12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бунова Инна Владимировна340
Россия, Ростовская обл., станица Багаевская

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образование детей

Центр внешкольной работы «Истоки»

г. Челябинска






Утверждено: Утверждаю:

Решение педагогического совета Директор

МУ ДОД ЦВР «Истоки» МУ ДОД ЦВР «Истоки»

Протокол №__________________ _____________________

от « _____» _____________20___г. 

«___» __________20___г.

Согласовано:

_____________________________

_____________________________

_____________________________

от «_____»_____________ 20 ___г.






ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


«ШКОЛА ЮНОГО КРАЕВЕДА»

срок реализации программы 3 года

(возраст воспитанников: 7-17 лет)






Автор-составитель:

Бунова Инна Владимировна

педагог дополнительного образования

МУ ДОД ЦВР «Истоки»









Челябинск, 2022.



Информационная карта


Тип программы: адаптированная


Образовательная область: многопрофильная


Направленность деятельности: туристско-краеведческая


Способ освоения содержания образования: репродуктивный, эвристический, исследовательский, творческий


Уровень освоения содержания образования: общекультурный


Возрастной уровень реализации программы: 7-17 лет


Формы реализации программы: групповая, индивидуальная


Продолжительность реализации программы: 3 года



























Содержание программы


1. Пояснительная записка

1.1 Направленность дополнительной образовательной программы

1.2 Актуальность дополнительной образовательной программы

1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы

1.4 Организация образовательного процесса

1.5 Технологии, формы, методы, средства обучения

1.6 Формы подведения итогов реализации образовательной программы и предполагаемые результаты обучения


2. Учебно-тематический план


3. Содержание образовательной программы


4. Механизм отслеживания результатов (Мониторинг)


5. Материально-техническое обеспечение


6. Литература


7. Приложения






























1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

Образовательная программа «Школа юного краеведа» имеет туристско-краеведческую направленность и состоит из двух типовых программ: авторской программы библиотекаря г. Озерска Людмилы Федоровны Стравинской «Школа юного краеведа», программы Дворца школьников на Алом поле «От краеведения к краелюбию», а также в данной программе обобщена многолетняя систематическая работа по краеведению. Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников общеобразовательных школ. При составлении данной программы были использованы следующие законы и документы:

Федеральный закон «Об образовании» (от 23.12.2003г.№ 186-ФЗ). Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников;

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (от 24 июля 1998 г № 124-ФЗ.) статья 9;

Конвенция о правах ребенка (20.11.1989г.);

Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования от 07.12.2006 г. № 752;

Программа «Школа юного краеведа» соответствует нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность МУДОД ЦВР «Истоки».

1.2. Актуальность дополнительной образовательной программы

Программа «Школа юного краеведа» разработана в соответствии с социальным заказом Управления по делам образования и жителей (родителей и детей) Центрального района г. Челябинска, программа актуальна в сфере образовательной деятельности МУ ДОД ЦВР «Истоки» и удовлетворяет запрос МОУ СОШ № 30 (филиал) (на базе которой она реализуется).

Неоспорима мысль о том, что малая родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной земле Уральской.

Актуальность программы, социальная потребность в ней подтверждается незнанием большинства обучающихся истории города, края, поселка и школы, в которой они учатся. Краеведение, безусловно, не решит всех проблем в обществе, связанных с отсутствием интереса к истории своей семьи, малой Родины, однако поможет научиться с детства уважать свою семью, свой край, свою Отчизну, уважать ее историю и традиции, беречь и заботиться о них. Знания, которые дает программа, необходимы в сфере любой жизни для развития и становления воспитанников, она носит профориентационную направленность, так как знакомит с представителями различных профессий и предприятиями края. У воспитанников формируется образное и эстетическое восприятие, развивается творческое воображение, они учатся грамотно выстраивать свою речь, творчески мыслить, умеют грамотно работать с источниками и литературой, проявляется интерес к вспомогательным навыкам: работать на компьютере, правильно оформлять реферативные и исследовательские работы, фотографировать, систематизировать материалы личных и семейных архивов.

1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

ЦЕЛЬ – повышение интереса и творческого потенциала к изучению истории родного края через исследовательскую работу по краеведению.

ЗАДАЧИ:

Формирование целостного представления об историческом, природном и культурном наследии Челябинской области и г. Челябинска;

Развитие творческого потенциала, совершенствование навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самоуправления;

Прогнозирование, проектирование развития области и города;

Формирование интереса к участию в культурной жизни края;

Социализация, адаптация воспитанников, коррекция их психологических комплексов, повышение уровня коммуникативной культуры;

Патриотическое воспитание.

1.4. Организация образовательного процесса

Программа рассчитана на воспитанников 7-17 лет (1-11 классы).

Принцип программы: от непосредственных впечатлений и эмоций, формирующих чувство "малой родины" - к системному знанию о крае.

Срок реализации программы - 3 года:

"Край мой - гордость моя" - первый год обучения:

Задача первого года обучения - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о родном крае. Основной эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты - родной природы, человека и продуктов его творчества.

В плане занятий первого года обучения темы сгруппированы в три тематических блока: 1. «Когда говорят о России…»; 2. «Мастера земли уральской»; 3. «Опорный край державы».

"Из истории родного края" - второй год обучения: ориентирован на развитие интереса к истории края через приобщение к культуре и быту отдельных местностей, коренных национальностей, жизни замечательных людей.

"Людьми прославлен наш Урал" - третий год обучения:

Задача третьего года обучения - изучение родного края через знакомство с известными личностями, прославившими Уральскую землю, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважения к предкам-землякам и людям, связанных с Уралом.

Занятия на протяжении 3-х лет обучения проходят 2 раза в неделю по 1,5 часа.

Распределение учебного времени по годам обучения:

Год обучения

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 год обучения

1,5 часа

2 раза

3 часа

102 часа

2 год обучения

1,5 часа

2 раза

3 часа

102 часа

3 год обучения

1,5 часа

4 раза

6 часов

204 часа


1.5. Технологии, методы, формы, средства обучения

Занятия предполагают выполнение воспитанниками поисковых и творческих заданий.

Цель этих заданий - научить детей самостоятельно работать, привить им навыки работы с архивными документами, краеведческой литературой, периодической печатью, вызвать интерес к творчеству.

В процессе занятий предусматривается организация семинаров, практических работ, экскурсий, участие в конкурсах района и города краеведческой направленности. Эмоциональному восприятию материала во время занятий способствуют аудиовизуальные материалы, уральские легенды и сказы, экспонаты Областного краеведческого музея, материалы ГАЧО.

По типу взаимодействия занятия делятся на:

коллективные (занятия проводятся по одному направлению одним педагогом со всем коллективом обучающихся);

групповые (занятия проводятся с отдельными группами обучающихся);

индивидуальные;

интегрированные (занятия проводятся одним педагогом, но по разным направлениям);

межуровневые (занятия для обучающихся, освоивших или осваивающих начальные уровни программы, проводят обучающиеся, освоившие более высокий уровень)

занятия межвозрастного взаимодействия (обучающиеся, освоившие необходимый квалификационный уровень, проводят занятия с обучающимися среднего школьного возраста).

По месту занятия в решении дидактических целей:

занятие – ознакомление с новым материалом;

занятие – закрепление изученного материала;

занятие применения знаний и умений;

занятие обобщающего повторения;

комбинированное занятие (достижение нескольких дидактических целей);

занятие проверки и коррекции знаний.

По виду деятельности обучающихся на занятии:

лекция;

практикум;

экскурсия;

деловая игра;

поисковое занятие;

проектное занятие;

занятие-семинар и т.д.

1.6. Формы подведения итогов реализации образовательной программы и предполагаемые результаты обучения

Литературные конкурсы, краеведческие игры, тестирование, проводимые в конце каждого тематического блока, помогают проверить результаты работы воспитанников по закреплению и развитию знаний, получаемых в "Школе юного краеведа". Во время заключительных занятий в конце первого и второго годов обучения проводится компьютерное тестирование. Воспитанникам предлагаются вопросы, сгруппированные по темам. Каждый вопрос содержит несколько вариантов ответов. Воспитанникам необходимо выбрать правильный ответ, набрав на клавиатуре соответствующие цифры и уложившись в заданное время. Время, отводимое для каждого вопроса, задается при запуске программы. Каждый правильный ответ оценивается в баллах в зависимости от трудности вопроса. Суммарное количество набранных баллов высвечивается в правом верхнем углу экрана. Предусмотрена также положительная и отрицательна реакция на ответы воспитанников: улыбающаяся рожица и веселая музыка на правильный ответ, и грустная рожица и резкая музыка – на неправильный. В результате выполнения теста имеется возможность распечатать памятный листок-диплом для воспитанников с указанием количества набранных баллов и списком литературы.


