Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей факультативного курса «English Literature Club»
Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей факультативного курса
«English Literature Club»
Разработала:
учитель английского языка
Барабашова Ксения Валентиновна
Возраст учеников: 10-11 класс
Срок реализации: 1 год
г. Нижний Новгород
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его интеллектуального и творческого потенциала. Ведущей проблемой, на решение которой направлена данная программа, является проблема развития мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся широким кругозором и умением использовать приобретенные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Программа курса дополнительного образования детей составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федеральным законом «Об образовании». Направленность программы (образовательная) – развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.
Клуб английской литературы имеет образовательную и воспитательную направленность, наряду с расширением языкового кругозора и навыка способствует духовному и эстетическому развитию учащихся.
Данный курс направлен на практическое овладение лексикой английского языка в объеме требований программы за базовый курс общеобразовательной школы, так как на уроках английского языка недостаточно времени на изучение литературы стран изучаемого языка, знаменитых писателей и поэтов. Знание данного материала очень важно для успешной коммуникации на английском языке, а также для успешного формирования социокультурной компетенции.
Актуальность программы
Эпоха глобализации со свойственной ей динамичностью, трансформацией, компьютеризацией прочно вошла не только в нашу жизнь, но и в наше сознание. Проблемой сегодняшнего дня стало развитие коммуникативных навыков у детей и решение проблемы зависимости от всевозможных электронных носителей: компьютеров, ноутбуков, айфонов и, конечно же, интернета. В этой связи важным является «возвращение» к обычной и традиционной книге, к традициям совместного прочтения, творческого развития личности. И особенное внимание должно быть обращено к детской литературе, которая, в эпоху глобализации также оказалась незаслуженно забытой. Детство является периодом, в котором формируется личность и от которого зависит во многом дальнейшая судьба человека, поскольку именно в детстве складываются основы будущего. В то же время детство – это закономерная, чрезвычайно важная и абсолютно самостоятельная часть жизни. Это и подготовка к взрослой жизни, и время, полное впечатлений, ярких, красочных событий, когда человек открывает для себя мир. Формируется характер ребенка, вместе с тем, создается структура духовных ценностей, которые определяют внутренний облик личности. В зависимости от того, что читает ребенок в детстве, мы получаем либо яркую индивидуальность с креативным мышлением, либо человека, который механически выполняет свою работу и неспособен к самостоятельным решениям и идеям. При этом важной составляющей частью детства является его национальная культура, которая в эпоху глобализации размывается и нивелируется.
Ведущей образовательной функцией домашнего чтения является функция культуросозидания, которая обеспечивает сохранение, передачу и развитие общеобразовательной культуры подростка средствами художественной литературы, предполагающей доступ к иноязычной и, тем самым, мировой культуре. Ведущей развивающей функцией является формирование самостоятельного эстетического отношения к окружающему миру, критического творческого мышления, гуманистических ценностных ориентаций.
Ведущей обучающей функцией является развитие коммуникативных умений чтения как особого вида человеческой деятельности, т.е. затрагивая личность обучаемого, его интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы, предполагает интерпретацию прочитанного, понимание заложенной информации в соответствии с уровнем развития детского мышления.
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат.
Предлагаемая программа имеет образовательную направленность, которая является важным аспектом в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей, развитие лидерских качеств.
Использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе над языком, развивает доброе и толерантное отношение к стране, ее народу и традициям.
В основу факультатива положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры, развивающий все виды речевой деятельности. Ведущими видами деятельности остаются чтение и говорение.
Знакомство с литературным богатством страны происходит путём сравнения и постоянной оценки уже имеющихся знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о изученных ранее литературных источниках.
Содержание курса тесно связано с такими предметами, как литература и история.
Программа факультатива “English Literature Club” рассчитана на учащихся 10-11 классов (16-18 лет). Программой предусматривается годовая нагрузка 25 часа. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часу, всего 25 занятия за учебный год.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 10 человек.
Цели программы:
создание условий для развития иноязычной коммуникативной компетенции;
совершенствование основных видов речевой деятельности: чтения, письма, аудирования, монологической и диалогической речи;
поощрение интереса учащихся к другой стране, её культуре и литературе.
Задачи программы:
Обучающие:
Формирование навыков и умений говорения с использованием материалов разной степени сложности;
Обогащение страноведческих и литературоведческих знаний у обучающихся средствами английского языка;
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции;
Формирование межкультурной компетенции обучающихся с помощью реализации социокультурного компонента во внеучебной деятельности по английскому языку;
Формирование общекультурной, читательской и речевой компетенции;
Расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности школьников.
