Образовательная программа «Индивидуальный образовательный маршрут»

6
0
Материал опубликован 15 April 2020 в группе

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

на Валерия В. 23.09.2015 г. рождения,

воспитанника II младшей группы компенсирующей направленности

 

Заключение ПМПК: Смешанное парциальное недоразвитие в со­четании с вариантом искажённого раз­вития. Специфическое системное недо­развитие речи. Яв­ляется ребёнком с огра­ниченными воз­мож­ностями здоровья.

Психолого-педагогическая характеристика воспитанника

Валера имеет самые простые формы активного контакта с людьми, использует стереотипные формы поведения, стремится к скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. Его аутистические установки более выражаются в активном негативизме (отвержении). Мальчик активен в развитии взаимоотношений с окружением. У него складываются привычные формы жизни, однако они жестко ограничены, и он стремится отстоять их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в окружающем, в привычном порядке жизни - избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок. Он с подозрением относится ко всему новому, проявляет выраженный сенсорный дискомфорт, брезгливость, боится неожиданностей. В привычных же, предсказуемых условиях Валера спокоен, доволен и более открыт к общению. В этих рамках он легче осваивает социально-бытовые навыки и самостоятельно использует их в привычных ситуациях. В сложившемся моторном навыке Валера проявляет умелость, даже искусность: мастерство в рисовании и поделках, составление сложных картинок из частей и.т.п. Сложившиеся навыки у мальчика прочны, но они слишком жестко связаны с теми жизненными ситуациями, в которых были выработаны и необходима специальная работа для перенесения их в новые условия. Свои требования мальчик движениями: берёт за руку взрослого, подводит к нужному ему предмету, показывая движением руки, что нужно ему. У Валеры не накоплен элементарный бытовой жизненный опыт, но проявляет компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – выделяет цвета, геометрические формы и т.п. Мальчику трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам.

При составлении программы использовались современные разработки отечественных и зарубежных специалистов.

Все упражнения в рамках десяти сфер содействия развитию сгруппированы по различным ступеням развития. За упражнениями, относящимися к низшим ступеням развития, следуют упражнения для более высоких ступеней развития, т.е. за более легкими следуют более сложные. Необходимые для выполнения упражнений материалы - это обычные предметы, которые, как правило, всегда есть в школе и дома. Этим достигаются сразу две цели.

Во- первых, известно, что особые проблемы для детей аутистов составляет обобщение или применение учебного опыта в новых условиях. Чем чаще ребенок сталкивается с материалами из учебной ситуации в своем привычном окружении, тем легче ему переносить приобретенные умения в другие ситуации.

Во-вторых, материал, применяемый в упражнениях, недорогой. Семьи с ограниченными материальными возможностями могут успешно работать с теми предметами, которые уже есть в доме. На индивидуальных занятиях я следую рекомендациям специалистов:

1. Хвалю ребенка за сотрудничество и внимание, даже если задание ему не удалось.

2. Разъясняю ребенку с помощью показа, жестами, изображая руками.

3. Слежу, чтобы на рабочем месте не было беспорядка и шума.

4. Помню о том, что аутичные дети непостоянны. Неадекватное поведение может обозначать переутомление или замешательство. Стараюсь быть гибкой, сокращаю или облегчаю задание.

Работа осуществляется по направлениям:

1.Имитация

2.Восприятие

3.Грубая моторика

4. Мелкая моторика

5. Координация глаз и рук

6.Познавательная деятельность

7.Речь

8.Самообслуживание

9.Социальные отношения

Количество часов в год-144

Занятия проводятся 4 раза в неделю (15-20 минут)

Содержание упражнений

Функциональная сфера

Упражнение

Имитация

1. Имитируя положить руки на бедра, голову и т.п.

2. Делать простые фигурки из пластилина (пластилин)

Восприятие

1. Сложить по образцу фигурку из кубиков (10 кубиков)

2. Соотносить 3 различные формы (картон или бумага)

3. Соотносить формы различного размера (бумага, картон, клей, ножницы)

4. Различать предметы по цвету (8 разных предметов, 2 блюда)

5. Поставить цветные кубики на соответствующее место (цветные кубики, бумага с цветными полями)

6.Распознавать и воспроизводить последовательность шумов

Грубая моторика

1. Подъем по лестнице переменным шагом

2. Бег с препятствиями средней трудности (стулья, веник, мебель и т.п.)

