12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фаина Николаевна Михайлова52
Учитель начальных классов. Педагог доп.образования
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 59

с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики

«Согласовано»

Руководитель ЦВР

________ М.Г. Макшанова

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары

____________ О.Ф. Курмаева

Образовательная программа

дополнительного образования детей

учебного объединения «Вологодское кружево»

Программа рассчитана на детей 7 – 14 лет

Срок реализации – 5 лет

Педагог дополнительного образования: Михайлова Фаина Николаевна

Протокол №______ педсовет от

Чебоксары - 2016

РЕЦЕНЗИЯ

на образовательную программу дополнительного образования детей

объединения «Вологодское кружево» педагога дополнительного образования

МОУ СОШ № 59 г. Чебоксары Михайловой Фаины Николаевны

Представленная образовательная программа направлена на развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся 7-14 лет посредством изучения и освоения технологии кружевоплетения - одного из наиболее старинных видов рукоделия.

Данная программа рассчитана на 72 часа занятий для детей младшего школьного возраста (7-8 лет) , 144 часа для учащихся среднего возраста (9-11 лет) и 216 часов для учащихся старшего возраста (12-14 лет). Занятия по данной программе разработаны в первую очередь для девочек, количество детей в группе 12-15 человек.

Занятия по данной программе помогают воспитывать эстетический, художественный вкус, учащиеся знакомятся с историей развития кружевоплетения, его разновидностями, техникой плетения. Воспитанникам прививается интерес к истокам народного творчества, навыки трудолюбия, аккуратности, усидчивости, важно, что дети получают возможность ориентироваться на профессию в будущем. Основные формы работы с детьми - индивидуальные, групповые. Программа рассчитана на 3 уровня: ученик, стажёр, мастер.

Первый уровень - ученик рассчитан для детей 1 года обучения. В ходе занятий дети постигают азы декоративно-прикладного искусства, узнают об истории кружевных ремёсел, их разновидностей, учатся пользоваться инструментами, осваивают технику плетения.

Дети второго уровня совершенствуют технику и качественно плетения. Воспитанники третьего уровня учатся выполнять крупные кружевные изделия, самостоятельно строят рабочие рисунки.

В ходе реализации программы отслеживается результативность через открытые и зачётные занятия, с самостоятельным решением творческих задач, выпускные задания, участие в мероприятиях различного уровня.

Данная программа вызывает несомненный интерес и может быть использована педагогами дополнительного образования, применяющими в своей работе представленное направление для развития творческих способностей учащихся.

Заведующая Центром духовно-нравственного и творческого развития личности ЧРИО Т.И.Лушина

Пояснительная записка.

В результате моей практической деятельности в данной школе сложилась своя методика преподавания предмета, таким образом, сформировалась данная программа.

Дополнительная образовательная программа объединения «Вологодское кружево» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами кружевоплетения.

Новизна данной программы в том, что, являясь дополнительным образованием, она должна выстраиваться по модулю тесного взаимодействия с общешкольной программой и её предназначение познавательное: расширить кругозор детей в области декоративно – прикладного искусства.

Актуальность.

В современном мире в любой профессии востребованы креативно мыслящие люди. Обучение детей мастерству кружевоплетения направлено на развитие творческих способностей и, несомненно у детей которые с младшего школьного возраста соприкасаются с творческой деятельностью, больше развито воображение, фантазия и, соответственно, у этих детей больше возможностей реализовать себя в современном, быстроменяющееся мире.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что педагог увлекает учащихся в мир декоративно – прикладного искусства, тем самым сохраняя традиции русского кружевоплетения. Помимо этого реализуется ещё и организация занятости детей.

Целью курса является развитие познавательной деятельности и творческой способности учащихся; их адаптация к самостоятельной жизни в современном быстроменяющимся мире и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Задачи:

Образовательные: познакомить с историей развития кружевоплетения, его разновидностями, освоить приёмы, элементы, технику плетения.