К КОНЦУ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

- природно-климатические зоны Южного Урала, природные достопримечательности Челябинской области, заповедники Южного Урала;

- полезные ископаемые Уральских гор, их разнообразие и особенности;

- богатство природных недр, флоры и фауны, Красная книга Челябинской области;

- версии названия земли уральской и их значение, легенды и предания о горных вершинах, озерах, реках;

- творчество южноуральских сказителей С. Власовой, Ю. Подкорытова, Ю. Гребенькова и др., а также поэтов Урала – Б.Ручьева, М.Львова, Л. Татьяничевой, В. Гроссмана;

- основные уральские промыслы – Каслинское и Куссинское литье, Златоустовская сталь, камнерезное искусство;

- карту Челябинской области, ее малые и большие города;

- основные вехи истории Челябинской области и Челябинска.

УМЕТЬ:

- определять по карте: природно-климатические зоны Южного Урала; реки, горы, вершины, озера, большие и малые города Челябинской области;

- работать с литературой и ресурсами Интернета по поиску необходимой информации;

- написать и оформить реферативные работы, а также представить их на различных краеведческих конкурсах.


К КОНЦУ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

- древнейших обитателей Урала. Их занятия, образ жизни;

- стоянки древних людей на берегах уральских озер и рек, курганы и захоронения, древние города и пещеры, наскальную живопись.;

- историю заселения Южного Урала башкирами, их занятия и быт, праздники и обычаи;

- заселение русскими людьми Урала. Походы новгородцев-ушкуйников на Югру. Первые русские переселенцы на Южном Урале. Далматов монастырь. Теченское поселье. Миасская слобода;

- деятельность Оренбургской экспедиции И. Кириллова. Основание казачих крепостей на Южном Урале. Основание Челябинской крепости;

- образование уральских городов. Город-крепость, город-завод. Их особенности и различия. Первоначальные сведения из истории городов: Златоуст, Миасс, Троицк. Кыштым, Касли. Их достопримечательности. Демидовские заводы. Быт уральских рабочих. Казачьи станицы;

- Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Карта походов повстанцев. Судьба Емельяна Пугачева и его соратников. Отряды пугачевцев на Южном Урале и Челябинске.

- сподвижника Е. Пугачева - Салавата Юлаева. Поэтическое творчество батыра. Фольклор Южного Урала. Предания, песни, сказы о народных героях Е. Пугачеве и Салавате Юлаеве.

- вклад уральцев в Отечественной войне 1812 года. Тептярские полков. Северные амуры. Уфимский пехотный полк в Бородинском сражении. Уральцы в заграничных походах. Память о войне 1812 года на карте Челябинской области.

- южноуральцев – участников Русско-японской и Первой мировой войны. Вклад Южного Урала в победу в Великой Отечественной войне. Трудовой подвиг уральского тыла. Книга "Памяти Челябинской области".

УМЕТЬ:

- определять по карте: расселение и стоянки древнейших жителей Южного Урала, заселение Южного Урала башкирами и русскими, основание крепостей, участие в крестьянской войне Е. Пугачева, память об участии в Отечественной войне 1812 года;


К концу третьего года обучения воспитанники должны знать:

- творчество и жизненный путь уральских поэтов и писателей: Мамина-Сибиряка, М. Гроссмана, Б. Ручьева, В. Сорокина, Л. Татьяничевой, А. Горской, М. Львова, Л. Преображенской и др.;

- иметь общее представление о мастерах-умельцах Златоуствоской граверы, каслинского и кусинского литья;

- историю возникновения и развития театров Челябинской области, лучшие спектакли и актеров;

- музыкальное творчество уральских композиторов;

- скульпторов и архитекторов Южного Урала, их творчество;

Уметь:

- работать с литературой и ресурсами Интернета по поиску необходимой информации;

- написать и оформить реферативные и исследовательские работы, а также представить их на различных краеведческих конкурсах.


Предполагаемые результаты обучения воспитанников:

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

Это предполагает

- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств – карту, статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.














2. Учебно-тематический план

2.1. Первый год обучения - "Край мой - гордость моя"

П/П

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТ-ВО ЧАСОВ - ТЕОРИЯ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - ПРАКТИКА

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕС-ТВО ЧАСОВ

I тематический блок - «Когда говорят о России…»


1.

«Краше нет Урала нашего»

6

6

12


Красота родной земли.

1,5

1,5

3


Уральские поэты об Урале.

1,5

1,5

3


Легенды и предания о возникновении гор.

1,5

1,5

3


Названия земли уральской и их значение.

1,5

1,5

3

2.

"По уральской Швейцарии"

4,5

4,5

9


Многообразие природы Южного Урала.

1,5

1,5

3


Природные достоприме-чательности Челябинской области.

1,5

1,5

3


Легенды и предания о горных вершинах, озерах, реках.

1,5

1,5

3

3.

"Сокровища подземных кладовых"

1,5

3

4,5


Полезные ископаемые Уральских гор, их разнообразие и особенности.

1,5

3

4,5

4.

"Ильменские путешествия"

4,5

4,5

9


Ильменский государственный заповедник им. В. И. Ленина. История.

1,5

1,5

3


Богатство природных недр, флоры и фауны.

1,5

1,5

3


"Красная книга" природы Южного Урала.

1,5

1,5

3

5.

"Сказания земли Уральской"

3

3

6


Уральские легенды, предания, сказы. Их сходство и различие.

1,5

1,5

3


Творчество южноуральских сказителей С. Власовой, Ю. Подкорытова, Ю. Гребенькова и др.

1,5

1,5

3

6.

Конкурс "Урал - земля золотая" (Знаешь ли ты природу Урала?)

1,5

1,5

3

II тематический блок -"Мастера земли Уральской"


7.

"Наследники Данилы - мастера"

1,5

1,5

3


Камнерезное искусство Урала.

1,5

1,5

3

8.

"Чугунное кружево"

1,5

1,5

3


Мастера чугунного художественного литья гг. Касли и Куса.

1,5

1,5

3

9.

"Златоустовские умельцы"

1,5

1,5

3


Мастера гравюры на металле г. Златоуст.

1,5

1,5

3

10.

Литературный конкурс "Певец уральских мастеров" Сказы П.П. Бажова.

1,5

1,5

3

III тематический блок - "Опорный край Державы"


11.

"По городам "стальной республики"

3

3

6


Путешествие по карте Челябинской области.

1,5

1,5

3


Знакомство с большими и малыми городами.

1,5

1,5

3

12.

"Челябинск - город мой родной»

11

17

28


Герб и флаг Челябинска.

1

1,5

2,5


Основание города. Легенды о его названии.

1

1,5

2,5


Торговый дом купца Валеева.

1

1,5

2,5


Развитие торговли и промышленности старой Челябы.

1

1,5

2,5


Челябинск дореволюционный

1

1,5

2,5


Челябинск с 1918-1941 гг.

1

1,5

2,5


Легендарный Танкоград.

1

1,5

2,5


Челябинск послевоенный.

1

1,5

2,5


Челябинск – сегодня и завтра.

1

1,5

2,5


История моего поселка, улицы, школы.

1

1,5

2,5


Судьба семьи в судьбе Челябы.

1

2

3

13.

"От Парижа до Берлина по карте Челябинской области" - игра

1,5

1,5

3

14.

"Урал - боец и труженик"

1,5

1,5

3


Челябинская область в годы Великой Отечественной войны.

1,5

1,5

3

15.

"Подвигом славны твои земляки" - урок мужества

1,5

1,5

3


Знакомство с "Книгой памяти" (с привлечением личного материала).

1,5

1,5

3

16.

