Образовательная программа «Школа юного краеведа» (7–17 лет)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образование детей
Центр внешкольной работы «Истоки»
г. Челябинска
Утверждено: Утверждаю:
Решение педагогического совета Директор
МУ ДОД ЦВР «Истоки» МУ ДОД ЦВР «Истоки»
Протокол №__________________ _____________________
от « _____» _____________20___г.
«___» __________20___г.
Согласовано:
_____________________________
_____________________________
_____________________________
от «_____»_____________ 20 ___г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛА ЮНОГО КРАЕВЕДА»
срок реализации программы 3 года
(возраст воспитанников: 7-17 лет)
Автор-составитель:
Бунова Инна Владимировна
педагог дополнительного образования
МУ ДОД ЦВР «Истоки»
Челябинск, 2022.
Информационная карта
Тип программы: адаптированная
Образовательная область: многопрофильная
Направленность деятельности: туристско-краеведческая
Способ освоения содержания образования: репродуктивный, эвристический, исследовательский, творческий
Уровень освоения содержания образования: общекультурный
Возрастной уровень реализации программы: 7-17 лет
Формы реализации программы: групповая, индивидуальная
Продолжительность реализации программы: 3 года
Содержание программы
1. Пояснительная записка
1.1 Направленность дополнительной образовательной программы
1.2 Актуальность дополнительной образовательной программы
1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы
1.4 Организация образовательного процесса
1.5 Технологии, формы, методы, средства обучения
1.6 Формы подведения итогов реализации образовательной программы и предполагаемые результаты обучения
2. Учебно-тематический план
3. Содержание образовательной программы
4. Механизм отслеживания результатов (Мониторинг)
5. Материально-техническое обеспечение
6. Литература
7. Приложения
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Образовательная программа «Школа юного краеведа» имеет туристско-краеведческую направленность и состоит из двух типовых программ: авторской программы библиотекаря г. Озерска Людмилы Федоровны Стравинской «Школа юного краеведа», программы Дворца школьников на Алом поле «От краеведения к краелюбию», а также в данной программе обобщена многолетняя систематическая работа по краеведению. Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников общеобразовательных школ. При составлении данной программы были использованы следующие законы и документы:
Федеральный закон «Об образовании» (от 23.12.2003г.№ 186-ФЗ). Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников;
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (от 24 июля 1998 г № 124-ФЗ.) статья 9;
Конвенция о правах ребенка (20.11.1989г.);
Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования от 07.12.2006 г. № 752;
Программа «Школа юного краеведа» соответствует нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность МУДОД ЦВР «Истоки».
1.2. Актуальность дополнительной образовательной программы
Программа «Школа юного краеведа» разработана в соответствии с социальным заказом Управления по делам образования и жителей (родителей и детей) Центрального района г. Челябинска, программа актуальна в сфере образовательной деятельности МУ ДОД ЦВР «Истоки» и удовлетворяет запрос МОУ СОШ № 30 (филиал) (на базе которой она реализуется).
Неоспорима мысль о том, что малая родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной земле Уральской.
Актуальность программы, социальная потребность в ней подтверждается незнанием большинства обучающихся истории города, края, поселка и школы, в которой они учатся. Краеведение, безусловно, не решит всех проблем в обществе, связанных с отсутствием интереса к истории своей семьи, малой Родины, однако поможет научиться с детства уважать свою семью, свой край, свою Отчизну, уважать ее историю и традиции, беречь и заботиться о них. Знания, которые дает программа, необходимы в сфере любой жизни для развития и становления воспитанников, она носит профориентационную направленность, так как знакомит с представителями различных профессий и предприятиями края. У воспитанников формируется образное и эстетическое восприятие, развивается творческое воображение, они учатся грамотно выстраивать свою речь, творчески мыслить, умеют грамотно работать с источниками и литературой, проявляется интерес к вспомогательным навыкам: работать на компьютере, правильно оформлять реферативные и исследовательские работы, фотографировать, систематизировать материалы личных и семейных архивов.
1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
ЦЕЛЬ – повышение интереса и творческого потенциала к изучению истории родного края через исследовательскую работу по краеведению.
ЗАДАЧИ:
Формирование целостного представления об историческом, природном и культурном наследии Челябинской области и г. Челябинска;
Развитие творческого потенциала, совершенствование навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самоуправления;
Прогнозирование, проектирование развития области и города;
Формирование интереса к участию в культурной жизни края;
Социализация, адаптация воспитанников, коррекция их психологических комплексов, повышение уровня коммуникативной культуры;
Патриотическое воспитание.
1.4. Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на воспитанников 7-17 лет (1-11 классы).
Принцип программы: от непосредственных впечатлений и эмоций, формирующих чувство "малой родины" - к системному знанию о крае.
Срок реализации программы - 3 года:
"Край мой - гордость моя" - первый год обучения:
Задача первого года обучения - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о родном крае. Основной эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты - родной природы, человека и продуктов его творчества.
В плане занятий первого года обучения темы сгруппированы в три тематических блока: 1. «Когда говорят о России…»; 2. «Мастера земли уральской»; 3. «Опорный край державы».
"Из истории родного края" - второй год обучения: ориентирован на развитие интереса к истории края через приобщение к культуре и быту отдельных местностей, коренных национальностей, жизни замечательных людей.
"Людьми прославлен наш Урал" - третий год обучения:
Задача третьего года обучения - изучение родного края через знакомство с известными личностями, прославившими Уральскую землю, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважения к предкам-землякам и людям, связанных с Уралом.
Занятия на протяжении 3-х лет обучения проходят 2 раза в неделю по 1,5 часа.
Распределение учебного времени по годам обучения:
Год обучения | Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 год обучения | 1,5 часа | 2 раза | 3 часа | 102 часа |
2 год обучения | 1,5 часа | 2 раза | 3 часа | 102 часа |
3 год обучения | 1,5 часа | 4 раза | 6 часов | 204 часа |
1.5. Технологии, методы, формы, средства обучения
Занятия предполагают выполнение воспитанниками поисковых и творческих заданий.
Цель этих заданий - научить детей самостоятельно работать, привить им навыки работы с архивными документами, краеведческой литературой, периодической печатью, вызвать интерес к творчеству.
В процессе занятий предусматривается организация семинаров, практических работ, экскурсий, участие в конкурсах района и города краеведческой направленности. Эмоциональному восприятию материала во время занятий способствуют аудиовизуальные материалы, уральские легенды и сказы, экспонаты Областного краеведческого музея, материалы ГАЧО.
По типу взаимодействия занятия делятся на:
коллективные (занятия проводятся по одному направлению одним педагогом со всем коллективом обучающихся);
групповые (занятия проводятся с отдельными группами обучающихся);
индивидуальные;
интегрированные (занятия проводятся одним педагогом, но по разным направлениям);
межуровневые (занятия для обучающихся, освоивших или осваивающих начальные уровни программы, проводят обучающиеся, освоившие более высокий уровень)
занятия межвозрастного взаимодействия (обучающиеся, освоившие необходимый квалификационный уровень, проводят занятия с обучающимися среднего школьного возраста).
По месту занятия в решении дидактических целей:
занятие – ознакомление с новым материалом;
занятие – закрепление изученного материала;
занятие применения знаний и умений;
занятие обобщающего повторения;
комбинированное занятие (достижение нескольких дидактических целей);
занятие проверки и коррекции знаний.
По виду деятельности обучающихся на занятии:
лекция;
практикум;
экскурсия;
деловая игра;
поисковое занятие;
проектное занятие;
занятие-семинар и т.д.
1.6. Формы подведения итогов реализации образовательной программы и предполагаемые результаты обучения
Литературные конкурсы, краеведческие игры, тестирование, проводимые в конце каждого тематического блока, помогают проверить результаты работы воспитанников по закреплению и развитию знаний, получаемых в "Школе юного краеведа". Во время заключительных занятий в конце первого и второго годов обучения проводится компьютерное тестирование. Воспитанникам предлагаются вопросы, сгруппированные по темам. Каждый вопрос содержит несколько вариантов ответов. Воспитанникам необходимо выбрать правильный ответ, набрав на клавиатуре соответствующие цифры и уложившись в заданное время. Время, отводимое для каждого вопроса, задается при запуске программы. Каждый правильный ответ оценивается в баллах в зависимости от трудности вопроса. Суммарное количество набранных баллов высвечивается в правом верхнем углу экрана. Предусмотрена также положительная и отрицательна реакция на ответы воспитанников: улыбающаяся рожица и веселая музыка на правильный ответ, и грустная рожица и резкая музыка – на неправильный. В результате выполнения теста имеется возможность распечатать памятный листок-диплом для воспитанников с указанием количества набранных баллов и списком литературы.
