12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власова Елена Сергеевна353
Люблю свой предмет и учеников. Стараюсь в каждом ребенке увидеть Личность. Педагогическое кредо: "У тебя есть желание научиться, у меня есть возможность в этом помочь. Вместе у нас получится!"
Россия, Тюменская обл., Тюмень
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»



Введение

Кроме родителей, на судьбу каждого ребенка сильно влияет личность педагога — человека, который призван учить и давать знания. И чаще всего именно он преподает главную науку жизни — науку быть человеком. Каким должен быть учитель, каково его предназначение? Учителю приходится быть не только предметником. Это человек, формирующий у детей социальную, нравственную готовность к жизни в обществе и профессиональной деятельности.

Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек.

Тема учителя и ученика - одна из главных волнующих тем нашего времени. Ей посвящены телевизионные передачи, книги, газетные статьи, художественные фильмы. Профессия педагога переживала разные времена. Было время, когда она переставала быть престижной, и общество было озабочено будущим этой профессии.

Однако нередки ситуации, когда за право учиться в отдельных школах, у отдельного учителя идёт нешуточная борьба, учитель продолжает оставаться авторитетом и «сеятелем разумного, доброго, вечного».

Цель исследовательской работы – раскрыть нравственный образ Учителя на примере произведений русской литературы.

Задачи исследовательской работы:

Познакомиться с историей возникновения профессии учитель;

дать характеристику персонажам-учителям в исследуемых произведениях;

выявить общие черты учителей-героев литературных произведений;

рассмотреть нравственный аспект профессии учителя в развитии и формировании личности ребёнка.

Объект исследования – произведения русской литературы.

Предмет исследования – нравственный облик учителя и его взаимоотношения с учащимися.

Методы исследования: чтение художественной литературы; чтение учебной, научно-популярной и справочной литературы; поиск информации в глобальных компьютерных сетях; анализ; анализ художественных произведений; обобщение и систематизация.

Актуальность работы продиктована временем. Современное общество должно проникнуться уважением к Учителю, признать его важную роль в формировании личности человека. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Меняются эпохи, меняются требования к образованию и учителю, но во все времена именно учитель является важнейшим элементом в структуре образования. Именно учитель формирует будущее поколение, помогает ученику приспособиться к изменениям, происходящим в мире. И литературный образ Учителя – этому подтверждение.

Безусловно, мы не единственные, кто занимается изучением данной темы. Тема достаточно широко представлена как в научных исследованиях, так и в учебно-исследовательских работах учащихся.

Новизна работы заключается в выборе произведений для анализа.

Практическое применение работы возможно на элективных курсах по профориентации, на классных часах, на педагогических советах, на факультативных занятиях по литературе.














Основная часть



История возникновения профессии «Учитель»



Профессия учителя является одной из древнейших (если не самой!). Ведь все другие профессии осваиваются только в ходе специально организованной, целенаправленной педагогической деятельности. Необходимость передачи общественного опыта новым поколениям, подготовки этих поколений к жизни и труду привела к тому, что обучение и воспитание очень рано выделились в самостоятельную общественную функцию. Первые школы возникли в странах древнего Востока в период формирования рабовладельческого общества (Египет, Вавилон, Ассирия, Финикия). Земледельческое хозяйство в этих странах было основано на искусственном орошении. Это потребовало наблюдения за периодическими разливами рек (Нила, Тигра, Евфрата) и построения плотин. Постепенно из этих наблюдений и в процессе строительства городов и гидротехнических сооружений накапливался опыт общественно-полезной деятельности, связанной с использованием научных знаний об окружающем мире, появились зачатки наук - арифметики, геометрии, астрономии, медицины. Все эти сведения были недоступны подавляющему большинству населения и хранились жрецами в большой тайне, передавались из поколения в поколение лишь небольшому кругу лиц, предназначенных к будущей жреческой деятельности. В касте жрецов знания передавались от родителей к детям, но существовали и жреческие школы при храмах и больших городах. Таким образом, в странах древнего Востока учителями были главным образом жрецы, составляющие привилегированную касту.