"Урал, Урал! Твои просторы" - краеведческая игра с компьютерным тестированием

1,5

2

3,5


ИТОГО

47

55

102


Всего

102



2.2. Второй год обучения - "Из истории родного края"

П/П

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - ТЕОРИЯ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - ПРАКТИКА

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕС-ТВО

ЧАСОВ

1.

"Историей богатый край"

1

2

3


Уральские горы, их возникновение, древние названия гор и история их появления. Первые упоминания о горах и их население.

1

2


3

2.

"У очага наших далеких предков"

1

2

3


Древнейшие обитатели Урала. Их занятия, образ жизни.

1

2


3

3.

"Памятники минувших столетий"

3

6

9


Стоянки древних людей на берегах уральских озер и рек. Курганы и захоронения.

1

2


3


Древний город Аркаим.

1

2


3


Мавзолей Кессене. Древние пещеры. Наскальная живопись.

1

2


3

4.

"Башкорты - древние жители Южного Урала"

2

4

6


Первые упоминания о башкирах. Записки арабского путешественника Ибн Фадлана.

1

2


3


Образ жизни и занятия древних башкир. История присоединения башкирских племен к России.

1

2


3

5.

"Будни и праздники башкирского аула"

2

4

6


Быт башкирского аула.

1

2


3


Обряды, обычаи. Праздники: Каргатуй, Сабантуй, Джиин.

1

2


3

6.

"Первые русские поселения на Урале"

5

10

15


Откуда началось заселение русскими людьми Урала.

1

2


3


Походы новгородцев-ушкуйников на Югру.

1

2


3


Первые русские переселенцы на Южном Урале.

1

2


3


Далматов монастырь.

1

2


3


Теченское поселье.

Миасская слобода.

1

2


3

7.

"На реке Миясе..." (кто, когда и зачем заложил и построил Челябинскую крепость)

2

4

6


Оренбургская экспедиция И. Кириллова.

1

2


3


Строительство крепостей на реке Яик. Подполковник Тевкелев - основатель Челябинской крепости.

1

2


3

8.

"Старинные города Южного Урала"

6

12

18


Как образовывались уральские города.

1

2


3


Город-крепость, город-завод. Их особенности и различия.

1

2


3


Из истории городов: Златоуст, Миасс, Троицк.

1

2


3


Кыштым, Касли: История и достопримечательности.

1

2


3


Демидовские заводы.

Быт уральских рабочих.

1

2


3


Казачьи станицы.

1

2


3

9.

"Император Петр Ш на Урале"

2

4

6


Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Карта походов повстанцев. Судьба Емельяна Пугачева и его соратников.

1

2


3


Отряды пугачевцев на Южном Урале и Челябинске.

1

2


3

10.

"Самый великий башкир"

2

4

6


Салават Юлаев - сподвижник Е. Пугачева.

1

2


3


Поэтическое творчество батыра. Салават Юлаев в благодарной памяти башкортов.

1

2


3

11.

"Народ славит героев"

1

2

3


Фольклор Южного Урала

Предания, песни, сказы о народных героях Е. Пугачеве и Салавате Юлаеве.

1

2


3

12.

"История России и карта Челябинской области"

2

4

6


Наука топонимика. Память об исторических событиях России на карте Ю.Урала.

1

2


3


Память об исторических событиях России на карте Челябинска.

1

2


3

13.

"Гроза двенадцатого года"

4

5

9


Уральцы в Отечественной войне 1812 года.

1

1


2


Мужество тептярских полков. Северные амуры.

1

1


2


Уфимский пехотный полк в Бородинском сражении.

Уральцы в заграничных походах.

1

1


2


Память о войне 1812 года на карте Челябинской области

1

2


3

14.

«Южноуральцы на фронтах первой мировой»

1

2


3


Южноуральцы - участники Русско-японской и Первой мировой войны»

1

2


3

15.

"Урал - боец и труженик"

2

4

6


Южноуральцы на фронтах Великой Отечественной войны.

1

2


3


Трудовой подвиг уральского тыла. Книга "Памяти Челябинской области".

1

2


3

16.

Компьютерная историческая викторина

1

2


3


ИТОГО

36

66

102


Всего


102


2.3. Третий год обучения - «Людьми прославлен наш Урал»


П/П

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - ТЕОРИЯ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - ПРАКТИКА

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕС-ТВО

ЧАСОВ

1. «Славные земляки»


1.

«Милые зелёные горы!»

2

4


6


Урал в творчестве писателя Мамина-Сибиряка

2

4


6

2.

«Народные самородки Урала»

2

4


6


Василий Торокин - каслинский мастер

2

4


6

3.

«Народные самородки Урала»

2

10

12


Гравёры из Златоуста – мастера Бояршиновы

2

10


12

4.

«Прометей атомного ядра»

2

4


6


И.В. Курчатов

2

4


6

5.

«Поэты в рабочих спецовках»

6

12

18


Б. Ручьев

2

4


6


М. Гроссман

2

4


6


В. Сорокин

2

4


6

6.

«Я без Урала не могу !»

2

4


6


Людмила Татьяничева

2

4


6

7.

«Поэт - фронтовик»

2

4


6


Михаил Львов

2

4


6

8.

«Мечты бессменный капитан»

2

4


6


Лидия Преображенская и «Алые паруса»

2

4


6

9.

«Детские писатели Южного Урала»

2

4


6

10.

Литературный час «Дорогие мои земляки...»

2

4


6


Писатели и поэты Челябинска

2

4


6

«Их дело сроднило с Уралом»


11.

«Поэт камня»

2

4


6


А.Е. Ферсман на Южном Урале

2

4


6

12.

«Кудесница слова»

2

4


6


С.К. Власова – сказительница Южного Урала

2

4


6

13.

«Писатель, инженер, путеец»

2

4


6


Н.Г. Гарин-Михайловский

2

4


6

14.

«Создатели скульптурной летописи края»

8

16

24


Л. Головницкий

2

4


6


А. Гилёв

2

4


6


В. Авакян

2

4


6


А.А. Александров

2

4


6

15.

«Певческое слово Урала»

6

18

24


Знакомство с творчеством челябинских композиторов

3

9




Оперное искусство Челябинска

3

9



16.

«Драматическое искусство Южного Урала»

18

36

54


Театры Южного Урала

6

12

18


Знаменитые актеры

6

12

18


Малый театр на Южном Урале

6

12

18

17.

Компьютерная историческая викторина

2

4


6


ИТОГО

64

140

204


Всего

204



3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Содержание программы 1 года обучения


Перечень тем

Содержание

«Когда говорят о России…»

1

Красота родной земли

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Общее знакомство с Уральским регионом, месте Челябинской области в нем.

2

Уральские поэты об Урале.

Знакомство с поэтами Урала – Б.Ручьев, М.Львов, Л. Татьяничева, В. Гроссман – чтение стихов.

3

Легенды и предания о возникновении гор.

Чтение легенд и преданий о возникновении гор – Уральских, Сугамак, Егоза и т.д.

4

Названия земли уральской и их значение.

Изучение версий названия земли уральской и их значение.

"По уральской Швейцарии"

5.

Многообразие природы Южного Урала

Изучение природно-климатических зон Южного Урала

6

Природные достоприме-чательности Челябинской области.

Изучение заповедников – Ильменский, Аркаим, пещер – Каповая, Сугамакская и др., рек и озер (общая характеристика)

7

Легенды и предания о горных вершинах, озерах, реках.

Чтение легенд и преданий о   горных вершинах, озерах, реках.

"Сокровища подземных кладовых"

8

Полезные ископаемые Уральских гор, их разнообразие и особенности.

Изучение карты полезных ископаемых Уральских гор на примере экспозиции Областного краеведческого музея

"Ильменские путешествия"

9

Ильменский государственный заповедник им. В. И. Ленина. История.

Изучение истории создания и развития Ильменского государственного заповедника им. В. И. Ленина. Декрет о создании его.

10

Богатство природных недр, флоры и фауны.

 Знакомство с картой флоры и фауны Челябинской области, общая характеристика

11

"Красная книга" природы Южного Урала.

История создания и изучение «Красной книги» Челябинской области, животных и растений занесенных в нее

"Сказания земли Уральской"

12

Уральские легенды, предания, сказы. Их сходство и различие.

