12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шагульскова Виктория Анатольевна743
преподаватель физики в колледже
Россия, Волгоградская обл., Волгоград


Разработчик: Шагульскова Виктория Анатольевна, преподаватель ГБПОУ «ВКУиНТ им. Ю. Гагарина».


Пояснительная записка


Актуальность использования

Тема «Операции реляционной алгебры» представляет собой важный раздел Информатики, который изучает методы и алгоритмы обработки данных, представленных в виде отношений. Операции реляционной алгебры легко усваиваются обучающимися при условии рассмотрения конкретных наглядных примеров, а также выполнения практических заданий.

Использование образовательной головоломки на эту тему может помочь учащимся лучше понять и запомнить основные операции реляционной алгебры, такие как выборка, проекция, объединение, пересечение, разность, декартово произведение и деление отношений. Это в свою очередь может способствовать развитию логического и алгоритмического мышления, что является важным навыком в современном мире информации.


Форма ресурса

Головоломку можно использовать в различных формах:

1. раздаточный материал – распечатанные рабочие листы;


Рабочий лист в формате .pdfPDF / 205.45 Кб

2. интерактивные задания в learningapps и coreapp;

https://coreapp.ai/app/player/lesson/65c477057fdc6a5a440129bd

3. файлы MS Word или Excel (открытые на ПК для редактирования);


Головоломка в формате .docDOCX / 21.23 Кб

Образовательные цели и задачи

Цель образовательной головоломки: создание условий для эффективного, глубокого освоения материала, развития логического и алгоритмического мышления, познавательной активности и мотивации обучающихся.

Образовательная задача головоломки заключается в том, чтобы помочь учащимся лучше понять и усвоить основные операции реляционной алгебры, такие как объединение, пересечение, разность и декартово произведение отношений.

Развивающая задача – развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, развитие навыков работы с информацией, развитие навыков командной работы и общения (при организации работы в группах).

Воспитательная задача – формирование интереса к информатике, работе с информацией.


Аудитория

Ученики 10 - 11 классов, студенты 1 - 2 курсов колледжей.


Изучаемый предмет

Информатика, Базы данных.


Этап занятия

Актуализация знаний (например, при изучении темы Запросы в БД), закрепление изученного материала, на этапе проверки домашнего задания, в качестве домашнего задания.


Продолжительность выполнения заданий

25 – 30 минут.


Формы учебной деятельности

Индивидуальная, парная, групповая.


Средства обучения

Электронный вариант – ПК, Интернет

Печатный формат – рабочий лист, карандаши, фломастеры, маркеры.


Критерии оценки

Критерии оценки являются приблизительными.

Оценка «Отлично» выставляется за 90 – 100 % правильно выполненных заданий;

Оценка «Хорошо» выставляется за 78 – 89 % правильно выполненных заданий;

Оценка «Удовлетворительно» выставляется за 61 – 77 % правильно выполненных заданий;

Оценка «Неудовлетворительно» выставляется за менее 61 % правильно выполненных заданий.

При использовании в качестве домашнего задания интерактивного рабочего листа на проверку принимаются скриншоты.


Источники информации, использованные при создании головоломки

Глушаков, С. В. Microsoft Access 2007. Лучший самоучитель / С. В. Глушаков, А. С. Сурядный, М. И. Шумилов. – изд. 2-е, переработ. – М.: АСТ: МОСКВА, 2008. – 444 с.

https://learningapps.org/

https://coreapp.ai/


Задания

1. Выделите цветом строки, входящие в отношение, являющееся результатом выборки по фамилии Иванов из отношения «Студенты».


Студенты

КодСтудента

Фамилия

Имя

Отчество

1

Иванов

Иван

Иванович

2

Петров

Петр

Петрович

3

Сидоров

Сидор

Сидорович

4

Иванов

Максим

Николаевич


2. Выделите цветом ячейки, входящие в отношение, являющееся результатом проекции по атрибуту Фамилия из отношения «Студенты».


Студенты

КодСтудента

Фамилия

Имя

Отчество

1

Иванов

Иван

Иванович

2

Петров

Петр

Петрович

3

Сидоров

Сидор

Сидорович

4

Иванов

Максим

Николаевич


3. Выделите цветом строки, входящие в отношение, являющееся результатом пересечения отношений «Английский язык» и «Немецкий язык». В ответе строки не должны повторяться (если отметили строки в первом отношении, то во втором совпадающие строки отмечать не нужно).


Английский_язык

1

Иванов

2

Петров

3

Сидоров

4

Николаев


Немецкий_язык

1

Иванов

2

Петров

5

Елисеев

4

Николаев


4. Выделите цветом строки, входящие в отношение, являющееся результатом объединения отношений «Английский язык» и «Немецкий язык». В ответе строки не должны повторяться (если отметили строки в первом отношении, то во втором совпадающие строки отмечать не нужно).