Первое упоминание о школе встречается в египетских источниках, датированных ранее 2500 лет до н. э. Это была дворцовая школа для детей царских сановников. Чуть позже возникло даже особое учебно-научное учреждение «Рамессеум», где получали подготовку не только жрецы, но и воины, архитекторы, врачи.

В Древней Греции первоначально появились школы грамматистов и школы кифаристов, в которых обучались мальчики примерно от 7 до 14 лет. Девочки же получали исключительно семейное воспитание. В школе грамматиста мальчиков обучали чтению, письму и счету. В школе кифариста, которую посещали одновременно с грамматической или после нее, мальчики учились музыке, пению и декламации стихов, например отрывков из греческих эпосов - «Илиада», «Одиссея» и др. И те, и другие школы были частными и платными. Идущего в школу и из школы мальчика сопровождал раб, именовавшийся «педагогом» (буквальный перевод с греческого – «детоводитель»). 

В первой половине 2 в. до н. э. Рим завоевывает и подчиняет своему влиянию ряд государств Средиземноморья. В это время резко возрастает роль культуры, науки и искусства в жизни общества. Происходят изменения и в воспитании. Возникают грамматические школы. В эти школы принимались мальчики 11-12 лет, научившиеся читать и писать дома, иногда в начальной школе. В большинстве это были дети знати и богачей. Обучение продолжалось примерно до 15 лет. Школы ставили задачу - дать подростку достаточно широкое по тем временам гуманитарное образование и на этой основе подготовить его к дальнейшей деятельности в качестве политического и судебного оратора. Преподаватели этих школ, как правило, были образованными людьми с широким кругозором.

В период раннего средневековья в области просвещения безраздельно господствовала церковь. В этот период имелись школы трех типов: монастырская, соборная , приходская. Монастырские школы вначале были школами для обучения мальчиков, которых родители с самого раннего детства обрекали на будущее монашество.

В некоторых монастырских школах наряду с чтением, письмом, законом божьим и пением были введены курсы грамматики, риторики, диалектики, а позже арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Во всех типах школ учителями обычно назначались монахи, имевшие склонность к педагогической профессии. Уроков - коллективной работы всего класса с учителем - в средневековой школе не было. Хотя ученики занимались в школе одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать и т. д. Учитель подзывал к себе учеников по очереди и занимался с ними индивидуально.

 

1.2 История профессии «Учитель» в России

«В 1725 году открылась Петербургская академия наук. Петр I не дождался ее открытия. Позже его будут упрекать, что он начал дело образования «сверху» - с академии, а надо было с народной школы. Но история показала правоту Петра: к тому времени в России уже были ученые, которые могли подготовить учителей. 20 лет спустя в академии, основанной Петром, появился первый профессор М.В.Ломоносов. Ломоносовскую формулу «Через ученье – к счастью» можно большими буквами высечь на фасаде любой школы.

Первая учительская семинария, готовящая учителей начальной школы, была открыта в Петербурге в 1786 году. После Октябрьской революции она была преобразована в педагогические курсы, затем в педагогический техникум, педагогическое училище».

России нужны были образованные люди, умеющие работать на производстве. С другой стороны, каждый из занимавших русский престол, начиная царствовать, пытался найти меры, которые охраняли бы самодержавную власть от угрозы со стороны просвещения.

«Еще в начале 19 века при слове «учитель» в сознании людей возникал обычно образ приезжего немца или француза, или полуграмотного дьячка.

Школы были крохотные:

- крестьянские;

- гарнизонные;

- монастырские;

- городские;

- фабричные;

- приходские;

- лесные и другие.

В 1910 году показатель образованности на 100 человек населения составлял:

- в Англии- 17,2%

- в Германии- 17,1%

- во Франции- 14%

- в Бельгии- 12%

- в Италии- 8%

- в Румынии- 7%

- в России- 4,6% .

Это самый низкий показатель в Европе».

