Образовательная головоломка на тему «Операции реляционной алгебры»
Разработчик: Шагульскова Виктория Анатольевна, преподаватель ГБПОУ «ВКУиНТ им. Ю. Гагарина».
Пояснительная записка
Актуальность использования
Тема «Операции реляционной алгебры» представляет собой важный раздел Информатики, который изучает методы и алгоритмы обработки данных, представленных в виде отношений. Операции реляционной алгебры легко усваиваются обучающимися при условии рассмотрения конкретных наглядных примеров, а также выполнения практических заданий.
Использование образовательной головоломки на эту тему может помочь учащимся лучше понять и запомнить основные операции реляционной алгебры, такие как выборка, проекция, объединение, пересечение, разность, декартово произведение и деление отношений. Это в свою очередь может способствовать развитию логического и алгоритмического мышления, что является важным навыком в современном мире информации.
Форма ресурса
Головоломку можно использовать в различных формах:
1. раздаточный материал – распечатанные рабочие листы;
Рабочий лист в формате .pdfPDF / 205.45 Кб
2. интерактивные задания в learningapps и coreapp;
https://coreapp.ai/app/player/lesson/65c477057fdc6a5a440129bd
3. файлы MS Word или Excel (открытые на ПК для редактирования);
Головоломка в формате .docDOCX / 21.23 Кб
Образовательные цели и задачи
Цель образовательной головоломки: создание условий для эффективного, глубокого освоения материала, развития логического и алгоритмического мышления, познавательной активности и мотивации обучающихся.
Образовательная задача головоломки заключается в том, чтобы помочь учащимся лучше понять и усвоить основные операции реляционной алгебры, такие как объединение, пересечение, разность и декартово произведение отношений.
Развивающая задача – развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, развитие навыков работы с информацией, развитие навыков командной работы и общения (при организации работы в группах).
Воспитательная задача – формирование интереса к информатике, работе с информацией.
Аудитория
Ученики 10 - 11 классов, студенты 1 - 2 курсов колледжей.
Изучаемый предмет
Информатика, Базы данных.
Этап занятия
Актуализация знаний (например, при изучении темы Запросы в БД), закрепление изученного материала, на этапе проверки домашнего задания, в качестве домашнего задания.
Продолжительность выполнения заданий
25 – 30 минут.
Формы учебной деятельности
Индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения
Электронный вариант – ПК, Интернет
Печатный формат – рабочий лист, карандаши, фломастеры, маркеры.
Критерии оценки
Критерии оценки являются приблизительными.
Оценка «Отлично» выставляется за 90 – 100 % правильно выполненных заданий;
Оценка «Хорошо» выставляется за 78 – 89 % правильно выполненных заданий;
Оценка «Удовлетворительно» выставляется за 61 – 77 % правильно выполненных заданий;
Оценка «Неудовлетворительно» выставляется за менее 61 % правильно выполненных заданий.
При использовании в качестве домашнего задания интерактивного рабочего листа на проверку принимаются скриншоты.
Источники информации, использованные при создании головоломки
Глушаков, С. В. Microsoft Access 2007. Лучший самоучитель / С. В. Глушаков, А. С. Сурядный, М. И. Шумилов. – изд. 2-е, переработ. – М.: АСТ: МОСКВА, 2008. – 444 с.
Задания
1. Выделите цветом строки, входящие в отношение, являющееся результатом выборки по фамилии Иванов из отношения «Студенты».
Студенты
КодСтудента |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
1 |
Иванов |
Иван |
Иванович |
2 |
Петров |
Петр |
Петрович |
3 |
Сидоров |
Сидор |
Сидорович |
4 |
Иванов |
Максим |
Николаевич |
2. Выделите цветом ячейки, входящие в отношение, являющееся результатом проекции по атрибуту Фамилия из отношения «Студенты».
Студенты
КодСтудента |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
1 |
Иванов |
Иван |
Иванович |
2 |
Петров |
Петр |
Петрович |
3 |
Сидоров |
Сидор |
Сидорович |
4 |
Иванов |
Максим |
Николаевич |
3. Выделите цветом строки, входящие в отношение, являющееся результатом пересечения отношений «Английский язык» и «Немецкий язык». В ответе строки не должны повторяться (если отметили строки в первом отношении, то во втором совпадающие строки отмечать не нужно).
Английский_язык
1 |
Иванов |
2 |
Петров |
3 |
Сидоров |
4 |
Николаев |
Немецкий_язык
1 |
Иванов |
2 |
Петров |
5 |
Елисеев |
4 |
Николаев |
4. Выделите цветом строки, входящие в отношение, являющееся результатом объединения отношений «Английский язык» и «Немецкий язык». В ответе строки не должны повторяться (если отметили строки в первом отношении, то во втором совпадающие строки отмечать не нужно).
Английский_язык
1 |
Иванов |
2 |
Петров |
3 |
Сидоров |
4 |
Николаев |
Немецкий_язык
1 |
Иванов |
2 |
Петров |
5 |
Елисеев |
4 |
Николаев |
5. Выделите цветом строки, входящие в отношение, являющееся результатом вычитания отношений «Английский язык» и «Немецкий язык».
