"Образ простого солдата – защитника родины" (по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино». 1837 год)

1
1
Материал опубликован Вчера в 11:31

Технологическая карта урока учителя Фроловой Т.В.

Класс

5

Предмет

Литература

Тема

Образ простого солдата – защитника родины (по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино». 1837 год)

Метапредметная тема

Кластер

Цель

Формирование у обучающихся умений и навыков читательской грамотности, самостоятельной активной деятельности

Планируемые результаты

Предметные

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Знать основные литературоведческие понятия и уметь определять их, знать компоненты характеристики персонажа, уметь находить их в конкретном художественном и иных текстах

Осуществлять информационную переработку текста; выбирать необходимую информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, составлять кластер

Формировать умение осмысливать цель, принимать и сохранять учебную задачу, находить информацию в соответствии с целевой установкой, контролировать правильность и полноту ответов одноклассников, нести ответственность за работу в группе и индивидуальную работу.

Формировать

собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.

Проявлять интерес к творческому процессу обучения; формировать интерес к художественной и исторической и документальной

литературе;

формировать

познавательную потребность

Основные понятия

Термины: тема, основная мысль лирического произведения, устаревшие слова.

Организация пространства

Формы работы:

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Применяемые технологии

Ролевая игра, кейс-метод, кластер.

Межпредметные связи

История (умения сравнивать изображение событий), литература (умения внимательно читать)

русский язык (умения создавать и писать связный текст в форме сочинения-рассуждения),

изобразительное искусство (умение сравнивать произведения живописи с поэтическим текстом; умение иллюстрировать поэтический текст, сопровождая комментарием);

информатика (умение находить необходимую информацию; умение создавать презентацию).

Формирование учебно-воспитательной компетенции

Анализ,

планирование работы, умение принимать эффективные решения в проблемных ситуациях

Оборудование

Интерактивная доска, презентация с заданиями, кейсы с заданиями

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: 1). Презентация по теме урока, составленная учителем, 2). Слайды, составленные учениками.

Образовательные ресурсы

1.Учебник : «Литература» В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.: Ч.1. Москва, «Просвещение», 2020.

2.Методическое пособие: «Литература, 5 класс: система уроков по уч-ку В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина/ авт-сост. И.В. Карасёва, В.Н. Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2014, стр. 50-51. http://www.olehnik.ru/files/books/metodicheskaya/part_2/Литература%205%20класс.%20Поурочные%20планы%20к%20учебнику%20Коровиной.%20Карасева.pdf?ysclid=lrwz06my4s388012770

3.Р.П. Поддубная «На поле боя не было убежища для трусов»; https://parkgagarina.info/kultura/5752-na-pole-boya-ne-bylo-ubezhishcha-dlya-trusov.html

4. https://samara-ru.livejournal.com/7099284.html

5. https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Ftltepar.ru%2Fupload%2Fiblock%2Fdc2%2Fqr1ulo8evng9g2xzphmdlgyb1cp3rn23.jpg&lr=137845&pos=0&rpt=simage&source=serp&text=портрет%20диомидия

6. https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fcdn.culture.ru%2Fimages%2F0a0a74be-f902-5f52-a25b-87fde70a25c9&lr=137845&pos=0&rpt=simage&source=serp&text=Скобелев%20Иван%20Никитич%20портрет

7. портрет василий алексеевич перовский участники отечественной войны 1812 года; https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/51443

8. https://ya.ru/video/preview/13749607526244051795


Тип урока

Урок-практикум

Цели урока

Обучающие: формирование представления об образе главного героя «Бородино», создание условий для глубокого понимания произведения через документальный исторический текст, через эстетическое воздействие иллюстраций к литературному произведению.

Развивающие: развитие навыков анализа художественного текста, самостоятельной характеристики персонажа литературного произведения; совершенствование навыков умения работать в группе, индивидуально; активизация творческих способностей учащихся.

Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к языку, уважительного отношения к сверстникам, гуманности.






Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный этап.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем с вами работать с текстом стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова. (Проверяет, все ли готовы к уроку и спрашивает дежурного по классу об отсутствующих обучающихся).

Слайд № 1. (Использование презентации)

-Давайте определим готовность в работе, своё настроение:

отличное;

хорошее;

не совсем готовы.

