"Образ простого солдата – защитника родины" (по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино». 1837 год)
Технологическая карта урока учителя Фроловой Т.В.
Класс | 5 | ||||
Предмет | Литература | ||||
Тема | Образ простого солдата – защитника родины (по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино». 1837 год) | ||||
Метапредметная тема | Кластер | ||||
Цель | Формирование у обучающихся умений и навыков читательской грамотности, самостоятельной активной деятельности | ||||
Планируемые результаты | Предметные | Формируемые УУД | |||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | ||
Знать основные литературоведческие понятия и уметь определять их, знать компоненты характеристики персонажа, уметь находить их в конкретном художественном и иных текстах | Осуществлять информационную переработку текста; выбирать необходимую информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, составлять кластер | Формировать умение осмысливать цель, принимать и сохранять учебную задачу, находить информацию в соответствии с целевой установкой, контролировать правильность и полноту ответов одноклассников, нести ответственность за работу в группе и индивидуальную работу. | Формировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения. | Проявлять интерес к творческому процессу обучения; формировать интерес к художественной и исторической и документальной литературе; формировать познавательную потребность | |
Основные понятия | Термины: тема, основная мысль лирического произведения, устаревшие слова. | ||||
Организация пространства | Формы работы: | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | |||
Применяемые технологии | Ролевая игра, кейс-метод, кластер. | ||||
Межпредметные связи | История (умения сравнивать изображение событий), литература (умения внимательно читать) русский язык (умения создавать и писать связный текст в форме сочинения-рассуждения), изобразительное искусство (умение сравнивать произведения живописи с поэтическим текстом; умение иллюстрировать поэтический текст, сопровождая комментарием); информатика (умение находить необходимую информацию; умение создавать презентацию). | ||||
Формирование учебно-воспитательной компетенции | Анализ, планирование работы, умение принимать эффективные решения в проблемных ситуациях | ||||
Оборудование | Интерактивная доска, презентация с заданиями, кейсы с заданиями | ||||
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: 1). Презентация по теме урока, составленная учителем, 2). Слайды, составленные учениками. | ||||
Образовательные ресурсы | 1.Учебник : «Литература» В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.: Ч.1. Москва, «Просвещение», 2020. 2.Методическое пособие: «Литература, 5 класс: система уроков по уч-ку В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина/ авт-сост. И.В. Карасёва, В.Н. Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2014, стр. 50-51. http://www.olehnik.ru/files/books/metodicheskaya/part_2/Литература%205%20класс.%20Поурочные%20планы%20к%20учебнику%20Коровиной.%20Карасева.pdf?ysclid=lrwz06my4s388012770 3.Р.П. Поддубная «На поле боя не было убежища для трусов»; https://parkgagarina.info/kultura/5752-na-pole-boya-ne-bylo-ubezhishcha-dlya-trusov.html 4. https://samara-ru.livejournal.com/7099284.html 7. портрет василий алексеевич перовский участники отечественной войны 1812 года; https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/51443 8. https://ya.ru/video/preview/13749607526244051795
| ||||
Тип урока | Урок-практикум | ||||
Цели урока | Обучающие: формирование представления об образе главного героя «Бородино», создание условий для глубокого понимания произведения через документальный исторический текст, через эстетическое воздействие иллюстраций к литературному произведению. Развивающие: развитие навыков анализа художественного текста, самостоятельной характеристики персонажа литературного произведения; совершенствование навыков умения работать в группе, индивидуально; активизация творческих способностей учащихся. Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к языку, уважительного отношения к сверстникам, гуманности. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный этап. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем с вами работать с текстом стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова. (Проверяет, все ли готовы к уроку и спрашивает дежурного по классу об отсутствующих обучающихся). Слайд № 1. (Использование презентации) -Давайте определим готовность в работе, своё настроение: ● отличное; ● хорошее; ● не совсем готовы. | Выполняют просьбу учителя, Проверяют готовность, определяют настроение. | Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