К КОНЦУ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- природно-климатические зоны Южного Урала, природные достопримечательности Челябинской области, заповедники Южного Урала;
- полезные ископаемые Уральских гор, их разнообразие и особенности;
- богатство природных недр, флоры и фауны, Красная книга Челябинской области;
- версии названия земли уральской и их значение, легенды и предания о горных вершинах, озерах, реках;
- творчество южноуральских сказителей С. Власовой, Ю. Подкорытова, Ю. Гребенькова и др., а также поэтов Урала – Б.Ручьева, М.Львова, Л. Татьяничевой, В. Гроссмана;
- основные уральские промыслы – Каслинское и Куссинское литье, Златоустовская сталь, камнерезное искусство;
- карту Челябинской области, ее малые и большие города;
- основные вехи истории Челябинской области и Челябинска.
УМЕТЬ:
- определять по карте: природно-климатические зоны Южного Урала; реки, горы, вершины, озера, большие и малые города Челябинской области;
- работать с литературой и ресурсами Интернета по поиску необходимой информации;
- написать и оформить реферативные работы, а также представить их на различных краеведческих конкурсах.
К КОНЦУ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- древнейших обитателей Урала. Их занятия, образ жизни;
- стоянки древних людей на берегах уральских озер и рек, курганы и захоронения, древние города и пещеры, наскальную живопись.;
- историю заселения Южного Урала башкирами, их занятия и быт, праздники и обычаи;
- заселение русскими людьми Урала. Походы новгородцев-ушкуйников на Югру. Первые русские переселенцы на Южном Урале. Далматов монастырь. Теченское поселье. Миасская слобода;
- деятельность Оренбургской экспедиции И. Кириллова. Основание казачих крепостей на Южном Урале. Основание Челябинской крепости;
- образование уральских городов. Город-крепость, город-завод. Их особенности и различия. Первоначальные сведения из истории городов: Златоуст, Миасс, Троицк. Кыштым, Касли. Их достопримечательности. Демидовские заводы. Быт уральских рабочих. Казачьи станицы;
- Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Карта походов повстанцев. Судьба Емельяна Пугачева и его соратников. Отряды пугачевцев на Южном Урале и Челябинске.
- сподвижника Е. Пугачева - Салавата Юлаева. Поэтическое творчество батыра. Фольклор Южного Урала. Предания, песни, сказы о народных героях Е. Пугачеве и Салавате Юлаеве.
- вклад уральцев в Отечественной войне 1812 года. Тептярские полков. Северные амуры. Уфимский пехотный полк в Бородинском сражении. Уральцы в заграничных походах. Память о войне 1812 года на карте Челябинской области.
- южноуральцев – участников Русско-японской и Первой мировой войны. Вклад Южного Урала в победу в Великой Отечественной войне. Трудовой подвиг уральского тыла. Книга "Памяти Челябинской области".
УМЕТЬ:
- определять по карте: расселение и стоянки древнейших жителей Южного Урала, заселение Южного Урала башкирами и русскими, основание крепостей, участие в крестьянской войне Е. Пугачева, память об участии в Отечественной войне 1812 года;
К концу третьего года обучения воспитанники должны знать:
- творчество и жизненный путь уральских поэтов и писателей: Мамина-Сибиряка, М. Гроссмана, Б. Ручьева, В. Сорокина, Л. Татьяничевой, А. Горской, М. Львова, Л. Преображенской и др.;
- иметь общее представление о мастерах-умельцах Златоуствоской граверы, каслинского и кусинского литья;
- историю возникновения и развития театров Челябинской области, лучшие спектакли и актеров;
- музыкальное творчество уральских композиторов;
- скульпторов и архитекторов Южного Урала, их творчество;
Уметь:
- работать с литературой и ресурсами Интернета по поиску необходимой информации;
- написать и оформить реферативные и исследовательские работы, а также представить их на различных краеведческих конкурсах.
Предполагаемые результаты обучения воспитанников:
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств – карту, статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
2. Учебно-тематический план
2.1. Первый год обучения - "Край мой - гордость моя"
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТ-ВО ЧАСОВ - ТЕОРИЯ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - ПРАКТИКА | ОБЩЕЕ КОЛИЧЕС-ТВО ЧАСОВ | |
I тематический блок - «Когда говорят о России…» | | |||
1. | «Краше нет Урала нашего» | 6 | 6 | 12 |
| Красота родной земли. | 1,5 | 1,5 | 3 |
| Уральские поэты об Урале. | 1,5 | 1,5 | 3 |
| Легенды и предания о возникновении гор. | 1,5 | 1,5 | 3 |
| Названия земли уральской и их значение. | 1,5 | 1,5 | 3 |
2. | "По уральской Швейцарии" | 4,5 | 4,5 | 9 |
| Многообразие природы Южного Урала. | 1,5 | 1,5 | 3 |
| Природные достоприме-чательности Челябинской области. | 1,5 | 1,5 | 3 |
| Легенды и предания о горных вершинах, озерах, реках. | 1,5 | 1,5 | 3 |
3. | "Сокровища подземных кладовых" | 1,5 | 3 | 4,5 |
| Полезные ископаемые Уральских гор, их разнообразие и особенности. | 1,5 | 3 | 4,5 |
4. | "Ильменские путешествия" | 4,5 | 4,5 | 9 |
| Ильменский государственный заповедник им. В. И. Ленина. История. | 1,5 | 1,5 | 3 |
| Богатство природных недр, флоры и фауны. | 1,5 | 1,5 | 3 |
| "Красная книга" природы Южного Урала. | 1,5 | 1,5 | 3 |
5. | "Сказания земли Уральской" | 3 | 3 | 6 |
| Уральские легенды, предания, сказы. Их сходство и различие. | 1,5 | 1,5 | 3 |
| Творчество южноуральских сказителей С. Власовой, Ю. Подкорытова, Ю. Гребенькова и др. | 1,5 | 1,5 | 3 |
6. | Конкурс "Урал - земля золотая" (Знаешь ли ты природу Урала?) | 1,5 | 1,5 | 3 |
II тематический блок -"Мастера земли Уральской" | | |||
7. | "Наследники Данилы - мастера" | 1,5 | 1,5 | 3 |
| Камнерезное искусство Урала. | 1,5 | 1,5 | 3 |
8. | "Чугунное кружево" | 1,5 | 1,5 | 3 |
| Мастера чугунного художественного литья гг. Касли и Куса. | 1,5 | 1,5 | 3 |
9. | "Златоустовские умельцы" | 1,5 | 1,5 | 3 |
| Мастера гравюры на металле г. Златоуст. | 1,5 | 1,5 | 3 |
10. | Литературный конкурс "Певец уральских мастеров" Сказы П.П. Бажова. | 1,5 | 1,5 | 3 |
III тематический блок - "Опорный край Державы" | | |||
11. | "По городам "стальной республики" | 3 | 3 | 6 |
| Путешествие по карте Челябинской области. | 1,5 | 1,5 | 3 |
| Знакомство с большими и малыми городами. | 1,5 | 1,5 | 3 |
12. | "Челябинск - город мой родной» | 11 | 17 | 28 |
| Герб и флаг Челябинска. | 1 | 1,5 | 2,5 |
| Основание города. Легенды о его названии. | 1 | 1,5 | 2,5 |
| Торговый дом купца Валеева. | 1 | 1,5 | 2,5 |
| Развитие торговли и промышленности старой Челябы. | 1 | 1,5 | 2,5 |
| Челябинск дореволюционный | 1 | 1,5 | 2,5 |
| Челябинск с 1918-1941 гг. | 1 | 1,5 | 2,5 |
| Легендарный Танкоград. | 1 | 1,5 | 2,5 |
| Челябинск послевоенный. | 1 | 1,5 | 2,5 |
| Челябинск – сегодня и завтра. | 1 | 1,5 | 2,5 |
| История моего поселка, улицы, школы. | 1 | 1,5 | 2,5 |
| Судьба семьи в судьбе Челябы. | 1 | 2 | 3 |
13. | "От Парижа до Берлина по карте Челябинской области" - игра | 1,5 | 1,5 | 3 |
14. | "Урал - боец и труженик" | 1,5 | 1,5 | 3 |
| Челябинская область в годы Великой Отечественной войны. | 1,5 | 1,5 | 3 |
15. | "Подвигом славны твои земляки" - урок мужества | 1,5 | 1,5 | 3 |
| Знакомство с "Книгой памяти" (с привлечением личного материала). | 1,5 | 1,5 | 3 |
16. | "Урал, Урал! Твои просторы" - краеведческая игра с компьютерным тестированием | 1,5 | 2 | 3,5 |
| ИТОГО | 47 | 55 | 102 |
| Всего | 102 | |
2.2. Второй год обучения - "Из истории родного края"
№ П/П | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - ТЕОРИЯ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - ПРАКТИКА | ОБЩЕЕ КОЛИЧЕС-ТВО ЧАСОВ |
1. | "Историей богатый край" | 1 | 2 | 3 |