Английский_язык
1 |
Иванов |
2 |
Петров |
3 |
Сидоров |
4 |
Николаев |
Немецкий_язык
1 |
Иванов |
2 |
Петров |
5 |
Елисеев |
4 |
Николаев |
6. Составьте отношение, являющееся результатом умножения отношений «Группы» и «Предметы».
Группы
1 |
ИСП-221 |
2 |
ИСП-222 |
3 |
ИСП-223 |
Предметы
1 |
Основы проектирования БД |
2 |
Разработка веб-приложений |
7. Составьте отношение, являющееся результатом соединения отношений «Группы» и «Предметы», с условием НазваниеГруппы = ИСП-223.
Группы
1 |
ИСП-221 |
2 |
ИСП-222 |
3 |
ИСП-223 |
Предметы
1 |
Основы проектирования БД |
2 |
Разработка веб-приложений |
8. Выделите цветом ячейки, которые войдут в отношение, являющееся результатом операции деления отношений «Оценки» и «Предметы»
Оценки
КодСтудента |
КодПредмета |
Оценки |
1 |
1 |
4 |
1 |
2 |
5 |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
Предметы
КодПредмета |
Название |
1 |
Информатика |
2 |
Математика |
3 |
Физика |
Ответы к распечатанному рабочему листу
1. Выделите цветом строки, входящие в отношение, являющееся результатом выборки по фамилии Иванов из отношения «Студенты».
Студенты
КодСтудента |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
1 |
Иванов |
Иван |
Иванович |
2 |
Петров |
Петр |
Петрович |
3 |
Сидоров |
Сидор |
Сидорович |
4 |
Иванов |
Максим |
Николаевич |
2. Выделите цветом ячейки, входящие в отношение, являющееся результатом проекции по атрибуту Фамилия из отношения «Студенты».
Студенты
КодСтудента |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
1 |
Иванов |
Иван |
Иванович |
2 |
Петров |
Петр |
Петрович |
3 |
Сидоров |
Сидор |
Сидорович |
4 |
Иванов |
Максим |
Николаевич |
3. Выделите цветом строки, входящие в отношение, являющееся результатом пересечения отношений «Английский язык» и «Немецкий язык». В ответе строки не должны повторяться (если отметили строки в первом отношении, то во втором совпадающие строки отмечать не нужно).
Английский_язык
1 |
Иванов |
2 |
Петров |
3 |
Сидоров |
4 |
Николаев |
Немецкий_язык
1 |
Иванов |
2 |
Петров |
5 |
Елисеев |
4 |
Николаев |
4. Выделите цветом строки, входящие в отношение, являющееся результатом объединения отношений «Английский язык» и «Немецкий язык». В ответе строки не должны повторяться (если отметили строки в первом отношении, то во втором совпадающие строки отмечать не нужно).
Английский_язык
1 |
Иванов |
2 |
Петров |
3 |
Сидоров |
4 |
Николаев |
Немецкий_язык
1 |
Иванов |
2 |
Петров |
5 |
Елисеев |
4 |
Николаев |
5. Выделите цветом строки, входящие в отношение, являющееся результатом вычитания отношений «Английский язык» и «Немецкий язык».
Английский_язык
1 |
Иванов |
2 |
Петров |
3 |
Сидоров |
4 |
Николаев |
Немецкий_язык
1 |
Иванов |
2 |
Петров |
5 |
Елисеев |
4 |
Николаев |
6. Составьте отношение, являющееся результатом умножения отношений «Группы» и «Предметы».
Группы
1 |
ИСП-221 |
2 |
ИСП-222 |
3 |
ИСП-223 |
Предметы
1 |
Основы проектирования БД |
2 |
Разработка веб-приложений |
Учебный_план
1 |
ИСП-221 |
1 |
Основы проектирования БД |
1 |
ИСП-221 |
2 |
Разработка веб-приложений |
2 |
ИСП-222 |
1 |
Основы проектирования БД |
2 |
ИСП-222 |
2 |
Разработка веб-приложений |
3 |
ИСП-223 |
1 |
Основы проектирования БД |
3 |
ИСП-223 |
2 |
Разработка веб-приложений |
7. Составьте отношение, являющееся результатом соединения отношений «Группы» и «Предметы», с условием НазваниеГруппы = ИСП-223.
Группы
1 |
ИСП-221 |
2 |
ИСП-222 |
3 |
ИСП-223 |
Предметы
1 |
Основы проектирования БД |
2 |
Разработка веб-приложений |
Учебный_план_ИСП-223
3 |
ИСП-223 |
1 |
Основы проектирования БД |
3 |
ИСП-223 |
2 |
Разработка веб-приложений |
8. Выделить цветом ячейки, которые войдут в отношение, являющееся результатом операции деления отношений «Оценки» и «Предметы»
Оценки
КодСтудента |
КодПредмета |
Оценки |
1 |
1 |
4 |
1 |
2 |
5 |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
Предметы
КодПредмета |
Название |
1 |
Информатика |
2 |
Математика |
3 |
Физика |
Ответы к интерактивному рабочему листу
https://coreapp.ai/app/player/lesson/65c477057fdc6a5a440129bd
Задание №4
Задание №5
Задание №6
Головоломка в формате .docDOCX / 21.23 Кб
Рабочий лист в формате .pdfPDF / 205.45 Кб