Изучение уральских легенд, преданий, сказов. Их сходство и различие (по сказам Бажова и Гребенькова)

13

Творчество южноуральских сказителей С. Власовой, Ю. Подкорытова, Ю. Гребенькова и др.

Изучение творчества южноуральских сказителей С. Власовой, Ю. Подкорытова, Ю. Гребенькова и др.

«Мастера земли уральской»

14

Камнерезное искусство Урала.

Изучение камнерезного искусства Урала: традиций, мастеров, произведений

15

"Чугунное кружево"

Изучение мастеров чугунного художественного литья гг. Касли и Куса.

16

"Златоустовские умельцы"

Изучение основ овладения технологией мастерстваа гравюры на металле г. Златоуста, крупнейшие представители и произведения.

17

Сказы П.П. Бажова.

Литературный конкурс на знание героев и сюжетов сказов П.П. Бажова

"Опорный край Державы"

18.

"По городам "стальной республики"

Изучение карты Челябинской области; знакомство с большими и малыми городами.

19.

"Челябинск - город мой родной»

Изучение герба и флага Челябинска, основание города, легенды о его названии. Торговый дом купца Валеева. Развитие торговли и промышленности старой Челябы. Челябинск дореволюционный. Челябинск с 1918-1941 гг. Легендарный Танкоград. Челябинск послевоенный. Челябинск – сегодня и завтра. История моего поселка, улицы, школы. Судьба семьи в судьбе Челябы.

20.

"От Парижа до Берлина по карте Челябинской области"

Игра – проверка полученных знаний

21.

"Урал - боец и труженик"

Изучение истории Челябинской области в годы Великой Отечественной войны. Предприятия и их продукция. Воинские соединения. Уральцы-герои Советского Союза.

22.

"Подвигом славны твои земляки" - урок мужества

Знакомство с "Книгой памяти" (с привлечением личного материала).

23.

"Урал, Урал! Твои просторы"

краеведческая игра с компьютерным тестированием


Содержание программы 2 года обучения


Перечень тем

Содержание

1.

"Историей богатый край"

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Уральские горы, их возникновение, древние названия гор и история их появления. Первые упоминания о горах и их население.

2

"У очага наших далеких предков"

Древнейшие обитатели Урала. Их занятия, образ жизни.

3

"Памятники минувших столетий"

Стоянки древних людей на берегах уральских озер и рек. Курганы и захоронения. Древний город Аркаим. Мавзолей Кессене. Древние пещеры. Наскальная живопись.

4

"Башкорты - древние жители Южного Урала"

Первые упоминания о башкирах. Записки арабского путешественника Ибн Фадлана. Образ жизни и занятия древних башкир. История присоединения башкирских племен к России.

5

"Будни и праздники башкирского аула"

Быт башкирского аула. Обряды, обычаи. Праздники: Каргатуй, Сабантуй, Джиин.

6

"Первые русские поселения на Урале"

Откуда началось заселение русскими людьми Урала. Походы новгородцев-ушкуйников на Югру. Первые русские переселенцы на Южном Урале. Далматов монастырь. Теченское поселье. Миасская слобода.

7

"На реке Миясе..." (кто, когда и зачем заложил и построил Челябинскую крепость)

Оренбургская экспедиция И. Кириллова. Строительство крепостей на реке Яик. Подполковник Тевкелев - основатель Челябинской крепости.

8

"Старинные города Южного Урала"

Как образовывались уральские города. Город-крепость, город-завод. Их особенности и различия. Из истории городов: Златоуст, Миасс, Троицк. Кыштым, Касли: История и достопримечательности. Демидовские заводы. Быт уральских рабочих. Казачьи станицы.

9

"Император Петр Ш на Урале"

 Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Карта походов повстанцев. Судьба Емельяна Пугачева и его соратников. Отряды пугачевцев на Южном Урале и Челябинске.

10

"Самый великий башкир"

Салават Юлаев - сподвижник Е. Пугачева. Поэтическое творчество батыра. Салават Юлаев в благодарной памяти башкортов.

11

"Народ славит героев"

Фольклор Южного Урала. Предания, песни, сказы о народных героях Е. Пугачеве и Салавате Юлаеве.

12

"История России и карта Челябинской области"

Наука топонимика. Память об исторических событиях России на карте Ю.Урала. Память об исторических событиях России на карте Челябинска.

13

"Гроза двенадцатого года"

Уральцы в Отечественной войне 1812 года. Мужество тептярских полков. Северные амуры. Уфимский пехотный полк в Бородинском сражении. Уральцы в заграничных походах. Память о войне 1812 года на карте Челябинской области

14

«Южноуральцы на фронтах первой мировой»

Южноуральцы - участники Русско-японской и Первой мировой войны

15

"Урал - боец и труженик"

 Южноуральцы на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг уральского тыла. Книга "Памяти Челябинской области".

16

Обобщающее повторение

Компьютерная историческая викторина

Содержание программы 3 год обучения

   

Перечень тем

Содержание


1. «Славные земляки»

1.

«Милые зелёные горы!»

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с Уралом в творчестве писателя Мамина-Сибиряка.

2.

«Народные самородки Урала»

Знакомство с Василием Торокиным - известным каслинским мастер (экскурсия в г. Касли)

3.

«Народные самородки Урала»

Знакомство с произведениями гравёров из Златоуста – мастеров Бояршиновых (экскурсия в областной музей искусств Южного Урала)

4.

«Прометей атомного ядра»

Знакомство с биографией и открытиями в науке И.В. Курчатова. Памятные места в Челябинске, связанные с И. Курчатовым.


«Поэты в рабочих спецовках»


5.

Б. Ручьев

Изучение биографии и творчества уральского поэта Б. Ручьева

6.

М. Гроссман

Изучение биографии и творчества Марка Гроссмана

7.

В. Сорокин

Изучение биографии и творчества уральского поэта В. Сорокина

8.

«Я без Урала не могу !»

Изучение биографии и творчества уральской поэтессы Людмилы Татьяничевой. Литературный вечер.

9

«Поэт - фронтовик»

Знакомство с жизненным путем и творчеством М. Львова. «Челябинское литобъединение».

10

«Мечты бессменный капитан»

 Знакомство с творчеством Лидией Преображенской и ее детской литературной студией «Алые паруса».

11

«Детские писатели Южного Урала»

Знакомство с творчеством детских писателей Южного Урала Е. Попляновой, Асей Горской.

12

Литературный час

Встреча с детской поэтессой Е. Попляновой


«Их дело сроднило с Уралом»


13

«Поэт камня»

Знакомство с творчеством А.Е. Ферсмана на Южном Урале

14

«Кудесница слова»

Изучение творчества южноуральской сказительницы С.К. Власовой. Чтение сказок.

15

«Писатель, инженер, путеец»

 Н.Г. Гарин-Михайловский – биография, жизненный путь, творчество, все, что связано с Южным Уралом


«Создатели скульптурной летописи края»


16

Л. Головницкий

Знакомство с биографией и произведениями известного скульптора Льва Головницкого.

17

А. Гилёв

Знакомство с биографией и произведениями известного скульптора А. Гилева. Экскурсия по городу.

18.

В. Авакян

Знакомство с биографией и произведениями известного скульптора В. Авакяна

19.

А.А. Александров

 Знакомство с биографией и произведениями известного архитектора А.А. Александрова. Экскурсия по городу.


«Певческое слово Урала»


20.

Знакомство с творчеством челябинских композиторов

Изучение творчества челябинских композиторов. Посещение челябинской филармонии и зала органной музыки.

21.

Оперное искусство Челябинска

Знакомство с Челябинским оперным театром. Экскурсия по театру и музею челябинского оперного.


«Драматическое искусство Южного Урала»


22.

Театры Южного Урала

Изучение истории челябинских театров, творчества известных режиссеров. Экскурсия в театр драмы и театр «Манекен».

23.

Знаменитые актеры

Знакомство с творческим путем известных челябинских актеров. Экскурсия в музей театра драмы и челябинского отделения театрального союза.

24.

Малый театр на Южном Урале

Знакомство с творчеством Малого театра в годы Великой Отечественной войны в Челябинске.


