаторским), где реальный человек или целая семья изображены рядом с мадонной или на одной из алтарных створок. Как правило, это был даритель, совершивший пожертвование храму. В названии картины обычно упоминается его фамилия. Портрет. Ян ван Эйк «Мадонна канцлера Ролена»
Групповой — на нём может быть изображено двое и более лиц. Портрет. Диего Веласкес. «Менины»
Семейный — разновидность группового. Герои на нём связаны родственными узами. Портрет. Ян ванн Эйк. «Чета Арнольфини»
Парный — две картины, взаимодополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов. (Не путать с одним полотном, на котором изображено два человека). Такие пары — написанные в любом жанре — называются панданами. Портрет. Пьеро делла Франческа. «Герцог и герцогиня Урбинские» («Федериго да Монтефельтро с супругой», пандан)
Фамильный — изображает одного из представителей рода. Аристократия создавала из них целые галереи. Опять же, есть некоторые терминологические расхождения: фамильным может называться и общий семейный портрет. Портрет. Диего Веласкес. «Портрет кардинала-инфанта Фердинанда Австрийского»
Портрет-картина — изображаемая персона является частью сюжета, жанровой сцены или полноценного пейзажа (то есть ландшафт выступает не просто фоном, а играет важную художественную роль). Портрет. Томас Гейнсборо. «Мистер и миссис Эндрюс»
Портрет-прогулка — разновидность предыдущего подвида. Представляет прогуливающегося на фоне природы. Портрет. Владимир Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»
Портрет-тип — представляет собой обобщающий, собирательный образ. Портрет. Иван Крамской. «Портрет крестьянина»
Сословный — отображает характерные черты того или иного сословия — военного, купеческого, крестьянского. Часто носит обобщающий характер и становится портретом-типом. Портрет. Иван Аргуновю «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»
Как особый жанр выделяется автопортрет — изображение художником самого себя. Портрет. Альбрехт Дюрер. «Автопортрет в одежде, отделанной мехом»
Автопортреты могут быть костюмированными, как у Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, аллегорическими (например, Караваджо написал себя в образе Бахуса) и носить черты других поджанров. Портрет. Караваджо. «Больной Вакх» («Автопортрет в зеркальном отражении»)
А иногда автопортрет становится и частью группового, семейного — как, например, у Рембрандта, запечатлевшего себя с супругой на коленях. Портрет. Рембрандт. «Блудный сын в таверне» (Автопортрет с Саскией на коленях»)
Что же касается стиля, то свои портретные шедевры найдутся практически в любом: от барокко, классицизма и рококо до кубизма и других современных направлений. Портрет. Пабло Пикассо. «Портрет Мари-Терезы Вальтер»
История портретного жанра
В Древнем мире портретное искусство было в основном скульптурным, а в Средневековье вообще практически сошло со сцены. Развитие портретного жанра в европейской живописи началось в эпоху Проторенессанса, с нарастанием светских и антропоцентрических идей, которые стали в итоге основой ренессансного мировоззрения. Портрет. Джотто. «Портрет Данте Алигьери»
Сначала лица писали в профиль — подобно тому, как чеканили на монетах. Большим достижением художников Возрождения стал разворот лиц в профиль и три четверти. Портрет. Рафаэль Санти. «Портрет графа Бальдассаре Кастильоне»
Эпоха абсолютизма принесла моду на парадные портреты. Их заказывали короли, высшие духовные лица, аристократы. Предпочтение отдавалось классицистическому подходу. Появилась должность придворного живописца, специализировавшегося преимущественно на этом жанре. Портрет. Луи Токке. «Портрет дофина Людовика»
Барокко внесло в портретное искусство свето-теневые контрасты, силу эмоций, глубину и драматизм. Портрет. Рембрандт. «Портрет старика»
Живописцы рококо добавили портретам интимности, лиричности, изящного очарования. Портрет. Франсуа Буше. «Портрет мадам Помпадур»
Серьёзно повлиял на развитие жанра романтизм: художники-портретисты этого направления стремились заглянуть в душу человека, создать одухотворённый образ в портрете. Портрет. Орест Кипренский. «Портрет Александра Сергеевича Пушкина»
С конца XVIII столетия в портретной живописи нарастали реалистические тенденции. Портрет. Василий Петров. «Портрет Достоевского»
Но к концу XIX — началу XX веков реализм сдаёт позиции. Так, импрессионисты старались отразить настроение модели, подчеркнуть эмоции в конкретный момент времени. Портрет. Берта Моризо. «Эжен Мане с дочерью в Буживале»
Многие художники стали делать акцент на экспрессии. Выразительный образец — кричащий образ Гюстава Курбе. Портрет. Гюстав Курбе. «Отчаяние. Автопортрет»
Другие экспериментировали с цветом, третьи искажали пропорции, четвёртые создавали образы из кубических форм, пятые приправляли сюрреализмом… Портрет. Борис Григорьев. «Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда»
Современные портретисты продолжают искать оригинальные художественные подходы, позволяющие отобразить индивидуальность человека. Портрет. Брайан Орган. «Чарльз, принц Уэльский»
Известные портретисты
В наследие многих великих художников входят знаменитые портреты, ставшие признанными шедеврами. Портрет. Илья Репин. «Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского»