| Уральские горы, их возникновение, древние названия гор и история их появления. Первые упоминания о горах и их население. | 1 | 2 | 3 |
2. | "У очага наших далеких предков" | 1 | 2 | 3 |
| Древнейшие обитатели Урала. Их занятия, образ жизни. | 1 | 2 | 3 |
3. | "Памятники минувших столетий" | 3 | 6 | 9 |
| Стоянки древних людей на берегах уральских озер и рек. Курганы и захоронения. | 1 | 2 | 3 |
| Древний город Аркаим. | 1 | 2 | 3 |
| Мавзолей Кессене. Древние пещеры. Наскальная живопись. | 1 | 2 | 3 |
4. | "Башкорты - древние жители Южного Урала" | 2 | 4 | 6 |
| Первые упоминания о башкирах. Записки арабского путешественника Ибн Фадлана. | 1 | 2 | 3 |
| Образ жизни и занятия древних башкир. История присоединения башкирских племен к России. | 1 | 2 | 3 |
5. | "Будни и праздники башкирского аула" | 2 | 4 | 6 |
| Быт башкирского аула. | 1 | 2 | 3 |
| Обряды, обычаи. Праздники: Каргатуй, Сабантуй, Джиин. | 1 | 2 | 3 |
6. | "Первые русские поселения на Урале" | 5 | 10 | 15 |
| Откуда началось заселение русскими людьми Урала. | 1 | 2 | 3 |
| Походы новгородцев-ушкуйников на Югру. | 1 | 2 | 3 |
| Первые русские переселенцы на Южном Урале. | 1 | 2 | 3 |
| Далматов монастырь. | 1 | 2 | 3 |
| Теченское поселье. Миасская слобода. | 1 | 2 | 3 |
7. | "На реке Миясе..." (кто, когда и зачем заложил и построил Челябинскую крепость) | 2 | 4 | 6 |
| Оренбургская экспедиция И. Кириллова. | 1 | 2 | 3 |
| Строительство крепостей на реке Яик. Подполковник Тевкелев - основатель Челябинской крепости. | 1 | 2 | 3 |
8. | "Старинные города Южного Урала" | 6 | 12 | 18 |
| Как образовывались уральские города. | 1 | 2 | 3 |
| Город-крепость, город-завод. Их особенности и различия. | 1 | 2 | 3 |
| Из истории городов: Златоуст, Миасс, Троицк. | 1 | 2 | 3 |
| Кыштым, Касли: История и достопримечательности. | 1 | 2 | 3 |
| Демидовские заводы. Быт уральских рабочих. | 1 | 2 | 3 |
| Казачьи станицы. | 1 | 2 | 3 |
9. | "Император Петр Ш на Урале" | 2 | 4 | 6 |
| Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Карта походов повстанцев. Судьба Емельяна Пугачева и его соратников. | 1 | 2 | 3 |
| Отряды пугачевцев на Южном Урале и Челябинске. | 1 | 2 | 3 |
10. | "Самый великий башкир" | 2 | 4 | 6 |
| Салават Юлаев - сподвижник Е. Пугачева. | 1 | 2 | 3 |
| Поэтическое творчество батыра. Салават Юлаев в благодарной памяти башкортов. | 1 | 2 | 3 |
11. | "Народ славит героев" | 1 | 2 | 3 |
| Фольклор Южного Урала Предания, песни, сказы о народных героях Е. Пугачеве и Салавате Юлаеве. | 1 | 2 | 3 |
12. | "История России и карта Челябинской области" | 2 | 4 | 6 |
| Наука топонимика. Память об исторических событиях России на карте Ю.Урала. | 1 | 2 | 3 |
| Память об исторических событиях России на карте Челябинска. | 1 | 2 | 3 |
13. | "Гроза двенадцатого года" | 4 | 5 | 9 |
| Уральцы в Отечественной войне 1812 года. | 1 | 1 | 2 |
| Мужество тептярских полков. Северные амуры. | 1 | 1 | 2 |
| Уфимский пехотный полк в Бородинском сражении. Уральцы в заграничных походах. | 1 | 1 | 2 |
| Память о войне 1812 года на карте Челябинской области | 1 | 2 | 3 |
14. | «Южноуральцы на фронтах первой мировой» | 1 | 2 | 3 |
| Южноуральцы - участники Русско-японской и Первой мировой войны» | 1 | 2 | 3 |
15. | "Урал - боец и труженик" | 2 | 4 | 6 |
| Южноуральцы на фронтах Великой Отечественной войны. | 1 | 2 | 3 |
| Трудовой подвиг уральского тыла. Книга "Памяти Челябинской области". | 1 | 2 | 3 |
16. | Компьютерная историческая викторина | 1 | 2 | 3 |
| ИТОГО | 36 | 66 | 102 |
| Всего | | 102 |
№ П/П | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - ТЕОРИЯ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - ПРАКТИКА | ОБЩЕЕ КОЛИЧЕС-ТВО ЧАСОВ |
| ||||
1. | 2 | 4 | 6 | |
| 2 | 4 | 6 | |
2. | 2 | 4 | 6 | |
| 2 | 4 | 6 | |
3. | 2 | 10 | 12 | |
| 2 | 10 | 12 | |
4. | 2 | 4 | 6 | |
| 2 | 4 | 6 | |
5. | 6 | 12 | 18 | |
| 2 | 4 | 6 | |
| 2 | 4 | 6 | |
| В. Сорокин | 2 | 4 | 6 |
6. | «Я без Урала не могу !» | 2 | 4 | 6 |
| Людмила Татьяничева | 2 | 4 | 6 |
7. | 2 | 4 | 6 | |
| 2 | 4 | 6 | |
8. | «Мечты бессменный капитан» | 2 | 4 | 6 |
| Лидия Преображенская и «Алые паруса» | 2 | 4 | 6 |
9. | «Детские писатели Южного Урала» | 2 | 4 | 6 |
10. | Литературный час «Дорогие мои земляки...» | 2 | 4 | 6 |
| Писатели и поэты Челябинска | 2 | 4 | 6 |
«Их дело сроднило с Уралом» | | |||
11. | «Поэт камня» | 2 | 4 | 6 |
| 2 | 4 | 6 | |
12. | 2 | 4 | 6 | |
| С.К. Власова – сказительница Южного Урала | 2 | 4 | 6 |
13. | «Писатель, инженер, путеец» | 2 | 4 | 6 |
| Н.Г. Гарин-Михайловский | 2 | 4 | 6 |
14. | «Создатели скульптурной летописи края» | 8 | 16 | 24 |
| Л. Головницкий | 2 | 4 | 6 |
| А. Гилёв | 2 | 4 | 6 |
| В. Авакян | 2 | 4 | 6 |
| А.А. Александров | 2 | 4 | 6 |
15. | «Певческое слово Урала» | 6 | 18 | 24 |
| 3 | 9 | | |
| Оперное искусство Челябинска | 3 | 9 | |
16. | «Драматическое искусство Южного Урала» | 18 | 36 | 54 |
| Театры Южного Урала | 6 | 12 | 18 |
| Знаменитые актеры | 6 | 12 | 18 |
| Малый театр на Южном Урале | 6 | 12 | 18 |
17. | Компьютерная историческая викторина | 2 | 4 | 6 |
| ИТОГО | 64 | 140 | 204 |
| Всего | 204 | |
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Содержание программы 1 года обучения
| Перечень тем | Содержание |
№ | «Когда говорят о России…» | |
1 | Красота родной земли | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Общее знакомство с Уральским регионом, месте Челябинской области в нем. |
2 | Уральские поэты об Урале. | Знакомство с поэтами Урала – Б.Ручьев, М.Львов, Л. Татьяничева, В. Гроссман – чтение стихов. |
3 | Легенды и предания о возникновении гор. | Чтение легенд и преданий о возникновении гор – Уральских, Сугамак, Егоза и т.д. |
4 | Названия земли уральской и их значение. | Изучение версий названия земли уральской и их значение. |
"По уральской Швейцарии" | ||
5. | Многообразие природы Южного Урала | Изучение природно-климатических зон Южного Урала |
6 | Природные достоприме-чательности Челябинской области. | Изучение заповедников – Ильменский, Аркаим, пещер – Каповая, Сугамакская и др., рек и озер (общая характеристика) |
7 | Легенды и предания о горных вершинах, озерах, реках. | Чтение легенд и преданий о горных вершинах, озерах, реках. |
"Сокровища подземных кладовых" | ||
8 | Полезные ископаемые Уральских гор, их разнообразие и особенности. | Изучение карты полезных ископаемых Уральских гор на примере экспозиции Областного краеведческого музея |
"Ильменские путешествия" | ||
9 | Ильменский государственный заповедник им. В. И. Ленина. История. | Изучение истории создания и развития Ильменского государственного заповедника им. В. И. Ленина. Декрет о создании его. |
10 | Богатство природных недр, флоры и фауны. | Знакомство с картой флоры и фауны Челябинской области, общая характеристика |
11 | "Красная книга" природы Южного Урала. | История создания и изучение «Красной книги» Челябинской области, животных и растений занесенных в нее |
"Сказания земли Уральской" | ||
12 | Уральские легенды, предания, сказы. Их сходство и различие. | Изучение уральских легенд, преданий, сказов. Их сходство и различие (по сказам Бажова и Гребенькова) |
13 | Творчество южноуральских сказителей С. Власовой, Ю. Подкорытова, Ю. Гребенькова и др. | Изучение творчества южноуральских сказителей С. Власовой, Ю. Подкорытова, Ю. Гребенькова и др. |
«Мастера земли уральской» | ||
14 | Камнерезное искусство Урала. | Изучение камнерезного искусства Урала: традиций, мастеров, произведений |
15 | "Чугунное кружево" | Изучение мастеров чугунного художественного литья гг. Касли и Куса. |
16 | "Златоустовские умельцы" | Изучение основ овладения технологией мастерстваа гравюры на металле г. Златоуста, крупнейшие представители и произведения. |