В целом, в дореволюционной России преобладала подготовка учителей для начальной школы. Основным типом подготовки учителей для начальной школы были учительские семинарии с 4-летним сроком обучения, подведомственные Министерству народного просвещения. На начало 1917 года в России была 171 учительская семинария. В семинариях преподавали закон божий, русский и церковнославянский языки, литературу, арифметику с начальными сведениями из алгебры и геометрии, естествознание, физику, историю, географию, рисование, пение, а также педагогику, методику первоначального обучения русскому языку и арифметике. По выбору совета семинарии учащиеся обучались ремеслам. Учителей начальной школы готовили также педагогические классы 913 женских гимназий, 50 женских епархиальных училищ и Женский педагогический институт в Петербурге. В XIX веке для церковноприходских школ учителей готовили церковно-учительские школы, а также второклассные учительские школы

Учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты и некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии.

Но уже в конце 19 века профессия учителя была признана общественным мнением благородной и уважаемой.

Учитель предстал перед всеми образованным и бескорыстно служащим народу человеком. Он не просто обучал грамоте, он растил новые поколения. Россия нуждалась в образованных людях, поэтому стала расти сеть школ и гимназий.

«Почти все известные русские поэты и писатели в какое-то время своей жизни работали учителями: Гаврила Романович Державин долгие годы учил и экзаменовал детей у себя дома. Иван Андреевич Крылов учил детей князя Голицына. Николай Васильевич Гоголь преподавал историю и географию. Иван Сергеевич Тургенев учил грамоте в учреждённой им школе. Николай Алексеевич Некрасов обучал грамоте крестьянских детей в открытой им школе. Лев Николаевич Толстой создал школу в Ясной Поляне, его дочери обучали детей.

Этот список можно продолжить, упомянув Антона Семеновича Макаренко, Алексея Максимовича Горького и многих других.

Таким образом, приходим к выводу, что профессия Учитель очень древняя. Её возникновение связано с необходимостью передачи общественного опыта новым поколениям, подготовки этих поколений к жизни и труду.









2.1. Образ учителя в рассказах русских и советских писателей

Для анализа образа Учитель мы взяли шесть произведений русской и советской литературы.

А. Алексин «Безумная Евдокия»

Вот уж Анатолий Алексин Евдокию Савельевну правильно безумной назвал. И впрямь такая. Безумная. Без ума. Человек с головой может понять своих учеников (а тем более их родителей!!!) и не цепляться к своим бывшим ученикам. Но все же у Евдокии Савельевны есть свои “плюсы”.

1.Заботливая (она всполошилась насчет Оленьки, принимала меры): “Я слышал, как Евдокия Савельевна методично разъясняет по телефону, что случилось”; « - Отвези их! Евдокия Савельевна снова вернулась к трубке :-Где вы находитесь? -Она записала адрес и протянула его Боре Антохину: -Оттуда сразу назад! Помни: мы все тебя ждем. Тогда уже наверняка будет Митя Калягин. Вы с ним поедете туда, к нашим.…И поднимете их на поиски. Надо будет прочесать лес!”

2.Организованна. «Надо сообщить всюду, - сказала Евдокия Савельевна. Ничего особенного…быть не может! Но надо сообщить. «Евдокия Савельевна вновь установила пост возле телефонного аппарата».

3.Внимательная. «Ей было некогда вникнуть. Недосуг! Как недосуг было, она понизила голос, заметить любовь Бори Антохина! Разве вы не видели, сколько у него Олиных снимков?”

4.Старалась организовать совместную деятельность учеников, чтобы никто не оставался в стороне (везде говорила: «Все, со всеми, вместе»).

Можно сказать, что как организатор и учитель она всё же хорошая, но очень суетливая.

А.Алексин ”Чехарда”

Виктор Макарович, дирижёр, руководитель хора, – замечательный человек!

1.Весёлый. “Мы подошли к невысокому пожилому человеку, через которого в этот момент перепрыгивали. Лицо у него было такое, будто он занимался своим самым любимым делом”; « Прекрасно! Почти Кутузов!”

2.Интеллигентный. “Может быть лучше без аккомпанемента?- точно извиняясь перед Маргаритой Васильевной, предложил дирижер хора”.

3.Неординарный. “У него на многое были свои особые взгляды. Вот, например, ему не нравилось слово «конферансье». Слово «ведущий» казалось ему нескромным .И он прозвал меня ”объявлялой”.