Выполняют просьбу учителя,

Проверяют готовность, определяют настроение.

Регулятивные: 

самостоятельно организовывать свое рабочее место; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные: 

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

II.Мотивация и целеполагание.

Цель – создание проблемной ситуации, самостоятельное определение темы, цели и задач. Цель этапа: поставить цель и задачи учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.


Слайды № 2-3 (Использование презентации)

-Для определения темы, цели и задач урока, предлагаю проверить домашнее задание: прочитать отрывки стихотворения «Бородино» наизусть, объяснить непонятные слова, которые выписали в тетрадь дома. Что вы узнали из истории написания стихотворения? Каким представляли простого солдата – защитника родины?

Предлагаю посмотреть слайд с фотографией памятника Диомидию Павлу Ивановичу, установленному в Тольятти, открытие которого состоялось 02.09. 2018 года. Как вы думаете, почему Диомидию Павлу Ивановичу был установлен памятник в Тольятти? За какие заслуги? Может быть, Павел Иванович – один из тех простых русских солдат, которые защищали нашу Родину от французских захватчиков в войне 1812 года? Может быть, он один из тех, о ком вспоминает старый солдат в стихотворении и говорит:

Богатыри — не вы.

Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!?


Сформулируйте тему урока, цель и помогите поставить задачи.

- Исходя из темы, сформулируйте цель и задачи урока.

Составьте кластер и охарактеризуйте солдата – защитника родины, которого воспел в своём стихотворении Лермонтов. Кого, по вашему мнению, старый солдат назвал богатырями? Почему стихотворение «Бородино» до сих пор не утратило своего значения?

Слайды № 4-5. (Использование презентации)



Одни учащиеся читают отрывки стихотворения «Бородино» по вариантам, другие учащиеся называют слова из стихотворения, выписанные в тетрадь с лексическим значением, остальные учащиеся смотрят и участвуют в определении проблемы, темы урока, в формировании цели и задач.

Высказывают свои предположения.

Формулируют и записывают тему урока

Формулируют цель и задачи урока


Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять

границы знания/незнания);

Коммуникативные:

воспринимать информацию на слух и визуально;

Регулятивные:

Принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль уровня знаний и выполнение заданий учителя.

Познавательные: пытаются сформулировать задачи известным способом;

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

III. Актуализация знаний


Цель этапа: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.


- Для того чтобы вы могли решить проблему, поставленную цель, предлагаю разделиться на три группы и выполнить задания в парах, группах. Проверим, что вы запомнили с предыдущего урока. Вспомните, в каком году было написано М.Ю. Лермонтовым стихотворение «Бородино»? Какому событию посвящено? Назовите полководца русской армии и назовите полководца французской армии. Как вы объясните слова старого солдата:

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!?


Слайды № 6-8. (Использование презентации)





Фронтальный и индивидуальный опросы.






Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять

границы знания/незнания);

Коммуникативные:

воспринимать информацию на слух и визуально;

Регулятивные: организовать самоконтроль уровня знаний и выполнение заданий учителя.



IV. Творческая практическая деятельность по реализации создания кластера «Старый солдат»

Цель этапа: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой ситуации, коррекция пробелов и неверных представлений при усвоении нового учебного материала. Контроль знаний


- Переходим к следующему этапу урока. Вам предстоит заполнить таблицу и составить кластер, характеризующий старого солдата.

ФАЙЛ ПЕРВОГО УЧАСТНИКА ПЕРВОЙ ГРУППЫ:

Помни, что для ответа тебе понадобятся не все материалы из твоего файла. Чтобы решить проблему, необходимо объединить информацию из первого и второго файла!

1. Прочитай отрывок статьи о Бородинском сражении самарского краеведа Раисы Поддубной.

2. Рассмотри два текста (отрывок статьи и стихотворения «Бородино» Лермонтова, составь в тетради сравнительную таблицу.

3.Проанализируй информацию, которая поможет тебе в составлении таблицы и помоги одноклассникам ответить на вопросы задания.

4. Помоги своим одноклассникам составить кластер.

5. Сопоставь образ старого солдата с информацией о Павле Ивановиче Диомидии его фото. Подумай над таким вопросом: «Какие строки из стихотворения Лермонтова можно отнести к Диомидию? Дополни своё представление о простом солдате.