Великолепные образцы жанра созданы: Леонардом да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci); Рафаэлем Санти (Raffaello Santi); Тицианом (Tiziano Vecellio); Рембрандтом (Rembrandt Harmenszoon van Rijn); Питером Паулем Рубенсом (Pieter Paul Rubens); Диего Веласкесом (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez; 1599—1660, Испания); Карлом Павловичем Брюлловым; Ильёй Репиным; Валентином Александровичем Серовым (1865—1911, Россия); Винсентом ван Гогом (Vincent Willem van Gogh). Портрет. Валентин Серов. «Портрет актрисы Ермоловой»
Их работы в портретном жанре, выбраны в качестве иллюстраций к данному уроку. Портрет. Винсент ван Гог. «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой»
Некоторых художников прославили именно портреты — например, загадочная «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского или скандальная «Мадам X» Джона Сингера Сарджента (John Singer Sargent). Портрет. Джон Сингер Сарджент. «Мадам Х» («Портрет мадам Икс»). Скандальная первоначальная и исправленная версии
Были и живописцы, которые специализировались именно на портретах (или сделали портретный жанр одним из основных в своём творчестве) и достигли известности в этой области. Например: нидерландцы Ян ван Эйк (Jan van Eyck) и Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft); французы Жан-Марк Натье (Jean-Marc Nattier) и Луи Токке (Louis Tocqué); англичанин Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough); русские мастера Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 — 1822), Орест Адамович Кипренский (1782 — 1836), Владимир Лукич Боровиковский (1757 — 1825), Василий Андреевич Тропинин (1776 — 1857). Портрет. Ян Вермеер. «Девушка с жемчужной сережкой»
Когда мы смотрим на портреты нам ближе и понятнее сами художники, их чувства, мысли, переживания, отношения к окружающим людям. Это был самый общий обзор истории портрета, из которого видно – насколько разнообразно и многолико искусство портрета.
Портреты осетинских художников
Азанбек Джанаев родился во Владикавказе; в 1937—1939 годах учился в СХШ при Ленинградской академии художеств, на отделении скульптуры в Московском художественно-промышленном училище (1939—1940), на факультете станковой живописи в Ленинградском академическом институте живописи скульптуры и архитектуры им. Репина (1941, 1945—1949) и на режиссёрском факультете ВГИКа (1949—1950). В 1941 году ушёл на фронт, был контужен. Имеет боевые награды. В 1950—1979 годах — активная творческая деятельность. Выступил в качестве режиссёра, оператора и художника в создании фильма «Осетинская легенда» (Свердловская к/с, 1965 г.). К 1985 году потерял слух. Скончался от последствий контузии, полученной во время войны. Скончался в декабре 1989 года в Орджоникидзе, похоронен на Аллее Славы (Владикавказ). Автопортрет
Коста с детьми 1960г Коста Хетагуров – художник 1950г
Коста, сидящий за солом, 1952г Коста, сидящий за солом, 1952г Молодой чабан, 1952г
Портрет В.Тхапсаева в роли Отелло (1960) Портрет В.Тхапсаева в роли Отелло (1960) Портрет Коста Хетагурова
Махарбек Туганов родился в 1881 году (по другим данным в 1879 году), в селе Дур-Дур, Терской области (ныне Северная Осетия), в семье ученого-ботаника Сафара Аслангериевича Туганова. В восьмилетнем возрасте поступил в частный пансион. В 1891 году поступил в Реальное училище Владикавказа. В 1900 году послан в Петербург для поступления в горный институт, но в институт не поступил. В 1901 году поступил в Императорскую Академию художеств (мастерская Ильи Репина). В 1907 году основал художественную студию во Владикавказе. В 1920 г. был назначен заведующим художественно-агитационным отделом ТерКав РОСТА. В 1926—1930 гг. преподавал академический рисунок в Педагогическом техникуме города Орджоникидзе. В 1930 году переехал в Грузинскую ССР, в город Сталинир (ныне Цхинвал), где организовал художественную картинную галерею при Музее краеведения, работал главным художником Юго-Осетинского государственного драматического театра. Последние годы жил в Орджоникидзе. Скончался в 1952 году, погребен в некрополе Осетинской Церкви.
М.Туганов.Портрет Адильгирея Шанаева (1910)парадный портрет близкого друга отца художника, в котором видны широкие мазки импреммионизма М.Туганов.Портрет Адильгирея Шанаева (1910)парадный портрет близкого друга отца художника, в котором видны широкие мазки импреммионизма М.Туганов. Портрет Батырбека Туганова (1904) одна из первых работ, образец академического реализма
М.Туганов.Портрет Сосланбека Едзиева (1949) - известный осетинский скульптор, работал в стиле народного искусства, примитивизма М.Туганов.Портрет Сосланбека Едзиева (1949) - известный осетинский скульптор, работал в стиле народного искусства, примитивизма М.Туганов.Портрет старика Гаглоева (1933) с академичностью покончено, техника упрощена до минимума
викторина
Какое изображение называется портретом? 1 изображение человека 2 изображение животного 3 изображение предмета
Впитывает ли в себя изображение человека призму времени, в котором он живет? 1 обязательно 2 сомнительно
Что обозначает слово «портрет»? 1 изображение человека или группы людей 2 изображение природы
Что такое парсуна? 1 личность 2 условность
Назовите отличие между камерным и парадным портретами 1 размер 2 торжественность