Воспитательные: привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, чувства взаимопомощи, умения доводить начатое дело до конца и экономичного отношения к используемым материалам,

Развивающие: развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Отличительными особенностями данной программы являются:

Декоративно – прикладные знания и умения систематизируют в программе теорию и практику с учётом возрастной психологии детей.

Изучение техники кружевоплетения требует кропотливого труда, преподаватель должен большей частью проводить индивидуальную работу с каждым кружковцем.

Кружевоплетение одно из наиболее старинных видов рукоделия, насчитывает несколько столетий своего существования, является одним из замечательных видов декоративно – прикладного искусства. Развиваясь в различных областях нашей страны, оно достигло высокого художественного совершенства и сохранило лучшие традиции русского кружевоплетения.

Образовательная программа «Вологодское кружево» разработана для младшего(7-8 лет), среднего(9-11 лет), старшего (12-14лет) возраста и содержит теоретические и практические части. Программа рассчитана на 72 часа в младшей возрастной категории, 144 часов в средней и 216 часов в старшей.

В группах занимаются в основном девочки, но не исключены и мальчики. Количество детей 12 – 15 человек.

Занятия должны доставлять детям радость, способствовать смене впечатлений. Выполненные работы должны находить применение в реальной жизни, служить украшением одежды, интерьера, класса, подарком для близких и друзей, частью выставки.

Учащихся объединения «Вологодское кружево» можно разделить на 3 уровня.

1 уровень – ученик; (1 года обучения)

2 уровень – стажёр; (2, 3 года обучения)

3 уровень – мастер; (4, 5 года обучения)

При работе с учащимися 1 уровня необходимо учитывать определённые психологические особенности данного возраста: неустойчивость внимания, излишняя активность, быстрая утомляемость. При построении уроков важно сочетать индивидуальную и коллективную формы работы. Нужно создать на уроке доброжелательную, непринуждённую атмосферу. Сохранение положительного эмоционального тонуса у детей способствует быстрому и лёгкому усвоению нового материала, уверенности в своих силах. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, а также развивать его духовный потенциал. На данном уровне дети погружаются в мир декоративно-прикладного искусства, узнают об истории кружевных промыслов в нашей стране, о современном производстве кружевных изделий, его разновидностях, учатся правильно пользоваться инструментами, приспособлениями и материалом, осваивают приёмы, элементы и технику плетения коклюшечного кружева, узнают об особенностях ухода за изделиями.

У детей 2 уровня появляется уверенность в своих силах, возможностях, снижается страх перед неудачей, развиваются коммуникативные качества. Дети этого уровня более качественно выполняют все элементы плетения, правильно сочетают цвета, подбирают нити для работы, самостоятельно рассчитывают ходы и выходы в заполнениях при плетении кружев.

У учащихся 3 уровня формируется комплекс знаний, умений и навыков, который позволят ему в дальнейшем самостоятельно работать в этой сфере деятельности. Учащиеся выполняют крупные кружевные изделия, самостоятельно строят сколки (рабочие рисунки).

Занятия кружка должны проходить в хорошо освещённом, просторном помещении. Рабочее место кружковца оборудуется подставкой с валиком для плетения кружева. Кружевоплетение - не только труд, но и творчество, поэтому программа содержит определённую связь изо и труда. Для этого нужен рабочий стол для выполнения графических работ в альбоме, зарисовки кружева, технического рисунка, сколков, записей.

Для проведения занятий необходимы наглядный и методический материал: образцы кружева, технические рисунки, таблицы, изделия. Преподаватель должен познакомить учащихся с правилами техники безопасности.

Кружковцам на занятиях нужны: подушка (валик), подставка, коклюшки (деревянные палочки не менее 10 пар), нитки (ромашка, ирис, армированные, катушечные), булавки, ножницы, тонкий крючок.

Срок реализации – 5 лет.

Этапы реализации программы.