ФАЙЛ ВТОРОГО УЧАСТНИКА ПЕРВОЙ ГРУППЫ

Помни, что для ответа тебе понадобятся не все материалы из твоего файла. Чтобы решить проблему, нужно объединить информацию из первого и второго файлов.

Стихотворение «Бородино» Лермонтова. Отрывок из статьи «На поле не было убежища для трусов» Раисы Поддубной.

Запиши в тетради по литературе предположительный ответ на вопросы КЕЙСА.

Недостающую информацию узнай у обладателя ФАЙЛA ВТОРОГО УЧАСТНИКА


Составь кластер:




t1737880264aa.png



ФАЙЛ ПЕРВОГО УЧАСТНИКА ВТОРОЙ ГРУППЫ:

Помни, что для ответа тебе понадобятся не все материалы из твоего файла. Чтобы решить проблему, необходимо объединить информацию из первого и второго файла!

1. Прочитай отрывок статьи о Бородинском сражении самарского краеведа Раисы Поддубной.

2. Рассмотри два текста (отрывок статьи и стихотворения «Бородино» Лермонтова, составь в тетради сравнительную таблицу.

3.Проанализируй информацию, которая поможет тебе в составлении таблицы и помоги одноклассникам ответить на вопросы задания.

4. Помоги своим одноклассникам составить кластер.

5. Сопоставь образ старого солдата с информацией об Иване Никитиче Скобелеве и его фото. Подумай над таким вопросом: «Какие строки из стихотворения Лермонтова можно отнести к Скобелеву? Дополни своё представление о простом солдате.

ФАЙЛ ВТОРОГО УЧАСТНИКА ВТОРОЙ ГРУППЫ

Помни, что для ответа тебе понадобятся не все материалы из твоего файла. Чтобы решить проблему, нужно объединить информацию из первого и второго файлов.

Стихотворение «Бородино» Лермонтова. Отрывок из статьи «На поле не было убежища для трусов» Раисы Поддубной.

Запиши в тетради по литературе предположительный ответ на вопросы КЕЙСА.

Недостающую информацию узнай у обладателя ФАЙЛA ВТОРОГО УЧАСТНИКА


Составь кластер:




t1737880264aa.png

ФАЙЛ ПЕРВОГО УЧАСТНИКА ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ:

Помни, что для ответа тебе понадобятся не все материалы из твоего файла. Чтобы решить проблему, необходимо объединить информацию из первого и второго файла!

1. Прочитай отрывок статьи о Бородинском сражении самарского краеведа Раисы Поддубной.

2. Рассмотри два текста (отрывок статьи и стихотворения «Бородино» Лермонтова, составь в тетради сравнительную таблицу.

3.Проанализируй информацию, которая поможет тебе в составлении таблицы и помоги одноклассникам ответить на вопросы задания.

4. Помоги своим одноклассникам составить кластер.

5. Сопоставь образ старого солдата с информацией о Денисе Васильевиче Давыдове и Василии Алексеевиче Перовском и их фото. Подумай над таким вопросом: «Какие строки из стихотворения Лермонтова можно отнести к этим героям? Дополни своё представление о простом солдате.

ФАЙЛ ВТОРОГО УЧАСТНИКА ВТОРОЙ ГРУППЫ

Помни, что для ответа тебе понадобятся не все материалы из твоего файла. Чтобы решить проблему, нужно объединить информацию из первого и второго файлов.

Стихотворение «Бородино» Лермонтова. Отрывок из статьи «На поле не было убежища для трусов» Раисы Поддубной.

Запиши в тетради по литературе предположительный ответ на вопросы КЕЙСА.

Недостающую информацию узнай у обладателя ФАЙЛA ВТОРОГО УЧАСТНИКА


Составь кластер:




t1737880264aa.png

Слайды № 9-14 (Использование презентации)



Работают в группе и индивидуально, заполняют таблицу, отвечают на вопросы, заполняют кластер.















Познавательные:

Осуществлять информационную переработку текста; выбирать необходимую информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, составлять кластер.

Регулятивные:

Формировать умение осмысливать цель, принимать и сохранять учебную задачу, находить информацию в соответствии с целевой установкой, контролировать правильность и полноту ответов одноклассников, нести ответственность за работу в группе и индивидуальную работу.