Английский_язык

1

Иванов

2

Петров

3

Сидоров

4

Николаев


Немецкий_язык

1

Иванов

2

Петров

5

Елисеев

4

Николаев


5. Выделите цветом строки, входящие в отношение, являющееся результатом вычитания отношений «Английский язык» и «Немецкий язык».


Английский_язык

1

Иванов

2

Петров

3

Сидоров

4

Николаев


Немецкий_язык

1

Иванов

2

Петров

5

Елисеев

4

Николаев


6. Составьте отношение, являющееся результатом умножения отношений «Группы» и «Предметы».


Группы

1

ИСП-221

2

ИСП-222

3

ИСП-223


Предметы

1

Основы проектирования БД

2

Разработка веб-приложений


7. Составьте отношение, являющееся результатом соединения отношений «Группы» и «Предметы», с условием НазваниеГруппы = ИСП-223.


Группы

1

ИСП-221

2

ИСП-222

3

ИСП-223


Предметы

1

Основы проектирования БД

2

Разработка веб-приложений



8. Выделите цветом ячейки, которые войдут в отношение, являющееся результатом операции деления отношений «Оценки» и «Предметы»


Оценки

КодСтудента

КодПредмета

Оценки

1

1

4

1

2

5

1

3

3

2

3

4


Предметы

КодПредмета

Название

1

Информатика

2

Математика

3

Физика


Ответы к распечатанному рабочему листу

1. Выделите цветом строки, входящие в отношение, являющееся результатом выборки по фамилии Иванов из отношения «Студенты».


Студенты

КодСтудента

Фамилия

Имя

Отчество

1

Иванов

Иван

Иванович

2

Петров

Петр

Петрович

3

Сидоров

Сидор

Сидорович

4

Иванов

Максим

Николаевич


2. Выделите цветом ячейки, входящие в отношение, являющееся результатом проекции по атрибуту Фамилия из отношения «Студенты».


Студенты

КодСтудента

Фамилия

Имя

Отчество

1

Иванов

Иван

Иванович

2

Петров

Петр

Петрович

3

Сидоров

Сидор

Сидорович

4

Иванов

Максим

Николаевич


3. Выделите цветом строки, входящие в отношение, являющееся результатом пересечения отношений «Английский язык» и «Немецкий язык». В ответе строки не должны повторяться (если отметили строки в первом отношении, то во втором совпадающие строки отмечать не нужно).


Английский_язык

1

Иванов

2

Петров

3

Сидоров

4

Николаев


Немецкий_язык

1

Иванов

2

Петров

5

Елисеев

4

Николаев

4. Выделите цветом строки, входящие в отношение, являющееся результатом объединения отношений «Английский язык» и «Немецкий язык». В ответе строки не должны повторяться (если отметили строки в первом отношении, то во втором совпадающие строки отмечать не нужно).


Английский_язык

1

Иванов

2

Петров

3

Сидоров

4

Николаев


Немецкий_язык

1

Иванов

2

Петров

5

Елисеев

4

Николаев

5. Выделите цветом строки, входящие в отношение, являющееся результатом вычитания отношений «Английский язык» и «Немецкий язык».


Английский_язык

1

Иванов

2

Петров

3

Сидоров

4

Николаев


Немецкий_язык

1

Иванов

2

Петров

5

Елисеев

4

Николаев

6. Составьте отношение, являющееся результатом умножения отношений «Группы» и «Предметы».


Группы

1

ИСП-221

2

ИСП-222

3

ИСП-223


Предметы

1

Основы проектирования БД

2

Разработка веб-приложений


Учебный_план

1

ИСП-221

1

Основы проектирования БД

1

ИСП-221

2

Разработка веб-приложений

2

ИСП-222

1

Основы проектирования БД

2

ИСП-222

2

Разработка веб-приложений

3

ИСП-223

1

Основы проектирования БД

3

ИСП-223

2

Разработка веб-приложений

7. Составьте отношение, являющееся результатом соединения отношений «Группы» и «Предметы», с условием НазваниеГруппы = ИСП-223.


Группы

1

ИСП-221

2

ИСП-222

3

ИСП-223


Предметы

1

Основы проектирования БД

2

Разработка веб-приложений


Учебный_план_ИСП-223

3

ИСП-223

1

Основы проектирования БД

3

ИСП-223

2

Разработка веб-приложений


8. Выделить цветом ячейки, которые войдут в отношение, являющееся результатом операции деления отношений «Оценки» и «Предметы»


Оценки

КодСтудента

КодПредмета

Оценки

1

1

4

1

2

5

1

3

3

2

3

4


Предметы

КодПредмета

Название

1

Информатика

2

Математика

3

Физика


Ответы к интерактивному рабочему листу

https://coreapp.ai/app/player/lesson/65c477057fdc6a5a440129bd


t1707409654aa.pngt1707409654ab.png

t1707409654ac.png

Задание №4

t1707409654ad.png

Задание №5

t1707409654ae.png


Задание №6

t1707409654af.png

t1707409654ag.png


t1707409654ah.png


Головоломка в формате .docDOCX / 21.23 Кб
Рабочий лист в формате .pdfPDF / 205.45 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.