17 | Сказы П.П. Бажова. | Литературный конкурс на знание героев и сюжетов сказов П.П. Бажова |
"Опорный край Державы" | ||
18. | "По городам "стальной республики" | Изучение карты Челябинской области; знакомство с большими и малыми городами. |
19. | "Челябинск - город мой родной» | Изучение герба и флага Челябинска, основание города, легенды о его названии. Торговый дом купца Валеева. Развитие торговли и промышленности старой Челябы. Челябинск дореволюционный. Челябинск с 1918-1941 гг. Легендарный Танкоград. Челябинск послевоенный. Челябинск – сегодня и завтра. История моего поселка, улицы, школы. Судьба семьи в судьбе Челябы. |
20. | "От Парижа до Берлина по карте Челябинской области" | Игра – проверка полученных знаний |
21. | "Урал - боец и труженик" | Изучение истории Челябинской области в годы Великой Отечественной войны. Предприятия и их продукция. Воинские соединения. Уральцы-герои Советского Союза. |
22. | "Подвигом славны твои земляки" - урок мужества | Знакомство с "Книгой памяти" (с привлечением личного материала). |
23. | "Урал, Урал! Твои просторы" | краеведческая игра с компьютерным тестированием |
Содержание программы 2 года обучения
| Перечень тем | Содержание |
1. | "Историей богатый край" | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Уральские горы, их возникновение, древние названия гор и история их появления. Первые упоминания о горах и их население. |
2 | "У очага наших далеких предков" | Древнейшие обитатели Урала. Их занятия, образ жизни. |
3 | "Памятники минувших столетий" | Стоянки древних людей на берегах уральских озер и рек. Курганы и захоронения. Древний город Аркаим. Мавзолей Кессене. Древние пещеры. Наскальная живопись. |
4 | "Башкорты - древние жители Южного Урала" | Первые упоминания о башкирах. Записки арабского путешественника Ибн Фадлана. Образ жизни и занятия древних башкир. История присоединения башкирских племен к России. |
5 | "Будни и праздники башкирского аула" | Быт башкирского аула. Обряды, обычаи. Праздники: Каргатуй, Сабантуй, Джиин. |
6 | "Первые русские поселения на Урале" | Откуда началось заселение русскими людьми Урала. Походы новгородцев-ушкуйников на Югру. Первые русские переселенцы на Южном Урале. Далматов монастырь. Теченское поселье. Миасская слобода. |
7 | "На реке Миясе..." (кто, когда и зачем заложил и построил Челябинскую крепость) | Оренбургская экспедиция И. Кириллова. Строительство крепостей на реке Яик. Подполковник Тевкелев - основатель Челябинской крепости. |
8 | "Старинные города Южного Урала" | Как образовывались уральские города. Город-крепость, город-завод. Их особенности и различия. Из истории городов: Златоуст, Миасс, Троицк. Кыштым, Касли: История и достопримечательности. Демидовские заводы. Быт уральских рабочих. Казачьи станицы. |
9 | "Император Петр Ш на Урале" | Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Карта походов повстанцев. Судьба Емельяна Пугачева и его соратников. Отряды пугачевцев на Южном Урале и Челябинске. |
10 | "Самый великий башкир" | Салават Юлаев - сподвижник Е. Пугачева. Поэтическое творчество батыра. Салават Юлаев в благодарной памяти башкортов. |
11 | "Народ славит героев" | Фольклор Южного Урала. Предания, песни, сказы о народных героях Е. Пугачеве и Салавате Юлаеве. |
12 | "История России и карта Челябинской области" | Наука топонимика. Память об исторических событиях России на карте Ю.Урала. Память об исторических событиях России на карте Челябинска. |
13 | "Гроза двенадцатого года" | Уральцы в Отечественной войне 1812 года. Мужество тептярских полков. Северные амуры. Уфимский пехотный полк в Бородинском сражении. Уральцы в заграничных походах. Память о войне 1812 года на карте Челябинской области |
14 | «Южноуральцы на фронтах первой мировой» | Южноуральцы - участники Русско-японской и Первой мировой войны |
15 | "Урал - боец и труженик" | Южноуральцы на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой подвиг уральского тыла. Книга "Памяти Челябинской области". |
16 | Обобщающее повторение | Компьютерная историческая викторина |
Содержание программы 3 год обучения
| Перечень тем | Содержание |
№ | 1. «Славные земляки» | |
1. | «Милые зелёные горы!» | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с Уралом в творчестве писателя Мамина-Сибиряка. |
2. | «Народные самородки Урала» | Знакомство с Василием Торокиным - известным каслинским мастер (экскурсия в г. Касли) |
3. | «Народные самородки Урала» | Знакомство с произведениями гравёров из Златоуста – мастеров Бояршиновых (экскурсия в областной музей искусств Южного Урала) |
4. | «Прометей атомного ядра» | Знакомство с биографией и открытиями в науке И.В. Курчатова. Памятные места в Челябинске, связанные с И. Курчатовым. |
| «Поэты в рабочих спецовках» | |
5. | Б. Ручьев | Изучение биографии и творчества уральского поэта Б. Ручьева |
6. | М. Гроссман | Изучение биографии и творчества Марка Гроссмана |
7. | В. Сорокин | Изучение биографии и творчества уральского поэта В. Сорокина |
8. | «Я без Урала не могу !» | Изучение биографии и творчества уральской поэтессы Людмилы Татьяничевой. Литературный вечер. |
9 | «Поэт - фронтовик» | Знакомство с жизненным путем и творчеством М. Львова. «Челябинское литобъединение». |
10 | «Мечты бессменный капитан» | Знакомство с творчеством Лидией Преображенской и ее детской литературной студией «Алые паруса». |
11 | «Детские писатели Южного Урала» | Знакомство с творчеством детских писателей Южного Урала Е. Попляновой, Асей Горской. |
12 | Литературный час | Встреча с детской поэтессой Е. Попляновой |
| «Их дело сроднило с Уралом» | |
13 | «Поэт камня» | Знакомство с творчеством А.Е. Ферсмана на Южном Урале |
14 | «Кудесница слова» | Изучение творчества южноуральской сказительницы С.К. Власовой. Чтение сказок. |
15 | «Писатель, инженер, путеец» | Н.Г. Гарин-Михайловский – биография, жизненный путь, творчество, все, что связано с Южным Уралом |
| «Создатели скульптурной летописи края» | |
16 | Л. Головницкий | Знакомство с биографией и произведениями известного скульптора Льва Головницкого. |
17 | А. Гилёв | Знакомство с биографией и произведениями известного скульптора А. Гилева. Экскурсия по городу. |
18. | В. Авакян | Знакомство с биографией и произведениями известного скульптора В. Авакяна |
19. | А.А. Александров | Знакомство с биографией и произведениями известного архитектора А.А. Александрова. Экскурсия по городу. |
| «Певческое слово Урала» | |
20. | Знакомство с творчеством челябинских композиторов | Изучение творчества челябинских композиторов. Посещение челябинской филармонии и зала органной музыки. |
21. | Оперное искусство Челябинска | Знакомство с Челябинским оперным театром. Экскурсия по театру и музею челябинского оперного. |
| «Драматическое искусство Южного Урала» | |
22. | Театры Южного Урала | Изучение истории челябинских театров, творчества известных режиссеров. Экскурсия в театр драмы и театр «Манекен». |
23. | Знаменитые актеры | Знакомство с творческим путем известных челябинских актеров. Экскурсия в музей театра драмы и челябинского отделения театрального союза. |
24. | Малый театр на Южном Урале | Знакомство с творчеством Малого театра в годы Великой Отечественной войны в Челябинске. |
| Компьютерная викторина | краеведческая игра с компьютерным тестированием |
4. Механизм отслеживания результатов
Мониторинг (оценка результативности) и критерии оценки реализации
образовательной программы
Дополнительное образование детей, хотя и не имеет единых стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить уровень обученности детей, подчиняется общим требованиям педагогической деятельности (имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка).