3. Прыжки "лягушкой" без остановки

4. Пропрыгать на одной или двух ногах расстояние в 5 м

5. Сохранять равновесие во время одновременных движений руками и ногами

6.Перекатываться по полу

7.Идти по линии, не теряя равновесия (клейкая лента, мел)

Тонкая моторика

112. Ощупывать различные предметы по контуру (мяч, стол, книга и т.п.)

113. Сложить бумажную игрушку (2 разного цвета полоски бумаги)

114. Отрезать кусочки от полоски бумаги (ножницы, бумага)

 

Координация глаз и рук

1.Построить из трех деталей простую конструкцию (ящик строительных моделей из дерева)

2. Вылепить из пластилина различные предметы (пластилин, мяч, миска, кубик)

3.Вылепить из пластилина различные предметы, изображенные на картинках (пластилин, картинки)

4.Соединить рисунок, разорванный на две части (цветная и белая бумага, карандаши, ножницы, клей)

5.Взять щипцами небольшие предметы (щипцы, подставка для яиц, кубик, бусины)

6. Провести линию, соединив две точки (бумага, карандаш)

7.Соединить ряд точек, чтобы выполнить простой рисунок (бумага, фломастеры)

Познавательная деятельность

1. Соотносить кубики по цвету (разноцветные кубики)

2.Систематизировать предметы по их функциональной принадлежности (коробка, ложка и вилка, носок и ботинок, зубная щетка и паста)

3.Сортировать рисунки простых предметов по их функциям (рисунки предметов быта)

4.Сортировать предметы по их предназначению (носок, рубашка, штаны)

5.Понимать названия основных цветов (цветные кубики, бусы, бумага)

6.Искать спрятанные предметы (несколько обычных предметов)

Речь

1.Отвечать на вопрос словами "большой", "маленький" или подавать соответствующий знак (кубики, бусины)

2.Различать рисунки лиц мужского и женского пола, используя местоимения "он" и "она" (картинки из журналов)

3.Понимание и использование обозначений места: "на" и "под" (3 чашки, сладости)

4.Самостоятельно делать выбор: "или ... или" (вещи домашнего обихода)

5. Беседовать с кем-нибудь, отвечая на простые вопросы (картинки из журналов, бусины, чашки)

6. Передать краткое сообщение

7.Образовывать множественное число (предметы быта)

Самообслуживание

1.Расстегнуть и застегнуть куртку без помощи (куртка с большими пуговицами)

2.Наливать воду из кувшина в меньшую емкость (кувшин, прозрачные бокалы)

3. Самостоятельно чистить зубы (зубная щетка и паста)

Социальные отношения

1. Изобразить контакт куклы с куклой другого человека (две театральные куклы)

2.Игра на воображение

3.Вытереть тряпкой стол (поднос, губка, бумага)

4. Осознать понятие "брать" и "давать" (Коробка, игрушки, сладости)

5. Правильно разложить приборы на столе (столовый прибор, тарелки)

 Учёт динамики (диагностика)

Систематические записи о занятиях и достигнутых учебных успехах ребенка нужно проводить по многим важным причинам:

Они предоставляют гарантированную основу для оценки учебного прогресса ребенка и возникающих трудностей.

Они предоставляют основу для решения отменить задание, оставить или заменить его другим.

Они подходят как средство, для разъяснения учебной программы и темпа обучения ребенка учителям, воспитателям, родителям, практикантам и другим лицам, которые занимаются созданием индивидуальной программы совершенствования.

Записи должны вестись так, чтобы они удовлетворяли эти требования, но не перегружали того, кто ведет их. Необходимость приспособить записи к определенному ребенку и ситуации показывает, что нельзя использовать один и тот же формуляр для всех детей. Поэтому для каждого ребенка должна быть разработана индивидуальная схема, которая, с одной стороны, должна быть практичной в применении, а с другой стороны, содержать достаточно важной информации. Как правило, чаще всего используются формуляры, которые разработаны теми, кто их использует.