II.Мотивация и целеполагание. Цель – создание проблемной ситуации, самостоятельное определение темы, цели и задач. Цель этапа: поставить цель и задачи учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | Слайды № 2-3 (Использование презентации) -Для определения темы, цели и задач урока, предлагаю проверить домашнее задание: прочитать отрывки стихотворения «Бородино» наизусть, объяснить непонятные слова, которые выписали в тетрадь дома. Что вы узнали из истории написания стихотворения? Каким представляли простого солдата – защитника родины? Предлагаю посмотреть слайд с фотографией памятника Диомидию Павлу Ивановичу, установленному в Тольятти, открытие которого состоялось 02.09. 2018 года. Как вы думаете, почему Диомидию Павлу Ивановичу был установлен памятник в Тольятти? За какие заслуги? Может быть, Павел Иванович – один из тех простых русских солдат, которые защищали нашу Родину от французских захватчиков в войне 1812 года? Может быть, он один из тех, о ком вспоминает старый солдат в стихотворении и говорит: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Сформулируйте тему урока, цель и помогите поставить задачи. - Исходя из темы, сформулируйте цель и задачи урока. Составьте кластер и охарактеризуйте солдата – защитника родины, которого воспел в своём стихотворении Лермонтов. Кого, по вашему мнению, старый солдат назвал богатырями? Почему стихотворение «Бородино» до сих пор не утратило своего значения? Слайды № 4-5. (Использование презентации) | Одни учащиеся читают отрывки стихотворения «Бородино» по вариантам, другие учащиеся называют слова из стихотворения, выписанные в тетрадь с лексическим значением, остальные учащиеся смотрят и участвуют в определении проблемы, темы урока, в формировании цели и задач. Высказывают свои предположения. Формулируют и записывают тему урока Формулируют цель и задачи урока | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные: воспринимать информацию на слух и визуально; Регулятивные: Принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль уровня знаний и выполнение заданий учителя. Познавательные: пытаются сформулировать задачи известным способом; Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
III. Актуализация знаний Цель этапа: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий. | - Для того чтобы вы могли решить проблему, поставленную цель, предлагаю разделиться на три группы и выполнить задания в парах, группах. Проверим, что вы запомнили с предыдущего урока. Вспомните, в каком году было написано М.Ю. Лермонтовым стихотворение «Бородино»? Какому событию посвящено? Назовите полководца русской армии и назовите полководца французской армии. Как вы объясните слова старого солдата: Да, были люди в наше время, Слайды № 6-8. (Использование презентации) | Фронтальный и индивидуальный опросы. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные: воспринимать информацию на слух и визуально; Регулятивные: организовать самоконтроль уровня знаний и выполнение заданий учителя. |
IV. Творческая практическая деятельность по реализации создания кластера «Старый солдат» Цель этапа: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой ситуации, коррекция пробелов и неверных представлений при усвоении нового учебного материала. Контроль знаний | - Переходим к следующему этапу урока. Вам предстоит заполнить таблицу и составить кластер, характеризующий старого солдата. ФАЙЛ ПЕРВОГО УЧАСТНИКА ПЕРВОЙ ГРУППЫ: Помни, что для ответа тебе понадобятся не все материалы из твоего файла. Чтобы решить проблему, необходимо объединить информацию из первого и второго файла! 1. Прочитай отрывок статьи о Бородинском сражении самарского краеведа Раисы Поддубной. 2. Рассмотри два текста (отрывок статьи и стихотворения «Бородино» Лермонтова, составь в тетради сравнительную таблицу. 3.