Воспитательные:
Формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;
Формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;
Привитие культуры общения с миром через средства массовой информации;
Пробуждение интереса к другим странам, их литературе и культуре;
Воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности;
Воспитание культуры поведения и речи.
Развивающие:
Развитие социокультурного восприятия иноязычной среды;
Формирование устойчивого интереса к изучению предмета, гуманитарному образованию;
Развитие метапредметных компетенций учащихся;
Расширение общего кругозора;
Развитие образного мышления и воображения;
Создание условий к саморазвитию учащихся.
Ведущая идея данной программы – развитие у учащихся навыков и умений в коммуникативной и языковой компетенциях посредством англоязычной художественной литературы.
Основные принципы, лежащие в основе программы:
Принцип учёта возрастных особенностей и познавательных интересов учащихся при выборе тематики факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей.
Принцип ресурсной обеспеченности. Факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения в соответствии с выборами учащихся; учителями, способными преподавать учебные предметы на повышенном уровне или владеющими тем или иным ремеслом.
Принцип доступности предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном уровне.
Принцип занимательности. В организации факультативных занятий требует от учителя применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности учащихся: парадоксов и противоречий, проблемных ситуаций, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью и т.п.
Преемственность. Материал логично вырастает из всех страноведческих и литературоведческих материалов языковых курсов, построенных по программе базисного учебного плана для общеобразовательной школы.
Аутентичность. Учащиеся работают с оригинальными текстами англоязычных авторов.
Социальная значимость. Материал является необходимым для знакомства с действительностью англоязычных стран, для формирования мировоззрения, совершенствования владения английским языком и для последующего оперирования полученными знаниями при включении в диалог культур, то есть для реализации современного метода творчески и коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам.
Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Формы и методы работы по программе
В процессе обучения используются различные формы занятий:
Традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, праздники, конкурсы и т. п.
Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. А также практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения.
Методы работы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
словесный;
наглядный;
исследовательский.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый;
исследовательский.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный;
групповой и парный;
индивидуальный;
индивидуально-фронтальный.
Ожидаемые результаты:
Программа предполагает достижение следующих результатов:
Личностные:
Ответственное отношение к учению;
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
Формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;
Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
Формулировать и удерживать учебную задачу;
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
Составлять план и последовательность действий.
Познавательные:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Осуществлять смысловое чтение;
Интерпретировать информацию;
Оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
Коммуникативные:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками:
Определять цели, распределять функции и роли участников;
Взаимодействовать и находить общие способы работы;
Работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
Прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
Получить знания об основных эпохах в истории англоязычной литературы;
Сформировать представление о развитии английской литературы в различные исторические периоды;
Познакомиться с самыми значительными произведениями англоязычной литературы;
Расширить словарный запас.
Система оценки достижений учащихся происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых заданий различного уровня различной сложности для текущего и промежуточного контроля.
В конце каждого раздела предлагаются такие формы контроля, как ролевая игра, создание газеты, реферат, создание презентации и ее защита.
Формы контроля:
вопросно-ответные упражнения в устной и письменной форме;
перевод, реферирование;
микро-доклады, мини-презентации, проекты и сообщения;
создание газет;
взаимоконтроль, обеспечиваемый через составление зачётных заданий, викторин и их проведение в классе или дома;
тестирование.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план факультативного курса
“English Literature Club”
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
The dawn of English Literature |
2 |
2. |
Anglo-Saxon Literature (the 7th-11th centuries) |
1 |
3. |
The Normand Period (the 12th-13th centuries) |
1 |
4. |
English Literature of 14th century |
1 |
5. |
English Literature of 15th century |
1 |
6. |
English Literature of 16th century |