Реализация данной программы условно подразделяется на 3 этапа:

-подготовительно-организационный (сентябрь-октябрь);

-основной: теоретический и практический (октябрь-май);

-заключительный: выставка (апрель-май)

Формы обучения:

групповые и индивидуальные (теоретические и практические занятия).

Ожидаемые результаты.

В конце изучения курса «Вологодское кружево» обучающиеся должны

Знать:

-историю развития кружевоплетения, его разновидности.

-правила техники безопасности.

-основные приёмы, элементы и технику плетения.

-условные обозначения (на рабочем рисунке).

-правила ухода за кружевами.

Уметь:

-правильно пользоваться оборудованием, приспособлением, инструментами и материалом.

-правильно подбирать нитки по толщине и сочетанию цвета.

-самостоятельно разрабатывать сколки (рабочие рисунки).

-самостоятельно выполнять качественные изделия.

Важными формами освоения программы является участие в программах художественно – эстетической направленности, конкурсах, выставках и НПК.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

В материалах ФГОС внеурочная деятельность рассматриваться как неотъемлемая частью образовательного процесса. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но, одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, се­мьей, обществом и государством, кото­рый в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование. Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариатив­ности образования, предполагающий соз­дание «личных пространств» на основе выбора. Инно­вации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).

Вариативная часть основной образова­тельной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е.Б. Евладовой):

– пространства взаимодействия об­щего и дополнительного образования – интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятель­ность и др.;

– пространства взаимодействия обще­го образования и внеурочной работы: пред­метные кружки; факультативы; школьные научные общества и др.;

– пространства взаимодействия до­полнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые меро­приятия.

Именно в рамках этих пространств воз­никает возможность построения индиви­дуального образовательного маршрута ре­бенка.

Тематический план занятий

 

Кол-во часов

Общее кол-во часов

Темы

теорет.

практ.

 

1-й год обучения

1. Вводное занятие.

2. Развитие кружевоплетения.

3. Рациональная организация рабочего места.

4. Оборудование, инструменты, приспособления и материалы, используемые для кружевоплетения.

5. Подготовка коклюшек к плетению.

6. Основные приёмы плетения.

7. Основные элементы плетения.

Плетешок

Полотнянка

8. Техника плетения кружев.

9. Уход за кружевами.

10. Подготовка к работе.

11. Выполнение вилюшки (без поворотов)

12. Выполнение небольших штучных изделий (салфетка на ткани)

13. Итоговое занятие.

 

а) повторение пройденного материала;

б) правила безопасности труда (повторение);

в) подготовка материалов для работы.

1

1

1

1

1

1

4

2

1

-

-

1

2

-

-

-

-

-

-

2

8

-

-

1

16

29

-

1

1

1

1

1

1

14

2

1

1

16

30

2

Итого:

16

56

72

1-й год обучения.

Вводное занятие. Знакомство с режимом работы. Демонстрация образцов и изделий. Оборудование кабинета, правила поведения. Необходимые материалы и приспособления для плетения кружев.

Развитие кружевоплетения. Кружевоплетение – один из видов декоративно – прикладного искусства. Первое появление кружев. Кружево в 18-19 веках. Основные центры русского кружевоплетения – Вологда, Киров, Елец, Балахна, Михайлов. Особенности орнамента и техники плетения наиболее известных кружевных промыслов. Природа в кружеве. Нетрадиционные районы кружевоплетения.

Рациональная организация рабочего места. Правильная рабочая поза. Перерыв в работе, гимнастика. Освещение рабочего места. Температура и влажность воздуха. Санитарные требования. Соблюдение техники безопасности.

Оборудование, инструменты, приспособления и материалы, используемые для кружевоплетения. Описание и назначение подушки, подставки, коклюшки, сколка, булавок, иглы для накола (шило), ниток, крючка, ножниц.

Подготовка коклюшек к плетению. Подготовка коклюшек. Навивка(намотка) нити на коклюшки. Образование закрепительной петли. Рабочая длина нити. Замена нити.