Коммуникативные:

Формировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие.

Личностные:

Проявление интереса к творческому процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; формирование интереса к художественной и исторической и документальной литературе; формирование познавательной потребности.


Физкультминутка




Весёлая зарядка

https://ya.ru/video/preview/13749607526244051795

Слайд № 15 (Использование презентации)

Выполняют комплекс упражнений

Регулятивные:

проводить физическую разгрузку в ходе работы.

V. Концептуальное осмысление (обобщение)

Цель этапа: выход на целостное осмысление образа персонажа

Организует беседу:

Вернёмся к заданию в начале урока:

- Составьте кластер и охарактеризуйте солдата – защитника родины, которого воспел в своём стихотворении Лермонтов. Кого, по вашему мнению, старый солдат назвал богатырями? Почему стихотворение «Бородино» до сих пор не утратило своего значения?

В начале урока мы задали вопрос:

- Как вы думаете, почему Диомидию Павлу Ивановичу был установлен памятник в Тольятти? За какие заслуги? Может быть, Павел Иванович – один из тех простых русских солдат, которые защищали нашу Родину от французских захватчиков в войне 1812 года? Может быть, он один из тех, о ком вспоминает старый солдат в стихотворении и говорит:

Богатыри — не вы.

Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!?

Используйте свои ответы, в которых вы характеризовали героев Бородинского сражения по статье Раисы Поддубной и их фото.



Называют составленный кластер. Отвечают на проблемные вопросы.


Регулятивные:

организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные:

высказывать свое мнение (точку зрения);

анализировать и делать выводы;

строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.

Познавательные:

осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

систематизировать, обобщить изученное;

соотносить имеющиеся знания с новым материалом;

работать с информацией в разной форме.

VI. Рефлексия.

Цель этапа: провести анализ своей учебной деятельности, определить причины успеха или неуспеха на уроке.

Организует рефлексивную беседу:

- Назовите тему нашего урока. Постарайтесь узнать героев по составленным вами характеристикам:

а). смелый, сильный, бесстрашный, добр к солдатам, сердечен… (полковник)

б). улыбчивый, внимательный, искренний, простодушный… (молодой солдат)

в). скромный, спокойный, задумчивый, добрый, удалой …(дядя)

г). отважные, рвутся в бой, поклялись умереть, но врага не пропустить: Подтвердите словами из текста. («Уж мы пойдём ломить стеною,/ Уж постоим мы головою за Родину свою!..» Кому вы отнесёте эти строки. Назовите героев.

д). Почему автор делает центральным образ солдата-артиллериста? Какими строками из стихотворения вы можете это подтвердить?

е). Чем можно объяснить в тексте наличие слов «мы», «наш», «все»?

ж). Чем статья Раисы Паловны Поддубной дополнила прочитанное вами стихотворение «Бородино»?

з). Каким чувством были охвачены герои?

и). Какую оценку вы дадите исторической битве?

- Спасибо, ребята! Вы справились с задачей.

- Достигнута ли поставленная нами цель?

- Как вы считаете, актуально ли произведение в наши дни? Полезен ли был урок? Что нового вы узнали? Какие навыки и умения приобрели?

2)Прием «Верные – неверные утверждения» (обсуждение ответов). Слайды № 16-18 презентации.


Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свою точку зрения.

Познавательные:

систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные:

- строить монологическое высказывание;

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные:

соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

соотносить цели и результаты собственной деятельности;

анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития.

VII. Оценивание.

Оценивает работу учащихся

Высказывают свое мнение о том, как они работали на уроке, и ставят себе отметки.

Регулятивные:

анализировать и оценивать результаты своей деятельности

VIII. Домашнее задание

Цель этапа:

организация

обсуждения и запись

домашнего задания.


1. Подготовить иллюстрацию к стихотворению, сделать к ней подпись из текста;

2. Написать сочинение «О чём рассказало стихотворение «Бородино» Лермонтова?


Слайд № 19 (Использование презентации)


Ребята внимательно слушают и записывают задания. Обучающимся нужно оценить степень своего усвоения темы и умение адекватно выбрать задание по силам.

Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и учителем, проявлять активность

Регулятивные: постановка новых целей.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Не увидела заявленной презентации

Вчера в 12:51