Все это актуализирует необходимость системного выявления результативности и критериев оценки образовательной деятельности.
Мониторинг результативности в объединениях МУДОД ЦВР «Истоки» – это процесс внутренней экспертизы результатов деятельности педагога и его воспитанников, цель и содержание которого совпадает с образовательной программой.
В МУДОД ЦВР «Истоки» принята единая система мониторинга и разработаны общие критерии оценки реализации образовательной программы:
1.карта «Мониторинг результатов обучения воспитанников МУДОД ЦВР «Истоки» по образовательной программе»;
2.карта «Мониторинг личностного развития воспитанников МУДОД ЦВР «Истоки» в процессе освоения образовательной программы»;
3. карта «Реализация творческого потенциала воспитанников МУДОД ЦВР «Истоки»».
(См. Карты мониторинга и критерии оценки в Приложении №1,2,3.), целью которых является выявление индивидуальных особенностей детей, влияющих на эффективность занятия; отслеживание развития личностных качеств под влиянием целенаправленной работы с воспитанниками и, соответственно, корректировка методики работы с каждым ребенком.
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования детей предполагает не только обучение воспитанников определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся – поэтому о результатах образовательной деятельности необходимо судить по трем группам показателей:
1.учебным, (которые фиксируют приобретенные ребенком в процессе освоения дополнительной образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения и навыки);
2.личностным, (которые выражают изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении по данной образовательной программе);
3.творческим, (которые фиксируют уровень реализации творческого потенциала воспитанников, а, следовательно, и уровень реализации образовательной программы).
Работа по предложенной технологии позволяет содействовать личностному росту ребенка: выявлять то, каким он пришел в объединение, чему научился в процессе освоения образовательной программы, каким стал через некоторое время.
В качестве методов диагностики результатов обучения можно использовать тестирование, опросы, викторины, выставки, творческие задания, работы, спортивные нормативы, соревнования, концерты, спектакли, творческие отчеты и т. п.
Результаты обучения воспитанников МУДОД ЦВР «Истоки» фиксируются в Карте №1 «Мониторинг результатов обучения» по четырем основным направлениям: теоретическая подготовка, практическая подготовка, общеучебные умения и навыки, учебно-организационные умения и навыки. Эти направления рассматриваются по следующим параметрам: оцениваемые показатели, критерии оценки, степень выраженности оцениваемого качества и методы диагностик, которые педагог выбирает в соответствии со своей образовательной программой. Первую графу – оцениваемые показатели – педагог также наполняет в соответствии со своей образовательной программой. (См. Приложение №1).
В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и др.
Результаты личностного развития воспитанников МУДОД ЦВР «Истоки» фиксируются в Карте №2 «Мониторинг личностного развития». (См. Приложение №2).
1 группа показателей – организационно-волевые качества: терпение, воля, самоконтроль.
2 группа показателей – ориентационные качества: интерес к занятиям, самооценка.
3 группа показателей – поведенческие качества: конфликтность, тип сотрудничества.
В совокупности, приведенные в таблице, личностные качества (свойства) отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка; легко наблюдаемые, доступные для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов.
Предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы.
Уровень реализации образовательной программы фиксируется в Карте №3 «Реализация творческого потенциала воспитанников МУДОД ЦВР «Истоки» » (См. Приложение №3), где отмечаются уровневые (район, город, регион, федерация и т. д.) достижения воспитанников в реализации образовательной программы.
Контроль за реализацией образовательной программы проводится два раза в год ( в конце 1 полугодия – промежуточный; в конце учебного года – итоговый). В группах первого года обучения проводится 0-срез на начало учебного года для фиксации уровня подготовки вновь поступивших воспитанников.
Работа по утвержденной в МУДОД ЦВР «Истоки» единой системе мониторинга позволяет проследить за продвижением каждого воспитанника (в учебной деятельности, в личностном развитии, в реализации творческого потенциала) в период освоения образовательной программы, а также проконтролировать работу педагога по реализации дополнительной образовательной программы.
5. Материально-техническое обеспечение
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Карты;
Видеофильмы по истории Челябинской области и Челябинска;
Компьютерные программы.
6. Литература
1 год обучения:
Бажов П. Уральские сказы. - М.,1987.
Буторина Л.А. Мозаика Ильмен.- Миасс, 1995.
Верзаков Н., Черноземцев В. У Таганай-горы: История в историях и картинках. - Челябинск,1990.
Власова С. Клады Хрусталъ-горы. - Челябинск,1970.
Горное сердце края. – Челябинск, 1994.
Григорьева Е.В. Природа Южного Урала. – Челябинск, 1999.
Гребеньков Ю. Тайна горы Сугомак: Сказы о заводском Урале. - Челябинск,1980.
Гриер О. Самойлов Б., Ячменев В. Гравюра на стали из Златоуста. - Челябинск,1994.
Гроденский Г. Уральская кладовая. - Л.,1962.
Егоров В. Родной край. - Челябинск,1968.
ЕлфимовЮ. Каслинские мастера. - Челябинск, 1977.
Живинка в деле: Сказы и сказки.- Челябинск,197б.-205с.
Золотыми тропами легенд: Легенды и сказы о Кыштыме. - Магнитогорск,1997.
Ильменский заповедник. - Челябинск,1991.
Кириков С.В. По Южному Уралу и Башкирии.- М., 1989.
Колчин В. Живые Ильмены. - Челябинск,1974.
Коряков 0. Чудесная кладовая. - Свердловск,1958.
Край родной - земля Уральская: Хрестоматия.- Свердловск,1967.
Красин В. Встречи в Ильменах. - Челябинск,1968.
Лысенко А. Географическое краеведение.- Челябинск,1969.
Матвеев А. Вершины каменного пояса: Названия гор Урала.- Челябинск,1990.
Матюшин Г. Яшмовый пояс Урала. - М,1977.
Незнакомый Урал: фотоальбом. – Екатеринбург, 1993.
Новосёлов В., Толстиков В. Тайны «сороковки».- Екатеринбург,1995.
Павловский Б. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. - М.,1975.
Павловский Б. Касли.- Свердловск,1957.
Павловский Б. Художественный металл Урала 18-19 веков.-Свердловск,1981.
Памятники природы Челябинской области: Особо охраняемые территории. - Челябинск,1987.
Пермяк Е. Мой край.- М.,1970.
Пешкова И. Искусство каслинских мастеров. - Челябинск,1983.
Подкорытов Ю. Сказки из старинной шкатулки: Сказки и легенды о возникновении названий уральских деревень и посёлков, гор и рек.- Челябинск,1980.
Поляничко В. Река весны: По Уралу – от истока до устья.- Оренбург, 1997.
Попова Н., Рождественская К. Живители камня.- Свердловск,1950.