1 |
7. |
Shakespeare’s literary work |
1 |
8. |
English Literature of 17th-18th centuries |
2 |
9. |
English Literature of the second half of 18th century |
1 |
10. |
English Literature at the beginning of 19th century |
2 |
11. |
English Literature in the middle of 19th century |
1 |
12. |
The Bronte Sisters |
1 |
13. |
English Literature at the end of 19th century |
3 |
14. |
English Literature at the beginning of 20th century |
2 |
15. |
English Literature of 20th century (the 20s-30s) |
2 |
16. |
John Ronald Reuel Tolkien |
1 |
17. |
Post-war and modern English Literarure |
1 |
18. |
Final Test |
1 |
|
Всего: |
25 |
Тематическое планирование факультативного курса
“English Literature Club”
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Часы |
1. |
The dawn of English Literature |
The ancient Britons and their language The Roman invasion The invasion by Germanic tribes Literature of the Germanic tribes. Beowulf |
2 |
2. |
Anglo-Saxon Literature (the 7th-11th centuries) |
The Influence of Christianity on the English Literature The Danish Conquest and its influence on the Language of Anglo-Saxon |
1 |
3. |
The Normand Period (the 12th-13th centuries) |
The Norman Conquest Literature in the Norman Times. King Arthur. |
1 |
4. |
English Literature of 14th century |
Pre-Renaissance in England Geoffrey Chaucer The Canterbury Tales |
1 |
5. |
English Literature of 15th century |
The Wars of Roses Folk songs & ballads The Robin Hood Ballads |
1 |
6. |
English Literature of 16th century |
The Renaissance Thomas More The development of Drama in England Christopher Marlowe |
1 |
7. |
Shakespeare’s literary work |
The first period. Comedies, sonnets, histories The second period. Tragedies The third period. Shakespeare’s contribution to the World Literature |
1 |
8. |
English Literature of 17th-18th centuries |
Enlightenment Alexander Pope Daniel Defoe. Robinson Crusoe Jonathan Swift. Gulliver’s Travels. Robert Burns. Poems, epigrams |
2 |
9. |
English Literature of the second half of 18th century |
Pre-Romanticism William Blake |
1 |
10. |
English Literature at the beginning of 19th century |
Romanticism Lake poets. Wordsworth, Coleridge, Southey. George Byron. Childe Harold’s Pilgrimage. Don Juan. Political poetry. Walter Scott. Ivanhoe. Jane Austen. Pride and Prejudice |
2 |
11. |
English Literature in the middle of 19th century |
Critical realism Charles Dickens. Dombey and Son William Thackeray. Vanity Fair. |
1 |
12 |
The Bronte Sisters. |
Charlotte Bronte. Jane Air. Emily Bronte. Anne Bronte. |
1 |
13. |
English Literature at the end of 19th century |
Lewis Caroll. Alice in Wonderland Thomas Hardy. Tess of d'Urbervilles Robert Louis Stivenson. Treasure Island Oscar Wilde. The Picture of Dorian Grey. Tales. Rudiard Kippling. |
3 |
14. |
English Literature at the beginning of 20th century |
Bernard Shaw. Pygmalion Herbert Wells. The Invisible Man Jonh Galsworthy. The Man of Property. Somerset Maugham. The Moon and Sixpence |
2 |
15. |
English Literature of 20th century (the 20s-30s) |
James Joyce. Ulysses Virginia Woolf Aldous Huxley Agatha Christie |
2 |
16. |
John Ronald Reuel Tolkien |
The Hobbit The Lord of The Rings Silmarillion |
1 |
17. |
Post-war and modern English Literarure |
George Orwell. 1984. William Golding. Lord of the Flies. |
1 |
18. |
Final Test |
Multiple choice test Final discussion |
1 |
Расписание занятий факультатива “English Literature Club”
№ п/п |
Дни недели |
Время |
1 |
Пятница |
14.30-16.00 |
Учебно-методическое обеспечение:
Программа факультативной работы, календарно-тематический план;
Учебные пособия, раздаточный материал (лекции);
Компьютер (для учителя), принтер, сканер;
Географические и политические карты, портреты писателей, иллюстрации к книгам;
Тетради, ручки, листы бумаги.
Список литературы:
Литература для учителя:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки).
Бим И.Л., Сафонова В.В., Щепилова А.В. Методическое письмо. О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования //ИЯШ. – 2004. -№5.
Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // ИЯШ. – 2002. -№5.
Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // ИЯШ. – 2004. -№6.
Поляков О.Г. Роль теорий учения и анализа потребностей в проектировании профильно-ориентированного курса английского языка //ИЯШ. – 2004. -№3.
Поляков О.Г. Теоретические и практические аспекты разработки профильно-ориентированных программ по английскому языку // ИЯШ. – 2004. -№7.
Соловова Е.Н. Современные требования к научно-методическому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса в языковом образовании // ИЯШ. – 2004. -№7
Соловова Е.Н. Разработка авторских программ и курсов // ИЯШ. – 2004. - №№ 4, 5.
Дополнительная литература:
Супрун Л.А. История английской и американской литературы.Учебное пособие по зарубежной литературе для школ с углубленным изучением английского языка. — Донецк: Центр подготовки абитуриентов, 1999.
Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы. Учебник для гуманитарных факультетов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Литература для учащихся:
Утевская Н.Л., English & American Literature. Английская и американская литература. – СПб: Антология, 2012. – 400 стр.