Основные приёмы плетения. Что такое прием «перевить», «сплести»? По парное применение коклюшек.

Основные элементы плетения. Их характеристика, назначение и технология выполнения. Разбор техники плетения «плетешка», «полотнянки».

Практические занятия. Упражнение по работе с коклюшками. Практическое выполнение элементов «плетешка», «полотнянки». Запись основных правил плетения.

Техника плетения кружев. Описание основного узора, решётки, виды решёток. Приём «сцеп».

Уход за кружевами. Замачивание. Стирка. Желирование. Утюжка.

Подготовка к работе. Организация рабочего места. Изготовление сколка, укрепление его на валике. Подбор ниток. Намотка нитей на коклюшки. Навешивание. Инструкция по технике безопасности. Опасные инструменты. Требование безопасности во время работы. Правильное обращение с опасными инструментами. Обеспечение пожаро и взрывобезопасности.

Выполнение вилюшки. Понятие о рисунке. Обучение плетения.

Выполнение штучных изделий. Понятие об орнаменте. Сочетание кружева и ткани в плоскостных изделиях. Обучение плетения. Желирование.

Итоговое занятие .Подведение итогов годовой работы. Организация выставки. Посещение музеев и городских выставок.

Тематический план занятий

 

Кол-во часов

Общее кол-во часов

Темы

теорет.

практ.

 

2-й год обучения

1. Вводное занятие.

2. Дополнительные элементы плетения.

Плетешок с отвивной петелькой.

Элемент «сетка».

Скань «полотнянка», «верёвочка», «косичка».

3. Техника плетения кружев (поворот).

4. Выполнение небольших штучных изделий:

Чехол для сотового телефона

5. Регулировка натяжения нити.

6. Выполнение среднего штучного изделия – косметичка

7. Итоговое занятие.

Итого:

д) скань «косичка».

2

4

1

1

1

1

2

12

-

2

2

6

3

39

3

77

-

132

2

14

4

40

4

78

2

144

Итого:

12

132

144

2-й год обучения

Вводное занятие. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Организация рабочего места. Подготовка материалов для плетения кружев. Правила безопасности труда (повторение).

Дополнительные элементы плетения кружев. Технология выполнения «плетешка с отвивной петелькой», элемента «сетка», скань «полотнянка», «верёвочка», «косичка», их характеристика и назначение.

Техника плетения кружев. Запись и зарисовка основных правил выполнения поворота. Выполнение поворота в изделиях.

Выполнение небольших штучных изделий. Предназначение изделия. Подбор цвета.

Практическое занятие. Выполнение сколка. Укрепление его на валике. Подбор ниток. Намотка нитей на коклюшки. Навешивание. Инструкция по технике безопасности. Выполнение изделия.

Регулировка натяжения нити. Правильная натяжка нити при плетении кружев.

Выполнение среднего штучного изделия. Понятие об орнаменте, композиции, симметрии. Кружево в современном интерьере.

Практическое занятие. Выполнение сколка. Укрепление его на валике. Подбор ниток. Намотка нитей на коклюшки. Навешивание. Практическое выполнение. Заделка концов ниток.

Итоговое занятие. Подведение итогов годовой работы. Организация выставки. Экскурсии и посещение выставок.

Тематический план занятий

 

Кол-во часов

Общее кол-во часов

Темы

теорет.

практ.

 

 

3-й год обучения

1. Вводное занятие.

2. Техника плетения кружев (зашивка).

3. Подготовка сколка.

4. Регулировка натяжения нити в изделии.

5. Выполнение изделия – сумочка.

Выполнение бабочки №1,№2,№3,№4.

Отдельное выполнение края сумочки.

Выполнение внутреннего узора.

Выполнение листьев и заполнений (решётка).

Выполнение цветка №1,№2,№3,№4.

Выполнение большой решётки.

Выполнение захлёста полотнянки на полотнянку и заполнений.