Природа и мы. - Челябинск,1980.
Природа и мы. - Челябинск,1982.
Природа и мы. - Челябинск,1983.
Природа и мы. - Челябинск,1984.
Русский металл. Касли. - Челябинск,1994.
Сонин Л. Люди и клады: Очерки по истории геологических открытий на Урале. - Челябинск,1991.
Татьяничева Л.К. Избранная лирика.- Челябинск,1965.
Тургояк: Озеро-памятник природы и окрестности.- Челябинск,1993.
Урал - земля золотая.- Челябинск,1959.
Урал-синекрылый: Стихи.- Челябинск,1971.
Уральский меридиан. Тематические маршруты: Путеводитель-справочник. - Челябинск,1986.
Уральский меридиан. Тематические маршруты: Путеводитель-справочник. - Челябинск,1989.
Челябинск.-Челябинск,1976.
Челябинская область: Краткий справочник.- Челябинск,1998.
Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области:
Топонимический словарь.- 3-е изд., перераб. и дополн. - Челябинск,1999.
Яровой Ю. Цветные глаза земли.- Челябинск,1984.
2 год обучения:
Александров А. История родного края: Учебное пособие по историческому краеведению.-Челябинск,1978.
Аношкин М. Про город Кыштым.-Челябинск, 1968.
Архипова Н.П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. – Челябинск,1982.
Батурин 0.,Козин И. Троицк: Краткий очерк. Путеводитель. Справочник.-Челябинск, 1981.
Богданович Т. Горный завод Петра Третьего.-М., 1956.
В бой с Урала!-Челябинск, 1990.
Верзаков Н., Черноземцев В.У Таганайгоры:История в историях и картинках-Челябинск, 1990.
Виноградов Н. Страницы древней истории Южного Урала.-Челябинск, 1997.
Власова С. Клады Хрустальной горы.-Челябинск, 1970.
Глебов Н. Даниил Кайгородов.-Челябинск, 1961.
Дегтярев И.В. Челябинская старина. – Челябинск, 1996.
Гребеньков Ю. Тайна горы Сугомак: Сказы о заводском Урале. - Челябинск, 1980.
Дорогие мои земляки: Из истории Еткульского района. - Челябинск,1994.
Древность Урала: Очерки истории Урала. Вып. 2. -Екатеринбург, 1996..
3агребин С., Колпакова В. Благодарная память народа. - Челябинск,1973.
Злобин С. Салават Юлаев.- М., 1994.
Золотая долина.-Челябинск, 1994.
Золотая нить: Миасс в легендах и преданиях.- Миасс, 1994.
История Урала с древнейших времен до конца XIX века. – Екатеринбург, 1998.
Исторические сказы и песни: Дооктябрьский период. / Собрал и составил В. Бирюков.-Челябинск, 1949.
Краткий очерк истории Челябинской области.-Челябинск, 1965.
Лазарев А. Поэтическая летопись заводов Урала.-Челябинск, 1973.
Мамонов В.Ф.,Форстман Г.В. Гроза двенадцатого года: Казаки Урала в Отечественной войне 1812 года. – Челябинск, 1991.
Матюшин Г.Н. Археологический словарь.- М.,1996.
Мещеряков Б.М. Кыштым. – Магнитогорск, 1997. – 259 с.
Моисеев А. Память Челябинских улиц. - Челябинск, 1988.
27.Морозов В. Миасс-город в золотой долине.-Челябинск, 1983.
28.Очерки истории Челябинской области. Ч. I. – Челябинск, 1991.
29.Павловский Б. Касли - Свердловск, 1957.
Памятники истории Челябинской области: Справочник.-Челябинск, 1990.
Победа во имя мира. - Челябинск, 1980.
Поляничко В. Река весны.- Оренбург, 1997..
Попов С. Тайны Пятимаров.-Челябинск, 1971.
Предания и легенды Урала. – Екатеринбург, 1991.
Прошлое не предавать забвению.-Челябинск, 1994.
Рифей: Уральский краеведческий сборник.-Челябинск, 1976.
Рифей: Уральский краеведческий сборник.-Челябинск, 1990.
Рукосуев Е.,Устьянцев С. Кыштымский горный округ.-Екатеринбург, 1994.
Свистунов В.М. История Каслинского завода 1745-1900 г. – Челябинск,1997.
Синегорье: Литературно-публицистический альманах - Челябинск, 1995.
Слово об Урале.-Челябинск, 1984.
Тургояк.-Челябинск, 1993.
Тыл - фронту.-Челябинск, 1990.
Уральская историческая энциклопедия. – Екатеринбург, 1998.
Уральская старина: Литературно-краеведческие записки.- Вып.3.-Екатеринбург,1997.
Уральский меридиан. Тематические маршруты: Путеводитель-справочник.-Челябинск, 1986.
Уральский меридиан. Тематические маршруты: Путеводитель-справочник.-Челябинск, 1989.
Уральский месяцеслов. 1992. -Челябинск, 1991.
Уральское краеведение. – Екатеринбург, 1996.
Ушаков А. Во имя Родины.-Челябинск, 1985.
Федоров Е. Каменный пояс.-Челябинск, 1988.
Федоровский Е. Дорога в тысячу вёрст.-М., 1971.
Хакимов Р. Здесь Азия встречается с Европой.-Уфа, 1967.
Хакимов Р. Книга о Башкирии.-М., 1964.
Челябинск в разных измерениях. - Челябинск, 1986.
Челябинск. Градостроительство вчера, сегодня, завтра.- Челябинск, 1986.
Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып.I. – Челябинск,1996.
Шишов К. Урал в судьбе России.-Челябинск, 1996.
Шувалов Н. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области: Топонимический словарь.-3-е изд., перераб и допол. – Оренбург,1999.
Шушканов Н. Крепостной Златоуст.- Челябинск, 1959.
3 год обучения:
Байнов Л.П. Художники Челябинска. – Челябинск, 1979.
Верзаков Н., Черноземцев В. У Таганай горы. – Челябинск,1990.
Вольфович В.А. Музыканты Южного Урала. – Челябинск,1991.
Гальцева Л.П. В Урале Русь отражена: Статьи. Очерки. Заметки. – Челябинск,1991..
Гриер О., Самойлов Б., Ячменев В. Гравюра на стали из Златоуста. – Челябинск, 1994.
Дергачев И. Книги и судьбы: Страницы литерной жизни Урала. – Свердловск,1973.
Дмитрин Г. Дорогой большого искусства: Заметки о творчестве челябинских скульпторов. – Челябинск, 1963.
Елфимов Ю. Каслинские мастера. – Челябинск, 1977.
Живинка в деле: Сказы и сказки. – Челябинск, 1976.
Загребин С., Колпакова В. Благодарная память народа. - Челябинск, 1973.
Каменный пояс: Литературно-художественный и общественно-политический сборник. – Челябинск, 1988.
Кудзоев О.А., Ваганов А.С. Скульптурная летопись края. – Челябинск, 1989.
Моисеев А. Память челябинских улиц. – Челябинск, 1988. О писателях –земляках. – Челябинск, 1971.
Пешкова И. Искусство каслинских мастеров. – Ч., 1983.
Уральский месяцеслов. 1992. – Челябинск, 1991.
Хакимов Р. Здесь Азия встречается с Европой. – Уфа, 1967.
Ханбеков Л. Присягаю Уралу: Три литературных портрета. – Ч., 1989.
Школьнику о литературе нашего края. – Челябинск, 1989.
Определите два самых больших в Челябинской области озера по водному зеркалу?
Кисегач
Увильды
Иртяш
Тургояк
Зюраткуль
Верно: 2,3На берегах каких двух озер Челябинской области найдены стоянки древнего человека?
Акакуль
Сугомак
Долгое
Иртяш
Б. Касли
Верно: 1,4Определи два самых чистых в Челябинской области озера?
Аргаяш
Кисегач
Тургояк
Иртяш
Зюраткуль
Верно: 3,5Какое озеро в Челябинской области называют ''озеро – клад''?
Акакуль
Горькое
Инышко
Аргаяш
Аргази
Верно: 3Определи самое загрязненное радиоактивными отходами озеро в Челябинской области?
Тургояк
Аргаяш
Зюраткуль
Иртяш
Карачай
Верно: 5Какое озеро в Челябинской области из – за множества островов называют ''пестрым'' озером?
Чебаркуль
Увильды
Иртяш
Сладкое
Смолино
Верно: 1Определи реку в Челябинской области, которая протекает с севера на юг?
