Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей факультативного курса «English Literature Club»

1
0
Материал опубликован 29 November 2020 в группе

 

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей факультативного курса

«English Literature Club»


 

Разработала:

учитель английского языка

Барабашова Ксения Валентиновна

Возраст учеников: 10-11 класс

Срок реализации: 1 год


 

г. Нижний Новгород

2020-2021 учебный год

 

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его интеллектуального и творческого потенциала. Ведущей проблемой, на решение которой направлена данная программа, является проблема развития мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся широким кругозором и умением использовать приобретенные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Программа курса дополнительного образования детей составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федеральным законом «Об образовании». Направленность программы (образовательная) – развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.

Клуб английской литературы имеет образовательную и воспитательную направленность, наряду с расширением языкового кругозора и навыка способствует духовному и эстетическому развитию учащихся.

Данный курс направлен на практическое овладение лексикой английского языка в объеме требований программы за базовый курс общеобразовательной школы, так как на уроках английского языка недостаточно времени на изучение литературы стран изучаемого языка, знаменитых писателей и поэтов. Знание данного материала очень важно для успешной коммуникации на английском языке, а также для успешного формирования социокультурной компетенции.

Актуальность программы

Эпоха глобализации со свойственной ей динамичностью, трансформацией, компьютеризацией прочно вошла не только в нашу жизнь, но и в наше сознание. Проблемой сегодняшнего дня стало развитие коммуникативных навыков у детей и решение проблемы зависимости от всевозможных электронных носителей: компьютеров, ноутбуков, айфонов и, конечно же, интернета. В этой связи важным является «возвращение» к обычной и традиционной книге, к традициям совместного прочтения, творческого развития личности. И особенное внимание должно быть обращено к детской литературе, которая, в эпоху глобализации также оказалась незаслуженно забытой. Детство является периодом, в котором формируется личность и от которого зависит во многом дальнейшая судьба человека, поскольку именно в детстве складываются основы будущего. В то же время детство – это закономерная, чрезвычайно важная и абсолютно самостоятельная часть жизни. Это и подготовка к взрослой жизни, и время, полное впечатлений, ярких, красочных событий, когда человек открывает для себя мир. Формируется характер ребенка, вместе с тем, создается структура духовных ценностей, которые определяют внутренний облик личности. В зависимости от того, что читает ребенок в детстве, мы получаем либо яркую индивидуальность с креативным мышлением, либо человека, который механически выполняет свою работу и неспособен к самостоятельным решениям и идеям. При этом важной составляющей частью детства является его национальная культура, которая в эпоху глобализации размывается и нивелируется.

Ведущей образовательной функцией домашнего чтения является функция культуросозидания, которая обеспечивает сохранение, передачу и развитие общеобразовательной культуры подростка средствами художественной литературы, предполагающей доступ к иноязычной и, тем самым, мировой культуре. Ведущей развивающей функцией является формирование самостоятельного эстетического отношения к окружающему миру, критического творческого мышления, гуманистических ценностных ориентаций.

Ведущей обучающей функцией является развитие коммуникативных умений чтения как особого вида человеческой деятельности, т.е. затрагивая личность обучаемого, его интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы, предполагает интерпретацию прочитанного, понимание заложенной информации в соответствии с уровнем развития детского мышления.

Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат.

Предлагаемая программа имеет образовательную направленность, которая является важным аспектом в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей, развитие лидерских качеств.

Использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе над языком, развивает доброе и толерантное отношение к стране, ее народу и традициям.

В основу факультатива положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры, развивающий все виды речевой деятельности. Ведущими видами деятельности остаются чтение и говорение.

Знакомство с литературным богатством страны происходит путём сравнения и постоянной оценки уже имеющихся знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о изученных ранее литературных источниках.

Содержание курса тесно связано с такими предметами, как литература и история.

Программа факультатива “English Literature Club” рассчитана на учащихся 10-11 классов (16-18 лет). Программой предусматривается годовая нагрузка 25 часа. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часу, всего 25 занятия за учебный год.

Рекомендуемый минимальный состав группы – 10 человек.

Цели программы:

создание условий для развития иноязычной коммуникативной компетенции;

совершенствование основных видов речевой деятельности: чтения, письма, аудирования, монологической и диалогической речи;

поощрение интереса учащихся к другой стране, её культуре и литературе.

Задачи программы:

Обучающие:

Формирование навыков и умений говорения с использованием материалов разной степени сложности;

Обогащение страноведческих и литературоведческих знаний у обучающихся средствами английского языка;

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции;

Формирование межкультурной компетенции обучающихся с помощью реализации социокультурного компонента во внеучебной деятельности по английскому языку;

Формирование общекультурной, читательской и речевой компетенции;

Расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности школьников.