Компьютерная викторина

краеведческая игра с компьютерным тестированием


4. Механизм отслеживания результатов

Мониторинг (оценка результативности) и критерии оценки реализации

образовательной программы

Дополнительное образование детей, хотя и не имеет единых стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить уровень обученности детей, подчиняется общим требованиям педагогической деятельности (имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка).

Все это актуализирует необходимость системного выявления результативности и критериев оценки образовательной деятельности.

Мониторинг результативности в объединениях МУДОД ЦВР «Истоки» – это процесс внутренней экспертизы результатов деятельности педагога и его воспитанников, цель и содержание которого совпадает с образовательной программой.

В МУДОД ЦВР «Истоки» принята единая система мониторинга и разработаны общие критерии оценки реализации образовательной программы:

1.карта «Мониторинг результатов обучения воспитанников МУДОД ЦВР «Истоки» по образовательной программе»;

2.карта «Мониторинг личностного развития воспитанников МУДОД ЦВР «Истоки» в процессе освоения образовательной программы»;

3. карта «Реализация творческого потенциала воспитанников МУДОД ЦВР «Истоки»».

(См. Карты мониторинга и критерии оценки в Приложении №1,2,3.), целью которых является выявление индивидуальных особенностей детей, влияющих на эффективность занятия; отслеживание развития личностных качеств под влиянием целенаправленной работы с воспитанниками и, соответственно, корректировка методики работы с каждым ребенком.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования детей предполагает не только обучение воспитанников определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся – поэтому о результатах образовательной деятельности необходимо судить по трем группам показателей:

1.учебным, (которые фиксируют приобретенные ребенком в процессе освоения дополнительной образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения и навыки);

2.личностным, (которые выражают изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении по данной образовательной программе);

3.творческим, (которые фиксируют уровень реализации творческого потенциала воспитанников, а, следовательно, и уровень реализации образовательной программы).

Работа по предложенной технологии позволяет содействовать личностному росту ребенка: выявлять то, каким он пришел в объединение, чему научился в процессе освоения образовательной программы, каким стал через некоторое время.

В качестве методов диагностики результатов обучения можно использовать тестирование, опросы, викторины, выставки, творческие задания, работы, спортивные нормативы, соревнования, концерты, спектакли, творческие отчеты и т. п.

Результаты обучения воспитанников МУДОД ЦВР «Истоки» фиксируются в Карте №1 «Мониторинг результатов обучения» по четырем основным направлениям: теоретическая подготовка, практическая подготовка, общеучебные умения и навыки, учебно-организационные умения и навыки. Эти направления рассматриваются по следующим параметрам: оцениваемые показатели, критерии оценки, степень выраженности оцениваемого качества и методы диагностик, которые педагог выбирает в соответствии со своей образовательной программой. Первую графу – оцениваемые показатели – педагог также наполняет в соответствии со своей образовательной программой. (См. Приложение №1).

В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и др.

Результаты личностного развития воспитанников МУДОД ЦВР «Истоки» фиксируются в Карте №2 «Мониторинг личностного развития». (См. Приложение №2).

1 группа показателей – организационно-волевые качества: терпение, воля, самоконтроль.

2 группа показателей – ориентационные качества: интерес к занятиям, самооценка.

3 группа показателей – поведенческие качества: конфликтность, тип сотрудничества.

В совокупности, приведенные в таблице, личностные качества (свойства) отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка; легко наблюдаемые, доступные для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов.

Предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы.

Уровень реализации образовательной программы фиксируется в Карте №3 «Реализация творческого потенциала воспитанников МУДОД ЦВР «Истоки» » (См. Приложение №3), где отмечаются уровневые (район, город, регион, федерация и т. д.) достижения воспитанников в реализации образовательной программы.

Контроль за реализацией образовательной программы проводится два раза в год ( в конце 1 полугодия – промежуточный; в конце учебного года – итоговый). В группах первого года обучения проводится 0-срез на начало учебного года для фиксации уровня подготовки вновь поступивших воспитанников.

Работа по утвержденной в МУДОД ЦВР «Истоки» единой системе мониторинга позволяет проследить за продвижением каждого воспитанника (в учебной деятельности, в личностном развитии, в реализации творческого потенциала) в период освоения образовательной программы, а также проконтролировать работу педагога по реализации дополнительной образовательной программы.


5. Материально-техническое обеспечение

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

Карты;

Видеофильмы по истории Челябинской области и Челябинска;

Компьютерные программы.


6. Литература


1 год обучения:

Бажов П. Уральские сказы. - М.,1987.

Буторина Л.А. Мозаика Ильмен.- Миасс, 1995.

Верзаков Н., Черноземцев В. У Таганай-горы: История в историях и картинках. - Челябинск,1990.

Власова С. Клады Хрусталъ-горы. - Челябинск,1970.

Горное сердце края. – Челябинск, 1994.

Григорьева Е.В. Природа Южного Урала. – Челябинск, 1999.

Гребеньков Ю. Тайна горы Сугомак: Сказы о заводском Урале. - Челябинск,1980.

Гриер О. Самойлов Б., Ячменев В. Гравюра на стали из Златоуста. - Челябинск,1994.

Гроденский Г. Уральская кладовая. - Л.,1962.

Егоров В. Родной край. - Челябинск,1968.

ЕлфимовЮ. Каслинские мастера. - Челябинск, 1977.

Живинка в деле: Сказы и сказки.- Челябинск,197б.-205с.

Золотыми тропами легенд: Легенды и сказы о Кыштыме. - Магнитогорск,1997.

Ильменский заповедник. - Челябинск,1991.

Кириков С.В. По Южному Уралу и Башкирии.- М., 1989.

Колчин В. Живые Ильмены. - Челябинск,1974.

Коряков 0. Чудесная кладовая. - Свердловск,1958.

Край родной - земля Уральская: Хрестоматия.- Свердловск,1967.

Красин В. Встречи в Ильменах. - Челябинск,1968.

Лысенко А. Географическое краеведение.- Челябинск,1969.

Матвеев А. Вершины каменного пояса: Названия гор Урала.- Челябинск,1990.

Матюшин Г. Яшмовый пояс Урала. - М,1977.

Незнакомый Урал: фотоальбом. – Екатеринбург, 1993.

Новосёлов В., Толстиков В. Тайны «сороковки».- Екатеринбург,1995.

Павловский Б. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. - М.,1975.

Павловский Б. Касли.- Свердловск,1957.

Павловский Б. Художественный металл Урала 18-19 веков.-Свердловск,1981.

Памятники природы Челябинской области: Особо охраняемые территории. - Челябинск,1987.

Пермяк Е. Мой край.- М.,1970.

Пешкова И. Искусство каслинских мастеров. - Челябинск,1983.

Подкорытов Ю. Сказки из старинной шкатулки: Сказки и легенды о возникновении названий уральских деревень и посёлков, гор и рек.- Челябинск,1980.

Поляничко В. Река весны: По Уралу – от истока до устья.- Оренбург, 1997.

Попова Н., Рождественская К. Живители камня.- Свердловск,1950.

Природа и мы. - Челябинск,1980.

Природа и мы. - Челябинск,1982.

Природа и мы. - Челябинск,1983.

Природа и мы. - Челябинск,1984.

Русский металл. Касли. - Челябинск,1994.

Сонин Л. Люди и клады: Очерки по истории геологических открытий на Урале. - Челябинск,1991.

Татьяничева Л.К. Избранная лирика.- Челябинск,1965.

Тургояк: Озеро-памятник природы и окрестности.- Челябинск,1993.

Урал - земля золотая.- Челябинск,1959.

Урал-синекрылый: Стихи.- Челябинск,1971.

Уральский меридиан. Тематические маршруты: Путеводитель-справочник. - Челябинск,1986.

Уральский меридиан. Тематические маршруты: Путеводитель-справочник. - Челябинск,1989.

Челябинск.-Челябинск,1976.

Челябинская область: Краткий справочник.- Челябинск,1998.

Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области:

Топонимический словарь.- 3-е изд., перераб. и дополн. - Челябинск,1999.

Яровой Ю. Цветные глаза земли.- Челябинск,1984.

2 год обучения:

Александров А. История родного края: Учебное пособие по историческому краеведению.-Челябинск,1978.

Аношкин М. Про город Кыштым.-Челябинск, 1968.