4.Умеет доходчиво объяснять. “Вы - хор! Кол-лек-тив! Маргарита Васильевна, Вы согласны со мной?” ”Никто не может жить на сцене как бы сам по себе. Вы согласны, Маргарита Васильевна?”;”Ты не исходи из звучания фамилии. Красиво звучит: Ор-лан-до Лас-со! А фамилию ”Бородин”произносишь так, между прочим, потому у нас в хоре есть Лиза Бородина? Вы согласны, Маргарита Васильевна? Ах, да, я забыл, ее здесь нет!”

5.Честный. “Это аплодируют Шостаковичу и лишь на пять процентов нам с вами!”

6.Искренний. “А во-вторых, я любил Маргариту Васильевну!”

7.Рассудительный. “Во-первых, есть средства, которые могут убить благородную цель…Это ты запомни на всю свою жизнь. Чтобы тебе когда-нибудь не сказали, что”благими намерениями дорога в ад вымощена”.

8.Человек, который не может подумать плохо о своих воспитанниках. “Значит, это ты сделал? Мой добрый мальчик?”

На наш взгляд, Виктор Макарович очень добрый, с прекрасным чувством юмора.

Ю.Яковлев ”Учитель”

В этом произведении учителя никак не зовут. Просто именуется как Учитель. В рассказе он довольно-таки интересный и загадочный.

1.Привлекательный. “У нашего Учителя были розовые уши, словно он только что пришел с мороза. Глаза у него подвижные, живые - два синих кружочка. На уроке они превращались в два маленьких экрана. В глазах Учителя извергались вулканы, сползали ледники и обрушивались дожди из…лягушек!»

2.Серьёзный. “У каждого из нас есть вечный двигатель. Он всегда при тебе. Он и сейчас с тобой! Учитель как бы играл со мной в “жарко-холодно”.

3.Строгий. “Сейчас ты вернешься в класс, и скажешь, что никого не встречал в кино и что все это ты придумал».

4.Рассудительный. “Ты сам пришел к этому. Значит, соврать… во имя правды”; «Сильнее тот, кто прав. Кто прав, всегда побеждает, даже если ему при этом достанется,… Учти, женщины не любят битых».

Учитель в этом рассказе мне показался немного странным человеком. Но мне он понравился, потому что он такой, какой есть. Естественный, в нём нет ничего наносного.

Чингиз Айтматов ”Первый учитель”

Первый учитель… Он действительно Первый. Он важнее всех и остается в памяти надолго, а то и навечно.

В рассказе Айтматова этот молодой человек - киргиз, учитель Дюйшен. Его можно уважать из-за ряда качеств.

1.Настойчивый. “Но я прошу вас помочь мне! Нам надо отремонтировать эту байскую конюшню на горе, надо перекинуть мост через речку, дрова нужны школе…”

2.Трудолюбивый. “Он перебирался на другой берег с лопатой, кетменем, топором и каким-то старым ведром в руках”; «Частенько мы его видели с большущей вязанкой курая или соломы на спине”.

3.Заботливый. “Не надо, Алтынай, посиди тут, согрейся.”;”Накинь на себя шинель, вот так!”

4.Смелый. “Ружье! выдохнул Дюйшен”;”-Ружье, дайте ружье! - повторил Дюйшен; «Дайте палку!» (история с волками вблизи аила Куркуреу); «Но Дюйшен опередил его. Он с силой пнул его в живот ногой, и тот, ахнув, упал(случай у школы, связанный с выдачей Алтынай замуж)

5.Ласковый. “Да что ты, милая ,чего ты так испугалась? Ну, разве можно так, ведь ты у нас большая.…А ну, глянь на меня…”(дома у Сайкал и Картанбая)

6.Весёлый. “Ты еще лохматая девчонка, - смеялся Дюйшен.- Да к тому же, кажется, рыжая!”

7.Добрый. “Вот эти топольки я принес для тебя. Мы с тобой их посадим. И пока они вырастут, пока наберут силу, ты тоже вырастешь, будешь хорошим человеком. У тебя душа хорошая и ум пытливый. Мне всегда кажется, что ты будешь ученым человеком. Звездочка ты моя!”