 


 

Воспитательные:

Формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;

Формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;

Привитие культуры общения с миром через средства массовой информации;

Пробуждение интереса к другим странам, их литературе и культуре;

Воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности;

Воспитание культуры поведения и речи.

Развивающие:

Развитие социокультурного восприятия иноязычной среды;

Формирование устойчивого интереса к изучению предмета, гуманитарному образованию;

Развитие метапредметных компетенций учащихся;

Расширение общего кругозора;

Развитие образного мышления и воображения;

Создание условий к саморазвитию учащихся.

Ведущая идея данной программы – развитие у учащихся навыков и умений в коммуникативной и языковой компетенциях посредством англоязычной художественной литературы.

Основные принципы, лежащие в основе программы:

Принцип учёта возрастных особенностей и познавательных интересов учащихся при выборе тематики факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей.

Принцип ресурсной обеспеченности. Факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения в соответствии с выборами учащихся; учителями, способными преподавать учебные предметы на повышенном уровне или владеющими тем или иным ремеслом.

Принцип доступности предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном уровне.

Принцип занимательности. В организации факультативных занятий требует от учителя применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности учащихся: парадоксов и противоречий, проблемных ситуаций, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью и т.п.

Преемственность. Материал логично вырастает из всех страноведческих и литературоведческих материалов языковых курсов, построенных по программе базисного учебного плана для общеобразовательной школы.

Аутентичность. Учащиеся работают с оригинальными текстами англоязычных авторов.

Социальная значимость. Материал является необходимым для знакомства с действительностью англоязычных стран, для формирования мировоззрения, совершенствования владения английским языком и для последующего оперирования полученными знаниями при включении в диалог культур, то есть для реализации современного метода творчески и коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам.

Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Формы и методы работы по программе

В процессе обучения используются различные формы занятий:

Традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, праздники, конкурсы и т. п.

Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. А также практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения.

Методы работы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

словесный;

наглядный;

исследовательский.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный;

частично-поисковый;

исследовательский.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный;

групповой и парный;

индивидуальный;

индивидуально-фронтальный.

Ожидаемые результаты:

Программа предполагает достижение следующих результатов:

Личностные:

Ответственное отношение к учению;

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

Формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений;

Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.

Метапредметные: 

Регулятивные:

Формулировать и удерживать учебную задачу;

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

Составлять план и последовательность действий.

Познавательные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Осуществлять смысловое чтение;

Интерпретировать информацию;

Оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

Коммуникативные:

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками:

Определять цели, распределять функции и роли участников;

Взаимодействовать и находить общие способы работы;

Работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

Прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные: 

Получить знания об основных эпохах в истории англоязычной литературы;

Сформировать представление о развитии английской литературы в различные исторические периоды;

Познакомиться с самыми значительными произведениями англоязычной литературы;

Расширить словарный запас.

Система оценки достижений учащихся происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых заданий различного уровня различной сложности для текущего и промежуточного контроля.

В конце каждого раздела предлагаются такие формы контроля, как ролевая игра, создание газеты, реферат, создание презентации и ее защита.

Формы контроля:

вопросно-ответные упражнения в устной и письменной форме;

перевод, реферирование;

микро-доклады, мини-презентации, проекты и сообщения;

создание газет;

взаимоконтроль, обеспечиваемый через составление зачётных заданий, викторин и их проведение в классе или дома;

тестирование.


 


 


 


 


 


 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план факультативного курса

English Literature Club

п/п

Тема

Количество часов

1.

The dawn of English Literature

2

2.

Anglo-Saxon Literature (the 7th-11th centuries)

1

3.

The Normand Period (the 12th-13th centuries)

1

4.

English Literature of 14th century

1

5.

English Literature of 15th century

1

6.

English Literature of 16th century

1

7.

Shakespeare’s literary work

1

8.

English Literature of 17th-18th centuries

2

9.

English Literature of the second half of 18th century

1

10.

English Literature at the beginning of 19th century

2

11.

English Literature in the middle of 19th century

1

12.

The Bronte Sisters

1

13.

English Literature at the end of 19th century

3

14.

English Literature at the beginning of 20th century

2

15.

English Literature of 20th century (the 20s-30s)

2

16.

John Ronald Reuel Tolkien

1

17.

Post-war and modern English Literarure

1

18.