Следующие примеры иллюстрируют три типа формуляров, которые могут служить в качестве стимула для создания собственных схем записи:

Тип 1: Документация текущей учебной программы. Этот формуляр содержит: 1) что изучалось, 2) как долго, 3) какие следующие шаги были предприняты (см. табл. 1).

Тип 2: Подробное изложение учебного задания. Подробные записи полезны: 1) если упражнение состоит из многочисленных малых этапов, 2) если ребенок при изучении этих этапов имеет трудности и 3) если при овладении этими этапами необходимы настойчивость и терпение (см. табл. 2).

Тип 3: Документация спонтанных способов поведения, которые проявляются вне занятий, но имеют отношение к учебным целям. Этот вид записи особенно важен в работе с аутичными детьми, так как они часто приобретают во время структурированных ситуаций навыки, которые они вряд ли применяют спонтанно в быту. Нет смысла прививать детям навыки, которые они не используют в повседневной жизни. Поэтому очень важно помочь им, чтобы способности, приобретенные в учебных ситуациях, стали составной частью их спонтанного ежедневного поведения.

Лучший способ достичь этого состоит в том, чтобы использовать спонтанные наклонности ребенка для овладения этими навыками. Это требует внимательного наблюдения, когда и как проявляются эти спонтанные наклонности в повседневной жизни. Если записывают, что делает ребенок спонтанно, и как проявляются определенные способы поведения, то наблюдают за поведением ребенка особенно внимательно. Это то постоянное внимание, с помощью которого родители и воспитатели смогут найти пути, помогающие ребенку спонтанно использовать в быту новые навыки (см. табл. 3).

Имя: Валера

Функция               Упражнение месяц                                01 02 03 04 05 06 07 08 09

Имитация          Вылепить из пластилина 3 фигурки В

Имитация           Подражать шумам: ложка, колокольчик, погремушка

Тонкая моторика        Отвинтить крышку NB

Координация глаз,     Нарисовать горизонтальные и рук вертикальные линии

Функции по уходу      Самостоятельно застегнуть три большие за собой пуговицы

Социальные               Помочь носить предметы способности

Понимание речи          Сочетать 4 предмета с соответствующими рисунками

Речь                          Помахать на прощанье (с помощью)

Таблица 1. Тип 1 - Документация текущей учебной программы.

В = упражнением овладел,

S = упражнением овладел, продолжено в более сложной форме,

NB = упражнением не овладел, продолжено в измененной форме,

NB+= упражнением не овладел, прогресс очевиден,

Е= упражнением не овладел, продолжено в измененной форме,

А = упражнением не овладел, прекращено

Имя: Валера Упражнение: одевание - брюки

Распределение упражнения     Дата выполнения и на отдельные этапы вид помощи

1. Взять брюки обеими руками       15.02. DH

2. Привести штанины в удобное положение  15.02. DH

3. Просунуть первую ногу

4. Просунуть вторую ногу

5. Подтянуть брюки до колен

6. Встать, держать пояс брюк

7. Подтянуть обеими руками пояс до бедер

8. Подтянуть пояс обеими руками до талии    06.02. DH 09.02. SH 15.02. SH

Таблица 2. Тип 2 - Детальная запись учебного упражнения.

DH = выполнение учебного этапа с непосредственной помощью,

SH = выполнение учебного этапа с символической помощью (речь или жесты),

S = спонтанное решение (без помощи).

Записи показывают, что эта мама начала упражнение с последнего этапа. Этот метод известен как " реверсионный". Записи показывают далее, что ребенку на каждом отдельном этапе сначала оказывалась физическая помощь, и что на отдельных этапах она была более необходимой, чем на других

Использованная литература:

1.Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватерс "Поддержка аутичных и отстающи в рзвитии детей". Сборник упражнений для спциалистов и родителей. Издательство БелАПДИ Открытые двери", Минск 1997 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.