Дидактический материал для подготовки к выразительному чтению стихотворения «М.Ю. Лермонтова "Бородино"»

5
0
Материал опубликован 22 November 2018 в группе
         После знакомства с исторической основной и содержанием, осмыслением стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино", обычно следует этап подготовки к выразительному чтению данного произведения, в том числе наизусть.
        Данный этап очень важен, так как углубляет представления учащихся об идейно-художественном своеобразии, способствует формированию коммуникативной компетенции, личностных результатов. К тому же освоение лирического произведения в первую очередь предполагает понимание чувств лирического героя стихотворения, что и реализуется во время подготовки к выразительному чтению. 
         В процессе подготовки также актуализируется материал из разных областей филологии, что позволяет повысить интенсивность и эффективность урока. 
         Представленный ниже дидактический материал отвечает всем вышеозначенным задачам.
 

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Подготовка к выразительному чтению

1.       Для начала определим основную мысль стихотворения: она поможет определить общую эмоциональную тональность  произведения. Прочитайте высказывание В.Архипова  о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Подумайте, какие слова, отражающие основную мысль стихотворения, можно вставить на месте пропусков (они даны в скобках):

 

«Гениальное «Бородино» Лермонтова – это поэма о … (великом, бессмертном, непосильном, удивительном) народном подвиге.  И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших … (чудесных, невозвратимых, хлопотных, горьких) героических днях…»

 

(Ответ смотри ниже).

 

2.       В стихотворении слышны голоса разных людей: молодых солдат, старого солдата и полковника. Подумайте о характере молодых солдат, полковника, о том, как должна звучать речь этих героев в отличие от речи основного рассказчика.

 

3.       При чтении особое внимание надо обратить на предложения с вопросительными, восклицательными знаками и многоточиями, так как эти знаки препинания, в отличие от точки ясно и чётко указывают на особую интонацию, которую надо передать при чтении для выражения чувств старого солдата-рассказчика. Найдите поочерёдно предложения с вопросительными знаками, восклицательными знаками, многоточиями. Определите, какие чувства выражены в этих предложениях. Потренируйтесь их читать.

 

4.       Темп при чтении также является средством выразительности: в зависимости от описываемых событий он то убыстряется, то замедляется . Подумайте, какие строфы надо читать спокойным, обычным ритмом, какие – убыстрённым, а какие – медленным.

 

5.       Особое внимание уделите описанию сражения. Найдите строфы, посвящённые самой Бородинской битве. Поэт насытил описание выразительными средствами – сравнениями, гиперболами, метафорами. Найдите их. Представьте, какие картины возникают в вашем сознании? Использует поэт и звукопись. Какие согласные, на ваш взгляд, намеренно повторяются в описании боя для передачи звуков сражения?

 

6.       Вы обратили внимание на то, что речь старого солдата начинается и заканчивается почти одними и теми же словами, однако эти слова надо читать по-разному, передавая разные оттенки смысла. Подумайте, с какими интонациями солдат начинает свою речь, ещё только готовясь рассказать о Бородине, вспоминая те события. А с какими интонациями он заканчивает свою речь, рассказав о бое, всколыхнув в душе воспоминания о тех героических событиях? Обратите внимание и на то, как меняется пунктуация  и сами слова.

 

Комментарий к 1 заданию. Высказывание В.Архипова звучит так: «Гениальное «Бородино» Лермонтова – это поэма о бессмертном народном подвиге.  И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях…» . Таким образом, основная мысль стихотворения заключается в том, что подвиг русского народа в Бородинском сражении бессмертен, но к сожалению, неповторим. Это должно определить основной тон чтения стихотворения – торжественный, величественный, приподнятый и в то же время грустный

Комментарии
Комментариев пока нет.