8.Любящий. “Ну, с Богом, детка, светлого пути тебе. Не робей, живи по наказу учителя Дюйшена. Уезжай, так лучше будет…”

Это произведение трогает за душу. Какой язык, какие краски, какие слова! И, конечно же, главный герой рассказа – Дюйшен – это образ идеального учителя.

Лидия Чарская ”Ради семьи”

Главной героиней произведения является хрупкая, нежная, с трогательным именем девушка, которая стала классной дамой двадцати буянивших воспитанниц. Невозможно поверить, но это так! А все благодаря ее сильному характеру и железным нервам. Ия Аркадьевна заставила уважать себя, любить, хоть это было и необязательно, слушаться ее и главное, доверять ей. Но Июшка не справилась бы без помощи четырнадцатилетней шалуньи и известной проказницы, ее младшей сестры Кати, которая изменила намерения девочек. Ия - сильный человек, обладает многими хорошими качествами.

1.Трудолюбивая. “Ей помогала старшая дочь, семнадцатилетняя девушка с поэтичной головкой блондинки и серьезным лицом…”

2.В меру властная и рассудительная. “Перестань, Катя, -строго остановила младшую сестру Ия,- ты еще маленькая девочка, и не твое дело осуждать старших. К тому же надо быть вполне безупречной самой, чтобы иметь право критиковать поступки других. И вообще, Катя, чем меньше ты будешь рассуждать обо всем этом, тем будет лучше. Возьми-ка корзину, там крыжовника осталось всего лишь на донышке, и пойди в сад, набери еще ягод”.

3.Решительная. “И вот, мамочка, я решила сейчас, что все обязательства по отношению к семье, которые нес до сих пор Андрюша, я возьму на себя”.

4.В меру строгая. “Спать, mesdemoiselles! И чтобы не было больше разговоров!”

5.Спокойная, уравновешенная. “Это письмо останется у вас. Его никто не возьмет. Но, пока идут уроки, я не могу разрешить вам переписывать его”.

6.Смелая. “Не говоря не слова, Ия подбежала к самому берегу и, быстро осенив себя крестным знаменем, не размышляя ни одной минуты, как была одетая в платье, одним прыжком бросилась в воду…”





В.Распутин ”Уроки французского”

Валентин Распутин посвятил рассказ «Уроки французского» матери драматурга Александра Вампилова Анастасии Прокопьевне, которая напоминала ему его учительницу. Распутин рассказывал: «Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй, мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой».

В газете «Труд» напечатана статья о Лидии Михайловне: «Правда, она не сразу согласилась на интервью: мол, память в 78-то лет не та стала, боюсь что-нибудь перепутать... Как выяснилось, память у моей собеседницы прекрасная, а опасения ее объясняются просто: она в обиде на прессу. В сюжете, показанном одной из местных телекомпаний, его авторы прямо заявили, что, мол, не будь Лидии Михайловны, не стал бы Валентин Распутин знаменитым писателем, а еще в детстве умер бы в своей Сибири голодной смертью». Лидия Михайловна вспоминала: « Все было не так! И макароны я ему не передавала, и в "чику" и "замеряшки " не играла. Он был лишь одним из многих моих учеников. Так случилось, что Валя стал знаменитым писателем, но я не хочу отблесков его славы.

Итак, Лидия Михайловна обладает такими качествами.

1.Гостеприимная. “Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать”.

2.Молодая. “Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того».

3.Красивая. “Я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы”.

4.Загадочная. “Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?’’

5.Скромная. “До того я и не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной”.

6.Заботливая. “Не злись. Я же хотела как лучше. А макароны эти ты возьми…”

7.Любопытная. “Ну а на деньги ты больше не играешь?”;”-Это, правда, что ты играешь на деньги?”;”-Давай рассказывай как есть. Проигрываешь, наверное?”;”-Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь?”;”-А что это была за игра?”- и т.д.

8.Азартная. “Сыграем в “пристенок”?”

9.Скрытная. “Все равно не выдавай меня Василию Андреевичу”.