Final Test

1

 

Всего:

25


 


 

Тематическое планирование факультативного курса

English Literature Club”

п/п

Тема

Содержание

Часы

1.

The dawn of English Literature

The ancient Britons and their language

The Roman invasion

The invasion by Germanic tribes

Literature of the Germanic tribes. Beowulf

2

2.

Anglo-Saxon Literature (the 7th-11th centuries)

The Influence of Christianity on the English Literature

The Danish Conquest and its influence on the Language of Anglo-Saxon

1

3.

The Normand Period (the 12th-13th centuries)

The Norman Conquest

Literature in the Norman Times.

King Arthur.

1

4.

English Literature of 14th century

Pre-Renaissance in England

Geoffrey Chaucer

The Canterbury Tales

1

5.

English Literature of 15th century

The Wars of Roses

Folk songs & ballads

The Robin Hood Ballads

1

6.

English Literature of 16th century

The Renaissance

Thomas More

The development of Drama in England

Christopher Marlowe

1

7.

Shakespeare’s literary work

The first period. Comedies, sonnets, histories

The second period. Tragedies

The third period. Shakespeare’s contribution to the World Literature

1

8.

English Literature of 17th-18th centuries

Enlightenment

Alexander Pope

Daniel Defoe. Robinson Crusoe

Jonathan Swift. Gulliver’s Travels.

Robert Burns. Poems, epigrams

2

9.

English Literature of the second half of 18th century

Pre-Romanticism

William Blake

1

10.

English Literature at the beginning of 19th century

Romanticism

Lake poets. Wordsworth, Coleridge, Southey.

George Byron. Childe Harold’s Pilgrimage. Don Juan. Political poetry.

Walter Scott. Ivanhoe.

Jane Austen. Pride and Prejudice

2

11.

English Literature in the middle of 19th century

Critical realism

Charles Dickens. Dombey and Son

William Thackeray. Vanity Fair.

1

12

The Bronte Sisters.

Charlotte Bronte. Jane Air.

Emily Bronte. Anne Bronte.

1

13.

English Literature at the end of 19th century

Lewis Caroll. Alice in Wonderland

Thomas Hardy. Tess of d'Urbervilles

Robert Louis Stivenson. Treasure Island

Oscar Wilde. The Picture of Dorian Grey. Tales.

Rudiard Kippling.

3

14.

English Literature at the beginning of 20th century

Bernard Shaw. Pygmalion

Herbert Wells. The Invisible Man

Jonh Galsworthy. The Man of Property.

Somerset Maugham. The Moon and Sixpence

2

15.

English Literature of 20th century (the 20s-30s)

James Joyce. Ulysses

Virginia Woolf

Aldous Huxley

Agatha Christie

2

16.

John Ronald Reuel Tolkien

The Hobbit

The Lord of The Rings

Silmarillion

1

17.

Post-war and modern English Literarure

George Orwell. 1984.

William Golding. Lord of the Flies.

1

18.

Final Test

Multiple choice test

Final discussion

1


 

Расписание занятий факультатива “English Literature Club”

п/п

Дни недели

Время

1

Пятница

14.30-16.00


 


 

Учебно-методическое обеспечение:

Программа факультативной работы, календарно-тематический план;

Учебные пособия, раздаточный материал (лекции);

Компьютер (для учителя), принтер, сканер;

Географические и политические карты, портреты писателей, иллюстрации к книгам;

Тетради, ручки, листы бумаги.

Список литературы:

Литература для учителя:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки).

Бим И.Л., Сафонова В.В., Щепилова А.В. Методическое письмо. О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования //ИЯШ. – 2004. -5.

Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // ИЯШ. – 2002. -5.

Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // ИЯШ. – 2004. -6.

Поляков О.Г. Роль теорий учения и анализа потребностей в проектировании профильно-ориентированного курса английского языка //ИЯШ. – 2004. -3.

Поляков О.Г. Теоретические и практические аспекты разработки профильно-ориентированных программ по английскому языку // ИЯШ. – 2004. -7.

Соловова Е.Н. Современные требования к научно-методическому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса в языковом образовании // ИЯШ. – 2004. -7

Соловова Е.Н. Разработка авторских программ и курсов // ИЯШ. – 2004. - №№ 4, 5.

Дополнительная литература:

Супрун Л.А. История английской и американской литературы.Учебное пособие по зарубежной литературе для школ с углубленным изучением английского языка. — Донецк: Центр подготовки абитуриентов, 1999.

Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы. Учебник для гуманитарных факультетов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Литература для учащихся:

Утевская Н.Л., English & American Literature. Английская и американская литература. – СПб: Антология, 2012. – 400 стр.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации