Образовательная головоломка «Тайны атмосферы, или Кто ищет — тот всегда найдёт» (6 класс)
Пояснительная записка к конкурсному ресурсу |
||
1. |
Автор (ФИО, должность) |
Колышкина Елена Владимировна, учитель географии высшей категории, г. Новосибирск |
2. |
Название ресурса |
Образовательная головоломка «Тайны атмосферы, или Кто ищет - тот всегда найдёт» |
3. |
Вид ресурса |
Презентация в программе Microsoft PowerPoint с поддержкой макросов, рабочий лист в программе PDF, интерактивная часть головоломки на онлайн-сервисе LearningApps.org |
4. |
Предмет, УМК |
География, УМК любой |
5. |
Цель ресурса
|
Создание условий для развития интеллектуального потенциала, логического мышления, познавательной активности и мотивации школьников. |
6. |
Задачи ресурса -образовательные (1) -развивающие (2,3,4) -воспитательные (5) |
1. Выявить уровень усвоения обучающимися материала по атмосфере и разработать план по коррекции знаний и умений. 2. Продолжить развивать у обучающихся умения сравнивать, обобщать, делать выводы, логически рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, что позволит им находить верные ответы на тестовые задания. 3. Создать условия для развития учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий. 4. Развить навыки самостоятельной работы в формате головоломки, умение работать с информацией в нестандартной форме. 5. Обеспечить условия для воспитания ответственного отношения к учению, формирования у школьников навыков самоконтроля, научного мировоззрения на примере изучения атмосферы, познавательного интереса к изучаемому предмету. |
7. |
Планируемые результаты |
Метапредметные: -формирование умений строить логическое рассуждение, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания; -формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; -определять/находить условия для выполнения учебной задачи; -переводить информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое; Личностные: -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; -формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий; -развитие эмоционально – ценностное отношение к окружающей природе. Предметные: -знать и понимать основные образовательные идеи раздела; -различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; -использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий; -формирование умений и навыков использования знаний и умений об атмосфере в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к природным условиям территории проживания. |
8. |
Актуальность |
Головоломки – это уникальное изобретение человечества, которое делает образование увлекательным и эффективным. Это тренажеры для нашего мозга. Филворды стимулирует мыслительные процессы и мозговую активность, «освежают» словарный запас и улучшают орфографию, развивают зрительную память и умение видеть под разными углами зрения, способствуют развитию усидчивости и логического мышления у обучающихся, позволяют школьникам использовать знания в новой ситуации. Также образовательные головоломки повышают самооценку учащихся, позволяют им проявить творческие способности. Они могут быть использованы как в урочной, так и внеурочной деятельности (например, как нестандартное домашнее задание). Филворд - эта разновидность головоломок, которая достаточно легко решается и положительно влияет на когнитивные функции человека. |
9. |
Целевая аудитория |
Обучающиеся 6 класса. |
10. |
Продолжительность тестирования |
25 минут. |
11. |
Формы учебной деятельности учащихся |
Индивидуальная/групповая/парная. |
12. |
Место проведения |
После изучения раздела «Атмосфера – воздушная оболочка Земли». |
13. |
Ожидаемый результат |
Образовательная головоломка позволит обобщить, систематизировать и закрепить материал по атмосфере, развить навыки самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий. |
14. |
Средства обучения |
Компьютер/ноутбук, Интернет, доступ к головоломке в электронной образовательной среде LearningApps.org, головоломка в программе Microsoft PowerPoint с поддержкой макросов, печатный формат головоломки (рабочий лист) в программе PDF, цветные карандаши/фломастеры/маркеры. |
15. |
Деятельность учителя |
Составление головоломки и методических рекомендаций по её выполнению, организация выполнения обучающимися задания, контроль выполнения, анализ ошибок и коррекция знаний. |
16. |
Степень сложности |
Средняя, с учётом возрастных особенностей |
17. |
Описание ресурса |
Головоломка имеет пошаговый характер, т.е., выполнив первое задание, можно переходить к следующему, т.к. задания связаны между собой. Все этапы головоломки объединены общей темой «Атмосфера – воздушная оболочка Земли». Вид головоломки – два филворда-раскраски в комбинации с реставрацией текста. Филворд представляет собой головоломку, в которой требуется найти все слова, вписанные в квадратную сетку. На первый взгляд буквы вписаны хаотично, но все они являются частью слов. Слова не пересекаются между собой; соединять буквы в слова можно по вертикали или горизонтали слева на право или справа налево; сверху вниз или снизу-вверх; одна буква принадлежит лишь одному слову; слова могут читаться и под прямым углом. В филворде «Ход конём» буквы соединяются в слова как ходит шахматный конь – буквой «Г»: 2 клетки по горизонтали и 1 клетка по вертикали, или 2 клетки по вертикали и 1 по горизонтали Комплектация ресурса: 1. Пояснительная записка. 2. Головоломка в программе Microsoft PowerPoint с поддержкой макросов + продолжение головоломки размещено на онлайн-сервисе LearningApps.org (интерактивный формат). 3. Рабочий лист с головоломкой в программе PDF (для распечатывания). |
18. |
Инструктаж по работе с ресурсом |