Юрюзань
Большой Киалим
Ай
Чусовая
Урал
Верно: 5Определи реку в Челябинской области, которая протекает с юга на север?
Юрюзань
Чусовая
Ай
Большой Киалим
Урал
Верно: 2У какой реки Челябинской области есть тезки возле Москвы и Иркутска?
Юрюзань
Сим
Ай
Ока, приток Уфы
Уй
Верно: 4Какое озеро Челябинской области называют ''Уральская Рица''?
Увильды
Зюраткуль
Тургояк
Иртяш
Кисегач
Верно: 2Какое озеро Челябинской области называют ''озеро – родник, младший брат Байкала''?
Увильды
Зюраткуль
Тургояк
Иртяш
Кисегач
Верно: 3Какое озеро Челябинской области называют ''голубая жемчужина Урала''?
Увильды
Зюраткуль
Тургояк
Иртяш
Кисегач
Верно: 1 Вопрос 2 (Растительный и животный мир) Кол-во баллов – 2, вариантов вопросов -14Самое распространенное в Челябинской области дерево?
ольха
береза
сосна
ель
дуб
Верно: 2Самое редкое в Челябинской области дерево?
ольха
береза
сосна
ель
дуб
Верно: 5Самое редкой в Челябинской области растение?
пастушья сумка
подмаренник парадоксальный
одуванчик
подорожник большой
саранка
Верно: 2Самое распространенное в Челябинской области растение?
клевер
подорожник большой
одуванчик
подмаренник парадоксальный
саранка
Верно: 3У каких рыб детишек выводит и нянчит отец семейства? (Обитает в водоемах Чел. области)
карась
сиг
бычок
лещ
судак
Верно: 3Какая птица бегает под водой, по дну?(Обитает в Чел. области)
куропатка
рябчик
аляпка обыкновенная
пустельга
утка – кряква
Верно: 3Какой зверек, обитающий на территории Челябинской области, занесен в Красную книгу России?
серый журавль
выхохуль
лебедь – шипун
лось
горностай
Верно: 2Сколько представителей пернатого мира, обитающих на территории Чел. области, занесено в Красную книгу России?
5
20
40
85
100
Верно: 2Самая крупная птица наших мест – царица степных угодий? (вес ее достигает 16 кг.)
болотная сова
дрофа
серый журавль
лебедь – шипун
болотный лунь
Верно: 2Самая маленькая птица наших мест (вес – около 3 кг.)
красавка
королек желтоголовый
кречет
удод
кулик
Верно: 2Какое из пресмыкающихся и земноводных, обитающих в Чел. области, не имеет ног, но является ящерицей?
ящерица прыткая
тритон
ящерица живородящая
медянка
веретеница
Верно: 5Самый крупный зверь наших мест? (Вес самца около 600 кг.)
лось
бурый медведь
олень
волк
косуля сибирская
Верно: 1Самый маленький зверь наших мест? (Вес около 3 кг.)
ласка
землеройка
тушканчик
выхухоль
мышовка лесная
Верно: 2Самое прожорливое животное наших мест? (За сутки съедает пищи больше, чем весит сам!)
еж
мышовка лесная
тушканчик
бурундук
крот Верно: 5
Вопрос 3 (ЗАПОВЕДНИКИ) Кол-во баллов – 1, вариантов вопросов -6Какая из перечисленных особо охраняемых территорий области создана в части образования радиоактивного облака?
Ильменский заповедник
Восточно – Уральский заповедник
Нац. Природный парк ''Таганай''
Троицкий ботанический заказник
Аркаим
Верно: 2Какие из перечисленных особо охраняемых территорий области имеют большое археологическое значение?
Ильменский заповедник
Аркаим
Нац. Природный парк ''Таганай''
Троицкий ботанический заказник
Восточно – Уральский заповедник
Верно: 2,5Какая из особо охраняемых территорий имеет следующее определение: территория, на которую запрещается заход человека, кроме ученых.
заповедник
национальный парк
заказник
памятник природы
курортная и лечебно – оздоровит.зона
Верно: 1
Какая из особо охран. территорий имеет следующее определение: редкий и уникальный объект природы.
заповедник
национальный парк
заказник
памятник природы
курортная и лечебно – оздоровит. зона
Верно: 4 Вопрос 4 (СООТНОШЕНИЕ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ) Кол-во баллов – 4, вариантов вопросов - 5В какой последовательности начинают петь птицы в наших лесах?
трясогузка, скворец, воробей
соловей
иволга
зяблик, пеночка
Верно: 2,3,4,1
Установите соответствие между следующими определениями и местами в Челябинской области:
Уральск.Клондайк, уральск.Калифорния, уральск.кочегарка, минеральный райИльмены
Кочкарская золотоносная система
Челябинский угольный бассейн
Миасская долина
Верно: 4,2,3,1Расположите в порядке убывания важнейшие горные вершины Южного Урала.
Юрма
Б.Нургуш
Б.Шелом
Круглица
Верно: 3,2,4,1Установите соответствие между месторождениями и полезными ископаемыми:
Бакальское, Коелгинское, Ильменские горы, Коркинский разрезчерные металлы, железо
самоцветы
горючие ископаемые
строит. материалы (мрамор)
Верно: 1,4,2,3Установите соответствие между месторождениями и полезными ископаемыми:
Кыштым, Миасс, Коркино, Карабашслюда
медь
золото
бурый уголь
Верно: 1,3,4,2
В честь какого минерала именуются зодчие? (Древние называли его ''зьдъ'')
глина
известняк
мрамор
гранит
строительный камень
Верно: 1 Из какого минерала сложена гора Мягкая?гранит
известняк
мрамор
тальк
кварц
Верно: 4 Какой драгоценный камень называют ''тяжеловесом''?корунд
топаз
сапфир
аквамарин
рубин
Верно: 2 Какой из минералов по твердости соперничает с алмазом?корунд
топаз
сапфир
рубин
аметист
Верно: 1 Самая большая по протяженности пещера в Челябинской области?Киселевская (Ашинский р–он)
Комсомольская (Ашинский р–он)
Шемахинская (Нязепетровский р–он)
Сугомакская (Кыштымский р–он)
Соломенная (Катав – Ивановский р–он)
Верно: 2 Какой минерал называют ''горная куделька''?асбест
тальк
яшма
сапфир
аметист
Верно: 1 Самая высокая гора в Челябинской области?Б.Шелома
Круглица
Егоза
Юрма
Откликной гребень
Верно: 1 Какой минерал называют ''каменной красотой''?асбест
малахит
аметист
яшма
сапфир
Верно: 2 Самый длинный хребет в области (длина почти 100 км.)?Ицыл
Б. Таганай
Уреньга
Нургуш
Зигальга
Верно: 3 В какой из пещер области можно увидеть наскальные рисунки первобытных людей?Комсомольская
Киселевская
Игнатьевская
Ключевская
Сугомакская
Верно: 3 Вопрос 6 (ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ ОБ УРАЛЕ) Кол-во баллов – 2, вариантов вопросов - 5Какому русскому писателю принадлежат слова: «Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно!»'
Чехов
Толстой
Пришвин
Мамин – Сибиряк
Куприн
Верно: 4Какой из сказов Бажова посвящен Ильменскому заповеднику?
''Солнечный камень''
''Ключ земли''
''Шёлковая горка''
''Живинка в деле''
''Синюшкин колодец''
Верно: 1
Кому из поэтов принадлежат строки: ''Как солнце в драгоценной грани в Урале Русь отражена?''
М. Львов
Б. Ручьёв
Л. Татьяничева
М. Гроссман
Л. Преображенская
Верно: 3Героиня какого сказа Бажова увидела дворцовые палаты, отделанные малахитом?
''Таюткино зеркальце''
''Дорогое имечко''
''Сочневы камешки''
''Малахитовая шкатулка''
''Голубая змейка'' Верно: 4
Кто из уральских сказителей раскрыл нам тайну названия озера Чебаркуль и горы Юрма?
П.П. Бажов
С.К. Власова
Е. Пермяк
Ю. Гребеньков
Ю. Подкорытов
Верно: 5
ВОПРОС 7 (ВЕРНО ЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ, 50 Х 50)
Кол-во баллов – 1, вариантов вопросов – 17.
Волка можно назвать вредным животным, потому что он питается другими животными. Верно ли это утверждение?
Да
Нет
Верно: 2Волка нельзя назвать вредным животным, потому что вредных животных не бывает. Верно ли это утверждение?