Архипова Н.П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. – Челябинск,1982.

Батурин 0.,Козин И. Троицк: Краткий очерк. Путеводитель. Справочник.-Челябинск, 1981.

Богданович Т. Горный завод Петра Третьего.-М., 1956.

В бой с Урала!-Челябинск, 1990.

Верзаков Н., Черноземцев В.У Таганайгоры:История в историях и картинках-Челябинск, 1990.

Виноградов Н. Страницы древней истории Южного Урала.-Челябинск, 1997.

Власова С. Клады Хрустальной горы.-Челябинск, 1970.

Глебов Н. Даниил Кайгородов.-Челябинск, 1961.

Дегтярев И.В. Челябинская старина. – Челябинск, 1996.

Гребеньков Ю. Тайна горы Сугомак: Сказы о заводском Урале. - Челябинск, 1980.

Дорогие мои земляки: Из истории Еткульского района. - Челябинск,1994.

Древность Урала: Очерки истории Урала. Вып. 2. -Екатеринбург, 1996..

3агребин С., Колпакова В. Благодарная память народа. - Челябинск,1973.

Злобин С. Салават Юлаев.- М., 1994.

Золотая долина.-Челябинск, 1994.

Золотая нить: Миасс в легендах и преданиях.- Миасс, 1994.

История Урала с древнейших времен до конца XIX века. – Екатеринбург, 1998.

Исторические сказы и песни: Дооктябрьский период. / Собрал и составил В. Бирюков.-Челябинск, 1949.

Краткий очерк истории Челябинской области.-Челябинск, 1965.

Лазарев А. Поэтическая летопись заводов Урала.-Челябинск, 1973.

Мамонов В.Ф.,Форстман Г.В. Гроза двенадцатого года: Казаки Урала в Отечественной войне 1812 года. – Челябинск, 1991.

Матюшин Г.Н. Археологический словарь.- М.,1996.

Мещеряков Б.М. Кыштым. – Магнитогорск, 1997. – 259 с.

Моисеев А. Память Челябинских улиц. - Челябинск, 1988.

27.Морозов В. Миасс-город в золотой долине.-Челябинск, 1983.

28.Очерки истории Челябинской области. Ч. I. – Челябинск, 1991.

29.Павловский Б. Касли - Свердловск, 1957.

Памятники истории Челябинской области: Справочник.-Челябинск, 1990.

Победа во имя мира. - Челябинск, 1980.

Поляничко В. Река весны.- Оренбург, 1997..

Попов С. Тайны Пятимаров.-Челябинск, 1971.

Предания и легенды Урала. – Екатеринбург, 1991.

Прошлое не предавать забвению.-Челябинск, 1994.

Рифей: Уральский краеведческий сборник.-Челябинск, 1976.

Рифей: Уральский краеведческий сборник.-Челябинск, 1990.

Рукосуев Е.,Устьянцев С. Кыштымский горный округ.-Екатеринбург, 1994.

Свистунов В.М. История Каслинского завода 1745-1900 г. – Челябинск,1997.

Синегорье: Литературно-публицистический альманах - Челябинск, 1995.

Слово об Урале.-Челябинск, 1984.

Тургояк.-Челябинск, 1993.

Тыл - фронту.-Челябинск, 1990.

Уральская историческая энциклопедия. – Екатеринбург, 1998.

Уральская старина: Литературно-краеведческие записки.- Вып.3.-Екатеринбург,1997.

Уральский меридиан. Тематические маршруты: Путеводитель-справочник.-Челябинск, 1986.

Уральский меридиан. Тематические маршруты: Путеводитель-справочник.-Челябинск, 1989.

Уральский месяцеслов. 1992. -Челябинск, 1991.

Уральское краеведение. – Екатеринбург, 1996.

Ушаков А. Во имя Родины.-Челябинск, 1985.

Федоров Е. Каменный пояс.-Челябинск, 1988.

Федоровский Е. Дорога в тысячу вёрст.-М., 1971.

Хакимов Р. Здесь Азия встречается с Европой.-Уфа, 1967.

Хакимов Р. Книга о Башкирии.-М., 1964.

Челябинск в разных измерениях. - Челябинск, 1986.

Челябинск. Градостроительство вчера, сегодня, завтра.- Челябинск, 1986.

Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып.I. – Челябинск,1996.

Шишов К. Урал в судьбе России.-Челябинск, 1996.

Шувалов Н. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области: Топонимический словарь.-3-е изд., перераб и допол. – Оренбург,1999.

Шушканов Н. Крепостной Златоуст.- Челябинск, 1959.

3 год обучения:

Байнов Л.П. Художники Челябинска. – Челябинск, 1979.

Верзаков Н., Черноземцев В. У Таганай горы. – Челябинск,1990.

Вольфович В.А. Музыканты Южного Урала. – Челябинск,1991.

Гальцева Л.П. В Урале Русь отражена: Статьи. Очерки. Заметки. – Челябинск,1991..

Гриер О., Самойлов Б., Ячменев В. Гравюра на стали из Златоуста. – Челябинск, 1994.

Дергачев И. Книги и судьбы: Страницы литерной жизни Урала. – Свердловск,1973.

Дмитрин Г. Дорогой большого искусства: Заметки о творчестве челябинских скульпторов. – Челябинск, 1963.

Елфимов Ю. Каслинские мастера. – Челябинск, 1977.

Живинка в деле: Сказы и сказки. – Челябинск, 1976.

Загребин С., Колпакова В. Благодарная память народа. - Челябинск, 1973.

Каменный пояс: Литературно-художественный и общественно-политический сборник. – Челябинск, 1988.

Кудзоев О.А., Ваганов А.С. Скульптурная летопись края. – Челябинск, 1989.

Моисеев А. Память челябинских улиц. – Челябинск, 1988. О писателях –земляках. – Челябинск, 1971.

Пешкова И. Искусство каслинских мастеров. – Ч., 1983.

Уральский месяцеслов. 1992. – Челябинск, 1991.

Хакимов Р. Здесь Азия встречается с Европой. – Уфа, 1967.

Ханбеков Л. Присягаю Уралу: Три литературных портрета. – Ч., 1989.

Школьнику о литературе нашего края. – Челябинск, 1989.






























Приложение 4 Вопрос 1 (Водоёмы) Кол-во баллов – 1, вариантов вопросов -12

Определите два самых больших в Челябинской области озера по водному зеркалу?

Кисегач

Увильды

Иртяш

Тургояк

Зюраткуль

Верно: 2,3

На берегах каких двух озер Челябинской области найдены стоянки древнего человека?

Акакуль

Сугомак

Долгое

Иртяш

Б. Касли

Верно: 1,4

Определи два самых чистых в Челябинской области озера?

Аргаяш

Кисегач

Тургояк

Иртяш

Зюраткуль

Верно: 3,5

Какое озеро в Челябинской области называют ''озеро – клад''?

Акакуль

Горькое

Инышко

Аргаяш

Аргази

Верно: 3

Определи самое загрязненное радиоактивными отходами озеро в Челябинской области?

Тургояк

Аргаяш

Зюраткуль

Иртяш

Карачай

Верно: 5

Какое озеро в Челябинской области из – за множества островов называют ''пестрым'' озером?

Чебаркуль

Увильды

Иртяш

Сладкое

Смолино

Верно: 1

Определи реку в Челябинской области, которая протекает с севера на юг?

Юрюзань

Большой Киалим

Ай

Чусовая

Урал

Верно: 5

Определи реку в Челябинской области, которая протекает с юга на север?

Юрюзань

Чусовая

Ай

Большой Киалим

Урал

Верно: 2

У какой реки Челябинской области есть тезки возле Москвы и Иркутска?

Юрюзань

Сим

Ай

Ока, приток Уфы

Уй

Верно: 4

Какое озеро Челябинской области называют ''Уральская Рица''?

Увильды

Зюраткуль

Тургояк

Иртяш

Кисегач

Верно: 2

Какое озеро Челябинской области называют ''озеро – родник, младший брат Байкала''?

Увильды

Зюраткуль

Тургояк

Иртяш

Кисегач

Верно: 3

Какое озеро Челябинской области называют ''голубая жемчужина Урала''?