1. Головоломка состоит из 4 частей: филворд, реставрация текста, филворд «Ход конём» и собери слова из оставшихся букв. 2. На разгадывание головоломки отводится 25 минут. 3. При выполнении работы не рекомендуется пользоваться учебником и дополнительными источниками. 4. Внимательно прочитать инструкцию к выполнению всех заданий в составе головоломки. 5. Головоломку решать строго в определённом порядке: сначала филворд, затем реставрация текста, далее филворд «Ход конём» и закончить работу заданием «Собери слова из оставшихся букв». |
19. |
Инструкция по работе с первым филвордом в презентации PowerPoint с поддержкой макросов |
В первом филворде-раскраске «спрятаны» 19 ключевых слов по теме «Атмосфера». Необходимо их найти, раскрасив буквы каждого слова в определённый цвет. Для этого выбрать на панели желаемый цвет (слева на слайде), кликнуть по нему, а затем кликнуть на квадратики с буквами, которые составляют слово. В результате все слова должны быть окрашены разным цветом. После этого перейти к выполнению второй части головоломки. *Если школьники работают с головоломкой на распечатанных рабочих листах, то найденные слова они закрашивают карандашами/фломастерами/маркерами на этом листе. |
20. |
Инструкция по работе с заданием «Реставрация текста» на онлайн-сервисе LearningApps.org |
По ссылке перейти в онлайн-сервис LearningApps.org и выполнить следующую часть головоломки: необходимо все найденные слова в филворде логически вставить в предложенный текст. Если задание выполнено правильно, все вставленные слова окажутся в зелёных прямоугольниках. Далее приступить к выполнению следующей части головоломки. https://learningapps.org/31833336 *В случае, если не работает Интернет, можно задействовать слайд №6 в презентации головоломки. На нём размещён текст для реставрации и есть возможность проверить каждый ответы, кликая на кнопку «ответ». *Если школьники работают с головоломкой на распечатанных рабочих листах, то найденные слова они вписывают в текст на этом листе. |
21. |
Инструкция по работе со вторым филвордом «Ход конём» в презентации PowerPoint с поддержкой макросов |
В квадрате «спрятано» 3 слова, имеющие отношение к изученной теме «Атмосфера». Передвигаться от буквы к букве надо ходом шахматного коня. Слова раскрасить разным цветом. Для этого выбрать на панели желаемый цвет (слева на слайде), кликнуть по нему, а затем кликнуть на квадратики с буквами, которые составляют слово. 1. Начать поиск со слова, которое начинается на ту букву, на которую заканчивается второе слово, вставленное в реставрированный текст. Эта первая буква будет размещена в одном из 4-х углов квадрата. *Можно детям предложить подсказку к этому заданию: это будет фамилия учёного, который первым измерил атмосферное давление. 2. Далее надо в фамилии этого учёного найти название государства в Южной Америке, на территории которого отмечен один из климатических рекордов мира – самое сухое место на планете. Первая буква слова будет расположена в одном из углов квадрата. 3. Последнее слово, «спрятанное» в квадрате, – это название пустыни, где зафиксирован климатический рекорд, о котором шла речь в предыдущем задании. Первая буква слова будет расположена в одном из углов квадрата. *Если школьники работают с головоломкой на распечатанных рабочих листах, то найденные слова они закрашивают определённым цветом карандашами/фломастерами/маркерами на этом листе. |
22. |
Инструкция по работе с заданием «Собери слова из оставшихся букв» в презентации PowerPoint с поддержкой макросов |
Из оставшихся в квадрате букв необходимо составить 2 слова по теме «Атмосфера». Каждая буква используется только один раз. Слова напечатать на слайде ниже квадрата. *Если школьники работают с головоломкой на распечатанных рабочих листах, то составленные слова они записывают на этом листе. |
23. |
Правильные ответы на задания головоломки |
Филворд: Слова: атмосфера, климат, барометр, тропосфера, давление, осадки, осадкомер, азот, метеоролог, пар, ветер, муссон, бриз, флюгер, погода, облако, влажность, температура, амплитуда. Реставрация текста: Ход конём Слова: Торричелли, Чили, Атакама. Собери слова из букв: Слова: кислород, снег, туман, торнадо, ураган, миллибара |
24. |
Система оценивания работы с головоломкой |
Первое задание головоломки (филворд) оценивается в 19 баллов (1 балл за каждое найденное слово). Второе задание головоломки (реставрация текста) оценивается в 19 баллов (1 балл за каждое правильное внесение слова в текст). Третье задание головоломки (ход конём) оценивается в 3 балла (по 1 баллу за каждое слово). Четвёртое задание головоломки оценивается в 2 балла (1 балл за каждое слово). Общее количество баллов за головоломку - 43. 95-100% - «5» 70-94% - «4» 50-69% - «3» 0-49% - оценка не ставится (или «2») Если работа с головоломкой в интерактивном формате проводилась в качестве домашнего задания, то проверка выполнения действий с головоломкой происходит по фотоотчёту учеников (это один из вариантов проверки). Если домашняя работа с головоломкой была на рабочих листах, то происходит взаимопроверка в парах/группах по образцу под руководством учителя. |
25. |
Источники информации |
|
А.И. Алексеев и др. География 5-6 классы/М: Просвещение, 2019 http://didaktor.ru/tag/didakticheskie-igry/ https://phonoteka.org/18525-fon-oblaka-vektor.html https://www.pngegg.com/en/png-bluwj |
Рабочий лист головоломки PDF / 321.96 Кб
Головоломка Microsoft PowerPoint с поддержкой макросовPPTM / 1.26 Мб
Елена Владимировна
Колышкина Елена Владимировна
Фокина Лидия Петровна
Колышкина Елена Владимировна
Дьячкова Наталья Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Колышкина Елена Владимировна
Ирина Владимировна Казарцева
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева
Колышкина Елена Владимировна
Евгения Николаевна Касьянова
Колышкина Елена Владимировна
Галина Владимировна