Да
Нет
Верно: 1Возле муравейников бывает густая сочная трава, потому что муравьи едят семена трав и заготавливают их впрок. Верно ли это утверждение?
Да
Нет
Верно: 1Возле муравейников бывает густая и сочная трава, но муравьи тут ни при чем, потому что они питаются вредителями деревьев. Верно ли это утверждение?
Да
Нет
Верно: 2Возле муравейников бывает густая сочная трава, потому что муравьи селятся там, где густая трава. Верно ли это утверждение?
Да
Нет
Верно: 2Главной причиной исчезновения многих видов животных является истребление лесов и осушение болот. Верно ли это утверждение?
Да
Нет
Верно: 1
Сорняки нуждаются в охране , так как они необходимы для поддержания равновесия в природе. Верно ли это утверждение?
Да
Нет
Верно: 1Лучшим барометром чистого воздуха являются лишайники и мхи. Верно ли это утверждение?
Да
Нет
Верно: 1Реки и озера имеют за счет бактерий и водорослей безграничную способность к самоочищению. Верно ли это утверждение?
Да
Нет
Верно: 2Воздух соснового, пихтового, березового леса уничтожает вирусы и бактерии быстрее, чем лук и чеснок. Верно ли это утверждение?
Да
Нет
Верно: 1
Леса в Челябинской области занимают 26% территории. Верно ли это утверждение?
Да
Нет
Верно: 1
Отдельные точки Челябинской области превратились в индустр. пустыни. (Карабаш, отвалы близ Сатки, озеро Карачай). Верно ли это утверждение?
Да
Нет
Верно: 1Наибольшее количество загрязненных сточных вод области сбрасывается в реку Теча.
Верно ли утверждение?
Да
Нет
Верно: 2Наибольшее количество загрязненных сточных вод области сбрасывается в реку Миасс. Верно ли утверждение?
Да
Нет
Верно: 1Наиболее чувствительными к загрязнениям атмосферы из высших растений являются хвойные породы. Верно ли это утверждение?
Да
Нет
Верно: 1Наиболее чувствительными к загрязнениям атмосферы из высших растений являются лиственные породы. Верно ли это утверждение?
Да
Нет
Верно: 2Загрязнение радиоактивными веществами в Челябинской области обусловлено деятельностью ПО ''Маяк''. Верно ли это утверждение?
Да
Нет
Верно: 1
Вопрос 1 (ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ)
Кол-во баллов –1, вариантов вопросов – 6
В какой пещере Челябинской области найдены рисунки древних людей?
Капова пещера
Игнатьевская пещера
Кунгурская пещера
Верно: 2Аркаим - что это такое?
курган
древний город
мавзолей
Верно: 2Определи, что древнее?
рисунки в Игнатьевской пещере
башня Тамерлана
Аркаим
Верно: 1Какой камень использовали для охоты древние жители Южного Урала?
мрамор
гранит
яшма
Верно: 3Определи древнее название уральских гор, данное греческим историком Геродотом?
Рифейские горы
Камень
Урал горы
Верно: 1
Где на территории г.Озерска ведутся археологические раскопки ?
У бассейна «Дельфин»
на «Гусином острове»
на озере Малая Нанога
Верно: 2Вопрос 2 (Древняя история родного края)
Кол-во баллов – 1, вариантов вопросов – 6
Что такое «чудские копи»?
пещеры
болота
ямы
Верно: 3Как называется наука, изучающая древних вымерших животных?
геология
палеонтология
зоология
Верно: 2Как называли первых жителей Урала древние греки?
ушкуйники
чуди
рифейцы
Верно: 2«Камень» - кто дал такое название уральским горам?
греческий историк Геродот
арабские путешественники
новгородские ушкуйники
Верно: 3Кто из путешественников первыми побывали на Урале?
новгородские купцы – ушкуйники
арабские путешественники
древние греки
Верно: 1Фамилия историка, который впервые упомянул об Уральских горах, о народах, которые там обитали?
Ибн Фадлан
Геродот
Гиппократ
Верно: 2Вопрос 3 (ДРЕВНИЕ ЖИТЕЛИ Ю. УРАЛА)
Кол-во баллов – 1, вариантов вопросов – 5
В какое время года башкиры празднуют «каргатуй»?
летом
весной
зимой
Верно: 2Какой русский царь подписал указ о присоединении башкир?
Петр I
Александр II
Иван Грозный
Верно: 3Любимый музыкальный инструмент башкир?
курай
домра
гармонь
Верно: 1Какой праздник отмечают башкиры ранней весной?
джиин
сабантуй
каргатуй
Верно: 3Любимый напиток башкир?
чай
квас
кумыс
Верно: 3Вопрос 4 (ДРЕВНИЕ ЖИТЕЛИ Ю. УРАЛА)
Кол-во баллов – 1, вариантов вопросов – 5
Сэсэны - кого так называли башкиры?
богатыри
музыканты
певцы
Верно: 3
На каком празднике у башкир собираются только женщины?
каргатуй
джиин
сабантуй
Верно: 1Самый великий батыр у башкирского народа?
Мустай Карим
Салават Юлаев
Муса Гали
Верно: 2Как называется место на карте Чел. области, где встретились Е. Пугачев и Салават Юлаев?
Салаватова пещера
озеро Тургояк
Пьяная гора
Верно: 3 Главное занятие у древних башкиров?земледелие
скотоводство
рыбная ловля
Верно: 2Вопрос 5 (История России и Урала)
Кол-во баллов 1, вариантов вопросов – 5
Кто приказал изменить название реки Яик на Урал?
Н. Демидов
Петр I
Екатерина II
Верно: 3
На берегах какой реки собирал свои войска Емельян Пугачев?
Исеть
Яик
Орь
Верно: 2Во время какой войны башкирских всадников называли «северными амурами»?
Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева
Отечественная война с Наполеоном (1812)
Великая Отечественная война
Верно: 2Что лишнее в снаряжении «северного амура»?
сабля
аркан
ружье
Верно: 3Какой из поселков Челябинской области получил название в память об участии уральцев в войне 1812 года?
Александро-Невский поселок
Бородиновка
Измайловский поселок
Верно: 2Вопрос 6 (ИСТОРИЯ РОССИИ И УРАЛА)
Кол-во баллов – 1, вариантов вопросов – 5
В каком городе Европы прошли победным маршем уральские казаки и башкирские стрелки?
Гродно
Прага
Париж
Верно: 3Где встретили 9 мая 1945 г. челябинские воины - танкисты?
в Берлине
в Праге
в Будапеште
Верно: 2
«За Волгой для нас земли нет!» - чьи это слова?
князя А. Невского
царя И. Грозного
снайпера В. Зайцева
Верно: 3Танкоград - какой город получил такое название в дни Великой Отечественной войны?
Челябинск
Златоуст
Уфалей
Верно: 1«Белые мамонты», «ласточки» - что из боевой техники Великой Отечественной войны так называли?
«Катюши»
танки
самолеты
Верно: 2 Вопрос 7 (СТАРИННЫЕ ГОРОДА ЮЖНОГО УРАЛА) Кол-во баллов – 1, вариантов вопросов – 5Для чего были необходимы надолбы, рогатки, валы?
для хорошей пахоты
для удачной охоты
для укрепленной крепости
Верно: 3На берегу какой реки строили свои первые поселения на Южном Урале русские люди?
Урал
Исеть
Миасс
Верно: 2Определи старинный город - центр добычи золота на Урале?
Касли
Миасс
Уфалей
Верно: 2Какой город прославился своим оружием?
Кыштым
Троицк
Златоуст
Верно: 3На старинном гербе какого города были изображены лиса и верблюд?
Челябинск
Касли
Златоуст
Верно: 1 Вопрос 8 (СТАРИННЫЕ ГОРОДА ЮЖНОГО УРАЛА) Кол-во баллов – 1, вариантов вопросов – 5На металле какого завода ставили клеймо «2 соболя»?
Кыштымский завод
Златоустовский завод
Верхнеуральский завод
Верно: 1Какой из городов старше?
Оренбург
Верхнеуральск
Троицк
Верно: 2 Какой из городов возник при уральском заводе?Оренбург
Верхнеуральск
Касли
Верно: 3Кто из русских царей побывал на Южном Урале и оставил память о себе в географических названиях на карте Челябинской области?
Екатерина II
Александр II
Петр III
Верно: 2 Какой из старинных городов Южного Урала вначале был крепостью?Касли
Чебаркуль
Миасс
Верно: 2