10.Рассудительная. “Учительница - так другой человек что ли? Иногда надоедает учить и учить без конца. Иной раз полезно забыть, что ты учительница, -не такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Мне и теперь хочется куда-нибудь мчаться, не по программе ,а по желанию. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком”;”И все-таки на деньги играть не надо, обошелся бы ты как-нибудь без этого?”

11.Общительная. “Больше того, Лидия Михайловна, хлопоча что-нибудь по квартире, расспрашивала меня или рассказывала о себе”.

12.С чувством юмора. “Ну вот, сегодня среди нас есть раненные”.

13.Честная. “Играем в пристенок.

-Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

-Правильно» (когда директор заметил игру в пристенок).

14.Весёлая. “Нет, так неинтересно. Играть - так по-настоящему, на деньги, а то что мы с тобой как трехлетние малыши!”;”-Неужели боишься?”.

15.Спокойная. “По походке мягкой, но уверенной, свободной, по всему ее поведению чувствовалась смелость и опытность”.

16.Смелая. “Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите, прежде чем входить сюда».

17.Приятная. “Она сидела предо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание”.

Валентин Распутин рисует образ светлого, умного, заботливого учителя. Лидия Михайловна, учительница французского, преподавала не только учебный предмет, но и не прописанные в расписании уроки доброты.



Ф. Искандер ”Тринадцатый подвиг Геракла”

Темой небольшого рассказа Фазиля Искандера является обычная история, которая могла произойти в любой школе и в любом классе. Начинается эта история с появления в школе учителя математики, который сильно отличался от прежних педагогов, преподававших математику. Само имя как нельзя более подходило математику. Грек Харлампий Диогенович походил на Пифагора внешне и производил впечатление особенного человека, при появлении которого в классе ученики «замирают».

С появлением нового учителя математики ученики узнали, что такое «веселье, организованное сверху самим же учителем». И это «веселье» не мешало ведению урока, наоборот, в классе устанавливалась «мертвая» тишина.

По нашему мнению, данный учитель:

1.Гениальный. “Его нельзя было назвать слабохарактерным, ни тем более неряшливым. Не знаю ,был ли он гениален - скорее всего был».

2.Властный. ”Он сразу же установил в нашем классе образцовую тишину”;”Я был в его руках”;”Он властно и спокойно держал класс в руках”.

3.Влиятельный. “Сразу все затихают и так до самого конца урока”.

4.С чувством юмора. “Харлампий Диогенович смотрит ему вслед и говорит что-нибудь великолепное. Например: «Принц Уэльский”, -класс хохочет.” Если, конечно, не сломаете шею…черный лебедь!” Сахаров, пересядьте к Авдеенко, пожалейте его, он может сломать шею”. Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминировал”.

5.Спокойный. “Во время контрольных работ он и не думал бегать между рядами, заглядывать в парты или там бдительно вскидывать голову при каждом шорохе”.

6.Опытный. “Списывать у него было почти бесполезно, он сразу узнавал списанную работу”.

7.Внимательный (история с тринадцатым подвигом Геракла)

Автор создает образ справедливого, внимательного весёлого учителя. Ироничный Харлампий Диогенович со временем дал понять изворотливому подрастающему поколению, что уход от ответственности наказуем. И приучать себя к этому нужно с ранних лет, помня о том, что все возможные подвиги на благо человечества Геракл уже совершил. Харлампий Диогенович – Учитель с большой буквы.

Проанализировав образы учителей в рассмотренных художественных текстах, можно найти у них некоторые общие черты: спокойствие, уравновешенность, доброта, замечательное чувство юмора, строгость. Также мы считаем, что все эти учителя - Учителя с большой буквы, т.к. кто “большой”, тот учит многому и дает многое.







t1691495315aa.gif

t1691495315ab.gif









Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (2)

Медведева Татьяна Петровна, 08.08.23 в 15:01 3Ответить Пожаловаться
Кто автор работы: ребёнок или вы?
Калягина Ирина Владимировна, 08.08.23 в 15:56 1Ответить Пожаловаться
Если опираться на материалы публикации на другом ресурсе, то автор исследовательской работы девочка Софья, семиклассница. Очень хорошая, интересная получилась исследовательская работа. Просто настройки нужно в каталоге изменить. И автора, конечно, указать.

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.