Увильды

Зюраткуль

Тургояк

Иртяш

Кисегач

Верно: 1 Вопрос 2 (Растительный и животный мир) Кол-во баллов – 2, вариантов вопросов -14

Самое распространенное в Челябинской области дерево?

ольха

береза

сосна

ель

дуб

Верно: 2

Самое редкое в Челябинской области дерево?

ольха

береза

сосна

ель

дуб

Верно: 5

Самое редкой в Челябинской области растение?

пастушья сумка

подмаренник парадоксальный

одуванчик

подорожник большой

саранка

Верно: 2

Самое распространенное в Челябинской области растение?

клевер

подорожник большой

одуванчик

подмаренник парадоксальный

саранка

Верно: 3

У каких рыб детишек выводит и нянчит отец семейства? (Обитает в водоемах Чел. области)

карась

сиг

бычок

лещ

судак

Верно: 3

Какая птица бегает под водой, по дну?(Обитает в Чел. области)

куропатка

рябчик

аляпка обыкновенная

пустельга

утка – кряква

Верно: 3

Какой зверек, обитающий на территории Челябинской области, занесен в Красную книгу России?

серый журавль

выхохуль

лебедь – шипун

лось

горностай

Верно: 2

Сколько представителей пернатого мира, обитающих на территории Чел. области, занесено в Красную книгу России?

5

20

40

85

100

Верно: 2

Самая крупная птица наших мест – царица степных угодий? (вес ее достигает 16 кг.)

болотная сова

дрофа

серый журавль

лебедь – шипун

болотный лунь

Верно: 2

Самая маленькая птица наших мест (вес – около 3 кг.)

красавка

королек желтоголовый

кречет

удод

кулик

Верно: 2

Какое из пресмыкающихся и земноводных, обитающих в Чел. области, не имеет ног, но является ящерицей?

ящерица прыткая

тритон

ящерица живородящая

медянка

веретеница

Верно: 5

Самый крупный зверь наших мест? (Вес самца около 600 кг.)

лось

бурый медведь

олень

волк

косуля сибирская

Верно: 1

Самый маленький зверь наших мест? (Вес около 3 кг.)

ласка

землеройка

тушканчик

выхухоль

мышовка лесная

Верно: 2

Самое прожорливое животное наших мест? (За сутки съедает пищи больше, чем весит сам!)

еж

мышовка лесная

тушканчик

бурундук

крот Верно: 5

Вопрос 3 (ЗАПОВЕДНИКИ) Кол-во баллов – 1, вариантов вопросов -6

Какая из перечисленных особо охраняемых территорий области создана в части образования радиоактивного облака?

Ильменский заповедник

Восточно – Уральский заповедник

Нац. Природный парк ''Таганай''

Троицкий ботанический заказник

Аркаим

Верно: 2

Какие из перечисленных особо охраняемых территорий области имеют большое археологическое значение?

Ильменский заповедник

Аркаим

Нац. Природный парк ''Таганай''

Троицкий ботанический заказник

Восточно – Уральский заповедник

Верно: 2,5

Какая из особо охраняемых территорий имеет следующее определение: территория, на которую запрещается заход человека, кроме ученых.

заповедник

национальный парк

заказник

памятник природы

курортная и лечебно – оздоровит.зона

Верно: 1

Какая из особо охран. территорий имеет следующее определение: редкий и уникальный объект природы.

заповедник

национальный парк

заказник

памятник природы

курортная и лечебно – оздоровит. зона

Верно: 4 Вопрос 4 (СООТНОШЕНИЕ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ) Кол-во баллов – 4, вариантов вопросов - 5

В какой последовательности начинают петь птицы в наших лесах?

трясогузка, скворец, воробей

соловей

иволга

зяблик, пеночка

Верно: 2,3,4,1

Установите соответствие между следующими определениями и местами в Челябинской области:

Уральск.Клондайк, уральск.Калифорния, уральск.кочегарка, минеральный рай

Ильмены

Кочкарская золотоносная система

Челябинский угольный бассейн

Миасская долина

Верно: 4,2,3,1

Расположите в порядке убывания важнейшие горные вершины Южного Урала.

Юрма

Б.Нургуш

Б.Шелом

Круглица

Верно: 3,2,4,1

Установите соответствие между месторождениями и полезными ископаемыми:

Бакальское, Коелгинское, Ильменские горы, Коркинский разрез

черные металлы, железо

самоцветы

горючие ископаемые

строит. материалы (мрамор)

Верно: 1,4,2,3

Установите соответствие между месторождениями и полезными ископаемыми:

Кыштым, Миасс, Коркино, Карабаш

слюда

медь

золото

бурый уголь

Верно: 1,3,4,2


Вопрос 5 (Рельеф и полезные ископаемые) Кол-во баллов – 2, вариантов вопросов - 10

В честь какого минерала именуются зодчие? (Древние называли его ''зьдъ'')

глина

известняк

мрамор

гранит

строительный камень

Верно: 1 Из какого минерала сложена гора Мягкая?

гранит

известняк

мрамор

тальк

кварц

Верно: 4 Какой драгоценный камень называют ''тяжеловесом''?

корунд

топаз

сапфир

аквамарин

рубин

Верно: 2 Какой из минералов по твердости соперничает с алмазом?

корунд

топаз

сапфир

рубин

аметист

Верно: 1 Самая большая по протяженности пещера в Челябинской области?

Киселевская (Ашинский р–он)

Комсомольская (Ашинский р–он)

Шемахинская (Нязепетровский р–он)

Сугомакская (Кыштымский р–он)

Соломенная (Катав – Ивановский р–он)

Верно: 2 Какой минерал называют ''горная куделька''?

асбест

тальк

яшма

сапфир

аметист

Верно: 1 Самая высокая гора в Челябинской области?

Б.Шелома

Круглица

Егоза

Юрма

Откликной гребень

Верно: 1 Какой минерал называют ''каменной красотой''?

асбест

малахит

аметист

яшма

сапфир

Верно: 2 Самый длинный хребет в области (длина почти 100 км.)?

Ицыл

Б. Таганай

Уреньга

Нургуш

Зигальга

Верно: 3 В какой из пещер области можно увидеть наскальные рисунки первобытных людей?

Комсомольская

Киселевская

Игнатьевская

Ключевская

Сугомакская

Верно: 3 Вопрос 6 (ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ ОБ УРАЛЕ) Кол-во баллов – 2, вариантов вопросов - 5

Какому русскому писателю принадлежат слова: «Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно!»'

Чехов

Толстой

Пришвин

Мамин – Сибиряк

Куприн

Верно: 4

Какой из сказов Бажова посвящен Ильменскому заповеднику?

''Солнечный камень''

''Ключ земли''

''Шёлковая горка''

''Живинка в деле''

''Синюшкин колодец''

Верно: 1

Кому из поэтов принадлежат строки: ''Как солнце в драгоценной грани в Урале Русь отражена?''

М. Львов

Б. Ручьёв

Л. Татьяничева

М. Гроссман

Л. Преображенская

Верно: 3

Героиня какого сказа Бажова увидела дворцовые палаты, отделанные малахитом?

''Таюткино зеркальце''

''Дорогое имечко''

''Сочневы камешки''

''Малахитовая шкатулка''

''Голубая змейка'' Верно: 4

Кто из уральских сказителей раскрыл нам тайну названия озера Чебаркуль и горы Юрма?

П.П. Бажов

С.К. Власова

Е. Пермяк

Ю. Гребеньков

Ю. Подкорытов

Верно: 5


ВОПРОС 7 (ВЕРНО ЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ, 50 Х 50)

Кол-во баллов – 1, вариантов вопросов – 17.

Волка можно назвать вредным животным, потому что он питается другими животными. Верно ли это утверждение?

Да

Нет

Верно: 2

Волка нельзя назвать вредным животным, потому что вредных животных не бывает. Верно ли это утверждение?

Да

Нет

Верно: 1

Возле муравейников бывает густая сочная трава, потому что муравьи едят семена трав и заготавливают их впрок. Верно ли это утверждение?

Да

Нет

Верно: 1

Возле муравейников бывает густая и сочная трава, но муравьи тут ни при чем, потому что они питаются вредителями деревьев. Верно ли это утверждение?