Проанализируй информацию, которая поможет тебе в составлении таблицы и помоги одноклассникам ответить на вопросы задания. 4. Помоги своим одноклассникам составить кластер. 5. Сопоставь образ старого солдата с информацией о Павле Ивановиче Диомидии его фото. Подумай над таким вопросом: «Какие строки из стихотворения Лермонтова можно отнести к Диомидию? Дополни своё представление о простом солдате. ФАЙЛ ВТОРОГО УЧАСТНИКА ПЕРВОЙ ГРУППЫ Помни, что для ответа тебе понадобятся не все материалы из твоего файла. Чтобы решить проблему, нужно объединить информацию из первого и второго файлов. Стихотворение «Бородино» Лермонтова. Отрывок из статьи «На поле не было убежища для трусов» Раисы Поддубной. Запиши в тетради по литературе предположительный ответ на вопросы КЕЙСА. Недостающую информацию узнай у обладателя ФАЙЛA ВТОРОГО УЧАСТНИКА Составь кластер:
ФАЙЛ ПЕРВОГО УЧАСТНИКА ВТОРОЙ ГРУППЫ: Помни, что для ответа тебе понадобятся не все материалы из твоего файла. Чтобы решить проблему, необходимо объединить информацию из первого и второго файла! 1. Прочитай отрывок статьи о Бородинском сражении самарского краеведа Раисы Поддубной. 2. Рассмотри два текста (отрывок статьи и стихотворения «Бородино» Лермонтова, составь в тетради сравнительную таблицу. 3.Проанализируй информацию, которая поможет тебе в составлении таблицы и помоги одноклассникам ответить на вопросы задания. 4. Помоги своим одноклассникам составить кластер. 5. Сопоставь образ старого солдата с информацией об Иване Никитиче Скобелеве и его фото. Подумай над таким вопросом: «Какие строки из стихотворения Лермонтова можно отнести к Скобелеву? Дополни своё представление о простом солдате. ФАЙЛ ВТОРОГО УЧАСТНИКА ВТОРОЙ ГРУППЫ Помни, что для ответа тебе понадобятся не все материалы из твоего файла. Чтобы решить проблему, нужно объединить информацию из первого и второго файлов. Стихотворение «Бородино» Лермонтова. Отрывок из статьи «На поле не было убежища для трусов» Раисы Поддубной. Запиши в тетради по литературе предположительный ответ на вопросы КЕЙСА. Недостающую информацию узнай у обладателя ФАЙЛA ВТОРОГО УЧАСТНИКА Составь кластер:
ФАЙЛ ПЕРВОГО УЧАСТНИКА ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ: Помни, что для ответа тебе понадобятся не все материалы из твоего файла. Чтобы решить проблему, необходимо объединить информацию из первого и второго файла! 1. Прочитай отрывок статьи о Бородинском сражении самарского краеведа Раисы Поддубной. 2. Рассмотри два текста (отрывок статьи и стихотворения «Бородино» Лермонтова, составь в тетради сравнительную таблицу. 3.Проанализируй информацию, которая поможет тебе в составлении таблицы и помоги одноклассникам ответить на вопросы задания. 4. Помоги своим одноклассникам составить кластер. 5. Сопоставь образ старого солдата с информацией о Денисе Васильевиче Давыдове и Василии Алексеевиче Перовском и их фото. Подумай над таким вопросом: «Какие строки из стихотворения Лермонтова можно отнести к этим героям? Дополни своё представление о простом солдате. ФАЙЛ ВТОРОГО УЧАСТНИКА ВТОРОЙ ГРУППЫ Помни, что для ответа тебе понадобятся не все материалы из твоего файла. Чтобы решить проблему, нужно объединить информацию из первого и второго файлов. Стихотворение «Бородино» Лермонтова. Отрывок из статьи «На поле не было убежища для трусов» Раисы Поддубной. Запиши в тетради по литературе предположительный ответ на вопросы КЕЙСА. Недостающую информацию узнай у обладателя ФАЙЛA ВТОРОГО УЧАСТНИКА Составь кластер: Слайды № 9-14 (Использование презентации) | Работают в группе и индивидуально, заполняют таблицу, отвечают на вопросы, заполняют кластер. | Познавательные: Осуществлять информационную переработку текста; выбирать необходимую информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, составлять кластер. Регулятивные: Формировать умение осмысливать цель, принимать и сохранять учебную задачу, находить информацию в соответствии с целевой установкой, контролировать правильность и полноту ответов одноклассников, нести ответственность за работу в группе и индивидуальную работу. Коммуникативные: Формировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие. Личностные: Проявление интереса к творческому процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; формирование интереса к художественной и исторической и документальной литературе; формирование познавательной потребности. |
Физкультминутка | Весёлая зарядка https://ya.ru/video/preview/13749607526244051795 Слайд № 15 (Использование презентации) | Выполняют комплекс упражнений | Регулятивные: проводить физическую разгрузку в ходе работы. |
V. Концептуальное осмысление (обобщение) Цель этапа: выход на целостное осмысление образа персонажа | Организует беседу: Вернёмся к заданию в начале урока: - Составьте кластер и охарактеризуйте солдата – защитника родины, которого воспел в своём стихотворении Лермонтов. Кого, по вашему мнению, старый солдат назвал богатырями? Почему стихотворение «Бородино» до сих пор не утратило своего значения? В начале урока мы задали вопрос: - Как вы думаете, почему Диомидию Павлу Ивановичу был установлен памятник в Тольятти? За какие заслуги? Может быть, Павел Иванович – один из тех простых русских солдат, которые защищали нашу Родину от французских захватчиков в войне 1812 года? Может быть, он один из тех, о ком вспоминает старый солдат в стихотворении и говорит: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Используйте свои ответы, в которых вы характеризовали героев Бородинского сражения по статье Раисы Поддубной и их фото. | Называют составленный кластер. Отвечают на проблемные вопросы. | Регулятивные: организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные: высказывать свое мнение (точку зрения); анализировать и делать выводы; строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей. Познавательные: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; систематизировать, обобщить изученное; соотносить имеющиеся знания с новым материалом; работать с информацией в разной форме. |
VI. Рефлексия. Цель этапа: провести анализ своей учебной деятельности, определить причины успеха или неуспеха на уроке. | Организует рефлексивную беседу: - Назовите тему нашего урока. Постарайтесь узнать героев по составленным вами характеристикам: а). смелый, сильный, бесстрашный, добр к солдатам, сердечен… (полковник) б). улыбчивый, внимательный, искренний, простодушный… (молодой солдат) в). скромный, спокойный, задумчивый, добрый, удалой …(дядя) г). отважные, рвутся в бой, поклялись умереть, но врага не пропустить: Подтвердите словами из текста. («Уж мы пойдём ломить стеною,/ Уж постоим мы головою за Родину свою!..» Кому вы отнесёте эти строки. Назовите героев. д). Почему автор делает центральным образ солдата-артиллериста? Какими строками из стихотворения вы можете это подтвердить? е). Чем можно объяснить в тексте наличие слов «мы», «наш», «все»? ж). Чем статья Раисы Паловны Поддубной дополнила прочитанное вами стихотворение «Бородино»? з). Каким чувством были охвачены герои? и). Какую оценку вы дадите исторической битве? - Спасибо, ребята! Вы справились с задачей. - Достигнута ли поставленная нами цель? - Как вы считаете, актуально ли произведение в наши дни? Полезен ли был урок? Что нового вы узнали? Какие навыки и умения приобрели? 2)Прием «Верные – неверные утверждения» (обсуждение ответов). Слайды № 16-18 презентации. | Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свою точку зрения. | Познавательные: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные: - строить монологическое высказывание; - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные: соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; соотносить цели и результаты собственной деятельности; анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития. |
VII. Оценивание. | Оценивает работу учащихся | Высказывают свое мнение о том, как они работали на уроке, и ставят себе отметки. | Регулятивные: анализировать и оценивать результаты своей деятельности |
VIII. Домашнее задание Цель этапа: организация обсуждения и запись домашнего задания. | 1. Подготовить иллюстрацию к стихотворению, сделать к ней подпись из текста; 2. Написать сочинение «О чём рассказало стихотворение «Бородино» Лермонтова? Слайд № 19 (Использование презентации) | Ребята внимательно слушают и записывают задания. Обучающимся нужно оценить степень своего усвоения темы и умение адекватно выбрать задание по силам. | Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и учителем, проявлять активность Регулятивные: постановка новых целей. |
Ирина Владимировна Казарцева