Выполнение боковой части №1,№2.

Зашивка,желирование.

6. Шитьё сумки из ткани, соединение – сшивание деталей.

7. Итоговое занятие.

 

3

1

1

1

1

1

2

-

3

4

5

32

12

40

32

28

8

8

26

2

6

-

3

4

5

6

189

7

2

Итого:

10

206

216

3-й год обучения

Вводное занятие. Задачи и план работы кружка. Повторение пройденного материала. Правила безопасности труда (повторение). Подготовка материалов для работы.

Техниеа плетения кружев. Запись и зарисовка основных правил выполнения зашивки. Выполнение зашивки в изделии.

Подготовка сколка (рабочего рисунка) для плетения сумочки. Наложение кальки на миллиметровку. Закрепление булавками. Правильное копирование. Закрепление кальки на картон. Прикрепление сколка к подушке.

Регулировка натяжения нити в изделии. Правильная натяжка нити в «плетешке», «полотнянке», «насновке», во всех элементах плетения, на поворотах, сцепах и зашивке.

Выполнение изделия – сумочка. История сумки. Сумка – элемент одежды, её разнообразие. Подбор к наряду и аксессуарам. Её актуальность.

Практические занятия. Подбор ниток. Намотка нитей на коклюшки. Навешивание. Выполнение бабочки №1,№2,№3,№4. Заделка концов ниток (зашивка). Отдельное выполнение края сумочки. Зашивка. Выполнение внутреннего узора, цветов, листьев, заполнений, решёток. Выполнение захлёста полотнянки на полотнянку(кировское кружево). Зашивка. Желирование. Выполнение боковой части№1,№2. Зашивка. Сшивка деталей кружева.

Шитьё сумки из ткани. Раскрой картона. Раскрой ткани. Соединение – сшивание деталей.

Итоговое занятие. Подведение итогов годовой работы. Организация выставки.

Тематический план занятий

 

Кол-во часов

Общее кол-во часов

Темы

теорет.

практ.

 

4-й год обучения

1. Вводное занятие.

2. Подготовка сколка.

3. Выполнение крупного кружевного изделия – жилет.

Спинка.

Полочка(№1, №2).

4. Прибавление скорости в работе.

5. Соединение – сшивание деталей кружева.

6. Итоговое занятие.

2

-

1

-

1

2

-

6

100

100

1

3

-

2

6

1

100

100

1

4

2

Итого:

6

210

216

4-й год обучения

Вводное занятие. Задачи и план работы кружка. Повторение пройденного материала. Правила безопасности труда (повторение). Подготовка материалов для работы.

Подготовка сколка (рабочего рисунка) для плетения жилета. Наложение кальки на миллиметровку. Закрепление булавками. Правильное копирование. Закрепление кальки на картон. Прикрепление сколка к подушке.

Выполнение изделия – жилет. История происхождения жилета. Жилет – предмет одежды, его разновидности. Особенности рисунка спинки жилета, полочки №1, №2.

Практические занятия. Подбор ниток. Намотка нитей на коклюшки. Определение места расположения начала плетения. Навешивание и плетение со сканью. Выполнение края спинки жилета. Выполнение внутреннего узора. Выполнение заполнений. Зашивка. Выполнение полочки №1, №2. Регулировка натяжения нити в изделии. Качественное выполнение всех элементов плетения, решёток. Зашивка.

Прибавление скорости в работе. Применение сразу 2-3 пары коклюшек, одновременно увеличивает скорость в работе. Применение на практике.

Соединение – сшивание деталей жилета. Виды швов. Правильное сшивание (петелька к петельке).

Итоговое занятие. Подведение итогов годовой работы. Организация выставки. Экскурсии и посещение городских выставок.

Тематический план занятий

 

Кол-во часов

Общее кол-во часов

Темы

теорет.

практ.

 

 

5-й год обучения

1. Вводное занятие.

2. Разработка рисунка на миллиметровке.

3. Зарисовка на кальку.