Да

Нет

Верно: 2

Возле муравейников бывает густая сочная трава, потому что муравьи селятся там, где густая трава. Верно ли это утверждение?

Да

Нет

Верно: 2

Главной причиной исчезновения многих видов животных является истребление лесов и осушение болот. Верно ли это утверждение?

Да

Нет

Верно: 1

Сорняки нуждаются в охране , так как они необходимы для поддержания равновесия в природе. Верно ли это утверждение?

Да

Нет

Верно: 1

Лучшим барометром чистого воздуха являются лишайники и мхи. Верно ли это утверждение?

Да

Нет

Верно: 1

Реки и озера имеют за счет бактерий и водорослей безграничную способность к самоочищению. Верно ли это утверждение?

Да

Нет

Верно: 2

Воздух соснового, пихтового, березового леса уничтожает вирусы и бактерии быстрее, чем лук и чеснок. Верно ли это утверждение?

Да

Нет

Верно: 1

Леса в Челябинской области занимают 26% территории. Верно ли это утверждение?

Да

Нет

Верно: 1

Отдельные точки Челябинской области превратились в индустр. пустыни. (Карабаш, отвалы близ Сатки, озеро Карачай). Верно ли это утверждение?

Да

Нет

Верно: 1

Наибольшее количество загрязненных сточных вод области сбрасывается в реку Теча.

Верно ли утверждение?

Да

Нет

Верно: 2

Наибольшее количество загрязненных сточных вод области сбрасывается в реку Миасс. Верно ли утверждение?

Да

Нет

Верно: 1

Наиболее чувствительными к загрязнениям атмосферы из высших растений являются хвойные породы. Верно ли это утверждение?

Да

Нет

Верно: 1

Наиболее чувствительными к загрязнениям атмосферы из высших растений являются лиственные породы. Верно ли это утверждение?

Да

Нет

Верно: 2

Загрязнение радиоактивными веществами в Челябинской области обусловлено деятельностью ПО ''Маяк''. Верно ли это утверждение?

Да

Нет

Верно: 1


Приложение 5

Вопрос 1 (ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ)

Кол-во баллов –1, вариантов вопросов – 6

В какой пещере Челябинской области найдены рисунки древних людей?

Капова пещера

Игнатьевская пещера

Кунгурская пещера

Верно: 2

Аркаим - что это такое?

курган

древний город

мавзолей

Верно: 2

Определи, что древнее?

рисунки в Игнатьевской пещере

башня Тамерлана

Аркаим

Верно: 1

Какой камень использовали для охоты древние жители Южного Урала?

мрамор

гранит

яшма

Верно: 3

Определи древнее название уральских гор, данное греческим историком Геродотом?

Рифейские горы

Камень

Урал горы

Верно: 1


Где на территории г.Озерска ведутся археологические раскопки ?

У бассейна «Дельфин»

на «Гусином острове»

на озере Малая Нанога

Верно: 2

Вопрос 2 (Древняя история родного края)

Кол-во баллов – 1, вариантов вопросов – 6

Что такое «чудские копи»?

пещеры

болота

ямы

Верно: 3

Как называется наука, изучающая древних вымерших животных?

геология

палеонтология

зоология

Верно: 2

Как называли первых жителей Урала древние греки?

ушкуйники

чуди

рифейцы

Верно: 2

«Камень» - кто дал такое название уральским горам?

греческий историк Геродот

арабские путешественники

новгородские ушкуйники

Верно: 3

Кто из путешественников первыми побывали на Урале?

новгородские купцы – ушкуйники

арабские путешественники

древние греки

Верно: 1

Фамилия историка, который впервые упомянул об Уральских горах, о народах, которые там обитали?

Ибн Фадлан

Геродот

Гиппократ

Верно: 2

Вопрос 3 (ДРЕВНИЕ ЖИТЕЛИ Ю. УРАЛА)

Кол-во баллов – 1, вариантов вопросов – 5


В какое время года башкиры празднуют «каргатуй»?

летом

весной

зимой

Верно: 2

Какой русский царь подписал указ о присоединении башкир?

Петр I

Александр II

Иван Грозный

Верно: 3

Любимый музыкальный инструмент башкир?

курай

домра

гармонь

Верно: 1

Какой праздник отмечают башкиры ранней весной?

джиин

сабантуй

каргатуй

Верно: 3

Любимый напиток башкир?

чай

квас

кумыс

Верно: 3

Вопрос 4 (ДРЕВНИЕ ЖИТЕЛИ Ю. УРАЛА)

Кол-во баллов – 1, вариантов вопросов – 5

Сэсэны - кого так называли башкиры?

богатыри

музыканты

певцы

Верно: 3

На каком празднике у башкир собираются только женщины?

каргатуй

джиин

сабантуй

Верно: 1

Самый великий батыр у башкирского народа?

Мустай Карим

Салават Юлаев

Муса Гали

Верно: 2

Как называется место на карте Чел. области, где встретились Е. Пугачев и Салават Юлаев?

Салаватова пещера

озеро Тургояк

Пьяная гора

Верно: 3 Главное занятие у древних башкиров?

земледелие

скотоводство

рыбная ловля

Верно: 2

Вопрос 5 (История России и Урала)

Кол-во баллов 1, вариантов вопросов – 5

Кто приказал изменить название реки Яик на Урал?

Н. Демидов

Петр I

Екатерина II

Верно: 3

На берегах какой реки собирал свои войска Емельян Пугачев?

Исеть

Яик

Орь

Верно: 2

Во время какой войны башкирских всадников называли «северными амурами»?

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

Отечественная война с Наполеоном (1812)

Великая Отечественная война

Верно: 2

Что лишнее в снаряжении «северного амура»?

сабля

аркан

ружье

Верно: 3

Какой из поселков Челябинской области получил название в память об участии уральцев в войне 1812 года?

Александро-Невский поселок

Бородиновка

Измайловский поселок

Верно: 2

Вопрос 6 (ИСТОРИЯ РОССИИ И УРАЛА)

Кол-во баллов – 1, вариантов вопросов – 5

В каком городе Европы прошли победным маршем уральские казаки и башкирские стрелки?

Гродно

Прага

Париж

Верно: 3

Где встретили 9 мая 1945 г. челябинские воины - танкисты?

в Берлине

в Праге

в Будапеште

Верно: 2

«За Волгой для нас земли нет!» - чьи это слова?

князя А. Невского

царя И. Грозного

снайпера В. Зайцева

Верно: 3

Танкоград - какой город получил такое название в дни Великой Отечественной войны?

Челябинск

Златоуст

Уфалей

Верно: 1

«Белые мамонты», «ласточки» - что из боевой техники Великой Отечественной войны так называли?

«Катюши»

танки

самолеты

Верно: 2 Вопрос 7 (СТАРИННЫЕ ГОРОДА ЮЖНОГО УРАЛА) Кол-во баллов – 1, вариантов вопросов – 5

Для чего были необходимы надолбы, рогатки, валы?

для хорошей пахоты

для удачной охоты

для укрепленной крепости

Верно: 3

На берегу какой реки строили свои первые поселения на Южном Урале русские люди?

Урал

Исеть

Миасс

Верно: 2

Определи старинный город - центр добычи золота на Урале?

Касли

Миасс

Уфалей

Верно: 2

Какой город прославился своим оружием?

Кыштым

Троицк

Златоуст

Верно: 3

На старинном гербе какого города были изображены лиса и верблюд?

Челябинск

Касли

Златоуст

Верно: 1 Вопрос 8 (СТАРИННЫЕ ГОРОДА ЮЖНОГО УРАЛА) Кол-во баллов – 1, вариантов вопросов – 5

На металле какого завода ставили клеймо «2 соболя»?

Кыштымский завод

Златоустовский завод

Верхнеуральский завод

Верно: 1

Какой из городов старше?

Оренбург

Верхнеуральск

Троицк

Верно: 2 Какой из городов возник при уральском заводе?

Оренбург

Верхнеуральск

Касли

Верно: 3

Кто из русских царей побывал на Южном Урале и оставил память о себе в географических названиях на карте Челябинской области?

Екатерина II

Александр II

Петр III

Верно: 2 Какой из старинных городов Южного Урала вначале был крепостью?

Касли

Чебаркуль

Миасс

Верно: 2


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.