4. Подготовка к работе.

5. Выполнение разработанного изделия.

6. Итоговое занятие.

2

8

-

-

1

2

-

32

8

2

161

-

2

40

8

2

162

2

Итого:

13

203

216

5-й год обучения

Вводное занятие. Задачи и план работы кружка. Правила безопасности труда (повторение). Подготовка материалов для работы.

Разработка рисунка на миллиметровке (крупное кружевное изделие). Работа с журналами мод. Выбор фасона. Работа с выкройкой. Общие сведения о рисунке. Условные обозначения и правила расчёта рисунка. Композиция рисунка, пропорции, место расположения мотивов (цветов, листьев, веток, снежинок, фантастических цветов и птиц, пышных растительных узоров). Нанесение точек накола. Расчёт решёток, заполнений. Рисунок – как одно целое. Просмотр и оценка.

Зарисовка на кальку. Наложение кальки на миллиметровку. Закрепление булавками. Правильное копирование. Заклеивание кальки на картон.

Подготовка к работе. Организация рабочего места. Укрепление сколка (рабочего рисунка) на валике. Подбор ниток. Намотка нитей на коклюшки. Навешивание. Инструкция по технике безопасности.

Выполнение разработанного изделия.

Практические занятия. Определение места расположения начала плетения. Навешивание и плетение. Выполнение мотивов. Выполнение заполнений, решёток. Регулировка натяжения нити в изделии. Качественное выполнение всех элементов плетения, решёток. Прибавление скорости в работе. Зашивка. Желирование.

Итоговое занятие. Подведение итогов. Организация выставки. Экскурсии и посещение городских выставок.

Перечень учебно – методического обеспечения

1. Народный орнамент в композиции художественных произведений. Цветное коклюшечное кружево. Климова Н. 1991

2. Рукоделие: Большая Рос. Энциклопедия. Андреева И. А. 1992

3. Русское кружево. Лукашева Р.

4. Плетение на коклюшках. Наумова Ю. В.

5. Кружева России. Вологодское кружево. Сорокина М. А. 2001

6. Кружевоплетение на коклюшках. Урываева. И. 2001

7. История искусства. Электронное пособие. М.: «Кирилл и Мефодий», 2003.

8. www.вологодское кружево.ru

9. www.КРУЖЕВО.ru

10. Электронный журнал о кружеве «Коклюшка»

(http://vologdalace.ru/ezine1/index.htm1)

Используемая литература

1. Научно – педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования. Фомина А. Б.1996. г. Москва.

2. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально – педагогическая мораль 1, 2 (учебно – методическое пособие). Фомина А. Б.1996. г. Москва

3. Образовательные программы по декоративно – прикладному творчеству для УДОД. (Серия «Библиотечка педагога – практика»).2007. г.

4. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ,1986. г.

5. «Энциклопедия современной женщины», г.Москва, 2005 г.
6. «Домашний уют своими руками», г.Москва, 2005 г.
7. Рукоделие: Популярная энциклопедия / Гл. ред. И.А Андреева – М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1992.-287с.: ил.
8. Мульги А.Я. Рукоделие в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е. М., «Просвещение», 1974.-173 с. с ил.; 4 л. ил.

9. Современная энциклопедия АВАНТА. Мода и стиль.-М.,ЗАО Детское изд-во «АВАНТА+», 2002.- 480 с. с ил.

10. Кружева. Терешкевич Т.А., 2000 г.

11. Стильные штучки из кружева (Ручная работа), Лукашева Р. А. 2008 г.

12. Кружевоплетение на коклюшках. Митрофанова А. 2000

13. Старинные секреты плетения кружев. Пономаренко Л. 2001

14.А.М.Гуксакова «Рукоделие в начальных классах» ,изд«Просвещение»,Москва,1984г.

15.Ю.Ф.Боданов «Большая энциклопедия для дома и семьи» ,изд. « Олма –пресс», Москва,2000г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.